На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сущность цены как экономической категории, цели и задачи ценообразования в ИГ и Т

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Г.В. ПЛЕХАНОВА»
Высшая  школа спортивной и туристской индустрии  

специальность «ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НА
ПРЕДПРИЯТИИ. ГОСТИНИЧНОЕ,
РЕСТОРАННОЕ И ТУРИСТСКОЕ
ХОЗЯЙСТВО» 

курс  ПЯТЫЙ 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

На тему:  «Сущность цены как экономической категории, цели и задачи ценообразования в ИГ и Т» 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила       Руководитель
студентка       ст. препод./доцент/
5 курса  группы № 7541     профессор кафедры гостиничного и 
                                                                                              туристического бизнеса
Пузанова  Наталья Владимировна                      Скобкин Сергей Сергеевич                          
______________________
        (Подпись студента) 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2011 
 

Содержание 

Введение 

I. Понятие цены и ценообразование в индустрии гостеприимства и туризма……………………………………………………………………………….1-10
1. Сущность и  функции цены как экономической  категории……………………………1-7
2. Постановка  целей и выбор методов ценообразования  в ИГ и Т………………………7-10 

II. Формирование цены на услуги в индустрии гостеприимства и туризма……………………………………………………………………………...11-21
1. Ценообразование и себестоимость гостиничных услуг………………………………11-15
2. Ценообразование  на туристические услуги……………………………………………15-21 

III. Анализ политики ценообразования в индустрии гостеприимства и туризма……………………………………………………………………………...22-24 

Заключение 

Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

В условиях рыночной экономики цена имеет ключевое значение для всех хозяйствующих субъектов. Она является основным источником информации, необходимым для принятия хозяйственных  решений. В силу этого, проблемы рыночного механизма формирования цен, сущность цен представляют большой практический интерес для всех участников рынка.
Цена представляет собой экономическую категорию, означающую сумму денег, за которой  продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар. Цена определенного количества товара составляет его стоимость, отсюда цена - денежная стоимость товара. Когда единица конкретного товара обменивается на определенное количество другого товара, это последнее становится товарной ценой данного товара.
Цена - сложная  экономическая категория. В ней  фокусируются практически все основные экономические отношения в обществе. Прежде всего, это относится к  производству и реализации товаров, формированию их стоимости, а также  к созданию, распределению и использованию денежных накоплений. Цена опосредствует все товарно-денежные отношения.
Установление  единой цены для всех покупателей - дело сравнительно новое. Исторически  цены устанавливали продавцы и покупатели в ходе переговоров друг с другом. Продавцы, как правило, запрашивали цену выше той, которую намеривались получить, а покупатели - ниже той, которую рассчитывали заплатить. В конце концов, они сходились на взаимоприемлемой цене. Единые цены получили распространение только в конце XIX в. Благодаря возникновению крупных предприятий розничной торговли, которые предлагали большое разнообразие товаров и располагали целым штатом наемных работников.
Цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Это до сих пор  характерно для бедных стран, среди неимущих групп населения применительно к продуктам типа товаров широкого потребления. Но в последнее время на покупательском выборе энергичнее стали отражаться ценовые факторы, в частности, стимулирование сбыта, организация распределения товара и услуг для разной клиентуры.
Фирмы подходят к проблемам ценообразования  по-разному. В мелких фирмах цены часто  устанавливаются высшим руководством. В крупных компаниях проблемами ценообразования обычно занимаются управляющие отделений и управляющие по товарным ассортиментам. Но и здесь высшее руководство определяет общие установки и цели политики цен и нередко утверждает цены, предложенные руководителями нижних эшелонов.
Переходный характер современной российской экономики  и отсутствие опыта хозяйствования в условиях развивающихся рыночных отношений вызвали трудности у предприятий и появившихся фирм. Одной из наиболее сложных проблем стало свободное ценообразование после либерализации цен.
Возникла необходимость  правильной ориентации в ценовой конъюнктуре рынка и проведения собственной ценовой политики. Предприятия и фирмы столкнулись с почти полным отсутствием практических навыков и знаний в области маркетинга. Чтобы восполнить этот пробел, нужно, прежде всего, изучить опыт рыночного поведения фирмы в странах с развитой рыночной экономикой, затем попытаться творчески переосмыслить его и приспособить к специфическим условиям ценообразования в экономики России.
Установление  определенной цены на товар или услугу служит для последующей их продажи  и получения прибыли. Очень важно назначить цену таким образом, чтобы она не оказалась слишком высокой или слишком низкой.
В малом бизнесе  установление нужного уровня цен  тем более важно, что предприниматель  имеет возможность непосредственно  общаться с клиентом и тот в свою очередь может высказать свои претензии по установленным ценам за товары или услуги. Назначение высокой цены может быть чревато потерей интереса к приобретению. Назначение низкой цены тоже может вызвать отрицательную реакцию, например, сомнение в качестве продукта или в умении и опыте предпринимателя. Таким образом, запрашиваемая цена определяет качество товара или услуги в сознании покупателя и помогает определить положение данного продукта на рынке.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей ценообразования в индустрии гостепримства и туризма, различные стратегии установления цены на туристический продукт, поскольку туризм является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов. Таким образом, в наши дни нельзя не заметить того огромного влияния, которое оказывает индустрия туризма на мировую экономику.
Задачи  исследования состоят в изучении понятия цены как экономической категории, ценообразования на услуги в ИГ и Т и анализе политики формирования цен в сфере гостеприимства и туризма.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. Понятие цены и ценообразование в индустрии гостеприимства и туризма 

1.Сущность и функции цены как экономической категории 

а) Сущность цены как  экономической категории
Цена - экономическое  понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять  и доказывать. С детских лет, как  только человеку приходится наблюдать  или самому участвовать в покупке, он на бытовом уровне воспринимает, что такое цена и какую роль она играет в его жизни и жизни других людей.
Высокая цена означает, что вещь дорогая, и её покупка  требует больших денежных затрат, низкая цена означает дешевизну и  меньшую нагрузку на карман покупателя. Однако цена, а точнее, цены, вся их совокупность представляют собой не только индивидуальную, личную, но и общественную, социальную категорию. Они регулируют как отдельные покупки и продажи товаров потребителям, так и экономические процессы, в целом, включая производство, распределение товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг. Здесь уже все цены, вместе взятые, с учетом их формирования и изменения действуют как общий, единый, целостный ценовой механизм.
Эта функция  цен и их воздействие на экономику в масштабах не только личности и семьи, но и предприятия, отрасли, территории, страны гораздо меньше известны обывателю.
Далеко не все  знают, что в экономике применяются  десятки миллионов цен, что под  единым понятием «цена» понимается множество  разновидностей цен, включая оптовые, розничные, регулируемые, договорные, свободные рыночные, государственные, контрактные, прогнозные, проектные, лимитные, мировые и ряд других.
Будучи широко употребительными в экономике любого типа (централизованной, рыночной, смешанной), цены формируются и действуют в разных экономиках по-разному. В соответствии с коммунистической (чисто распределительной) доктриной экономика вообще может обойтись без денег, а следовательно, и без цен, тогда как рыночная экономика без цен становится бессмысленной.
Цены, несомненно, представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в то же время довольно мощный рычаг управления экономикой, хотя их реальные возможности воздействия  на экономику вообще и на уровень  жизни в частности намного  меньше надежд, возлагаемых на цены, на ценовой механизм людьми. В директивно управляемой экономике цены используются как внешний регулятор, инструмент воздействия со стороны правительства, тогда как в рыночной они образуют часть системы саморегулирования.
Под общим широко распространенным названием «цена» понимается комплекс экономических понятий, входящих в единую синтетическую категорию. Реально под одним наименованием «цена» существует множество её видов, различающихся между собой назначением, областью применения, способом формирования.
Дать общее, единое определение понятия «цена» столь  же сложно, как найти всеобщую дефиницию  термина «деньги». Тем более что  эти понятия тесно связаны  между собой и что термин «цена» производен от слова «деньги». Для  потребителя, покупателя такое утверждение может показаться странным. С позиции покупателя, приобретающего товары по определенным ценам, все представляется предельно ясным. Для покупателя цена - это количество денег, которое ему приходиться платить за единицу товара, за вещь, за услугу. Для продавца - это количество денежных единиц, которое можно получить за продаваемую вещь.
Цена, как и  деньги, есть историческая категория, возникшая и сформировавшаяся в  процессе зарождения и развития обмена. Уже в ходе простейшего натурального обмена  

1
приходится по сути использовать цены как обменные пропорции, обеспечивающие
эквивалентность обмена. Когда древний каменотес  обменивал один каменный топор на два горшка гончара, он исходил из того, что цена горшка равна половине топора. Это были своеобразные товарные цены, проявляющиеся в пропорциях обмена. Такая цена еще не универсальна и выражена для каждой из обменивающихся сторон в разных единицах. 

б) Функции цены
В любой экономической  системе цена является регулятором  отношений экономических субъектов.
Одним из способов проникновения в суть цен состоит  в изучении их функций, характеризующих  роль, которую цены играют в экономике. При этом надо иметь в виду, что  функции цен и способы их реализации различаются в зависимости от природы той экономической среды, в которой действуют, используются цены. Прежде всего, имеется в виду различие действия ценового механизма в экономике централизованно-государственного и рыночного типа.
Первичной функцией цены следует считать измерительную. Благодаря цене удается измерить, определить стоимость товара, иначе говоря, определить, какое количество денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за проданный товар. Цены дают возможность деньгам как платежному средству обрести количественную определенность в акте купли-продажи. Зная цену весовой, объемной, штучной единицы товара и умножая ее на количество продаваемых продавцом и приобретаемых покупателем единиц, мы устанавливаем величину денежного платежа за товары и услуги. Исходя из цены рабочей силы, труда, измеряется заработная плата.
С измерительной  функцией цены соседствует соизмерительная, заключающаяся в сопоставлении  ценностей разных товаров. Сравнивая  цены, мы получаем возможность различать  более или менее дорогие товары, дорогие и дешевые. Если цена адекватно отражает полезность, то она может использоваться и при сопоставлении не только денежной ценности, но и полезности товаров.
Благодаря соизмерительной  функции цена обретает учетную функцию. Переводя показатели количества и качества товаров в материально-вещественном выражении, измеренные в физических единицах, в адекватные показатели, измеренные в денежных единицах, цена становится вспомогательным инструментом учета. Одно дело, когда фиксируется наличие в имущественном комплексе предприятия 5 станков, и другое дело, когда учет свидетельствует о наличии 5 станков с ценой каждого 3 миллиона денежных единиц на общую сумму 15 миллионов денежных единиц. Учетная функция цены позволяет также учитывать затраты на производство продукции.
Наряду с учетом цена как измеритель может быть одним из важных инструментов анализа, прогнозирования, планирования, при которых используются показатели в денежном выражении.
Из перечисленных  функций цен вытекает возможность  их использования в качестве инструмента  регулирования экономических процессов. Так, в рыночной экономике цены - это основной инструмент уравновешивания спроса и предложения, увязывающий денежный запрос производителя или продавца товаров на их оплату с ответной реакцией потребителя, покупателя. При этом характерно, что сама регулирующая цена рождается в процессе регулирования и является в этом смысле регулируемой. Поэтому точнее было бы говорить о функции саморегулирования товарно-денежных процессов с помощью равновесных, то есть самоустанавливающихся цен, уровень которых соответствует выравниванию спроса и предложения. В нерыночной экономике такие функции
насильственно навязываются ценам, которые сами навязываются экономике. Такая  

2
искусственность делает назначаемые государством цены малоэффективным средством балансирования доходов и расходов, а в более широком плане - регулирования экономики.
Цена может  выполнять распределительную функцию, заключающуюся в возможности  за счет перераспределения спроса на тот или иной продукт, связанного с его ценой, влиять на предложение товара, на расширение производства недостающего (дефицитного) товара и сокращения производства избыточного товара. В итоге инвестиции направляются преимущественно в малоразвитые отрасли и области производства за счет оттока средств из устаревших отраслей. В условиях централизованной экономики такая функция использовалась государством для воздействия на структуру производства и получаемые доходы. Повышая или понижая оптовые или розничные цены, государство тем самым перераспределяло доходы и прибыль регионов, отраслей, предприятий, социальных групп, семей, отдельных людей. Благодаря этому советская номенклатура приобрела блага для себя и своих семей по «своим», льготным ценам в специальных закрытых «распределителях». Да и вообще лучший способ искусственной государственной поддержки людей, предприятий, отраслей, территорий состоит в том, что для них как для продавцов действуют завышенные цены, а как для покупателей - заниженные. Тем самым, правда, создаются прекосы, искажаются экономические отношения между хозяйствующими субъектами, возникают конфликты и на экономической, и на социальной почве.
Цена выполняет  очень важную социальную функцию. С  ценами и их изменением связаны структура  и объемы потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Социальная реакция людей на уровень цени его изменение чувствительна и высока. В бытовом восприятии розничных цен на потребительские товары и услуги люди считают, что рост цен снижает уровень жизни, тогда как снижение цен заведомо улучшает жизнь. При этом обычно не принимаются во внимание другие, неценовые факторы, такие, как доходы, наличие товаров на рынке, структура потребления.
Наряду с внутренними  функциями, реализуемыми в пределах народного хозяйства страны, цены выполняют внешнеэкономические функции, выступая в роли инструмента торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами.
Как в рыночной, так и в нерыночной экономике  цены выполняют стимулирующую функцию, влияя на заинтересованность производителей в повышении объемов производства и качества продукции во имя увеличения выручки от продажи. Механизм этого влияния пролегает через желание производителя увеличивать доход и прибыль, которые непосредственно связаны с ценами на продукцию, товары и услуги. Существенная разница между проявлением этой функции в рыночной конкурентной и неконкурентной дефицитной экономике в том, что в первом случае производитель стремится повысить и выпуск товара, и качество, и цену, а во втором - только цену. Эта особенность очень ярко показала себя после раскрепощения цен в России, что приводит к побочным проявлениям закона предложения.
Великое многообразие функций цены, которая явно перегружена  обязанностями в своей государственной  форме, а также противоречивость целей и задач осуществления отдельных функций приводят к тому, что успешно реализовать все функции не представляется возможным.
Цена есть объективная  категория, ее величина обусловлена  действием законов спроса и предложения  и денежного обращения. При попытках в приказном порядке установить так называемые «правильные», «хорошие», «нужные», «справедливые» цены, нарушая объективные экономические законы, хозяйственная ситуация отреагирует на подобные  

3
действия углублением  дефицита, инфляцией, спекуляцией, социальной несправедливостью, принудительным распределением.
Переход от государственных  цен к рыночным не может и не должен быть мгновенным, поэтому нельзя полностью избежать регулятивного  воздействия государства на цены, ценовой механизм, ценовую политику. 

в) Система цен и их классификация
Цена товара состоит из следующих элементов:
1. Себестоимость-  это расходы предприятия на  производство и реализацию товаров;
2. Прибыль - это  часть дохода предприятия принадлежащая  ему (стимулирование труда работников, покупка оборудования, сырья);
3. Акцизный сбор - это не прямой налог, входящий  в цену высокоприбыльных товаров  (товарные изделия, автомобили, спиртные  напитки);
4. Налог на  добавленную стоимость - это доход,  установленный в ценах на большинство  товаров (исключения: квартплата, детское питание, медикаменты);
5. Транспортные  расходы - оплачивают двумя путями: за счет предприятия-изготовителя  или за счет бытовых организаций;
6. Торговая наценка  - является источником исчисления, затрат торгующих организаций и обеспечивает им нормальную рентабельность, (окупаемость). Взаимодействие спроса и предложение товара ведет к установлению цены равновесия или рыночной цены, т.е. цены товара при которой он будет действительно обменен на деньги.
Цены классифицируют по различным направлениям.
    По сферам товарного обслуживания:
-  оптовые  цены, по которым предприятия  реализуют в больших объемах  продукцию промышленно-технического  и потребительского назначения (между  отраслями внутри оптовой сферы  и из оптовой в розничную). При наличии разветвленной сети потребления товара оптимизировать продажу позволяют посреднические оптовые фирмы или организации (снабженческо-сбытовые организации, товарные биржи). При отсутствии потребности в посредниках поставщики и потребители устанавливают прямые хозяйственные связи;
- розничные цены, по которым товары реализуются  конечному потребителю (в основном  населению) в ограниченном количестве;
- закупочные  цены, по которым государство  покупает продукцию у сельскохозяйственных  предприятий (фермеров);
- цены и тарифы  на услуги. Тарифы могут относиться  к сфере оптовой торговли (например, грузовые транспортные тарифы, фрахт)  и розничной (пассажирские тарифы).
    По способу отражения транспортных расходов:
- цены франко-отправления  (на товары ограниченного производства и разветвленной сети потребления), включающие транспортные издержки до пункта магистрального транспорта (порта, железнодорожной станции), расходы на остальной путь покрывает покупатель;
- цены франко-назначения, включающие транспортные расходы до пункта назначения.
    По формам продаж:
- контрактные  (договорные) цены - цены фактической  договоренности между продавцом  и покупателем;
- биржевые котировки  - это уровень цены товара, реализуемого  через биржу. Цена биржевого  товара складывается из биржевой котировки и надбавки (скидки) за качество, удаленность от места поставки; 

4
- цены ярмарок  и выставок (часто льготные);
- аукционные  цены, отражающие ход продаж на  аукционах (различают стартовые  цены и продажные).
Аукционы (публичные  торги) бывают трех типов:
1. С повышением  цены (товар продают по цене, наиболее  высокой из предложенных покупателями);
2. Вейлинговые  торги (цена предложения наивысшая,  на экране-циферблате стрелки  имеют обратный ход, покупатель  нажатием кнопки определяет устраивающую  его цену);
3. С подачей  заявок в запечатанных конвертах,  при этом отсутствует возможность  сравнения с запросами других  покупателей.
    По стадиям продажи:
- цены предложения  (цены продавца, или стартовые), по  которым продавец желает продать  товар. Как правило, это верхний предел диапазона возможных цен этого товара (за исключением аукционных и цен подряда), который корректируется в ходе переговоров с покупателем. Для некоторых товаров (машин, оборудования) цены предложения - единственный источник информации об уровне цен на рынке;
- цены спроса, по которым покупатель заинтересован  приобрести товар;
- цены реализации (сделки, продажи, покупки) - фактические,  или номинальные, цены. Их следует  отличать от реальных, соотнесенных  с уровнем дохода общества  или общим уровнем цен.
    По степени регулирования:
- жестко фиксированные  (основной тип цен в условиях  административно-командной экономики);
- регулируемые (допускаются изменения в определенных  пределах, устанавливаются государством, как правило, на продукты повышенного социального назначения);
- свободные (не  подвержены прямому вмешательству,  формируются в соответствии с  конъюнктурой рынка).
    По степени устойчивости во времени:
- твердые: устанавливаются  при заключении договора на  весь срок действия;
- подвижные:  зафиксированная в договоре цена меняется в момент поставки, если изменилась рыночная цена товара, установленная по оговоренному в контракте источнику;
- скользящие: в  договоре устанавливается исходная  цена и оговаривается порядок  (формула) внесения поправок в  случае изменения стоимости ценообразующих факторов. Скользящие цены применяются к товарам, требующим длительного срока изготовления;
- с последующей  фиксацией: в договоре определяются  условия фиксации и принцип  определения уровня цены: периодичность  фиксации, база фиксации, сроки согласования и осуществления фиксации.
В качестве базовой  цены, ориентира для внесения поправок или фиксации уровня цены при заключении сделки используются:
1. Расчетные  цены, которые обосновываются поставщиком  для каждого конкретного заказа с учетом его технических и коммерческих условий;
2. Справочные  цены, публикуемые в справочниках, каталогах, периодических изданиях. Как правило, это средние цены  фактических сделок за определенный  период, экспертные оценки, биржевые  котировки, цены предложений крупных фирм и т. д.;
3. Цены прейскурантов  и ценников. Прейскуранты выпускаются,  как правило, 
производителем  для готовых изделий, рассылаются клиентам, включают цены для 

5
конечных пользователей, стабильные скидки в разрезе всей или части товарной номенклатуры фирмы. При необходимости частого изменения цен прейскуранты дополняются вкладышами с коэффициентами изменений.
Кроме перечисленных  выделяют и другие виды цен, например:
-  трансфертные (внутрифирменные - для обмена  между цехами одного предприятия, дочерними фирмами, заграничными филиалами, конфиденциальны);
- мировые (выступают  в качестве условной средней  стоимости товаров, реализуемых  в нескольких странах, на практике, как правило, модальные, т. е.  цены отдельных стран - основных  производителей товара).
Базовый, или  установленный, уровень цены может  быть скорректирован различными видами скидок (наценок). Наибольшее распространение  получили следующие:
- скидки за  оплату наличными; 
- сезонные скидки  за покупку вне сезона;
- скидка за количество или серийность при покупке количества товара, увеличивающегося по сравнению с заранее определенным;
- скидка за  оборот (бонусная) по определенной  шкале в зависимости от оборота,  достигнутого в течение согласованного  сторонами срока;
- дистрибьюторские и дилерские скидки постоянным посредникам по сбыту;
- постоянным  клиентам за «верность»;
- сконто - за  предварительную оплату;
- специальные  скидки на пробные партии и  заказы;
- скидки за  возврат ранее купленной у  этой фирмы устаревшей модели (или скидки при обмене на модернизированную модель);
- скидки при  продаже подержанных товаров; 
- экспортные  скидки иностранным покупателям  сверх скидок, предоставляемых на  внутреннем рынке;
- скидки за  потери при усушке, утруске, сортировке, за повышенное количество грязи (сухофрукты), потери жидких товаров при транспортировке, испарении (молоко в цистернах), трудноудаляемые остатки (мед), избыточное содержание влаги (хлопок, шерсть);
- надбавка за  индивидуальность заказа;
- надбавка за  повышенное качество;
- надбавка за  рассрочку платежа;
- надбавка за  дополнительные услуги;
- наценки за  упаковку, тару.
В условиях развитого  рынка основным видом цен являются свободные от жесткого регулирования  цены, а ценообразование становится инструментом маркетинга. Выработка ценовой стратегии в первую очередь зависит от целей, преследуемых фирмой на рынке. Это, как правило, максимизация прибыли или доли на рынке, достижение стабильного положения. В процессе ценообразования учитываются такие факторы, как спрос (закон спроса, ценовая эластичность спроса, психологическое восприятие цены), полные и предельные издержки, цены и возможности конкурентов, влияние других участников канала товародвижения, законодательные ограничения цен, различные характеристики товара.
Свободная калькуляция цены не означает ее полной стихийности и необузданности. В большинстве развитых стран мира на разных этапах экономического развития проводилась политика сочетания регулируемых и свободных цен. Например, в Германии  

6
и США  только в 70-х годах были отменены вертикально фиксированные (основанные на
твердых договорах  между промышленностью и торговлей) цены, постоянно снижается роль рекомендуемых  цен (торговые фирмы могут несколько  изменять уровень цен, предлагаемый производителем при поставках). 

2.Постановка целей и выбор методов ценообразования в ИГ и Т
Суть маркетинговой  концепции управления, ориентированной  на клиента, нашла отражение и  в самом понятии «индустрия гостеприимства», которое сегодня является более  распространённым в специальной  литературе по сравнению с понятием «индустрия туризма».
В рамках совершающейся  маркетинговой революции, большинство  преуспевающих фирм «индустрии гостеприимства»  при разработке политики (стратегии) привлечения клиентов, в основном используют два подхода.
Первый подход основан на так называемой ценовой дискриминации, второй подход на системе натурального вознаграждения клиента. Применяются и комбинированные стратегии.
Ценовая дискриминация - это и сегментация рынка, и  дифференциация цены, основанная, не на различиях в издержках производства и сбыта, а на эластичности индивидуального спроса по цене.
Используются  специальные ценовые стратегии (скидки-надбавки), с целью привлечения дополнительных клиентов, более чувствительных к  цене. При этом цены для потенциальных клиентов не изменяются. Подобные стратегии не следует путать с нарушением антимонопольного законодательства, это законная и довольно выгодная для потребителей система ценообразования.
Например, гостиницы  в центральных частях города, как  правило, обслуживают бизнесменов, и в выходные дни мало загружены. Поэтому на выходные и праздничные дни устанавливают низкие цены для туристов, в результате чего создаётся дополнительный спрос, и привлекаются клиенты, которые в противном случае вряд ли выбрали бы гостиницу в центре.
Широко используется манипулирование ценами и в других секторах индустрии гостеприимства. Фирмы разрабатывают методы дискриминационного ценообразования, чтобы сглаживать динамику спроса, прогнозировать заполняемость  мест и получать максимальный доход. Однако для успешной реализации стратегии дискриминационного ценообразования необходимо выполнение определённых условий. Во- первых, базовая цена должна быть достаточно высокой, иначе использование системы ценовой дискриминации может привести к снижению доходов.
Наиболее распространена система скидок с базовой цены, которая применяется также и  у нас, наиболее крупными гостиницами, в Казахстане, России, которая включает цены со скидками для корпоративных  или коммерческих клиентов, для туристических агентств, для правительственных учреждений, для семейных заездов, для групповых заездов, на комплекс услуг, бесплатное обслуживание в рекламных целях и др. В результате манипулирования ценой, средняя фактическая цена номера становится намного ниже базовой. Происходит снижение средней прибыли на гостиничный номер, соответственно уменьшение прибыли в целом. Поднять базовую цену гораздо труднее. С одной стороны, базовый тариф устанавливается в соответствии с присвоенной гостинице категорией. С другой, повышение базовой цены может привести к снижению спроса.
Во-вторых, использование  широкого спектра скидок требует  гибкого управления ими, анализа  и мониторинга для каждой альтернативы.
Затраты на проведения стратегий ценовой дискриминации  не должны превышать  

7
полученный доход, в связи с этим сегмент должен быть достаточно большим, чтобы 
система скидок имела смысл. При этом система  дискриминационного ценообразования  не должна противоречить интересам  позиционирования собственных товаров  и услуг. Так, гости – клиенты гостиницы «ITT Sheraton» ассоциируются с бизнес-классом. Приближая обслуживание к уровню гостиниц «Hilton» (класс-люкс), гостиница «ITT Sheraton» должна объявлять меньшие расценки, чем в роскошных гостиницах «Hilton», и большие по сравнению с гостиницами низшего класса. Иначе можно потерять клиентов. Не должна возникать путаница и в головах клиентов из-за различного уровня гостиничных классов.
В третьих, необходимо не только различать и разделять  клиентов в соответствии с их чувствительностью  к цене, но и чтобы клиенты одного сегмента, заплатив более низкую цену, могли бы перепродавать услугу другим по более высокой цене (это касается фирм-посредников).
В связи с  ограниченностью возможностей манипулирования  ценами с начала 1980-х годов в  развитых странах, стал использоваться подход, основанный на идее вознаграждения постоянного клиента. Цель подобных программ - стимулирование потребителя осуществлять покупки товаров, услуг в конкретной фирме. Программы вознаграждения постоянного клиента основаны на системе накопления последующего бесплатного обслуживания по выбору. Например, многие авиакомпании, являющиеся частью туристической индустрии, предлагают пассажирам, проделавших 35 тыс. миль, бесплатный билет (туда и обратно) в любой пункт Северной Америки. Клиент, налетавший 50 тыс. миль, может рассчитывать на бесплатную поездку на Гавайи или в Европу.
По сравнению  с дискриминационным ценообразованием система натурального вознаграждения постоянного клиента имеет ряд  преимуществ. Так, клиент не просто тратит деньги на определённый комплекс услуг, но одновременно и «зарабатывает» очки, которые переводятся на специальный счёт участника соответствующей программы вознаграждения. Например, в гостиницах США клиент может заработать дополнительные очки за каждый доллар, потраченный на дополнительные услуги или на оплату счёта: стоимость номера, ресторан, телефон, платное телевидение, прачечная, аренда машины и т.д.
Чисто психологически неосязаемая услуга приобретает  элемент осязаемости. За каждый потраченный  доллар клиент получает услугу в будущем, например, бесплатный завтрак или бесплатную закуску к завтраку, пользование местным телефоном, оздоровительным центром при гостинице, дополнительное оборудование для работы в гостиничном номере (как принтер, факс, копировальная машина и др.), экспресс-регистрация и т.п.
Гостю обычно выдаётся пластиковая карточка или сертификат. Накопленные очки дают возможность  клиенту почувствовать себя владельцем чего-то материального, который в  будущем принесёт определённую выгоду.
Программа вознаграждения постоянных клиентов или как его  ещё иначе называют программа  «частый гость», помогает составить  базу данных и тем самым проанализировать, что необходимо гостю и чего он ожидает от товара или услуги. Через  базу данных компания имеет возможность постоянно и напрямую иметь отношения с потребителем, в целях максимизации степени удовлетворения его потребностей. В результате гость получает улучшенный товар или услугу, который соответствует его специфическим запросам. Данный момент тем более необходим в силу того, что в последние годы потребители становятся всё более требовательными и привередливыми. Они ищут товары и услуги, обращая внимание к их особенностям, добиваются полноты информации, стремятся к расширению потребления экологически чистых продуктов.
Специалисты стали  даже говорить о профессионализме потребителей.  

8
Предприятие может  информировать постоянных клиентов о любых новых начинаниях, а  также об изменении цен. Анализ диалоговых отношений с клиентами даёт возможность  компании предвосхищать (опережать) желательные для клиентов моменты.
Соответственно  повышается и качество обслуживания.
Вместе с тем  программа «частый гость» предполагает постоянное расширение спектра предоставляемых  услуг, что подталкивает руководителей  к поиску партнёров для сотрудничества. Устанавливаются взаимоотношения и с фирмами, как своего сегмента, так и с фирмами, работающими на других сегментах рынка, а также в других странах и на других континентах. Например: в программе поощрения клиентов гостиничной цепи «Marriott» участвуют гостиницы различных торговых марок: Marriott Resorts & Suites (5 – звёздочные гостиницы для бизнес - путешественников, индивидуальных и групповых туристов); Fairfield Inn (недорогие гостиницы, мотели); Vacation Club International Conference Centers (конгрессные, образовательные и культурные центры); Residence Inn (гостиницы для длительных проживаний) и др. В этой программе участвуют также авиакомпании (British Airlines и др.), и фирма, сдающая в аренду машины марки “Hertz”.
Широкое сотрудничество с компаниями индустрии гостеприимства даёт возможность компании “Marriott” разнообразить предоставляемые услуги. У постоянного клиента появляется широкий выбор: провести выходные в любой гостинице – участнице программы, взять в аренду машину, воспользоваться услугами авиакомпании, осуществить круиз или воспользоваться множеством других услуг. Только в 1997 г участники данной программы принесли компании 33% общей прибыли. Сотрудникам корпорации “Marriott” участвовать в поощрительных программах не разрешается.
Часто компании индустрии гостеприимства осуществляют сразу несколько программ поощрения  постоянных клиентов (комбинированные  стратегии). В рамках уже упоминавшейся  программы, корпорация “Marriott” участвует  также в совместной программе с 14 авиакомпаниями разных стран (American Airlines, Air Canada, British Airways и др.). В этой программе акцент делается на заинтересованность клиентуры авиакомпаний. Гость получает мили за то, что он остановился в любом из отелей торговой марки «Marriott Hotels, Resorts & Suites».
Для поощрения  самых привередливых клиентов корпорация “Marriott” реализует специальную  программу “Club Marquis”, став членом клуба  которого, гость должен будет участвовать  в одной из программ. Например, в  зависимости от количества ночей, проведённых в отелях торговой марки “Marriott Hotels, Resorts & Suites”, в т.ч. 12 месяцев, гость получает определённую карточку: до 50 ночей – “золотую” карточку, от 50 до 74 ночей – “чёрную” карточку, свыше 75 ночей – “платиновую” карточку. По карточке “Club Marquis” даётся 10 %-я скидка на сувениры в магазинах отеля, а также предоставляется кредит: по “золотой” карточке – 200 долларов, по “чёрной” и “платиновой” карточкам - 500 долларов. Корпорация “Marriott” осуществляет также различные программы –поощрения групповых (корпоративных) клиентов. Это организаторы и участники конференций, банкетов, встреч. Есть также дополнительные услуги, пользоваться которыми можно в т. ч. одного года. Среди них: гарантированное наличие комнаты за 48 часов до приезда, бесплатные прохладительные напитки по прибытии, предоставление лучшего номера за цену стандартного (зависит от загрузки отеля), специальный подарок, ежедневная доставка международной прессы, брелок с эмблемой “Marriott”, допуск в “Консьерж-бар” и др.
Комбинированные стратегии поощрения клиентов применяются  и в российской индустрии туризма. Так, каждому клиенту, совершившему одну поездку по путёвке ВАО “Интурист”, даётся “простая карточка”. Она даёт право на приобретение билета со скидкой 3%, совершивший четыре и более поездки по путёвкам “Интуриста” получает  

9
“золотую карточку”, по которой предоставляется скидка 7%. Все карточки именные,
бессрочного действия. Они также дают право на приобретение авиабилетов за рубеж со
скидкой 3%, льготные тарифы на бронирование гостиниц, предоставление услуг гидов-переводчиков за рубежом. Ускоренные курсы иностранных языков перед выездом за границу. Владельцам именных карточек также предоставляется скидка 5% при заключении индивидуальных договоров страхования с российским страховым обществом “РОСНО”.
“Индустрия  туризма” или “индустрия гостеприимства”  остаётся исключительно перспективной  отраслью, и его значение возрастает с каждым днём. В нашей отечественной  “индустрии гостеприимства” происходят значительные изменения. Многим отечественным гостиничным предприятиям чтобы выживать и расширяться, необходимы средства: доход и прибыль. А основным источником дохода является клиент. Современная гостиница должна уметь привлекать клиентов, добиваться их лояльности и всячески стимулировать расходы на приобретение ими гостиничных услуг. Уже понятно, что весь гостиничный бизнес в будущем всё больше будет ориентироваться на привлечение повторных клиентов и стимулировать дополнительные расходы с их стороны. В рамках своей политики в области маркетинга наши отечественные предприятия должны научиться информировать клиента об уровне и качестве услуг, а также не должны игнорировать развивающиеся рынки, информационные и другие новые технологии, новые подходы к менеджменту и маркетингу, маркетинговые исследования. Кроме этого должен быть пересмотрен внутренний маркетинг, потому что управление трудовыми ресурсами является очень важным элементом в туристско-гостиничном бизнесе. Часто довольно трудно отделить материальную часть продукта от его духовной составляющей. Обслуживающий персонал гостиницы, организующий приём гостей и предоставляющий им услуги через посредничество, становится важнейшим компонентом самих этих услуг. Работа внутреннего маркетинга строится так, чтобы служащие на всех уровнях организационной структуры гостиницы осознавали, что их практическая деятельность и создаваемая атмосфера обслуживания формируют сознание клиента. Главной целью внутреннего маркетинга является то, чтобы помочь служащим правильно предоставить клиенту удовлетворяющие его услуги. Чтобы укрепить рыночные позиции в конкурентной борьбе, предприятия “индустрии гостеприимства” должны постоянно совершенствовать способы предоставления услуг, выискивать резервы для повышения производительности, повышать качество и культуру обслуживания.
Изучение и  применение концепций маркетинга может  помочь проанализировать изменения, происходящие на отечественном и мировом рынках гостиничных услуг, приобрести навыки и знания, необходимые для оценки текущей ситуации на рынке, анализа базы клиентуры, досконального и всестороннего знания компонентов гостиничного продукта и разработки стратегий, нацеленных на обеспечение эффективного результата маркетинга.
Конкурентная  борьба сейчас происходит в мировых  масштабах. Поэтому следует использовать мировой опыт реализации разнообразных программ, направленных не только на привлечение клиентов, но и на формирование их предпочтений. Применение вышеперечисленных маркетинговых стратегий привлечения клиентов, конечно, не упростит задачу, но может оказать действенную помощь в решении многих проблем, которые стоят в данное время перед нашими предприятиями. 
 
 
 
 

10
II. Формание цены на услуги в индустрии гостеприимства и туризма 

1.Ценообразование и себестоимость гостиничных услуг
Особенностью  гостиниц является то, что процесс производства в гостинице реализуется в виде предоставления определенной гостиничной услуги. Естественно, чтобы осуществить такую услугу организация должна иметь основные и оборотные средства.
При этом производство и реализация услуги не зависит от времени - должна быть постоянная готовность оказать услугу, кроме того, нельзя забывать и о сезонности, оказывающей значительное влияние на гостиничное хозяйство. В связи с неравномерностью спроса на гостиничные услуги, в гостинице должны быть предусмотрены резервы основных и оборотных средств.
Особенностью  гостиничных услуг является и  то, что они не нуждаются в посредниках  при реализации и в создании или  в помощи специальных сбытовых структур.
Кроме того, важной особенностью производства гостиничных услуг является отсутствие незавершенного производства.
Все вышеперечисленные  особенности производства и реализации гостиничных услуг оказывают  определенное влияние на формирование цены гостиничной услуги. Как показывает практика, на уровень цен оказывают влияние следующие факторы:
    себестоимость услуги;
    уровень цен на аналогичные услуги у конкурентов;
    соотношение спроса и предложения;
    уровень заработной платы персонала.
Одной из составляющей цены гостиничной услуги является, например, стоимость гостиничного номера.
Гостиницы оказывают  свои услуги в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации  от 25 апреля 1997 года №490 «Об утверждении  Правил предоставления гостиничных  услуг в Российской Федерации, (далее  – Правила). Указанным документом закреплено положение, что цена номера (места в номере), а также форма его оплаты устанавливается исполнителем, то есть администрацией гостиницы. Гостиницы разных категорий включают в стоимость проживания различный набор услуг. Данный набор определяется требованиями, установленными стандартами для соответствующей категории гостиниц. Одни и те же услуги для гостиниц одной категории являются дополнительными, а для другой – обязательными, которые включаются в стоимость проживания. Таким образом, исходя из звездности гостиницы, исполнитель самостоятельно определяет перечень услуг, которые входят в цену номера.
Пунктом 15 Правил установлен перечень услуг, которые  исполнитель обязан предоставить потребителю  бесплатно, независимо от категории  гостиницы:
    вызов скорой помощи;
    пользование медицинской аптечкой;
    доставка в номер корреспонденции по ее получении;
    побудка к определенному времени;
    предоставление кипятка, иголок, ниток, одного комплекта посуды и столовых приборов.
Правилами установлено, что исполнитель имеет право  установить либо почасовую, либо посуточную оплату проживания.
Пунктом 13 Правил установлено, что плата за проживание в гостинице взимается в  

11
соответствии  с единым расчетным часом –  с 12 часов текущих суток по местному
времени. При  размещении до расчетного часа плата  за проживание с клиента не
взимается. Фактически это означает, что если клиент вселился в номер, предположим в 3 часа ночи, то плата за проживание с него начнет взиматься только с 12 часов текущих суток.
При выезде клиент обязан освободить номер гостиницы  в 12 часов в день отъезда. Если клиент задерживается с выездом, то плата за проживание взимается в зависимости от просрочки в следующем порядке:
    не более 6 часов после расчетного часа - почасовая оплата;
    от 6 до 12 часов после расчетного часа - плата за половину суток;
    от 12 до 24 часов после расчетного часа - плата за полные сутки (если нет почасовой оплаты).
В том случае, если клиент намерен остановиться в  гостинице на срок не более суток (24 часа), то плата за проживание с  него взимается за полные сутки (независимо от расчетного часа).
Пример.
3 января в  8 часов утра клиент заселился в номер люкс, цена которого по прейскуранту составляет 1 180 рублей в сутки (с учетом НДС). Постоялец выехал из номера 5 января в 17 часов. Почасовой тариф за номер люкс установлен в размере 47,20 рублей (в том числе НДС).
Гость прожил в  гостинице двое полных суток (с 12 часов 3 января до 12 часов 5 января). Плата за проживание с 8 часов до 12 часов 3 января не взимается. Оплата за проживание с 12 часов до 17 часов 5 января (не более 6 часов) взимается по часовому тарифу.
Таким образом, стоимость проживания клиента в гостинице составит:
1 180 рублей х  2 суток + 47,20 рублей х 5 часов  = 2 596 рублей.
Нужно отметить еще один важный момент.
Цена гостиничных  услуг зависит еще и от комфортности условий проживания, предоставляемых  потребителю. Как правило, за определенные условия размещения (одноместное, двухместное, трехместное) в определенной категории номеров администрация гостиницы устанавливает так называемые базовые цены, рассчитанные за сутки проживания (без скидок).
Кроме того, во всех гостиницах предусмотрены специальные цены, которые предусматривают скидки по сравнению с базовыми ценами. Специальные цены фиксируются в отдельных прейскурантах. Эти цены, как правило, применяются для следующих категорий:
    группы иностранных граждан более десяти человек;
    туристические фирмы;
    постоянные гости;
    размещение на неполный день.
Оказание гостиничной  услуги оформляется договором, квитанцией или иным документом, в котором  должны быть указаны все виды услуг, полученных клиентом, стоимость каждой услуги или общая стоимость услуги или комплекса услуг.
Цена гостиничного места зависит от разряда гостиницы, категории номера, качества услуги, скидок или надбавок за определенные услуги.
Как уже было отмечено, в основу формирования цены гостиничной услуги положена себестоимость гостиничной услуги. 

12
Себестоимость услуги представляет собой стоимостную  оценку используемых при ее
оказании сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, трудовых ресурсов, а также  других затрат, необходимых для оказания услуг.
Исходя из этого, формирование себестоимости услуги представляет собой суммирование затрат гостиницы, сопряженных с процессом оказания услуги и относящихся к определенному отчетному периоду.
Себестоимость услуги, как и себестоимость продукции  или работ определяется на основании следующих экономических принципов:
1)   расходы  связаны с осуществляемой организацией  предпринимательской деятельностью.
Данный принцип  вытекает из самого понятия себестоимости: в себестоимость услуги включаются все затраты, связанные с процессом оказания услуги. Те затраты, которые не имеют непосредственного отношения к производственной деятельности, относятся к категории непроизводственных расходов.
2) затраты организации  делятся на два вида: текущие  и капитальные.
Данный принцип  вытекает из пункта 6 статьи 8 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»:
«В бухгалтерском  учете организаций текущие затраты  на производство продукции и капитальные  вложения учитываются раздельно».
К текущим затратам относятся производственные расходы, которые, как правило, потребляются в одном хозяйственном цикле. К капитальным затратам относятся расходы на внеоборотные активы, используемые в нескольких циклах производства, стоимость которых включается в текущие издержки производства или обращения, посредством начисления износа или амортизации, а также расходы инвестиционного характера, например финансовые.
3) допущение  временной определенности фактов  хозяйственной деятельности - принцип  начисления.
Согласно данному  принципу факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду (и, следовательно, отражаются в бухгалтерском учете), в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.
4) допущение  имущественной обособленности организации. 
Согласно этому  принципу имущество и обязательства  самой организации существуют обособленно  от имущества и обязательств собственников  этой организации и других юридических  лиц.
Отметим, что  до 1 января 2002 года, основным нормативным документом для определения себестоимости продукции (работ, услуг) служило Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 года. №552 «Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» и принятые в соответствии с ним отраслевые инструкции и указания.
Однако, действие данного документа отменила вступившая в действие глава 25 Налогового кодекса Российской Федерации «Налог на прибыль организаций», потеряли силу и принятые на его основе отраслевые методические рекомендации.
И теперь для  определения себестоимости продукции (работ, услуг) хозяйствующие субъекты используют Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года №33н «Об утверждении  

13
положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» (далее – ПБУ 10/99).
ПБУ 10/99 – это  бухгалтерский стандарт, устанавливающий  общие правила формирования в  бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций. Однако, себестоимость продукции (работ, услуг) в значительной степени зависит  от отраслевых особенностей. Не является исключением и себестоимость гостиничной услуги. Мы знаем, что гостиницы делятся на определенные категории по уровню обслуживания и требования, предназначенные для гостиниц различных категорий также разные.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.