На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Выручка от реализации продукции и пути ее увеличения

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 06.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Содержание 
 

    Введение                                                                                                                   5
    Глава 1 Выручка от реализации продукции как основной источник дохода предприятия                                                                                                            
         1.1 Основные понятия выручки от реализации продукции                        7
         1.2 Способы учета выручки от реализации в целях налогообложении   14
         1.3 Розничный товарооборот как основной показатель   деятельности предприятия                                                                                                                   21
   Глава 2 Основные принципы формирования и планирования выручки от реализации продукции                                                                                                 
         2.1 Методы планирования выручки от реализации продукции                28  
         2.2 Формирование и использование выручки от реализации продукции
                                                                                                                                  35
         2.3 Анализ взаимосвязи «выручка – затраты – прибыль»                         42
    Глава 3 Анализ выручки от реализации продукции как основа принятия управленческих решении (на примере Чекмагушевского       районного Потребительского общества)                                                                                       
         3.1 Общая характеристика Чекмагушевского районного Потребительского общества                                                                                         50
         3.2 Принципы управления выручкой от реализации продукции             57
Заключение                                                                                                                     74
Список  используемой литературы и другие информационные источники             77
Приложение                                                                                                                    80 
 
 
 
 

Введение 
 

    Актуальность  выпускной квалификационной работы невозможно преувеличить, так как поступление выручки - важный момент в хозяйственной деятельности предприятия. Во-первых, выручка от реализации продукции – основной регуляторный источник средств из всех возможных поступлений. Во-вторых, процесс кругооборота средств предприятия заканчивается реализацией продукции и поступлением выручки, что означает восстановление затраченных на производство денежных средств и создание необходимых условий для возобновления следующего кругооборота. От поступления выручки зависит устойчивость финансового положения предприятия, состояния его оборотных средств, размер прибыли, своевременность расчетов с бюджетом, внебюджетными фондами, банком, поставщиками, рабочими и служащими.
    Выручка – является важнейшим показателем экономической деятельности предприятия. От его значения зависит финансовое состояние предприятия, определяющее конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве.
    Целью выпускной квалификационной  работы является изучение выручки от реализации продукции на примере Чекмагушевского Райпо, основной деятельностью которой является розничная торговля. Также цель данной работы заключается в закреплении теоретических знаний и приобретении практических навыков в сборе и обработке  статистической информации о выручке от реализации  продукции; выявлении неиспользованных резервов и разработке  предложений или рекомендаций по повышению эффективности производства  на анализируемом объекте.
    Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:
    изучить теоретические аспекты выручки от реализации продукции
    –   провести анализ  выручки в Чекмагушевском районном потребительском обществе
    – определить возможности по повышению выручки в Чекмагушевском районном потребительском обществе
    Предметом исследования является выручка от реализации продукции.
    Объектом  выпускной квалификационной работы является Чекмагушевское районное потребительское общество.
    В первой главе  была  изложена  теоретическая  основа выпускной квалификационной работы. В частности, давалось понятием выручки от реализации продукции, рассматривалось способы учета выручки от реализации в целях налогообложении и розничный товарооборот как основной показатель   деятельности предприятия.
    Во  – второй главе рассматриваются основные принципы формирования и планирования выручки от реализации продукции.
    Третья  глава посвящена характеристике деятельности предприятия, особенностям его организационно – правовой формы, а также анализу  выручки,  влияние ее  на валовую прибыль, прибыль от продаж, следовательно, также была проанализирована рентабельность предприятия и сделаны соответствующие выводы.
    Информационной  основой исследования служат законодательные и нормативные акты Российской Федерации, рекомендации, указания, инструкции, регулирующие финансово-хозяйственную деятельность, научно-методическая литература и материалы периодической печати, документы и бухгалтерская отчетность Чекмагушевского районного потребительского общества за 2006, 2007 и 2008 годы. 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1 Выручка от реализации продукции  как основной источник дохода предприятия 
 

    1.1  Понятие выручки от реализации  продукции 

    Первоначально, при создании хозяйствующих субъектов, источником приобретения производственных фондов, нематериальных активов, оборотных  средств является уставной капитал. За счет его средств создаются  необходимые условия для осуществления  предпринимательской деятельности. Затем в процессе производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) создается  новая стоимость, которая определяется ценой реализованной продукции (работ, услуг). Результатом ее реализации является выручка от реализации продукции (работ, услуг), которая поступает на расчетный счет предприятия [10, с. 49].
    В международной практике под выручкой понимают поступление или иное увеличение активов предприятия или выполнение его обязательств, которое происходит в результате основной, или главной, деятельности предприятия. 
    В п. 5 ПБУ 9/99 «Доходы организации» указывается, что выручка от реализации определяется исходя из поступлений, связанных с  продажей продукции и товаров, выполнением работ, оказанием услуг [3, п.5 ПБУ 9/99].
    Выручка от реализации продукции – это  денежные средства, поступившие на расчётный  счёт предприятия  за продукцию, отгружённую покупателю.
    В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды, выручкой считаются поступления, получение  которых связано с этой деятельностью (например, арендная плата).
    В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы  и других видов интеллектуальной собственности, выручкой считаются  поступления, получение которых  связано с этой деятельностью (например, лицензионные платежи (включая роялти) за пользование объектами интеллектуальной собственности).
    В организациях, предметом деятельности которых является участие в уставных капиталах других организаций, выручкой считаются поступления, получение  которых связано с этой деятельностью.
    Первоначально, при создании хозяйствующих субъектов, источником приобретения производственных фондов, нематериальных активов, оборотных  средств является уставной капитал. За счет его средств создаются  необходимые условия для осуществления  предпринимательской деятельности. Затем в процессе производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) создается  новая стоимость, которая определяется ценой реализованной продукции (работ, услуг). Результатом ее реализации является выручка от реализации продукции (работ, услуг), которая поступает на расчетный  счет предприятия.
    Выручка от реализации продукции (работ, услуг) является основным источником возмещения затраченных на производство продукции (работ, услуг) средств, формирования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Несвоевременное поступление  выручки влечет простои в производстве, снижение прибыли, нарушение договорных обязательств, штрафные санкции.
    Реализацией продукции и поступлением выручки  на расчетный счет завершается кругооборот  средств предприятия. Своевременное  поступление выручки - очень важный момент в хозяйственной деятельности предприятия, так как выручка  от продаж является основным регулярным источником доходов для организации  из всех возможных средств. Во-первых, выручка от реализации продукции  – основной регуляторный источник средств из всех возможных поступлений. Во-вторых, процесс кругооборота средств  предприятия заканчивается реализацией  продукции и поступлением выручки, что означает восстановление затраченных  на производство денежных средств и  создание необходимых условий для  возобновления, следующего кругооборота. От поступления выручки зависит  устойчивость финансового положения  предприятия, состояния его оборотных средств, размер прибыли, своевременность расчетов с бюджетом, внебюджетными фондами,  поставщиками, рабочими и служащими.
    Значение  выручки в деятельности предприятия выражается в следующем:
    – выручка от продаж служит основным оценочным показателем результативности работы предприятия, так как по ее поступлению можно судить о том, что выпускаемая продукция по объему, качеству, цене соответствует рыночному спросу;
    – от своевременности поступления выручки зависит устойчивость финансового положения организации, размер его прибыли, своевременность расчетов с бюджетом, внебюджетными фондами, банками, поставщиками, работниками;
    – за счет выручки от реализации предприятия покрывают свои текущие затраты на производство и реализацию продукции и формируют прибыль. Несвоевременное поступление выручки приводит к задержке расчетов за сырье, материалы, комплектующие, в связи, с чем организация вынуждена выплачивать штрафы, а это в конечном итоге обусловливает не только потери прибыли предприятия-поставщика, но и перебои в работе, и остановку производства смежных предприятий;
    – поступление выручки на счета предприятий имеет не меньшее значение и для государственного бюджета, так как она является источником уплаты всех налоговых платежей и отчислений  в государственные внебюджетные фонды.
    Момент  реализации (продажи) продукции (работ  и услуг) подтверждается правом перехода собственности от одних владельцев к другим. Передача этого права  осуществляется в соответствии с  условиями договора купли – продажи, обмена, передачи и т.д. По договорам  поставки (ст. 506 – 524 ГК РФ), как правило, переход права собственности  происходит в момент отгрузки товаров  и передачи товаросопроводительных документов. Если выручка от продажи  отпущенных (отгруженных) готовой продукции  и товаров определенное время  не может быть признана в бухгалтерском  учете, то до момента признания выручки  эти товары учитываются на счете 45 «Товары отгруженные» [13, с. 168].
      Данный счет правомерно применять  для учета отгруженных товаров  только в следующих случаях:
    – для учета товаров, отгруженных комитентом по договору комиссии или другому посредническому договору;
    –  для учета товаров, отгруженных по договору мены, до его исполнения, т.е. поступления встреченного товара;
    – для учета товаров, отгруженных согласно договорам купли-продажи (поставки) с особым порядком перехода права собственности (например, по факту оплаты товара).
      В налоговом законодательстве  определение понятия «реализация»  дается в п. 1 ст. 39 НК РФ, согласно  которому реализацией товаров,  работ или услуг организацией  признается соответственно передача  на возмездной основе право  собственности на товары, результатов  выполненных работ, возмездное  оказание услуг, в случаях,  специально предусмотренных Налоговым  кодексом РФ, передача права собственности,  результатов выполненных работ,  оказание услуг – на безвозмездной  основе.
    Приведенное определение позволяет выделить два существенных различия между  бухгалтерским понятием «продажи»  и налоговым «реализация».
    Во  – первых, если под продажами  понимаются только хозяйственные операции, связанные с обычном видом  деятельности организации, то для квалификации конкретной сделки как реализации товаров, работ или услуг для целей  налогообложения достаточно самого факта ее совершения, и при этом не обязательно, чтобы данная сделка была предметом деятельности организации.
    Во  – вторых, в бухгалтерском учете  продажи – это хозяйственные  операции организации, направленные на получение доходов, т.е. обязателен возмездный характер операций (сделок). Для целей налогообложения возмездность как характеристика операции, позволяющая  признать их реализацией товаров (работ, услуг), указывается лишь в общем  определении данного понятия. В  случаях, специально предусмотренных  Налоговым кодексом РФ, реализацией  могут признаваться также сделки, совершенные и на безвозмездной основе.
    Налоговый кодекс также содержит перечень операций, которые не признаются реализацией товаров, работ, услуг, а, следовательно, доходы по ним не будут являться выручкой от реализацией в целях налогообложения [3, с. 79].
    В соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ  выручку от реализации продукции (работ, услуг) в целях налогообложения рассчитывают одним из следующих методов:
    – начисления – по мере отгрузки и предъявления заказчику расчетных наличных документов;
    – оплаты – по поступлению денежных средств на счета в коммерческих банках, а при расчетах наличными деньгами – по поступлению денежных средств в кассу предприятия.
    При методе начисления моментом реализации и, образованием выручки считается  дата отгрузки, т.е. вступление денежных средств предприятию за отгруженную  продукцию не является фактором определения  выручки.
    Выручку от продаж определяют исходя из объема реализованной продукции, товаров, работ, услуг и принимаемых цен (тарифов) без налога на добавленную  стоимость, акцизов, экспортных таможенных пошлин. Выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленном в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величины дебиторской задолженности.
      Выручка от продаж, несмотря на внешние признаки (денежная форма, поступление средств за отгруженную продукцию, выполнения работ, оказания услуг и т.д.), не является доходом в полном смысле этого слова, так как из него, прежде всего, необходимо возместить понесенные расходы, выплатить заработную плату. Оставшаяся часть выручки примет форму чистого дохода предприятия, т.е. прибыли. Размер выручки от реализации продукции зависит от количества, ассортимента, качества реализуемой продукции, цены и расчетно-платежной дисциплины [6, с. 67]. В самом общем виде основные направления использования выручки можно представить в виде схемы.
             Рисунок 1 – Основные направления использования выручки
    На  размер выручки  от реализации влияют следующие группы факторов:                                                    – общеэкономические факторы – уровень инфляции, процентных  ставок;
уровень цен на товарных рынках,  валютный курс и другие;
    – производственные – связаны с объёмом производства, с наличием и использованием производственных мощностей предприятия, качеством продукции и ее ассортиментом, с  ритмичностью выпуска, уровнем отпускных   цен и другие; 
    – факторы в сфере обращения – связаны с ритмичностью отгрузки, с соблюдением условии договора, с выбором оптимальных форм расчётов, со сроками прохождения расчётных документов, с развитием дилерской сети, с оптимальным   использованием посреднических  фирм и др.;
    – факторы, зависящие от деятельности  контрагентов,- связаны с перебоями  в материально-техническом  снабжении, несвоёвременностью оплаты продукции покупателями и т.п.
    – не зависящие от деятельности предприятия — нарушения договоров с поставщиками материально-технических ресурсов, недостатки в работе транспорта, несвоевременная оплата продукции из-за отсутствия у покупателя средств.
    Выручка от реализации продукции рассчитывается на основе объема реализованной на сторону продукции, исходя из действующих цен без налога на добавленную стоимость акцизов, торговых и сбытовых скидок (по экспортируемой продукции — без экспортных тарифов).
    Налог на добавленную стоимость и акцизы, хотя и включены в цену товара, не принадлежат предприятию и как косвенные налоги поступают в бюджет. Торговые и сбытовые скидки также не являются доходом предприятия-производителя, они поступают посредническим организациям, реализующим его продукцию. Экспортные тарифы уплачивают предприятия — экспортеры продовольствия, минерального сырья и топлива, черных и цветных металлов, кожевенного и текстильного сырья, авиатехники, вооружения, и другой продукции. Экспортные тарифы поступают в бюджет, а потому не учитываются при определении выручки.
    Величина  выручки от выполненных работ и оказанных услуг зависит от объема работ и услуг и соответствующих расценок и тарифов по каждому направлению реализации работ, услуг.
    Денежные  поступления, связанные с выбытием основных средств, материальных оборотных и нематериальных активов, продажная стоимость валютных ценностей, ценных бумаг не включается в состав выручки от реализации продукции. Результаты по таким операциям рассматриваются как доходы или убытки и учитываются при определении общей (балансовой) прибыли. Денежная выручка по этим операциям может планироваться оперативно, например, при составлении платежного календаря.
    Выручка от реализации является основным доходом  предприятия, главным источником его  денежных поступлений, отражает результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период времени (год, квартал, месяц). От того, насколько достоверно будет спланирована выручка будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия. Расчет плановой выручки  должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное  и полное финансирование инвестиций, приросту собственных оборотных средств, соответствующих выплат рабочим и служащим, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками. Изменения в объеме выручки от реализации оказывают большое влияние на финансовые результаты деятельности и на финансовую устойчивость предприятия.
    Таким образом, выручка от реализации продукции  является важным моментом  в хозяйственной  деятельности предприятия. Поступление  выручки означает восстановление затраченных  на производства денежных средств и  создание необходимых условий для  возобновления кругооборота. 

    1.2 Способы учета выручки от реализации в целях налогообложении 

    С 1 января 2002 года вступила в действие глава 25 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющая порядок расчета  и уплаты в бюджет налога на прибыль  организаций. При этом установленная  методика определения налоговой  базы, значительно отличается от порядка формирования финансовых результатов деятельности предприятия для целей бухгалтерского учета. Расхождения в правилах учета и налогообложения расходов организации стали уже привычными для российских бухгалтеров, однако немаловажную роль при расчете итогового финансового результата играют не только расходы, но и выручка от реализации. В настоящее время методология расчета этого показателя для целей составления бухгалтерской отчетности и для целей налогообложения существенно различается, поэтому весьма актуальным представляется рассмотреть основные моменты, по которым происходит разграничение выручки от реализации для целей учета и налогообложения.
    Порядок формирования в бухгалтерском учете  выручки от реализации определен  в Положении по бухгалтерскому учет «Доходы организации» (ПБУ 9/99). Согласно этому документу, доходами от обычных видов деятельности (далее - выручкой) являются поступления от продажи продукции, товаров, выполнения работ и оказания услуг. Помимо указанных поступлений, в составе доходов от обычных видов деятельности могут учитываться:
    –   арендная плата;
    – лицензионные платежи за пользование объектами интеллектуальной собственности;
    – поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций.
    В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды, выручкой считаются поступления, получение  которых связано с этой деятельностью (арендная плата).
    В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы  и других видов интеллектуальной собственности, выручкой считаются  поступления, получение которых  связано с этой деятельностью (лицензионные платежи (включая роялти) за пользование  объектами интеллектуальной собственности).
    В организациях, предметом деятельности которых является участие в уставных капиталах других организаций, выручкой считаются поступления, получение  которых связано с этой деятельностью.
    Доходы, получаемые организацией от предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов, прав, возникающих  из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, и от участия в  уставных капиталах других организаций, когда это не является предметом  деятельности организации, относятся к прочим доходам [5,с. 2].
    Выручка принимается к бухгалтерскому учету  в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления  денежных средств и иного имущества  и величине дебиторской задолженности. Если величина поступления покрывает  лишь часть выручки, то выручка, принимаемая  к бухгалтерскому учету, определяется как сумма поступления и дебиторской  задолженности (в части, не покрытой поступлением).
    Величина  поступления и дебиторской задолженности  определяется исходя из цены, установленной  договором между организацией и  покупателем (заказчиком) или пользователем  активов организации. Если цена не предусмотрена  в договоре и не может быть установлена  исходя из условий договора, то для  определения величины поступления  и (или) дебиторской задолженности  принимается цена, по которой в  сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет выручку  в отношении аналогичной продукции (товаров, работ, услуг) либо предоставления во временное пользование (временное  владение и пользование) аналогичных  активов.
    При продаже продукции и товаров, выполнении работ, оказании услуг на условиях коммерческого кредита, предоставляемого в виде отсрочки и рассрочки оплаты, выручка принимается к бухгалтерскому учету в полной сумме дебиторской  задолженности.
    Величина  поступления и (или) дебиторской  задолженности по договорам, предусматривающим  исполнение обязательств (оплату) не денежными  средствами, принимается к бухгалтерскому учету по стоимости товаров (ценностей), полученных или подлежащих получению  организацией. Стоимость товаров (ценностей), полученных или подлежащих получению  организацией, устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей).
    При невозможности установить стоимость  товаров (ценностей), полученных организацией, величина поступления и  дебиторской  задолженности определяется стоимостью продукции, переданной или подлежащей передаче организацией. Стоимость продукции, переданной или подлежащей передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет выручку в отношении аналогичной продукции.
    В случае изменения обязательства  по договору первоначальная величина поступления и дебиторской задолженности  корректируется исходя из стоимости  актива, подлежащего получению организацией. Стоимость актива, подлежащего получению  организацией, устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых  обстоятельствах обычно организация  определяет стоимость аналогичных  активов. Величина поступления и дебиторской задолженности определяется с учетом всех предоставленных организации согласно договору скидок (накидок).
    При образовании в соответствии с  правилами бухгалтерского учета  резервов сомнительных долгов величина выручки не изменяется.
    Выручка признается в бухгалтерском учете  при наличии следующих условий:
    – организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
    – сумма выручки может быть определена;
    – имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив, либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;
    – право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);
    – расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.
    Если  в отношении денежных средств  и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском  учете организации признается кредиторская задолженность, а не выручка.
      Организация может признавать  в бухгалтерском учете выручку  от выполнения работ, оказания  услуг, продажи продукции с  длительным циклом изготовления  по мере готовности работы, услуги, продукции или по завершении  выполнения работы, оказания услуги, изготовления продукции в целом. Выручка от выполнения конкретной работы, оказания конкретной услуги, продажи конкретного изделия признается в бухгалтерском учете по мере готовности, если возможно определить готовность работы, услуги, изделия.
    В отношении разных по характеру и  условиям выполнения работ, оказания услуг, изготовления изделий организация  может применять в одном отчетном периоде одновременно разные способы  признания выручки. Если сумма выручки от продажи продукции, выполнения работы, оказания услуги не может быть определена, то она принимается к бухгалтерскому учету в размере признанных в бухгалтерском учете расходов по изготовлению этой продукции, выполнению этой работы, оказанию этой услуги, которые будут впоследствии возмещены организации.
    Арендная  плата, лицензионные платежи за пользование  объектами интеллектуальной собственности (когда это не является предметом  деятельности организации) признаются в бухгалтерском учете исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности и условий соответствующего договора.
    Прочие  поступления признаются в бухгалтерском  учете в следующем порядке:
    – поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров, а также проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, и доходы от участия в уставных капиталах других организаций (когда это не является предметом деятельности организации). При этом для целей бухгалтерского учета проценты начисляются за каждый истекший отчетный период в соответствии с условиями договора;
    – штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, а также возмещения причиненных организации убытков - в отчетном периоде, в котором судом вынесено решение об их взыскании, или они признаны должником;
    – суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которой срок исковой давности истек, - в отчетном периоде, в котором срок исковой давности истек;
    – суммы дооценки активов - в отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую произведена переоценка;
    – иные поступления - по мере образования (выявления).
    Выручка от реализации продукции (работ, услуг) является одним из важнейших показателей  в бухгалтерской и налоговой  отчетности, поскольку именно она  принимается за основу при расчете  основных налогов.
    Поэтому подготовку к составлению годового отчета необходимо начать с проверки правильности формирования выручки от реализации продукции.
    Для отражения выручки в бухгалтерском  учете момент реализации совпадает  с моментом перехода права собственности, вне зависимости даты фактического получения соответствующих документов, а тем более от момента оплаты этой продукции. Момент оплаты может  иметь значение только в том случае, если в соответствии  с условиями  договора право собственности переходит  после оплаты.
    При расчете налогооблагаемой базы порядок  учета выручки зависит от принятой в организации учетной политики – «по отгрузке» или «по  оплате». При этом момент оплаты определяется по-разному в зависимости от формы  расчетов за реализованную продукцию.
    Это определяется статьей 167 налогового кодекса РФ,  в котором прописано, что моментом определения налоговой базы в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения:
    – для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере отгрузки и предъявлении покупателю расчетных документов, - день отгрузки (передачи)  товара (работ, услуг);
    – для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере поступления денежных средств, - день оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).
    В статье 167 НК РФ оплатой товаров (работ, услуг) признается прекращение встречного обязательства приобретателя указанных товаров (работ, услуг) перед налогоплательщиком, которое непосредственно связано с поставкой (передачей) этих товаров (выполненных работ, оказанных услуг), за исключением прекращения встречного обязательства путем выдачи покупателем-векселедателем собственного векселя. Оплатой товаров (работ, услуг), в частности признаются:
    – поступление денежных средств на счета налогоплательщика либо его комиссионера, поверенного или агента в банке или в кассу налогоплательщика (комиссионера, поверенного или агента);
    – прекращение обязательства зачетом;
    – передача налогоплательщиком права требования третьему лицу на основании договора или в соответствии с законом.
    В случаях, если товар не отгружается  и не транспортируется, но происходит передача права собственности –  приравнивается к праву собственности.
    В соответствии со статьей 271 НК РФ для доходов от реализации, датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 39 НК РФ, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) или имущественных прав) в их оплату.
    Доходы  в том отчетном периоде, в котором  они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного  имущества (работ, услуг) или имущественных  прав данный метод называется –  метод начисления.
    Организации (за исключением банков) имеют право  на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому  методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога на добавленную стоимость не превысила  одного миллиона рублей за каждый квартал.
    Датой получения дохода признается день поступления  средств на счета в банках или  в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) или имущественных  прав, а также погашение задолженности  перед налогоплательщиком иным способом (кассовый метод).  

    1.3 Розничный товарооборот как основной показатель деятельности торгового предприятия 

    Выручка относится к числу важнейших  показателей экономического и социального  развития любого предприятия сферы  материального производства. Она  оказывает влияние, как на производство, так и на процессы накопления и  потребления. Одним из основных экономических  показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия является объем выручки (товарооборота). Вместе с тем выручка торгового предприятия  по своему составу не является однородной. В её состав входит сумма продажи  товара населению через розничную  торговую сеть и предприятия общественного  питания, а также продажи товаров  предприятиям, учреждениям и организациям. Большая часть выручки от реализации в торговле непосредственно связана  с личным потреблением населения. В  её динамике находят отражение изменение  объемов производства, с одной  стороны, изменение благосостояния населения – с другой. Она оказывает  также большое влияние на все  количественные и качественные показатели работы торговых предприятий и организаций. Большое значение в выполнении и перевыполнении планов выручки от реализации, изыскании резервов по её увеличению, улучшению обслуживания населения имеет систематический контроль и тщательный анализ этих планов.  
От объёма и структуры выручки торгового предприятия зависят объемы его валового дохода, прибыль, рентабельность, фонд оплаты труда, численность торговых работников, финансовое состояние и др. В то же время на объем и структуру товарооборота непосредственное влияние оказывают издержки обращения. Поэтому объем выручки должен обосновываться, с одной стороны, спросом, который необходимо прогнозировать, а с другой стороны – должен формироваться с учетом критериев выгодности.

    С точки зрения системного подхода, выручку  необходимо рассматривать в трех аспектах: как фактору, способствующему  системе отношений общественного  производства; как систему отношений  обмена денежных доходов населения, на товары народного потребления; как  систему обратной связи с производством.
    Объем и тенденции изменения выручки  в значительной степени характеризуют  собой уровень жизни народа. Именно через выручку от реализации продукции  реализуются денежные доходы, полученные в соответствии с количеством  и качеством затраченного труда. Это находит выражение в динамике развития выручки и ее доли в фонде  потребления. Фонд личного потребления, кроме выручки от реализации продукции, включает натуральное потребление  и услуги нетоварного характера, неорганизованный оборот [10, с. 55].
    Выручка находится в тесной взаимосвязи  с денежным обращением. В ней участвует  значительная часть обращающихся денег; увеличение или снижение объема реализации товаров народного потребления  вызывает соответствующие изменения  в поступлении денег в банки. Ее развитие отражает народнохозяйственные пропорции между производством  и потреблением, спросом населения  и предложением товаров, розничной  продажей и денежным обращением.
    Выручкой  предприятий, независимо от форм собственности  и вида хозяйственной деятельности, являются средства от продажи потребительских  товаров населению.
    Учету в объеме товарооборота подлежит продукция промышленного и сельскохозяйственного  производства, кооперативов, изделия  лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, реализованные через  организованную торговую сеть. Кроме  того, в объеме розничного товарооборота  учитывается продажа непосредственно  на предприятиях, в организациях и  учреждениях товаров собственного производства, а также закупленных  на стороне или полученных в порядке  бартерного обмена. В розничный товарооборот включается и продажа по безналичному расчету некоторых потребительских товаров организациям, учреждениям и предприятиям, а также продажа продовольственных товаров организациям социально - культурной сферы для питания обслуживаемого ими контингента населения.
    Розничный товарооборот является основой для  определения потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах и  вместе с тем занимает соподчиненное  положение по отношению к прибыли.
    Розничный товарооборот - результат деятельности не только розничного торгового предприятия. В нем отражаются состояние экономики  в целом, эффективность производства, закупок, обстановка в стране, грамотность  управления процессом товародвижения, степень развитости рынка, конъюнктура  его развития, правильность выбора целей.
    Под финансовыми ресурсами понимают денежные средства, находящиеся в  распоряжении торговых предприятий, включая  имеющиеся у них резервы денежных средств. Образование финансовых ресурсов является результатом функционирования финансов торговли.
    Финансы торговых предприятий представляют собой систему экономических  отношений, осуществляемых через реальный оборот денежных средств. Эти экономические  отношения включают процесс образования, распределения и использования  денежных средств в соответствии с планами хозяйственной деятельности предприятий.
    Основное  назначение функционирования финансов состоит в том, чтобы обеспечить предприятия необходимыми финансовыми  ресурсами для роста товарооборота, организовать непрерывный кругооборот  средств в хозяйстве и увеличение на этой основе доходов от торгово-хозяйственной  деятельности. Кругооборот основных средств должен создать условия  для расширенного воспроизводства  основных фондов, а кругооборот оборотных  средств должен обеспечить получение  выручки, превышающей объем авансированных средств.
    Финансы, являясь составным элементом  экономического механизма управления предприятиями, служат основой для  образования необходимых для  нормальной хозяйственной деятельности различных фондов денежных средств: уставного капитала и резервного фонда, фондов накопления и потребления, фонда оплаты труда, амортизационного и ремонтного фондов, фонда коммерческого  риска и другие [19, с. 34].
    Финансы торговых предприятий выполняют  две важнейшие функции: распределительную  и контрольную.
    Распределительная функция финансов связана с распределением финансовых ресурсов на конкретные цели в соответствии с установленными планами, созданием различных специальных  и резервных фондов денежных средств.
    Контрольная функция финансов предполагает осуществление  повседневного контроля рублем за всеми  сторонами хозяйственной деятельности и активное воздействие на происходящие в экономической жизни предприятия  процессы. Так, финансовый контроль за поступлением торговой выручки дает возможность выявить одновременно недостатки в организации торговли и закупки товаров. Через финансы  должен обеспечиваться контроль за использованием оборотных средств на закупку  товаров, за сохранностью товарно-материальных ценностей, за экономным расходованием  средств.
    Финансовые  ресурсы являются экономической  основой для организации торговой деятельности на принципах самофинансирования. Масштабы и темпы развития товарооборота  и всей хозяйственной деятельности зависят, прежде всего, от обеспеченности финансовыми ресурсами. С другой стороны, рост товарооборота и успешное выполнение планов хозяйственной деятельности обеспечивают увеличение финансовых ресурсов, и укрепление финансового положения торговых предприятий за счет роста прибыли от хозяйственной деятельности.
    В условиях развития рыночных отношений  и функционирования финансового  рынка требуется качественно  новый подход к управлению финансовыми  ресурсами. Изменяются порядок формирования и использования финансовых ресурсов, а также взаимоотношения предприятий  с финансовой и кредитной системами.
    Если  в условиях централизованной системы  управления экономикой основным ориентиром для предприятий был план, доведенный сверху, и потребность в финансовых ресурсах определялась исходя из этого  плана, то в условиях рынка регулирование  экономической деятельности предприятий  осуществляется через ценовую, налоговую, кредитную политику и другие экономические  регуляторы:
    – правильный выбор и использование рациональных источников финансирования путем анализа и оценки альтернативных вариантов;
    – прогнозирование и максимизация прибыли предприятия, определение критических (предельных) характеристик предприятия с целью предотвращения или уменьшения финансового риска;
    – ориентация процесса управления финансовыми ресурсами на достижение долгосрочных целей предприятия;
    – контроль за выполнением финансовых обязательств перед бюджетом, банками и другими предприятиями и прочими кредиторами.
    Финансовые  ресурсы предприятия формируются  за счет прибыли от всех видов хозяйственной  деятельности; амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов; средств, полученных от продажи ненужного  имущества; вкладов или взносов  членов трудовых коллективов, физических и юридических лиц в уставный капитал, дивидендов по акциям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию, и прочих источников. Финансовые ресурсы предприятий предназначаются для формирования основных, оборотных фондов и фондов обращения. Наличие у предприятия перечисленных видов фондов и предоставление ему на этой основе оперативно-хозяйственной и имущественной самостоятельности и прав юридического лица являются важнейшими условиями организации торговой деятельности на принципах самофинансирования. Финансовые ресурсы, вложенные в основные фонды, называются основными средствами, а авансированные в оборотные фонды и фонды обращения составляют оборотные средства.
    Источниками собственных средств являются резервный  фонд, фонды специального назначения (фонды накопления и потребления), целевые финансирование и поступления  от правительственных органов, вышестоящих  организаций и нераспределенная прибыль [17, с. 56].
    К собственным средствам приравниваются так называемые устойчивые пассивы. К ним относятся: переходящая  задолженность рабочим и служащим по заработной плате и по отчислениям  в фонд социальной защиты населения, задолженность покупателям и  заказчикам по полученным авансам, кредиторская задолженность поставщикам за товары в размере 50% сумм, числящихся по отчетному  балансу, и др.
    Устойчивые  пассивы постоянно находятся  в обороте предприятия и по режиму использования они приравниваются к собственным.
    К заемным средствам относятся  долгосрочные (на срок более одного года) и краткосрочные кредиты  банков, а также долгосрочные и  краткосрочные займы (кроме банковских).
    Привлеченные  средства - это средства других предприятий, организаций, временно находящихся  в обороте предприятия в связи  с существующей системой расчетов (кредиторская задолженность поставщикам, задолженность  финансовым органам по платежам, по внебюджетным платежам, прочим кредиторам, доходы будущих периодов и др.).
    Таким образом, розничный товарооборот, может  выступать как один из показателей, определяющих мощность торгового предприятия, так как  
по его величине можно судить об объеме деятельности предприятия. Так, розничный товарооборот может быть использован для характеристики эффективности использования ресурсов предприятиями, общей суммы затрат на реализацию товаров. В общем контексте под товарооборотом понимают продажу товаров массового потребления и предоставление платных торговых услуг населению для удовлетворения личных нужд в обмен на его денежные доходы или другим предприятиям – для дальнейшей переработки или продажи. Экономические отношения, связанные с обменом денежных средств на товары, отображают экономическую сущность товарооборота. Вместе с тем на величину товарооборота оказывают влияние как внутренние, так и внешние факторы. При этом, если на внешние факторы нельзя оказать существенного воздействия, то внутренние факторы, полностью управляемы и контролируемы. Большое влияние на объем выручки оказывает также и используемые методы её определения и учета.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2 Основные принципы формирования и  использования выручки от реализации продукции  
 

    2.1 Планирование выручки от реализации продукции. 

    В мировой практике расчет выручки  от реализации базируется на глубоком изучении рынков сбыта продукции, оценке их емкости. При этом вначале оценивается  общая потенциальная емкость  рынка, т.е. общая стоимость товаров, которые могут быть реализованы  в данном регионе с учетом степени  его насыщенности и тенденции  изменения спроса. Затем определяется доля рынка, которую предприятие  способно захватить, получив максимальную сумму реализации. В итоге прогнозируется объем продаж при имеющихся условиях работы, уровне цен, наличии конкурентов.
    При планировании выручки от продаж финансовые отделы предприятий действуют в  тесном контакте с отделами маркетинга и вместе с ними несут совокупную ответственность за результаты сбыта.
    Вместе  с тем нельзя не учитывать и столь важный внутренний фактор, влияющий на размер объемов производств и продаж, как наличие производственных мощностей предприятия позволяющих выпустить такой объем продукции, который востребован рынком.
    Безусловно, фактор емкости освоенного рынка, а  также потенциального рынка продаж в условиях жесткой конкурентной борьбы является определяющим.
    Обоснованное  прогнозирование объемов продаж продукции и поступлений доходов имеет особую важность в финансовом планировании, поскольку от него зависит как размер финансовых результатов деятельности организации (предприятия), так и собственно степень реальности самих стратегических и тактических решений по развитию бизнеса.
    По  сути, планирование объемов продаж и связанных с этим денежных поступлений является исходной точкой финансового планирования, его самой ответственной и наиболее сложной задачей. Решение этой задачи связано с необходимостью учета множества внешних и внутренних факторов, которые в той или иной степени влияют на объем реализации продукции предприятия.
    Расчет  объемов продаж целесообразно начинать с наихудшего сценария развития бизнеса (варианта), когда возможны потеря части рынка из-за конкурентов, появление на рынке нового, более качественного продукта, недопоставки сырья, материалов, рост цен на топливо и т. п.
    Другой  вариант расчета должен быть сориентирован  на максимальный объем продаж в условиях расширения рынка сбыта, устранения конкурентов, повышения качества продукции и т. п. 
    Наконец, следующим вариантом расчета  является наиболее вероятный (усредненный) сценарий развития событий и связанный с ним наиболее вероятный объем продаж. Данный вариант требует максимально объективной оценки, как собственных возможностей предприятия, так и емкости рынка.
      В процессе финансово-хозяйственной деятельности финансовые службы предприятия могут осуществлять планирование выручки на предстоящий год, квартал и оперативно. 
    Годовое и квартальное планирование выручки возможно и необходимо для определения прибыли. Годовое планирование выручки эффективно при стабильной экономической ситуации. В условиях нестабильности, когда соотношение спроса и предложения подтверждено трудно прогнозируемым изменениям и законодательно установленные правила поведения юридических лиц в налоговой, кредитной и финансовой сферах постоянно меняются, годовое планирование затруднено и не является объективным ориентиром для предприятия. В такой ситуации более целесообразно поквартальное планирование.
    Оперативное планирование выручки используется для контроля за своевременностью поступления  денег за отгруженную продукцию на денежные счета предприятия [8, с. 75].
    Общая сумма выручки от основной деятельности включает в себя выручку от реализации продукции и полуфабрикатов собственного производства, выручку от выполнения работ оказания услуг промышленного и непромышленного характера.
      Для определения выручки от  реализации продукции необходимо  знать объем реализованной продукции  в действующих ценах без налога  на добавленную стоимость, акцизов,  торговых и сбытовых скидок.
      Выручка от выполненных работ  и оказанных услуг определяется  исходя из объема выполненных  работ и соответствующих расценок  и тарифов. От поступления выручки зависят устойчивость финансового положения предприятия, состояние его оборотных средств, размер прибыли, своевременность расчетов с бюджетом, внебюджетными фондами, банком, поставщиками, рабочими и служащими предприятия. Несвоевременное поступление выручки приводит к задержке расчетов, штрафам и санкциям, что в конечном итоге означает не только потери прибыли предприятия-поставщика, но и перебои в работе и остановки производства на смежных предприятиях.
    Существует  три метода определения плановой выручки:  метод прямого счета, расчетный метод и метод, основанный на анализе точки безубыточности.
      Метод прямого счета основан на гарантированном спросе. Предполагается, что весь объем произведенной продукции приходится на предварительно оформленный пакет заказов. Это наиболее достоверный метод планирования выручки, когда план выпуска и объем реализации продукции заранее увязаны с потребительским спросом, известны необходимый ассортимент и структура выпуска, установлены соответствующие цены. Метод прямого счета определяется по формуле:
                                                       В = Р ? Ц                                                     (1)
        где В – выручка;
    Р - объем произведенной продукции;
    Ц – цена единицы продукции.
    Как правило, в условиях рыночных отношений большинство предприятий не имеет гарантированного спроса на весь объем произведенной продукции, предприятия вынуждены проводить ежедневную работу по расширению рынка для своей продукции, производство принципиально новых потребительским качеством товаров [11, с. 174-174].
    В производственных объединениях и на крупных предприятиях, выпускающие  продукцию в большом ассортименте, для планирования выручки принимается  расчетный метод, исходящий из общего выпуска товарной продукции в  планируемом периоде в отпускных  ценах и в общей сумме входных  и выходных остатков. Планирования выручки осуществляется по аналогии планированием затрат на производство реализации продукции:  
           
                                             В = Он + Т – Ок,                                                     (2) 

    где Он  – нереализованные остатки готовой продукции на начало   
                   планируемого периода;
           Т – товарная продукция, предназначенная  к выпуску в планируемом 
                  периоде;
           Ок  – остаток нереализованной готовой продукции на начало отчетного
                   периода.
    Метод основанный на анализе точки безубыточности конкретно представлен в пункте 2.3 Анализ взаимосвязи «выручка – затраты – прибыль».                  
    В основе определения стоимости товарного  выпуска в действующих ценах  реализации лежит объем производственной программы, которая составляется на основе полученных предприятием государственных  заказов, заключенных договоров  на поставку продукции  и заявок потребителей.
      Остаток нереализованной продукции на начало планируемого периода в действующих ценах на предприятии не учитываются. Поэтому в расчет принимается ожидаемая величина остатков нереализованной продукции, так же как и при планировании затрат на реализованную продукцию, а стоимость остатков в ценах реализации определяется с помощью коэффициента пересчета. Он равен частному от деления объема продукции в ценах периода, предшествующего планируемому, на производственную себестоимость продукции того же периода.
    Стоимость остатков нереализованной продукции  на конец планируемого периода в  действующих ценах рассчитывается аналогично производственной себестоимости  этих остатков, т.е. исходя из однодневного выпуска продукции в действующих  ценах и соответствующий нормы  запаса в днях. На конец года остатки  нереализованной продукции принимаются  в расчет только по готовой продукции  на складе и отгруженным товаром, срок оплаты которых не наступил.
    Заключительный  этап планирования выручки — разработка конкретных мер, направленных на ее увеличение. В качестве традиционных рекомендаций здесь можно назвать:
    – проведение эффективной ценовой политики, обеспечивающей формирование в достаточном объеме выручки от реализации;
    –     использование благоприятной конъюнктуры товарного рынка;
    –  предоставление коммерческого кредита и ценовых скидок покупателям для стимулирования реализации товаров;
    – повышение уровня сервисного (послепродажного) обслуживания покупателей;
    –   развитие рекламной и информационной деятельности на товарном рынке;
    –  доведение разработанных планов (бюджетов) до центров ответственности за доходы и прибыль, а также контроль за их осуществлением.
    Необходимо  также усилить внутрифирменный  контроль за производством товаров (путем установления структурным подразделениям предприятия плановых бюджетов и плановой потребности в оборотных активах по таким статьям, как производственные запасы, незавершенное производство, готовая продукция на складе); отгрузкой продукции; предупреждением выпуска изделий, пользующихся ограниченным спросом у покупателей; своевременным осуществлением расчетов за отгруженную покупателям продукцию, т.е. за состоянием дебиторской  задолженности.
    При планировании выручки по отгрузке нереализованной  продукции считается только готовая  продукция на складе. Отгруженная  продукция считается реализованной, если ее оплата будет произведена  в ближайшее время. На случай не поступления  платежей от потребителей предусматривается  создание фонда риска, или, иначе  говоря, резерва по сомнительным долгам предприятия. Сомнительным долгом считается дебиторская задолженность предприятия, которая не погашена в сроки, установленные договорам, по обеспечена гарантиями. На стадии планирования выручки учесть это невозможно, поэтому предприятия определяющие выручку по отгрузке, имеют право образовывать резерв по сомнительным долгам, средства которого учитываются на отдельном счете и относить на счет резерва долги, не поступающие от дебиторов в течение года. Источник образования резерва – прибыль до её налогообложения [9, с. 48].
      Резерв можно образовать в конце года за счет отчетной прибыли. Для этого выявляются сомнительные дебиторы. По каждому из них определяют величину резерва в зависимости от финансового состояния и с учетом вероятности погашения долга. В следующем году отчисления в резерв могут происходить ежеквартально. Если до конца года, следующего за годом создания резерва, он не будет использован, неизрасходованные суммы присоединяются к прибыли соответствующего года.
      Объем производства и реализации  промышленной продукции может  выражаться в натуральных, условно  – натуральных, трудовых и  стоимостных измерителях. Обобщающие  показатели объема производства  продукции получают с помощью  стоимостной оценки. Основными показателями  объема производства служат валовая  и товарная продукция.
    Валовая продукция – это стоимость  всей произведенной продукции и  выполненных работ, включая незавершенное  производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.
    Товарная  продукция отличается от валовой  тем, что в нее не включают остатки  незавершенного производства и внутрихозяйственный  оборот. По своему составу валовая  продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.
    Объем реализации продукции в условиях рыночной экономики приобретает  первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос установился на рынке, зависит и объем ее производства.
    Важное  значение для оценки выполнения производственной программы имеют натуральные  показатели объемов производства и  реализации продукции. Их используют при  анализе объемов производства и  реализации продукции по отдельным  видам и группам однородной продукции.
    Темпы роста объема производства и реализации продукции повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Его основные задачи:
    –   оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;
    –    определение влияние факторов на изменение величины этих показателей;
    – выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
    –  разработка рекомендации по освоению выявленных резервов.
    Источниками информации для анализа выполнения плана производства и реализации продукции служат бизнес – план предприятия, оперативные планы  – графики, отчетность предприятия  о выпуске отдельных видов  продукции в ассортименте, отчете о прибылях и убытках, ведомости  движения готовых изделий отгрузки и реализация и другие.
    В условиях стабильного развития экономики, когда можно достаточно достоверно предсказать поведения экономических  субъектов в планируемом периоде, применяются аналитические методы прогнозирования оптимальной выручки. Задача аналитического прогноза –  оценка изменения объема выручки  в зависимости от других факторов, например цены и спроса. Чем выше уровень цен, тем ниже спрос и  наоборот. Для оценки возможных последствий  в области планируемых ценовых  решений используют показатель эластичности спроса. Эластичность измеряет взаимодействие между экономическими показателями. При аналитическом прогнозировании эластичность спроса рассчитывают по доходам потребителей и перекрестным ценам. В первом случае расчет базируется на возможности приобретения предлагаемой продукции населением. Если при определении эластичности по перекрестным ценном анализируют влияние на спрос изменения цен на замещающие и дополняющие товары, исходят из того, что спрос смещается к более дешевому товару.      
    От  того, насколько достоверно будет  спланирована выручка, будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия. Расчет плановой выручки должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное и полное финансирование инвестиций, прироста собственных оборотных средств, соответствующих выплат рабочим и служащим, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками. Изменения в объеме выручки от реализации оказывают большое влияние на финансовые результаты деятельности и на финансовую устойчивость предприятия. Правильное планирование выручки на предприятии имеет ключевое значение. 

    2.2. Формирование и использование выручки от реализации продукции 

    Если  поступление на денежные счета предприятия  – завершение кругооборота средств, то её использование представляет собой, как начала нового кругооборота, так и стадию распределительных процессов, при которой формируется доходная база бюджетов разных уровней и обеспечиваются тем самым общегосударственные интересы, а также образуются собственные финансовые ресурсы предприятия [6, с. 458].
    Выручка, поступающая на расчетный счет предприятия, сразу же используется на оплату счетов поставщиков сырья и материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, запасных частей, топлива, энергии. Из выручки осуществляют отчисления налогов  в бюджет, отчисления во внебюджетные фонды, начисление заработной платы в установленные сроки, возмещается износ основных производственных фондов, финансируется расходы, предусмотренные финансовым планом и не включаемые в себестоимость продукции. Оставшаяся часть выручки - это валовой доход или вновь созданная стоимость, которая направляется на оплату труда и формирование прибыли предприятия, а также на отчисления во внебюджетные фонды, налоги (кроме налога на прибыль), другие обязательные платежи.  

     Выручка от реализации продукции (работ, услуг)
       
 

     
    Рисунок 2 – Направления распределения  выручки 
    Поступление выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) свидетельствует  о завершении кругооборота средств. До поступления выручки издержки производства и обращения финансируются  за счет оборотных средств.
    Результат кругооборота вложенных в производство (работ, услуг) средств - возмещение затраченных  средств и формирование собственных  источников финансирования простого и  расширенного воспроизводства: амортизационных  отчислений и прибыли.
    Однако  выручка – это еще не доход, хотя и является источником возмещения затраченных на производство продукции  средств и формирования денежных фондов и финансовых резервов предприятия. В процессе использования выручка  делится на качественно разные составные  части.
    Одно  из направлений использования выручки  – формирование амортизационного фонда. Он образуется в виде амортизационных  отчислений после того, как износ  основных производственных фондов и  нематериальных активов примет денежную форму. Обязательным условием образования  амортизационного фонда является продажа произведенных товаров потребителю и поступление выручки.
    Создавая  товар, предприятие расходует сырье, материалы, покупные комплектующие  изделия и полуфабрикаты. Их стоимость  наряду с другими материальными  затратами, износом основных производственных фондов, заработной платой работников составляет издержки предприятия по производству продукции, принимающие  форму себестоимости. До поступления  выручки эти издержки финансируются  за счет оборотных средств предприятия, которые не расходуются, а авансируются в производство. После поступления  выручки от реализации товара оборотные  средства восстанавливаются, а понесенные предприятием издержки по производству продукции возмещаются.
    Обособление издержек в виде себестоимости дает возможность сопоставить полученную от реализации продукции выручку  и производственные затраты. Смысл  инвестирования средств в производство продукции состоит в получении  чистого дохода, и если выручка  превышает себестоимость, то предприятие  получает его в виде прибыли.
    Как прибыль, так и амортизационные  отчисления являются результатом кругооборота средств, которые были вложены в  производство, и собственными финансовыми  ресурсами предприятия, которыми оно  распоряжается самостоятельно.
    При планировании выручки по отгрузке нереализованной  продукцией является только готовая  продукция на складе предприятия. Отгруженная  продукция считается реализованной, следовательно, оплаченной в ближайшее  время.
    Доходы  предприятия при методе начисления признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели  место, независимо от фактического поступления  денежных средств, иного имущества  и имущественных прав (п. 1, ст.271 НК РФ). Данный метод учета выручки широко применяется в развитых рыночных странах, где наличие универсальных фондовых и денежных рынков в значительной степени страхует товаропроизводителей от неплатежей и минимизирует их финансовый риск.
    По  доходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодом, и в  случае, если связь между доходами и расходами и не может быть определена четко или определяется косвенным путем, законодательно установлена  возможность распределения доходов  предприятием самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания  доходов и расходов (п. 2, ст. 271 НК РФ).
    Если  доходы предприятия выражены в иностранной  валюте, пересчитываются в рубли  по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации  на дату признания соответствующего дохода (п.8, ст. 271 НК РФ). Метод определения выручки от реализации продукции устанавливается предприятием самостоятельно и отражается в приказе по учетной политике.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.