На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Основы экономической теории

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 05.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Основы  экономической теории
Основные отношения, возникающие между людьми и обществом  в процессе экономического взаимодействия, рассматриваются в цикле лекций учебного пособия «Основы экономической  теории».  
 
Материалы данного пособия предназначены для вводного изучения таких основных экономических понятий и предметов
экономической теории, как сущность экономики и проблемы экономического развития, типы и виды рынков, а также основных экономических законов.  
 
Основы экономической теории рассматриваются в аспекте основного метода ее изучения — диалектического материализма.  
 
Основы экономической теории являются фундаментальной основой всего комплекса экономических наук.

Учебное пособие по курсу: Основы экономической теории
Учебное пособие по курсу: Основы экономической  теории
    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: ПРЕДМЕТ И МЕТОД
      Предмет и функции экономической теории
      Экономическая политика
      Методы экономической теории
    ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
        Потребности общества, экономические блага
        Проблема редкости и выбора в экономике
        Кривая производственных возможностей. Закон возрастающих временных издержек
        Основные экономические проблемы
        Типы экономических систем
        Факторы производства
        Задачи к разделу "Общие проблемы экономического развития"
    РЫНОК И РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ
        Разделение труда, специализация, кооперация и обмен
        Функции рынка
        Структура рынка
        Спрос. Закон спроса
        Предложение. Закон предложения
        Рыночное равновесие
        Задачи к разделу "Рынок и рыночный механизм"
 
    ДЕНЬГИ
      Происхождение денег. Требования, предъявляемые к деньгам
      Свойства и функции денег. Ликвидность. Денежная масса
      Агрегаты денежного обращения
      Денежное обращение
      Задачи к разделу "Деньги"
 
    РЫНОК ТРУДА. РЫНОК ТОВАРОВ И УСЛУГ
      Сущность и функции рынка труда
      Общая характеристика рынка товаров и услуг
      Товарная биржа
      Операции товарной биржи
      Задачи к разделу "Рынок товаров и услуг"
    ФОНДОВЫЙ РЫНОК
      Формирование финансового рынка, его функции и структура
      Виды ценных бумаг
      Фондовая биржа
      Операции фондовой биржи
      Задачи к разделу "Рынок капиталов"
    ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
      Экономические циклы
      Фазы классического экономического цикла
      Причины экономических колебаний
      Безработица, ее виды и типы
      Определение уровня безработицы
      Инфляция: сущность и причины
      Виды инфляции
      Социально-экономические последствия инфляции
      Задачи к разделу "Основные макроэкономические проблемы"
    ЛИТЕРАТУРА  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Лекция  № 1
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: ПРЕДМЕТ И  МЕТОД
Предмет и функции экономической  теории
Экономика - это наука о том, как общество использует ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяет их среди различных групп людей.
Разделы экономической теории:
    микроэкономика;
    макроэкономика;
    мировая экономика.
Экономическая теория - это наука, которая изучает экономическую жизнь общества и экономические отношения, складывающиеся между людьми в процессе экономической деятельности.
Предметом экономической теории является проблема рационального использования ограниченных ресурсов в целях удовлетворения возрастающих материальных потребностях человека.
Экономическая теория выполняет следующие функции:
    теоретическая - выявляет сущность процесса, устанавливает экономические закономерности и законы, http://rudiplom.ru/ которые действуют в хозяйственной жизни, выявляет тенденции действия экономических процессов;
    практическая - разрабатывает практические рекомендации, принципы и методы эффективного хозяйствования;
    методологическая - экономическая теория является базой для других экономических дисциплин;
    социальная (познавательная) - расширяет горизонты познания, помогает формированию экономически грамотных специалистов.
Экономическая политика
Практическое  принятие решений экономического характера  является функцией экономической политики. Политика неразрывно связана с экономикой, эффективность политики зависит  от выбора средств воздействия на экономику:
    прямое управление экономикой;
    регулирование;
    саморегулирование.
Обоснование экономической политики - одна из практических задач экономической теории.
Для разработки экономической политики необходимо:
    определить цель;
    оценить все альтернативные варианты и последствия их реализации;
    просчитать эффективность выбранной программы.
Экономическая политика имеет ряд целей:
    обеспечение высоких темпов экономического роста;
    обеспечение занятости населения;
    сохранение стабильного уровня цен;
    достижение бездефицитного государственного бюджета
Методы  экономической теории
Экономическая теория - наука в своей основе эмпирическая, то есть основана на фактах реальной жизни, но в то же время ей присущи определенные методы исследования:
    Общемировоззренческие - эти методы материалистической диалектики, они предполагает изучение процессов в единстве, во взаимосвязи и в развитии.
    Общенаучные - ими пользуются не только экономическая теория, но и другие науки. Сюда относятся:
      метод научной абстракции - он состоит в выделении наиболее существенных сторон изучаемого явления и отвлечении от случайного;
      метод анализа и синтеза. Анализ состоит в том, что сложные явления и процессы расчленяются на отдельные простые элементы, которые подвергаются детальному изучению. Синтез состоит в том, что результаты изучения отдельных частей обобщаются и устанавливается внутренние взаимосвязи элементов системы в целом;
      метод индукции и дедукции. Индукция - это переход от частного к общему (обобщение фактов). Дедукция наоборот, переход от общего к частному (научная гипотеза проверяется фактами);
      системный анализ - предполагает трактовку экономического объекта как системы, и в то же время как элемента еще более сложной системы.
    Частные методы включают в себя следующие методы:
      графический;
      статистический;
      метод экономико-математического моделирования;
      метод сравнительного анализа;
      экономический эксперимент.
Экономическая теория широко использует построение моделей экономических явлений и процессов. Форма описания моделей может быть графической и математической. Экономическая модель является инструментом для экономических прогнозов. Комплексом экономических принципов объясняется, как функционирует экономика и ее отдельные сектора.  
 

Лекция  №2
ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Потребности общества, экономические  блага
Общественное  производство возникает и существует благодаря двум человеческим качествам: потребности в благах и способности к труду. Единство этих двух качеств является побудительным мотивом любой экономической деятельности.
Под производством  понимают деятельность людей, направленную на удовлетворение потребностей и реализуемую  в определенных результатах: продукцией и услугах. Производство материальных благ - это основа жизни человека и общества.
Потребность - это осознанное чувство нехватки чего-либо, связанное со стремлением  найти средства для ее устранения. Появление потребности обусловлено  производством и в свою очередь является его стимулом.
Потребности подразделяются:
    по неотложности на:
      первичные;
      вторичные;
    по назначению на:
      общественные;
      индивидуальные;
    по повторяемости на:
      разовые;
      повторяемые;
    по происхождению:
      экономические;
      неэкономические.
Экономические потребности динамичны, они меняются с прогрессом общества.
Средства  для удовлетворения потребностей называются благами.
Блага подразделяются на:
    Материальные:
      средства производства (средства труда и предметы труда) и предметы потребления;
      права (патенты, товарные знаки);
      услуги (транспорт, страхование, кредитование, связь).
    Нематериальные:
      внутренние - качества и способности людей;
      внешние - деловые связи, репутация.
Услуги  могут иметь как материальный, так и нематериальный характер.
Блага, удовлетворяющие одну и ту же потребность, называются взаимозаменяемыми (субституты). Блага, используемые совместно для удовлетворения потребностей, называются взаимодополняемыми (комплиментарными).  

Проблема  редкости и выбора в экономике
Перед любой экономической системой стоит проблема удовлетворения потребностей членов общества. Удовлетворение потребностей является целью любого производства, в этом заключается смысл экономики и деятельности людей. При этом необходимо учитывать два момента:
    Экономические потребности людей безграничны.
    Производственные ресурсы ограничены. Ограниченность ресурсов предполагает необходимость выбора направлений их использования. Общество стремится расходовать свои ресурсы наилучшим образом, то есть эффективно. Чтобы добиться подобной цели общество стремиться обеспечить:
      полную занятость, то есть использование всех пригодных ресурсов;
      полный объем производства, то есть использование ресурсов более рациональным способом.
В каждый определенный момент времени экономика  должна жертвовать часть одного продукта, чтобы получить большее количество другого продукта. Ограниченность ресурсов означает, что общество может предложить меньше ресурсов, чем хотели бы иметь люди. Проблема выбора в экономике заключается в необходимости выбирать альтернативный вариант использования ограниченных ресурсов, так как, если в экономике производиться два вида продуктов, то одновременно увеличить производство этих двух продуктов невозможно.  

Кривая  производственных возможностей. Закон возрастающих временных издержек
Допустим, что:
    экономика действует в условиях полной занятости и достигает полного объема производства;
    количество и качество используемых ресурсов неизменно;
    технология неизменна;
    экономика производит только два товара.
Таблица 1. Таблица производственных возможностей
Альтернативы A B C D E
Конфеты 10 9 7 4 0
Ракеты 0 1 2 3 4
 
Рис. 1. Кривая производственных возможностей

Кривая  производственных возможностей отражает в каждой своей точке максимальный объем производства двух продуктов при разных их сочетаниях, которые позволяют полностью использовать ресурсы. Передвигаясь от одной альтернативы к другой экономика переключает свои ресурсы с одного товара на другой.
Точка F внутри кривой производственных возможностей означает неполное использование ресурсов. Точка G вне кривой недостижима при данном количестве ресурсов и имеющейся технологии. Любая экономика находится в точке F, то есть всегда существует резерв ресурсов. При движении к кривой возможен только один, лучший вариант движения, который дает максимальный результат при минимальных затратах. Кривая производственных возможностей показывает совокупность всех точек или решений, в пределах которых следует выбирать оптимальный вариант. Все остальные точки представляют собой упущенные возможности или альтернативные затраты.
Кривая  производственных возможностей показывает:
    Тенденции роста альтернативных издержек производства в условиях увеличения производства одного из товаров.
    Уровень эффективности производства.
Любая точка на кривой означает состояние Парето-эффективности - это состояние экономики, при котором ресурсы распределены таким образом, что ни один участник производства не может увеличить степень удовлетворения потребностей хотя бы одного человека, не ухудшая при этом положение другого члена общества.
Кривая  производственных возможностей может  отражать различия в производственных возможностях разных стран.
Общество  всегда должно выбирать между потреблением и накоплением.
Количество  других товаров, от которых необходимо отказаться, чтобы получить некоторое количество данного товара называется временными издержками. Форма кривой производственных возможностей показывает цену одного товара выраженную в альтернативном количестве другого товара. Цена в рыночной экономике - это отражение альтернативной стоимости альтернативных издержек или издержек упущенных возможностей. Она может выражаться в товарах, в деньгах, во времени.
Цена  одной ракеты равна количеству конфет, от которых необходимо отказаться. За каждую дополнительную единицу ракет общество платит все большую цену в виде не произведенных конфет. За последовательный переход от ракет к конфетам общество также платит все большую цену, получая меньший прирост данного продукта. Существует закон возрастающих временных издержек: при увеличении объема производства одного товара неизбежен рост затрат на единицу другого товара. Альтернативная стоимость товара определяется по формуле:

 
Основные экономические  проблемы

Перед любой экономической системой стоят  определенные экономические вопросы. В нахождении ответа на эти вопросы заключается решение основных экономических проблем организации любого общества.
Основные  вопросы, которые необходимо решить обществу:
    Что, то есть какие товары и услуги и в каком количестве, производить
    Как, то есть с помощью каких ограниченных ресурсов и способов их соединения, производить нужные людям блага.
    Для кого производить эти экономические блага.
Эти вопросы  лишь расшифровка альтернатив, лежащих  в основе кривой производственных возможностей.
 
Типы экономических  систем

Экономическая система - это способ организации  общества для решения стоящих  перед ним экономических вопросов.
Выделяют  следующие типы экономических систем:
    Традиционная, основана на натуральном хозяйстве. В ней производство, обмен и распределение основаны на обычаях и традициях. Продукты производятся для собственного потребления, разделение труда осуществляется по полу и возрасту, низкий уровень производительной силы. Обмен осуществляется в натуральной форме. Имеется два фактора производства: земля и человек. Используются неэкономические методы принуждения. Удовлетворение потребностей на уровне выживания.
    Плановая (командная), в основе лежит плановое хозяйство. Существует общественная собственность на средства производства. Для системы характерно централизованное планирование, строгая иерархия управления, оплата производится по труду, а не по результатам труда. Используются некоторые элемента рыночной экономики (деньги, цена, прибыль).
    Экономика чистого капитализма. Для этой системы характерна частная собственность на ресурсы, использование системы рынка и цен в организации коммерческой деятельности, существует спрос и предложение.
    Смешанная экономика характеризуется сочетанием элементов чистого капитализма и командной экономики. Товары и услуги производятся как государством, так и частными компаниями. Государство активно участвует в перераспределении доходов, реализации социальных программ, определении законодательных норм экономической жизни, регулирование денежно-кредитной системы.
Экономики в чистом виде не существует, все  экономики смешанные
Факторы производства
Для производства любого блага необходимы ресурсы, которые  выступают в виде факторов производства. Выделяют следующие факторы производства:
    Труд - совокупность физических и интеллектуальных возможностей человека. Доход от использования труда называется заработной платой.
    Капитал - бывает двух видов: производственный и финансовый. К производственному относятся все средства производства, созданные человеком (здания, сооружения, оборудование). К финансовому - денежные средства, которые привлекаются для приобретения производственного капитала. Доход, получаемый от использования капитала, называется процентом.
    Земля - естественные ресурсы, которые применяются в производственным процессе. Плата за землю - рента.
    Предпринимательство - способности, которые проявляются в умении рационально управлять всеми другими факторами производства. Плата, получаемая от использования фактора "предпринимательство", называется прибылью.
Задачи к разделу "Общие проблемы экономического развития"
Задача 1. Начертите кривую производственных возможностей экономики страны, производящей ежедневно 10 единиц товара Х или 20 единиц товара Y. В результате развития технологии производство товара Х увеличилось до 15 единиц. Что произойдет с кривой производственных возможностей?
Задача 2. На острове живут 6 человек. Они собирают кокосы и черепаховые яйца. Один человек в день может собрать либо 20 кокосов, либо 15 яиц. Начертите КПВ экономики острова.
Как изменится КПВ острова, если на остров будет завезена техники, которая позволит собирать 25 кокосов в день.
Задача 3. Павлов, отказавшись от работы столяром за 1,2 млн. руб. и слесаря за 1 млн. руб. в год, поступил в колледж с годовой оплатой обучения 800 тыс. руб. Какова альтернативная стоимость его решения, если:
    государство обязалось компенсировать его учебу в размере 50%;
    Павлов одновременно подрабатывает в кафе и получает 200 тыс. руб. в месяц;
    одновременно с учебой он вынужден ходить на трехмесячные курсы с оплатой обучения 50 тыс. руб. в месяц.
Решения рассматривать отдельно друг от друга.
Задача 4. На рис. 2 дана кривая производственных возможностей.
Что произойдет с КПВ, если:
    в отрасли производящей товар X, НТП позволит увеличить количество продуктов до 60 единиц;
    в отрасли, производящей товар Y, вовлечение дополнительных ресурсов позволит увеличить количество Y до 20 единиц;
    эти процессы произойдут в обеих отраслях?
 
Рис. 2. Кривая производственных возможностей.

Задача 5. Рассчитать альтернативные издержки производства одного трактора и одного миномета по данным табл. 2. Построить кривую производственных возможностей и показать выполнение закона возрастающих вмененных издержек.
Таблица 2
Варианты Тракторы Минометы Альтернативная  стоимость
1 трактор 1 миномет
A 6 0    
B 5 10    
C 4 19    
D 3 27    
E 2 34    
F 1 40    
G 0 45    
Задача 6. На рис.3 изображена ЛПВ экономики; она включает два товара: кинокамеры и наручные часы.
А) Найдите  точки на ЛПВ для следующих  комбинаций этих двух товаров и определите эффективный, неэффективный и невозможный варианты производства:
    60 кинокамер и 200 часов;
    80 кинокамер и 60 часов;
    35 кинокамер и 300 часов;
    40 кинокамер и 300 часов;
    250 кинокамер и 58 часов.
 
Рис. 3. Кривая производственных возможностей

Б) Предположим, что в обществе производится 40 кинокамер  и 300 часов, но спрос на кинокамеры вырос  на 20 единиц. На сколько единиц необходимо сократить производство часов, чтобы  удовлетворить этот рост?
В) На сколько  единиц уменьшится производство часов, если требуется произвести дополнительно еще 20 кинокамер?
Задача 7. В какой-то гипотетической стране производятся только два товара - велосипеды и стиральные машины, причем все имеющиеся ресурсы используются полностью. Варианты производственных комбинаций приведены в табл. 3.
Начертите кривую производственных возможностей. Найдите альтернативные издержки. Что  показывает их динамика? Отыщите на графике точки М (80 велосипедов  и 30 стиральных машин) и N (30 велосипедов и 20 стиральных машин). О чем свидетельствуют эти точки?
Таблица 3. Варианты производственных комбинаций
Варианты  выбора Велосипеды, 
шт.
Стиральные  машины, 
шт.
Альтернативные  издержки
1 велосипеда 1 стиральной  машины
A 100 0    
B 90 10    
C 75 20    
D 55 30    
E 0 40    
Задача 8. При производстве алюминия было недополучено 10 керамических ваз. Какой графе табл.4 это соответствует:
Таблица 4. Таблица производственных возможностей
Продукт а б в г
Алюминий, кг. 5 7 6 5 3 4 1 2
Вазы 10 20 20 30 10 20 30 10
Задача 9. Дана таблица производственных возможностей. Заполните пустую клетку и объясните свой выбор.
Таблица 5. Таблица производственных возможностей
Пух, кг 29 27 22 16 0 0
Перья, кг 0 3 6 9 12 15
 
 
 
 
Лекция  №3
РЫНОК И РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ
Рынок - это саморегулирующая система воспроизводства, все звенья которой работают под воздействием закона спроса и предложения.
К основным элементам рынка относятся:
    спрос;
    предложение;
    цена.
Для того чтобы рынок успешно функционировал, необходимо три условия: наличие в экономике частной собственности, свободных цен и конкуренции.
Условия возникновения рынка:
    общественное разделение труда и специализация;
    экономическое обособление субъектов хозяйствования;
    свободный обмен ресурсами и товарами путем товарно-денежных отношений;
    наличие предмета сделки.
Существование рынка, рыночных отношений предполагает наличие носителей последних, т.е. их субъектов. Субъекты рынка:
    домашние хозяйства;
    фирмы;
    государство.
Разделение  труда, специализация, кооперация и обмен
Разделение труда - это совокупность всех существующих в данный момент времени видов трудовой деятельности.
Выделяют  три уровня разделения труда:
    Внутри предприятия.
    Между предприятиями.
    В масштабе общества.
Разделение  труда имеет две стороны:
    Специализация труда - разделяет работников согласно их квалификации и профессии. Бывает:
      попредметная;
      подетальная;
      технологическая.
    Кооперация труда - это форма организации труда, при которой большое количество людей участвуют в одном или разных по связи между собой процессах труда. Бывает:
      простая - это кооперация одинакового труда;
      сложная - это кооперация разделенного труда.
Разделение  труда и особенно его специализация  вызывают необходимость применения денег. Деньги выполняют функцию  средства обращения и позволяют осуществить более глубокую специализацию труда, как внутри страны, так и в международном масштабе.  

Функции рынка
    Регулирующая - рынок выступает регулятором производства через спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике.
    Стимулирующая - по средствам цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а так же расширение ассортимента товаров и услуг.
    Информационная - дает объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются.
    Посредническая - в рыночной экономике потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции.
    Санирующая - ранок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и поощряет развитие эффективных и перспективных фирм.
    Социальная - рынок дифференцирует доходы участников рынка.
Структура рынка
Рынок как таковой можно рассматривать  более детально в нескольких видах  и типах. На рис. 4 представлена структура  рынка. Однако эту характеристику можно  расширить.
 
Рис. 4. Структура рынка

Конкуренция это соперничество между субъектами рынка за лучшие условия производства, купли-продажи товаров и услуг.
Формы конкуренции:
    внутриотраслевая;
    межотраслевая.
Существует  два вида конкуренции:
    Совершенная конкуренция.
    Несовершенная конкуренция:
      монополистическая конкуренция;
      олигополия;
      частая монополия.
 
Спрос. Закон спроса
Спрос на какой-либо товар или услугу - это желание и возможность  потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.
Различают:
    индивидуальный спрос - это спрос конкретного субъекта;
    рыночный спрос - это спрос всех покупателей на данный товар.
Шкала спроса - таблица, которая показывает, какое количество товара будет куплено  по различным ценам в определенный период времени.
Таблица 6. Изменение цены и величины спроса на товар А, у. е.
Цена, Р 1 2 3 4
Величина  спроса, Q 30 20 15 10
 
Рис. 5. Кривая спроса

Объем спроса - это то количество товара или  услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течении  определенного периода времени.
Изменение в величине спроса - это движение вдоль кривой спроса. Происходит при изменении цены товара или услуги при прочих равных условиях.
Закон спроса: при прочих равных условиях как правило чем меньше цена товара, тем больше потребитель готов  его купить, и наоборот, чем больше цена товара, тем меньше потребитель готов его купить.
Факторы, оказывающие влияние на спрос:
    доходы потребителей;
    вкусы и предпочтения потребителей;
    цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары;
    запасы товаров у потребителей (ожидание потребителей);
    информация о товаре;
    время, затраченное на потребление.
При изменении  прочих факторов и постоянной цене товара произойдет изменение самого спроса. На графике при изменении  спроса происходит сдвиг кривой спроса.
Сдвиг кривой спроса вызывается изменением одной или нескольких переменных, влияющих на форму кривой спроса . В результате изменения спроса потребители готовы покупать больше (или меньше) товаров, чем раньше, при той же цене, или готовы платить за прежнее количество товаров более высокую цену.  

Предложение. Закон предложения
Предложение какого-либо товара или услуги - это  готовность производителя продать  определенное количество товара или  услуги по определенной цене за определенный период времени.
Объем предложения - то количество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени.
Шкала предложения - таблица, в которой  показана зависимость объема (величины) предложения от цены.
Таблица 7. Шкала предложения товара
Цена, Р 1 2 3 4
Величина  спроса, Q 10 15 20 30
 
Рис.6. Кривая предложения

Зависимость между объемом и ценой предложения  выражается в законе предложения.
Закон предложения: при прочих равных условиях объем предложения товара увеличивается, если цена на товар возрастает и наоборот.
Изменение объема предложения происходит, если все определяющие предложение товара факторы остаются постоянными, а  изменяется только цена рассматриваемого товара. Таким образом, если изменяется цена, то происходит движение вдоль линии предложения.
При изменении  других факторов, определяющих предложение, и постоянной цене товара происходит изменение самого предложения, и  линия предложения на графике  сдвигается.
Факторы, оказывающие влияние на предложения:
    изменение цен на факторы производства;
    технический прогресс;
    сезонные изменения;
    налоги и субсидии;
    ожидания производителей;
    изменение цен на сопутствующие товары.
Рыночное  равновесие
Совместим на одном  графике линии спроса и предложения.
 
Рис. 7. Рыночное равновесие

Как видно из рис. 7., линии спроса и предложения  пересекаются в точке Е. В этой точке цена, по которой покупатели согласны купить определенное количество товара, равна цене, по которой производители  готовы продать это же количество товара. Точка пересечения линий S и D - точка Е, называется точкой равновесия. Когда рынок находится в этой точке, установившаяся цена устраивает как покупателей, так и продавцов и у них нет причин требовать ее изменения. Такое состояние рынка называется рыночным равновесием.
Объем продаж в  этой точке называется равновесным  объемом рынка (Qе). Цена в этой точке называется равновесной (рыночной) ценой (Pе).
Таким образом, рыночное равновесие - это состояние  рынка, при котором объем спроса равен объему предложения.
Если сложившаяся на рынке цена будет отличаться от равновесной, то под действием рыночных механизмов она будет изменяться до тех пор, пока не установится на равновесном уровне и объем спроса не станет равен объему предложения.
Рассмотрим сначала  ситуация, когда цена на рынке будет выше равновесной цены. На рис. 3.4. этой цене http://rudiplom.ru/ будет соответствовать Р' > Ре. При этой цене объем предложения составит Qs', а объем спроса Qd'. Как видно по графику, объем спроса по этой цене будет меньше объема предложения, и производителям не удастся продать всю свою продукцию. На рынке образуется избыток товаров, который будет равен Qs' - Qd'.
Производители, обнаружив у себя нераспроданную продукцию, начнут снижать цену своего товара до тех пор, пока объем спроса не станет равным объему предложения, то есть до уровня равновесной цены.
Если установившаяся на рынке цена будет ниже равновесной (Р'' < Ре), то при этой цене объем  спроса будет превышать объем  предложения (Qd''>Qs'') и на рынке образуется дефицит товара, равный Qd'' - Qs''. В этом случае производители начнут повышать цену до уровня Ре.  

Задачи  к разделу "Рынок  и рыночный механизм"
Задача 1. Определите как сдвинется линия спроса на рассматриваемый товар в результате такого события.
Товар: аудиокасеты.  
Событие: снижение цен на компакт-диски.

Товар: "Пепси-кола".  
Событие: розыгрыш призов от фирмы.

Товар: компьютеры.  
Событие: пользователи ожидают появления более современных компьютеров.

Товар журналы.  
Событие: изменение цен на журналы.

Товар: учебники.  
Событие: наступление летних каникул.

Задача 2. Определите как сдвинется линия спроса на рассматриваемый товар в результате такого события.
Товар: автомобили.  
Событие: повысилась цена на бензин.

Товар: видеомагнитофоны.  
Событие: увеличились доходы населения.

Товар: роликовые коньки.  
Событие: вошли в моду роликовые коньки.

Задача 3. Определите как сдвинется линия предложения на рассматриваемый товар в результате произошедшего события.
Товар: автомобильные шины.  
Событие: рост цен на каучук.

Товар: электроэнергия.  
Событие: внедрение новой эффективной ресурсо-сберегающей технологии.

Товар: зерно.  
Событие: засушливая погода в течение лета.

Товар: шоколад.  
Событие: внедрение акциза на шоколад.

Товар: детское питание.  
Событие: выплаты государственных дотаций производителям детского питания.

Товар: столы для компьютеров.  
Событие: рост спроса на компьютеры.

Товар: конфеты.  
Событие: изменение цен на конфеты.

Товар: путевки в круизы.  
Событие: производители ожидают повышения доходов населения.

Задача 4. Япония согласилась сократить экспорт новых автомобилей в США. Меньше импортных машин означает, что из США в Японию будет перетекать меньше долларов. Но одновременно и у японцев будет меньше долларов, которые они могли бы потратить на американские товары. Наиболее вероятным результатом ограничения импорта японских автомобилей в США будет переключение потребителей на близкий, но более дорогой заменитель: американские автомобили. При прочих равных условиях как это событие отразится на:
    американском рынке японских автомобилей;
    американском рынке американских автомобилей;
    рынке американского экспорта.
Задача 5. В результате опроса потребителей удалось выяснить, кто по какой цене согласен купить пылесос, причем каждый назвал максимально возможную для себя цену. Все данные сведены в табл. 8:
Таблица 8.
Цена ($) 150 180 210 240 270 300
Потенциальное количество продаж по данной цене 7 8 10 9 6 5
Постройте кривую спроса.
Определите  величину спроса при цене 250$.
Задача 6. Функция спроса на товар Qd=200-P. Функция предложения: Qs=-20+P. Определить: равновесную цену и объем продаж.
Задача 7. Функция спроса на товар А может быть представлена в виде уравнения Qd=48-5P, а предложение - в виде Qs=12+7P. Определить: равновесную цену на товар А и определите объем продаж в условиях равновесия.
Задача 8. Правительство ввело акциз на бензин. Мазут является продуктом нефтеперерабатывающей промышленности, производимым совместно с бензином. При прочих равных условиях, как введение акцизов на бензин повлияет на спрос и предложение на рынках:
    бензина;
    мазута;
    автомобилей.
Задача 9. В табл.9. приведены шкалы спроса и предложения. Заполните пустые графы таблицы.
Таблица 9
Цена, у.е. за кг Величина спроса, кг Величина предло-жения, кг Избыточный  спрос Избыточное  предложение Объем продаж Направление изменения  цены
1.0 160 10        
1.5 130 30        
2.0 110 55        
2.5 80 80        
3.0 60 100        
3.5 40 130        
4.0 20 160        
Задача 10. Допустим, функция спроса равна: Qd=100-P, а функция предложения Qs=2P-50, где Р - цена в рублях, Qs и Qd - величина соответственно предложения и спроса в тыс. шт.
    Постройте графики спроса и предложения.
    Найдите равновесную цену и равновесное количество.
    Если правительство решит снизить цену до 40 руб., стремясь стимулировать потребителя, к чему это приведет? Определите величины спроса и предложения, наблюдается ли избыточное предложение или избыточный спрос, каков объем потребления?
Задача 11. В табл. 10 представлена шкала спроса на товар 3-х потребителей. Определите функцию совокупного спроса. Решите задачу табличным и аналитическим способами.
Таблица 10. Шкалы спроса потребителей А, В, С
Цена, Р QdA=100-2P QdB=95-1,5Р QdС=100-3Р Qd
10 80 80 70  
20 60 65 40  
30 40 50 10  
40 20 35 -  
50 0 20 -  
Задача 12. В табл. 11 представлена шкала предложения товара тремя фирмами, а также функция индивидуального предложения фирм А, В и С. Определите функцию совокупного предложения табличным и аналитическим способами.
Таблица 11. Шкалы предложения потребителей А, В, С
Цена, Р QsA=2+3P QsB=-1,5+2Р QsС=-3+Р Qsсов
10 1 0.5 -  
20 4 2.5 -  
30 7 4.5 0  
40 10 6.5 1  
50 13 8.5 2  
Задача 13. На рынке некоторого товара два производителя имеют две разные шкалы предложения. Данные сведены в табл.12.
Таблица 12. Шкалы предложения производителей А и В
Qs(А) 0 10 20 30 40 50
Qs(В) 10 40 55 65 70 70
Р,тыс. руб. 1 1.2 1.4 1.6 1.8 2.0
Определите  равновесную цену при функции  спроса Qd=103-20P
Задача 14. На рыбном рынке, где утром можно купить свежую рыбу, два рыбака предлагают 4 угрей по цене 6 крон за каждого угря Ян предлагает сократить предложение, выбросив одного угря в море, а Питер советует сбросить цену. если график спроса и предложения выглядит как на рис 8, то кто прав и почему? Что можно сказать, если Ян предлагает выкинуть угря, а не съесть?
 
Рис. 8. Равновесие на рынке рыбы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Лекция  №4
ДЕНЬГИ
Происхождение денег. Требования, предъявляемые  к деньгам
Деньги - это товар особого рода, выполняющий  роль всеобщего эквивалента.
Причины возникновения денег:
    Необходимость обмена результатами труда (излишками товара).
    Необходимость сокращения издержек обращения.
Недостатки  прямого товарообмена:
    большие издержки, так как любой бартер затруднен поиском контрагента;
    трудно выполняется требование равной ценности обмениваемых товаров;
    необходимость одновременного совершения сделки купли-продажи.
Существует  две теории о путях возникновения  денег:
    Теория общественного договора. Она рассматривает деньги как продукт соглашения между людьми.
    Эволюционная теория. Она считает, что деньги возникли как результат экономических отношений.
Деньги выступают как всеобщее средство обмена, они сокращают издержки обмена. Деньгами может служить любой товар, вещь, принимаемые как плата за товары, то есть выполняющие роль денег.
К деньгам  предъявляются следующие требования:
    Деньги должны быть портативными.
    Деньги должны быть прочными, сохраняемыми.
    Денежные знаки одного достоинства должны быть однородными.
    Деньги должны быть легко узнаваемы (по цвету, картинке).
    Деньгам должно быть присуще свойство делимости (можно разбить на более мелкие).
    Деньги должны быть защищены от подделок, быть уникальными, редкими.
Свойства  и функции денег. Ликвидность. Денежная масса
Сущность  денег проявляется через их свойства:
    Деньги - это постоянно признаваемая ценность.
    Деньги обладают свойством обмениваемости.
    Деньги имеют свою самостоятельную меновую стоимость.
    Деньги - это самое ликвидное имущество.
Деньги  выполняют следующие функции:
    Мера стоимости. Деньги являются материалом для выражения стоимости всех товаров, которые качественно одинаковы и количественно сравнимы.
    Средство обращения. Процесс обмена товаров совершается в виде следующей смены форм: товар - деньги - товар.
    Средства платежа. Эта функция выполняется при продаже товаров в кредит, с отсрочкой платежа, при http://rudiplom.ru/ уплате налогов, заработной платы и т.д.
    Средства накопления. Деньги служат самой удобной формой хранения богатства, так как обладают ликвидностью.
Ликвидность - это то, насколько быстро можно использовать товар в виде денег. Ликвидность показывает возможность использования активов в качестве платежного средства, то есть возможность обращения в денежную форму без потери стоимости.
Вид имущества, который свободно принимается всеми  в качестве средства обращения образует денежную массу. Любое имущество  может быть деньгами.
Существуют  различные теории, объясняющие ценность денег:
    Металлическая теория отождествляет деньги с золотом и серебром, а ценность денег с затратами на производство золота и серебра. Бумажные деньги обладают ценностью в зависимости от их золотого содержания.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.