На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Шпаргалка по "Психологии семьи"

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 05.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1.СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯСУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ. Выделено три основных типа непродуктивного супружеского взаимодействия.
"Соперничество". Преобладает в первые 6 лет супружества. Это частые ссоры и изнурительные объяснения. Тематика конфликтов обычно связана с проблемой взаимоотношений, распределением обязанностей, отношениями с родственниками и друзьями. Поводом к конфликтам становятся кризисные моменты: беременность, рождение ребенка, разъезд с родителями и т. д.
"Псевдосотрудничество". Характерны внешнее согласие, отсутствие хронических конфликтов и преувеличенная забота. Однако иногда возникают вспышки раздражения у одного партнера, которые гасятся поведением другого. Поводом для напряженности могут быть неудачи и трудности на работе, необходимость профессионального выбора, появление новых увлечений, измена, алкогольные эксцессы, сексуальные расстройства.
"Изоляция". Характерно в первую очередь эмоциональное отчуждение - непосвященность партнеров во внутреннюю жизнь друг друга. Вынужденная изоляция может возникать под давлением внешних обстоятельств, затрудняющих совместную деятельность, или в парах с отношениями авторитарности.
2. ФОРМИРОВАНИЕ СУПРУЖЕСКОЙ  ПАРЫ
В формировании супружеской  пары различают два периода: добрачный (до принятия парой решения о вступлении в брак) и предбрачный (до заключения брачного союза).
Эмпирически доказано, что источником трудностей в семейной жизни могут стать  особенности выбора партнера, характер добрачного и предбрачного ухаживания, принятие решения о вступлении в брак.
Теории выбора брачного партнера
3. Фрейд.  Его психоаналитическая теория  опирается на предположение о  влечении, которое дети испытывают  к родителям противоположного  пола.
Вероятно, поэтому  многие юноши хотели бы встретить  будущую спутницу жизни, похожую  на их мать, и очень часто девушки  обращают внимание на юношей, похожих  на их отцов.
Теория  комплементарных потребностей {дополняющих потребностей) Р. Уинча основывается на старом, как мир, принципе, гласящем, что противоположности притягиваются. Р.Уинч пишет, что в выборе супруга каждый индивидуум ищет того, от кого ожидает максимум удовлетворения потребностей.
Согласно  теории Р. Сентерса, человека влечет к тому, чьи потребности схожи с его собственными Теория «стимул–ценность–роль», или «обмен и максимальная выгода», Б. Мурстейна или дополняют их. Она основывается на двух важнейших посылках. Первая происходит своеобразный учет плюсов и минусов, активов и пассивов каждого партнера. Вторая посылка состоит в том, что брачный выбор включает в себя серию последовательных стадий, через которые должны пройти молодые люди. Определенные стадии выбора партнера выделяет и американский социальный психолог Д. Адаме, который изучал прочные студенческие пары на протяжении шести месяцев. По мнению ученого, первичное влечение основано на внешних особенностях, таких, как физическая привлекательность, общительность, уравновешенность и общие интересы. Отрицательное первое впечатление. Короткий (до шести месяцев) или долгий (более трех лет) период ухаживания. Проявление прямой или косвенной инициативы заключения брака со стороны женщины (вынужденное или спровоцированное). В первую очередь речь идет о беременности. Продолжительное обдумывание брачного предложения (более двух недель). Возраст будущей пары. Это относится к тем молодым людям, которые спешат или вынуждены по разным причинам сразу после школы выйти замуж или жениться. В 18 лет девушка, как правило, способна стать матерью, ее организм полностью сформировался, она уже закончила школу и определилась в своей дальнейшей жизни. Принятие решения о вступлении в брак
Наиболее  значимой для предбрачного периода является мотивация вступления в брак. Принятие решения нередко полимотивировано, можно выделить такие мотивы: любовь, долг, духовная близость, материальный расчет, психологическое соответствие, моральные соображения.
3. ФАКТОРЫ СЕМЕЙНОГО  БЛАГОПОЛУЧИЯ, СТАДИИ  И КРИЗИСНЫЕ ПЕРИОДЫ  БРАКА
Рассмотрим  важнейшие предпосылки будущего семейного, в том числе супружеского, благополучия. Психобиологическая совместимость. Речь идет о «неопределимой внутренней симпатии», в основе которой могут быть такие ясные причины, как восхищение талантом, достигнутым успехом, общественным положением или внешним эстетическим идеалом. Гармоничный брак предполагает социальную зрелость супругов, подготовленность к активному участию в жизни общества, способность материально обеспечить свою семью, долг и ответственность, самообладание и гибкость. Наиболее удачны браки тех людей, которые ценят в своем партнере надежность, верность, любовь к семье и твердый характер. В «идеальном браке» супруги чаще всего обладают такими чертами личности, как выдержанность, трудолюбие, заботливость, самоотверженность и гибкость поведения.
Факторы, оказывающие  косвенное воздействие на благополучие супружеской жизни. Трудовая стабильность. Люди, часто меняющие место работы, отличаются неустойчивостью, чрезмерной неудовлетворенностью, неспособностью налаживать длительные отношения. Возраст  определяет общественную зрелость партнеров, подготовленность к выполнению супружеских  и родительских обязанностей. Наиболее оптимальным считается возраст 20–24 года. Наиболее естественная разница  в возрасте супругов 1–4 года. Продолжительность  знакомства. За период знакомства важно  хорошо узнать друг друга не только в оптимальных условиях, но и в  трудных ситуациях, когда ярко проявляются  личные качества и слабости характера  партнера. Особенно большую значимость в семейно-брачных отношениях имеют ценностная и психофизиологическая совместимость людей. Психофизиологическая, и в частности сексуальная, несовместимость способна привести к распаду брака.. Особое внимание при исследовании проблем супружеской пары следует уделять исследованию факторов выбора мужем и женой друг друга. 1. Побуждение или первая фаза общения: «Какой он?» Существенную роль играют внешняя привлекательность и манера поведения. Важное значение имеет и оценка окружающих.
2. Достоинства:  «Кто он?» Центр тяжести смещается  в область сходства интересов,  точек зрения, шкалы ценностей. 3. Роль, статус: «Где он?» Оценивается  совместимость ролей. Кризисная ситуация в семье может возникнуть и без влияния каких-либо внешних факторов, обусловливающих бытовое и экономическое положение супружеской пары, без вмешательства родителей, измены или каких-то патологических черт личности одного у супругов. Есть два основных критических периода в развитии супружеских отношений.
Первый наступает  между третьим и седьмым годами супружеской жизни и продолжается в благоприятном случае около  года. Его возникновению способствуют такие факторы:
• исчезновение романтических настроений, активное неприятие контраста в поведении  партнера в период влюбленности и  в повседневном семейном быту;
• рост числа  ситуаций, в которых супруги обнаруживают разные взгляды на вещи и не могут  прийти к согласию;
• более  частые проявления отрицательных эмоций, возрастание напряженности в  отношениях между партнерами.
Второй кризисный  период наступает примерно между  семнадцатым и двадцать пятым  годами совместной жизни. Он менее глубокий, чем первый, и может продолжаться несколько лет. Его возникновение  часто совпадает:
• с приближением периода инволюции, с повышением эмоциональной неустойчивости, страхами, появлением различных соматических жалоб;
• с возникновением чувства одиночества, связанного с  уходом детей;
• с усиливающейся  эмоциональной зависимостью жены, ее переживаниями по поводу быстрого старения, а также возможного стремления мужа сексуально проявить себя на стороне  «пока еще не поздно».
4. СУПРУЖЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ
Конфликт  – это осознанное столкновение, противоборство минимум двух людей, групп, их взаимно противоположных, несовместимых, исключающих друг друга  потребностей, интересов, целей, типов  поведения, отношений, установок, существенно  значимых для личности и групп(ы). Для семейных конфликтов характерны крайне неоднозначные и потому неадекватные ситуации, связанные с особенностями поведения людей в конфликтах. В протекании конфликта как процесса выделяют четыре основные стадии:
возникновение объективной конфликтной ситуации; осознание объективной конфликтной  ситуации; переход к конфликтному поведению; разрешение конфликта. Возможны два основных пути разрешения конфликтов: изменение объективной конфликтной ситуации и преобразование ее «образов», представлений о сути и характере конфликта, имеющихся в наличии у оппонентов. Семейные конфликты обычно связаны со стремлением людей удовлетворить те или иные потребности или создать условия для их удовлетворения без учета интересов партнера. Мотивации конфликтов.
1. Не сошлись  характерами – мотив «чисто»  психологический. Острота конфликтов  и их частота, сила эмоциональных  взрывов, контроль за собственным поведением, тактика и стратегия поведения супругов в разнообразных конфликтных ситуациях зависят от индивидуальных особенностей характера. 2. Супружеские измены и сексуальная жизнь в браке. Измена отражает противоречия между супругами, она является результатом разнообразных психологических факторов. К измене приводят разочарование брачной жизнью, Дисгармония половых отношений. 3. Бытовое пьянство и алкоголизм. Это традиционный мотив разводов. Анализ показывает, что во внутрисемейном конфликте чаще всего виновны обе стороны. Первая – стремление мужа и жены самоутвердиться в семье, например в роли главы. Нередко здесь отрицательную роль играют «добрые» советы родителей. Вторая – сосредоточенность супругов на своих делах. Типичен «шлейф» прежнего образа жизни, привычек, друзей, нежелание поступиться чем-либо из своей прошлой жизни для успешной реализации новой социальной роли. Третья – дидактическая. Один из супругов постоянно поучает другого: как надо себя вести, как надо жить и пр. Четвертая – «готовность к бою». Пятая – «папенькина дочка», «маменькин сынок». Шестая – озабоченность.
   5. РАЗВОД КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Исследователи выделяют причины разводов:
• укрепление экономической самостоятельности  и социального равноправия женщины;
• ориентация при создании семьи на личное счастье, прежде всего на взаимную супружескую  любовь, повышенные требования к партнеру, выбранному по любви;
• недостаточно развитое чувство долга у одного из партнеров;
• разрушение семьи в случае, когда любовь приносится в жертву случайной связи. Важным условием исследования является принцип нетождественности мотивов развода его причинам. Чаще всего выделяются следующие мотивы разводов: отсутствие общих взглядов и интересов, несоответствие характеров, нарушение супружеской верности, отсутствие или утрата чувства любви, любовь к другому, легкомысленное отношение к супружеским обязанностям, плохие отношения с родителями, пьянство супруга, отсутствие нормальных жилищных условий, половая неудовлетворенность. С психологической точки зрения развод есть изменение баланса сил, поддерживающих и разрушающих брак. К поддерживающим факторам можно отнести морально-психологическую и отчасти экономическую заинтересованность друг в друге, удовлетворенность брачно-семейными отношениями, а также социальные нормы, ценности, санкции. К факторам, разрушающим брак, – проявления взаимного недовольства и неприязни, антипатию, раздражение, ненависть. При изучении разводов рассматривают четыре группы факторов (У. Гуд).
• Вероятность  связи между социальным происхождением человека и его отношением к разводу. • Различные типы социального  давления на индивида в связи с  разводом. • Способ выбора брачных  партнеров.
• Легкость или трудность супружеского приспособления между людьми различного социального  происхождения. Развод не происходит внезапно. Ему, как правило, предшествует период напряженных или конфликтных отношений в семье.
6. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ  ПОКОЛЕНИЙ В СЕМЬЕ
 Межпоколенные конфликты в семье -это, прежде всего, конфликты между родителями и детьми, прародителями и внуками. Очевидно, что к межпоколенным можно отнести конфликты между родительской и молодой семьями, а также между членами семьи, которые постоянно или на определенный срок юридически приравнены к кровным родственникам, например, между усыновителями и усыновленными, приемными родителями и детьми. Семья, будучи одним из важнейших элементов социальной структуры, в современной отечественной социологии рассматривается как основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Причины конфл. 1. Пристрастие к спиртному членов семьи (одного из них) ;2. Несовместимость интересов и целей сторон; 3.Материальные проблемы;4. Аморальное поведение членов семьи; 5. Жилищные неурядицы; 6.Нарушение удовлетворения личных потребностей участников конфликта;7. Хозяйственно-бытовые трудности 8. Проблемы со здоровьем у родителей, детей, внуков; 9. Разное социальное положение поколений; 10. Особенности культуры поведения, традиций;11. Удаленность проживания поколений.
7. ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  МОДЕЛИ РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ  ОТНОШЕНИЙ
В семейном окружении, в общении, в диалоге  разных поколений происходит реальное становление психики детей и  одновременно существенно изменяется психическая жизнь родителей. «Психоаналитическая» модель семейного воспитания
В классическом психоанализе З.Фрейда влиянию родителей  на психическое развитие ребенка  отводится центральное место. В первые годы жизни ребенка родители (и особенно мать) – это те лица, с которыми связаны самые важные ранние переживания. Обычные повседневные действия родителей по уходу за ребенком имеют важный психологический эффект. Чрезмерное, недостаточное или неадекватное удовлетворение потребностей и предъявление требований на ранних стадиях психосексуального развития приводит, по мнению 3. Фрейда, к явно выраженным своеобразным отклонениям в личностном развитии. Общение с родителями в ранние годы, их влияние на способы решения типичных возрастных противоречий, конфликты и неудачи адаптации сказываются впоследствии, проявляются характерными проблемами уже у взрослого человека. Широкое признание получила точка зрения Э.Фромма на роль матери и отца в воспитании детей, на особенности материнской и отцовской любви.
Материнская любовь безусловна: ребенок любим  просто за то, что он есть. Отцовская любовь по большей части – это обусловленная любовь, ее нужно и, что важно, можно заслужить достижениями, выполнением обязанностей, порядком в делах, соответствием ожиданиям, дисциплиной. Ф.Дольто всемерно подчеркивает, что мать должна стремиться к установлению с новорожденным контакта, причем контакта именно речевого. Основную трудность в прохождении детьми этапов становления личности Дольто видит не в детях, а в родителях. Трудные родители – гиперопекающие, авторитарные, насильно удерживающие взрослеющих детей в тенетах собственничества. В работах педагога-психоаналитика Д. В. Винникота главное внимание отводится профилактической работе с родителями, выработке у них правильных базисных установок. «Бихевиористская» модель семейного воспитания. Корни данного направления уходят в бихевиористскую психологию (Дж.Уотсон, Б.Ф.Скиннер). Основной упор в модели делается на технику поведения и дисциплину ребенка. Радикальный представитель бихевиоризма Б. Скиннер признавал два основных типа поведения: респондентное (как ответ на знакомый стимул) и оперантное, определяемое и контролируемое результатом, следующим за ним. Главные идеи организации воспитания как бихевиоральной (поведенческой) терапии состоят в том, что родители рассматриваются, с одной стороны, как элементы среды, с другой – как агенты социализации и «конструкторы» поведения ребенка. Теория семейного воспитания, разработанная X. Джайноттом, ориентирована прежде всего на практическую помощь родителям, на выработку их уверенности в собственных силах, он предлагает конкретные советы: как говорить с детьми; когда хвалить и когда ругать ребенка; как приучить его к дисциплине и гигиене; как преодолеть страхи ребенка и т.д. А. Фромм: родитель должен контролировать в первую очередь собственное поведение; воспитывать ребенка, не подавляя его личность; стремиться понять причину поведения ребенка; передать ребенку убеждение, что мы его любим и готовы помочь.
8. РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ  К РЕБЕНКУ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ,  ТИПЫ, ВЛИЯНИЕ НА  ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Понятие родительское отношение имеет наиболее общий  характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Родительское отношение  включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление  о ребенке, которое определяет особенности  родительского восприятия, способ общения  с ребенком, характер приемов воздействия  на него. Описаны различные варианты родительских позиций, установок, родительского (чаще материнского) отношения.
Симбиоз (чрезмерная эмоциональная близость), авторитарность, эмоциональное отвержение («маленький неудачник») (А. Я. Варга, 1987).
Поддержка, разрешение; приспособление к потребностям ребенка; формальное чувство долга  при отсутствии подлинного интереса к ребенку; Сотрудничество, изоляция, соперничество, псевдосотрудничество.
Авторитет любви, доброты, уважения. Позиции-шаблоны, калечащие семейные, в том числе и детско-родительские отношения: заискивающий «миротворец»; «обвинитель»; расчетливый «компьютер»; сбитый с толку, «отвлекающийся». Одним из основных психолого-педагогических понятий для выделения различных типов семейного воспитания является стиль родительского отношения, или стиль воспитания. Различают общий, характерный и конкретный стили общения. Чаще всего в психолого-педагогических исследованиях для определения, анализа родительского отношения используются два критерия: степень эмоциональной близости, теплоты родителей к ребенку и степень контроля за его поведением. Выделяются четыре типа воспитания:
Авторитетный (теплые отношения, высокий уровень  контроля);Авторитарный (холодные отношения, высокий уровень контроля);Либеральный (теплые отношения, низкий уровень контроля); Индифферентный (холодные отношения, низкий уровень контроля). Определить тип воспитательного процесса помогают характерные особенности каждого из них (Э. Г. Эйдемиллер, 1996):
• уровень  протекции – мера занятости родителей  воспитанием, оценка того, сколько сил, времени, внимания уделяют родители ребенку;
• полнота  удовлетворения потребностей (материально-бытовых  и духовных);
• степень  предъявления требований – количество и качество обязанностей ребенка;
• степень  запретов – мера самостоятельности  ребенка, возможность самому выбирать способ поведения;
• строгость  санкций – приверженность родителей  к наказаниям как приему воспитания;
• устойчивость стиля воспитания – выраженность колебаний,резкости смены приемов воспитания.
9. СЕМЬЯ И РЕБЕНОК:  ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА  ОТНОШЕНИЙ
Становление родительского поведения, приспособление к роли родителя – одно из главных  направлений личностного развития взрослого человека. Главными характеристиками оптимальной родительской позиции считаются адекватность, гибкость и прогностичность. Формирование родительской позиции в период ожидания ребенка. Формирование родительской позиции означает окончательное приобщение к взрослому поколению; принятие беременности обоими супругами; их готовность к изменению структуры семьи и освоению новой социальной роли, готовность к той высокой ответственности и тем многочисленным обязанностям матери, отца, которые она несет с собой; возникновение привязанности к будущему ребенку. Ситуация беременности, рассмотренная с психологической точки зрения, включает следующие структурные элементы: сознательную установку на беременность как на желанную или нежеланную; наличие или отсутствие спонтанного влечения к материнству; оценку социальной ситуации как благоприятной или неблагоприятной для беременности. Проблемные родительские позиции могут быть связаны с неадекватной мотивацией рождения ребенка: предписывание особой психологической задачи ребенку – связывание с его рождением надежды на решение каких-либо внутрисемейных проблем. Замечено, что позиция отца в своем формировании по времени несколько отстает по сравнению с материнской. Наибольшее значение для ее складывания имеет отношение к жене – любовь, уважение, нежность, разделейность чувств. Новорожденность. Некоторые психологи придают особое значение бондингу – раннему естественному контакту с ребенком сразу после рождения. Младенчество. Родители на первом году жизни не только ухаживают за ребенком и удовлетворяют его основные жизненные органические потребности в еде, сне, тепле, комфорте и т.д. Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым составляет основу психического развития в младенчестве. Ранний возраст. Родитель поддерживает и одобряет новые способности самостоятельного передвижения ребенка – ходьбы, бега, лазания и спуска по лестнице. На первых порах это трудные, волнующие, не всегда удачные для ребенка действия, и эмоциональная поддержка ему просто необходима. На втором-третьем году жизни возникают новые виды деятельности ребенка – игровая, продуктивная. Дошкольный возраст – сензитивный период развития образного познания окружающего мира: восприятия, наглядно-образного мышления, воображения. Младший школьный возраст. Задача родителей – способствовать восприятию ребенком будущего поступления в школу как желанного и значимого события, свидетельства взросления; способствовать созданию реального образа школы и правильного отношения к учебной деятельности – отношения взятой на себя ответственности. Юношеский возраст. Молодость детей. Социальная ситуация «порога взрослой жизни» требует от молодого человека решения важнейших, в прямом смысле судьбоносных вопросов профессионального и социального самоопределения.
10. ПРАРОДИТЕЛИ (БАБУШКИ  И ДЕДУШКИ) В  СИСТЕМЕ СЕМЕЙНЫХ  ОТНОШЕНИЙ
Взаимоотношения поколений можно рассматривать  в различных аспектах: как исторически  и культурно изменчивое явление; как психологическое наследование; как личные отношения прародителей и их детей и внуков. Исторический аспект взаимоотношений старшего и младшего поколений в обществе. В так называемых традиционных обществах образ человека старшего поколения был тесно связан с категорией жизненного опыта, его постепенного накопления и передачи молодым. Связь старших и младших поколений в обществе и семье как механизм психологического наследования. Карл Густав Юнг одним из первых обратился к идее понимания бессознательной сферы психики человека как жизненно необходимого источника мудрости, норм, ценностей, правил. В свою очередь швейцарский психолог А. Зонди говорит о «родовом бессознательном» как форме психической наследственности. Человек в жизни стремится реализовать притязания своих предков – родителей, дедов, прадедов. Близкие идеи о роли «родительского программирования» в судьбе человека развивает американский психотерапевт Э. Берн. Описывая различные варианты воздействия семьи, отдельных ее членов на личность ребенка, он использует понятие-метафору «сценарий»: «Сценарий – это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется... еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Личные отношения прародителей и их детей и внуков. Воздействие бабушек и дедушек на младших членов семьи, их вклад в воспитательный потенциал семьи трудно оценить однозначно. Психологический климат в семье и характер влияния на ребенка зависят от качества этих взаимоотношений. Оптимальная готовность бабушек и дедушек состоит в осознании своей собственной особой роли. Прародители понимают ценность внуков, появление которых означает новый этап их жизненного пути, повышает общественный престиж, удлиняет жизненную перспективу, создает новые источники удовлетворенности жизнью. Дополнительная роль бабушек и дедушек в большинстве случаев приносит глубокое удовлетворение людям среднего возраста. Классификацию прародителей по критерию выполняемой ими внутрисемейной роли предлагает отечественный психолог О. В. Краснова:
• формальные – строят отношения в соответствии с социальными предписаниями  о роли старшего в семье;• суррогатные  родители – берут на себя ответственность  и заботу о внуках;• источник семейной мудрости – осуществляют связь с семейными корнями;•  затейники – организуют отдых  и досуг внуков;• отстраненные – редко включены в реальную жизнедеятельность  семьи детей и внуков.
11. СЕМЬЯ КАК РАЗВИВАЮЩАЯ  СРЕДА ДЛЯ РЕБЕНКА  С ОГРАНИЧЕННЫМИ  ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Обвинения родителями себя и других в случившемся, агрессивные проявления и периоды  упадка жизненных сил перемежаются повседневными заботами о ребенке. Часто семья оказывается не в  состоянии принять сложившуюся  ситуацию. Родители испытывают страх  за будущее своего ребенка. Как правило, с ребенком остается мать. В неполной семье формируется замкнутая  система «ребенок–родитель», которая  функционирует как единое целое. Эффективность реабилитационных мероприятий во многом зависит от участия и матери, и ребенка. Гармоничное развитие ребенка во многом зависит от стиля воспитания, которого придерживаются родители. Наличие заболевания оправдывает и усиливает заботу родителей, особенно матерей. Неуверенность и обеспокоенность матери провоцирует у ребенка страх, который подчеркивает и усугубляет его состояние.  Неуверенность в себе, в своих родительских возможностях пагубно сказывается на всем общении с ребенком. Итак, можно выделить два основных типа отношений родителей к больному ребенку – это максимальная самоотдача, когда жизнь семьи строится в полном соответствии с потребностями ребенка, и отстраненность родителей, полная или частичная передача ответственности за него государственным учебным и медицинским учреждениям.
12. ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО  ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО  КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Консультироваться – значит советоваться со специалистом по какому-нибудь вопросу. Психологическое консультирование имеет ярко выраженную специфику, которая определяется предметом, целями и задачами этого процесса, а также тем, как консультант осознает свою профессиональную роль в индивидуальной логике жизни семьи. Консультативная психология пытается ответить на пять основных вопросов. В чем суть процесса, возникающего между человеком и семьей? Какие функции должен выполнять консультант и какие личностные черты, установки, знания и умения необходимы для успешного выполнения своих функций? Какие резервы, внутренние силы клиента могут быть актуализированы в ходе консультирования? Какие особенности налагает на процесс консультирования ситуация, сложившаяся в жизни клиента? Какие приемы и техники могут быть сознательно использованы в процессе оказания помощи? Основные стадии процесса консультирования: Диагностический – систематическое отслеживание динамики развития человека или семьи, обратившейся за помощью; сбор и накопление информации и минимальные и достаточные диагностические процедуры. Основной этап консультирования – отбор и применение средств, которые позволяют создать условия, стимулирующие позитивные изменения в семейных отношениях и способствующие овладению способами продуктивного взаимодействия. автор теории семейных систем М. Боуэн утверждает, что члены семьи не могут действовать независимо друг от друга, так как такое поведение приводит к внутрисемейной дисфункциональности. Другой вариант работы с семьей, завоевавший широкую популярность в мире, – структурная семейная терапия С. Минухина.В основе этого подхода лежат три аксиомы.
• Осуществляя  психологическую помощь, необходимо принимать в расчет всю семью. Каждый из членов семьи должен рассматриваться  как ее подсистема.• Терапия семьи  изменяет ее структуру и приводит к изменению поведения каждого  из членов семейной системы.• Работая  с семьей, психолог присоединяется к ней, в результате возникает  терапевтическая система, делающая возможными семейные изменения.
13. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ  ДИАГНОСТИКИ ПРОБЛЕМ  СЕМЬИ
Социально-психологические  проблемы семьи можно свести к  трем основным группам: добрачные (часто  являются основными детерминантами супружеских проблем), супружеские, проблемы взаимоотношений детей  и родителей.
Одним из главных  направлений работы практического  семейного психолога является диагностика, она позволяет получить полную и  надежную информацию о взаимоотношениях членов семьи на разных этапах их жизни. Диагностика взаимоотношений молодых людей в добрачный период
Тесты, используемые психологом в практической деятельности, можно разделить на две группы:
первая –  позволяет исследовать оценку юношами  и девушками себя как будущих  супругов и родителей; вторая – направлена на оптимальный подбор пар для  знакомства и потенциального супружества, помогает прогнозировать супружеские  отношения в перспективе. Методы диагностики супружеских отношений
Необходимую информацию, позволяющую дать квалифицированную  оценку взаимоотношений супругов, психолог получает с помощью диагностирующих  опросников, выявляющих особенности общения и взаимоотношений, качества личности супругов, способы проведения семейного досуга, общность интересов и ценностей, а также позволяющих понять нравственно-психологические основы супружеских отношений. Проективный тест «Семейная социограмма» (Э. Г. Эйдемиллер).Методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А.Н.Волкова).
Методика  «Распределение ролей в семье» (Ю.Е.Алешина, Л.Я. Гозман, Е. М.Дубовская).
Методика  «Типовое семейное состояние» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис) позволяет выявить наиболее типичное состояние индивида в собственной семье: удовлетворительное – неудовлетворительное; нервно-психическое напряжение; семейную тревожность. Кроме тестирования в исследовании супружеской пары можно использовать опрос, беседу, интервью. Диагностика детско-родительских отношений. Дети остро реагируют на все изменения в семье.
Семья –  один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение которого в формировании личности трудно переоценить. Методики исследования межличностных отношений в системе «родитель–ребенок» глазами родителя. Важнейшая сфера деятельности семейного психолога – работа с родителями, ибо их роль определяет формирование уникальной для каждого ребенка социальной ситуации развития. Тест «Родителъско-детские отношения» (PARI) (американские психологи Е. С. Шефер, Р. К. Белл; адаптирован Т. Н. Нещерет)
Тест-опросник анализа семейного воспитания и профилактики нарушений воспитания (АСВ) (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис).
Тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я.Варг, В. В. Столин).
Опросник  для исследования эмоциональной  стороны детско-роди-тельского взаимодействия (Е.И.Захарова).
Методики  исследования межличностных отношений  в системе «родитель– ребенок» глазами ребенка. Наиболее популярен у психологов графический тест «Рисунок семьи».
14. СТАДИИ И КРИЗИСНЫЕ  ПЕРИОДЫ БРАКА 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.