На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Учение Сорокина

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 06.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  Введение 

     Социальная  стратификация – центральная  тема социологии. Она описывает социальное неравенство в обществе, деление  социальных слоев по уровню доходов  и образу жизни, по наличию или  отсутствию привилегий. В первобытном обществе неравенство было незначительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала. В сложных обществах неравенство очень сильное, оно поделило людей по доходам, уровню образования, власти.
     Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенный статус и выполняющие определенные социальные функции, объединения этих индивидов на основе их статусных признаков в группы, социально-территориальные, этнические и иные общности. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы и т.д., указывая на различное положение людей по  отношению друг к другу. Таким образом, социальная структура — это строение общества в целом, система связей между его основными элементами.
     Термин  «стратификация» был заимствован  из геологии, где он обозначает расположение пластов Земли по вертикали. Социология уподобила строение общества строению Земли и разместила социальные слои (страты) также по вертикали. Но первые идеи о социальной стратификации встречаются у Платона (выделяет три класса: философы, стражи, земледельцы и ремесленники) и Аристотеля (также три класса: «очень зажиточные», «крайне неимущие», «средний слой»). Окончательно идеи теории социальной стратификации оформились в конце 18 века благодаря появлению метода социологического анализа.
     Основой стратификации в социологии выступает  неравенство, т.е. неравномерное распределение  прав и привилегий, ответственности  и обязанностей, власти и влияния. Первыми пытались объяснить природу  социальной стратификации К.Маркс  и М.Вебер. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Социальная стратификация и социальная мобильность 

     Неоднородность  общества, его объективное деление  на разные социальные группы нашли  своё отражение в теории социальной стратификации и социальной мобильности  П. Сорокина. Согласно этой теории всё  общество делится на различные слои – страты, которые различаются  между собой по уровню доходов, видам  деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т.д. К  основным формам социальной стратификации (или расслоения общества) Сорокин  отнёс экономическую, политическую и профессиональную. По его мнению, социальная стратификация – это  естественное и нормальное состояние  общества. Она объективно обусловлена  существующим общественным разделением  труда, имущественным неравенством, разными политическими ориентациями и т.п.
     Меняя профессию или вид деятельности, своё экономическое положение или  политические взгляды, человек переходит  из одного социального слоя в другой. Этот процесс получил название Социальной мобильности. П. Сорокин подразделяет социальную мобильность на горизонтальную и вертикальную.
     Горизонтальная  мобильность означает переход человека из одной социальной группы в другую, находящуюся в целом на том  же уровне социальной стратификации, скажем, когда сельский житель становится городским, однако профессия и уровень доходов  у него остаются прежними. Вертикальная мобильность – это переход  людей из одного социального слоя в другой в иерархическом порядке, например, из низшего слоя общества в более высокий или же обратно  – из высшего слоя в низший.
     Объективной основой существования вертикальной мобильности выступает, в частности, экономическое неравенство людей, «которое выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых  и бедных слоёв населения».
     При этом люди, принадлежащие к высшему  слою в каком – то одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другим параметрам, и наоборот. Представители высших экономических  слоёв одновременно относятся к  высшим политическим и профессиональным слоям. Неимущие же, как правило, лишены гражданских прав и находятся  в низших слоях профессиональной иерархии. Таково общее правило, хотя существует и немало исключений.
     Как считал Сорокин, социальная мобильность  – такое же естественное и неизбежное явление, как и социальная стратификация, на основе которой она существует. Это касается как восходящей, так  и нисходящей социальной мобильности, в процессе которых люди перемещаются вверх по социальной лестнице. Он обосновал  такое понятие, как «социальное  пространство», суть которого раскрывается через понятия «высшие и низшие классы», «продвижение по социальной лестнице», «социальная дистанция» и др.

    2. Социальная стратификация Питиримы Сорокина

 
     Сорокин одним из первых в социологии вводит в научный оборот понятие «социального пространства», которое он определяет как «некая вселенная, состоящая  из народонаселения Земли» [8, с.298]. В  данном пространстве индивид занимает определенное место, которое имеет  горизонтальное и вертикальное измерение. Позицию любого человека П. Сорокин  называет «социальным положением», определяя его как совокупность связей индивида «со всеми группами населения, внутри каждой из этих групп, т.е. с её членам» [8, с.299]. Также он говорит о движении индивидов  в этом пространстве, разделяя его  на два класса: «вертикальную мобильность» и «горизонтальную мобильность». В соответствии с этим «передвижение  по социальной лестнице вверх принято  считать социальным восхождением, а  перемещение вниз – социальным спуском» [8, с.301]. Горизонтальная мобильность  же включает движение индивида, не влекущее за собой изменений в его статусе. Сюда можно отнести смену места  жительства, веры исповедания и т.д.
     После этих замечаний Сорокин дет определение  «социальной стратификации». «Социальная  стратификация – это дифференциация некой совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании  высших и низших слоев. Её основа и  сущность – в неравномерном распределении  прав и привилегий, ответственности  и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния  среди членов того или иного сообщества» [8, с.302]. Социальная стратификации –  это социальное пространство, в котором  расстояния по вертикали и горизонтали  не равны. Точками в пространстве являются социальные статусы. Расстояние между токарем и фрезеровщиком  одно, оно вертикальное. Мастер –  начальник, рабочий – подчиненный. У них разные социальные ранги. Хотя дело можно представить и так, что мастер и рабочий расположатся на равном расстоянии друг от друга. Так  произойдет, если мы будем рассматривать  того и другого не как начальника и подчиненного, а всего лишь как  работников, выполняющих разные трудовые функции. Но тогда мы перейдем из вертикальной в горизонтальную плоскость.
     Не  стратифицированного, «плоского» общества не существует, никогда не было и  не будет. Социальное неравенство –  это неотъемлемая характеристика любого из них. Как и Вебер, Сорокин использует многомерную стратификацию, имеющую  три основных направления: экономическую, политическую и профессиональную. Это  означает, что мы должны разделять  общество по критериям дохода и богатства (накопления), по критериям влияния  на поведение членов общества и, наконец, по критериям, связанным с успешным исполнением социальных ролей, наличием знаний, умений, навыков и интуиции, которая оценивается и вознаграждается  со стороны членов общества.
     Однако  этими тремя характеристиками стратификации  он не ограничивается, выделяя небазисные, такие как возраст, культурно-речевая  принадлежность и т. д. Из множества  групп, на которые разделяется общество, важнейшими «простыми» расслоениями, Сорокин считает расслоения:
    по семейной принадлежности
    по государственной
    по расовой
    по профессиональной
    по имущественной
    по религиозной
    по объемно-правовой
    по партийной
     Из  сочетаний простых расслоений (группировок) складываются сложные группы. Сложные  группы бывают:
      типичные и не типичные для данного населения. Причем, из типичных важны класс и национальность.
      внутренне антагонистические и внутренне солидарные.
     Сорокин считает, также как и Вебер, что  индивид, имеющий определенную позицию  в экономической структуре общества, как правило, будет иметь на том  же уровне и политическую, и профессиональную: «Представители высших экономических  слоев одновременно относятся к  высшим политическим и профессиональным слоям. Неимущие же, как правило, лишены гражданских прав и находятся  в низших слоях профессиональной иерархии» [9, с.297]. Однако тут же он оговаривается, что это не общее правило, считая, что социальная стратификация далека от совершенства: «Так, к примеру, самые  богатые далеко не всегда находятся  у вершины политической или профессиональной пирамиды, так же и не во всех случаях  бедняки занимают самые низкие места  в политической и профессиональной иерархиях» [9, с.297].
     Говоря  об экономическом статусе группы, следует выделить два основных типа изменений. Первый относится к экономическому падению или подъему группы; второй – к росту или сокращению экономической  стратификации внутри самой группы. Первое явление выражается в экономическом  обогащении или обеднении социальных групп в целом; второе выражено в  изменении экономического профиля  группы или в увеличении – уменьшении высоты экономической пирамиды. Другими  словами, группа имеет две характеристики: экономический статус, высоту и профиль  экономической стратификации (так  называемая структурная пирамида). П. Сорокин пишет об этом так: «Если  экономический статус членов некоего  общества неодинаков, если среди них  имеются как имущие, так и неимущие, то такое общество характеризуется  наличием экономического расслоения…которое выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых  и бедных слоев населения» [9, с.300].
     П.А. Сорокин определяет политическую стратификацию  так: «Если в пределах какой-то группы существуют иерархически различные  ранги в смысле авторитетов и  престижа, званий и почестей, если существуют управляющие и управляемые, тогда  независимо от терминов (монархи, бюрократы, хозяева, начальники) это означает, что такая группа политически  дифференцирована» [9, с.300].
     Политическая  стратификация отличается универсальностью  и постоянством, но это не означает, что она всегда и везде была идентичной. Из множества общественных сил, способствующих политической стратификации, большую роль играет увеличение размеров “политического организма” и разнородность  населения.
     В свою очередь, профессиональная стратификация  определяется как разделение общества «на группы по роду их деятельности, занятиям», где некоторые профессии  считаются более престижными  в сравнении с другими и  «члены той или иной профессиональной группы делятся на руководителей  различного ранга и на подчиненных» [9, с.301]. Необходимо отметить, что определенные классы профессий всегда составляли верхушку социального слоя, в то время как другие профессиональные группы  всегда находились  в низах  стратификации. Важнейшие профессиональные классы не располагаются горизонтально, то есть на одном и том же социальном уровне, а, как бы накладываются друг на друга. Кроме этого феномен  профессиональной стратификации обнаруживается и внутри каждой профессиональной сферы.
     Заслуживают внимания также рассуждения Сорокина об основных типах «флуктуаций», влияющих на степень стратифицированности общества в политических, экономических и  профессиональных координатах. Где  под степенью стратифицированности, понимается длина расстояния между  индивидами, занимающими определенные позиции в обществе.
     П.А. Сорокин считает, что в обществе нет постоянной тенденции ни к  всеобщему равенству, ни к чрезмерной дифференциации, то есть постоянная тенденция  социальной пирамиды (где на вершине  наиболее привилегированные слои, а  в основании – наименее) к возвышению дополняется не менее постоянной тенденцией к уравниванию. Когда  данная пирамида в экономически, политически  или профессионально слишком  вытягивается вверх, то силы противодействия, в форме революций, переворотов  и т.д., «отсекают» её вершину, превращая  в трапецию. Но затем на место  этих сил приходят вновь те, которые  приводят к её росту. Данное чередование  повторяется циклически, то есть, по мысли П.А. Сорокина, линии общественного  развития наиболее адекватно соответствует  синусоида.  
 
 
 
 
 

     3. Социальная мобильность: типы, виды, измерение. 

     Социальная  мобильность – это перемещение  индивидов или их групп между  различными уровнями социальной иерархии (т.е. мобильность – это изменение  места в социальном пространстве).
     Начало  изучению явления социальной мобильности  положил П.А.Сорокин. Он рассматривал данный процесс как выполнение жизненной  социальной функции.
     Основными характеристиками социальной мобильности  выступают: направление, разновидность  и направленность. В зависимости  от различного сочетания этих характеристик  выделяют следующие виды и типы мобильности.
     Основными видами социальной мобильности являются:
    межпоколенная (интергенерационная, межгенерационная) – это изменение положения в социальном пространстве индивида по сравнению со статусом родителей;
    внутрипоколенная (интрагенерационная) – это сравнение позиций, занимаемых одним и тем же индивидом в разные моменты трудовой жизни.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.