На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Жизненный путь человека в трудах отечественных психологов

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 05.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

    Введение ______________________________________________________2
    Жизненный путь человека, как проблема психологии_________________5
    Заключение____________________________________________________12
    Список использованной литературы_______________________________14
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение 

Интерес к самопроектированию и построению жизненных планов, в первую очередь, обусловлен желанием управлять событиями своей жизни, контролировать их. Виртуальное определение собственного будущего избавляет от чувства страха из-за неуверенности в завтрашнем дне, а так же задаёт определённое направление, смысл происходящему, позволяет сделать нужный выбор в ситуации неопределённости.
Актуальность  изучения влияния жизненных планов на качество жизни личности в настоящий момент определяется и сложной социально-экономической ситуацией, когда зациклинность человека на прошлом или трудностях настоящего приводят к серьезным внутриличностным и межличностным конфликтам. Неполноценность структуры личности (без ориентации на будущее) тормозит ее развитие. При этом только единство прошлого, настоящего и будущего в сознании человека обеспечивает его устойчивость в жизни, деятельности и общении. И, если категории прошлого и настоящего очевидны, то будущее может либо не осознаваться вообще, либо восприниматься как неведомая фатальность. Такая позиция нашла своё отражение в многочисленных поговорках, пословицах, крылатых выражениях: «Чему быть, того не миновать»; «Хочешь рассмешить бога, расскажи ему о своих планах»; «О будущем не загадывают» и т. д.
Следует понять, является ли самопроектирование фактором, способствующим управлению своей жизнью и судьбой, могут ли быть выделены принципы организации человеком своей профессиональной карьеры. Значимым является также вопрос о том, каковы типичные личностные параметры, способствующие эффективному протеканию этого процесса: активность или пассивность, индивидуальность или стандартность и т. д. И, главное, предстоит выявить механизмы превращения объективных обстоятельств в субъективный способ организации собственного профессионального пути на каждой из фаз становления и развития личности: на этапе получения начального, среднего или высшего, а также послевузовского профессионального образования.
Экскурс в историю показывает, что желание человека влиять на ход жизни тем или иным способом, волновала человечество с древнейших времен, однако степень этого влияния в отдельные исторические периоды оценивалась по-разному.
В недрах восточнославянского язычества  имеются неоспоримые доказательства широкого и достаточно глубокого проникновения в культуру древних славян традиции особого отношения к будущему, выражающейся в стремлении предвидеть, а значит, и влиять на него. Свидетельством этого является наличие в пантеоне славянских богов тех, кто конкретно отвечал за судьбы. К ним следовало обращаться, чтобы узнать что будет, с просьбой о победе в сражении, счастливом замужестве, богатом урожае. Таковы:  

Гамаюн — птица вещая, говорун, посланник богов;
Макошь — мать счастливого жребия, пряха; её помощницы:
Доля — добрая богиня, ткет счастливую судьбу и Недоля - богиня, которая ткет несчастливую судьбу.  

Втроём  они прядут нити, сплетая из них  разнообразные судьбы людей и  богов, подобно античным мойрам.
Хотя  язычество древних славян уходит корнями вглубь за много тысячелетий до начала нашей эры, отголоски сохранялись вплоть до нашего времени. В одной из церковных книг XVI в. говорится, что у исповедующейся в церкви спрашивали: "Не ходила ли еси к Мокоше?" Не исчезла практика гадания и сегодня: карты, линии на ладони, ромашки, кофейная гуща, гадалки и ещё большой арсенал средств используется вполне современным человеком, чтобы заглянуть в будущее, с целью повлиять на него.
Таким образом, дохристианское мифологическое сознание хотя и имело направленность на идею предрешённости судьбы, покорности ей, всё же отражало возможность человека обращаться к божествам, которые могут не только предсказать человеческую судьбу, но и изменить её исходя из усердия просящего.
Позже, после крещения Руси, идеология покорности, подчинения судьбе, которая находится в руках божьих, была воспринята и развита христианством. Но и тогда, информация о будущем могла существовать в качестве божественного провидения, промысла и предназначения. Лаврентьевская и Никоновская летописи служат подтверждением данного факта: «…Осведомленными здесь являются одни лишь волхвы, выступая в роли провидцев, взору которых доступны сокровенные тайны» Здесь имелась в виду их магическая сверхчувственность, дарованная свыше.
Необходимость и возможность людей не только знать, но хотя бы, в какой-то степени управлять своей жизнью, строить её, находит отражение в недрах народного творчества, его фольклоре. «На бога надейся, а сам не плошай», «Под лежачий камень вода не течёт», «Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше», - пословицы, которые дошли и до наших дней, призывающие не к тотальному смирению перед волей всевышнего, а к личной активности. Проблема противостояния человека превратностям судьбы, его возможностям идти против обстоятельств к намеченной цели является одним из основных объектов как классической, так и современной художественной литературы. А.Пушкин, А.Дюма, Л. Толстой и В. Каверин…, практически, эта тема находит своё отражение в творчестве каждого писателя.
Таким образом, вопрос сочетания божественной предопределённости и свободы воли человека, волновал человечество с давнего времени и остаётся насущным до сих пор. Но, если народная мудрость и авторская творческая мысль формируются на основе наблюдений, интуиции, то у науки арсенал методов исследования значительно шире. Философия, социология, психология, история, этнография, демография, антропология небезуспешно с различных сторон пытались выявить закономерности взаимовлияния человека на судьбу.  

С конца 19 века в работах отечественных философов и социологов ( Н.А.Бердяев, Б.П.Вышеславцев, В.С.Соловьев, П.А.Сорокин, М.М.Троицкий и др.), прослеживалась тенденция к центрированию внимания на проблеме развития личности в плане её саморазвития и самореализации, самоопределения и самостроительства . Таким образом, уже учёные обозначили возможность личности влиять на свою судьбу через планирование изменений, как в себе, в своей карьере, так и жизни в целом.
Среди философов, исследовавших влияние  активности человека на свой жизненный путь, особо следует отметить Л. Н. Когана и М. Мамардашвили. Л.Н. Коган понятие «судьбы» связывает с социальной активностью людей, с их самостоятельным жизненным творчеством. Исторический процесс рассматривается им как результат объективно действующих в обществе законов, по которым развиваются общественные отношения людей. Чем полнее и глубже люди познают требования существующих законов и чем эффективнее их социальные действия, направленные на реализацию этих требований, тем полнее проявляется свобода. Чем активнее роль людей как творцов исторического процесса, тем больше их ответственность за его результаты.
Определению и исследованию жизненных планов посвящены работы известных отечественных психологов И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова, В.И. Смирнова, Б.Ф. Ломова. Вопросами жизненных планов занимались В.Т. Лисовская в Ленинграде, М.Н. Руткевич в Свердловске, М.Х. Титма в Таллине, В.Н. Шубкин в Новосибирске и др.
Почти все существующие на сегодняшний  день подходы в западной и отечественной  психологии (психоанализ, экзистенциализм, бихевиоризм, деятельностный подход и др.) прямо или косвенно затрагивают проблему самоопределения, возможность влияния человека на свою судьбу по двум основным направлениям, которые они, так или иначе, представляют. Это гуманистическое (А.Адлер, Р.Мэй, Э.Фромм, К. Роджерс, А.Маслоу и др.) и экзистенциальное (Э.Берн, Л. Зонди, Ж. Пиаже, М. Хайдеггер и К. Ясперс). Категориальный аппарат экзистенциально-гуманистического подхода включает в себя представления о «Я», идентичности, аутентичности, самореализации и самоактуализации, личностном росте, экзистенции, смысле жизни и т.д.
Гуманистическое направление в психологии основывается на следующих методологических принципах: человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; человек обладает потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы; человек обладает определённой степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своём выборе; человек есть активное, интенциональное (соответствие бытия личности в мире собственной внутренней природе), творческое существо.
Экзистенциальная  традиция, являясь ветвью гуманистического направления напротив, подчеркивала человеческие ограничения и трагическую сторону существования, но всегда ориентировала на возможность выхода из этой ограниченности. Для всех экзистенциалистских доктрин характерно убеждение в том, что единственной подлинной действительностью можно признать только бытиё человеческой личности, уникальность личного опыта конкретного человека, несводимость его к общим схемам. Человек сам определяет себя, он хочет быть таким, а не иным. Человек стремится к своей индивидуальной цели, он творит себя, выбирает свою жизнь. Сознание человека свободно, его воля определяет жизненный путь  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Жизненный путь человека как  проблема психологии 

Первое  систематическое изучение закономерностей  жизненного пути было предпринято Ш. Бюлер и ее сотрудниками в Венском психологическом институте в 20—30-е гг. На большом эмпирическом материале ею было установлено, что, несмотря на индивидуальное своеобразие, существуют закономерности («регулярности») в сроках наступления оптимумов жизни в зависимости от соотношения духовных, «ментальных», и биологических, «витальных», тенденций. Были обнаружены также различные типы жизненного развития личности. Ш. Бюлер была разработана идеалистическая концепция развития человека как процесса постепенного становления и изменения духовных целевых структур самосознания. Идеи и эмпирические исследования Ш. Бюлер способствовали оформлению экзистенциальной психологии на Западе Взгляды Ш. Бюлер  на проблему жизненного пути личности:
•  жизнь конкретной личности не случайна, а закономерна, она поддается не только описанию, но и объяснению;
•  главная движущая сила развития личности – врожденное стремление человека к самоосуществлению, самоисполнению, то есть, всесторонней реализации самого себя;
•  реализовать себя человек может только благодаря творчеству, созиданию;
•  самоосуществление – итог жизненного пути. 

Пять  фаз жизненного цикла человека (Ш. Бюлер ) 

фазы
Возраст в годах
Общая характеристика фаз  жизненного цикла
1 до 16 / 20 нет семьи, профессии, нет жизненного пути
2 16/20–23/30 предварительное самоопределение, выбор супруга
3 23/30–45/50 зрелость –  собственная семья, нашел призвание, ставит конкретные жизненные цели, самореализация
4 45/50— 69/70 стареющий человек, трудный возраст душевного кризиса, к концу исчезает самоопределение, постановка жизненных целей
5 69 / 70 ... старый человек, нет социальных связей, бесцельное существование, обращенность к прошлому, пассивное ожидание смерти, самозавершенность
 
В отечественной психологии к теме жизненного пути первыми обратились Н. А. Рыбников, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, Н. А. Рыбников выступил с инициативой развернуть исследования по генетической психологии личности (20-е гг.). Для Б. Г. Ананьева проблема жизненного пути стала актуальной в начале 30-х гг. в связи с исследованиями по характерологии, проводимыми им в Психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева в Ленинграде.
Разработка  концепции жизненного пути личности способствовала решению старой проблемы, как соединить индивидуально-биографический и социально-типический подходы к жизни, т.е. осуществить переход от идиографического к номотетическому методу изучения жизни человека
В 1935 году в «Основах психологии» С.Л. Рубинштейн обратился к проблеме жизненного пути, критикуя Шарлоту Бюлер, которая говорила, что личность в своем жизненном пути есть только проект того, что заложено в детстве. Рубинштейн говорит о том, что жизненный путь есть некая целостность и в то же время состоит из этапов, каждый из которых может стать поворотным в жизни личности. Жизненный путь для Рубинштейна - не сумма жизненных событий, отдельных действий, продуктов творчества. Жизненный путь - это целостное, непрерывное явление; каждый человек, по мнению Рубинштейна, имеет свою собственную историю и даже становится личностью именно потому, что имеет свою жизненную историю! Для Рубинштейна важно не просто выделить возрастные этапы, а учесть, как каждый этап подготавливает последующий и влияет на него. Каждый этап играет важную роль в жизненном пути, но не определяет его с фатальной неизбежностью. Центральная проблема личной жизни - сможет ли личность стать субъектом собственной жизни. Личность как субъект жизни - это идея об индивидуально-активном человеке, строящем условия жизни и свое отношение к ней. Субъектом своей жизни личность становится в силу способности решать свои проблемы, отвечать за свои поступки, за счет ответственности и отношений с другими людьми. Человек становится субъектом жизни в том смысле, как он вырабатывает способ решения жизненных противоречий и осознает свою ответственность перед собой и людьми за последствия такого решения.                                                                         
    В отличие от отечественной психологии того времени, которая исследовала личность либо через систему общественных отношений, конкретно реализуемых во взаимодействии между ребенком и взрослым (Л.С. Выготский), либо с помощью категории деятельности (А.Н. Леонтьев), С.Л. Рубинштейн вышел за пределы конкретных видов материальной и идеальной деятельности, поместив личность в более широкий контекст - в пространство ее жизнедеятельности. Именно личность соотносит свои субъективные желания и объективные требования социальной ситуации, осуществляя регуляцию взаимоотношений между субъектом и объектом. "Таким образом, личность не растворяется в деятельности, а посредством нее решает сложные жизненные задачи и противоречия. Здесь деятельность выступает в качестве поведения и поступков. Это и есть качество личности как субъекта жизни, который определяет свои ценности и способы их реализации в жизни, строит свои отношения (и способы общения в них), находит адекватные своей личности способы самореализации в деятельности"  
     Субъектный подход преодолевает обособленное изучение личности - ее отдельных качеств, сторон, свойств, ипостасей вне жизни, а также безличный подход к изучению жизненных структур, ценностей, событий, периодов развития человека.

    Человек как субъект жизни рассматривается с точки зрения:
      психического склада - индивидуальных особенностей психических процессов и состояний;
      личностного склада - мотивации, характера и способностей, в которых обнаруживаются движущие силы личности, ее жизненный потенциал и ресурсы;
      жизненного склада - способности использовать свой ум и нравственные качества для того, чтобы ставить и решать жизненные задачи, активности, мировоззрения и жизненного опыта.
С этой точки зрения необходимо определить основные жизненные образования  личности. Это - активность, сознание и способность к организации времени жизни. 

В дальнейшем разные аспекты жизненного пути, жизнедеятельности личности разрабатывались в трудах советских ученых, посвященных природе человека и его развитию. В 60-х годах конкретными исследованиями жизненного пути занялся в нашей стране Б. Г. Ананьев. Ему принадлежит самое крупное лонгитюдное исследование личности и ее жизненного пути, на основе которого была определена возрастная периодизация и онтогенез развития личности: детство, юность, выбор профессии, зрелость, пик карьеры, старость. Б.Г. Ананьев считал, что жизненный путь - это история формирования и развития личности в определенном обществе. Согласно его мнению, жизнь человека как история личности в конкретную историческую эпоху, и как история развития его деятельности в обществе складывается из многих систем общественных отношений в определенных обстоятельствах, из многих поступков и действий самого человека, превращающихся в новые обстоятельства жизни.
Для Б. Г. Ананьева основным в характеристике жизни является возраст человека. Возраст соединяет социальное и биологическое в основные «кванты» – периоды жизни. В жизненном пути он выделяет познание, деятельность, общение, через которые проявляется личность, и несколько периодов жизни . Жизненный путь – жизнь человека как личности, история индивидуального развития  

Периоды жизни личности (по Б. Г. Ананьеву) 

Периоды жизни Проявления  личности в процессе жизненного пути
Детство воспитание, обучение, развитие
юность обучение, образование, общение
зрелость профессионализм, социальное самоопределение личности, создание семьи, осуществление общественно полезной деятельности
старость уход от общественно  полезной и профессиональной деятельности, сохранение активности в сфере семьи
 
Б. Г. Ананьев  обосновал проект науки о целостном  развитии человека в едином жизненном цикле. Эта наука, по Ананьеву — онтопсихология, должна объединить в себе возрастную психофизиологию, изучающую онтогенез психофизиологических функций мозга, и генетическую персонологию, направленную на изучение собственно личностной эволюции в процессе жизненного пути. Предметом онтопсихологии являются взаимосвязи, взаимозависимости онтогенеза и жизненного пути, которые определяют главные закономерности целостного индивидуального развития человека. В этой целостности, однако, Б. Г. Ананьев отчетливо различал две взаимодействующие, но все же особые формы. Во-первых, онтогенез — развитие индивида и его мозга, психофизиологических функций. Онтогенез программируется генетически, протекает в биологическом времени жизни. Во-вторых, жизненный путь, который строится по социальным проектам в историческом времени, датируется историческими и биографическими событиями.
К.А. Абульханова-Славская, развивая идеи С.Л. Рубинштейна, считает, что разрешение противоречий жизни способствует развитию личности. Разрешение противоречий жизни Абульханова-Славская видит в способах отношений людей друг с другом. Способ решения жизненных противоречий характеризует социально-психологическую и личностную зрелость человека: "Последняя проявляется в умении соединять свои индивидуальные особенности, свои статусные, возрастные возможности, собственные притязания с требованиями общества, окружающих. Способность осуществлять это соединение мы определяем как жизненную стратегию" Абульханова-Славская (вслед за Рубинштейном) предлагает рассматривать жизненный путь личности в его целостности, а стратегия жизни должна заключаться в раскрытии и разрешении подлинных причин противоречий, а не в уходе от них путем жизненных перемен. В работе «Стратегия жизни» для характеристики жизненного пути К. А. Абульханова-Славская вводит понятия «жизненная позиция», «жизненная линия», «стратегия жизни», «жизненная перспектива».
Жизненная позиция- это жизненные отношения, способ их реализации, отвечающий (или не отвечающий) потребностям, ценностям личности. Это выработанный личностью при данных условиях способ своей общественной жизни, место в профессии, способ самовыражения. Радикальная смена жизненной позиции может являться результатом неразрешенных противоречий или реализации себя в неоптимальных направлениях.
Жизненная линия - реализация жизненной позиции во времени и в об-стоятельтсвах жизни, соответствующая динамическим характеристикам жизненного пути. Это определенная последовательность (или непоследовательность) личности в поведении, реализации своей жизненной позиции, верность себе, своим принципам и отношениям в изменяющихся обстоятельствах. Она имеет типологические характеристики: последовательность - непоследовательность - хаотичность.
Стратегия жизни -это способ раскрытия и разрешения жизненных противоречий, индивидуальная организация, постоянная регуляция хода жизни по мере ее осуществления в соответствии с ценностями данной личности и ее индивидуальной направленностью. Она может носить активный или пассивный характер.
Смысл жизни (жизненная концепция) характеризует теоретический способ организации жизни. Его наличие или отсутствие выступает критерием развития личности. Реально он существует в совокупности с такими понятиями как жизненная позиция и жизненная линия, так как выражает стремления личности и подтверждает ее реальные достижения.
Жизненная перспектива включает совокупность обстоятельств и условий жизни, которые создают возможность оптимального жизненного продвижения. Она открывается тому, кто в настоящем времени создал систему оптимальных (с множеством возможностей) жизненных отношений.
Термин "жизненная стратегия", предложенный Абульхановой-Славской, это индивидуальная организация, постоянная регуляция хода жизни в соответствии с ценностями данной личности и ее индивидуальной направленностью. Жизненная стратегия - это выбор, определение и реализация ценностей жизни. (Абульханова-Славская рассматривает нравственные ценности, этические ценности).
Для анализа  развития личности вводится понятие плотности переживания времени, под которым понимается глубина переживания, уровень задействованности в нем мышления, воображения, двигательной активности. Она может быть малой, средней и высокой. Этому понятию в категории жизненного пути соответствует интенсивность жизни. Развитие личности обеспечивается ее способностью умножать время жизни. Умножение времени жизни происходит за счет интенсивности жизни, т. е. вмещаемости в ее время большего количества отношений, событий, чем у других людей, масштаба охвата пространства культуры. Именно поэтому разные типы людей достигают личностной зрелости в разные периоды жизни, одни - в юности, другие - иногда только под старость, а иногда вообще не достигают ее. Существующая формула: TV = S- время, умноженное на скорость, равно расстоянию, будучи распространена на жизненный путь человека означает, что с чем большей скоростью «идет» человек по жизни, тем длиннее его жизненный путь. Скорости жизненного движения личности ускоряются или замедляются в зависимости от трех личностных способностей: актуализации или оперативного использования своих способностей, потенцирования времени, то есть его сохранение или умножение, своевременности как жизненной оперативности.
К. А. Абульханова - Славская предприняла попытку целостного рассмотрения жизненного пути человека с учетом взаимодействия внешних и внутренних факторов. Автор предлагает рассматривать жизнь как задачу или проблему, а человека в качестве потенциального субъекта собственной жизни.
      Самая большая сложность в постановке проблемы личной жизни в том, чтобы именно осознать ее как проблему, представить ее себе не такой, как она стихийно складывается, а какой она могла бы быть при наличии разумного отношения к жизни и усилий.
       Для отечественной психологии характерна тенденция поиска объективных закономерностей развития психики человека, с целью обеспечения самого человека психологическими знаниями. В советской психологии эволюция научных представлений о жизненном пути человека в известной мере отражала социальную ситуацию в нашем обществе.          Дальнейшие исследования проблемы жизненного пути велись в различных направлениях, каждое из которых пыталось как бы «измерить» его в определенных временных показателях. Так, если у Б.Г. Ананьева широко использовалось понятие возраста, метрического и топологического времени в развитии личности, то Н.А. Логинова основой своих исследований избирает событийный подход. Л.И. Кравченко использует понятие жизненного выбора; В. И. Ковалев понятие перспективы и транспективы жизненного пути; А.А. Кроник с помощью метода каузометрии исследует причинно-следственную связь между выделяемыми личностью событиями, представляя жизненный путь как временное измерение бытия человека с точки зрения ряда событий-причин и событий-следствий. Он считает, что жизненный путь может быть более гибким, пластичным, способным менять свое направление в зависимости от процессов индивидуализации.   В.П. Зинченко делает акцент на активности сознания личности. «Развитие — это судьба человека. Представление о развитии и его путях не может навредить человеку, а может быть, и поможет ему стать самим собой»
     Представленная ретроспектива показывает, что во все времена, понимание зависимости жизненного пути от свободной воли и активности самого человека, даже вопреки официальному общепринятому мнению, присутствовало, но в большей или в меньшей степени. И, если раньше это понимание было на уровне интуиции, веры, то сегодня многие учёные в своих исследованиях пытаются научно обосновывать тот факт, что человек может и должен планировать и строить свою карьеру, свою судьбу. Однако степень его свободы при этом различна и зависит от занимаемой им позиции.
      Нельзя исключать и то, что человек в значительной степени становится таким, каким его делают те или иные обстоятельства: общественная среда, генетическая основа. И всё же, создание и изменение обстоятельств жизни своим поведением и трудом, образование собственной среды развития посредством самопроектирования – все это следствие социальной активности человека в организации для себя желаемого.  

В заключении скажем о сходствах и различиях  экзистенциальной психологии и ее отечественного варианта – психологии жизненного пути. Экзистенциальная психология с присущей ей проблематикой все активнее завладевает умами российских психологов. Положения экзистенциальной психологии и психологии жизненного пути сближаются в следующих основных моментах.
1. В  психологии жизненного пути, равно  как и в экзистенциальной психологии, личность рассматривается как  субъект, который собственными  выборами строит индивидуальный жизненный путь. Методологическое расхождение психологии жизненного пути с экзистенциальной психологией – в объеме свободы, которым наделяется личность как субъект жизни. Экзистенциальные психологи утверждают волюнтаризм (своеволие) и индетерминизм поступков личности, а в психологии жизненного пути принята более умеренная диалектическая позиция по данному вопросу.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.