На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Форма государства: понятие, основные элементы и их характеристика

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Курганский  институт государственной и муниципальной  службы
(филиал) УрАГС 
 

Кафедра государственного права 
 

    Форма государства: понятие, основные элементы
и их характеристика  

Курсовая работа
?
Студента курса Ю-6, группы Ю-66
Специальность: 030501.65 «Юриспруденция»
Преподаватель:
Тараборин Р.С.
к.ю.н., доцент УрАГС 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курган
2011
Оглавление
                                                              С.    
Введение 3
Глава 1. Понятие и значение формы государства 4
Глава 2. Форма правления 5
2.1. Монархия 5
2.2. Республика .9
Глава 3. Форма внутригосударственного (территориального) устройства.. 13
3.1. Унитарное государство 13
3.2.Федерация 15
3.3. Конфедерация 17
Глава 4.Политический (государственно-правовой) режим 20
4.1 Демократический режим 23
4.2 Антидемократический режим 23
4.3 Режим чрезвычайного положения 25
Глава 5. Форма государства в Российской Федерации 27
Заключение 32
Список источников и литературы. 33
Приложение 34
 

Введение

 
     В теории государства и права, равно  как и в некоторых общественных науках, рассматривается проблема формирования и функционирования особой формы  общественной жизни человека – государства.  Существует множество весьма разнообразных  теорий, по-разному объясняющих происхождение  государства, природу государственной  власти, ее цели и задачи. Множество  теорий связано не только со сложностью государства как социального  явления, но и с тем, что государство  осуществляет политическую власть, его  деятельность затрагивает интересы различных социальных классов.
     Для такого сложного социального института, как государство в отечественной  теории государства и права особое место выделяется изучению формы  государства.
     Для изучения формы государства, раскрытия  ее роли в политических процессах  чрезвычайно важное значение приобретает подход к форме как к организации содержания. Понятие «организации» предполагает выяснение своеобразия внутренних аспектов формы с точки зрения принципов объединения взаимодействующих элементов целого в системе, а также внешнего выражения этих принципов в деятельности как элементов системы, так и всей системы в целом.
     «Форма  – содержание» индивидуализирует  каждое конкретное государство, которое  существует в пространстве и времени  в единстве содержания и формы. Своеобразие  конкретной формы государства любого исторического периода определяется прежде всего степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Вот почему форму государства можно определить как такое устройство государства, в котором проявляются его основные характеристика и которое обеспечивает в комплексе, в системе организацию государственной власти, территориальную организацию населения.

Глава 1. Понятие и значение формы государства

 
     Истории известно большое разнообразие форм государственного устройства.1 Древние греки не случайно подчеркивали значение формы. Платон, например, отводил форме определяющую, активную роль. Сама идея государства неотделима от его формы.2 Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть. 3
     Форма государства, т. е. устройство государственной  власти, ее организация, в содержательном отношении выступает в разных аспектах. Во-первых, это определенный порядок образования и организации  высших органов государственной  власти и управления. Во-вторых, это  способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений  центральной, региональной и местной  властей. В-третьих, это приемы и  методы осуществления государственной (политической) власти. Таким образом, форма государства синтезируется из трех основных элементов, а  именно: формы (государственного) правления, формы (государственного) устройства, формы (государственного, политического) режима.4
     Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и  развития. Решающее влияние на нее  оказывают сущность, исторический тип  государства. Так, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному – республиканская. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения. Ранние буржуазные революции (например, в Англии) привели к компромиссу меду буржуазией и феодалами. Следствием которого стала конституционная монархия. Конституция – требование молодой буржуазии, монархия – уступка феодалам.
     На  форму государства влияют национальный состав, исторические традиции, территориальные  размеры страны и другие факторы.

Глава 2. Форма правления

 
     Форма правления зависит от того, где  находится верховная власть, а  верховная власть является законодательной (невозможно предположить, чтобы низшая власть предписывала высшей или чтобы  кто бы ни было, кроме верховной  власти, издавал законы).5
     Форма правления показывает, как образуются высшие органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют. Форма правления также свидетельствует, участвует ли население в формировании высших органов государства, т.е. демократическим  или недемократическим способом они образованы. Недемократическим  путем формируются, например, высшие органы государства при наследственной монархии.
     Таким образом, форма правления раскрывает способ организации верховной государственной  власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и  с населением, степень участи населения  в их формировании.
     Существует  две основные формы правления  – монархия и республика. Их верховные  органы отличаются друг от друга  по порядку образования, и по составу, и по компетенции.6 

     2.1. Монархия 

     Монархией  можно назвать такое государство, где верховная власть принадлежит  одному лицу, пользующемуся ею по собственному усмотрению по праву, которое не делегировано ему никакой другой властью, тогда  как в республике она делегируется одному или нескольким лицам всегда на определенный срок всем народом  или частью его, которому и принадлежит  суверенитет. Указанное положение  характеризует современную монархию. Однако в течение многих веков исторический опыт множества государств породил большое разнообразие монархий, которые трудно охватить единой выверенной формулой.
     Термин  «монархия» - греческого происхождения, означает «единовластие», «единодержавие», хотя известны и исключения. Так, в Спарте существовало два царя. Полибий называет властвование двух консулов в Древнем Риме монархией. И наоборот, лица, именовавшиеся монархами, не имели фактически их полномочий в царский период Рима. Впрочем, несмотря на большое внимание древних к формам правления, последние доставались еще во многом неразработанными. Аристотель ничего не пишет о республике, реальные монархии на первых порах были значительно ограничены народными собраниями или собраниями старейшин (сенатом и собранием курий в Риме). Монархию связывали лишь с исполнением военных функций, позднее – жреческих, судебных. Наследственность в то время еще не стала существенным атрибутом монархии, более важными считались личные качества монарха. Институт монархии не отличался особой разработанностью и в начальный период феодализма, поскольку был связан с крупной земельной собственностью, испытывал влияние раздробленности или довольно жесткое ограничение сословно-представительными собраниями.7
     Период  расцвета монархии – это рубеж  Нового времени. Именно тогда четко  проявилось отличие монархии от республиканской  формы правления, были выработаны важнейшие  ее разновидности: монархия абсолютная, неограниченная и монархия конституционная, ограниченная общенародным представительством  (парламентом).
     Каковы  общие черты монархической формы  правления независимо от ее разновидностей? Во главе государства находится  монарх, который пользуется своей  властью по наследству, хотя возможны варианты, когда началу той или  иной монархической династии кладут выборы (дом Романовых в России). Монарх приобретает власть по принципу крови, наследуя ее по собственному праву («милостью божией», как обыкновенно указывается в его титуле, или в случае избрания – «милостью божией и волей народа»). Монарх не несет никакой юридической  ответственности за свои политические действия – в «Утвержденной Грамоте» 1613г. На Михаила Романова возлагалась «ответственность в своих делах перед единым небесным царем». В руках монарха сосредоточена вся полнота верховной государственной власти, монарх выступает источником всякого права, только с его волеизъявления те или иные постановления могут приобретать силу закона. Монарх находится во главе исполнительной власти, от его имени творится правосудие, ему принадлежит право помилования. На международной арене, в сношениях с другими государствами монарх единолично представляет свое государство. Он пользуется титулом (князя, герцога, короля, царя, императора), получает значительное содержание из государственной казны, имеет право на особую охрану.8
     При неограниченной, абсолютной монархии всеми указанными выше правами монарх пользуется безусловно и неограниченно (отсюда и название) независимо от какой-либо иной власти, при ограниченной – посредством или с обязательным содействием каких-либо органов или властей, существующих независимо от монарха. Аристотель в классификации монархий исходил из психологических оснований – монархия из «правильной» формы правления превращается в «неправильную», тиранию и деспотию, если вместо интересов всех монарх преследует личные, корыстные интересы, правит по произволу. Сегодня принимаются в расчет юридические основания. Конституционную монархию подразделяют на представительную (дуалистическую) и парламентарную, в которой монарх делит власть с парламентом.
     В дуалистических монархиях (Пруссия, Австрия, Италия, Румыния в прошлом) за монархом остаются исполнительная власть, право  формировать правительство, назначать  и смещать ответственных перед  ним министров и иных должностных  лиц (губернаторов, префектов и т.п.), ему принадлежит право вето и право неограниченного роспуска парламента. Впрочем, в законодательной сфере представительного органа гарантируется полномочием вотировать бюджет.9
     В парламентарных монархиях (современная  Англия, Бельгия, Норвегия, Швеция) назначенные  главой государства министры зависят  от вотума доверия парламента, монарх имеет право отлагательного вето, лишь в отдельных случаях, предусмотренных  законом, распускает парламент. Повеления  монарха приобретают юридическую  силу, лишь будучи контрассигнованными соответствующим министром. Правовое положение монарха существенно ограничено. Даже частные вопросы государственной жизни, например помилование преступника, не могут быть решены без согласия парламента. Парламент регулирует и личную жизнь монарха (брак, дворцовая служба и т.п.). Складывается положение, характеризующееся известной формулой: «Царствует, но не управляет». Сказанное не означает, что фигура монарха становится чисто декоративной.10
     Как показывает опыт последнего времени, монархическую  форму правления, считавшуюся в  советский период некоей политико-правовой окаменелостью, не следует «списывать»  как безнадежную архаику. Эта  форма правления, насчитывающая  не одну сотню лет истории, таит в  себе немало жизненных потенций. В  ноябре 1975 г. народ  Испании на плебисците высказался за установление монархии. После распада СССР некоторые  страны СНГ подумывают о введении монархического строя. В обстановке кризиса, национально-этнических столкновений достоинства монархии все больше привлекают внимание: монарх – «отец  нации», «стоит над политическими  страстями, он не принадлежит ни к  какой партии», «неподкупный арбитр в различного рода спорах и трениях». А главное, что особенно привлекает в условиях сепаратизма и центробежных тенденций, монарх – «символ единства нации и стабильного правового порядка». Нередко обращаются к позитивному опыту решения многих проблем, найденному в рамках монархизма: экономики, финансов, жизненного уровня, самоуправления, национального представительства и т.п.
     Разумеется, при этом нужно помнить, что монархия – это, по выражению философа И. А. Ильина, «органическая» форма правления, требующая религиозных начал, особой общественно-психологической атмосферы, ее нельзя «вводить» произвольно, «объявлять»  монархом случайное или не подготовленное соответствующим образом лицо.11

2.2. Республика

 
     Республика  – это форма  правления, при  которой высшая государственная  власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и  несущим ответственность перед  избирателями.
     Республике  присущ демократический способ образования верховных органов государства; в развитых государствах взаимоотношения между высшими органами строятся с избирателями и ответственны перед ними.12
     Республиканская форма правления зародилась в  рабовладельческих государствах. Наиболее яркое проявление она нашла в  демократической Афинской республике. Здесь все органы государства, в  том числе высшие (важнейшим из них было народное собрание), избирались полноправными гражданами Афин. Однако более распространенной в рабовладельческих  государствах была аристократическая  республика, где в формировании и  работе выборных органов верховной  государственной власти принимала  участие военно-земельная знать.
     В эпоху феодализма республиканская  форма правления применялась  нечасто. Она возникала в тех  средневековых городах, которые  имели право на самоопределение (Венеция, Генуя, Любек, Новгород и т.д.). Купеческие города-республики выборным путем создавали органы власти (городские советы, мэрии) во главе с ответственными должностными лицами (бургомистрами, мэрами и др.).13
     Современные республики подразделяются на парламентарные и президентские. Различаются они главным образом тем, какой из органов верховной власти – парламент или президент – формирует правительства и направляет его работу и перед кем – парламентом или президентом – правительство несет ответственность.
     В парламентарной республике парламент  наделен не только законодательными полномочиями, но и правом требовать  отставки правительства, выразив ему  недоверие, т.е. правительство несет перед парламент ответственность за свою деятельность. Президент республики является только главой государства, но не главой правительства. Политически это означает, что правительство формируется партией (или партиями), победивший не парламентских выборах, а президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность. Руководит правительством премьер-министр (он может называться иначе).14
     Достоинством  парламентарной республики является единство высших эшелонов власти, поскольку  глава исполнительной власти (премьер-министр) и его кабинет назначаются  и контролируются парламентом, точнее, парламентским большинством. До тех  пор, пока правительство располагает  поддержкой большинства законодателей, оно выполняет свои функции, не исключая и представления законопроектов. С потерей парламентского большинства  правительство уходит в отставку. При всех существующих вариациях  в парламентских республиках  президент играет незначительную роль; исполнительная власть является, по сути, продолжением законодательной, и тем самым возможный конфликт между двумя ветвями власти сводится к минимуму.
     Недостатки  парламентарной республики сводятся, во-первых, к крайней фрагментарности  партийной системы, которая обрекает парламентскую коалицию на аналогичную  фрагментарность, а правительство  – не неустойчивость.
     Во-вторых, вполне реальной может оказаться  угроза тирании, которую в состоянии  создать простое парламентское  большинство, т.е. эффективность и  стабильность парламентских форм правления  зависят от характера политических партий, соревнующихся за места в  парламенте. Судьба же партий и структура  партийной системы в немалой  степени определяются способом избрания законодателей, т.е. мажоритарной или  пропорциональной системами.15
     Президентская республика – это форма правления, где президент непосредственно  при определенном парламентском  контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность  за свою деятельность. В президентских  республиках обычно нет должности  премьер-министра, так как чаще всего  функции главы государства и  главы правительства выполняет  президент.
     Президентская республика, как форма правления, характеризуется в первую очередь  тем, что избранный глава государства  одновременно является главой правительства, которое он назначает в ряде стран  с согласия парламента и которое  он может распустить.
     Достоинство президентской формы правления  заключается прежде всего в том, что всенародно избранный президент являет собой средоточие общенациональных устремлений, выступает символом нации, символом принадлежности граждан к единому государству. Эта форма дает полномочия одному лицу, которое может осуществить руководство в чрезвычайных обстоятельствах. И не случайно, сталкиваясь с теми или иными сложными проблемами, некоторые страны (например, Франция в 50-х г.г. ХХ в.) подчеркивают значение поста президента. Президентская система правления в принципе обеспечивает большую степень политической стабильности, чем парламентская, так как правительство (президент) избирается на фиксированный срок, определенный конституцией.
     Президентская форма правления, в свою очередь, не является безупречной. Во-первых, в  отличие от парламентской формы  правления, она таит в себе возможности  трений во взаимоотношениях исполнительной и законодательной ветвей власти и провоцирования конституционного кризиса. Вероятность последнего особенно возрастает. Если президент и парламентское  большинство принадлежит к различным  партиям или политическим течениям. Предположения, что президент постоянно  находится над партийной борьбой  и политиканством лоббистов, могут  не иметь под собой веских оснований. Иными словами, выбор между парламентской  и президентской формами правления  может  означать выбор между единым, но нестабильным руководством и руководством стабильным, но чреватым конфликтом двух властей.
     Во-вторых, едва ли существует оптимальный способ избрания президента. Любой из них  имеет свои сильные и слабые стороны. Требования меньшинства и введение пропорционального представительства  при президентской системе не столько важны хотя бы из-за падения  значимости парламента. На первое место  по значимости выходит метод президентских  выборов. Прямые выборы представляются наиболее простыми и демократичными. Но есть разновидности прямых выборов, а выбор способов не всегда зависит  от президента. Президентская власть может оказаться в большой  зависимости от законодательной  ветви, тот которой может зависеть многое, например процедура переизбрания президента на второй срок в чрезвычайно усложненном порядке.16 
 
 

Глава 3. Форма внутригосударственного (территориального) устройства 

     Под формой государственного устройства понимают административно –территориальную организацию государственной власти, характер взаимоотношений между государством и составляющими его частями, между отдельными частями государства, между центральными и местными органами.17
     Все страны обладают обязательным признаком  – территорией, т.е. пространством, на котором и формируется особая организация публичной власти, именуемая  государством. Последнее отличается от себе подобных степенью централизации полномочий и прерогатив в собственных руках.
     По  уровню самостоятельности составных  частей и степени централизованности власти в юридической географии мира  выделяют унитарные государства, к которым возможно отнести примерно 170 современных стран, и федерации, насчитывающие в своем списке 25 государств.

3.1. Унитарное государство

 
     Унитарное государство – форма внутригосударственного устройства, при которой территория страны делится на административные единицы, чей статус, как правило, полностью определяется и регулируется законодательством государства.
     В таких государствах следует выделить:
    универсальную суверенность страны, т.е. государство полностью представляет себя как единое, целое и независимое образование, относя к своей исключительной сфере вопросы проведения внутренне и внешней политики, не нуждающейся в согласовании  с административно-территориальными единицами (их мнение, конечно же может быть учтено, однако не является определяющим);
    пространственное верховенство государства, которое обладает абсолютной полнотой власти на всей без исключения совей территории, обеспечивая ее целостность и неприкосновенность, неотъемлемость и неделимость;
    общие для всей страны высшие органы власти, которые определяют порядок образования, самое существование, границы и полномочия административно-территориальных единиц;
    единую конституцию и возглавляемое ею законодательство, что отражается на юридической силе актов составных частей государства; все они, в том числе акты представительных органов отдельных территориальных образований, являются подзаконными, т.е. должны исходить из общегосударственных законов и им соответствовать.18
     В унитарных государствах вводится единое гражданство, проводится общая для  страны денежная, финансовая и кредитная  политика. Сказанное относится к  классическому, так называемому  простому унитарному устройству государства.
     Однако  в современном мире насчитывается  достаточно значительное число стран, которые не вписываются в представленную схему, поскольку во свое составе имеют автономные образования. Последние следует понимать как самоуправляющиеся территориальные единицы в рамках унитарного государства, пользующиеся определенной самостоятельностью, степень которой регулируется конституцией страны и общегосударственными законами.
     Страны, имеющие в своем составе те или иные формы автономии, относятся  к сложным унитарным государствам, а некоторые из них получили название регионалистских, либо унитарных стран  с элементами федерации, конфедераций.
     С одной стороны, среди них могут  быть выделены государства, которые  представляют самоуправление отдельным  свои территориям, как правило, отдаленным, нередко островным либо полуостровным  частям страны, в остальном же оставаясь  весьма централизованной формой государственного устройства.19
     Достоинство унитарного государства заключается  в том, что оно простое, располагает  всей полнотой власти.20 

     3.2. Федерация 

     Федерация – форма территориального устройства страны, представленная отдельными государственными образованиями, которые в целом  составляют единое союзное государство.
     Федерации не строились по какому-то определенно  заданному образцу. Их появление  и распад обуславливались сложным  взаимосвязанным комплексом внешних  и внутренних причин. Первые федеративные государства возникли в результате союза будущих субъектов (штатов, провинций, территорий, кантонов). Их следует  отнести к территориальным федерациям, образованным обычно на основе объединения  исторически сложившихся устойчивых единиц. При создании учитывались  экономические связи составляющих частей, исторические и культурные традиции народа, климатические условия  и рельеф местности, даже плотность  населения, необходимость его расселения и т.п.
     Федерации также строятся по национальному  либо территориально-национальному  признаку. Создание национальных федеративных государств обусловлено необходимостью учета многонационального состава  населения отдельных государственных  образований, стремящихся в единый союз.
     Более   чем   двухвековой   опыт   развития   подобных   государственных
объединений, состоящих из особых административно-территориальных  единиц, либо национальных образований, либо соединяющих и то, и другое, свидетельствует о жизненности  таких структур, если избрана адекватная модель федерализма. Современный федерализм в том виде, как он представлен  во многих странах Европы, Америки, Азии и других континентов, является плодом длительного развития, результатом  осуществления метода «проб и  ошибок». Как ни различны были его  пути (в ряде случае от конфедерации к федерации, в других – от унитаризма к федерализму), сложились определенные общие закономерности. Они в совокупности составляют обязательный комплекс, без  которого нет того, что принято  называть федеративным государственным  устройством.  К ним следует  отнести:
    компетенция компетенции, т.е. право федерации путем изменения конституции устанавливать и регулировать свои полномочия;
    верховенство федерального права, его приоритет над законами субъектов федерации, выражающийся в том, что в случае расхождения закона последних с федеральным законом действует федеральный закон;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.