На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Рассмотрение развития процессов интернационализации экономической жизни, в ряде случаев приобретающее формы глобализации. История развития, характерные черты и классификация свободных экономических зон в России. Экономические зоны в мировой практике.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Междун. отношения. Добавлен: 10.12.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
Содержание
Введение
1. История развития свободных экономических зон
2. Характерные черты и классификация свободных экономических зон
3. Свободные экономические зоны в России
4. Свободные экономические зоны в мировой практике
Заключение
Список литературы
Введение
Развитие процессов интернационализации экономической жизни, в ряде случаев приобретающее формы глобализации, в XXI столетие не протекает как «цепная» реакция простых, линейных зависимостей, а реализуется в сложных, нередко весьма противоречивых формах. Так, интернационализация в ряде случаев сопровождается регионализацией экономического развития, выделением зон, компактных территорий или своего рода «точек» наиболее интенсивного международного экономического общения. В этом выражается стремление отдельных стран и их регионов приспособиться к новым условиям, преодолеть отставание от лидеров, создавая особый льготный режим внешнеэкономической и хозяйственной деятельности с учетом своей национальной и региональной специфики и природных условий. В таких регионах или зонах создаются наиболее благоприятные предпосылки для привлечения иностранных инвестиций, новых технологий и современного управленческого опыта.
Используемые в этих целях свободные (или специальные) экономические зоны (СЭЗ) в последние десятилетия получили широкое распространение в развитых и развивающихся странах с рыночной экономикой и в странах с переходной экономикой. Первые зоны стали появляться в конце 60-х - начале 70-х годов в развивающихся странах. Своего «пика» СЭЗ достигли к середине 80-х годов, когда в мире функционировало более 600 СЭЗ различных типов. Через них осуществлялось почти 8% мировой торговли. По имеющимся оценкам, в середине 90-х годов во всем мире функционировало около 1200 различного рода СЭЗ, в том числе примерно 400 свободных торговых зон, 400 научно-промышленных парков, более 300 экспортно-производственных зон и примерно 100 зон специального назначения (оффшорные центры, зоны рекреации, эколого-экономические регионы, туристические центры и др.). Вместе с тем, протекающие на более широком «экономическом пространстве» современные интеграционные процессы нередко вступают в определенное противоречие с ограниченностью, локальностью регионального или зонального подходов, выливающихся в ряде случаев в явно сепаратистские подходы и течения. Эта проблема так или иначе проявляется практически во всех странах - в том числе и в развитых странах с рыночной экономикой.
Большое значение для понимания сущности СЭЗ и их роли в современном мире имеют труды таких зарубежных авторов, как А.Базиль, Д.Гермидис, М.Исихара, П.Райан, Т.Симадзаки. Отечественные исследователи О.Т.Богомолов, А.Н.Быков, Н.П.Гусаков, Б.Г.Дякин, Н.А.Зотова, Е.М.Кожокин, Ю.С.Степанов, Н.П.Шмелев рассмотрели в своих работах широкий спектр практических вопросов проблематики СЭЗ.
Богатый эмпирический материал, полученный в разных сферах деятельности СЭЗ в РФ, обобщен в статьях С.Агафонова, Г.Алимова, А.Бонаева, Л.Вардомского, Ю.Воронина, С.Ивановой, М.Рубченко, Е.Шохиной, С.Шошкина, а также в докладах информационно-аналитического отдела Административного комитета СЭЗ «Находка», что помогает глубже понять происходящие в данной сфере процессы и выявить наметившиеся тенденции.
1. История развития свободных экономических зон
Свободные экономические зоны - современное название для достаточно древнего экономического явления. Льготный режим торговли, вплоть до полного освобождения от налогов и пошлин, испокон веков применялся там, где возникала необходимость быстрого освоения новых территорий, привлечения инвесторов и активизации товарных и финансовых потоков. В частности, Свободные экономические зоны использовались правительством Российской империи для освоения Северного Причерноморья в XIX веке, а одним из самых известных «свободных портов» была Одесса. Сегодня, в связи с новыми реалиями международного разделения труда, учреждение свободных экономических зон актуально для целого ряда стран, и в частности для России, где также существует необходимость принимать торговые, финансовые и налоговые меры для укрепления экономики отдельных регионов.
В классическом виде Свободные экономические зоны представляют собой четко ограниченные районы со специфическим таможенным и торговым режимом, обеспечивающим свободу перемещения капитала, товаров и рабочей силы. Эти анклавы называют по-разному: «свободные таможенные территории», «экспортные зоны», «зоны свободной торговли», «свободные банковские зоны», «промышленно-торговые зоны», «технико-внедренческие зоны» и так далее, а в просторечье - «внутренние офшоры». Но в любом случае это некий хозяйственный субъект, имеющий беспошлинный или льготный режим ввоза и вывоза товаров и определенную обособленность от остальной территории страны в торговом и валютно-финансовом отношении. Свободные экономические зоны имеют тесную связь с мировым рынком и активно привлекает иностранный капитал.
У зарубежных стран есть большой опыт использования Свободных экономических зон. Сегодня в мире насчитывается свыше тысячи свободных экономических зон. Только в США их около 200. В Китае и Вьетнаме за счет Свободных экономических зон подняли экономику.
При этом страны с благоприятным инвестиционным климатом делают ставку на привлекательность вложений.
Страны с высоким уровнем инвестиционного риска (как Россия) традиционно делают ставку на широкий диапазон и масштабность льгот, предоставляемых в свободных экономических зонах. Для многих стран Свободные экономические зоны стали едва ли не основным фактором, обеспечившим развитие экономики.
Первые Свободные экономические зоны на территории Российской Федерации начали образовываться в конце 80-х годов, то есть еще в эпоху Советского Союза. Основной целью их создания была активизация внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций путем создания совместных предприятий.
Предполагалось, что первые свободные экономические зоны возникнут на Дальнем Востоке (то есть в регионе с развитым научно-техническим потенциалом) и будут способствовать росту производства наукоемкой продукции на базе действовавших национальных технологий и иностранного капитала.
К сожалению, сама идея Свободных экономических зон с трудом укладывалась в русло тогдашних экономических представлений. Поэтому советская концепция «зон совместного предпринимательства» изначально была половинчатой и в конце концов так и осталась нереализованной. Они не представляли большого интереса ни для потенциальных иностранных инвесторов (из-за ограниченности возможностей освоения российского рынка через механизмы этих зон), ни для российских предприятий (из-за отсутствия стимулов для образования СП в этих зонах и возможностей реализации эффективных проектов).
Второй этап развития свободных экономических зон наступил уже в 1990-х годах. После принятия парламентом и правительством решений о создании зон свободного предпринимательства в стране появилось 19 экстерриториальных экономических образований, в дальнейшем к ним прибавилось еще несколько.
Опыт создания свободных экономических зон в современной России принято считать неудачным. И неудачи эти объясняются несколькими факторами: неблагоприятный инвестиционный климат страны, непродуманность организационной структуры управления, отсутствие жесткого контроля за исполнением бюджетных субсидий и деятельностью хозяйствующих субъектов Свободных экономических зон. То есть факторы эти, главным образом, субъективные и отнюдь не позволяют говорить о том, что сама идея свободных экономических зон неприемлема для России. Напротив, для большинства экономистов очевидно, что с помощью механизма Свободных экономических зон может быть решена проблема экономических взаимоотношений федерального центра и субъектов РФ. Достаточно принять ряд законов и подзаконных актов, разграничивающих права и полномочия центра и субъектов, определяющих статус стратегически важных регионов, порядок бюджетных взаиморасчетов.
Создание Свободных экономических зон - действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых в Свободных экономических зонах, в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми на ее территории программами. (Как отмечено в «Свободные экономические зоны: мифы и действительность», согласно мировому хозяйственному опыту, первоначальные цели и задачи, декларированные при создании Свободных экономических зон, почти всегда не совпадают с тем, что происходит в результате фактического развития.)
Варианты свободных экономических зон могут быть настолько же разнообразными, насколько разнообразны наши регионы. Это свободные порты и транзитные зоны (для регионов, имеющих благоприятное геополитическое положение), зоны развития с налоговыми льготами для отдельных отраслей или предприятий (для депрессивных регионов), особые экономические зоны (для стратегически важных регионов), точечные зоны (для отдельных хозяйствующих субъектов в регионах), международные зоны (для приграничных районов).
2. Характерные черты и классификация свободных экономических зон
Со времени подписания в 1973г. Киотской конвенции, определяющей свободную зону как своеобразный внешнеторговый анклав, где товары считаются находящимися за пределами таможенной территории, СЭЗ получили широкое распространение во многих странах. Международные корпорации рассматривают СЭЗ как благоприятные территории, где можно получить сверхприбыль (норма прибыли в СЭЗ в среднем составляет 30-35%, а в азиатских зонах - более 40%). Сроки окупаемости капиталовложений в СЭЗ сокращаются в 2-3 раза.
Выделяют следующие типы СЭЗ: таможенные зоны; беспошлинные торговые зоны; таможенные свободные зоны; зоны свободной торговли; внешнеторговые зоны; предпринимательские зоны; зоны технико-экономического развития; зоны развития новой и высокой технологии; научно-промышленные парки; экспортно-производственные зоны; свободные промышленные зоны; оффшорные центры; свободные банковские зоны; туристические центры и др.
СЭЗ - это часть национальной территории, имеющая расширенную самостоятельность в решении хозяйственных вопросов, особый режим управления и преференциальные условия экономической деятельности для иностранных и национальных предпринимателей.
Классификацию СЭЗ осуществляют по 4 критериям:
1. По характеру деятельности.
2. По степени интегрированности в мировую и национальную экономику.
3. По отраслевому признаку.
4. По характеру собственности.
I. По характеру деятельности выделяют:
1. Зоны свободной торговли представляют собой ограниченные участки территории, в пределах которой установлен льготный режим хозяйственной, в т.ч. внешнеэкономической, деятельности. Возникли еще в XVII - XVIII вв. Функции их сводятся к ввозу, хранению, сортировке, упаковке и перевалке товаров. Иногда допускается незначительная обработка иностранных товаров в целях их дальнейшего реэкспорта. К числу ЗСТ можно отнести магазины «дьюти фри» в международных аэропортах и свободные гавани (порты) со льготным торговым режимом.
2. Экспортно-производственные или промышленно-производственные зоны. Их относят к зонам 2-го поколения, возникли в результате эволюции торговых зон, когда в них стали ввозить не только товары, но и капитал, заниматься не только торговлей, но и производственной деятельностью.
Промышленно-производственные зоны создаются на территории со специальным таможенным режимом, где производится экспортная или импортозамещающая продукция. Эти зоны пользуются существенными налоговыми и финансовыми льготами.
3. Научно-промышленные парки или технико-внедренческие зоны. Относятся к зонам 3-го поколения (70-80-е гг. XXв.). В них концентрируются национальные и зарубежные исследовательские, проектные, научно-производственные фирмы, пользующиеся единой системой налоговых и финансовых льгот.
Наибольшее число таких зон функционирует в США (технопарки), Японии (технополисы), Китае (зоны развития новой и высокой технологии). В них организуется разработка и выпуск конкурентоспособной наукоемкой продукции.
4. Сервисные зоны представляют собой территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм, оказывающих различные финансово-экономические, страховые и иные услуги.
К числу сервисных зон относятся оффшорные зоны (ОЗ) и налоговые гавани (НГ). Они привлекают предпринимателей благоприятным валютно-финансовым, фискальным режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой тайны, лояльностью государственного регулирования. В этих зонах концентрируется банковский, страховой бизнес, через них осуществляются экспортно-импортные операции, операции с недвижимостью, трастовая и консалтинговая деятельность.
Налоговые гавани отличаются от ОЗ тем, что в них все фирмы (местные и иностранные) получают налоговые льготы на все или некоторые виды деятельности.
В н.в. в мире более 300 оффшорных центров, среди них около 70 НГ. В числе стран, где функционируют оффшорные компании, Лихтенштейн, Панама, Нормандские острова, Остров Мэн (Великобритания), Антильские острова, Гонконг, Мадейра, Либерия, Ирландия, Швейцария.
Компании в ОЗ либо не подлежат налогообложению, либо облагаются небольшим паушальным налогом. Также отсутствуют валютные ограничения и таможенные пошлины для иностранного инвестора, существует свободный вывоз прибылей, низкий уровень уставного капитала.
Для стран, организующих ОЗ, выгода состоит в привлечении дополнительных капиталов, получении дохода от пребывания компаний в ОЗ, создании дополнительных рабочих мест.
II. По степени интегрированности в мировую и национальную экономику различают:
1. СЭЗ экстравертивного типа (ориентированы на внешний рынок, экспорт составляет от 75 до 90% всей производимой продукции).
2. СЭЗ интровертивного типа (интегрированы в национальную экономику).
Классификация по отраслевому признаку затруднена тем, что в экспортно-промышленных зонах располагаются ПП различных отраслей. Но существует и определенная специализация на одной или нескольких отраслях промышленности.
По характеру собственности выделяют СЭЗ: государственные; частные; смешанные.
3. Свободные экономические зоны в России
В настоящее время можно говорить о наличии двух тенденций в развитии мировой экономики: с одной стороны, сохранение и углубление неравномерности развития различных групп стран, а с другой - усиление взаимозависимостей национальных экономик. Взаимосвязь этих двух тенденций порождает такую особенность мирового развития, как локализация экономического и научно-технического развития. Организационно это проявляется в создании СЭЗ. По моему мнению, СЭЗ являются качественно новым этапом интернационализации, поскольку здесь преодолевается национальная ограниченность и появляются возможности разнообразных вариантов соединения внутренних и внешних ресурсов.
Изучение мирового опыта показывает, что имеются существенные различия в динамике, формах, методах, а главное, эффективности функционирования СЭЗ в различных странах. В промышленно развитых странах СЭЗ ориентированы, прежде всего, на стимулирование предпринимательства в отсталых районах, развития экспортного производства и рост занятости как в самих СЭЗ, так и в прилегающих районах. В развивающихся странах создание СЭЗ имеет целью развитие экспортного производства в зонах-анклавах обычно слабосвязанных с экономикой страны. Результаты функционирования СЭЗ в развивающихся странах можно оценить как неоднозначные. Наибольший экономический эффект от СЭЗ был получен в тех развивающихся странах, которые отличались ситуацией общего экономического подъема (страны НИС и Китай). Здесь деятельность СЭЗ способствовала структурной перестройке и модернизации национальной экономики, превращению этих стран в крупных поставщиков на мировой рынок современной продукции.
Свободная экономическая зона - это территория государства, являющаяся составной частью хозяйственного комплекса страны (группы стран), где обеспечивается производство и распределение общественного продукта для достижения конкретной общенациональной, региональной или производственно-технологической цели с использованием специальных механизмов регулирования экономических отношений.
Учитывая существование большого числа модификаций свободных экономических зон, наиболее удобно и наглядно их классификацию можно представить по признаку предоставленных льготных режимов:
1. торгово-складские или внешнеторговые зоны (зоны внешней торговли, свободные порты, транзитные зоны);
2. экспортно-промышленные зоны;
3. научно-технологические зоны (технопарки, технополисы);
4. сервисные зоны (оффшорные, банковские и страховые);
5. комплексные зоны (особые экономические зоны, зоны совместного предпринимательства, специальные экономические зоны).
Изучение проблемы функционирования СЭЗ в России показало, что неудачи первого опыта их деятельности объясняются не только неблагоприятным инвестиционным климатом, но и такими причинами, как непродуманность организационной структуры управления и отсутствие жесткого контроля за исполнением бюджетных субсидий и деятельностью хозяйствующих субъектов СЭЗ.
С помощью механизма СЭЗ в отдельных случаях может быть успешно решена проблема региональных неравенств в системе взаимоотношений Федерального центра с субъектами РФ. В целях дальнейшего развития взаимовыгодных отношений между Федеральным центром и субъектами РФ, необходимо принятие ряда законодательных актов, определяющих разграничение прав и полномочий, статус стратегически важных регионов, бюджетных взаиморасчетов. При этом разделение полномочий не должно наносить вред другим субъектам федерации (как это было в случае ЗЭБ «Ингушетия»). Успехи в развитии СЭЗ окажут положительное воздействие на преодоление дезинтеграционных и депрессивных тенденций в экономике всей России.
Для регионов, имеющих благоприятное геополитическое положение, наличие крупных портов, аэропортов рекомендуется создавать торгово-складские комплексы, транзитные зоны, свободные порты размером в несколько квадратных километров с дальнейшей эволюцией этих зон в экспортно-производственные, определенных рамками федерального закона о свободных экономических зонах.
Для депрессивных регионов, учитывая мировой опыт, наиболее целесообразным видится создание зон развития, предоставляющих налоговые льготы отдельным предприятиям или отраслям региона. Такие зоны можно рассматривать как начальный этап создания СЭЗ на данной территории.
Для стратегически важных регионов РФ, таких как Калининградская область, Сахалин, Находка, Выборг, Северный Кавказ, необходим особый подход. Там можно предложить создание режима особой экономической зоны (Калининградская область, о.Сахалин) в силу эксклавного или островного положения, а также режима точечных зон для отдельных хозяйствующих субъектов (на территории республики Дагестан, г.Находка, Кольский полуостров, г.Выборг).
Для приграничных районов возможно создание международных зон. Особенно приоритетными видится создание СЭЗ со странами СНГ.
Весьма важно, чтобы развитие СЭЗ не останавливалось на посредничестве в сфере торговой деятельности, а было направлено на развитие экспортно-производственной и технологической базы экономического роста.
Анализ инвестиционного климата Мурманской области говорит о целесообразности создания точечных СЭЗ на территории региона на базе морского порта, заводов бывшего ВПК и крупных промышленных предприятий различных отраслей.
Организационно-правовая практика создания СЭЗ показывает необходимость принятия такого Федерального закона, единого для всех типов СЭЗ, который может стать базой, отправным документов для законодательных актов, разрабатываемых организаторами каждой конкретной зоны. Вместе с тем высокая степень специфичности условий создания и функционирования СЭЗ делает неотв и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.