На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Земельные споры

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
 

 

Введение

 
      Одной из тенденций современного земельного права является изучение проблемы разрешения земельных споров в Российской Федерации, поскольку они являются неотъемлемым элементом земельных отношений.
      В советское время было принято  считать, что конфликтов в нашей  стране нет, соответственно в запрете  находилась общая теория конфликтологии, к которой относятся и земельные  споры. Раньше значительная их часть  земельных споров рассматривалась земельными комитетами и администрациями районов, городов. В судах рассматривались только те споры, которые напрямую были отнесены к компетенции судов (общих, арбитражных), а также жалобы на решения, принятые в административном порядке. Согласно статистике в судах ежегодно рассматривалось около 15 тысяч дел по земельным спорам, из них 80 процентов обращений судами удовлетворялись. Нарушения земельных прав носили распространенный характер. Немало жалоб поступало в прокуратуру.
      Земельная реформа потребовала преобразований в экономике, одним из которых было изменение существующей системы разрешения земельных споров.
      Закрепление рассмотрения земельных споров в  судебном порядке наметилось со времени  принятия Конституции РФ 1993 г., но окончательно эта норма была зафиксирована в п. 1 ст. 64 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), что явилось новым этапом в развитии земельного законодательства.
      Право на защиту земельных прав законодательно закреплено в статьях 35 и 36 Конституции  РФ, которые устанавливают, что владение, пользование и распоряжение землей осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц1.
      В соответствии со ст. 304 и 305 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) все пользователи земельными участками могут требовать устранения нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением права владения2.
      Разрешение  земельных споров - это один из способов защиты прав и законных интересов  субъектов земельных правоотношений.
      Следует отметить, что действующее законодательство не содержит определения земельного спора. В ст. 64 ЗК РФ есть лишь норма  о рассмотрении земельных споров в судебном порядке, согласно которой все споры, возникающие из земельных отношений или об установлении таких отношений, подлежат рассмотрению в судах, какая-то часть, по усмотрению сторон, - в третейских судах.
      Объектом  исследования является сфера гражданско - правовых отношений.
      Предметом исследования выступают земельные споры, один из способов защиты прав и законных интересов субъектов земельных правоотношений.
      Целью работы является исследование особенностей рассмотрения земельных споров в суде.
      Для достижения указанной цели решались следующие задачи: рассмотреть особенности защиты прав на землю; изучить понятие, сущность и виды земельных споров; исследовать судебный и третейский порядок разрешения земельных споров.
      Методологической  основой работы явились общенаучный метод и частно - научные методы познания: логический, сравнительный, конкретно-социологический и системно-структурный.
      Нормативной базой работы стали Конституция  РФ, Гражданский и Земельный кодексы РФ, федеральные законы, нормативные акты и судебная практика.
      Теоретическую основу работы составили научные  труды таких ученых и авторов, как М.В. Баглая, Б.Н. Габричидзе, Т.А. Боннера, А.А. Власова и др.
 

1. Понятие и виды  земельных споров

1.1 Защита прав на землю

 
      Общие ценностные подходы к защите права  собственности на землю сформулированы в ст. 1 Конституции РФ, провозгласившей Россию демократическим правовым государством, и ст. 2, установившей обязанность государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина. Указанные статьи определяют защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве важнейшего принципа, действующего в Российском государстве.
      Исследованию  проблемы права на судебную защиту уделено значительное внимание в  целом ряде работ ученых-юристов, однако в литературе отмечается отсутствие единства взглядов по значительному  кругу различных аспектов этой проблемы. Противоречия в суждениях ученых по данной проблеме, по утверждению А.А. Власова, хотя и имеют свою внутреннюю логику, вместе с тем предопределяются в основном различными представлениями о таких юридических категориях, как иск, право на судебную защиту, право на иск, право на обращение в суд и т.д.3
      А.Н. Кожухарь в своей работе «Право на судебную защиту в исковом производстве» отмечает, что одни авторы рассматривают проблему права на судебную защиту в целом, в том числе и право на обращение в суд за судебной защитой по конкретному делу, как институт материального права4. Другие авторы считают, что право на судебную защиту является процессуальным институтом, а право на обращение в суд за судебной защитой выступает его составной частью5.
      Несколько по-иному ставит вопрос Л.А. Ванеева. Она указывает, что право на судебную защиту не исчерпывается возможностями  правосудия только по гражданским делам6. Исходя из изложенного, видно, что исследование проблемы права на судебную защиту ведется, главным образом, в аспекте науки гражданского процессуального права. Однако, рассматривая проблему судебной защиты права собственности на землю, заметим, что это право берет свое начало именно в ст. 46 Конституции РФ и поэтому не может быть сведено только к гражданскому процессуальному праву, оно лишь развивается и конкретизируется в нем.
      Можно согласиться с выводом, сформулированным А.Т. Боннер: «судебная защита «находится» на грани материального и процессуального права, отражает в себе диалектическое взаимодействие связанных между собой, но все же различных отраслевых сфер. Оба значения защиты, материально-правовое и процессуальное, существуют вместе, однако различаются в зависимости от того, что имеется в виду: конечная цель процесса или использование средств достижения такой цели»7.
      Провозглашенное ст. 46 Основного закона страны право  на судебную защиту частной собственности  на землю представляет собой сложное, многофункциональное и многовариантное  явление, что обусловливает наличие  различных взглядов на понятие судебной защиты. В науке конституционного права судебную защиту рассматривают, как институт конституционного права, вид государственной защиты прав и свобод личности, как общественное отношение и государственную функцию8.
      Статья 46 Конституции РФ закрепила важные демократические начала, гарантирующие судебную защиту права собственности на землю, и тем самым значительно повысила роль суда, которую он должен играть в обществе и государстве, возложив на него важную задачу по защите прав и свобод человека.
      Конкретная  структура средств конституционно-правовой защиты частной собственности на землю определяется двумя функциями  объективного права. С одной стороны, защита осуществляется в случае нарушения  права собственности на землю  путем отправления правосудия. С другой стороны, в сфере нормотворчества, когда в процессе создания конституционных норм задаются условия, обеспечивающие восстановление нарушенного права собственности, определяются институциональные и иные гарантии данного права.
      Объектом конституционно-правовой защиты собственности является не только основное неотчуждаемое право - право собственности на землю, но и само отношение собственности, являющееся одним из элементов основ конституционного строя Российской Федерации.
      Результат защиты формируется в ходе правоприменительной деятельности органов судебной власти, которые являются основными субъектами конституционной защиты права собственности на землю9.
      Давая характеристику судебной защиты права  собственности на землю, отметим  следующее.
      Право на судебную защиту собственности на землю относится к основным неотчуждаемым  правам и свободам человека; в Российской Федерации оно признается и гарантируется  согласно общепризнанным принципам  и нормам международного права и  в соответствии с Конституцией.
      Рассматриваемое право в иерархии прав человека и  гражданина России, означенной в тексте гл. 2 Конституции РФ, относится к  таким правам, которые в силу ч. 3 ст. 56 Конституции РФ не могут быть ограничены ни при каких обстоятельствах.
      Особое  значение права на судебную защиту В.М. Жуйков объясняет тем, что данное право никакой угрозы основам конституционного строя, нравственности, здоровью, правам и законным интересам других лиц, обороне страны и безопасности государства представлять не может, поэтому оно и не может быть ограничено. Кроме того, по мнению профессора В.М. Жуйкова: «Право на судебную защиту Конституция РФ закрепляет не в качестве самого по себе, как другие права, например как право на жизнь, на личную неприкосновенность, на свободу передвижения, а в качестве гарантии всех прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 46), поэтому ограничение этого права означало бы ограничение федеральным законом действия положений ст. 46 Конституции РФ, что является недопустимым в силу верховенства Конституции Российской Федерации над всеми иными нормативными правовыми актами»10.
      Принятие  государством на себя обязанности признавать, соблюдать и защищать право собственности  на землю предполагает заботу о создании развитой системы гарантий, с помощью  которых реализуется эта задача. Поэтому судебная защита собственности на землю не исчерпывается положениями, содержащимися в Конституции РФ, и требует наличия механизма ее реализации, включающего полномочия судебных органов, права ищущей защиты личности, многочисленные гарантии обеспечения права на судебную защиту.
      Гарантия  судебной защиты по существу является наиболее эффективным и важнейшим средством реализации положений, провозглашенных в данной статье.
      Из  анализа ч. 1 ст. 46 Конституции в  аспекте защиты права собственности на землю можно сделать по крайней мере два вывода.
      Во-первых, государство возлагает на себя обязанности  судебного вмешательства по требованию любого гражданина или юридического лица и разрешения спора о защите права собственности на землю по существу согласно действующему законодательству, т.е. предполагается обязанность государства, в том числе и органов судебной власти, обеспечивать каждому возможность отстаивать право в споре с любыми физическими, юридическими лицами, органами или должностными лицами.
      Во-вторых, судебная защита права частной собственности на землю осуществляется тогда, когда законное право уже нарушено, т.е. гарантия реализуется не как предотвращение последующего нарушения названного права (что является неким правовым идеалом), а как «наказание» за уже совершенное правонарушение. Иными словами, во втором случае гарантия предстает некой «подстраховкой»: если право будет нарушено (безусловно, при судебной доказанности такого нарушения), государство гарантирует пострадавшему гражданину восстановление нарушенного права.
      Проанализировав понятие судебной защиты, данное различными учеными и практиками, попытаемся дать наиболее емкое и полное определение  права на судебную защиту права собственности на землю. Конституционное право на судебную защиту права собственности на землю представляет собой, с одной стороны, неотъемлемое право каждого гражданина или юридического лица обратиться в судебные органы при возникшем нарушении его права собственности на землю, а с другой - обязанность государства реализовать его конституционное право посредством обеспечения эффективной защиты судебными органами, а также восстановить нарушенное право путем вынесения законного и обоснованного решения.
      Исходя  из данного определения, право на судебную защиту собственности на землю - это не только право на обращение в суд, но также право на подтверждение, а при необходимости - и на принудительное (с помощью суда) восстановление оспоренного или нарушенного права частной собственности на землю11.
      Уровень судебной защиты права собственности на землю рассматривается, как основной показатель места судебной власти в обществе, показатель демократичности самого общества. В ряде случаев судебная защита - единственное средство правовой защиты человека (например, в случаях признания права собственности на земельный участок). Характер судебной защиты позволяет считать ее универсальным, а потому наиболее эффективным способом защиты нарушенного права частной собственности на землю. Ведь основной чертой судебной защиты является ее неограниченность или всеобщность.
      На  мой взгляд, можно выделить несколько признаков судебной защиты права собственности на землю.
      Во-первых, судебная защита распространяется на неограниченный круг лиц, поскольку  правом на судебную защиту обладают не только граждане Российской Федерации, но и иностранцы и лица без гражданства.
      Во-вторых, судебной защите подлежит не только нарушенное право собственности на землю, принадлежащее  гражданину или юридическому лицу в силу прямого указания Конституции РФ и иных законов, но и такое право, которое еще не возникло (например, в случае признания права собственности на землю), т.е. не имеющее документального закрепления, но не противоречащее закону. Право на судебную защиту, как закрепленное законом, имеющим высшую юридическую силу, является непосредственно действующим вне зависимости от наличия соответствующей процедуры его реализации.
      В-третьих, нормы о судебной защите права  собственности на землю действуют  в полном соответствии с Конвенцией о защите прав человека (ст. 13), обязывающей государство обеспечить любому лицу, права которого нарушены, эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.12
      Закрепленное  Конституцией РФ право на судебную защиту собственности на землю полностью соответствует требованиям международно-правовых актов и даже дополняет их. Так, ст. 8 Всеобщей декларации прав человека устанавливает, что «каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом».
      Дополнением к международно-правовым нормам является то, что судебная защита в Российской Федерации распространяется не только на основное право собственности на землю, но и на права, которые предоставлены законом, другим нормативным или индивидуальным правовым актом. Так, Земельный кодекс РФ, в частности, в ст. 59 установил, что признание прав на земельные участки осуществляется в судебном порядке. И в данном случае законодатель имел в виду не только право собственности, но и права пользования, аренды и т.п. Это вытекает из содержания ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, установившей, что перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
      В-четвертых, судебная защита права собственности  на землю относится к числу  прав, которые не подлежат ограничению  ни при каких обстоятельствах, поскольку ограничение этого права ни при каких условиях не может быть обусловлено необходимостью достижения признаваемых Конституцией РФ целей (защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства)13.
      Если  определить более узкое понятие  судебной защиты права собственности  на землю, то она представляет собой  систему действий судебных органов  по рассмотрению и разрешению конкретного  судебного дела и исполнению решения. В качестве судебной защиты может рассматриваться, как отдельное судебное действие (принятие мер обеспечения иска, принятие решения), так и в целом деятельность суда по гражданскому делу. Выполняя различные процессуальные действия - исследуя доказательства, выслушивая показания свидетелей и объяснения сторон, разрешая заявленные сторонами ходатайства, вынося решение, суд (судья) защищает права участников судебного разбирательства и обеспечивает им право на личное участие в правосудии, на использование предоставленных для этого полномочий.
      Потребность в судебной защите права собственности  на землю закономерно вытекает из усложнения характера и структуры  экономических отношений, многоукладности  экономики, приватизации собственности, значительного увеличения числа граждан, располагающих различными формами и видами собственности на землю и нуждающихся в ее правовой защите. Возрастание конфликтности и социальных противоречий в общественной жизни, с одной стороны, и упразднение ряда ранее существовавших институтов социального контроля, способствовавших реализации прав, с другой, - все это факторы, определяющие необходимость усиления значения юридических форм защиты права.
      Таким образом, Конституция РФ, объявив  Россию демократическим правовым государством, провозгласила в том числе право собственности на землю высшей ценностью, обеспечиваемой правосудием, и возложила на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать это право. Реализация этих положений обеспечивается гарантированностью государственной, в том числе и судебной, защиты прав гражданина. Каждому предоставлено право защищать свои интересы всеми не запрещенными законом способами, обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Это свидетельствует о том, что Россия не только признает право собственности на землю, но и декларирует защиту этого права граждан в качестве одной из основных функций государства14.
      Проанализировав положения Конституции, теоретические  определения права на судебную защиту, основные составляющие этого права, можно сделать вывод, что право на судебную защиту собственности на землю может реализовываться лишь при условии, как предметной определенности подлежащего судебной защите правоотношения, так и при наличии законодательно закрепленной процедуры такой защиты. Выполняя главные свои функции в осуществлении правосудия, судебная власть реализуется, как сила, защищающая право собственности гражданина на землю, как от необоснованных посягательств других лиц, так и от посягательств государства с той целью, чтобы деятельность демократического правового государства, все его функции были ориентированы на обеспечение права личности, на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

1.2 Сущность и виды земельных споров

 
      Действующее земельное законодательство не содержит определения земельного спора, но в п. 1 ст. 64 ЗК РФ есть лишь норма о рассмотрении земельных споров в судебном порядке.
      Понятие земельного спора можно рассматривать  с разных позиций. В этой связи  следует согласиться с позицией И.А. Иконицкой, которая предлагает различать материально-правовое содержание спора и его процессуальную форму15.
      Поэтому среди различных точек зрения необходимо выделить мнения специалистов гражданского процессуального права (они рассматривают основание возбуждения и порядок разрешения земельного спора, поскольку спор - это особая разновидность процессуального правоотношения)16 и специалистов земельного права (они делают акцент на материально-правовой сущности спора, отношения, по поводу которых возник спор, т.е. сущность самого спора)17.
      Исходя  из этого, земельный спор можно определить, как правоотношение, регулируемое и разрешаемое на основании норм земельного, гражданского, гражданского процессуального и арбитражного процессуального права, возникающее между индивидами или группами лиц, органами государственной власти и местного самоуправления по поводу нарушения или оспаривания их субъективных прав на землю и законных интересов или обязанностей, содержанием которого являются притязания сторон относительно этих субъективных прав, интересов или обязанностей в области земельных правоотношений.
      Поскольку земельный спор является общественным отношением, то он имеет особую структуру.
      Во-первых - это стороны земельного спора, от количества которых зависит, является ли спор двусторонним или многосторонним.
      Во-вторых - предмет спора, т.е. субъективные права на землю и законные земельные интересы граждан и юридических лиц. Необходимо разделять два понятия - право и законный интерес. Первое предполагает действительное, существующее право, реализовать которое субъект может немедленно. Интерес - это стремление получить определенную пользу. Для земельного спора характерно, что одна сторона в споре объективно обладает правами на спорный земельный участок, а другая - объективно таких прав не имеет. Также может иметь место как bone fideo заблуждение одной из сторон по поводу ее права на спорный земельный участок, так и прямое нарушение субъективного права.
      В-третьих, объект спора, которым прямо или косвенно является всегда земля, земельный участок или его часть, а также доли в правах на земельные участки (например, их определение необходимо при разделе имущества между супругами и выделе доли из общей совместной собственности или общей совместной собственности, например сельскохозяйственной организации).18
      И наконец, содержание спора, т.е. субъективные права и корреспондирующие им обязанности. Развитие земельного спора имеет несколько стадий, от возникновения конфликтной ситуации до вынесения решения компетентными органами. Главное - с момента подачи заявления в органы разногласия выступают уже в форме процессуального спора. Стороны могут ликвидировать возникший конфликт путем согласованных действий, без подачи иска в суд, правонарушитель может добровольно устранить последствия своего противоправного поведения, а потерпевший - примириться с нарушением своих интересов. Но факт существования самого спора отрицать нельзя, хотя стороны и не оформляли его процессуально.
      Классификация земельных споров может быть осуществлена по различным основаниям: возникновение, объект, субъект спора и т.д.
      В зависимости от основания возникновения  прав на земельные участки, споры  можно классифицировать на споры19:
      1) о праве собственности на земельный  участок, в том числе: о признании права на земельный участок (ст. 59 ЗК РФ); об отводе земельного участка; об освобождении; об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд;
      2) о праве владения, в том числе: о пожизненном наследуемом владении; об истребовании земельного участка или его части из чужого незаконного владения - виндикационный иск, и др.;
      3) о праве пользования, в том  числе: о праве постоянного бессрочного пользования; об устранении препятствий и помех в пользовании земельным участком, при нарушении отдельных правомочий субъекта - негаторный иск и др.;
      4) об аренде;
      5) о сервитуте.
      6) о возмещении затрат по освоению  земельных участков;
      7) о возмещении убытков, причиненных  в ходе осуществления земельных  правоотношений (ст. 62), в том числе: при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд; при ином правомерном использовании; при неправомерном использовании, в том числе восстановление положения, нарушенного правонарушением (ст. 60 ЗК РФ), и др.;
      8) жалобы на действие, бездействие  госорганов и органов местного  самоуправления, признание недействительным акта органов исполнительной власти и местного самоуправления, не соответствующего закону и нарушающего земельные права и интересы гражданина или юридического лица (ст. 61 ЗК РФ), и иные.20
      Еще одним основанием классификации  целесообразно назвать классификацию по субъекту спора. Значение классификации по данному признаку заключается в определении подведомственности и подсудности земельных споров в зависимости от того, кто является субъектами данных споров, а, следовательно, установление порядка разрешения конкретных споров.
      С этой точки зрения следует выделить споры, в которых обеими сторонами  выступают госорганы или органы местного самоуправления, второй вариант - когда они являются только одной  из сторон, третий - споры, возникающие между землепользователями.
      В свою очередь, споры землепользователей между собой можно разграничить в зависимости от того, принадлежат  ли их земли к одной категории  или же к различным. По этому признаку можно выделить споры с однородным субъектным составом: между сельскохозяйственными производственными кооперативами, между гражданами, между крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и т.д., а также споры субъектов сельскохозяйственного производства различных организационно-правовых форм.
      Также можно выделить споры между различными предприятиями и учреждениями, принадлежащими к одному ведомству, и споры между различными ведомствами или предприятиями и учреждениями - на уровне региона или Российской Федерации.
      Классифицировать  земельные споры можно также  по признаку принадлежности объекта спора к определенной категории земельного фонда.
      По  объекту земельные споры можно  разделить на споры о земле  как о природном объекте и  природном ресурсе (такие споры  чаще всего возникают при нарушении  режимов использования и охраны земли) и споры о земле как об объекте недвижимого имущества (споры, связанные с куплей-продажей, меной, дарением, залогом, завещанием, арендой и другими гражданско-правовыми сделками).
      Помимо  названных выше классификаций земельных  споров в юридической литературе существует деление земельных споров по группам. Необходимо отметить точку зрения специалистов, подразделяющих земельные споры на три или четыре группы. В.В. Романов предлагает классифицировать земельные споры на три группы: земельные споры, земельно-имущественные споры и имущественные споры, возникающие из земельных отношений21.
      Долгое  время в юридической литературе одним из правовых критериев классификации  земельных споров выделяли порядок  разрешения земельных споров. Так, споры  делились на разрешаемые в административном и в судебном порядке. В настоящее же время земельное законодательство предусматривает только судебную процедуру рассмотрения земельных споров. Поэтому целесообразнее выделять споры, разрешаемые в суде общей юрисдикции и в арбитражном суде.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.