На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Состояние и пути совершенствования учета готовой продукции и товаров

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Содержание
Введение.           3
Глава 1. Организация и учет торговых операций в оптовой и
розничной торговле.         5
1.1. Обеспечение  сохранности товаров в организациях  торговли.  5
1.2 Порядок  ценообразования в торговле      6
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика
ООО ТК «Сибинтерн»         9
2.1. Экономическая   характеристика организации    9
2.2. Организация  бухгалтерского учета в ООО  ТК «Сибинтерн»
Глава 3. Состояние учета в ООО ТК «Сибинтерн»  
3.1 Понятие,  классификация и оценка товаров
3.2 Первичный  учет поступления товаров
3.3 Организация  складского хозяйства и складского  учета товаров
3.4 Синтетический  и аналитический учет товаров
Глава 4. Совершенствование учета в ООО ТК «Сибинтерн»
Заключение          
Список  использованной литературы      
Приложение 1          
 
 
 
 

 

     Введение 

    Бухгалтерский учет должен обеспечить достоверное  отражение объемных и качественных показателей хозяйственной деятельности и на их основе осуществлять оперативный  контроль за выполнением заданий  и получать необходимую информацию для управления организацией. В связи с этим одной из важнейших задач бухгалтерского учета является постоянный контроль за оборотом оптовой торговли по всем его показателям, а также контроль за своевременным и правильным выявлением валового дохода. Недостаточная организация учета лишает руководителей организаций возможности получения своевременной информации о ритмичности завоза товаров, их поступлении, о выполнении договорных обязательств поставщиками и покупателями, о состоянии товарных запасов и их соответствии установленным нормативам, о ходе отгрузки и реализации товаров. При отсутствии такой информации возникают трудности не только в снабжении товарами покупателей, но и в изыскании новых резервов для улучшения финансово-хозяйственной деятельности организации.
    Оптовая торговля осуществляет продажу товаров, продукции предприятиям, учреждениям, снабженческо-сбытовым, посредническим и другим организациям для дальнейшего  их использования в производстве или для перепродажи. Иными словами, товар передается для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным потреблением.
    В соответствии с постановлением Госкомстата  России от 19 января 2000 г. № 4 оборот оптовой  торговли представляет собой стоимость отгруженных (переданных) на сторону товаров, приобретенных на стороне для целей перепродажи юридическим и физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без профессионального использования (дальнейшей переработки или продажи), кроме продажи населению.
    Оптовая торговля активно воздействует на работу промышленности по выпуску высококачественных товаров в количестве и ассортименте, отвечающих спросу населения. Одновременно с этим она должна положительно влиять и на работу розничной торговой сети, содействуя повышению уровня ее организации, культуры обслуживания покупателей; формированию спроса на новые товары.
    Развитие  розничной торговли в значительной степени содействует удовлетворению потребностей населения и оказывает  воздействие на производство и потребление. В сфере розничной торговле заканчивается процесс обращения товаров, и они переходят в сферу личного потребления. Этот переход совершается путем купли-продажи
    В организациях оптовой торговли сосредоточивается  большая масса товаров. Поэтому другой важной задачей бухгалтерского учета является контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей. Выполнение этой задачи требует хорошо поставленного бухгалтерского учета наличия и движения товаров и тары по материально ответственным лицам, обеспечивающего своевременное и правильное оприходование поступивших и списание отпущенных и проданных товарно-материальных ценностей.
    Цель  настоящей курсовой работы изучить  и рассмотреть на примерах порядок  организации бухгалтерского учета  товаров в организациях торговли, порядок формирования ценообразования и реализации товаров, определение финансового результата.
    Актуальность  выбранной темы состоит в том, что торговые предприятия занимают одно из важных мест в сфере обращения. Торговые организации есть в любом населенном пункте. Правильная организация учета в торговом предприятии имеет очень большое значение для всех экономических показателей.
 

     Глава 1 Организация и учет торговых операций в оптовой и розничной торговле 

    1.1. Обеспечение сохранности товаров в организациях торговли. 

    С материально ответственными лицами администрация торговых организаций  заключает договоры на материальную ответственность, которая может  быть индивидуальной или бригадной. В оптовой торговле наибольшее распространение  получила бригадная форма материальной ответственности. При этой форме лучше обеспечивается сохранность товаров, так как члены бригады имеют право давать отвод лицам, которые, по их мнению, не могут обеспечить сохранность ценностей. В состав бригад включаются заведующие складами и отделами (секциями), их заместители, кладовщики, приемщики, отборщики, упаковщики и другие работники, участвующие в приеме и отпуске товаров (за исключением грузчиков, рабочих и лиц, не достигших 16-летнего возраста).
    Администрация оптовой организации заключает с бригадой договор, в котором указываются права, обязанности и ответственность сторон — членов бригады и администрации. Бригада принимает на себя полную материальную ответственность за находящиеся у нее под отчетом ценности, а администрация обязуется обеспечить необходимые для этого условия. Договор подписывают все члены бригады и представитель администрации.
    В случае выявления недостачи или  порчи товаров по вине бригады  ее члены несут коллективно полную материальную ответственность и возмещают нанесенный ущерб пропорционально тарифным ставкам получаемой ими заработной платы и фактически проработанному времени.
    Одним из условий обеспечения сохранности  ценностей является присвоение товарам  номенклатурных номеров (кодов). Товарная номенклатура — это систематизированный перечень товаров с указанием цифровых кодов, закрепленных за соответствующими наименованиями товаров, различающихся между собой ценами. Номенклатурные номера могут состоять из семи, восьми или более цифр. Первые две цифры означают номер товарной группы, третья цифра — номер подгруппы, следующие - порядковые номера товаров в данной подгруппе или группе. Если товар не входит в подгруппу, то третья цифра будет 0. Номенклатурные номера товаров указываются в Книге регистрации номенклатурных номеров.
    Номенклатурные  номера присваиваются и таре. Она  учитывается по условному коду № 99; 3-я цифра показывает подгруппу, вид тары. Следующие цифры (4-я  — 7-я) обозначают порядковые номера тары по Книге регистрации номенклатурных номеров.
    Номенклатурные  номера товаров и тары указываются  во всех товарных документах. Их использование  способствует правильной организации  аналитического учета товаров, предотвращению их пересортицы.
    Сохранность товарно-материальных ценностей достигается, кроме того, с помощью периодически проводимых инвентаризаций товаров и тары в организациях оптовой торговли, особенно при передаче товарно-материальных ценностей в связи с уходом материально ответственных лиц в очередной отпуск, увольнением с работы и т. д. Своевременные и качественные инвентаризации товаров позволяют проверить соответствие фактических остатков товаров и тары учетным данным, выяснить причины обнаруженных расхождений и принять меры по их устранению. 

    1.2. Порядок ценообразования в торговле
    Под оценкой товаров понимается выбор учетной цены, т. е. цены, по которой приходуются и списываются товары.
    В соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», товары, приобретенные организацией для продажи (оптовая торговля), оцениваются  по стоимости их приобретения (покупная цена).
    Покупная  цена товара определяется в соответствии с условиями договора между организацией-изготовителем  и торговой организацией. Налог на добавленную стоимость (НДС), указанный  в счете поставщика, в покупную стоимость товара не включается.
    В момент продажи товаров торговая организация делает свою торговую наценку  и в счет покупателя включает налог  на добавленную стоимость. Торговая наценка устанавливается организацией самостоятельно, из расчета покрытия издержек обращения и получения прибыли. Налог на добавленную стоимость и перечисляется в бюджет. Организациям, осуществляющим розничную торговлю, разрешается производить оценку приобретенных товаров как по покупной, так и по продажной стоимости. Выбор учетной цены определяется учетной политикой организации.
    Учет  товаров по продажным ценам (в  розничной торговле) предполагает установление цены реализации товаров в момент его поступления. Иначе говоря, при  поступлении товара торговая организация  на покупную стоимость товара производит торговую наценку. По таким ценам товар учитывается в торговой организаций и реализуется покупателю.
    Согласно  постановлению Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» торговые организации могут определять величину торговых наценок самостоятельно, в зависимости от спроса на товары и их предложения. Исключением являются цены на продукты детского питания (включая пищевые концентраты) и на товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с ограниченными сроками завоза грузов, где предельные размеры торговых надбавок устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
    Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости на всех стадиях ее получения в процессе работы организации.
    Ставки  налога на добавленную стоимость  по определенным продовольственным  товарам и товарам для детей (по перечню, утвержденному ст. 164 Налогового кодекса РФ) составляют 10%, по остальным товарам — 18%.
    В расчетных документах поставщика на продаваемые товары НДС должен быть показан отдельно от стоимости товаров  по отпускным ценам.
 

     Глава 2. Организационно-экономическая характеристика ООО ТК «Сибинтерн»
    2.1. Экономическая  характеристика организации
    Основным  видом деятельности является оптовая торговля. Общество может также осуществлять и другие виды деятельности, не запрещенные законодательством РФ ООО ТК «Сибинтерн» занимается оптовой торговлей продуктов питания.
    Общество  обладает полной хозяйственной самостоятельностью в вопросах распределения чистой прибыли. Чистая прибыль Общества (после  уплаты налогов) остается в распоряжении Общества и по решению собрания участников направляется на формирование фондов Общества, на другие цели и распределятся между участниками пропорционально их долям в Уставном Капитале Общества.
    Общество  обязано вести бухгалтерский  учет и предоставлять финансовую отчетность в порядке, установленном  правовыми актами РФ.
     Достоверность данных, содержащихся в годовом отчете, должна быть подтверждена ревизором ООО ТК «Сибинтерн».
      Анализ  финансовых результатов является одним  из важнейших аспектов исследования финансово-хозяйственной деятельности предприятия (организации). Общая оценка уровня и динамики показателей прибыли и рентабельности, изучение состава и структуры валовой прибыли, проведение факторного анализа результата от реализации продукции (работ, услуг) необходимы для ретроспективного анализа финансовых показателей и экономического прогнозирования.
       Основные  экономические показатели деятельности ООО ТК «Сибинтерн» представлены в таблице 2.2.1 
 
 

 


                                                                                                                                                                                     Таблица 2.2.1.                            
Основные  технико-экономические показатели деятельности ЗАО «Сибитэк» за 2005 - 2007 гг.
Показатели Годы
2005 2006 2007
план факт % выполнения план факт % выполнения план факт % выполнения
1.Товарооборот, тыс. р. 30000,00 30292,90 100,98 65000,00 67913,20 104,48 100000,00 93281,78 93,28
2. Себестоимость реализации товаров,  продукции, работ, услуг, тыс.  р. 20000,00 21976,00 109,88 45000,00 46240,70 102,76 70000,00 69827,28 99,75
3. Прибыль от реализации, тыс. р.  1000,00 -356,44 -35,64 7000,00 7424,45 106,06 8000,00 2496,18 31,20
4. Прибыль отчетного года, тыс. р. 5000,00 573,40 11,47 10000,00 8604,13 86,04 10000,00 6646,06 66,46
5. Годовой фонд оплаты труда,  тыс. р. 3100,00 3167,43 102,18 5000,00 4840,00 96,80 9000,00 8937,43 99,30
6. Численность, чел. 307,00 307,00 100,00 315,00 311,00 98,73 290,00 282,00 97,24
7. Средняя заработная плата, р./мес. 841,48 859,78 102,18 1322,75 1296,89 98,04 2586,21 2641,08 102,12
8. Производительность труда, тыс. р. 97,72 98,67 100,98 206,35 218,37 105,83 344,83 330,79 95,93
9. Среднегодовая стоимость основных  производственных фондов, тыс. р. 75200,00 75237,80 100,05 75300,00 75290,50 99,99 75900,00 75908,20 100,01
 

     
     В результате анализа основных показателей деятельности ООО ТК «Сибинтерн» выявлено следующее. Практически по всем показателям план был выполнен полностью. Так в 2002 г. выручка от реализации была получена в объеме 100,98% от запланированного уровня, в 2006 г. – 104,48%, а в 2007 г. ООО ТК «Сибинтерн» с планом не справилось – 93,28%.
     Аналогичная ситуация имела место и с себестоимостью: в 2005 г. план выполнен на 109,88%, в 2006 г. –  на 102,76%, а в 2007 – лишь на 99,75%.
     При этом фактическая величина прибыли  от реализации имела отрицательный знак (-356,44 тыс. руб.) при запланированном объеме 1000 тыс. руб., в 2006 г. плановый объем 7000 тыс. руб. перевыполнен на 6,06%, в 2007 г. недовыполнен на 68,8%.
     Процент выполнения плана по прибыли отчетного  года в 2005 г. составил лишь 11,47% (т.е. почти десятую часть), в 2006 г. – 86,04%, в 2007 г. – 66,46%.
     При этом годовой фонд оплаты труда в 2005 г. выполнен на 102,18%, в 2006 г. – на 96,80%, в 2007 г. – на 99,30%. С планом по численности  в 2005 г. ООО ТК «Сибинтерн»» справилось на 100%, в 2006 г. – на 98,73%, в 2007 г. – на 99,30%. План по среднемесячной заработной плате в 2005г. выполнен в размере 102,18%, в 2006 г. – 98,04%, в 2007 г. – 102,12%.
     Фактическое значение производительности труда  по отношению к плановому в 2005 г. составило 100,98%, в 2006 г. – 105,83%, а в 2007 г. – 95,93%.
      Выполним  анализ финансовых результатов, заполнив аналитическую таблицу 2.2.2
 


                                                                                                                                                                       Таблица 2.2.2
                                  Анализ прибыли ООО ТК «Сибинтерн» (горизонтальный анализ)
Наименование  показателя Годы Абсолютное  отклонение, тыс.руб. Относительное отклонение, %
2005 2006 2007 2006 к 2005 2007 к 2006 2006 к 2005 2007 к 2006
1. Товарооборот 30292,94 67913,24 93281,78 37620,30 25368,54 224,2 137,4
2. Себестоимость проданных товаров,  продукции, работ, услуг 21296,03 46240,66 69827,28 24944,63 23586,62 217,1 151,0
3. Валовая прибыль 8316,91 21672,58 23454,50 13355,67 1781,92 260,6 108,2
4. Коммерческие расходы 8673,35 14248,13 20958,32 5574,78 6710,19 164,3 147,1
5. Прибыль (убыток) от продаж -356,44 7424,45 2496,18 7780,89 -4628,27 -2082,9 33,6
6. Прочие операционные доходы 1705,07 1933,10 4590,90 228,03 2657,80 113,4 237,5
7. Прочие операционные расходы 1065,94 1430,43 1169,49 364,49 -260,94 134,2 81,8
8. Внереализационные доходы 298,91 717,77 838,70 418,86 120,93 240,1 116,8
9. Внереализационные расходы 8,20 40,76 110,23 32,56 69,47 497,1 270,4
10. Прибыль (убыток) до налогообложения 573,40 8604,13 6646,06 8030,73 -1958,07 1500,5 77,2
11. Налог на прибыль и иные  аналогичные обязательные платежи 198,24 2366,62 2113,64 2168,38 -252,98 1193,8 89,3
12. Прибыль (убыток) от обычной деятельности 375,16 6237,51 4532,42 5862,35 -1705,09 1662,6 72,7
13. Чистая прибыль (убыток) отчетного  периода 375,16 6237,51 4532,42 5862,35 -1705,09 1662,6 72,7
 


      Анализ  прибыли показал, что выручка  от продажи товаров, продукции, работ, услуг постоянно росла. Причем ее темп роста в 2006 г. был выше
(224,2 % или  37620,30 тыс. руб.), чем в 2007 г. (137,4 % или 25368,54 тыс. руб.).
      В тоже время себестоимость проданных  товаров, продукции, работ, услуг в 2006 г. возросла на 24944,63 тыс. руб. (или на 117,1 %), а в 2007 г. – на 23586,62 тыс. руб. (или на 51,0 %). Необходимо обратить внимание, что в 2006г. темпы роста себестоимости были ниже темпов роста выручки от продажи, а в 2007 г. – наоборот. Это говорит об ухудшении ситуации на предприятии.
      В связи с этим, объем валовой прибыли в 2006 г. увеличился на 160,6 %, что в стоимостном выражении составляет 13355,67 тыс. руб., а в 2007 г. - на 8,2%, что в стоимостном выражении составляет 1781,92 тыс. руб.
      В свою очередь на величину прибыли  от продаж оказали влияние коммерческие расходы, размер которых в 2006 г. увеличился на 64,3%, а в 2007 – на 47,1 %.
      Таким образом, ООО ТК «Сибинтерн» по итогам работы в 2005 г. имело убыток от продаж – 356,44 тыс. руб. Причиной такого убытка явилась слишком большая величина коммерческих расходов (уровень коммерческих расходов в 2005 г. составлял 28,6%, в 2006 г. – 20,9%,в 2007 г. – 22,5%). В том числе особенно велики были расходы на оплату труда и транспортные расходы.
      В 2006 г. ООО ТК «Сибинтерн» пересмотрев и сократив штатную численность работников, а также осуществив мероприятия по снижению транспортных расходов, получило прибыль от продаж в размере 7424,45 тыс. руб.
      Размер  прибыли от продаж в 2007 г. сократился на 66,4% (или на 4628,27 тыс. руб.) из-за нерациональной ценовой политики.
     Также ООО ТК «Сибинтерн» в результате своей финансово-хозяйственной деятельности имело прочие операционные доходы и расходы. При чем величина первых имела в анализируемом периоде тенденцию роста (темп роста по годам соответственно 113,4% и 237,5%); прочие операционные расходы в 2006 г. возросли на 1169,49 тыс. руб. (или на 34,2%), а в 2007 г. – снизились на 260,94 тыс. руб. (или на 18,2%).
     Темпы роста внереализационных расходов были выше темпов роста внереализационных  доходов в два раза.
     Следовательно, прибыль до налогообложения в 2005 г. составляла 573,40 тыс. руб., в 2006 г. – на 8030,73 тыс. руб. больше – 8604,13 тыс. руб., а в 2007 г. – на 1958,07 тыс. руб. меньше – 6646,06 тыс. руб.
     Аналогичная динамика прослеживается и по налогу на прибыль: в 2006 г. темп роста 1193,8 %, в 2007 г. – 89,3 %.
     Сумма прибыли от обычной деятельности была равна сумме чистой прибыли  отчетного периода и составляла в 2005 году 375,16 тыс. руб., в 2006 г. – на 5862,35 тыс. руб. больше (темп роста 1662,6 %), в 2007 г. – на 1705,09 тыс. руб. меньше предыдущего периода (темп роста 72,7 %). 

    2.2. Организация бухгалтерского учета  в ООО ТК «Сибинтерн»
    Учётная политика сформирована на основании  действующих нормативных документов: Федерального Закона РФ "О бухгалтерском  учете", Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. N 34н), Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организаций" (утв. приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. N 60н), а также в соответствии с иными положениями и нормами, содержащимися в законодательстве о бухгалтерском учёте и отчётности.
     Бухгалтерский учет ведется в соответствии с  Федеральным законом РФ «О бухгалтерском  учете» № 129 ФЗ от 21.11.1996г. Положения  по ведению бухгалтерского учета  и отчетности в РФ, утвержденного  Приказом Министерства финансов РФ от 29.07.1998г. № 34н. Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденного Приказом Министерства финансов РФ от 09.12.1998г. №60н.
     Структура бухгалтерской службы представлена на рисунке 2 


                        


 
 
 
 

 

 
 
 

     Рис. 2. Структура бухгалтерии
     Первое  подразделение, часто именуемое  расчетным отделом, производит весь цикл работ по учету труда и  его оплаты, составляет соответствующую  отчетность и осуществляет контроль.
     Группа  учета материальных ресурсов, или  материальный отдел, учитывает и  контролирует наличие и движение всех видов товарно-материальных ценностей, основных средств и нематериальных активов, финансовых вложений, участвует  в инвентаризации этих ценностей и составляет отчетность.
  Третья  группа - ведет учет издержек производства, контролирует и анализирует трудовые и материальные затраты, участвует  в инвентаризации и составляет отчетность.
  К функции четвертого подразделения  бухгалтерии относятся учет поступления, наличия, отгрузки и реализации товаров, расчетов с покупателями.
     При большом объеме банковских и расчетных  операций их учет, а так же учет денежных средств могут поручить самостоятельному подразделению бухгалтерии. На него возлагается организация финансовой  работы  на  тех предприятиях где отсутствует финансовый отдел.
     Вся остальная учетная и контрольная  работа (учет собственного капитала, фондов, финансовых результатов, внутриведомственных  и  внутрихозяйственных расходов) возлагается на шестое подразделение бухгалтерии.
    В сводной группе осуществляют обобщение  всех данных бухгалтерского учета, составление  бухгалтерского баланса и отчетов, координацию работы отдельных подразделений  бухгалтерии, организацию всей информационной системы на предприятии.
 

     Глава 3. Состояние учета товаров в ООО ТК «Сибинтерн» 

     3.1 Понятие, классификация и оценка  товаров
    В тех случаях, когда в торговых организациях учет товаров осуществляется по покупным ценам, в момент отражения  в учете реализации товаров также  требуется знать покупную стоимость реализованных товаров.
    Если  товары всегда поступают по одной  и той же цене, проблемы определения  покупной стоимости реализованных товаров не возникает, так как достаточно количество реализованных товаров в натуральных показателях умножить на их покупную цену.
    Однако  одни и те же товары могут поступать  от разных поставщиков и, как правило, по разным ценам. Даже при покупке  того или иного товара у одного и того же поставщика, но в разное время, цены на товары могут быть разными, поэтому возникает проблема оценки товарных запасов.
    В соответствии с Положением по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в Российской Федерации  и ПБУ 5/01 Минфина РФ применяются  следующие методы оценки запасов:
    по себестоимости единицы запасов;
    по средней себестоимости;
    по себестоимости первых по времени закупок – ФИФО;
    по себестоимости последних по времени закупок – ЛИФО.
    Выбор того или иного метода остается за организацией и фиксируется в  ее учетной политике.
    Метод себестоимости единицы запасов
    Этот  метод используется в том случае, если учет товаров ведется по каждой конкретной единице, что позволяет  четко проследить остаток конкретной единицы товара на начало отчетного  периода, количество товара, поступившего и реализованного за отчетный период, и определить количество товара, оставшегося на конец отчетного периода.
    Метод ФИФО
    Данный  метод основан на том, что товары, приобретенные в первую очередь, и реализуются в первую очередь. Следовательно, товары, оставшиеся на конец месяца, относятся к последним закупкам.
    Метод ЛИФО
    Данный  метод основан на том, что стоимость  товаров, купленных последними, используется для определения стоимости товаров, реализованных в первую очередь. Следовательно, стоимость товаров  на конец месяца рассчитывается на основе цен товаров,
    Различные методы оценки товарных запасов через  изменение покупной стоимости реализованных  товаров влияют на величину валового дохода от продажи, а следовательно, и на сумму прибыли организации. Наибольшую прибыль организация  получает при методе ФИФО, а наименьшую — при методе ЛИФО. Таким образом, финансовые показатели деятельности организации непосредственно зависят от выбранного метода оценки товаров, иначе говоря, неэффективная учетная политика в отношении оценки товаров может привести к ухудшению реального финансового положения организации.
    Использование метода себестоимости единицы запасов  позволяет наиболее точно определить покупную стоимость проданных товаров  и товаров, оставшихся в запасе. Однако этот метод — наиболее трудоемкий по сравнению с остальными и его целесообразно использовать лишь в условиях автоматизации учета.
    Поскольку расчет покупной стоимости проданных  товаров в течение месяца трудоемок, он применяется, как правило, при  компьютерной обработке информации о движении товаров.
    В организациях розничной торговли вести  учет товаров по покупным ценам сложно, так как при продаже товаров  покупателям, в большинстве случаев, никаких документов не выписывается. На сумму покупки кассиром на контрольно-кассовой машине печатается чек, сумма которого показывает стоимость реализованных товаров по продажным ценам. В этом случае при учете товаров по покупным ценам отсутствует информация о стоимости реализованных товаров по учетным (покупным) ценам за день. Ее можно получить расчетным путем, используя формулу:
    Р = 0Н + П-0К,
    где Р — стоимость реализованных  товаров по покупным ценам;
    Он — остатки товаров по покупным ценам на начало дня (на основании данных инвентаризации товаров);
    Ок — остатки товаров по покупным ценам на конец дня (на основании данных инвентаризации товаров);
    П — стоимость поступивших товаров  по покупным ценам (по данным приходных документов).
    Однако  ежедневное проведение инвентаризации товаров требует больших затрат труда и в связи с этим нецелесообразно. Инвентаризация обычно проводится по окончании месяца (на 1-е число). Это позволяет с помощью вышеуказанной формулы определить сумму реализованных товаров по покупным ценам в целом за месяц и, соответственно, остатки товаров по учетным ценам на 1-е число каждого месяца. Однако установить учетные остатки товаров на любую дату месяца этим способом нельзя.
    В соответствии с вышесказанным предприятия  розничной торговли в качестве учетной  цены товаров преимущественно применяют  продажную цену. Это позволяет  легко определить сумму реализованных товаров по учетным (продажным) ценам, поскольку она фиксируется счетчиками контрольно-кассовых машин при реализации товаров.
    Применение  в качестве учетных покупных цен  на предприятиях розничной торговли возможно там, где учет товаров осуществляется с применением штрихового кодирования.
    В организациях торговли необходим регулярный контроль за ценами, чтобы выявлять и предупреждать нарушения в  установлении цен и торговых надбавок.
    На  практике контроль за ценами осуществляется на всех этапах движения товаров:
    при поступлении товаров;
    при продаже товаров;
    при инвентаризации товаров и тары.
    Товары, как было сказано ранее, приходуются  под отчет материально ответственного лица в оптовой торговле по покупным ценам, а в розничной торговле — как правило, по продажным ценам.
    Тара  приходуется по ценам, указанным  в счете поставщика, т. е. по покупным ценам. В случае поступления тары без цены составляется акт на оприходование  тары, в котором указывается стоимость  тары по цене возможной реализации. Стоимость такой тары относится в доход предприятия.
    Контроль  за ценами и наценками осуществляет экономист по ценам или бухгалтер  на основании первичных документов.
    В оптовой торговле на основании названных  документов осуществляется регистрация  цен в книге учета поступления товаров. В ней записываются: наименование товара, дата и номер приходного документа, количество товара, цена, сумма. При поступлении товара выписывается товарный ярлык, где в обязательном порядке должна быть сделана ссылка на порядковый номер товара в книге. На основании этих записей легко проверить цену, указанную на товарном ярлыке.
    В организациях розничной торговли цены на товары проверяют на основании  первичных документов. Каждому документу  присваивается порядковый номер, который  записывается в товарный ярлык.
    Контроль  за ценами предполагает, кроме того, проверку наличия ценников на товары. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 продавец (в данном случае — торговая организация) обязан обеспечить наличие  четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственных лиц или печати торговой организации, даты оформления ценника.
    Контроль  за ценами осуществляется и при инвентаризации товаров, в момент проведения которой инвентаризационной комиссией и бухгалтерией производится сплошная проверка цен.
    Наряду  с внутренним контролем за ценами осуществляется их проверка общественными  организациями. В частности, в системе  потребительской кооперации существуют комиссии кооперативного контроля.
    Контроль  за ценами может осуществляться также  при аудиторских проверках.
    Проверки  цен, как внутренние, так и внешние, оформляются актом. 

     3.2 Первичный учет поступления товаров 

    Фактическую себестоимость товарных запасов формируют на счете 41 «Товары». При этом в учете торгового предприятия могут делаться такие проводки:
    Дебет 41 Кредит 60
    - отражена стоимость оприходованных  товаров в ценах поставщика;
    Дебет 19 Кредит 60
    - учтен НДС по оприходованным товарам;
    Дебет 41 Кредит 60 (76)
    - расходы на приобретение товаров  (затраты по доставке, по уплате  вознаграждения посреднической  организации, с помощью которой  приобретены товары, и т. п.) включены  в их фактическую себестоимость;
    Дебет 19 Кредит 60 (76)
    - учтен НДС по расходам, связанным  с приобретением товаров;
    Дебет 41 Кредит 66 субсчет "Проценты по кредиту"
    - проценты по краткосрочному кредиту,  полученному на приобретение  товаров, включены в их фактическую  себестоимость;
    Дебет 41 Кредит 67 субсчет "Проценты по кредиту"
    - проценты по долгосрочному кредиту,  полученному на приобретение  товаров, включены в их фактическую  себестоимость;
    Дебет 41 Кредит 10 субсчет "Упаковка"
    - упаковочные материалы, использованные  для подготовки товаров к продаже,  включены в их фактическую себестоимость.
    Рассмотрим  на примере торгового предприятия  ООО ТК «Сибинтерн»
    Магазин ООО ТК «Сибинтерн» получил от поставщика 50 кг сахара-песка по цене 9,6 руб., включая НДС - 1,6 руб. Товар  был упакован в парусиновые мешки  по 10 кг.
    Для того чтобы сахар можно было продавать в торговом зале, его расфасовали в полиэтиленовые пакеты по одному килограмму. Цена одного пакета - 70 коп. Для фасовки сахара было использовано соответственно 50 пакетов.
    Учет  товаров в ООО ТК «Сибинтер»ведется  в продажных ценах.
    Торговая  наценка на 1 кг сахара составила 2 руб.
    Бухгалтер магазина сделал такие проводки:
    Дебет 41 Кредит 60
    - 400 руб. (50 кг х (9,6 руб. - 1,6 руб.)) - отражена  стоимость оприходованного сахара  в ценах поставщика;
    Дебет 19 Кредит 60
    - 80 руб. (50 кг х 1,6 руб.) - учтен НДС по оприходованному сахару;
    Дебет 41 Кредит 10 субсчет "Упаковка"
    - 35 руб. (50 шт. х 0,7 руб.) - полиэтиленовые  пакеты, использованные для подготовки  сахара к продаже, включены  в его фактическую себестоимость;
    Дебет 41 Кредит 42
    - 100 руб. (50 кг х 2 руб.) - начислена  торговая наценка на оприходованный  сахар.
    Итак, фактическая себестоимость 1 кг сахара составила:
    (400 руб. + 35 руб.) : 50 кг = 8,7 руб.
    А его продажная цена равна:
    (400 руб. + 35 руб. + 100 руб.) : 50 кг = 10,7 руб.
    расходы на фасовку товаров включаются в  их фактическую себестоимость только в том случае, если они связаны  с предпродажной подготовкой  оприходованных товаров.
    Если  же в магазине фасуют товары, которые  уже переданы в торговый зал, то стоимость  упаковочных материалов относится на счет 44 "Расходы на продажу". Ведь к моменту передачи товаров для реализации их фактическая себестоимость должна быть уже сформирована на счете 41. Например, для упаковки колбасы в торговом зале магазин использует оберточную бумагу. Стоимость этой бумаги не может быть включена в фактическую себестоимость реализуемой колбасы, а должна быть отнесена на издержки обращения.
    Часто бывает, что товары разного ассортимента доставляет одно транспортное средство или партии разных товаров приобретены с помощью одного посредника по одной сделке.
    В таких случаях бухгалтер должен распределить транспортные расходы (стоимость  посреднических услуг и т.п.) между  видами полученных товаров. Обычно это  делается пропорционально стоимости  приобретенных товаров.
    Стоимость проданных товаров списывают  в дебет счета 90 «Продажи» в розничных ценах. Делают это на основании товарных отчетов, которые также оформляют в продажных ценах. Поэтому обороты по дебету счета 90 субсчет "Себестоимость продаж" в корреспонденции с кредитом счета 41 "Товары" равны оборотам по кредиту счета 90 субсчет "Выручка".
    А валовой доход от продажи товаров (реализованная торговая наценка) является расчетной величиной.
    Исчислять ее можно одним из следующих способов:
    - по общему товарообороту;
    - по ассортименту товарооборота;
    - по среднему проценту.
    Итак, средний процент торговой наценки  рассчитывают ежемесячно по следующей  формуле:
                     Н = (ТНН + ТНП - ТНВ) : (Т + ОТ) х  100%,
    где Н - средний процент торговой наценки; ТНН - торговая наценка, приходящаяся на остаток товаров на начало отчетного месяца; ТНП - торговая наценка на товары, поступившие за отчетный месяц; ТНВ - торговая наценка на товары, выбывшие в отчетном месяце (возвращены поставщику, списаны из-за порчи и недостачи и т.п.); Т - общий товарооборот (выручка от реализации товаров); ОТ - остаток товаров на конец отчетного месяца.
    Рассчитав средний процент торговой наценки, определяют реализованную торговую наценку. Делают это по формуле:
                                   РН = Т х Н,
    где РН - реализованная торговая наценка; Т - общий товарооборот (выручка от реализации товаров); Н - средний процент  торговой наценки.
    На  основании этого расчета бухгалтер  делает проводку:
    Дебет 90 субсчет "Выручка" Кредит 42
    - сторнирована реализованная торговая наценка.
    В магазине ООО ТК «Сибинтерн» по состоянию на 1 апреля 2005 года остаток товаров был равен 189 000 руб. (в продажных ценах).
    При этом остаток торговой наценки на нереализованные товары (сальдо счета 42) составил 89 000 руб. Этот остаток складывается из:
    - собственно торговой наценки  (50 000 руб.);
    - НДС с продажной стоимости  товаров (30 000 руб.);
    За  апрель в магазин поступило товаров на сумму 120 000 руб., включая НДС - 20 000 руб. (в ценах поставщика). Товары оприходованы, составлен реестр розничных цен.
    Торговая  наценка (без НДС) на полученные товары составляет 30 процентов.
    Значит, стоимость товаров с наценкой и НДС равна:
    130 000 руб. + (130 000 руб. х 20%) = 156 000 руб.
    В апреле 2007 года выручка магазина от реализации товаров составила 289 800 руб., включая НДС - 46 000 руб.
    Бухгалтер ООО сделал следующие проводки:
    Дебет 41 Кредит 60
    - 100 000 руб. - оприходованы товары, поступившие от поставщика;
    Дебет 19 Кредит 60
    - 20 000 руб. - учтен НДС по оприходованным  товарам;
    Дебет 41 Кредит 42
    - 63 800 руб. (163 800 - 100 000) - начислена торговая  наценка на оприходованные товары (на основании реестра розничных  цен);
    Дебет 50 Кредит 90 субсчет "Выручка"
    - 289 800 руб. - отражена выручка от  реализации товаров;
    Дебет 90 субсчет "НДС" Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
    - 46 000 руб. ((289 800 руб. х 18% : 118%) - начислен  НДС, подлежащий уплате в бюджет;
    Дебет 90 субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 41
    - 289 800 руб. - списана себестоимость  реализованных товаров (в продажных  ценах).
    Бухгалтер ООО определяет величину реализованной  торговой наценки и оформляет  справку-расчет. (Приложение 1)
    Составив  Справку-расчет, бухгалтер делает следующие записи:
    Дебет 90 субсчет "Выручка" Кредит 42
    - 125 483 руб. - сторнирована реализованная  торговая наценка;;
    Дебет 90 субсчет "Прибыль/убыток от продаж" Кредит 99
    - 64 427 руб. (289 800 - - 46 000 - 289 800 + 125 483) - выявлен  финансовый результат от продажи товаров.
    В деятельности торгового предприятия  довольно часто случается, что товар  необходимо переоценить (уценить или  дооценить). Уценивают товар, если он перестает пользоваться спросом  или теряет свои потребительские  качества.
    Как правило, качество товара снижается после того, как его выставили на витрине или в результате какой-либо чрезвычайной ситуации (пожара, наводнения, аварии и т.д.).
    Дооценивают же товары обычно тогда, когда спрос  на них повышается. Другой причиной дооценки может быть рост курса доллара и как следствие - подорожание товаров.
    Уценив  товары, в учете делают запись:
    Дебет 42 Кредит 41 - уменьшена торговая наценка  на товары.
    А дооценка товаров отражается такой  проводкой:
    Дебет 41 Кредит 42 - увеличена торговая наценка  на товары.
    Переоценив  товары, нужно составить инвентаризационную опись-акт, которая должна содержать  следующую информацию:
    - дату изменения цены;
    - наименование переоцениваемого  товара;
    - количество переоцениваемого товара;
    - старую цену на товар;
    - новую цену на товар;
    - сумму переоценки (разность между  стоимостью товаров в старых  и новых ценах). 

     3.3 Организация складского хозяйства  и складского учета товаров 

    В организациях оптовой торговли товары на счете 41, субсчет 1 «Товары на складах» учитываются по покупной стоимости без учета НДС.
    Поступление многооборотной тары, имеющей залоговые  цены, учитывается по ценам, включающим НДС, которые зачету перед бюджетом не подлежат. Если товары затариваются в потребительскую тару одноразового использования, стоимость которой включается в их цену, либо тара оплачивается сверх цены за товары, то эта тара облагается НДС. Суммы НДС при этом предъявляются к зачету перед бюджетом в общеустановленном порядке.
    Если  в первичных документах поставщика сумма НДС не выделена отдельной  строкой или не оформлена либо составлен ненадлежащим образом счет-фактура, исчисление налога на добавленную стоимость расчетным путем не производится. В этом случае стоимость приобретенных товаров, включая НДС, приходуется по счету 41, субсчет 1 «Товары на складах» с последующим списанием на счет реализации.
    Транспортные  расходы, включенные в счет поставщика, отражаются по дебету счета 44 «Расходы на продажу» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». На сумму НДС, относящуюся к транспортным расходам, на счетах бухгалтерского учета делается запись по дебету счета 19, субсчет 3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
    Если  при приеме товаров выявлены расхождения в количестве или качестве товаров по вине поставщика или транспортной организации, то на основании составленных актов им предъявляются претензии. В этом случае в бухгалтерском учете на покупную стоимость недостающих товаров с учетом НДС делаются следующие записи:
    Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям» Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
    Оприходование тары и упаковочных материалов, поступивших  на склад оптовой организации без цены, т.е. не включенных в счет поставщика, отражается на основании соответствующего акта бухгалтерской записью:
    Дебет счета 41, субсчет 3 «Тара под товаром  и порожняя» Кредит счета 91 «Прочие  доходы и расходы» — по ценам  возможной реализации
    Если  два оптовых склада находятся  на одном балансе, то внутреннее перемещение  товаров с одного склада на другой оформляется расходной накладной  и отражается на счетах бухгалтерского учета следующей записью:
    Дебет счета 41, субсчет 1 «Товары на складах» Кредит счета 41, субсчет 1 «Товары на складах» — по учетным (покупным) ценам.
    По  дебету — аналитический учет склада, на который поступает товар, по кредиту  — аналитический учет склада, с  которого списывается товар.
    Оптовые организации могут принимать  на ответственное хранение товары, поступившие без счета поставщика (до поступления счета от поставщика). Эта операция отражается по дебету забалансового счета 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение», гак как данные товары пока не являются собственностью оптового предприятия — по ценам, принятым условиями договора, или по цене возможной реализации.
    После поступления счета поставщика эти  товары списываются
    Кредит  счета 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».
    Одновременно  на сумму акцептованного счета производится запись на счетах:
    Дебет счета 41, субсчет 1 «Товары на складах»
    Кредит  счета 60 « Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
    На  сумму налога на добавленную стоимость  делается запись:
    Дебет счета 19, субсчет 3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам»
    Кредит  счета 60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками».
    Товарные  потери могут возникать при транспортировке, хранении и реализации товаров. Они  подразделяются на нормируемые и ненормируемые.
    К нормируемым относятся потери, образующиеся в результате их усушки, утруски, распыла, раскрошки, вымораживания, улетучивания, разлива. Такие потери возникают  в связи с изменением физико-химических свойств товаров (естественная убыль товаров и др.). Причины потерь могут быть связаны и с психологией людей (потери товаров в магазинах самообслуживания и магазинах с открытой выкладкой). Вследствие своего объективного характера вышеуказанные потери нормируются, т. е. устанавливаются их предельные размеры (нормы).
    К ненормируемым (сверхнормативным) потерям  относятся бой, порча, лом товаров, потери по недостачам, растратам и  хищениям. Такие потери являются, главным  образом, результатом бесхозяйственности, запущенности в учете. К сверхнормативным относятся также потери от стихийных бедствий; затраты, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий, некомпенсируемые убытки в результате пожаров, аварий и т. п.; убытки от хищений, виновники которых не установлены/
    Товарные потери в торговых организациях выявляются прежде всего в момент проведения инвентаризации. В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ и Федеральным законом «О бухгалтерском учете» естественная убыль товаров списывается, по распоряжению руководителя организации, на издержки производства или обращения; потери товаров сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц.
    Если  виновники товарных потерь не установлены  или во взыскании с виновных лиц  отказано судом, то убытки от недостачи и порчи списывают на финансовые результаты. Исключение составляют товарные потери, выявленные при приеме товаров от поставщика или транспортной организации, а также потери от стихийных бедствий. В первом случае претензии предъявляются к поставщикам или транспортным организациям, во втором — недостачи являются убытками.
    В соответствии с Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной Приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. № 94н, сумма недостач, хищений и потерь от порчи ценностей, выявленных в процессе их заготовки, хранения и реализации, независимо от того, подлежат они списанию за счет организации или виновных лиц, первоначально отражается на активном счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
    Обнаруженные  недостачи и потери товаров на счетах бухгалтерского учета отражаются:
    Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи  ценностей» Кредит счета 41, субсчет 1 «Товары  на складах».
    Данная  запись производится на фактическую  себестоимость товаров.
    В случаях, когда недостача, порча  или хищение материальных ценностей  отражаются в бухгалтерском учете  до списания суммы НДС, уплаченной при  приобретении, они отражаются проводкой:
    Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи  ценностей» Кредит счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».
    Если  товары, по которым выявлена недостача, уже были оплачены поставщику и, следовательно, НДС по ним был предъявлен к  зачету из бюджета, то сумму данного  налога необходимо восстановить проводкой:
    Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи  ценностей» Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».
    Некомпенсируемые  потери товарно-материальных ценностей, возникшие в результате стихийных  бедствий, пожаров, аварий, других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями, признаются убытками и отражаются бухгалтерской проводкой:
    Дебет счета 99 «Прибыли и убытки»
    Кредит  счета 41, субсчет 1 «Товары на складах».
    Естественная  убыль — это потери товаров  при перевозке, хранении и реализации, связанные с изменением их физико-химических свойств. Так как эти потери возникают по объективным причинам, их нормируют, т. е. на каждый товар в отдельности устанавливают норму убыли в процентах.
    Нормы естественной убыли являются предельными, они применяются, когда при проверке фактического наличия товаров обнаружена недостача. Списывается естественная убыль в фактически обнаруженных размерах.
    Нормы естественной убыли при перевозках зависят от вида товара и транспорта, расстояния перевозки, времени года и других факторов.
    Нормы естественной убыли не применяют  по товарам, которые принимают и  отпускают без взвешивания (счетом единиц или по массе, указанной на таре), которые списаны по актам  о порче, бое, ломе, а также по штучным  товарам.
    Списание  боя стеклянной тары в пределах установленных норм производится при оформлении актов о наличии боя и накладных о сдаче битого стекла.
    Списание  естественной убыли товаров производится только после их инвентаризации.
    Для списания недостачи товаров в  пределах норм естественной убыли после проведения инвентаризации в бухгалтерии оптовой организации составляют расчет естественной убыли.
    Потери  товаров от естественной убыли при  их хранении и реализации списывают  в том месяце, в котором проводилась  инвентаризация.
    Начисление  резерва на списание потерь (ежемесячно) и пределах норм естественной убыли на счетах бухгалтерского учета отражается:
    Дебет счета 44 «Расходы на продажу»
    Кредит  счета 96 «Резервы предстоящих расходов».
    Списание  потерь товаров за счет резерва отражается проводкой:
    Дебет счета 96 «Резервы предстоящих расходов»
    Кредит  счета 94 «Недостачи и потери от порчи  ценностей».
    На  складе оптовой организации во время  проведения инвентаризации обнаружена недостача товаров по покупным ценам  на сумму 1150 руб. В соответствии с  расчетом естественная убыль составила 1300 руб. Ранее на естественную убыль был начислен резерв в размере 2000 руб. В конце отчетного периода произведена корректировка резерва.
    По  указанным операциям производятся следующие бухгалтерские записи.
    1. Начислен резерв на естественную убыль:
    Дебет счета 44 «Расходы на продажу» — 2000 руб. Кредит счета 96 «Резервы предстоящих  расходов» —2000 руб.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.