На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Содержание формационного и цивилизационного подходов к типологии государств

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 05.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание 

Введение________________________________________________________3
1. Понятие типа государства_________________________________________4
2. Содержание формационного и цивилизационного подходов к типологии государств_____________________________________________________6
2.1 Формационный подход_______________________________________6
2.2 Цивилизационный подход ____________________________________7
Заключение____________________________________________________10
Список использованной литературы_______________________________12
 

    Введение 

    Проблема  типологии государства долгое время  является актуальной в рамках теории государства и права. Типология  государства неразрывно связана  с учением о форме государства, но не совпадает с ним.
    Если  предметом изучения формы государства  являются вопросы организации и  устройства верховной государственной  власти, территориального устройства государственной власти и методы ее осуществления, то предметом типологии  государства составляет учение о  народовластии (демократии) как родовой  сущности государства. Поэтому, несмотря на очевидную взаимосвязь, форму  государства нельзя отождествлять  с типом государства, а типизацию  государства - с классификацией его  формы.
    Классификация формы государства - это систематика  государства, относящаяся к организации  и устройству государственной власти; типизация государства - суть деление (группировка) государств с учетом факторов развития народовластия как родовой  сущности государства. Форма государства  соотносится с его типом как  форма соотносится с сущностью  вообще: она есть внешняя организация  государства определенного типа.
     Задача  как можно глубже исследовать  различные типы государств. Несмотря на перемены, происшедшие в российском правоведении за последние годы, проблема исторических типов государства  и права, а также вопрос о государстве  и праве социалистического исторического  типа как одного из ее аспектов, так  и не получили должной научной  разработки.
      Цель работы кратко охарактеризовать типы государств: марксистский и цивилизационный подходы 
 
 
 

     1. Понятие типа государства 

     Считается, что на каждом этапе исторического развития государство приобретает определенную совокупность черт, признаков, которые позволяют отнести его к определенному типу государств. В связи с этим, важное значение имеет проблема их научной классификации. Такая классификация, отражающая логику исторического развития государства, позволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев, называется типологией. Типология направлена на упорядочение полученных данных об объекте, о возможных формах его существования.
     Типология государств представляет собой один из видов классификации и, вместе с тем, ее высшую форму, т.к. в ее основе лежит группировка государств по одному из самых крупных и высших квалификационных критериев - типу государства.
     Таким образом, типология содействует более глубокому выявлению и изучению признаков, свойств, сущности государства, позволяет проследить закономерности их развития, сущность происходящих в них структурных изменений. Кроме того, типология государств базируется на обобщении большого фактического, исторического, социологического, правового и иного материала, на выявлении объективных процессов и связей, существующих в конкретном обществе, а также на основе анализа особенностей функционирования государственно-правовых явлений и систем. В этой связи типологию государств можно рассматривать как определенную группировку по различным типам.
     Несмотря на множество определений типа государства, содержащихся в научной и учебной литературе предлагается следующая дефиниция данного определения. Исторический тип государства есть совокупность классовой сущности всех государств, обладающих общей экономической основой, обусловленной господством данного типа собственности на средства производства. Таким образом, исторический тип государства всегда связан с установлением закономерной зависимости классовой сущности государства и права от экономических отношений, которые господствуют в классовом обществе на определенном этапе его развития.
     Типология государства основана на совокупности экономических и политических признаков, характерных для многих государств в определенную историческую эпоху.
     Как правило, типологизация проводится на основе того или иного научного подхода. Строится типология в основном с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного.
     Формационный подход – это исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств, с точки зрения качественных изменений в экономическом базисе общества, его производственных отношениях и классовой структуре.
     Цивилизационный подход – это исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии и нравах.
     Каждое государство становится полем борьбы двух видов воздействия на него и формационного и цивилизационного. Какая из них победит, сказать заранее нельзя. Именно с этим связана многовариантность развития в государственной и других сферах общественной жизни.
       Формационный и цивилизационный подходы - это подходы не только к делению государств на типы. Типология государства на их основе - это частный случай формационного и цивилизационного подходов к познанию истории вообще, к познанию истории общества. 

2. Содержание формационного и цивилизационного подходов к типологии государств 

     В литературе выделяют два подхода к типологии государств: формационный и цивилизационный. Кратко рассмотрим их сущность. 

     2.1 Формационный подход
     Составители: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.
    При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические формации. Основой которой является базис (экономические отношения), а всё остальное называется надстройкой. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства.
    Исторический тип государства — это государство определённой общественно-экономической формации. Характеризуется рядом общих признаков: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства. Выделяются следующие типы государств:
    Рабовладельческое государство — основа рабы и рабовладельцы. Рабовладельческое государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудия их диктатуры.
       Феодальное государство — основа феодал и его зависимые крестьяне;
       Буржуазное государство — основа буржуазия и пролетариат;
       Социалистическое государство — сущность этого государства, как организацию политической власти трудящихся во главе с рабочим классом, важнейшую организационную форму экономического и социально-культурного руководства обществом в условиях строительства социализма и коммунизм.
       Недостатки Формационного подхода:
      Не универсальная схема, не все государства подпадают под эту схему, наша история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы;
      Весьма схематичная и одномерная;
      Недооцениваются духовные факторы (национальность, религия, культура и т. д.).
 
     2.2 Цивилизационный подход 

     Составители: А. Тойнби, У. Ростоу, Г. Еллинек, Г. Кельзен  и др.
 При цивилизационном подходе основным критерием выступают духовно-культурный фактор (религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т.д.). А. Дж. Тойнби дал следующее определение цивилизации:
       Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков.
       Цивилизация — это социокультурная система, включающая социально-экономические условия жизнедеятельности общества, этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности.
    Тойнби выделил до 100 самостоятельных цивилизаций, но затем сократил их число до двух десятков. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов:
    Локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.);
    Особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.
    Современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.
    В литературе выделяют первичные и вторичные цивилизации. Для государства в первичных цивилизациях характерно, что они являются частью базиса, а не только надстройки. Вместе с тем государство в первичной цивилизации связано с религией в единый политико-религиозный комплекс. К первичным цивилизациям относят древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую и др. Государство вторичной цивилизации не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс. Среди вторичных цивилизаций выделяют западноевропейскую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др.
    У. Ростоу классифицировал государства по стадиям экономического развития, зависимым, в свою очередь, от научно-технических достижений:
     Традиционное (аграрное);
     Индустриальное;
     Постиндустриальное (информационное).
    Г. Еллинек разделял:
     Идеальные (утопия);
     Эмпирические:
     Древневосточные;
     Античные;
     Средневековые;
     Новые;
     Современные. 
 
 
 

Заключение 

     В данной работе была рассмотрена типологизация государств согласно двум подходам – формационному и цивилизационному.
     Как объясняет формационный подход, любое общество находится в рамках определенной общественно-экономической формации и включает два компонента: экономический, состоящий из системы производственных отношений (отношений собственности) и общественный (сознание, мораль, право, государство, религия и наука). Последовательное развитие производительных сил общества (орудий труда, трудовых навыков человека) приводит к изменению формы производственных отношений. Собственниками основных средств производства становятся новые более прогрессивные классы (вначале рабовладельцы, затем феодалы и буржуазия, наконец, трудящиеся классы). С изменением производственных отношений, меняются и надстроечные элементы. По мере того, как они становятся соответствующими новому экономическому базису, происходит переход к более высокому типу общественно-экономической формации. В этом подходе выделяются следующие исторические типы государства – рабовладельческое государство, феодальное, буржуазное, социалистическое государство. Кроме того, по теории Маркса выделяют - переходное государство, то есть разновидность государства в рамках одного и того же исторического типа, где господствуют сразу несколько классов.
     Согласно цивилизационного подхода, определяющими в развитии государства являются социокультурные факторы, включающие духовную жизнь общества, идеологию, нравственность, религию. Именно они главным образом определяют особенности развития данной общественной системы и характерные черты ее государственной власти. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов. Первый – локальные цивилизации, каждая из которых имеет совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство. Второй – особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская) с соответствующими типами государств. И, наконец, третий этап – современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.