На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Потребности человека, их виды и средства удовлетворения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 06.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки РФ
     Восточно-Сибирский  государственный технологический  університет
     Межрегиональный институт переподготовки кадров
     Кафедра «Финансы и кредит» 
 
 
 
 

Курсовая  работа по
экономической теории:
Потребности человека,
их виды и средства удовлетворения 
 
 
 

                                                       Выполнила: студентка заочного отделения                          набора 2010 года по специальности
                                                                                           «Финансы и кредит»  
                                                                                                    Дамбиева Д. Б.
                                                    Проверила: кафедра «Финансы и кредит»              Чимитова Н. В. 
 
 
 

г. Улан-Удэ
2011 год
     Содержание:
     Введение……………………………………………………………..…...3
     Глава 1. Основы потребностей……………………………………..…..5
      Общая характеристика потребностей…………………………...5
      Закон возрастающих потребностей……………………….……..9
      Виды личных потребностей и их классификация……………..10
      Теория предельной полезности……………………………...….16
     Глава 2. Потребности общества и их удовлетворение…………..…..20
     2.1.   Формирование и развитие общественных потребностей……....20
     2.2.   Производство и потребности общества………………………....24
     2.3.   Закон взаимосвязи производства и потребностей общества…..28
     Заключение…………………………………………………………...….31
     Список  использованной литературы……………………………….....33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
     В центре внимания экономической теории находится человек с его потребностями  и интересами, отношениями к другим членам общества, природе, материальным и другим ресурсам. Удовлетворение потребностей – это цель любой  деятельности человека. Он работает, чтобы  обеспечить себе питание, одежду, отдых, развлечения. И даже деяние, которое, казалось бы, не несет никакой пользы для человека, на самом деле имеет  причину. Рыночный механизм и свободная  экономика позволяют наилучшим  образом удовлетворить все потребности  человека.
     Потребности человека можно определить как состояние  неудовлетворённости, или нужды, которое  он стремится преодолеть. Именно это  состояние неудовлетворённости  заставляет человека предпринимать  определённые усилия (осуществлять производственную деятельность). Классификация потребностей отличается огромным разнообразием. Многие экономисты предпринимали попытки  «разложить по полочкам» всё многообразие потребностей людей. Так А.Маршалл, ссылаясь на немецкого экономиста Германа, отмечает, что потребности можно  подразделять на абсолютные и относительные, высшие и низшие, неотложные и могущие  быть отложенными, прямые и косвенные, настоящие и будущие и др. В  современной учебной экономической  литературе чаще всего используется деление потребностей на первичные  и вторичные. Под первыми подразумеваются  потребности человека в еде, питье, одежде и т.д. Вторичные потребности  связаны главным образом с  духовной, интеллектуальной деятельностью  человека – потребности в образовании, искусстве, развлечении и т.п. Деление  это в известной степени условно: роскошная одежда миллионера не обязательно  связана с удовлетворением первичной  потребности, а, скорее, с представительскими функциями. Кроме того, деление потребностей на первичные и вторичные сугубо индивидуально для каждого отдельного человека: для некоторых чтение –  первичная потребность, ради которой они могут отказать себе в удовлетворении потребностей (хотя бы частично) в одежде или жилище.
     Потребности человека не остаются неизменными; они  развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации и это касается, прежде всего, высших потребностей. Часто встречается выражение «человек с неразвитыми потребностями». Конечно, здесь имеется в виду неразвитость высших потребностей, так как потребность в еде и питье заложена самой природой.
     Таким образом, из вышесказанного вытекает, что выбранная тема курсовой работы весьма актуальна.
     Целью данной работы является изучение сущности потребностей как основного мотива экономической деятельности.
     Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
изучить сущность потребностей;
рассмотреть классификацию и структуру потребностей;
рассмотреть законы потребностей.
     Поставленные  цель и задачи обусловили структуру  работы, которая состоит из введения, 2 глав и заключения. В заключении приводятся выводы, которые были получены в результате написания курсовой работы. Завершает работу список использованных источников.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Основы потребностей

      Общая характеристика потребностей
     Состояние чувства нехватки характерно для  любого человека. Первоначально это  состояние носит расплывчатый характер, точно неясна причина такого состояния, но на следующем этапе оно конкретизируется, и становится ясно какие именно товары или услуги необходимы. Такое чувство  зависит от внутреннего мира конкретной личности. В последний входят вкусовые предпочтения, воспитание, национальные, исторические  предпосылки, географические условия.
     Потребности – это надобность в каком-либо благе, имеющем полезность для конкретного  человека. В таком широком смысле потребности являются предметом  исследования не только общественных, но и естественных наук, в частности  биологии, психологии, медицины.
     Биология, например, изучает аспект потребностей, связанный с обменом веществ  в живом организме и поддержанием его жизнедеятельности.
     Психология  рассматривает потребности как  особое психическое состояние индивида, ощущаемую им неудовлетворенность, которая отражается на психике человека как результат несоответствия между  внутренними и внешними условиями  деятельности.
     Общественные  науки изучают социально-экономический  аспект потребностей. Экономическая  наука, в частности, исследует общественные потребности.
     Общественные  потребности – потребности, возникающие  в процессе развития общества в целом, отдельных его членов, социально-экономических  групп населения. Они испытывают на себе влияние производственных отношений  социально-экономической формации,  в условиях которой складываются и развиваются.
     Общественные  потребности делятся на две крупные  группы потребности общества и населения (личные потребности).
     Потребности общества определяются необходимостью обеспечения условий его функционирования и развития. К ним относятся  потребности производственные, в  государственном управлении, обеспечении  конституционных гарантий членам общества, охранения окружающей среды, обороне  и т. п.
     С экономической деятельностью общества наиболее связаны производственные потребности.
     Производственные  потребности вытекают из требований максимально эффективного функционирования общественного производства. Они  включают потребности отдельных  предприятий и отраслей народного  хозяйства в рабочей силе, сырье, оборудовании, материалах для выпуска  продукции, потребности в управлении производством на разных уровнях  – цеха, участка, предприятия, отрасли  народного хозяйства в целом.
     Эти потребности удовлетворяются в  процессе хозяйственной деятельности предприятий и отраслей, которые  связаны между собой как производители  и потребители.
     Личные  потребности возникают и развиваются  в процессе жизнедеятельности человека. Они выступают как осознанное стремление человека к достижению объективно необходимых условий жизни, обеспечивающих полное благосостояние и всестороннее развитие личности.
     Являясь категорией общественного сознания, личные потребности выступают и  как специфическая экономическая  категория, выражающая общественные отношения  между людьми по поводу производства, обмена и использования материальных и духовных благ и услуг.
     Личные  потребности носят активный характер, служат побудительным мотивом деятельности человека. Последняя, в конечном счете, всегда направлена на удовлетворение потребностей: осуществляя свою деятельность, человек стремиться полнее удовлетворить их.
     С другой стороны, сама эта деятельность выступает важнейшим фактором формирования личных потребностей. Чем она шире и многограннее, тем разнообразнее, богаче потребности человека и тем, в конечном счете, полнее они удовлетворяются.
     Удовлетворение  потребностей путем, так называемого, пассивного потребления, не связанного с активной деятельностью индивида как члена общества, экономического субъекта, неизбежно ведет к их обесценению. Поэтому именно сама активная деятельность человека является фактором роста потребностей, их качественного совершенствования, стимулирует проявление закона возрастающих потребностей.
     Классификация потребностей отличается огромным разнообразием. Многие экономисты предпринимали попытки  «разложить по полочкам» все многообразие потребностей людей. Так А.Маршалл, выдающийся представитель неоклассической школы, ссылаясь на немецкого экономиста Геммана, отмечает, что потребности можно подразделять на абсолютные и относительные, высшие и низшие, неотложные и могущие быть отложенными, прямые и косвенные, настоящие и будущие и др. В учебной экономической литературе часто используется деление потребностей на первичные (низшие) и вторичные (высшие). Под первичными подразумеваются потребности человека в еде, питье, одежде и т. д. Вторичные потребности, главным образом, связаны с духовной интеллектуальной деятельностью человека – потребности в образовании, искусстве, развлечении и т. п. Деление это в известной степени условно: роскошная одежда «нового русского» не обязательно связана с удовлетворением первичных потребностей, а, скорее, с представительскими функциями или так называемым престижным потреблением. Кроме того, деление потребностей на первичные и вторичные сугубо индивидуально для каждого отдельного человека: для некоторых чтение – первичная потребность, ради которой они могут отказать себе в удовлетворении потребностей в одежде или жилище (хотя бы частично).
     Можно встретить выражение «человек с  неразвитыми потребностями». Конечно, здесь имеется виду неразвитость высших потребностей, так как потребность в еде или питье заложена самой природой. Изысканная кулинария и сервировка свидетельствует, скорее всего, о развитии потребностей высшего порядка, связанных и с эстетикой, а не только с простым насыщением желудка.
     Единство  общественных потребностей (в том  числе и личных), характеризующееся  внутренними взаимосвязями, называется система потребностей. К Маркс  писал: «…различные потребности  внутренне связанны между собой  в одну естественную систему…»
     Различают системы потребностей общества и  населения. Каждая из них характеризуется  определенным набором потребностей. Их удовлетворение необходимо для нормального  функционирования общества в целом (система потребностей общества), отдельной  личности или группы людей (система  личных потребностей).
     Система личных потребностей – иерархически организованная структура. В ней  выделяются потребности первого  порядка, их удовлетворение составляет основу жизнедеятельности человека. Потребности последующих порядков удовлетворяются после того, как  наступает определенная степень  насыщения потребностей первого  порядка.
     Отличительной особенностью системы личных потребностей является то, что входящие в нее  виды потребностей не взаимозаменяемы. Например, полное удовлетворение потребности  в пище не может заменить необходимости  удовлетворения потребности в жилье, одежде или духовных потребностей. Взаимозаменяемость имеет место  лишь в отношении конкретных благ, служащих удовлетворению отдельных  видов потребностей.
     Существенность  системы потребностей в том, что  человек или общество в целом  обладает набором потребностей, каждая из которых требует своего удовлетворения.
      Закон возрастающих потребностей
     Закон возрастающих потребностей – экономический  закон движения потребностей. Проявляется  в возрастании уровня и качественном совершенствовании потребностей.
     Это всеобщий закон, действующий во всех общественно-экономических формациях. Ему подчиняются потребности  всех социальных слоев и групп  населения, и каждого их представителя  в отдельности. Но конкретные формы  проявления этого закона, интенсивность, сфера и характер его действия зависят от формы собственности  на средства производства, уровня развития производительных сил и господствующих производственных отношений.
     Смена формы собственности и рождение нового способа общественного производства всегда служат стимулом и условием для более полного проявления закона возрастающих потребностей, усиления интенсивности и расширения сферы  его действия.
     Под влиянием  развития производительных сил, научно-технического прогресса  потребности постоянно растут в  рамках одной общественно-экономической  формации.
     Основные  направления, по которым развиваются  личные потребности, обусловленные  действием этого закона, следующие: рост общего их объема; усложнение, объединение  в крупные комплексы; качественные изменения в структуре, выражающиеся в ускоренном росте прогрессивных  потребностей на базе полного удовлетворения самых необходимых и настоятельных  потребностей, ускоренный рост потребностей в новых высококачественных товарах  и услугах; равномерность возрастания  потребностей всех социальных слоев  и связанное с этим сглаживание  социально-экономических различий в уровне и структуре личных потребностей; приближение личных потребностей к  разумным, научно обоснованным ориентирам потребления.
     Стадии  развития потребностей – этапы, которые  проходят потребности, в процессе развития. Выделяют четыре стадии: зарождение потребности, её интенсивное развитие, стабилизация и угасание.
     Понятие стадий наиболее применимо к потребностям в конкретных товарах. Потребность  в каждом новом изделии проходит все эти стадии. Сначала при  зарождении потребность существует как бы в потенции, в основном у лиц, связанных с разработкой  и опытной проверкой нового изделия.
     Когда оно освоено для массового  производства, спрос начинает быстро возрастать. Это соответствует стадии интенсивного развития потребности.
     Затем по мере роста производства и потребления  товара  потребность в нем стабилизируется, становясь привычкой для большинства  потребителей.
     Развитие  научно-технического прогресса ведет  к созданию более совершенных  предметов, удовлетворяющих ту же потребность. В результате потребность в конкретном изделии переходит в стадию угасания, начинает сокращаться. Одновременно возникает  потребность в, усовершенствованном  изделии, которая так же, как и  прежняя, попеременно проходит все  рассмотренные стадии.
     В основе данного закона лежат потребности  конкретного человека, а они характеризуют  потребности всего общества. И  в то же время этот закон является движущей силой экономического роста, в силу того, что человеку требуется  всегда больше, чем он достиг.
      Виды  личных потребностей и их классификация
     Личные  потребности весьма многообразны. В  зависимости от характера, природы  возникновения выделяют три их группы (класса): физические, социальные и интеллектуальные.
     Физические  потребности связанны с поддержанием физической жизни человека. К ним  относятся потребности в пище, одежде, жилье, а также такие, как  потребность в двигательной активности, в сне и т.д.
     Эти потребности задаются человеку самой  природой. Тем не менее, характер производства, социальный строй и конкретный условия, в которых находятся люди, накладывают на них отпечаток: степень их развития, формы проявления, способы удовлетворения видоизменяются и совершенствуются по мере развития производительных сил и производственных отношений.
     Например, потребность в жилище из простейшей нужды в крыше над головой превратилась в высокоразвитую потребность в благоустроенном жилье и т. п.
     Социальные  потребности – возникают в  связи с функционированием человека в обществе. К ним относятся  потребность в общественной деятельности, самовыражении, общении с людьми, обеспечении социальных прав и т. д.
     Социальные  потребности рождаются в процессе деятельности человека как общественного  субъекта. В отличие от физических они не задаются природой, не закладываются  генетически, а приобретаются в  ходе становления человека как личности, его развития как члена общества.
     Интеллектуальные  потребности – рождаются разумом  человека и связанны с его интеллектуальной деятельностью. Это потребности  в познании окружающего мира, образовании, повышении квалификации, различных  видах творческой деятельности (в  том числе и творческой самодеятельности) и т. д.
     Как и социальные, они являются потребностями, созданными обществом, развиваются  вместе с развитием человека, повышением его интеллектуального уровня, приобретаются  в процессе становления человека, как личности. Решающую роль в этом играет общественная среда, в которой  находится и воспитывается человек. Этот вид потребностей зависит от воспитываемой обществом индивидуальности.
     В зависимости от сферы жизнедеятельности  человека, в которой проявляются  личные потребности, выделяют две группы личных потребностей – материальные и духовные.
     Материальные  потребности возникают в сфере  материальной жизнедеятельности человека. В качестве объекта таких потребностей выступают материальные блага и  услуги (продукты питания, предметы одежды, жилище и домашняя обстановка, коммунальные и бытовые услуги и т. п.)
     Материальные  потребности отличаются от физических. Первые – часть физических потребностей, которая удовлетворяется с помощью  материальных благ и услуг (например, потребность в пище, жилье, одежде и т. п.). Помимо них физические включают в себя и чисто физиологические, например потребность в двигательной активности, сне и т. п. Они могут  удовлетворяться и без участия  материальных благ и услуг.
     Духовные  потребности связанны с духовной деятельностью человека, под которой  понимается не только интеллектуальная, но и любая деятельность, порождаемая  внутренним состоянием человека. С  этой точки зрения духовные потребности  шире интеллектуальных. Их удовлетворение обеспечивает, если так можно сказать, духовное воспроизводство человека.
     Круг  таких потребностей человека весьма разнообразен. Это и потребности в пользовании культурными ценностями (включая памятники архитектуры, живопись, концертно-исполнительскую деятельность и т. п.),  и потребности в эстетическом наслаждении (которые могут удовлетворяться как материальными благами, созданными трудом человека, так и природой), и, говоря словами Ф. Энгельса, непреходящая потребность человеческого духа – преодолеть все противоречия.
     В зависимости от степени конкретизации  все потребности подразделяются на общие и конкретные.
     Общие потребности  - потребности, вытекающие из какого-либо вида жизнедеятельности  человека. К ним относятся, например, потребности в пище, одежде, жилье, в образовании, информации и т. д. Каждый вид общих потребностей может  удовлетворяться различными наборами конкретных благ и услуг.
     Конкретные  потребности – потребности, объектом которых служат отдельные блага  и услуги. Например, потребность в хлебе, мясе, в мебели, телевизорах, книгах и т. п.
     Общие и конкретные потребности тесно  взаимосвязаны между собой. Каждая общая потребность как бы распадается  на ряд конкретных, складывается их них. С другой стороны, набор отдельных  конкретных потребностей может составить  одну общую.
     В зависимости количественной определенности и возможностей удовлетворения всю  совокупность потребностей подразделяют на абсолютные, действительные, платежеспособные и удовлетворенные.
     Абсолютные  потребности выражают желание обладать товарами. Они не ограничены возможностями  производства, ни доходами потребителей, носят абстрактный характер,  не связаны с конкретными предметами потребления.
     Действительные  потребности формируются в рамках достигнутого уровня производства. Они, как и абсолютные, не ограничены платежеспособными возможностями  потребителей. Но в отличие от абсолютных носят конкретный характер, т. е. направлены на определенный предмет или услугу, которые производятся и предлагаются потребителям.
     Платежеспособные  потребности определяются платежеспособными  возможностями потребителей. Этим они  отличаются от абсолютных и действительных потребностей. Но, как и абсолютные, платежеспособные потребности носят абстрактный характер, т. е.  отражают абстрактное желание обладать товарами вообще (в рамках, имеющихся у потребителей платежеспособных возможностей) без увязки с каким-либо конкретным товаром.
     Платежеспособные  потребности, как правило, выносятся  на рынок и принимают форму  платежеспособного спроса.
     Удовлетворенные потребности – потребности, которые  фактически удовлетворяются благами  и услугами. Удовлетворение их зависит  от достигнутого уровня развития производства и платежеспособных возможностей потребителей. Платежеспособные потребности превращаются в удовлетворенные, когда на рынке есть достаточное количество товаров и услуг, соответствующих по своим потребительским свойствам требованиям покупателей. В противном случае они остаются неудовлетворенными.
     Между абсолютными, действительными, платежеспособными  и удовлетворенными потребностями  существует определенная взаимосвязь. Абсолютная потребность под влиянием достигнутого уровня производства превращается в действительную. Последняя, в результате распределения общественного продукта, принимает форму платежеспособной, которая затем выносится на  рынок и удовлетворяется благодаря покупке и потреблению товаров и услуг. Часть потребностей населения по разным причинам остается неудовлетворенной. В качестве таких причин выступает недостаточный уровень развития производительных сил, нехватка отдельных товаров или услуг, недостаточный уровень доходов потребителей и т. д.
     По  мере роста общественного производства, совершенствования производственных отношений все большая часть  неудовлетворенных потребностей удовлетворяется. Но вместе с тем появляются все  новые неудовлетворенные конкретные потребности.
     По  степени рациональности потребности  разделяют на разумные и иррациональные.
     Разумные (рациональные) потребности – потребности, соответствующие научным представлениям о потреблении благ и услуг, необходимых для поддержания здорового образа жизни человека, всестороннего гармоничного развития личности. Они определяются уровнем производительных сил и формируются в соответствии с законом возрастающих потребностей с учетом особенностей его действия в конкретных условиях общественного воспроизводства. Разумные потребности в питании складываются еще и на основе знаний и достижений естественных наук: физиологии, биологии, медицины – и формируются наукой о питании.
     Иначе говоря, разумные потребности –  это общественно полезные потребности. Их удовлетворения обеспечивает раскрытие  физических, духовных и творческих способностей человека.
     Разумные  потребности – категория, трудно поддающаяся количественному выражению. Тем не менее, размеры конкретных материальных потребностей можно условно определить с помощью рациональных норм и нормативов.
     Однако  все эти рациональные нормы и  нормативы (за исключением, пожалуй, рациональных норм потребления продуктов питания, которые строятся на основе относительно точных данных науки о питании) носят  весьма приблизительные и условный характер. Но за неимением ничего лучшего  они все же используются сейчас для  определения границ разумных потребностей в отдельных товарах, а так  же для расчетов степени удовлетворения этих потребностей (хотя и носят  в значительной мере условный характер).
     Иррациональные  потребности – потребности, выходящие  за рамки разумных, принимающие гипертрофированные, иногда извращенные формы.
     Отдельные подобные потребности могут складываться у довольно широкого круга людей. Наибольшее распространение такой  иррационализм получил по отношению  к питанию. С этим связанно ожирение, нарушение обмена веществ в организме  и появляющиеся по причине этого  болезни. Сюда относятся и наркотики, относящиеся к «черному рынку». Легальная  же продажа водки и сигарет  приносит большие доходы и с экономической  точки зрения не приносит вреда.
     Любая личная потребность имеет общественный характер. Причем для статистики можно  подсчитать, например, сколько стирального  порошка в среднем расходуется  регионом за год. В тоже время государство, заботясь о здоровье общества, может  начать рекламу витаминизированных напитков, и в результате покупатель предпочтет именно этот вид напитка. Поэтому личные потребности по-другому называются потребности населения.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.