На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Зарождение сикхского сепаратистского движения в Пенджабе. Политический аспект движения сикхов в колониальной Индии. Сикхское сепаратистское движение в Пенджабе. Развитие религии, как фактор демократизации общества и пути укрепления духовного согласия.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Междун. отношения. Добавлен: 13.12.2007. Сдан: 2007. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


1
3
СОДЕРЖАНИЕ
    Введение 3
    Глава 1. Зарождение сикхского сепаратистского движения в Пенджабе. 10
    1.1. Сикхизм - движение религиозного протеста. 10
    1.2. Политический аспект движения сикхов в колониальной Индии 11
    Глава 2. Динамика развития сикхского сепаратистского движения в Пенджабе в 1966-2001 годы. 19
    2.1. Развития сикхского сепаратистского движения в Пенджабе в 1966-1983 годы. 19
    2.2. Сикхская проблема в период правления Раджива Ганди 25
    Глава III. Развитие религии, как важный фактор демократизации общества и пути укрепления духовного согласия 30
    Заключение 34
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 38
Введение
В обращении к народу с традиционным ежегодным посланием, где подводятся итоги первых пяти лет независимости. Президент Республики Казахстан Нурсул-тан Назарбаев подчеркнул: "Без международного признания, гарантий гра-ниц со стороны мирового сообщества любые рассуждения о становлении государственности, суверенитете, экономических реформах, развитии со-циальной сферы оставались бы пустым звуком". Назарбаев Н.А. Пять лет независимости. - Алматы: Казахстан, 1996.-624 с. С. 569-570.
Показателем укрепления государственности и его международного авторитета является то, что Республику Казахстан признали 117 государств мира, со 105 из них установлены дипломатические отношения. В Казахста-не открыты более 40 посольств зарубежных стран и 16 представительств международных организаций. Более чем в 40 странах мира Казахстан от-крыл свои дипломатические представительства, стал полноправным чле-ном ООН, ОБСЕ и многих других международных организаций, участни-ком важнейших международных конвенций, договоров Выступление Президента Н. Назарбаева на расширенном заседа-нии Коллегии МИД РК. 14 сентября 1998 г. // Дипломатия жаршысы. Спец-выпуск. 1998. - октябрь. - С. 5..
Процесс вхождения Казахстана как нового государства в мировое сообщество зависит, прежде всего, от выбранного страной курса во внешней и внутренней политике. Установле-ние равноправных дипломатических отношений с другими государствами, двустороннее и многостороннее сотрудничество, проводимые в стране, ре-формы представляют огромный интерес для исследования.
Методологическим ориентиром при написании курсовой работы по теме: «Сепаратистское сикхское движение в штате Пенджаб», стало обращение к трудам и идеям Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева. Глава нашего государства всегда подчёркивал, что внешняя политика нашего государства должна иметь многовекторный характер. Одно из направлений внешней политики Казахстана - развитие отношений со странами Азиатского региона, в частности с такими странами, как Индия и Пакистан.
Многовекторность внешней политики Казахстана направлена на развитие равноправных и диверсифицированных отношений с внешним миром и служит достижению национальных приоритетов страны в условиях глобализации современного мирового сообщества. Это, прежде всего, идея евразийства Президента Н.Назарбаева, которая в октябре 2000 года нашла свое претворение в жизнь - образование Евразийского Экономического Сообщества на основе Таможенного Союза на постсоветском пространстве. Это и поступательный ход процесса подготовки Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, также инициированного Н.Назарбаевым на 47-й Сессии ГА ООН. Нурсултан Назарбаев: Моя цель - построить нормальное демократическое общество //Казахстанская правда. - 2002. - 7 февраля.

Выступая на Саммите тысячелетия ООН в рамках 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, казахстанский Президент Н.А.Назарбаев выдвинул ряд конструктивных предложений:
- ООН и национальные правительства должны четко определить свои позиции в процессах, вызываемых дальнейшей глобализацией;
- Совет Безопасности должен предусмотреть меры по налаживанию взаимодействия и использованию возможностей региональных систем безопасности;
- ООН, Совету Безопасности и мировому сообществу необходимо разработать практические меры по стабилизации ситуации в Афганистане и в Центрально-Азиатском регионе в целом;
- Ядерным державам необходимо перейти к конкретным шагам по ликвидации ядерного оружия.
Приоритетными направлениями казахстанской внешней политики являются поддержание сотрудничества в рамках СНГ и ЦАЭС, развитие отношений со странами Европы в рамках ЕС, обеспечение необходимой динамики сотрудничества с США и другими странами Запада, углубление связей с КНР, Индией, Пакистаном, странами АТР, сотрудничество со странами Ближнего и Среднего Востока. В целом условия для казахстанско-индийского сотрудни-чества во всех областях можно расценить как весьма благо-приятные. Существующая взаимная заинтересованность в его дальнейшем развитии, а также стремление Индии к боль-шей вовлеченности в дела Центрально-азиатского региона позволяют говорить об этой стране как об одном из основ-ных партнеров Казахстана в XXI веке.
Токаев К. К. Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации. - Алматы, 2000. - с.158.
При написании курсовой работы были применены такие методы, как метод синтеза и анализа, сравнительный метод, хронологический и проблемно-методический методы. Данные методы позволили объективно и научно проанализировать развитие внешней политики Индии и современную внешнюю политику Казахстана.
Предметом данного исследования является сикхское сепаратистское движение в индийском штате Пенджаб.
Актуальность этой темы, обусловлена тем, что на данном этапе развития цивилизации, сепаратизм представляет большую угрозу существующему миропорядку. Так как сепаратизм - это обособление какой-либо группы “населения, главным образом на этнической и религиозной основе, выход этой группы и ее территории из-под юрисдикции более крупного государства, частью которого она является, с последующим образованием нового государства” Горовиц Д., Ирредентизм, сепаратизм и самоопределение. М.,1993, стр.145.
.
Необходимо отметить, что последствиями сепаратизма являются три негативных явления.
Во-первых, происходит дробление государств, что осложняет систему мироустройства. С 1945 г. по настоящее время число государств в мире увеличилось в 3,5 раза (с 51 до 189). Причем особенно интенсивно этот процесс происходил в 90-е гг. И причиной его стали внутренние конфликты, тогда как раньше новые государства появлялись в результате межгосударственных вооруженных конфликтов
Компас. Вестник иностранной информации ИТАР_ТАСС, М. 2000г. №11 - С. 19. .
Во-вторых, отношения между вновь образовавшимися и “старыми, материнскими” государствами становятся, как правило, очень напряженными, что обостряет общую обстановку в мире (вспомним Карабах, Приднестровье, Абхазию, Чечню, Таджикистан, Косово, Афганистан, Пенджаб и т.д.).
И, в-третьих, сепаратизм сопровождается экстремизмом и терроризмом, кровопролитием, огромными жертвами, неисчислимыми экономическими потерями, массовыми перемещениями населения, ростом милитаризации.
Если нынешний процесс дробления государств будет продолжаться, то по оценкам экспертов, в обозримом будущем в мире будет 400 государств Международная жизнь. М. 1999, №1, стр. 73. . А поскольку на земном шаре существует около 10 тыс. этнических групп, то можно представить опасность, которую таит в себе не сдерживаемый и не ограниченный ничем сепаратизм. Мировое сообщество в настоящее время уделяет этой проблеме огромное внимание.
Сепаратизм представляет большую угрозу такому крупному современному государству как Индия (население свыше 1млрд. человек). Индия является одним из самых многонациональных государств в мире - там проживает около 700 этнических групп Идентичность и конфликт в постсоветских государствах., М., Московский центр Карнеги , 1997, стр.55. . Практически на всем протяжении существования Индии в ней происходили этнорелигиозные конфликты разной интенсивности и продолжительности. При этом Индийское государство довольно успешно противостоит сепаратизму. В основе этого лежат быстрый рост экономического потенциала страны, усиление интеграционных процессов, преодоление политической нестабильности. Немалую роль играет политика правительства по отношению к сепаратизму, умелое сочетание политических методов борьбы с силовыми. Важным событием на этом пути является принятие 16-ой поправки к Конституции в 1963 году, запретившей незаконные формы борьбы за независимость Плешова М.А. Конституция Индии: 74 поправки за 45 лет.//Ваш выбор, 1994, № 5-6, с.46-48, стр. 47. .
Серьезным фактором политической жизни Индии является сепаратистское движение в штате Пенджаб, где воинственные сикхи довольно быстро прошли путь от мирных до экстремистско-террористских форм борьбы, от скромных претензий на расширение автономных прав до радикалистского требования создания самостоятельного государства “Халистан”.
Степень разработанности темы. Проблема сепаратизма в иностранной научной литературе изучена достаточно хорошо, а именно, можно назвать следующих английских специалистов: A. Chad,G. Robbin, K. Jones, J. Gordon Gordon J.H. The Sikh. Patiala. 1970. , а также индийских: B. Nayar, B. Singh, G. Singh, R. Kapur Kapur Anup Chand. The Punjab crisis. NY. Princeton. 1987. . Книга R. Jeffrey Jaffrey R. What`s happening to India? Punjab, ethnic conflict, Mrs Gandhi`s death &the test for federalism. London. Macmillan Press. 1986.
интересна тем, что автор приводит для подкрепления своих выводов некоторые официальные документы Индийского правительства по сикхскому вопросу.
В литературе же стран СНГ и Казахстана эта проблема в силу идеологических причин практически не рассматривалась (ярким примером тому может служить отсутствие определения термина “сепаратизм” в “Советском энциклопедическом словаре” 1973 года). Лишь в последние десятилетие отечественные исследователи стали уделять этому вопросу достаточное внимание; при этом большинство работ по сепаратизму в Индии освещают в основном конфликты в Кашмире и Северо-восточной Индии, проблема же сикхского сепаратизма изучена лишь в контексте общих сепаратистских движений.
Источниковая база исследования представлена официальными документами Конституция Индии, М., Международные отношения, 1956. и материалами государственных органов Постановление Правительства Республики Казахстан от 9 февраля 2002 года № 197 «О заключении Меморандума о военно-техническом сотрудничестве между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Индия» , выступлениями политических лидеров страны и штата, справочными изданиями и прессой. “White paper on the Punjab situation”. New Delhi. Gov. Of India. 1984.
Представляют интерес работы В.Я. Белокреницкого, Б.И. Клюева, В.Н. Москаленко, А.Л. Сафроновой, Н.И. Семеновой. Белокреницкий В.Л. , Москаленко В.Н., Празаускас А.А., Южная Азия: конфликты и геополитика. М., ИВ РАН 1999. Клюев Б.И. Проблемы национальной дезинтеграции.// Индия-1983, ежегодник. М. Главная редакция восточной литературы. 1985.с.190-206.
В связи с этим, при подготовке к работе, проанализированы научные труды отечественных и зарубежных авторов. Следует назвать таких специалистов как: К.З. Ашрафян Ашрафян К.З., Сикхские националистические течения в Пенджабе.//Народы Азии и Африки.- М., 1984.-№5.- с. 20-28., чья статья в журнале “Народы Азии и Африки” представляет большой интерес для изучения внутрипартийных конфликтов в “Акали дал”; книга , А. Г. Бельского и Д. Е. Фурмана “Сикхи и индусы. Религия, политика и терроризм” Бельский А.Г., Фурман Д.Е. , Сикхи и индусы. Религия, политика, терроризм. М,: “Наука”,1992. содержит наиболее полный анализ событий в Пенджабе с 40-х гг. до начала 90-х, однако, увлекшись политическими перепетиями, авторы совсем проигнорировали социальный аспект.
Статьи А. А. Празаускаса дают полную картину структуры индийского федерализма, однако, автор не дает анализа взаимоотношений центральной индийской и местной сикхской власти, хотя во вступлении об этом анонсирует Празаускас А.А. Федерализм и этнонациональные проблемы Индии.// Индия-1980, ежегодник. М. Главная редакция восточной литературы.1982,с.163-176. Празаускас А.А. Борьба за укрепление единства Индии против сепаратистских тенденций.// Индия-1983, ежегодник. М. Главная редакция восточной литературы. 1985, с.206-220. Празаускас А.А. Этнос, политика и государство в современной Индии. М. “Наука” . Главная редакция восточной литературы.1990.
.
В написании данной работы, мы использовали также такие общенаучные и историко-философские методы, такие как:
Во-первых, хронологический метод (т.е. описание событий во временной последовательности),
Во-вторых, историко-генетический (установление казуальных связей между происходящими событиями и явлениями),
В-третьих, историко-типологический метод (анализ причин возникновения и общих закономерностей проявления сепаратистских тенденций).
Научная новизна темы, определяется самой постановкой данной проблемы, в связи с усилением в различных частях планеты сепаратистских устремлений. Это очень важно, для нашей независимой Республики, которая вступает в мировое сообщество, в тот период, когда разрешение проблем сепаратизма ещё полностью не раскрыто.
Цели и задачи исследования: изучить истоки и причины возникновения сепаратизма в Пенджабе.
В соответствии с этой целью, были сформулированы следующие задачи:
Во-первых, проследить эволюцию сепаратизма в Пенджабе; постараться определить факторы, влияющие на проявление сепаратистских тенденций.
Во-вторых, проанализировать эффективность предпринимаемых мирных политических и силовых мер для подавления сикхского сепаратизма.
В-третьих, оценить современное состояние проблемы.
В-четвёртых, выявить тенденции дальнейшего развития и перспективы сикхского сепаратистского движения.
Практическая значимость работы видится в том, что на основании выявленных тенденции, применить способы разрешения проблем сепаратизма в политической жизни страны и для упрочения национального единства Республики Казахстан.
Исходя из вышеизложенного, структура работы состоит из введения трёх глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Зарождение сикхского сепаратистского движения в Пенджабе.

1.1. Сикхизм - движение религиозного протеста.

Сикхизм - одна из религий Индии. Сикхизм сложился в XV в., когда страна стала местом встречи двух религиозных традиций, исламской и индуистской. Основателем сикхизма был Гуру Нанак (1469-1539).
Нанак, когда ему было предсказана слава великого духовного вождя, отправился в паломничество по индийским святыням, а затем совершил хадж в Мекку. После этого он заявил, что “нет на земле индусов и нет мусульман”. Сам он жил по определенным правилам, которые он выработал, изучая индуизм и ислам. Поэтому можно предположить, что сикхизм вобрал в себя как индуистские, так и мусульманские традиции.
Нанак отрицал деление людей на касты. Он считал, что жить нужно лишь своим собственным трудом, признавал лишь одного бога, но осуждал какое-либо поклонение его материальному воплощению, например, идолам (в сикхизме понятию “Бог” соответствует эпитет “бестелесный”). Впрочем, в сикхизме сохранились и черты, присущие именно индуизму: понятие перевоплощения душ. Последователи учения Нанака стали называть себя сикхами, т.е. учениками. Сикхизм принимали те, кто был недоволен своим социальным положением, т.е. принадлежал к какой-нибудь низкой касте, в основном это были мелкие ремесленники и земледельцы. Своими духовными предводителями после смерти Нанака они выбирали самых достойных, в историю они вошли под названием Гуру, т.е. учитель.
С 1469 по 1539 гг. было всего десять Гуру. При втором из них, Гуру Ангаде (1539-1552) , был введен шрифт гурмукхи (буквально: “из уст Гуру”), предназначенный для записи сикхского священного писания. Четвертый Гуру Рам Дас основал столицу сикхов - город Амритсар. При пятом гуру Арджуне (1581-1606) был составлен священный сикхский канон - “Ади Грантх”. Эта книга считается символичным представителем всех Гуру, сосредоточением их учения и всей божественной мудрости. В “Ади Грантх” содержатся сочинения сикхских Гуру, а также около 6 тысяч стихов религиозного характера. Чтение “Ади Грантх” является главным содержательным элементом сикхского ритуала.
Десятый Гуру Гобинд Сингх (1675-1708) произвел серьезную реорганизацию: упразднил пост гуру и создал новое сообщество сикхов - хальсу, а также армию хальсы. Тогда же были введены атрибуты сикхизма, именуемые “5к” (длинные нестриженые волосы и борода, кинжал, гребень, стальной браслет, кожаные штаны особого кроя).

1.2. Политический аспект движения сикхов в колониальной Индии

В конце XVIII в. правитель одного из сикхских княжеств Ранджит Сингх (1780-1839) создал военное государство сикхов, которое дольше других индийских княжеств сопротивлялось английским колонизаторам. В колониальный период сикхи входили в состав Колониальной Британии, а после объявления независимости Индии остались в составе этого государства.
В современной религиозной и общественно-политической жизни Индии сикхи играют заметную роль. Сикхское сепаратистское движение возникло в середине 40-х гг. ХХ века. Так, в 1944 году сикхская партия “Акали дал” впервые выдвигает требование о создании на территории штата Пенджаб независимого государства Сикхистан.
Несмотря на то, что сама партия была создана еще в декабре 1920 г., за эти 24 года ни разу не прозвучало ни одного предложения о независимости Пенджаба. К такому выводу можно прийти, изучив предвыборные программы лидеров “Акали дал” с 1920 по 1939гг..
В те годы партия занималась претворением в жизнь заявленных при создании целей: “координацией действий отрядов сикхского населения, которые вели борьбу за изъятие контроля над гурдварами из рук махантов”
Бельский А.Г., Фурман Д.Е. , Сикхи и индусы. Религия, политика, терроризм. М,: “Наука”,1992, с. 48.
.
Почему же требования о независимости появились именно в 1944 году? Для этого я нахожу по крайней мере два объяснения:
- во-первых, в 40-е гг. уже стало ясно, что колониальной власти Британии скоро придет конец и Индия обретет независимость. Но ведь сикхи и до прихода английских колонизаторов имели свое независимое государство, т.е. существовал исторический прецедент “существования собственной государственности”.
- во-вторых, Мусульманская Лига (партия, представлявшая интересы мусульман в Индии) уже выдвинула требование об отделении от Индии территорий, где мусульмане составляли большинство с целью создания независимого государства, ядром которого будет штат Пенджаб.
Для сикхов в таком случае возникали следующие перспективы: или они будут жить в неразделенном Пенджабе, ставшем частью нового мусульманского государства, или Пенджаб будет разделен, и в таком случае в Пакистане останется значительная часть сикхов, или они останутся с Индией.
Ни одна из этих альтернатив сикхов не устраивала. В 1946 году “Акали дал” приняла резолюцию, в которой сказано: “Поскольку единство сикхов находится под угрозой из-за постоянных требований мусульман создания Пакистана, с одной стороны, и опасности абсорбции индуистами - с другой, “Акали дал” требует ради сохранения и защиты единства религиозных, культурных и экономических прав сикхской нации создать сикхское государство” Kayran. Talk to Congress. Gov. of India. New Delhi. 1956. - С.80.. По сути, утверждается, что сикхи не смогут ужиться с мусульманами или индусами.
В августе 1947 года была открыта новая страница в истории Южной Азии - Индия и Пакистан были объявлены независимыми государствами. Пятнадцатого августа было объявлено судьбоносное для сикхов решение: границу между Индией и Пакистаном провели так что, вся северо-западная часть Пенджаба была отделена от Индии.
60% процентов населения этой части составляли мусульмане, 26% - индусы, 13% - сикхи, однако именно в результате такого решения разразилась кровавая бойня между сикхами и мусульманами, итогом которой стало примерно 1 млн. погибших и 8 млн. (!) беженцев.
В новом государстве - Индии - индусы и сикхи остались один на один (ранее в их взаимоотношения вмешивались английские власти, которые относились к сикхам очень благожелательно). Теперь в Пенджабе проживало 20 млн. индусов, 16 млн. сикхов и лишь 600 тыс. мусульман. Сикхи отнюдь не составляли в Пенджабе большинства населения, но все административные и военные государственные посты были в их руках. The Washington Post за 3.12.1947 .
.
Поначалу сикхи не спешили вновь выдвигать какие-либо сепаратистские требования. Только в конце 1948 года лидер “Акали дал” заявляет: “Мы хотим иметь провинцию, где бы мы могли сберечь нашу культуру и традиции”. Со временем требования стали расти, чему способствовал комплекс внутренних и внешних факторов:
Заметная диспропорция регионального развития. Англичане в свое время модернизировали сельское хозяйство Пенджаба, и уровень жизни в этом штате был выше, чем в целом по стране.
Заметны культурные и религиозные противоречия между индусами и сикхами.
Много лет существовала партия (“Акали дал”), ставящая своей главной целью обеспечение религиозных интересов сикхов и для достижения этой цели стремящаяся изменить существующие положение в культурно-языковой, социально-экономической и политической сферах жизни.
Имели место провокационные действия Пакистана (не без помощи США).
Сепаратистские настроения в Пенджабе стимулировала помощь сикхской диаспоры из-за рубежа. (Большое количество сикхских эмигрантов проживает в США, Канаде, Франции, Германии и Великобритании)
Честолюбивые замыслы амбициозных деятелей, которые стремились увлечь массы обещаниями “райской” жизни.
Сикхский сепаратизм развивался на фоне общего подъема сепаратистских сил в Индии и был основным его проявлением.
В 1948 году появляется идея создания пенджабиязычного штата. Члены законодательного собрания Пенджаба предоставили в Учредительное собрание Индии, которое занималось разработкой Конституции страны, специальный меморандум с требованием создания штата с сикхским большинством. Требование было отвергнуто. Здесь стоит разобраться с тем, почему индийские власти решили именно так. Во-первых, в то время в Пенджабе проживало 62% индусов и 35% сикхов, однако мест компактного проживания ни тех, ни других не было. Следовательно, если бы требование было удовлетворено, пришлось бы переселять огромные массы людей. Во-вторых, власти опасались, что создание штата с сикхским большинством спровоцирует появление новых сепаратистских идей о полном отделении штата, как оно впоследствии и произошло. В 1953 году “Акали дал” направляет повторное требование о создании Пенджаби суба, т.е. пенджабиязычного штата, но уже в Комиссию по реорганизации штатов.
Следует иметь ввиду, что отмеченное выше соотношение религиозных общин в штате не совпадало с величинами языковых групп населения. Дело в том, что на пенджаби говорили не только сикхи, но и многие индусы, поэтому в процентном соотношении в штате пенджабиязычное населения составляло 51%, а хиндиязычного - 49%.
Индусское население штата выступило против создания Пенджаби суба, т.к. фактически это означало бы дискриминацию индусов (этого мнения придерживались те индусы, которые составляли торгово-промышленную элиту штата, т.к. их интересы сталкивались с интересами сикхов-джатов, традиционно занимающихся сельским хозяйством). Так или иначе, но теперь к религиозным противоречиям добавляются еще экономические и культурно-языковые.
Для лидеров сикхского сепаратистского движения создание Пенджаби суба было не самоцелью. Они надеялись на большее - на независимость от Индии.
Лидер партии “Акали дал” Тара Сингх заявляет, что “прикрытие лозунгом пенджабиязычного штата прекрасно служит целям создания независимого сикхского государства, поскольку такой лозунг не задевает национализма” Jones K.W. Communalism in Punjab?: Arya Samajis contributions// Journal of Asia Studies.- Baltimore-1968.Vol. 28, №1. - P. 40.
.
На несогласие индийского правительства с их требованиями создания Пенджаби суба сикхи прореагировали очень бурно. В 1954 г. появляются многочисленные заявления о вмешательстве властей в их религиозные дела. Индийское правительство обвинили в шовинизме. Акалийские лидеры подталкивали сикхскую общественность к акциям гражданского неповиновения. В следующем году в Амритсаре прошел “митинг с обнаженными кирпанами”, 200 тысяч сикхов демонстрировали свою военную мощь. Тара Сингх объявил голодовку, которую он намеривался закончить только в случае достижения всех своих целей. Индийские власти прореагировали на это довольно жестко: 60 тысяч человек было задержано полицией, 10 тысяч из них были брошены в тюрьмы.
В 1956 году был принят закон о седьмой поправке к Конституции, которая ликвидировала прежнее деление штатов на три категории. Это означало, что все 14 штатов были отныне в равноправном положении.
В основу реорганизации был положен лингвистический принцип, т.е. к 1956 году все штаты за исключением Пенджаба были реорганизованы по языковому принципу. Это, безусловно, не могло не повлиять на сикхов, и они заговорили об их дискриминации.
Тара Сингх заявил: “Сикхи с их внешними отличительными символами могут сохраниться как отдельная община только в том случае, если у них будет власть и они смогут покровительствовать сохранению этих символов”. В подкрепление своих слов он объявил голодовку Gordon J.H. The Sikh. Patiala. 1970. - С. 38..
Следует заметить, что требования сикхских лидеров со временем возрастают. Если ранее они требовали сикхского большинства в штате, что непременно привело бы сикхов к власти, то теперь, не добившись этого, сикхские лидеры желают невозможного: признания сикхов, т.е. меньшинства, титульной нацией штата. Однако у власти находился Джавахарлал Неру, которого некоторые индийские журналисты того времени квалифицировали как жесткого политика Kapur Anup Chand. The Punjab crisis. NY. Princeton. 1987. . Он, конечно, не допустил этого “националистического” (по мнению индусов) пути решения проблемы. Тогда сикхи были вынуждены уменьшить свои аппетиты на некоторое время, взамен они добиваются создания комиссии по расследованию вопроса “дискриминации сикхов”. Результаты не могли понравиться “Акали дал”: комиссия не обнаружила здесь никакого криминала. Многие акaлисты перешли под знамена ИНК Бельский А.Г, Сикхи. Сепаратизм и религия. М.: “Наука” , 1997. - С. 24. .
В 1965 году произошел раскол “Акали дал”. Одна ее часть поддерживала прежнего лидера - Тара Сингха, а другая - Фатеха Сингха. Он, как никто другой подходил на роль харизматичного сикхского лидера: Фатех принадлежал к земледельческой касте джатов - самой влиятельной касте среди сикхов. Его соперник, Тара Сингх, принадлежал к другой касте дхатри (той самой, к которой принадлежали все десять сикхских гуру). Впрочем, доминирующей кастой были все-таки джаты. Они составляли 60% сикхов Jaffrey R. What`s happening to India? Punjab, ethnic conflict, Mrs Gandhi`s death &the test for federalism. London. Macmillan Press. 1986. - Р. 48. . Сикхские лидеры не раз играли на кастовых различиях. Так С. Кайрон, возглавив Пенджабский ИНК, подчеркивал, что он “первый лидер из джатов”
Kayran. Talk to Congress. Gov. of India. New Delhi. 1956. - Р. 23.
. И конечно, Фатех Сингх, постоянно подчеркивавший свой “сельский имидж”, был ближе простым представителям земледельческой касты (а они, как уже отмечалось ранее, составляли большинство). Этим можно объяснить успехи его “Акали дал (Сант)” на выборах в так называемый религиозный парламент сикхов ШГПК в 1965 гг. Симпатии многих сикхов были на стороне Фатеха Сингха во время его активного участия организации отпора китайской агрессии против Индии.
В 1964 г. умирает Неру. Кайрону приходится уйти в отставку. Поэтому вновь усиливаются. (Теперь во главе Пенджабского ИНК не стоит непримиримый врагсоздания Пенджаби суба.) Но в течениевнутреннихсобытий вмешивается внешний фактор: индо-пакистанский конфликт.Сикхи вновь участвуют в военных действиях противиностранногопротивника. В обстановке общего подъема патриотических настроений сикхский сепаратизм слабеет. (Впрочем, военно-патриотический аспект на поверку оказывается не столь однозначным: в декабре 1966 года Генеральный инспектор пограничных войск Пенджаба заявил, что пакистанская межведомственная разведка ISI небезуспешно работает над тем, чтобы создать террористические группировки сикхов на своей территории, а также обеспечить их оружием).
Результатом потепления отношений между двумя общинами становится принятие в 1966г. решения о реорганизации Пенджаба. В результате перекройки прежний штат Пенджаб был разделен на три части:
Новый хиндиязычный штат Харьяна.
Другие хиндиязычные районы включаются в Химчал Прадеш.
Собственно штат Пенджаб, в котором сикхи составляли большинство.
Однако это действие не только не решило старые проблемы, но и создало новые (чисто территориального характера). Индийские власти решили сделать Чандигарх столицей двух штатов и Харьяны, и Пенджаба. При этом Чандигарх на правах “союзной территории” управлялся бы центром. Сикхов это не устраивало. Напряжение в штате вновь стало возрастать. Для ее разрешения индийское правительство предложило в обмен на Чандигарх отдать два города Абохар и Фазилк. Однако эти города не примыкают к Харьяне, а следовательно, были необходимы коридоры для связи с этим штатом. Это оказалось неприемлемо для пенджабцев.

Глава 2. Динамика развития сикхского сепаратистского движения в Пенджабе в 1966-2001 годы.

2.1. Развития сикхского сепаратистского движения в Пенджабе в 1966-1983 годы.

В конце 1966 г. в штате Пенджаб проживало 14,5 млн. сикхов (65%) и лишь 7,7 млн. индусов (35%). Акалисты наконец-то добились создания штата со значительным сикхским большинством. Но в дальнейшем стала заметна тенденция к дезинтеграции сикхской общины. Причины этого, по-моему, следует искать в действиях акалийских лидеров. Еще в 1965 г., как отмечалось выше, “Акали дал” была разделена на две части - “Акали дал (Сант)” и “Акали дал (Тара)”. Таким образом, в новом штате не существовало единой партии, представляющей интересы всех сикхов. Предвыборные программы АД (Сант) и АД (Тара) были ориентированы на разный электорат: АД (Сант) защищала интересы земледельцев-джатов, добиваясь решения аграрных и водных проблем, а АД (Тара), поддерживаемая более образованными слоями (кшатриями), видела свою основную задачу в развитии просвящения и решении языкового вопроса - преподавания пенджаби на гурмукхи во всех школах Пенджаба и Харьяны.
Дробление некогда единой сикхской партии продолжилось. Появились “Акали дал” Гурмана Сингха, “Акали дал” С. Лонговала, а также Объединенная “Акали дал”. Новые сикхские лидеры быстро набирали политический вес.
Отмеченная выше тенденция привела к тому, что на выборах 1967 г. ни одна из фракций АД не получила большинства голосов (даже в коалиции друг с другом). К власти пришло правительство Объединенного фронта во главе с Гурманом Сингхом. В 1969 г. умирает Тара Сингх и его “Акали дал” сливается с партией Фатеха Сингха. Этот факт показал значимость политических деятелей харизматичного толка, способных сплотить вокруг себя вчерашних противников в и различные социальные группы (разумеется, здесь проявляется традиционная роль личности в сикхском обществе). Политическое сплочение сикхов принесло свои плоды: уже в 1969 году на “внеочередных выборах” в законодательное собрание Пенджаба новая “Акали дал” завоевала 43 места (ИНК - 38, коммунисты - 6, “Джан сангх” - 8 ). Усиление сикхского политического влияния насторожило центральное правительство. В 1971 году в штате на полгода вводится президентское правление. В ответ на это Дж.С. Чаухан (известный ученый-сикх, член партии “Акали дал”) выдвигает лозунг о создании “Халистана”.
В период нестабильности сикхская партия нуждалась в помощи и поддержке. И эту функцию взял на себя “сикхский религиозный парламент” - “Широмани гурдвара парабандах комити”. Это обстоятельство как нельзя лучше повлияло на имидж “Акали дал”. Она получила поддержку религиозных лидеров. А как известно апелляция к религиозным чувствам оказывает сильный политический эффект, демонстрируя огромную мощь религиозных идей и символов в деле мобилизации верующих. Это во многом способствовало дальнейшей радикализации “Акали дал”.
Один из лидеров АД Р. Капур заявляет: “Конечная цель национальной интеграции - так, как она осуществляется сегодня, - состоит в индуизации всех религиозных, культурных, этнических меньшинств в Индии. Такая интеграция в конечном счете рассчитана на то, чтобы втянуть сикхов обратно во всеядное чрево индуистского общества, откуда нет возврата” Kayran. Talk to Congress. Gov. of India. New Delhi. 1956. - Р. 154.. Такие высказывания скорее всего были спровоцированы заявлением центрального правительства о том, что сикхизм - всего лишь секта индуизма, а следовательно, ни о какой религиозной борьбе не может идти и речи.
В следующем году умирает другой сикхский лидер - Фатех Сингх. И на этот раз смерть лидера дестабилизирует обстановку в Пенджабе: на выборах 1972 г. “Акали дал” получила всего 24 места. Такая расстановка сил вполне устроила правительство в Дели, видимо поэтому данное правительство Пенджаба находилось у власти весь срок, установленный Конституцией - до 1977 года. Тем более, что правительство Пенджаба возглавил умеренный акалист, лояльный к индийским властям Заил Сингх - будущий президент Индии. В 1975г. произошел очередной раскол “Акали дал” на умеренных и экстремистов. Теперь - это главная разделительная линия внутри сикхского движения.
В 1973 г. “Акали дал” принимает Анандпурскую резолюцию. В ней содержатся обвинения в адрес Индийского правительства. Было заявлено, что “после раздела страны отношение правительства Индии к пенджабцам вообще, и в особенности к сикхам, сводилась к несправедливости, дискриминации, угнетению и насилию, хотя сикхи проявили глубокий патриотизм в борьбе за свободу страны”
India Today за 16.10.1973. . Сикхи требовали предоставления максимальной автономии штату, за центральным правительством оставались бы лишь вопросы внешних сношений, обороны, коммуникаций и выпуск денежных знаков. Были претензии религиозного характера, например, партия добивалась официального запрета на торговлю сигаретами в городе Амритсар, создания гурдвар по всей стране, трансляции сикхских проповедей на пенджаби. Вновь был поставлен вопрос о передаче Чандигарха штату Пенджаб.
В ответ центральное правительство обвинило сикхскую верхушку в “разжигании страстей”, и ни одно из требований “Акали дал” не было принято. В свою очередь позиция “Акали дал” стала жестче и непримиримее.
В 1975 году акалийские лидеры призвали сикхов к проведению акции гражданского неповиновения в ответ на введение чрезвычайного положения. Эта акция проходила под лозунгом “Спасти демократию!”. Тогда же партийный лидер С. Бадал заявил, что “АД всегда выступала поборником демократии и гражданских свобод и теперь будет бороться против этой фашистской тенденции Конгресса, сделавшего большой шаг в направлении диктатуры” Harminder Singh Nanda. Why have the Sikhs taken to extremism?// Expence. Bombay, 1986 . Vol. 1 №6. - P. 192. . Подобные акции прошли по всей стране. В итоге только в Пенджабе было арестовано 40 тысяч человек, что привело к тому, что в 1977 г. на общеиндийских выборах победил не ИНК, а “Джаната парти” (Народная партия).
В 1977 г. состоялись парламентские выборы в законодательное собрание Пенджаба. “Акали дал” получила 58 мест, правительство вновь возглавляет Бадал. Разумеется, основной причиной успеха были внутренние события, но роль при этом играла и общая обстановка в стране и устойчивость центральной власти. В 1978 году происходит стычка между ниранкари и сикхами. Известный французский историк Марк Тюлли объясняет это тем, что “Ниранкари ассоциировались у сикхов с антисикхской индуистской организацией “Арья Самаджи”, которая добивалась ассимиляции сикхов индусами” Jones K.W. Communalism in Punjab?: Arya Samajis contributions// Journal of Asia Studies.- Baltimore-1968.Vol. 28, №1. - P 76. . Весной в городе Амритсар проходило празднование религиозного праздника сикхов. В это же время ниранкари устроили там свою конференцию. Произошло столкновение сикхских фанатиков с представителями ниранкари. Н и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.