На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Политико-правовой режим в современной России.doc

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 06.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
      КАЛИНИНГРАДСКИЙ ПОГРАНИЧНЫЙ ИНСТИТУТ
        ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ  БЕЗОПАСНОСТИ
        РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
      __________________________________________________ 
Кафедра государственно-правовых дисциплин
 

      КУРСОВАЯ  РАБОТА
      ПО  ДИСЦИПЛИНЕ «Теория  государства и  права»
      ТЕМА:
      «Глобальные проблемы человечества и функции государства». 

                                                                                    Выполнил:
                                                                     Курсант 460 учебной группы
                                                                               Шильников Виктор Сергеевич
                                                                                    Научный руководитель:
                                                               
                                                                                    Преподаватель кафедры                                                                                                                                                                                                                                                            
                                                                          Государственно-правовых дисциплин
                                                                                     Подгорный Н.А.
                                                          
 
 
 
 
 
 
 
 

      Дата  защиты______________
      Оценка___________________ 

      Калининград - 2011 

 

       Содержание: 

 

Введение

 
      Особенности современного мира, вошедшего в XXI век, заключаются в том, что он, с одной стороны, охвачен всеобщей научно-технической революцией и научно-техническим прогрессом, достиг фундаментальных социальных сдвигов, во многом руководствуется теорией нового политического мышления, а с другой - пестр, многолик, пронизан противоборствующими тенденциями, острыми противоречиями, доходящими до конфликта. Это сложный, целостный мир, стремящийся к стабилизации на основе решения обострившихся глобальных проблем.
      Глобальными считаются проблемы, охватывающие население  всего земного шара, всеобщие, т.е. относящиеся ко всем и каждому государству, которые не могут быть решены одним, отдельно взятым государством.
      Данная  работа посвящена влиянию права на решение с его помощью глобальных проблем человечества.
 

1. Общая характеристика глобальных проблем человечества

 
      Глобальные  проблемы обладают следующими признаками1:
      Во-первых, эти проблемы затрагивают интересы всего человечества, а в перспективе и будущее существование человеческого общества, т.е. имеют общепланетарный характер.
      Во-вторых, эти проблемы проявляют себя как объективные характеристики развития общества во всех или в большинстве регионов мира.
      В-третьих, их нерешенность создает угрозу для будущего человечества, препятствует прогрессу общества, что делает их неотложными.
      В-четвертых, они могут быть решены только благодаря усилиям всего мирового сообщества, большинства или многих государств.
      В-пятых, они предполагают примат международного права, т.е. неукоснительное соблюдение всеми государствами международных норм, повышение роли институциональных механизмов современного международного права, осознание всеми значимости международного суда как конечной инстанции по разрешению международных споров юридического характера и важности международных переговоров на основе посредничества или партнерства при урегулировании споров политического, территориального, национального и другого характера.
      Принято выделять несколько групп глобальных проблем2:
      международное сотрудничество и упрочение мира;
      обеспечение прав и свобод человека;
      национальная  и международная безопасность;
      экология;
      народонаселение или установление демографического равновесия планеты;
      научно-техническая  революция и использование ее результатов для преодоления отсталости;
      международное сотрудничество в борьбе с преступностью  и другими антиобщественными  явлениями.
      Указанные группы проблем тесно между собой  связаны, а поэтому решение их взаимообусловленно и должно быть комплексным. Содержание их можно конкретизировать следующим образом:
      1) предотвращение мировой ядерной катастрофы, прекращение гонки вооружений, испытаний ядерного оружия;
      2) обеспечение международного сотрудничества и партнерства в экономической, политической, экологической, духовно-культурной и других областях;
      3) преодоление разрыва в уровне экономического роста между государствами развитыми и развивающимися;
      4) ликвидация или уменьшение энергосырьевого, продовольственного, демографического кризиса (или предкризисного состояния), соблюдение требований экологии, совместное освоение космического пространства и т.д., т.е. создание условий выживания и нормального существования, относящихся к взаимоотношениям человека и среды обитания;
      5) использование достижений научно-технического прогресса для совершенствования систем здравоохранения и просвещения, социального и духовного развития личности и т.д.;
      6) международное сотрудничество в борьбе с терроризмом, наркобизнесом, взрывами самолетов, попытками преступников скрыться от правосудия за рубежом, сбытом похищенного или "отмыванием" преступных доходов за границей, незаконным оборотом наркотиков, культурных ценностей и оружия и т.д.
      Нормализация  международных отношений в экономике, в сфере информации, в экологии может быть осуществлена на основе широкой интернализации, партнерства, поиска баланса интересов государств, т.к без этого невозможна стабильность на планете. Основной исходный принцип взаимоотношений между государствами и во внутренней политике каждого государства прост: ядерная война не может быть средством достижения политических, экономических, каких бы то ни было иных целей, что означает коренной отход от традиционных представлений о войне и мире. В глобальном ядерном конфликте не оказалось бы ни победителей, ни побежденных и неминуемо погибла бы вся цивилизация. Соответственно в основу международной политики должны быть положены общечеловеческие морально-этические принципы и нормы, способные гуманизировать межгосударственные отношения. В этом контексте решение глобальных проблем экономического развития, экологии и др. должно служить обеспечению прочного и справедливого мира, с одной стороны, развитию личности, общества и государства - с другой. Провозглашен и осуществляется приоритет общечеловеческих ценностей, прежде всего выживания и прогрессивного развития человечества. Отсюда конверсия, закрытие ядерных полигонов, цивилизованное решение экономических и экологических проблем.
      Законодательство  России по глобальным проблемам приводится в соответствие с международными стандартами. Но, к сожалению, в России имеются большие трудности, связанные с событиями, порожденными переходным периодом в развитии общества и государства. В результате не все государственные программы полностью финансируются, не все законодательство материально и организационно обеспечено.
 

2. Государство, право и экология

 
      Проблема  охраны окружающей среды, экологической  безопасности является, по общему мнению, наиболее значительной среди всех проблем, с которыми столкнулось человечество в XX в. и которые признаны глобальными. Это обусловлено тем, что все остальные проблемы, от которых зависит само существование человека, так или иначе связано с экологией. Негативное влияние человека на окружающую среду идет по многим направлениям.
      В решении экологической проблемы большую роль могут сыграть государство и право, реализация ими природоохранительной функции.
      Можно выделить следующие направления  государственно-правового воздействия  на решение экологических проблем3.
      Во-первых, это совершенствование правового  регулирования природоохранительной деятельности. Законодательство закрепляет:
      режим природопользования (порядок использования земли, эксплуатации лесных угодий, порядок восстановления причиненного в результате пользования ущерба, улучшения состояния земельных и других угодий и пр);
      выделение особо охраняемых, режимных объектов (заповедники, заказники и т.п.), режимы их функционирования;
      социальные  и технические стандарты (например, нормы ПДК - предельно допустимых концентраций различных веществ в воздухе, воде, санитарно-гигиенические нормативы и т.д.);
      порядок осуществления контроля и надзора  за реализацией соответствующих  правовых предписаний, средства защиты и охраны среды;
      уголовно - и административно-правовые запреты (ответственность за загрязнение среды, браконьерство, незаконную порубку леса и др.);
      процедуры решения спорных вопросов, реализации юридической ответственности, средства юридической защиты должностных  лиц, осуществляющих природоохранительную деятельность и пр.
      В России Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется органами исполнительной власти общей компетенции и специально уполномоченными органами в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
      Органами  общей компетенции, осуществляющими государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, являются: Президент РФ; Правительство России; Советы министров республик в составе РФ; администрация иных субъектов РФ, а также органы местной администрации.
      В частности, в соответствии со ст.5 Закона "Об охране окружающей среды" 2002 г. к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:
      обеспечение проведения федеральной политики в  области экологического развития РФ;
      разработка  и издание федеральных законов  и иных нормативных правовых актов  в области охраны окружающей среды  и контроль за их применением;
      разработка, утверждение и обеспечение реализации федеральных программ в области  экологического развития РФ;
      объявление  и установление правового статуса  и режима зон экологического бедствия на территории РФ;
      координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия;
      установление  порядка осуществления государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), формирование государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды и обеспечение функционирования такой системы;
      установление  требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды;
      установление  порядка определения размера  платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
      организация и проведение государственной экологической  экспертизы;
      установление  порядка лицензирования отдельных  видов деятельности в области  охраны окружающей среды и его  осуществление;
      осуществление международного сотрудничества РФ в  области охраны окружающей среды;
      В настоящее время в России функционируют  следующие специализированные органы управления охраной окружающей среды: Министерство природных ресурсов РФ, Государственный комитет РФ по ведению земельного кадастра, Государственный комитет РФ по рыболовству.
      Во-вторых, это правоохранительная деятельность соответствующих органов государства, направленная на обеспечение законности в сфере природопользования и  охраны окружающей среды, в том числе:
      организация и деятельность суда, прокуратуры, органов  внутренних дел;
      организация и деятельность выполняющих природоохранительные задачи комиссий и иных организаций (лесоохраны, рыбоохраны и пр);
      деятельность  администрации соответствующих  государственных учреждений, предприятий, организаций (в том числе администрации заповедников, заказников и пр.).
      В-третьих, деятельность государства в сфере  международно-правовых отношений. Здесь можно указать на следующие формы:
      участие государства в работе международных организаций, осуществляющих экологическую деятельность;
      сотрудничество  с Международным союзом охраны природы  и другими подобными неправительственными организациями;
      обеспечение реализации международно-правовых соглашений и иных документов, направленных на решение природоохранительных задач (Общесистемная программа ООН по окружающей среде и др.).
      В-четвертых, немалое значение имеют и неправовые формы природоохранительной деятельности государства. Здесь можно указать на организацию экологического воспитания населения, экологической пропаганды, сотрудничество с общественными объединениями, осуществляющими природоохранительную деятельность, вовлечение в эту работу широких слоев населения.
      Принцип международного сотрудничества в настоящее  время является одним из основополагающих в международно-правовом регулировании охраны окружающей среды. На нем основываются практически все действующие и разрабатываемые в данной области международно-правовые акты.
      Так, в Стокгольмской декларации принципов 1972 г., содержание принципа сотрудничества (принцип 24) раскрывается следующим образом: "международные проблемы, связанные с охраной и улучшением окружающей среды, следует решать в духе сотрудничества всех стран, больших и малых на основе равноправия. Сотрудничество, основанное на многосторонних и двусторонних соглашениях или другой соответствующей основе, крайне важно для организации эффективного контроля, предотвращения, уменьшения и устранения отрицательного воздействия на окружающую среду, связанного с деятельностью, проводимой во всех странах, и это сотрудничество следует организовывать таким образом, чтобы в должной мере учитывать суверенные интересы всех государств".
      В зависимости от конкретных проблем  природоохранное сотрудничество может  быть отнесено к сфере политического, экономического, научно-технического или правового сотрудничества государств. При этом, если сотрудничество по политическим вопросам направлено, прежде всего, на создание благоприятных международных условий, способствующих решению задачи охраны окружающей среды, то, например, сотрудничество в правовой области ведет к разработке и принятию международно-правовых принципов и норм, определяющих правовую природу и статус окружающей среды, цели осуществления природоохранной деятельности и международного сотрудничества в этой области, укрепляющих международный правопорядок, а также прогрессивно развивающих и кодифицирующих международное экологическое право.
      К таким источникам относятся, например, Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г., Всемирная Хартия природы 1982 г., Декларация РИО-92 и т.д.

3. Проблемы построения правового государства и соблюдения прав человека

 
      Важной  глобальной проблемой человечества является соблюдение прав человека. Институт прав и свобод человека и гражданина является центральным в современном праве, ибо в нем заложены ключевые гарантии защиты народа в целом и каждого конкретного человека и гражданина от произвола государственной власти, что, в свою очередь, является неотъемлемым условием нормального функционирования и развития правового государства.
      Наиболее  часто встречающаяся в исследованиях, в юридических и социологических  пособиях и популярной литературе является классификация ООН, в которой  выделены следующие группы правового  статуса человека и гражданина:
      1. Гражданские права.
      2. Политические права.
      3. Экономические права.
      4. Социальные права.
      5. Культурные права.
      Разграничение конституционных (основных) прав и свобод человека на личные, политические и социально-экономические - наиболее распространенное основание их классификации. В отечественной литературе подвергнута справедливой критике концепция иерархии прав по степени их значимости. В частности, отмечаются "зигзаги восприятия роли социально-экономических прав", попытки объявить их "социалистическим изобретением", неизвестным "цивилизованным странам". Эти права якобы лишены качеств "юридических возможностей, защищаемых судом". Смягченным вариантом такого подхода является оттеснение на второй план социально-экономических прав как прав иного порядка в сравнении с личными неотъемлемыми правами, относимыми к "высшему разряду". 4 Однако, думается, вряд ли оправдано такое противопоставление прав - все они для личности важны и нужны, каждая их группа по-своему выражает ее интересы. Более того, именно сейчас российские граждане на себе почувствовали значимость многих социально-экономических прав, которые ранее были в большей мере гарантированы, чем сейчас, когда складываются "несоциалистические" отношения. Утрата этих завоеваний особенно остро ощущается в наши дни.
      Новая Россия, следуя курсом реформ, восприняла основные требования, принципы и стандарты мирового сообщества в гуманитарной сфере, взяла на себя определенные обязательства по соблюдению прав человека, согласилась с тем, что эти права являются естественными и неотчуждаемыми, даны человеку от природы, обязательны для всех, и, прежде всего для самой власти, призванной гарантировать их беспрепятственное осуществление. Она безоговорочно признала соответствующие международно-правовые акты в данной области, приняла собственную Декларацию прав человека и гражданина. В Конституции РФ закреплено положение о том, что права человека являются высшей социальной ценностью, что их соблюдение - первейшая обязанность государства. Впервые в отечественной истории введен специальный пост Уполномоченного по правам человека, т.е. появился новый правозащитный институт.
      Однако  ученые-правоведы обращают внимание и на другую сторону вопроса. "Конституция - не литературное произведение, а строгий юридический документ. Его смысл не в том, чтобы до предела насытить текст красивыми фразами из международно-правовых актов о правах человека. Конституция должна опираться на традиции и реалии собственной страны, ее нормы, особенно если это касается прав человека; она действительно призвана давать человеку возможность жить по меркам цивилизованного мира. Иначе вся правовая система будет оставаться ущербной и неполноценной". 5
      Русский дореволюционный юрист П.И. Новгородцев писал, что среди прав, которые обыкновенно помещаются в декларациях, нет одного, которое по всем данным должно было бы найти место в символе веры современного правосознания: это - право на достойное человеческое существование. Признание этого права имеет не только нравственное, но и юридическое значение. 6
      В наше время подобное право закреплено в соответствующих международных документах. В частности, во Всеобщей декларации прав человека 1948 года говорится: "Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи" (ст.3). "Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход, социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и членов его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам" (ст.25).
      К сожалению, такое право в действующей  Конституции РФ четко не прописано. В ней лишь говорится, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Как видим, указанные выше международные стандарты по данной важнейшей позиции не соблюдены. Причины понятны - государство пока не в состоянии выполнить эти требования. Напротив, оно постоянно призывает своих граждан "жить по средствам". Помимо необеспеченности и негарантированности прав, они еще и грубо нарушаются как криминальными элементами, так и самой властью, ее представителями.
      Эффективное взаимодействие государства и права  способствует образованию "правового государства". Это государство, построенное на правовых началах, признает и осуществляет требования права во всех сферах общественной жизни, ограничивает свою деятельность в соответствии с правовыми установлениями.
      Если  обобщить все критерии, выделяемые в науке при характеристике правового  государства, то они сводятся к следующим:
      1) господство права в общественной и политической жизни;
      2) незыблемость естественных прав и свобод личности, их гарантированность и реальность осуществления;
      3) взаимная ответственность государства и личности;
      4) принцип разделения властей.
      Господство  права предполагает, во-первых, правовую организацию государственной власти, т.е. создание и формирование всех государственных структур строго на основе законов; во-вторых, правовой характер принимаемых законов, иначе говоря, они по своему содержанию должны быть справедливыми, основываться на естественных, неотчуждаемых правах и свободах человека; в-третьих, связанность государства им же созданными законами, самоограничение государства законом, установление правом рамок для деятельности государства и его органов.
      Незыблемость  естественных прав и свобод личности означает признание и реальное обеспечение  равенства всех людей как субъектов  правового общения перед законом. Все должны обладать равной правосубъектностью, равными возможностями для достижения каких-либо не противоречащих закону целей.
      Кроме того, государство должно не только признавать, но и гарантировать естественные права человека. К числу этих прав относятся: право на жизнь, на человеческое достоинство, неприкосновенность жилища, личности, свобода передвижения, свобода совести и др.
      Взаимная  ответственность государства и  личности означает, что государство  и личность в своих взаимоотношениях выступают равными партнерами и  обладают взаимными правами и  обязанностями. Государство вправе не только требовать от личности исполнения установленных законом обязанностей, но и само несет перед личностью определенные обязанности. В правовом государстве должны существовать возможности, позволяющие личности требовать от государства исполнения его обязанностей. Такие возможности предоставляет судебный порядок обжалования действий и решений государственных органов и должностных лиц, которыми нарушены права и свободы граждан. Согласно ст.46 Конституции РФ, "каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд".
      Принцип разделения властей предполагает относительно самостоятельное функционирование трех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной, опирающихся на систему сдержек и противовесов. Действие этого принципа нацелено на то, чтобы ни одна из ветвей власти не смогла узурпировать власть в государстве. Для этого существует система сдержек и противовесов. Однако разделение властей не абсолютно: оно предполагает единство ветвей власти, их согласованное действие на основе общих принципов.
      Для построения правового государства  в России необходим комплекс мер, в том числе и законодательных, по всем вышеперечисленным критериям.

4. Государство, право и народонаселение

 
      Проблема  народонаселения - одна из глобальных проблем современности, выдвинувшаяся на первый план и тесно связанная, прежде всего, с проблемами мира, жизнеобеспечения и преодоления отсталости. Прямо или косвенно она входит в содержание каждой из четырех сфер деятельности государства: экономической, политической, социальной и духовной, но прежде всего - социальной.
      Развитие  человеческого общества, возникновение и функционирование государств имеет своей конечной целью производство и воспроизводство непосредственной жизни, включающее производство двух видов: производство средств к жизни и продолжение рода. Считается, что глобальная проблема народонаселения не только и не столько в росте численности населения планеты вообще, сколько в неравномерности роста этой численности в различных странах и регионах из-за особенностей демографических и социально-экономических процессов, что приводит к перераспределению численности населения по регионам мира, а также внутри регионов между городским и сельским населением. Воспроизводство населения - это процесс непрерывного возобновления поколений людей в результате взаимодействия рождаемости и смертности.
      Наряду  с социальным и национальным, демографический фактор является главным для большинства процессов, которые характеризуют уровень развития производительных сил и характер производственных отношений, т.е. те условия, при которых жили и живут люди.
      Государственное управление демографическими процессами имеет целью оптимизацию величины трудовых ресурсов, т.е. населения как производителя материальных благ, а также поддержание достойного и достаточного уровня его жизни как потребителя этих благ.
      Осуществляя свои функции, государство использует правовые и неправовые (организационные) методы7. В этой связи важно отметить существенную роль законодательства, относящегося к блоку отраслей, регулирующих социальное развитие: трудовое, авторское законодательство, законодательство о социальном обеспечении, в том числе пенсионное, жилищное законодательство, законодательство об образовании и здравоохранении, брачно-семейное законодательство, другие отрасли. Принятие и реализация этого законодательства зависят от успешности функционирования государства.
      Каждое  государство осуществляет определенную демографическую политику, которая  является частью социально-экономической  политики и, естественно, тесно связана  с духовно-нравственной сферой. Ее главные направления следующие: воспроизводство и миграция населения; формирование его образовательного потенциала; состав и структура трудовых ресурсов; профессиональная ориентация; трудоустройство; занятость населения. Все сведения об этих процессах фиксируются в государственной статистике и, в частности, при проведении переписи населения, находятся в поле зрения законодательной и исполнительно-распорядительной властей. Главные показатели при этом - количество и качество населения.
      Предметом этой политики является семья, как та общественная структура, в которой прежде всего происходит воспроизводство человека - члена общества. Поэтому значительное большинство конституций не обходят ее своим вниманием. Типичной в этой отношении является статья 24 японской Конституции, где указано, что все вопросы брака и семьи должны регулироваться законами, исходящими из принципа личного достоинства и равенства полов, что семья - основа сохранения и развития нации.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.