На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Совершенствование методов управления муниципальными предприятиями

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 05.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………….….. с. 4-6
    Теоретические основы системы муниципального  управления как вида управленческой деятельности……………………………………….… с. 7-31
      Сущность  и особенности муниципального управления как вида управленческой деятельности……………………………...………………... с. 7-15
      Принципы построения системы муниципального управления….... с. 15-27
      Муниципальное образование как объект управления………….…. с. 27-31
1.3.1. Характеристика  муниципального образования как  системы……... с. 27-29
1.3.2. Особенности процесса управления и принятия решений на муниципальном уровне…………………………………………………..… с. 29-31
    Организация управления муниципальными предприятиями….. с.32-51
      Современные тенденции функционирования муниципальных предприятий……………………………………………………..…………... с.32-36
      Механизм управления муниципальным предприятием………..….. с.36-41
      Стратегический подход к муниципальному управлению предприятием………………………………………………………….…….. с.42-51
    Управление муниципальным предприятием «Амур плюс»…….. с.52-79
      Организационно-экономическая характеристика предприятия…….с.52-54
      Методы управления предприятием……………………………….…..с.55-79
    Совершенствование экономических методов управления муниципальным предприятием «Амур плюс»………...……….… с. 80-99
      Экономический анализ финансового состояния муниципального предприятия «Амур плюс»………………………………………………….с. 80-87
      Совершенствование экономических методов управления в менеджменте предприятия………………………………………………………..……...… с. 87-99
Заключение……………………………………………….……………….. с. 100-101
Список используемой литературы…………………………..………… с. 102-103
Список приложений………………………………………….…………………………..с. 104

Введение

      Основная  проблема российских муниципальных предприятий состоит в том, что большинство из них неэффективны, оказываемые ими муниципальные услуги исполняются некачественно, что вызывает жалобы населения; многие доведены до банкротства. Сама форма хозяйственного ведения, на основе которой имущественные комплексы муниципальных предприятий передаются их директорам, крайне неэффективна и обременительна для муниципального образования. Ответственность за это лежит на органах местного самоуправления, которые (в интересах населения) устанавливают экономически необоснованные цены и тарифы на продукцию и услуги муниципальных предприятий, не обеспечивающие их рентабельной работы. В то же время они не в полной мере компенсируют (или совсем не компенсируют) теряющиеся при этом доходы муниципальных предприятий, ссылаясь на дефицит бюджетных средств. Сами муниципальные предприятия также объективно не заинтересованы в повышении эффективности своей работы, ибо это приводит не к улучшению их финансового состояния, а к уменьшению или прекращению бюджетных дотаций.
     Поэтому, надежной основой решения этой проблемы в условиях становления местного самоуправления, является поиск эффективных методов управления муниципальными предприятиями. В этой связи проблема разработки и совершенствования методов управления муниципальным предприятием становится исключительно актуальной.
     Целью дипломной работы является изучение методов управления муниципальными предприятиями.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
    рассмотреть сущность и особенности муниципального управления как вида управленческой деятельности;
    разобрать принципы построения системы муниципального управления;
    охарактеризовать муниципальное образование как объект управления;
    описать современные тенденции функционирования муниципальных предприятий;
    рассмотреть механизм управления муниципальным предприятием и обосновать стратегический подход к муниципальному управлению;
    дать характеристику предприятию;
    изучить методы управления предприятием и их совершенствование;
    провести экономический анализ муниципального предприятия.
      Предметом исследования является процесс управления муниципальным предприятием.
      Объектом  исследования является Муниципальное предприятие «Амур плюс». Предприятие оказывает услуги по благоустройству и озеленению территории.
      При  написании  дипломной работы  были изучены  и  использованы  законодательные акты, регулирующие положение органов местного самоуправления в системе государственной власти, порядок  управления муниципальными предприятиями. В  частности,  Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, Постановления, а также научные статьи в периодических изданиях.
      Для наиболее детального изложения материала была использована дополнительная литература.
      Огромный  вклад в пополнение теоретической  базы по выбранной теме привнес автор  В.Б. Зотов в книге «Система муниципального управления». Этому изданию приказом Минобразования РФ от 24.05.2004г. № 2351 присвоен гриф Министерства образования Российской Федерации и  им разрешено пользоваться в качестве учебника для студентов, обучающихся по специальности 061000 «Государственное и муниципальное управление». В этом учебнике автор систематизировано подходит к рассмотрению муниципального управления как вида управленческой деятельности, управления хозяйствующими субъектами, анализирует особенности муниципального управления и акцентирует внимание на проблемах муниципальных предприятий и предлагает пути выхода из кризиса путем совершенствования методов управления. Автор в альтернативной форме излагает материал и выражает собственное мнение на те или иные дискуссионные вопросы, приводит анализ нормативно-правовых актов.    
      В учебном пособии «Система государственного и муниципального управления» автор Харченко Е.В. подробно излагает сущность и содержание муниципального управления с приведением основных принципов муниципального управления.
      Книга «Общее управление организацией» З.П. Румянцевой охватывает множество вопросов, касающихся управления предприятием, в частности автор приводит исчерпывающий перечень методов управления предприятием, который был использован в качестве основы при рассмотрении методов управления муниципальным предприятием.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Теоретические основы  системы управления  муниципальным предприятием

1.1. Сущность и особенности  муниципального управления  как вида управленческой  деятельности
      Муниципальное управление - относительно новое явление  в современной России. Как особый вид управления, как научная дисциплина и как область практической деятельности, муниципальное управление появилось в стране лишь в 1990-х годах вместе с возрождением местного самоуправления. Согласно Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти1.
      Система муниципального управления, как и  вся система местного самоуправления, находится в современной России на стадии становления. В силу этого  законодательная база местного самоуправления пока несовершенна и во многом противоречива. 6 октября 2003 г. был принят Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ2. Практическая реализация закона идет крайне сложно, а первоначальный срок вступления его в силу - 1 января 2006 г. отодвинут до 2009 г. В закон уже внесено большое количество изменений и дополнений, причем этот процесс продолжается. Принят также ряд других важных федеральных законов, затрагивающих интересы местного самоуправления, в том числе новые Жилищный и Градостроительный кодексы РФ. Постоянно меняется земельное, налоговое и бюджетное законодательство.
      Предметом муниципального управления является регулирование  социально-экономических процессов  на территории муниципального образования в интересах местного сообщества и на основе эффективного использования местных ресурсов.
      Принципиально теоретическое и методологическое значение для муниципального управления имеет системное представление  его компонентов, элементов и  их взаимодействий. Таким образом, система муниципального управления представлена в наличии взаимосвязи между объектом и субъектом муниципального управления в виде следующей схемы:

 

                Прямая связь                                        обратная связь
                (управляющее)                                    (информация об
                воздействие)                                        изменениях) 
 

Рис. 1 Система  муниципального управления 

      Итак, объектом муниципального управления является муниципальное образование - населенная территория, на которой осуществляется местное самоуправление. В качестве субъекта муниципального управления выступает население муниципального образования, объединенное общими интересами в решении местных проблем жизнеобеспечения и развития, - местное сообщество, а также органы местного самоуправления, избранные населением и действующие от его имени3.
      К субъектам муниципального управления относятся:
      Представительные органы местного самоуправления;
      Исполнительные органы местного самоуправления;
      Главное должностное лицо муниципального образования;
      Иные органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с уставами муниципального образования.
 
 
 
 

 

 
 
 


 
 
 

Рис. 2 Субъект  муниципального управления 

      Субъект муниципального управления представляет собой тонкую организационную структуру. Это совокупность людей, объединенных линейно – функциональными идейно – правовыми связями, вступающие в различные общественные (в том числе правовые) отношения по поводу объекта управления (муниципальное образование), конечной целью которых является повышение уровня и качества жизни населения соответствующей территории. От системы организационно – функциональных связей и принципов в структуре субъекта муниципального управления во многом зависит эффективность управленческого воздействия
      Взаимосвязь субъекта муниципального управления (органов  муниципального управления) с управляемой  подсистемой (муниципальным образованием) образуют систему муниципального управления, которая охватывает:
•   организацию и функционирование субъекта управления – органов муниципального управления (управляющую подсистему);
•  структуру  взаимосвязей управляющей системы  с управляемым объектом – муниципальным  образованием (прямые и обратные связи);
•   компоненты управляемой подсистемы и их отдельные элементы, которые создают во взаимосвязи структуру управляемой подсистемы и непосредственно воспринимают управленческие воздействия4.
      В силу несовершенства законодательной  базы и множества других объективных  причин муниципальное управление имеет свою специфику, отличающую его от других видов управленческой деятельности, в том числе от государственного управления. Муниципальное управление как вид управленческой деятельности сформировалось на волне демократизации общества как принципиально новый тип и уровень управления. Оно не укладывается в рамки ни одного из ранее сложившихся типов управления. Идеология муниципального управления ориентирована на ценности, ресурсы, задачи и возможности, связанные с локальной территорией, и созвучна традиционным российским основам организации местной жизни.
      Итак, характерными чертами муниципального управления как вида управленческой деятельности являются:
 опора  на базовые принципы местного  самоуправления;
 объект  управления - локальная территория и происходящие на ней социально-экономические процессы;
 наличие  двух субъектов управления: население  муниципального образования (местное  сообщество) и органы местного  самоуправления, действующие от  имени местного сообщества.
Схематически система муниципального управления представлена на рис. 3. 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 



 

 

 

 
 
 
 


 

 
 
 
 
 

Рис. 3. Система  муниципального управления 

        Перечисленными характерными чертами  муниципального управления как  вида управленческой деятельности обусловлены его особенности, отличающие его от производственного (корпоративного) менеджмента, а также от менеджмента в сфере государственного управления5. Они связаны с самим характером муниципальной деятельности, ориентированной на удовлетворение потребностей населения в различных услугах, обустройство территории, создание условий для воспроизводства и развития самого человека (рис.4). 
 

 
 
 
 
 





 


 

 


 
 
 
 
 

Рис. 4. Особенности  муниципального управления
 
        Первая особенность муниципального управления состоит в том, что если муниципалитет - организация, преследующая социальные (некоммерческие) цели, то критерием эффективности его деятельности не может быть максимум доходов бюджета или максимум прибыли. В хозяйственном обществе заработная плата - это расходы: чем она выше, тем при прочих равных условиях будет ниже прибыль и эффективность работы предприятия. В муниципальном образовании рост доходов населения - одна из важнейших задач управления.
        Вторая особенность - роль человека  как участника процесса. Население в муниципальном управлении выступает одновременно в трех ролях: как цель, объект и субъект управления. Такого нет ни в одном другом виде управленческой деятельности.
        С этим связана третья особенность  муниципального управления - опора в системе на использование людей как главного местного ресурса, т.е. опора на желания, потребности, энергию, волю, интеллект, труд, а зачастую и денежные средства отдельных граждан. Поэтому принятие и реализация управленческих решений на муниципальном уровне происходят иначе, чем на уровне производства или государства.
      Четвертая особенность муниципального управления состоит в том, что оно основано на ценностях, ресурсах, задачах и  возможностях, связанных с местом проживания человека. Смена места  жительства на порядок сложнее смены места работы, поэтому он чувствует себя "привязанным" к месту проживания и в силу этого объективно заинтересован в его обустройстве, получении качественных муниципальных услуг. В этом смысле местное сообщество в определенной степени можно сравнить с кооперативом или акционерным обществом, участники которого объединились в целях реализации общих интересов. В качестве иллюстрации в табл. 1 приведены сходства и различия между акционерным обществом и муниципальным образованием.
  Базовые характеристики муниципального образования (МО) и акционерного общества (АО)
 
Таблица 1 

Показатели Акционерное общество Муниципальное образование
Участники Акционеры Жители
Характер  участия Добровольный Обусловлен      местом проживания
Общий интерес    (цель) участия Дивиденд Общественные     блага (среда       обитания, муниципальные услуги)
Способ  достижения цели Развитие АО, получение прибыли Социально-экономическое           развитие муниципального образования
 
 
 
Продолжение таблицы 1 

    Экономическая       основа деятельности Уставный капитал Муниципальная собственность
    Формирование  экономической основы Приобретение  акций Выделение  из  состава государственной собственности, последующее  наращивание
    Финансирование     текущей деятельности и развития Самофинансирование Налоги    и     сборы, рентные       платежи, платные        услуги, средства государственной поддержки
    Форма участия в управлении Собрание акционеров Выборы,   референдумы, другие  формы  прямого  участия граждан
    Способ  принятия  основных решений Пропорционально числу акций Один  человек  -  один голос
    Орган,        определяющий политику Совет директоров Совет депутатов
    Исполнительный  орган Дирекция Администрация
    Руководитель  исполнительного органа Генеральный директор Глава администрации
 
 
      Наконец, пятая особенность муниципального управления - множество одновременно решаемых проблем, каждая из которых  носит локальный, частный характер. Из этого логически следует и  стремление муниципальной власти решать каждую из них на локальном уровне. При тотальном дефиците финансовых и прочих ресурсов выбор приоритетов развития представляется для муниципальной власти особенно сложной задачей. В отличие от государственного управления, где важность стратегических проблем признавалась всегда, в муниципальном управлении легко отдать приоритет тактике действий перед стратегией, "латанию дыр" перед перспективой. Поэтому обеспечение стратегического подхода в муниципальном управлении приобретает особую важность.
      Общий вывод состоит в том, что муниципальное управление является более сложным и более рискованным занятием, чем любая другая управленческая деятельность. Ни в одном другом ее виде нет такой глобальной зависимости муниципальной власти как субъекта управления от воли и интересов населения и как второго субъекта, и как объекта управления. За государственным управлением стоят социальная машина и тщательно разработанные процедуры, сила формы, закона и инструкций, легитимного принуждения. В муниципальном управлении механизм принуждения гораздо слабее и на первый план выходят методы и способы согласования интересов и корпоративного участия. 

1.2. Принципы построения  системы муниципального  управления 

      Принципы  – важнейшая категория теории муниципального управления, одно из ее основополагающих начал. Они отражают сущность реальных процессов управления, подчиняющихся определенным законам.
      Принцип муниципального управления – это  важнейшие руководящие правила, которым должны соответствовать  организация, функционирование и развитие системы муниципального управления. Они определяют требования к системе, структуре, организации и процессу управления, направления и условия принятия решений. Принципы, в соответствии с которыми должна формироваться, функционировать и развиваться система муниципального управления, называются общими, или основными, принципами муниципального управления. Принципы управления отдельными подсистемами, сферами управления называются частными, или локальными, принципами управления. Существует большое количество частных принципов, сформулированных в виде правил или требований.
      Итак, исходя из особенностей муниципального управления, и учитывая, что муниципальное  управление основывается на базе принципов  местного самоуправления необходимо выделить и обосновать следующие так называемые общие принципы:
•   Принцип самостоятельности решения вопросов местного значения;
• Принцип организационного обособления органов местного самоуправления в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций;
• Принцип соответствия материальных и финансовых ресурсов полномочиям органов местного самоуправления;
• Принцип ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;
• Принцип многообразия организационных форм осуществления муниципального управления;
• Принцип законности в организации и деятельности органов местного самоуправления
•   Принцип гласности деятельности органов местного самоуправления;
• Принцип коллегиальности и единоначалия в деятельности органов местного самоуправления;
•  Принцип государственной гарантии муниципального управления 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Рис. 5 Принципы системы муниципального управления
      Принцип самостоятельности решения вопросов местного значения. Для обоснования  данного принципа выделяются следующие основные черты, характеризующие его содержание:
    реализация данного принципа предполагает обеспечение финансово экономической самостоятельности местного самоуправления. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы;
    органам государственной власти запрещено вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Муниципальные органы самостоятельно устанавливают обязательные правила по предметам своего ведения, принимают планы и программы развития муниципального образования. Решения органов и должностных лиц местного самоуправления обязательны для всех расположенных на территории муниципального образования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм;
    ¦ самостоятельность муниципальных  органов в пределах их полномочий обеспечивается правом на судебную защиту. Согласно Европейской хартии о местном самоуправлении, органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, который не исключен из их компетенции и не отнесен к компетенции другого органа власти.
Принцип организационного обособления органов  местного самоуправления в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций.
Конституция Российской Федерации утверждает, что  органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Рассматриваемый принцип определяет основы взаимоотношений муниципальных органов между собой, муниципальных органов и органов государственной власти, а также статус муниципальных служащих.
     Муниципальному  образованию должна обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность. При этом подчиненность одного муниципального образования другому не допускается. Наименование органов и должностных лиц местного самоуправления, порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований.
     На  основе данного принципа строятся взаимоотношения  органов и должностных лиц местного самоуправления с государственными органами и государственными должностными лицами. Законодательно закреплено следующее:
    ¦ образование органов местного самоуправления, назначение 
должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается;

    осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается;
    должностные лица местного самоуправления не относятся к категории государственных служащих;
    решения органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.
     Законодательство  обеспечивает защиту органов местного самоуправления от незаконного вмешательства государственных органов в их деятельность, но и устанавливает основы их взаимодействия.
Принцип соответствия материальных и финансовых ресурсов полномочиям органов местного самоуправления
     Европейская хартия о местном самоуправлении исходит из того, что финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставляемым им полномочиям. Этот принцип муниципального управления также закреплен в Конституции Российской Федерации и законодательстве о местном самоуправлении. Без его реализации невозможно обеспечить самостоятельность, реальность и эффективность муниципального управления.
     Конституция Российской Федерации гарантирует  экономическую и финансовую самостоятельность местных органов власти, признает и защищает наравне с другими формами собственности муниципальную собственность. В муниципальной собственности находятся: имущество органов местного самоуправления, включая средства местного бюджета и другие финансовые ресурсы; муниципальный жилищный фонд; объекты инженерной и социальной инфраструктуры; предприятия, земельные участки и другое движимое и недвижимое имущество. Она представляет органам местного самоуправления право самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы.
     Неотъемлемым  атрибутом каждого муниципального образования является муниципальная собственность и местный бюджет. По закону муниципальному образованию обеспечивается экономическая и финансовая самостоятельность. Он предусматривает, что в случае если в границах территории муниципального образования имеются другие муниципальные образования, то предметы ведения муниципального образования, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов разграничиваются законом субъекта Российской Федерации, а в отношении внутригородских муниципальных образований — уставом города.
     Важной  гарантией реализации этого принципа является финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления, и компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.
      Принцип ответственности органов и должностных  лиц местного самоуправления перед населением. Население решает вопросы местного значения непосредственно или через органы местного самоуправления. Причем наличие у муниципального образования выборных органов является обязательным. Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципального образования собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Данный принцип призван обеспечить:
    эффективность осуществления местных задач, отнесенных 
    к ведению муниципального образования;

    учет и защиту интересов населения в деятельности органов 
    местного самоуправления;

    тесную связь населения с органами и должностными лицами 
    местного самоуправления.

      Решение вопросов непосредственного обеспечения  жизнедеятельности населения, отнесенных уставом к его ведению, во многом зависит от того, насколько эффективно организована работа органов местного самоуправления. Поэтому в случае неудовлетворительного решения местных вопросов претензии населения должна быть обращены к органам и должностным лицам местного самоуправления, а также к себе, ибо население самостоятельно формирует муниципальные органы.
      Реализация  этого принципа предполагает использование  населением различных форм контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, которые находят свое закрепление в уставе муниципального образования. Деятельность муниципальных органов должна исходить из интересов населения, его исторических и иных традиций. В уставе муниципального образования устанавливаются основания и виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением.
      Принцип многообразия организационных форм осуществления муниципального управления. Для России характерно многообразие форм организации и осуществления муниципального управления. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, на организацию муниципального управления оказывает влияние федеративное устройство нашего государства. Установление общих принципов организации местного самоуправления относится к совместному ведению федерации и субъектов. Во-вторых, Россия — многонациональная страна, регионы которой отличаются самобытностью, особенностью исторических и иных местных традиций и обычаев.
      Особенности организации муниципального управления в России также обусловлены и разнообразием основных типов поселений. Их насчитывается около девяти основных типов, а с учетом подвидов, более 80 специальных типов поселений. Многообразие форм организации и осуществления муниципального управления связано также с возможностью самого населения избрать ту или иную его организационную модель. Населению предоставлено право самостоятельно разрабатывать и принимать свой устав, в котором закрепляются конкретные формы организации муниципального управления: структура и порядок формирования органов местного самоуправления; формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения; наименование и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления.
      Принцип законности в организации и деятельности органов местного самоуправления — один из основных конституционных принципов российской государственности: органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации. Принцип законности требует, чтобы организация и деятельность местного самоуправления осуществлялись на основе и в рамках закона. Государство, признавая и гарантируя местное самоуправление и муниципальное управление, обеспечивает вместе с тем соблюдение законности в системе муниципального управления — это контроль за органами местного самоуправления по соблюдению правовых норм. Он должен соответствовать двум критериям:
      1) любой административный контроль над органами местного самоуправления может осуществляться только в формах и в случаях, предусмотренных Конституцией Российской Федерации или законам;
      2) любой административный контроль  за деятельностью органов местного самоуправления, как правило, должен быть предназначен лишь для обеспечения соблюдения законности и конституционных принципов.
      Соблюдение  законности в деятельности органов  и должностных лиц местного самоуправления обеспечивается прежде всего с помощью прокурорского надзора. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, за соблюдением ими прав и свобод человека и гражданина. В целях осуществления своих функций прокурор, его заместители вправе присутствовать на заседаниях органов местного самоуправления, участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов.
      Прокуратура осуществляет надзор за исполнением  федеральных законов и законов субъектов, а также уставов муниципального образования органами и должностными лицами местного самоуправления. Обеспечение законности в организации и деятельности органов местного самоуправления осуществляется также с помощью судебных органов. В судебном порядке могут быть обжалованы решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, а также решения и действия органов и должностных лиц местного самоуправления.
      Соблюдение  законности в организации и деятельности муниципальных органов обеспечивается контролем представительного органа местного самоуправления за деятельностью исполнительных и других органов, а также и должностных лиц местного самоуправления, что предусматривается уставом муниципального образования.
      Контроль  за соответствием устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам и законам субъекта осуществляют субъекты Российской Федерации при государственной регистрации устава. В случае противоречия устава законодательству муниципальному образованию отказывают в государственной регистрации его устава. Однако данный отказ может быть обжалован в судебном порядке.
      Принцип гласности деятельности органов  местного самоуправления. Реализация этого принципа означает открытый характер деятельности органов местного самоуправления, систематическое информирование населения. В практике муниципального управления используются следующие способы обеспечения гласности:
      1) информирование населения о заседаниях  представительного органа местного  самоуправления, о вопросах, решениях, обсуждаемых выборными и другими органами местного самоуправления;
    органы местного самоуправления должны доводить до сведения населения содержание решений, принимаемых ими. Нормативные правовые акты органов и должностных лиц местного 
    самоуправления вступают в силу после их официального опубликования. Кроме того, органы и должностные лица местного 
    самоуправления обеспечивают каждому жителю возможность 
    ознакомления с документами и материалами, непосредственно 
    затрагивающими права и свободы человека и гражданина;      

    обязанность органов местного самоуправления — обеспечить 
    получение жителю полной и достоверной информации о своей 
    деятельности — предполагает использование традиционных 
    организационно-массовых форм работы с избирателями: отчеты депутатов и выборных должностных лиц перед населением, 
    их встречи с избирателями, выступление в средствах массовой 
    информации, организация горячих телефонных линий, когда 
    население может получить необходимую ему информацию.

      Населению гарантируется возможность получения  полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления. Большую роль в осуществлении принципа гласности в системе муниципального управления играют средства массовой информации. Вопросы организации и содержания муниципальной информационной службы, а также создание условий для деятельности СМИ муниципального образования относятся к предметам ведения местного самоуправления.
      Последовательная  реализация принципа гласности в  деятельности органов местного самоуправления создает условия для участия  населения в контроле за деятельностью муниципальных органов, в решении вопросов местного значения. Органы местного самоуправления обязаны, рассматривать проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением, на открытых заседаниях с участием представителей населения. Результаты рассмотрения должны быть официально опубликованы. Наиболее важные проекты решений по вопросам местного значения (например, проект устава муниципального образования) публикуются для их всеобщего обсуждения.
      Принцип коллегиальности и единоначалия в деятельности органов местного самоуправления. Переход от коллегиальной формы исполнительной власти к принципу единоначалия произошел в муниципальном управлении со сменой государственной власти в России. Коллегиальное принятие решений исполкомами практически было прикрытием безответственности местной номенклатуры перед населением. Глава местной администрации осуществляет свои полномочия на принципах единоначалия, утверждая на деле принцип индивидуальной ответственности в деятельности исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления. Закон, закрепляя коллегиальный порядок деятельности представительного органа местного самоуправления, оставляет, по существу, открытым вопрос о принципах организации и деятельности иных органов местного самоуправления. Данный вопрос должен регулироваться уставом муниципального образования. Органы, осуществляющие управление в системе муниципального управления, могут действовать как на основе коллегиальности (т.е. представлять собой коллегиальные органы управления), так и на основе принципа единоначалия. В любом случае эти органы в соответствии с уставом муниципального образования наделяются собственной компетенцией в решении вопросов местного значения и несут ответственность в случаях и порядке, установленных в уставе муниципального образования.
      Коллегиальные начала в организации и деятельности представительного органа местного самоуправления проявляются в том, что данный орган является коллегиальным органом, численный состав которого определяется уставом муниципального образования, и свои решения он принимает в коллегиальном порядке. Устав муниципального образования закрепляет организационно-правовые гарантии коллективного принятия данным органом своих решений: это прежде всего требования кворума, необходимого для работы представительного органа, а также кворума, необходимого для принятия решения. Принцип коллегиальности работы представительного органа проявляется и на стадии подготовки проектов решений (привлечение представителей заинтересованных предприятий, учреждений, организаций, населения), в работе депутатских комиссий, образуемых представительным органом.
      Принцип единоначалия, на основе которого может  быть построена деятельность исполнительных органов в системе муниципального управления, допускает возможность использования коллегиальных начал, в частности, при подготовке проектов актов этого органа, выработке решений по наиболее важным вопросам местной жизни. В практике муниципального управления существуют примеры, когда деятельность главы местной администрации может сочетаться с работой коллегии, которая образуется при нем и выполняет совещательные функции.
      Принцип государственной гарантии муниципального управления. Реализация этого принципа означает создание системы правовых гарантий защиты нрав органов местного самоуправления.
      Законодательство  предусматривает материально-финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также компенсацию дополнительных расходов, связанных с решениями, принятыми органами государственной власти. Конституция признает и защищает муниципальную собственность наряду с другими формами собственности.
      Органы  государственной власти федерации  и субъектов обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов. Государственная гарантия муниципального управления не исчерпывается созданием ее правовой базы и правового механизма защиты прав. Правительством в 1999 г. разработаны «Основные положения (Концепции) государственной политики развития местного самоуправления в Российской Федерации». В задачи государственной поддержки местного самоуправления входит: создание необходимых правовых, организационных, материально-финансовых условий для становления и развития местного самоуправления, оказание содействия населению в осуществлении права на местное самоуправление.
      Таким образом, реализация вышеперечисленных  принципов муниципального управления обеспечивается не только их правовым закреплением в законодательстве субъекта федерации и уставах муниципальных  образований, но системой организационных  форм и методов муниципального управления. 

1.3. Муниципальное   образование как  объект управления  в системе муниципального  управления

1.3.1. Характеристика муниципального  образования как  системы

 
       Основными свойствами муниципального образования как социально-экономической системы являются следующие6.
        Целостность - тесная взаимозависимость  между подсистемами и элементами  муниципального образования, требующая  четкой координации действий  и функций управления.
        Коммуникативность - признак тесноты  связей системы и внешней среды,  обеспечивающей режим интенсивного обмена между подсистемами и элементами муниципального образования и внешней среды.
        Устойчивость - способность инфраструктуры  функционировать в относительно  автономном режиме, защищающем муниципальное  образование от вероятных ошибочных решений или негативных воздействий внешней среды. Устойчивость является важным условием нормальной жизнедеятельности муниципального образования. Однако оно не может и не должно быть чисто равновесной системой. Для него важны внешние воздействия, благоприятно влияющие на изменение и устойчивое развитие. С устойчивостью муниципального образования как системы связано такое его свойство, как адаптивность - мобильность, способность приспосабливаться к изменяющимся условиям функционирования.
        Самоорганизация - свойство социальных и социально-экономических систем. Люди ставят перед собой частные цели и имеют интересы, далеко не всегда совпадающие с целью системы как единого целого. Для достижения общих целей люди должны договориться между собой, в известной мере ограничить свои частные интересы во имя системных (общих) интересов, что и является проявлением самоорганизации. Самоорганизация муниципального образования как системы, построенной на принципах местного самоуправления, проявляется в формах прямого волеизъявления населения (например, на референдуме, решения которого обязательны для всех), а также в деятельности органов местного самоуправления, наделенных необходимыми полномочиями от имени населения.
        Слабая структурированность - важное  свойство муниципального образования как социально-экономической системы. Это означает, что состав подсистем и элементов муниципального образования, а также взаимосвязи между ними характеризуются известной долей неопределенности. Поведение такой системы не может быть описано с помощью строгих математических формул, однако современные методы системного анализа и имитационного моделирования позволяют осуществлять вероятностное прогнозирование.

1.3.2. Особенности процесса  управления и принятия  решений на муниципальном  уровне

        Особенности процесса муниципального  управления вытекают из особенностей  муниципального образования как  объекта управления, а также муниципального  управления как вида управленческой  деятельности.
        С точки зрения возможностей  воздействия субъекта на объект управления необходимо разделить характеристики муниципального образования, на устойчивые, изменение которых в процессе управления затруднено, и изменяемые, восприимчивые к управляющим воздействиям (рис. 6). 
 

 

 
 
 


 

 


 


 

 

 


 


 

Рис. 6. Характеристики муниципального образования по восприятию
управляющих воздействий 

       Устойчивые характеристики муниципального образования как объекта управления интересны тем, что их модификация приводит к изменению сущностных параметров объекта и влечет за собой коренное изменение взаимоотношений между объектом и субъектом управления. Поэтому процесс муниципального управления осуществляется главным образом через воздействие на изменяемые характеристики муниципального образования. Например, повышая квалификацию трудовых ресурсов или совершенствуя систему взаимоотношений органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами и структурами гражданского общества, можно добиться существенного улучшения социально-экономической ситуации.
        Процесс муниципального управления, как и всякий управленческий процесс, включает изучение и анализ исходной ситуации, планирование, координацию, разработку, принятие и реализацию управленческих решений, контроль их осуществления. Он тесно связан с организацией деятельности самой муниципальной власти. Здесь представляется целесообразным осветить лишь общие принципы принятия и реализации управленческих решений в системе муниципального управления, обусловленные его спецификой:
        необходимость изучения мнения  различных слоев местного сообщества при подготовке управленческих решений, затрагивающих их интересы;
        коллегиальный характер принятия  наиболее важных решений, установленный  законодательством и уставом  муниципального образования;
        необходимость отработки системы  взаимоотношений между отдельными органами местного самоуправления (глава муниципального образования - представительный орган - администрация) в процессе принятия управленческих решений;
        наличие, кроме обычных форм  контроля исполнения принятых  управленческих решений, дополнительного вида контроля - общественного, подконтрольность муниципальной власти местному сообществу.
        Соблюдение данных принципов,  бесспорно, усложняет процесс  муниципального управления, однако  обеспечивает принятие более  качественных решений и более эффективный контроль их исполнения. И наоборот, нарушение рассмотренных принципов приводит к сбоям в системе муниципального управления, порождая конфликты между ветвями муниципальной власти, недовольство граждан, и в конечном итоге обходится дороже, чем их соблюдение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2. Организационно-экономический механизм управления муниципальным предприятием
     2.1. Современные тенденции  функционирования  муниципальных предприятий
     В реальной обстановке переходного периода  пристального внимания требуют вопросы функционирования муниципальных предприятий, а именно какой правовой статус занимают муниципальные предприятия, каковы особенности их управления, как осуществляется взаимодействие муниципальных предприятий с органами муниципальной власти, в чем заключаются основные проблемы их функционирования.  
     Итак, правовой основой деятельности муниципальных предприятий являются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 14 ноября 2002года № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (с изменениями от 8 декабря 2003 г., 18 декабря 2006 г., 24 июля, 1 декабря 2007 г.)7. Особенность управления муниципальным предприятием состоит в том, что переданное им в управление муниципальное имущество является неделимым, а руководители предприятий обладают определенной степенью самостоятельности в управлении им. Муниципальное имущество, переданное муниципальным предприятиям, выделено из состава муниципальной казны и находится у муниципальных предприятий на праве хозяйственного ведения.
      Право хозяйственного  ведения предполагает, что собственник  имущества (муниципальное образование)  устанавливает лишь общие правила  функционирования предприятия, не  вмешиваясь в его текущую хозяйственную  деятельность. Предприятие самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом.
     Муниципальное предприятие - самостоятельный хозяйствующий  субъект с правами юридического лица. На основе использования муниципального имущества такое предприятие  производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги. Как коммерческая организация оно обязано работать рентабельно.
     Муниципальное предприятие создается органами местного самоуправления, если преобладающая  или значительная часть производимой им продукции, работ и услуг предназначена для муниципального образования либо для осуществления отдельных дотируемых видов деятельности или ведения убыточных производств8.
     Самые сложные проблемы для органов  местного самоуправления связаны с  регулированием деятельности муниципальных предприятий. В большинстве муниципальных образований они обеспечивают оказание населению основной части жизненно важных муниципальных услуг в жилищно-коммунальном комплексе. Во многих муниципальных образованиях муниципальные предприятия действуют также в сферах торговли (муниципальные магазины и рынки), бытового обслуживания населения, здравоохранения (аптеки), культуры (кинотеатры), массовой информации (газеты, теле и радиокомпании), производства отдельных видов продукции (молокозаводы, хлебозаводы, асфальто-бетонные, кирпичные заводы и т.п.). Многие из них являются местными монополистами. В некоторых крупных городах число муниципальных предприятий измеряется сотнями, в малых муниципальных образованиях может быть всего одно или несколько многопрофильных муниципальных предприятий.
       Функции уполномоченного органа  местного самоуправления в отношении  муниципального предприятия показаны  на рис. 7. 
 

 

 




 

 
 

 

 
 


 
 
 

Рис. 7. Функции  уполномоченного органа местного самоуправления
в отношении  муниципального предприятия 

      Муниципальное образование не несет ответственности  по обязательствам муниципального предприятия, за исключением случаев, когда несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. Муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться без согласия органа местного самоуправления. Муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в местный бюджет установленную собственником часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, а остальную часть вправе использовать по своему усмотрению.
        Основная проблема российских  муниципальных предприятий состоит  в том, что большинство из  них неэффективны, оказываемые ими  муниципальные услуги исполняются некачественно, что вызывает жалобы населения; многие доведены до банкротства. Ответственность за это лежит на органах местного самоуправления, которые (в интересах населения) устанавливают экономически необоснованные цены и тарифы на продукцию и услуги муниципальных предприятий, не обеспечивающие их рентабельной работы. В то же время они не в полной мере компенсируют (или совсем не компенсируют) теряющиеся при этом доходы муниципальных предприятий, ссылаясь на дефицит бюджетных средств. Через некоторое время муниципальные предприятия неизбежно становятся банкротом. Сами муниципальные предприятия также объективно не заинтересованы в повышении эффективности своей работы, ибо это приводит не к улучшению их финансового состояния, а к уменьшению или прекращению бюджетных дотаций. Будучи местными монополистами, они крайне отрицательно относятся к появлению конкурентов в сферах своей деятельности.
        Сама форма хозяйственного ведения,  на основе которой имущественные  комплексы муниципального предприятия  передаются их директорам, крайне неэффективна и обременительна для муниципального образования. После заключения договора (контракта) с руководителем муниципального предприятия органы местного самоуправления фактически не вправе вмешиваться в его хозяйственную деятельность, кроме случаев, оговоренных законодательством и уставом предприятия. В отличие от акционерных обществ, где деятельность исполнительной дирекции подконтрольна совету директоров и собранию акционеров, а финансовую деятельность ежегодно проверяет ревизионная комиссия, директор муниципального предприятия действует практически бесконтрольно. Зачастую неэффективное управление такими предприятиями приводит к тому, что имущество предприятия описывается за долги судебными приставами и таким образом утрачивается муниципальная собственность, а органы местного самоуправления не вправе воспрепятствовать этому. Поэтому за экономической деятельностью муниципальных предприятий необходим постоянный и жесткий административный и финансовый контроль.
      Таким образом, многие из перечисленных проблем связаны с отсутствием эффективных инструментов управления муниципальными предприятиями. Поэтому на современном этапе необходимо разработать  механизм управления, позволяющий муниципальным предприятиям работать рентабельно.  

      2.2. Механизм управления  муниципальным предприятием
      Как известно, любой механизм — это  приспособление для передачи и преобразования состояния, движения и скорости. В современной технике он определяется как система тел, в которой движение одного (ведущего) тела вызывает движение остальных тел системы. Таким образом, приспособление для передачи и преобразования системы в целом следует понимать как аппарат или порядок, движущий или преобразующий систему и ее элементы (подсистемы). Система управления хозяйствующего субъекта, в качестве которого выступает муниципальное предприятие, не является исключением из этого правила.
      Можно определить понятие механизма управления как совокупность средств воздействия, используемых в управлении, или, точнее, комплекс рычагов, используемых в управлении9.
      Под управлением предприятия понимается процесс планирования, организации, мотивации, контроля и регулирования действий персонала, постановки стратегических целей и тактических задач предприятия, принятия управленческих решений и обеспечения их выполнения10.
      Современное муниципальное предприятие представляет собой сложный комплекс, динамизм и слаженность работы которого обеспечиваются механизмом управления, устанавливающим  внутренние связи и учитывающим деятельность всех звеньев и работников предприятия — от рабочего до директора. Группа руководителей и специалистов, на которую возложены ответственность за выработку и реализацию управленческих решений, составляют аппарат управления.
      Управление  в строгом смысле слова есть воздействие на работников с целью достижения целей, стоящих перед предприятием и его коллективом. Оно базируется, с одной стороны, на многих областях знаний, таких, как экономика и политология, социология и психология, инженерные дисциплины и статистика, а с другой — на обобщении практического опыта управления различными предприятиями.
      Система управления муниципальным предприятием включает следующие компоненты:
      •  принципы и задачи управления;
      •  организационная структура аппарата управления;
      •  правовые основы и экономические методы управления;
      •  информация и технические средства ее обработки.
      В свою очередь, управление муниципальным  предприятием состоит из ряда функциональных подсистем. Ими являются:
      •  стратегическое и текущее управление (предприятием);
      •  планирование;
      •  управление персоналом;
      •  управление производством;
      •  управление маркетингом;
      •  управление финансами;
      •  управление инвестициями.
      Задачами  стратегического управления являются обеспечение экономического роста предприятия, повышение его конкурентоспособности.
      Итак, в основе стратегического управления лежит необходимость:
      •  стратегического анализа происходящих изменений внешней среды (на рынке, в политике, законодательстве и т. д.) и условий для формирования целей, потенциальных возможностей предприятия (ресурсы, проекты, идеи, наличие команды и т. д.);
      •  выбора стратегии развития предприятия  и альтернативных вариантов;
      •  реализации выбранной стратегии  развития.
      К задачам текущего управления относится обеспечение непрерывности и синхронности работы всех звеньев предприятия, направленных на выполнение установленных текущих заданий.
      В задачи управления персоналом в соответствии со стратегией развития предприятия и текущими потребностями производства входят:
      •  обеспечение предприятия кадрами необходимой квалификации заданного профессионального состава и численности;
      •  обучение работников в соответствии с принятой на предприятии технологией и организацией производства продукции;
      •  расстановка персонала по рабочим  местам;
      •  проведение объективной оценки и оплаты результатов деятельности каждого работника как основы эффективной мотивации его труда;
      •  обеспечение прав и социальной защиты;
      •  обеспечение безопасности и нормальных условий труда.
      С целью реализации указанных задач  в систему управления персоналом в муниципальных предприятиях, как правило, входят отделы кадров, оплаты труда, техники безопасности.
      Основными задачами подсистемы управления производством являются организация изготовления и поставки продукции, работ, услуг необходимого качества и установленной себестоимости в запланированные сроки. На практике это означает, что органы данной подсистемы управления должны обеспечивать соблюдение технологической дисциплины, принципов ресурсосбережения, производственного режима путем соответствующей организации производства и труда.
      Управление  маркетингом является одной из важнейших подсистем управления муниципальным предприятием, особенно если учесть специфику деятельности муниципальных предприятий. Так как муниципальные предприятия занимаются оказанием населению профильных услуг, выполнением  работ для нужд населения, то очень важно, с одной стороны, правильно определить то, какую продукцию производить, в каком количестве и в какие сроки, а с другой — эффективность снабжения предприятия факторами производства по ценам, не ведущим к росту издержек производства, формирование рынка сбыта продукции в требуемом объеме и по ценам, обеспечивающим получение прибыли.
      Управление  финансами предприятия включает организацию и контроль поступления денежных средств от реализации продукции. Важнейшими задачами управления финансами являются также оплата поставок сырья и материалов, предназначенных для производства; платежи по счетам, подлежащим оплате за ранее приобретенные товары; платежи по эксплуатационным расходам (реклама, страхование и т. д.); выплата заработной платы работникам предприятия; выплата налогов и осуществление других платежей в местный бюджет, и внебюджетные фонды.
      Управление  инвестициями включает:
      •  постоянное совершенствование организации производства и труда на базе поиска, отбора, разработки и внедрения инновационных предложений;
      •  формирование банка инновационных  идей и вариантов их решения;
      •  организацию процесса выявления  проблем развития и их решение;
      •  формирование на предприятии климата новаторства, поиска новых идей.
      Перечисленные подсистемы управления предприятием реализуют следующие функции:
      1)  постановка целей и задач в  соответствии с принятой стратегией и спецификой подсистемы;
      2)  планирование необходимых ресурсов для решения установленных задач;
      3)  организация и регулирование  процесса исполнения в соответствии с целями и поставленными задачами, обеспечивающие объединение усилий и ресурсов в заданном направлении;
      4)  стимулирование работников, направленное на повышение эффективности их труда для достижения поставленных целей;
      5)  контроль и корректировка деятельности  подсистемы и принятие необходимых мер для получения результата.
      Что касается самого процесса управления, то в обобщенном представлении он представляет собой комплекс изменений, которые происходят в управлении в определенные промежутки времени. В практическом отношении процесс управления можно понимать как ряд операций, осуществляемых в управлении в их определенной последовательности и комбинации. В обоих аспектах процесс управления представляет собой процесс осуществления вышеназванных функций менеджмента.
      Этапы процесса характеризуют функции  управления. Управление предприятием возможно лишь при определенной последовательности и определенном наборе операций. Однако анализ практической деятельности управления показывает, что одни и те же операции могут использоваться для разных задач и в реализации разных функций управления (рис.8).


Рис. 8 Этапы  процесса управления 

      Цель  управления является исходным этапом процесса управления. Какой бы она ни была, ясной или размытой, явной или неявной, она всегда существует как начальный этап оценки ситуации и выработки управленческих решений, как первый этап процесса управления. Ситуация характеризует второй этап процесса управления. Ситуация — это состояние управляемой системы, оцениваемое относительно цели. Третий этап управления — это этап определения проблемы. Последний, четвертый этап управления — это этап управленческого решения.
      В этой циклически развивающейся управленческой деятельности находятся четыре элемента процесса управления: цель, ситуация, проблема и ее решение. Цель — это идеальный образ желаемого, возможного и необходимого состояния управляемой системы, это представление о том, чего предприятие желает достичь. Отличие ситуации от цели, как правило, включает множество разнообразных противоречий. Их разрешение приближает ситуацию к принятию управленческого решения. Все противоречия связаны между собой. Потому для единичного акта воздействия, который формируется в процессе управления, необходимо найти главное противоречие, его разрешение обеспечит и облегчит разрешение всех остальных. Противоречие, на разрешение которого главным образом преимущественно и направлено воздействие, и называется проблемой. Проблема в процессе управления — это главное противоречие цели и ситуации, разрешение которого определит изменение ситуации в направлении принятой цели; или основное несоответствие фактического состояния управляемого объекта (ситуации) желаемому или запланированному (цели).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.