Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Социальные общности и группы

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 06.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Социальные  группы: сущность, типы. Социометрия как  метод анализа взаимоотношений в группе.
        Проблема групп, в которые объединяются люди в процессе своей
жизнедеятельности, является важным вопросом социологии и социальной
психологии. Реальность общественных отношений всегда дана как
реальность отношений  между социальными группами, поэтому
необходимо знать  все аспекты существования этих образований. Прежде
всего важно знать  что такое социальная группа. Относительно этого
вопроса в науке  существуют разные позиции. Так, демография, статистика,
психология используют понятие условные группы, т.е. произвольное
объединение исследователем людей по какому-либо изучаемому признаку.
           В рамках общественных наук под социальной группой понимается
реально существующая общность, в которой люди собраны  вместе, объединены совместной деятельностью или находятся в сходных условиях
жизни и поэтому  осознают свою принадлежность к данной общности. Для
социологии важно  выделить объективный критерий различения групп. На
основе этого  критерия социология и исследует  каждую группу, ее отношения с обществом и с личностями, в нее включенными. Для социальной психологии характерен иной подход, а именно – исследовать влияние группы на сознание и поведение человека. Группа здесь изучается как реальная ячейка общества, в которой формируется личность. В общей психологии исследуются прежде всего особенности поведения данной личности в присутствие других людей.
           Для отечественной социологии и социальной психологии характерна
традиция рассматривать  социальную группу как субъекта деятельности.
Общность содержания деятельности порождает и общность ее черт. Так, к
психологическим характеристикам группы могут быть отнесены такие
групповые образования  как интересы, потребности, нормы, ценнности,
групповое мнение и групповые  цели. Для индивида, входящего в группу,
осознание принадлежности к ней (социальная идентификация)
происходит прежде всего через принятие этих характеристик, т.е. через
осознание факта  некоторой психологической общности с другими членами
данной группы.
            При анализе развития социальной группы и роли ее в истории
человеческого общества было установлено, что главной характеристикой
группы является наличие так называемого «мы-чувства». Это означает,
что универсальным  принципом психического оформления общности
является различение для членов группы некоторого образования  «мы» в
отличие от иного  образования – «они». «Мы-чувство» выражает
потребность отделить одну общность от другой и является своеобразным
индикатором осознания  принадлежности личности именно к данной
группе.
            Классификация социальных групп может быть осуществлена по
многообразным основаниям. Выделяют условные и реальные группы.
Реальные группы подразделяют на большие и малые. Большие группы
делятся на неорганизованные, стихийно возникшие и организованные,
длительно существующие. Эту классификацию можно представит
следующим образом:
                                               ГРУППЫ
                                УСЛОВНЫЕ     РЕАЛЬНЫЕ
                  ЛАБОРАТОРНЫЕ            ЕСТЕСТВЕННЫЕ
                                 БОЛЬШИЕ        МАЛЫЕ
СТИХИЙНЫЕ УСТОЙЧИВЫЕ СТАНОВЯЩИЕСЯ РАЗВИТЫЕ
           Особо выделяют группы членства и референтные группы.    
           Референтная группа определяется как значимый круг общения, на который ориентируется определенный индивид. Группа членства и референтная группа могут не совпадать, тогда возникают проблемы рассогласования поведения индивида с нормами его группы. Использование теории референтной группы позволяет понять механизм противоправного
повеления подростков.
            Наряду с этим выделяют такие понятия как «ин-группа» и «аут-
группа». К первым относят те группы, к которым индивид относит себя и
идентифицирует  себя с ними, расценивая членов этих групп как «мы». Ко
вторым относят  все те группы, к которым индивид  не принадлежит.Другие семьи, другие профессиональные, этнические группы будут для него «аут-группами». Члены «аут-группы» могут обладать теми же чертами, что и члены «ин-группы», однако при сравнении акцент будет сделан именно на тех чертах, которые отличают чужих от своих. Попадая в новую обстановку, человек стремится выяснить, кто здесь «свой» и налаживает отношения именно с ним.
             Ин-групповая идентификация каждой личности существенно сказывается на поведении. От соратников по группе ожидают участия, признания, помощи. Ожидаемое поведение представителя «аутгруппы»
зависит от вида этой группы, опыта прошлых отношений  с ней самого
индивида и  его «ин-группы». В отношениях между  группами возникает
такое явление  как социальный стереотип. Это – упрощенное представление о свойствах группы, позволяющее быстро ориентироваться в окружении. Не надо долго общаться с каждым новым человеком, достаточно перенести на него свойства той группы, к которой тот принадлежит. Стереотипы могут постепенно изменяться, но сохраняются длительное время, поскольку в них фиксируются в лаконичной, яркой форме именно различия между своими и чужими. Как уже было отмечено, в представителях «аут-группы» замечаются прежде всего их особенности. В качестве референтной группы, «ин-группы» и «аут-группы» могут выступать как малые, так и большие группы.
            В современном обществе индивид принадлежит одновременно ко
многим группам, поэтому большое число ин-групповых и аут-групповых
связей пересекается. Однако ин-групповые идентификации  не снижают
интенсивности самоопределения  различий. Это особенно проявляется  при
возникновении противоречий между различными социальными группами
и нередко используется для целей политической спекуляции. История
свидетельствует, что конфликтующие стороны считают  своих противников
«людьми второго  сорта», что позволяет каждой стороне  проявлять к ним
нечеловеческое  отношение. Так, в межклассовых столкновениях  одна
сторона считает  другую «быдлом», а противостоящая сторона эксплуататорами и т.п.
             Большие социальные группы. Большие группы разделяются на два
вида. К первому  относятся стихийно возникшие, кратковременно
существующие  общности: толпа, публика, аудитория. Ко второму виду
относятся социальные группы в собственном смысле слова, сложившиеся в
ходе исторического  развития общества, занимающие определенное место в
системе общественных отношений и потому долговременные, устойчивые
в своем существовании. К таким группам можно отнести классы и социальные слои, различные этнические, профессиональные и половозрастные группы.
           Для всех долговременных больших групп характерны такие общие
признаки, как нравы, обычаи, традиции, язык. Их существование
обусловлено наличием специфической общественной практики, которая
воспроизводится на протяжении длительного исторического  развития,
передаваясь от поколения  к поколению. На этой основе возникает  такая
важная характеристика большой группы как образ жизни, включающий
особую  систему потребностей, интересов, ценностей, социальных
стереотипов, а также специфических форм общения, быта. Благодаря
этому формируется  так называемая групповая психология, которая
выступает по отношению  к отдельному индивиду как некая  социальная
реальность, выходящая  за пределы его сознания и воздействующая на него
вместе с остальными объективными условиями жизни.
            Влияние сходных условий существования большой группы на сознание и поведение ее представителей осуществляется посредством личного опыта каждого человека и через общение, которое происходит в особой социальной среде с четко выраженными чертами данной группы. В
результате формируется социальный тип личности, т.е. типичный
представитель данной социальной группы.
              В социологии используют такое понятие как социальные
представления, которое обозначает обыденные представления какой-либо
группы о тех  или иных социальных явлениях, т.е. способ интерпретации и
осмысления повседневной реальности. При помощи социальных
представлений каждая группа строит определенный образ общества, его
институтов, системы  власти, законов и иных норм. Это  происходит
следующим образом: группа фиксирует некоторые аспекты  социальной
действительности, формирует отношение к нему, а  на основе этой оценки
уже происходит интеграция членов группы и закрепление этой оценки в
каждом индивидуальном сознании. Тем самым формируется  одновременно
и такое явление  как групповая идентичность. Посредством  исследования
социальных представлений  можно изучать психологию большой
социальной группы.
               Классы и социальные слои представляют в социологии большой
интерес, так как  классовая принадлежность часто  связана с определением
политической  принадлежности. В традиционном для  марксистского
подхода понимании  классов изучаются такие характеристики, как
специфика образа жизни и политического поведения, традиции и обычаи, а
также психологические  особенности разных классов. Согласно этому
подходу, социальное положение определяет объем и  состав материальных
и духовных благ представителей данного класса, что  и задает определенную структуру их потребностей и соответственно интересов. Типичный устоявшийся образ поведения представителей данного класса нередко определяют как социальный характер. Социальный характер проявляется в привычках и социальных стереотипах, которые в разной степени влияют на индивидуальное поведение представителей разных классов и социальных слоев. Наиболее устойчивы привычки и стереотипы поведения у такого класса как крестьянство. Большой город с разнообразной системой общения способствует, напротив, известному смешению обычаев, привычек и традиций разных социальных групп. Радикальные преобразования в современной России привели к исчезновению старых и формированию новых классов и социальных групп: «новые русские», средний класс и т.п.
                Этнические группы (нация, народность и собственно этническая
группа) представляют собой еще одну исторически сложившуюся
устойчивую группу, весьма значимую в общественных процессах.
Традиция исследования данного вида больших групп заложена работами
В. Вундта, который  интерпретировал понятие «народ»  как этническую
группу и считал, что методом изучения народной жизни  должно быть
исследование  мифов, обычаев и языка.
               Национальная принадлежность индивида является для социологии и
социальной психологии весьма значимым фактором, ибо фиксирует
специфические характеристики той социальной среды, в которой
формируется личность. Этнические особенности концентрируются  в
историческом  опыте народа и через процесс  социализации становятся
достоянием каждого  индивида. Способ осознания этнической
принадлежности  зависит от конкретных условий существования  данной
этнической группы.
               Наиболее распространенной характеристикой этнической группы
является национальный характер, под которым одни авторы подразумевают темперамент, другие – личностные черты, третьи –
ценностные ориентации. Но, конечно, речь должна идти не о каких-то
наборах психологических  свойств, а о специфике их проявления и степени
выраженности  той или иной черты у представителей различных этносов.
Ведь нельзя сказать, что храбрость, трудолюбие свойственны  одному
народу и напрочь  отсутствуют у другого (тогда  как же он выжил в
исторической  борьбе с другими группами?).
           В исследовании национального характера особую роль играет изучение национального языка, поскольку передача черт данного характера
осуществляется  прежде всего посредством языка. Относительная устойчивость черт национального характера, несмотря на изменчивость
исторических  условий, объясняется тем, что возникает  определенная
инерция, обеспечиваемая передачей историко-культурного  опыта от
поколения к поколению.
            Еще одной значимой характеристикой этнической группы выступают
этническая  идентичность и этническое самосознание. Присущая всякой
группе психологическая  общность выражается, как уже было сказано, в
формировании  определенного «мы-чувства», которое  у ее представителей
фиксирует осознание  особенностей этой группы, ее отличие  от других.
Образ других групп  при этом обычно упрощается, складывается под
влиянием межэтнических  отношений, формирующих особую установку  на
представителя другой группы. При этом играет роль прошлый  опыт
общения с другой этнической группой. Если этот опыт носил  враждебный
характер, то это  переносится и на каждого нового представителя этой
группы. Чаще всего  этнический стереотип возникает  из-за ограниченности
межэтнического  общения.
            Складывающиеся таким образом стереотипы в дальнейшем влияют на
возникновение этнических симпатий и антипатий. Психологически же при
этом возникает  явление этноцентризма, т.е. предпочтение своей этнической группы, стремление воспринимать все жизненные явления с ее позиции, сочувственная фиксация черт своей группы. Она не обязательно подразумевает формирование враждебного отношения к другим группам и
может сочетаться с терпимым отношением к межгрупповым различиям.
Этнические стереотипы, приобретая форму предубеждения, легко  могут
быть использованы в качестве орудия национальной розни. Однако, при
изучении межэтнических  различий, как и межклассовых, следует  помнить,
что различия не могут быть абсолютизированы и должны рассматриваться
как производные  от определенных исторических условий.
             Демографические группы можно разделить: по принципу пола –
мужчины и женщины, по принципу возраста – молодежь, лица среднего
возраста, пожилые. Наиболее изучены гендерные группы (феномены
гендерной идентификации, гендерных стереотипов, гендерных  ролей). Как
правило, различие социальных ролей мужчины и женщины  порождает
проблему гендерных  стереотипов, которые сказываются  при решении
проблемы равноправия  полов. Изучение возрастных групп привлекает
внимание к  таким проблемам как проблема пенсионеров, проблема
молодежи, конфликт поколений и т.п.
             Стихийные группы и массовые движения – это сравнительно
кратковременные объединения большого числа лиц, собравшихся вместе
по какому-то определенному  поводу и демонстрирующие совместные
действия. Участниками  такого объединения являются представители  таких
социальных групп, как классы и социальные слои, этнические, профессиональные и демографические группы. В современном обществе
от действий таких  образований часто зависят принимаемые  политические
и социальные решения. Прежде чем перейти к характеристике этого типа групп следует сказать об одном важном факторе их формирования, а именно общественном мнении. Во всяком обществе идеи, убеждения и социальные
представления существуют не изолированно друг от друга, а образуют под
влиянием сходной  общественной ситуации нечто общее, что можно назвать массовым сознанием. Выразителем его и является общественное мнение. Оно представляет собой публично выраженное и распространенное суждение, которое несет в себе оценку того или иного события, представляющего интерес для массы людей.
              Характерной чертой общественного мнения является то, что любое
событие, попавшее в его фокус, рассматривается  с точки зрения одобрения
или осуждения, т.е. отражение действительности в общественном мнении
носит оценочный  характер. Практика показывает, что  на формирование и
выражение мнений, помимо коренных, групповых интересов, оказывают
существенное  влияние и такие факторы, как  степень осознания этих интересов отдельными представителями больших групп, уровень
информированности людей, деятельность органов управления по
изучению и  использованию общественного мнения.
            Общественное мнение возникает достаточно быстро и так же быстро
может изменяться, строится по принципу сходства отдельных  взглядов.
Исследование  общественного мнения – это ключ к пониманию конкретного состояния общества. Поскольку одной из особенностей общественного мнения выступает направленность на практические действия, то в его структуре содержится элемент, ориентирующий людей на определенную активность. Это социальная установка, связанная с оценкой ситуации и соответствующими социальными стереотипами.
            Общественное мнение может формироваться стихийно, но чаще всего
создается определенными  политическими силами намеренно. Под влиянием общественного мнения в определенной ситуации может возникнуть такое опасное явление, как толпа.
           Толпа – стихийная неорганизованная общность, характеризующаяся
высокой степенью конформизма составляющих ее индивидов, действующая эмоционально и относительно единодушно. Она способна оказывать на индивида сильное психологическое воздействие.
            Выделяют следующие социально-психологические характеристики
толпы:
- повышенная групповая  внушаемость и снижение эффективности
действия индивидуальных механизмов сопротивления внушению;
- повышение эмоциональности  восприятия действительности;
- подавление чувства  ответственности индивида за  свои поступки;
- возникновение  чувства общей силы и анонимности.
            В качестве механизма возникновения толпы может служить массовое
общение, обладающее свойством психологического воздействия  на
индивида. Психологическое  воздействие включает такие механизмы, как
эмоциональное заражение, подражание, внушение, убеждение и  т.п. Это
сознательно используется организаторами, зачинщиками и подстрекателями эксцессов. Для образования толпы прибегают к различным зрелищным, эффектным приемам: самосожжение, приковывание себя цепями, блокирование общественного транспорта групповые голодовки. Участники толпы могут использовать в качестве способов психологического воздействия пикетирование, штурм общественных зданий, ультиматум, захват заложников и т.п. Что касается чрезвычайных происшествий и стихийных бедствий, то в данном случае массовое общение строится стихийно. Эффект толпы можно сравнить с ффектом «снежного кома», цепной реакцией.
               Толпы можно подразделить на простые, экспрессивные, конвенциональные и действующие, но эти виды могут переходить друг в
друга по мере развития событий.
             Простая толпа представляет собой скопище людей, желающих получить информацию о происходящем на их глазах событии. Обычно такую толпу образуют лица, испытывающие потребность в острых ощущениях. Как правило, простая толпа не представляет опасности, хотя создает помехи и неудобство для посторонних.
                Экспрессивная толпа – это группа людей, совместно
выражающих свои общие чувства. Так, поклонники эстрадных  звезд,
зрители спортивных мероприятий, участники праздничных  шествий или
похоронных церемоний  отличаются высокой экзальтированностью поведения.
              Конвенциональную толпу составляют болельщики спортивных
состязаний, поведение  этих людей в данной ситуации совершенно не
свойственно им в  обычной жизни. Но «фанаты» представляют реальную
угрозу для  общественной безопасности.
             Действующая толпа бываетспасающейся и агрессивной.
             Спасающаяся толпа объединяет людей находящихся в состоянии паники (реакции страха при возникновении реальной или мнимой угрозы).
             Агрессивная толпа отличается высокой степенью эмоционального возбуждения и особо тяжким характером противоправных действий. К таким группам относят участников социального протеста, враждующие группировки и пр.
             Социальное движение – особый вид большой группы,
представляющий  достаточно организованное единство людей, ставящих
перед собой определенную цель, как правило, связанную с  выражением
коллективного недовольства, поддержки или сопротивления  каким-либо
социальным изменениям. Это могут быть широкие движения с глобальными целями (борьба за мир, за разоружение) или локальные движения (на территории какого-либо региона или в рамках социальных меньшинств.
Всякое социальное движение основано на определенном общественном
мнении, имеет  в качестве цели изменение ситуации, опирается на
представление о  средствах ее достижения, формирует  свою программу.
Важнейшей характеристикой  социального движения является то, что оно
реализуется в  различных формах массового поведения: манифестации,
митинги, демонстрации и т.п. Включение людей в социальное движение
может быть через  объединение пострадавших от какого-то действия по
призыву инициативной группы, но чаще всего – это сознательная деятельность профессионалов, например, экологов.
             Малая группа, ее свойства и особенности. Проблема малой группы
является традиционной для социологии и социальной психологии. Каждый
человек с первых дней своей жизни связан с определенными  малыми
группами, в которых  он получает информацию о внешнем  мире и в
дальнейшем организует свою деятельность.
            Существует большое количество определений малой группы. Согласно одному из них, под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что
является основой  для возникновения эмоциональных  отношений, групповых норм и групповых процессов.
Это группа, в  которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Определение фиксирует основные признаки малой группы и выделяет специфический признак малой группы, отличающий ее от больших групп: непосредственные личные контакты между всеми членами группы.
             Относительно количественных признаков малой группы в науке нет
единого мнения. Одни считают ее нижней границей двух человек, другие
полагают, что  малая группа возникает только при  наличии трех человек.
То же самое  наблюдается относительно верхней  границы: она варьируется
от семи до сорока участников. В действительности эти  разногласия не
существенны, ибо  исследование малой группы осуществляется на основе
реально сложившихся  непосредственных отношений на основе совместной
деятельности, и  поэтому изучается именно эта  общность, независимо от ее
количественных  границ. При изучении реальной малой группы большое значение имеет композиция и структура.                                                       
              Композиция малой группы, ее реальный состав, может быть описана в зависимости от того, значимы ли в каждом конкретном случае, например, возрастные, профессиональные или социальные характеристики членов группы. То же самое можно сказать и относительно структуры группы. Выделяют несколько моделей структуры: структуру межличностных отношений, структуру власти, структуру коммуникаций и т.п.
             Структура межличностных отношений предполагает выяснение положения индивида в группе в качестве ее члена: его статус, т.е. позиция в системе групповых отношений; его роль в соответствие с этим статусом; а также система групповых ожиданий относительно поведения данного члена группы. Это последнее означает, что каждый участник группы не просто выполняет свои функции, его поведение оценивается остальными участниками группы. Через систему ожидаемых образцов поведения группа контролирует деятельность каждого своего члена. В ряде случаев может возникать рассогласование между ожиданиями относительно конкретного члена группы и его реальным поведением. Для уменьшения этого расхождения в группе формируются важные образования: групповые нормы и групповые санкции.
             Групповые нормы являются социальными нормами, т.е. представляют
собой установления, модели, эталоны должного поведения  с точки зрения
общества в  целом и его отдельных групп. В более узком смысле групповые
нормы – это  определенные правила, которые выработаны группой и
которым должно соответствовать  поведение ее участников, чтобы их
пребывание в  группе было возможным. Нормы группы основываются на
определенной  системе групповых ценностей, т.е. должны получить обоснование как значимые для группы и для ее отдельных участников.
Групповые ценности складываются благодаря выработке  определенного
отношения к социальным явлениям, обусловленного реальным местом
этой группы в  обществе, ее опытом и целями.
            Групповые санкции выступают как механизм поддержания поведения
членов группы в рамках соответствующих групповых  норм. Они могут
быть поощрительными и запретительными. Существует определенная
зависимость между  статусом индивида в группе и соблюдением  групповых
норм. Как правило, люди с высоким статусом в большей  степени стремятся
соответствовать нормам, но им легче прощаются и  нарушения.
             Структура власти в малой группе означает не формы политической
власти, а чисто  психологическое распределение  отношений руководства и
подчинения. Существуют различные формы групповой власти: награждающая, принуждающая, экспертная (опирающаяся на особые
знания).
             Структура коммуникаций представляет собой различные способы
распространения информации в группе, которые называются коммуникативными сетями. Например, модель «колесо» считается наиболее центрированной, т.к. информация здесь передается только через лидера. Для некоторых задач это необходимо, для других наиболее приемлемы другие модели («цепь», «игрек», «круг»).
             Кроме групповых структур важное место занимает изучение групповых процессов. С одной стороны, групповые процессы характеризуют
функционирование  группы в каждый данный момент (это  называют
групповой динамикой), с другой стороны, – изменения  в группе по мере ее
существования, т.е. развитие группы.
               Классификация малых групп осуществляется по различным
основаниям:
 времени существования (кратковременные и долговременные);
степени контакта (первичные и вторичные);
источникам  формирования группы (формальные и неформальные).
           Людей в их взаимодействии связывают два типа связей: экспрессивные
и инструментальные.
            Экспрессивные связи возникают, когда человек принимает эмоциональное участие в проблемах других людей и берет на себя обязательства по отношению к ним. Благодаря связи со значимыми для него людьми индивид получает надежность, любовь, признание, личную значимость.
            Инструментальные связи образуются в результате сотрудничества
индивидов для  достижения какой-то цели. Иногда эти  связи могут
предполагать  сотрудничество с врагами, но чаще человек  сотрудничает
для достижения определенной цели, не придавая этим связям
дополнительного значения. В соответствии с этими критериями выделяют два типа групп – первичные и вторичные.
           Первичная группа характеризуется непосредственными, личными, эмоциональными связями.
           Вторичная группа объединяет людей, связанных безличными, деловыми отношениями. В них преобладают инструментальные связи, здесь
индивида рассматривают  как средство достижения коллективных целей.
           Первичные группы играют решающую роль в процессе социализации
индивида, обеспечивая  эффективный социальный контроль. Они выступают связующим звеном между личностью и большими группами, отдельным человеком и обществом в целом. Первичная группа создает ту среду, в которой происходит удовлетворение личных потребностей индивида. Прочность первичных связей оказывает воздействие на функционирование как самих первичных групп, так и больших групп, частью которых они являются.
           Динамика малой группы включает процесс образования группы,
процессы группового давления, групповой сплоченности, лидерства и
принятия групповых  решений. Все эти процессы влияют на такой показатель как эффективность группы. Образование малой группы определяется как внешними факторами (потребностью общественного разделения труда и иными процессами функционирования общества), так и внутренними (самосохранение группы), а также разнообразными потребностями самого индивида. 

    Социальные  общности.
      В изучении социальных явлений и процессов социология основывается на принципах историзма. Это означает, что, во-первых , все социальные явления и процессы рассматриваются как системы, обладающие определенной внутренней структурой; во-вторых , изучается процесс их функционирования и развития; в-третьих, выявляются специфические изменения и закономерности перехода их из одного качественного состояния в другое . Наиболее общей и сложной социальной системой является общество, а ее элементами-люди, социальная деятельность которых обусловливается определенным социальным статусом , который они занимают , социальными функциями (ролями), которые они выполняют, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной системе, а также индивидуальными качествами ( социальные качества личности, мотивы, ценностные ориентации , интересы и т. д.). 
           Социальная система может быть представлена в трех аспектах. Первый аспект - как множество индивидов, в основе взаимодействия которых лежат те или иные общие обстоятельства ( город, деревня, трудовой коллектив и т. д. ); второй - как иерархия социальных позиций ( статусов ), которые занимают личности, включенные в деятельность данной системы, и социальных функций (ролей), которые они выполняют на основе данных социальных позиций; третий - как совокупность норм и ценностей, определяющих характер и содержание поведения элементов данной системы. Первый аспект связан с понятием социальной общности, второй - с понятием социальной организации и третий  -  с понятием культуры. Социальная система, таким образом, выступает как органическое единство трех сторон - социальной общности, социальной организации и культуры.
Особенности социальных общностей.
         Характерной особенностью социальной  общности ( город, деревня, трудовой коллектив, семья и т. д. ) является то, что социальные системы складываются именно на ее базе. Социальная общность представляет собой совокупность люде, которую характеризуют условия их жизнедеятельности ( экономическое, социально-статусное, уровень профессиональной подготовки и образования, интересы и потребности и т. д. ), общие для данной группы взаимодействующих индивидов ( нации классы, социально-профессиональные группы , трудовые коллективы и т. п. ); принадлежность к исторически сложившимся территориальным образованьям (город, деревня, регион), принадлежность изучаемой группы взаимодействующих индивидов к тем или иным социальным института ( семья, образование, наука, политика, религия, и т. д.).
Социальные  связи.
         Функционирование и развитие  социальной общности происходят  на основе социальных связей  и взаимодействия ее элементов-индивидо. В самом общем виде связь представляет собой выражение совместимости функционирования или развития двух или более элементов объекта или двух ( нескольких ) объектов. Связь является наиболее глубоким проявлением такой совместимости. В социальных исследованиях выделяются различные типы связей: связи функционирования, развития, или генетические, причинные связи, структурные связи и т. д. В гносеологическом плане важным является различие связей объекта и формальных связей, т. е. связей, устанавливаемых только в плоскости знания и не имеющих непосредственного аналога в сфере самого объекта, смешение этих связей неизбежно ведет к ошибкам как в методологии, так и в результатах исследования.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.