На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Основные категории товарного производства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 06.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Российская  Федерация

НОУ ВПО «  Самарский институт управления» 
Кафедра «Экономики и финансов»  
 

Курсовая  работа

     на  тему:
« Основные категории 
товарного производства »
     по  дисциплине:
« Экономическая теория » 
 

              Выполнил:
              студент специальности 
              менеджмент организации.
              Группа  СМ-40
              Гасанова  А.Ш.

              Научный руководитель

              Ершова  Н.Н.  
               

Самара 2008 г.
 


Рецензия 
 
 

 


     Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4

Глава 1. Товар……………………………………………………………………..6

      Определение товара и его свойства………………………………….6
      Цена и  стоимость……………………………………………………...9
      Неоклассическая концепция стоимости……………………………11
      Теория  предельной полезности……………………………………..12

Глава 2. Деньги……………………………………………………………..……13

     2.1. Сущность денег………………………………………………………15

     2.2. Функции денег……………………………………………………….16

     2.3. Виды денег……………………………………………………………18

     2.4. Количественные теория денег……………………………………….21

     2.5. Монетаризм…………………………………………………………...24

Заключение……………………………………………………………………….25

Список  использованной литературы…………………………………………..27        

 
 
 

     
     ВВЕДЕНИЕ 

     Жизнь человеческого общества сложна, многообразна и противоречива. Почти везде  в мире, чтобы выжить, человек  должен работать, ибо окружающие его  вещи в своем естественном состоянии, форме и местонахождении не могут  удовлетворить его потребности.
     Человек преодолевает опасности и неудобства своего естественного обитания, изменяя  форму, состояние и местонахождение  объектов природы, занимаясь производством  материальных благ.
     Производство  есть процесс воздействия человека на вещество природы в целях создания материальных благ, необходимых для развития общества. Исторически оно прошло длительный путь развития от изготовления простейших продуктов до производства сложнейших технических систем, гибких переналаживаемых комплексов, вычислительных машин. В процессе производства не только меняется способ и вид изготовления благ, но и возникают новые формы экономических отношений, происходит нравственное совершенствование самого человека.
     Система организационно-экономических отношений, при которой полезные продукты создаются для их продажи на рынке называется товарным производством, которое является базисом экономического развития общества.
     При товарном производстве хозяйничающие  субъекты нацелены на получение прибыли, возникает необходимость постоянных экономических связей между производителями и потребителями, экономическая взаимозависимость их. Общим условием возникновения, развития и функционирования товарного производства, является общественное разделение труда. Непосредственной причиной возникновения товарного производства является экономическая обособленность, отделенность товаропроизводителей.
     Товару  свойственны потребительская стоимость  и общественная стоимость. Потребительская  стоимость продукта труда имеет  исторический характер, поскольку их роль и значение изменяются в зависимости от изменений в обществе.
     Специфически  исторический характер потребительской  стоимости приобретает степень  общественно разделению труда, характеризует  его историческую зрелость.
     Стоимость выражает отношение между товаропроизводителями по поводу сравнения расходов их труда на производство благ и услуг, которыми они обмениваются.
     В товарном производстве труд бывает конкретным и абстрактным. Возникает и развивается  противоречие между частным и  общественным трудом. Суть ее заключается в том, что лишь на рынке, в процессе обмена товаров и рыночной конкуренции оказывается общественный характер воплощенного в них труда, зависимость участников обмена один от другого.
     Анализ  развития форм стоимости показывает, что деньги – это категория товарного производства и товарооборота.
     В современных условиях денежное обращение  имеет свои законы, какие связанные  с определением количества бумажных денег в обращении, факторов влияния  на этот процесс.
     Данная  курсовая работа состоит из двух глав: в главе 1 рассматривается такая категория товарного производства как – товар, в главе 2 – другая категория – деньги. В конце работы приведено заключение и список литературы.
     Цель  работы – раскрыть сущность основных категорий товарного производства. Эта цель обусловила следующие задачи исследования: раскрыть основные категории товарного производства: товар и деньги; проанализировать сущность товара; раскрыть сущность и функции денег. 
 

     Глава 1. Товар 
     1.1. Определение товара  и его свойства 

     Карл Маркс начинает исследование закономерностей развития капиталистического общества с анализа товара. Первая глава I тома "Капитала" открывается словами: "Богатство обществ, в которых господствует капиталистический способ производства, является огромным скоплением товаров, а отдельный товар - его элементарной формой". Затем дается определение товара и рассматриваются его свойства, противоречия. Желающим более глубоко ознакомиться с традиционным анализом товара и денег рекомендуем обратиться к учебнику политэкономии любого издания. Мы же предпримем попытку рассмотреть эти понятия через призму реальной экономики.
     Основу  экономики образуют два фундаментальных  положения: безграничность материальных потребностей общества (его индивидов  и институтов) и ограниченность экономических ресурсов, т.е. средств для производства товаров и услуг. Потребители желают приобрести и использовать товары и услуги, удовлетворить свои потребности в них. Перечень таких товаров и услуг поразительно широк. и он непрерывно приумножается. Материальные потребности, подобно кроликам, обладают высоким коэффициентом воспроизводства. И в каждый данный момент индивиды и институты, составляющие общество, испытывают множество неудовлетворенных потребностей.
     Предприниматель (частный, коллективный или государственный) берет на себя инициативу соединения ресурсов земли, капитала и труда в единый процесс производства товаров или услуг. Созданный им продукт должен удовлетворить личную или производственную потребность других людей, быть полезным для них. Полезность придает вещам или услугам потребительную стоимость.
     Ресурсы предоставляются предпринимателям в обмен на денежный доход. На производство товаров и услуг затрачиваются, таким образом, материальные ресурсы (прошлый труд) и живой труд людей, занятых в данном производстве. Воплощенный в товаре общественный труд и образует его стоимость. Он проявляется при обмене товаров. А сам товар выступает как неразрывное, хотя и противоречивое единство двух своих сторон: потребительной стоимости и стоимости.
     Советская экономическая наука базировалась на трудовой теории стоимости К. Маркса. Ее смысл заключается в том, что всякий товар есть продукт человеческого труда и величина его стоимости определяется общественно-необходимым трудом, затраченным на его производство. Величина этого труда определяется средним временем на производство товара при данном среднем уровне развития производительных сил, при среднем уровне умелости и интенсивности труда.
     В реальной экономике ни общественно-необходимого труда, ни усредненного рабочего времени не существует. Здесь господствуют конкретный труд и определенное время в часах и минутах. Любой товаропроизводитель, предлагая покупателю свой товар, рассчитывает на получение такой цены, которая бы возместила ему понесенные расходы (издержки производства) и принесла определенную, при том не меньшую, по сравнению с другими бизнесменами, прибыль. Прибыль выступает как доход на затраченный самим предпринимателем труд.
     В теории трудовой стоимости выражена позиция продавца. но ведь покупателю нет никакого дела до "чужих" издержек производства и сбыта. Он оценивает товар по своим критериям, ценностью того, чем необходимо пожертвовать для приобретения данного товара. Покупатель определяет стоимость блага своими затратами. Это есть альтернативная стоимость, понятие которое связывает воедино закон спроса и принципы, управляющие предложением.
     Противоречивость  позиций продавца и покупателя блага  в марксистской теории получила свое разрешение в определении стоимости  как "определенном общественном отношении", в несовпадении цены блага с его стоимостью. Стоимость есть лишь основа, вокруг которой колеблются цены в зависимости от изменения соотношения между спросом и предложением.
     На  протяжении более ста лет не утихает  дискуссия вокруг трудовой теории стоимости  и механизма ценообразования. Нет единства и в определении товара. К. Маркс рассматривает товар как внешний предмет, вещь, способную удовлетворять ту или иную потребность человека, обмениваться в определенных количественных пропорциях на другие вещи. В основе первого свойства товара лежит его полезность. Без этого свойства всякое передвижение вещи от одних лиц к другим оказывается бессмысленным. Вторая ценность товара заключается в его обмениваемости на другие полезные вещи. Что лежит в основе приравнивания одного товара к другому? Здесь подход разный. Но в начале о самом товаре. Под благом вообще принято считать способность предметов удовлетворять потребности человека. Сторонники неоклассического направления в экономической теории разграничивают блага на экономические и неэкономические. К последним относят то, что имеется в неограниченном количестве и доступно для каждого человека вне всякого обмена. То, что сегодня имеется в неограниченном количестве никак нельзя назвать неэкономическими благами и просто благом. Опасно для жизни.  
 
 

 

     
     1.2. Цена и стоимость 

     Сущность  цены объясняется по-разному.
    Марксистская трактовка.
     Цена – это денежное выражение стоимости товара. Основой стоимости является труд, а величина стоимости определяется теми затратами труда, которые общество при данных условиях признает необходимыми. Цена может отклоняться от стоимости под воздействием различных факторов, в том числе от соотношения спроса и предложения. Но в основе цены лежит стоимость товара.
     Цена  имеет свою объективную основу –  стоимость.
    Маржиналистская трактовка.
     В отличии от стоимостного подхода  цена есть субъективная оценка покупателем полезности данного товара. Для определения цены оценка покупателя более значима, чем затраты производителя. Верхняя граница цены определяется теми денежными суммами, которые есть у покупателей; нижняя граница – затратами, необходимыми для изготовления товара, плюс прибыль, на которую претендует производитель.
     В рыночной экономике цена выполняет три функции:
    Информационную – дает покупателям и продавцам информацию, которая ориентирует их действия.
    Стимулирующую – стимулирует наиболее экономичные способы производства и наиболее рациональное поведение спроса.
    Распределительную – распределяет доходы между участниками рыночной экономики.
     В современной экономике выделяют три основных вида цен:
    Договорные.
    Государственные.
    Мировые.
     Договорные цены – это рыночные, свободные цены. Учитывают только спрос и предложение на дынный товар.
     Государственные цены – устанавливаются на продукцию предприятий-монополистов; базовые для экономики данной страны ресурсы; социально значимые товары.
     Мировые цены – цены, применяемые при международной торговле, они рассчитываются в СКВ.
     Цены в зависимости от обслуживающей сферы (промышленность, сельское хозяйство, население) подразделяются на оптовые, закупочные и розничные. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3. Неоклассическая концепция стоимости 

     Неоклассическая школа подчеркивает, что товар - это  экономическое благо, предназначенное  для обмена, но в этом определении  отсутствует указание на то, что товар есть продукт труда. Между тем кизил, сорванный в лесу пенсионером и предлагаемый на подходе к рынку горожанам есть продукт его нелегкого конкретного труда.
     Сторонники  трудовой теории стоимости, начиная  с А. Смита считали, что товары в определенных количествах приравниваются друг к другу потому, что они имеют общую основу - труд. При этом, необходимым условием обмена является различие потребительных стоимостей товаров.
     В современной экономической теории принят иной подход, ведущий свое начало с работ представителей теории предельной полезности: К. Менгера, Е. Бем-Баверка, Ф. Визера. Не трудовая стоимость лежит в основе обмена, а полезность и проблема полезности занимает важное место в их учении. Поскольку теория предельной полезности, по мнению многих западных экономистов, произвела настоящий переворот в экономической науке, остановимся на ней более подробно.  
 
 

 

     
      Теория  предельной полезности
 
     Согласно  теории трудовой стоимости, только на рынке при обмене выявляется общественно  необходимый уровень затрат труда.
     Стоимость создается в процессе производства, а проявляется на рынке. Покупатель, приобретая на рынке товар, оценивает  его полезный эффект, а не затраты  труда на его производство. Ценность полезного эффекта категория  во многом субъективная, а отсюда ни как не может быть свойством, объективно присущим вещам. Ценность имеет лишь то, что ценно в глазах покупателя. Людьми ценятся самые различные материальные и духовные блага и услуги не в результате того, что на их производство затрачен общественно необходимый труд, а потому, что эти блага имеют полезность.
     В реальных ситуациях всегда приходится выбирать: или то или это. Субъективная оценка полезности зависит от двух факторов: от имеющегося запаса данного  блага и от степени насыщения  потребности в нем. По мере удовлетворения потребности "степень насыщения" растет, а величина конкурентной полезности падает. Производителем движет "невидимая рука" А. Смита: включаясь в общественное производство он преследует только свою личную выгоду. Но он получит эту выгоду только в том случае, если на продукцию его труда найдется покупатель (ценитель полезных свойств его товара). Медаль имеет две стороны: лицевую и оборотную, Ценность блага также двойственна: производитель (продавец) измеряет его издержками производства (затраченным живым и прошлым трудом), потребитель (покупатель) - степенью полезности. Два начала ценности блага не противостоят друг другу. Это также медаль.  
 

 

     
Глава 2. Деньги 

     Рационалистическая  и эволюционная концепции  происхождения денег.
     Экономическая теория отделяет два направления: рационалистическую концепцию происхождения денег и эволюционную.
     Последователи рационалистической концепции объясняли  появление денег вследствие договоренности, соглашения между людьми с целью  упрощения и облегчения процедуры обмена товаров, его теоретическое обоснование осуществил еще Аристотель в 4 ст. до н. э. Он писал: «Все что принимает участие в обмене может быть каким-то образом, сопоставленным по общей договоренности – появилась монета».
     Последовательными приверженцами эволюционной концепции денег стали основоположники классической политической экономии А. Смит и Рикардо, Маркс и прочие ученные. Они доказали, что ведущими предпосылками становления товарно-денежных отношений и их носителей (денег) стали процессы подъема производительности, общественной работы к уровню создания дополнительного продукта, который становится предметом обмена между производителями.
     Следующие углубление общественного разделения труда и развития многоуровневой специализации производства и общественной деятельности человека расширили масштабы общественного обмена и сформировали исторический процесс эволюционного развития денег в таких формах: 1. простой, единичной или случайной формой стоимости; 2. полной или развернутой формы стоимости; 3. общей формы стоимости; 4. денежной формы стоимости.
     Рассмотрение  эволюционной концепции происхождения  денег показывает:
    деньги отделились из товарной массы как носители специфического общественного отношения;
    процесс становления денег охватывает продолжительный период развития и углубления общественного разделения труда и специализации производства и общественной деятельности. Вот почему деньги нельзя отменить декретом или уничтожить процессом отмирания. Наоборот они усовершенствуют свое содержание и формы существования;
    не касаясь экономической сути денег государство способно определить номиналы, порядок их эмиссии и прочие элементы денежно-кредитной политики.
     С наступлением демонетизации золотая  роль государства в контролем  регулировании денежно-кредитной сферы существенно возрастает, но это не означает, что она производит деньги и в современных условиях деньги создают денежный рынок. Их оборот и количественная масса определяются объективными законами, которые государство должно учитывать. 
 
 

 

     
      Сущность  денег
 
     Мы  привыкли к тому, что деньги обладают покупательской способностью, что они  являются общепринятым средством, позволяющим  нам сравнивать и складывать разные блага и услуги. Это единицы  учета, удобные для осознания  или описания различных ценностей. Металл можно сложить с цементом, платье - с продуктами, золото - с зерном и т.д. В деньгах выражается национальное богатство и объем производимого годового продукта. Характерной чертой денег является их абсолютная ликвидность. Они легко реализуемы, их везде от вас примут в обмен на благо или услугу.
     Деньги - единственный товар, который нельзя использовать иначе, кроме как освободиться от него. Они не накормят и не дадут  приюта пока вы не истратите их.
     Деньги - это такой инструмент, без которого не может нормально работать экономика. Плохо функционирующая денежная система может привести общество к полному развалу.
     Путь  к деньгам был длительным. В  своем развитии форма стоимости  прошла ряд этапов: от простой или  случайной, при которой один товар  обменивался на другой, до всеобщей, а от нее уже совершился переход к денежной форме стоимости.
     Деньги  возникли 6 - 7 тыс. лет тому назад, бумажные стали внедряться в Европе в 18 веке.  
 
 

 

     
      Функции денег
 
     Сущность  денег проявляется в их функциях, которые отражают внутреннее содержание денег.
     Деньги  выполняют пять основных функций:
    Выступают как мера стоимости.
     Общество  считает удобным использовать денежную единицу в качестве масштаба для  соизмерения относительных стоимостей разнородных благ и ресурсов. Благодаря деньгам нам не надо выражать цену каждого продукта через все другие продукты. В качестве меры стоимости деньги используются и в сделках с будущими платежами. Долговые обязательства всех видов измеряются в денежном выражении.
    Деньги служат средством обращения.
     Они используются при покупке и продаже  товаров и услуг, являются посредником  в обмене. С появлением денег непосредственный товарообмен принимает форму  товарного обращения. В ходе его  деньги, постоянно перемещаясь от одних лиц к другим, совершают свой оборот. Деньги легко принимаются в качестве средства платежа. В функции средств обращения реальный денежный материал заменяется определенными символами, условными знаками, выпускаемыми государствами и обязательными к приему.
    Деньги служат средством сбережения.
     В силу своей абсолютной ликвидности, они являются удобной формой хранения и накопления богатства. Накопление денег может обусловливаться  разными конкретными мотивами. Но мало кто будет накапливать и сберегать неустойчивые денежные знаки, имеющие ограниченное хождение.
    Деньги служат средством платежа.
     Товары  не всегда продаются за наличные деньги, по причине неодинаковой продолжительности  периодов производства и обращения  различных товаров, а также сезонного характера производства и сбыта ряда товаров, что создает нехватку дополнительных средств у хозяйствующего субъекта. Как следствие этого возникает необходимость купли-продажи товара с рассрочкой платежа, т.е. в кредит.
    Мировые деньги.
     Появление мировых денег было вызвано возникновением внешнеторговых связей, международных займов, оказанием услуг внешнему партнеру и п.т..
     Сегодня мировые деньги функционируют как  всеобщее платежное средство, всеобщее покупательное средство и всеобщая материализация общественного богатства.
     Функции мировых денег.
     Международное платежное средство - выступают при  расчетах по международным балансам: если платежи данной страны за определенный период превышают ее денежные поступления  от других стран, то деньги представляют собой средство платежа
     Международное покупательное средство - служат при  нарушении равновесия обмена товарами и услугами между странами, в этом случае их оплата производится наличными  деньгами.
     Как всеобщее воплощение общественного  богатства - используются при предоставлении займа или субсидий одной страной другой либо при выплате репараций победившей стране с побежденной. В этом случае происходит перемещение части богатства одного государства в другое посредством денег.  
 

 

     
      Виды  денег
 
     Деньги в своем развитие выступали в 2-х видах: действительные деньги и знаки стоимости (заменители действительных денег).
     Действительные  деньги – это деньги, у которых  номинальная стоимость (обозначенная на них стоимость) соответствует  реальной стоимости, т.е. стоимости металла, из которого они изготовлены.
     Металлические деньги (медные, серебряные, золотые) имели  разную форму: сначала штучные затем  весомые. Монета более позднего развития денежного обращения имела установленные  с законом отличительные признаки (внешний вид, весомое содержание). Наиболее удобное для обращения оказалось круглая форма монеты, лицевая сторона которой называется аверс, оборотная – реверс и обрез – гурт.
     Первоначально в обращении находились одновременно латники и серебреники. К золотому обращению страны перешли во второй половине 19 в. Причинами перехода к металлическому обращению и, прежде всего к золотому послужили свойства благородного металла, делающего его наиболее пригодным для выполнения назначения денег: однородность по качеству, делимость и соединяем ость без потери свойств, нормативность (большая концентрация стоимости), сохранимость, сложность добычи и переработки.
     Для действительных денег характерна устойчивость, что обеспечивалось свободным разменом знаков стоимости на золотые монеты, свободной чеканности золотых монет при определенном и неизменном золотом содержании денежной единицы, свободным перемещением золота между странами. Благодаря своей устойчивости действительные деньги беспрепятственно выполняли все 5 функций.
     Появление знаков стоимости при золотом обращении было вызвано объективной необходимостью:
    Золотодобыча не поспевала за производством товаров, и не обеспечивало полную потребность в деньгах.
    Золотые деньги высокой нормативности не могли обслуживать мелкие по стоимости обороты.
    Золотое обращение не обладало в силу объективности экономической эластичностью, т.е. быстро расширяться и сжиматься.
    Золотой стандарт в целом не стимулировал производство и товарооборот.
     Золотое обращение просуществовало в  мире относительно не долго до первой мировой войны, когда воюющие страны для покрытия своих расходов осуществляют эмиссию знаков стоимости. Постепенно золото исчезло из обращения.
     Заместители действительных денег (знаки стоимости) – это деньги, номинальная стоимость  которых выше реальной, т.е. затраченного на их производства труда. К ним относятся: металлические знаки стоимости, бумажные знаки стоимости. Различают бумажные и кредитные деньги.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.