На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Социально-философские идеи К.Маркса и их историческая судьба

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 05.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального
образования
«Уральский  государственный горный университет» 
 
 

Кафедра философии и культурологии  
 
 

Реферат
по дисциплине «философия»
 на  тему:
«Социально-философские идеи К.Маркса
  и их историческая  судьба» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                            Выполнила: студентка 2 курса 
                                                Костина Екатерина, МОГ-09-2
       Проверила: ст. препод. Кербс Л. А. 
 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург 2011 

    Оглавление:
    Введение…………………………………………………………………………..3
    Глава 1. Биография…………………………………………………………….…5
    Глава 2. Понятие марксистской социологии……………………………….....10
    Глава 3. Диалектический материализм и социология……………………..…14
    Глава 4. Социология классов и классовой борьбы……………………………18
    Глава 5. Социология революции………………………………………………20
    Заключение………………………………………………………………………23
    Список  литературы………………………………………………………………25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение
    Наряду  с социологическими учениями О. Канта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма и М. Вебера, других социологов широкое распространение во второй половине XIX и в XX в. получила социология марксизма. Устами своих основоположников Карла Маркса  и Фридриха Энгельса она заявила о себе как о научном истолковании исторического процесса, базирующемся на объективных данных исторической, экономической, социологической и других науках. Разработанное К. Марксом и Ф. Энгельсом материалистическое понимание истории было продолжено в своем развитии Г.В. Плехановым, В.И. Лениным, А. Лабриолой и другими видными представителями марксизма XX века.
    Бесспорно, Карл Маркс - одна из самых величественных и трагических фигур в новейшей истории. По признанию и сторонников, и противников, он был гениальным мыслителем, оказавшим наиболее мощное влияние на судьбы человечества в XX веке. Вряд ли кто из великих деятелей новейшей эпохи удостаивался таких почестей, граничащих с обожествлением, и вряд ли кто подвергался такому глумлению и проклятиям, особенно в последние годы, и особенно в той стране, где он так долго был бесспорным авторитетом и объектом всеобщего поклонения.
      Во всех случаях он оказывал  и оказывает огромное влияние  на различные стороны жизни  общества. Особенно зримо оно  проявляется в политической сфере:  партии и организации, рассматривающие марксизм как свою теоретическую базу, действуют в большинстве стран мира. Несомненно также значительное влияние на науку, культуру, на обыденное сознание и практическую жизнь людей. Историческое значение марксизма было и остаётся связанным с деятельностью огромных масс людей-пролетариев, интересы которых защищает и выражает эта общественная теория.
    Очевидно,    что    в    этих    обстоятельствах рассматривать  Маркса  как   ученого   чрезвычайно  трудно, тем более что сам он не разделял  в  своей деятельности научную и практическую  стороны.  Тем не менее,  он  занимает  важное  место  в  истории социальной науки, поэтому изучать его вклад в  эту науку необходимо. Но  для  того  чтобы  это  стало возможно, требуется отделить Маркса -  ученого  от Маркса - политика, пророка и идеолога. И в  данном реферате я хочу  не  только  рассмотреть  основные аспекты  социологии  Маркса, но и  подробно  осветить  личность этого разностороннего  человека,  особенности  его мышления и мировидения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Биография
    Карл  Генрих Маркс (нем. Karl Heinrich Marx; 5 мая 1818, Трир, Германия — 14 марта 1883, Лондон, Великобритания) — философ, экономист, политический журналист. Его публикации сформировали основу коммунистического и социалистического движения - марксизм.
      Карл Маркс (наст. имя Мозес  Мордехай Леви, Moses Mordechai Levi) родился  третьим ребёнком в семье немецкого  адвоката еврейского происхождения.  Дом его рождения (теперь музей)  находился в Трире по адресу Bruckergasse 664 (теперь Bruckenstra?e 10). 15 октября 1819 года их семья переехала в новый дом по адресу Simeonstra?e 8 (теперь на этом месте установлена памятная плита). Его отец, Генрих (Гиршель) Маркс (Heinrich Marx), и мать, Генриетта Пресборк (Presborck), происходили из родов раввинов. В 1824 году отец вместе со всей семьей принял протестантство, чтобы не лишиться звания судопроизводного советника.
      В 1830—1835 гг. посещал гимназию  города Трир, которую с отличием  закончил в 17-летнем возрасте. В 1836 году обручился с Женни  фон Вестфален (Jenny von Westphalen), которая позже стала его супругой. Окончив гимназию в Трире, Маркс поступил в университет, сначала в Бонне, потом в Берлине, изучал юридические науки, но впоследствии увлекся историей и философией.
      В 1841 г. Карл Маркс окончил университет, представив экстерном университетскую диссертацию о философии Эпикура. По взглядам своим Маркс был тогда гегельянцем-идеалистом. В Берлине он примыкал к кружку младогегельянцев (Бруно Бауэр и др.), которые стремились делать из философии Гегеля атеистические и революционные выводы.
      По окончании университета Маркс  переселился в Бонн, рассчитывая  стать профессором. Но реакционная  политика правительства заставила  Маркса отказаться от ученой  карьеры. В это время рейнские  радикальные буржуа, имевшие точки соприкосновения с левыми гегельянцами, основали в Кёльне оппозиционную газету: Rheinische Zeitung (начала выходить с 1 января 1842 г.). С 1842—1843 Карл Маркс работал журналистом и редактором в Rheinische Zeitung в г. Кёльн. Вначале Маркс высказывался за отмену цензуры, затем перешёл к открытой критике правительства (многие его статьи были запрещены цензурой или подвергались жёсткой правке). К началу января Маркс почти открыто призывал к революционному свержению прусской монархии и замене её демократией. Это переполнило чашу терпения правительства, и в марте 1843 г. газету закрыли. Марксу пришлось к этому сроку оставить редакторство, но и его уход не спас газету. Газетная работа показала Марксу, что он недостаточно знаком с политической экономией, и он усердно принялся за её изучение, а также продолжал работать журналистом.
      В 1843 году женится на аристократке  Дженни фон Вестфален, племяннице  основателя концерна Philips. Молодая  семья переезжает в Париж, где  он знакомится с Генрихом Гейне  и в 1844 вступает в дружбу с Фридрихом Энгельсом, с которым его до конца жизни соединяла совместная работа. Именно Энгельс обратил внимание Маркса на положение рабочего класса.
      В 1845 был изгнан из Парижа  и, подобно Энгельсу, переехал  в Брюссель. Там они написали работу «Немецкая идеология», критикующую идеи Гегеля и младогегельянцев. Весной 1847 г. Маркс и Энгельс примкнули к тайному пропагандистскому обществу «Союз коммунистов» — обществу немецких эмигрантов, с которыми Маркс познакомился в Лондоне. По поручению общества они составили вышедший в 21 февраля 1848 г. знаменитый «Манифест Коммунистической Партии».  

      Когда разразилась февральская  революция 1848 г., Маркс был выслан  из Бельгии. Он приехал опять  в Париж, а оттуда, после мартовской  революции, в Германию, именно в Кёльн. Там он попытался снова издавать Rheinische Zeitung. Газета выходила с 1 июня 1848 по 19 мая 1849 г., после чего была закрыта из-за экономических трудностей и цензуры.  

      Карл Маркс был выслан из  Германии 16 мая 1849 г. Маркс отправился  со своей семьёй сначала в Париж, был выслан и оттуда после демонстрации 13 июня 1849 г. и уехал в Лондон, где и жил до самой смерти. Условия эмигрантской жизни были крайне тяжелы. Нужда душила Маркса и его семью; не будь постоянной финансовой поддержки Энгельса и случайного заработка от написания статей в газеты, Маркс не только не мог бы закончить «Капитал», но и неминуемо погиб бы под гнётом нищеты. В это время были созданы его главные экономические произведения.  

      В 1864 г. Маркс организовал «Международную рабочую ассоциацию» (International Workingmen’s Association, позднее переименована в Первый Интернационал). На торжественной речи по поводу создания ассоциации Маркс процитировал канцлера казначейства Гладстона, якобы исказив его слова так, что те приобрели прямо противоположный смысл. (Маркс процитировал: «Этот опьяняющий рост богатства полностью ограничен имущими классами.» На самом деле тот сказал «С тревогой и болью смотрел бы я на опьяняющий рост богатства, будь он ограничен теми, кто находится в благоприятных обстоятельствах. Между тем данные факты не дают нам никаких сведений относительно положения рабочего населения. Увеличение богатства, которое я только что описал, основываясь на данных, на мой взгляд совершенно точных, всецело ограничивается имущими классами».» Маркс просто вычленил из цитаты главное, смысл фразы Гладстона сводится к тому, что рост богатства не ограничивается имущими классами, но на самом деле так оно и есть.) До сих пор антимарксисты приводят эту мнимую фальсификацию как свидетельство нечестности Маркса. Вначале организация состояла из анархистов, британских трэйдюнионистов, французских социалистов и итальянских республиканцев. Позже острые разногласия между Марксом и лидером анархистов Михаилом Бакуниным привели к разрыву с анархистами, которые были изгнаны из организации. В 1872 году, после разгрома Парижской Коммуны и в условиях нарастающей реакции, Первый Интернационал переехал в Нью-Йорк, однако 4 года спустя в 1876 году он был распущен на Филадельфийской Конференции. Все попытки возобновления организации на протяжении последующих 5 лет не увенчались успехом. Однако Второй Интернационал, в который сегодня входят правящие партии Англии, Франции, Германии, Испании и многих других стран Евросоюза, был установлен в 1889 году как преемник Первого Интернационала, через 6 лет после смерти его основателя. В 1867 г. вышел первый том «Капитала».
      Карл Маркс умер в Лондоне  в 1883 году, в возрасте 64 лет и  там похоронен на кладбище  «Highgate Cemetery». Последние тома «Капитала»  были изданы Энгельсом после смерти Маркса.  

      Социалистическое мышление изложенное  в Марксизме является основополагающим  учением во всем мире уже  на протяжении 300 лет. Это учение  дало силу и поработило, сегрегировало  и синтезировало. Ключевая книга,  которая подняла вихрь социалистического мышления – Капитал. Биография прослеживает жизнь Карла Маркса с 1840 до его смерти в 1883. В эти годы, все свое время и энергию Карл Маркс посвятил написанию этой монументальной работы. Написание Капитала было трудным. Автор бедствовал и писать книгу было тяжело. Как он сказал своему ближайшему другу и соратнику Энгельсу: “Я не думаю, что кто-либо когда-либо писал о ”деньгах”, и был так ограничен в них”. Автор исследует процесс написания Капитала, условия, в которых Карл Маркс работал над книгой и богатство содержания этой книги. Карл Маркс опубликовал лишь первый том книги; второй и третий тома были опубликованы Фридрихом Энгельсом, как собрание черновиков и заметок. Незаконченность и фрагментарность большинства его работ дает понятие о его образе мышления и стиле работы. Диалектическая теория, основанная им, разнится от диалогического мышления, выраженного в его работе. Его заметки и черновики свидетельствуют о постоянном внутреннем диалоге, а также о глубинном анализе прочитанных им книг. Он читал и перечитывал написанное им снова и снова; он был неистощим. Зачастую ему приходилось переписывать уже готовый материал. Его пытливый ум находился в постоянном искании понятий соответствующих социо-экономической реальности, которую он запечатлел в его знаменитой фразе: “Все сформулированное становится неуловимым“. Соответствие его стиля и личных требований ясности изложения социалистической реальности многообразен: начиная с философского; далее к аналитическому; историческому; наконец, ироническому; и буквальному. Биография книги актуальна и по сей день, и книга живет. Изложенные в ней идеи вдохновляют и обостряют мышление. Автор рекомендуемой книги Wheen выполнил достойную работу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Понятие марксистской социологии

    В настоящее время социология марксизма  подвергается основательной и порой  справедливой критике. Но как бы к  ней ни относиться, она является одним из течений современной  социологической мысли и имеет  своих сторонников во многих странах мира.
    Социология марксизма — это теория социального развития общества, созданная К. Марксом и Ф. Энгельсом в середине — второй половине XIX века. Ее место и роль в истории социологической мысли определяются тем, что функционирование общества, сознание и поведение живущих в нем людей анализируются, прежде всего, через призму материальных условий их жизни, через противоречия и конфликты в реально существующем способе производства. Это, прежде всего материалистическое понимание истории, выработанное на основе исследования реального содержания исторического процесса, его объективных закономерностей.
    Следует, прежде всего, отметить две принципиальные концепции.
    1. Идеи рассматриваются в контексте  социокультурных ценностей того  времени и пространства, где и  когда они жили. Поэтому неправомерно отождествлять их воззрения с ленинизмом, сталинизмом, троцкизмом, маоизмом и т.д., где используются авторитет и отдельно взятые идеи марксизма как средство привести в жизнь политические идеи самого разного толка. Словом, есть социология марксизма и множество постмарксистских течений, школ, которые называются марксистскими.
    2. Маркс и Энгельс одними из  первых стали использовать эмпирические социологические исследования в своих теоретических работах — “Анкета для рабочих”, “Положение рабочего класса в Англии” и др.
    На  становление социологии марксизма  в той или иной степени оказали  влияние диалектика Гегеля, а также  политико-экономические и социологические воззрения таких мыслителей предшествующего периода, как А. Смит, Д. Рикардо, К.А. Сен-Симон и др. Созданное диалектико-материалистическое понимание истории дает свое объяснение материалистических основ жизни общества, характера взаимодействия его основных сторон, объективной направленности его развития и роли сознательной деятельности людей в историческом процессе.
    Марксистская  социология остается одной из наиболее влиятельных в настоящее время. Она противостоит многим классическим и современным социологическим  теориям. Исторический материализм  привел к появлению множества  различных объяснительных версий исторического процесса, к формированию значительной совокупности достаточно плодотворных исследовательских программ. Многие из них демонстрируют всевозрастающие возможности в понимании социальных феноменов. В своей претензии описывать социальную жизнь как тотальность марксизма, видимо, не имеет себе равных и в конце XX столетия.
    Вникая  в ближайшие причины, положившие начало разработке социологии в так называемом материалистическом направлении, мы можем разделить их на две категории: 1) причины общего и необходимого характера и 2) причины частичные, более случайные.
    К разряду первых следует отнести  следующие три благоприятные  условия:
    1. Высокая степень развития, достигнутая  экономическими отношениями за последнее столетие, и значение, которое они приобрели во всех областях общественной жизни. Расцвет этот совпал с заметным упадком таких господствующих прежде факторов эволюции, как религия и метафизическое учение, а также с крайней специализацией научных исследований. Не будучи объединены соответствующей философией, отдельные науки не могли открыто притязать на роль верховных руководительниц общественного прогресса; они влияли и действовали только, так сказать, за кулисами истории.
    2. Глубокие, хотя на первый, поверхностный  взгляд и незаметные перемены, происшедшие в основных нравственных началах, в этических обобщениях, от новых, установившихся между людьми отношений, смутно выразившихся, например, в известной трехчленной формуле французской революции: свобода, равенство, братство. Этический процесс резко сказался в падении прежних, христианских, аскетических идеалов бедности, воздержания, лишений всякого рода и в замене их противоположными идеалами материалистического довольства, земного блаженства и счастья.
    3. Быстрые успехи как наук о  явлениях мира неорганического и органического, наиболее тесно связанных с экономической деятельностью человека, так и техники, основанной на этих отраслях знаний. Ускоренный и могучий рост этот выгодно контрастировал в течение всего XIX столетия с отсталостью наук о явлениях сверхорганического мира - самой социологии и производной от нее психологии. Такое положение вещей, в силу общего закона соотношения между развитием специальных наук и эволюцией философии, не могло не отразиться и на господствующих мировоззрениях.
    Действительно, свое внутреннее обоснование современная  философия, как в позитивизме, так  в эволюционизме и неокритицизме  и даже в учениях левого крыла  гегельянства (не забудем, что из него вышли Герцен, Бакунин, Прудон и др.) получила от ряда более совершенных, так называемых естественных наук. В новейших философских системах, имевших влияние на массу умов, ясно чувствуется материалистическая или сенсуалистическая односторонность (соответствующая господству наук физико-химических и биологических). Идеализм, в строгом смысле слова, пользовался успехом лишь в небольших кружках; и успех его был преходящий, непрочный. Вообще, за исключением первой трети столетия, да и то только в Германии, идеализм в XIX веке был не глубок; он легко вырождался в спиритуализм, в мистицизм и играл роль, хотя бы, например, в России, временной реакции против крайних увлечений противоположными взглядами.
    Если  же принять во внимание, что на общий  характер практической деятельности человека непосредственно влияет не специальное  знание, а выразительница его, философия, то нельзя удивляться тому, что деятельность эта расположила умы к восприятию и усвоению социологических теорий преимущественно материалистического и сенсуалистического характера. Теми же влияниями объясняются и первоначальное смешение социологии с политической экономией (которая, кстати сказать, дала марксизму, чуть ли не две трети его содержания), и относительный успех биологической, антропогеографической и, в особенности, этнологической школ в социологии. Учение Маркса явилось логическим заключением всего предыдущего развития, выводом из совокупности распространенных в его время научных истин и заблуждений. Таким образом, вопрос о внутренней ценности экономического материализма неизбежно превращается в вопрос о ценности его теоретических, философских и социологических предпосылок.
    Частные и уже более случайные причины, обусловившие сильный и быстрый  рост экономического материализма, весьма многочисленны.
    В своих ранних работах Маркс проявлял интерес к понятию отчуждения; эта тема в том или ином контексте проходит и через многие его последующие работы. Маркс широко известен своими взглядами на связь между экономической жизнью и другими социальными институтами. В основе его интересов лежал, прежде всего, анализ жизнедеятельности обществ, организованных в социальные классы. Теория социального изменения находит у Маркса выражение в теории классовой борьбы, которая выступает, по его утверждению, "двигателем истории"; эта идея настолько глубоко пронизывает творчество Маркса, что марксистскую теорию в западной социологии именуют иногда просто "теорией конфликта". 
 

 

     Глава 3. Диалектический материализм и социология

    Принципиальный  вопрос, имеющий для социологии первостепенное значение, — это вопрос о взаимодействии материальных и духовных ценностей в жизни общества.
    Маркс выдвинул и обосновал ту независимую  переменную, которая, по его мнению, играет решающую роль, — способ материального  производства. При этом он отстаивал  положение о первичности бытия  по отношению к общественному сознанию не в смысле появления во времени сначала первого, а затем второго, а в плане признания решающей роли первого в процессе взаимодействия. Отправным пунктом анализа всех обществ для Маркса являлось выяснение состояния производительных сил, научного и технического знания, материальных отношений между людьми. Идеи же, субъективные чаяния людей отражение, прежде всего этих отношений и поэтому не могут выступать в качестве главного, решающего фактора общественных перемен. “Способ производства материальной жизни, обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание”.
    Пожалуй, никакое другое положение, как это (и в прошлом, и ныне), не подвергается самой интенсивной критике, что Маркс исходит из экономического детерминизма, т.е. объясняет возникновение определенных социальных структур и отношений, политических и культурных институтов всецело из тенденции экономического развития, хотя в жизни сплошь и рядом можно наблюдать обратные связи, ибо отмеченные явления сами воздействуют на экономику, на характер реального производства.
    Можно соглашаться или нет с оппонентами  Маркса, однако очевидно, что резкое акцентирование роли способа производства материальной жизни вольно или невольно умаляет значимость культурных, духовных, религиозных ценностей в развитии общества. Следует заметить, что многие советские и другие последователи марксизма столь абсолютизировали эту марксову мысль, что вовсе игнорировали важную роль культурных ценностей. Вместе с тем в высказываниях самого Маркса, никак не просматривается стремление свести действие всех факторов общественной жизни лишь к одному — экономическому, не отрицается их взаимодействие. Более того, при жизни сам Маркс всячески открещивался от экономического детерминизма, заявляя, что нельзя трактовать экономическую необходимость так, будто лишь она является активным фактором, а все остальное — лишь пассивное следствие.
    Маркс был первым социологом, который рассматривал общество как объективную саморазвивающуюся реальность. Источником этого саморазвития являются противоречия и конфликты, прежде всего в материальной жизни. “На известной ступени своего развития, — пишет он, — материальные производительные силы общества приходят в противоречия с существующими производственными отношениями, или — что является только юридическим выражением последних — с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции... Сознание надо объяснять из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями”.
    Следует обратить внимание на три принципиальных. Движущей силой развития общества выступает противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Социальная революция — есть не политическая случайность, а закономерное проявление исторической необходимости. Сознание людей отражает реальные жизненные противоречия. Иными словами, независимо от субъективных желаний отдельных людей, правящих верхов массы думают и действуют в зависимости от характера противоречий, прежде всего в материальной жизни. Изменяются противоречия и конфликты — соответственно изменяются формы мышления людей, происходит переоценка ценностей. Если постоянно не учитываются материальные интересы масс, если противоречия нарастают и углубляются, то возникает революционное сознание, приводящее массы в движение, и через социальную революцию происходит радикальное изменение, качественное обновление общественных отношений.
    Такой взгляд на общество вошел в историю  общественной мысли как диалектический материализм. Он был применен Марксом к конкретному анализу капитализма его времени. “Буржуазные производственные отношения, — отмечал он, — являются последней антагонистической формой общественного процесса производства, антагонистической не в смысле индивидуального антагонизма, а в смысле антагонизма, вырастающего из общественных условий жизни индивидуумов; но развивающиеся в недрах буржуазного общества производительные силы создают вместе с тем материальные условия для разрешения этого антагонизма. Поэтому буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества”.
    Итак, по Марксу, на определенном уровне развития производительных сил буржуазные отношения  становятся препятствием на пути прогресса, которое устраняется в результате социальной революции. Вместе с тем, в последние годы жизни Маркс искал и альтернативные варианты, имеющие прямое отношение к социологическому анализу возникающих новых реалий капиталистического строя. Так в третьем томе “Капитала” он отмечал серьезные трансформации в самом способе производства капиталистического общества. Приведем некоторые, на наш взгляд, наиболее значимые выдержки, которые так и не были подвергнуты серьезному научному анализу в догматических версиях марксизма.
    “Образование  акционерных обществ. Благодаря  этому:
    1. Колоссальное расширение масштабов производства и возникновение предприятий, которые были невозможны для отдельного капиталиста. Вместе с тем такие предприятия, которые раньше были правительственными, становятся общественными.
    2. Капитал, который сам по себе  покоится на общественном способе производства и предполагает концентрацию средств производства и рабочей силы, получает здесь непосредственную форму общественного капитала (капитала непосредственно ассоциированных индивидуумов) в противоположность частному капиталу, а его предприятия выступают как общественные предприятия в противоположность частным предприятиям. Это — упразднение капитала как частной собственности в рамках самого капиталистического способа производства.
    3. Превращение действительно функционирующего капиталиста в простого управляющего, распоряжающегося чужими капиталами...”
    Проблемы  эти Маркс успел лишь наметить. Но даже одно их упоминание свидетельствует, что социолог осознал возникновение качественно нового общества, к которому нельзя некритически применять характеристики традиционного капитализма. Отнюдь не случайно уже после смерти Маркса Энгельс с особой силой подчеркивал, что в социологии марксизма ценны не те или иные отдельно взятые положения, а диалектико-материалистический - подход к анализу общества.
    Таким образом, Маркс устанавливает довольно однозначную и убедительно трактуемую связь между экономической жизнью общества и всеми другими социальными институтами. Со времен Маркса в социологии само понятие "материализм" имеет специфический смысл отношения к тем теориям, в которых базовой причиной всех социальных явлений выступают экономические отношения.

            

    Глава 4. Социология классов  и классовой борьбы

    Первыми попытались объяснить природу социальной стратификации Карл Маркс и Макс Вебер. Социологическая теория марксизма включает в себя системный анализ классов, социальных отношения и классовой борьбы. По Марксу, принадлежность человека к классу, его социальные интересы обусловлены, прежде всего, экономическими отношениями.
    Маркс считал, что в капиталистических обществах причиной социального расслоения является разделение на тех, кто вла
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.