Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Комплекс неполноценности, психологические факторы возникновения и проявления

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 06.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Введение  

     Комплексы - дети бессознательного, и попадают они туда разными путями. Чаще всего  они появляются в раннем детстве, о котором человек без специальных  усилий вспомнить уже не может. В  этом случае в основе комплекса лежит  какое-либо сильное желание ребенка, которое не смогло осуществиться (хотел покачать любимую маленькую сестру в коляске, но нечаянно уронил ее; мечтал проснуться рядом с отцом, но тот внезапно уехал, а ребенок проснулся один в пустой темной комнате и т.п.). Тяжелое переживание отделяет травмирующий эпизод подобно стенке, вытесняет его из сознания и превращает в комплекс. Иногда сильные неосуществленные желания, которые не осознавались, способны порождать комплексы и во взрослом возрасте (обычно они бывают связаны с общественным или материальным положением человека, с его сексуальными переживаниями).
     Другой  путь сложнее. В истории человечества некоторые поступки и ситуации встречались  столь часто и были столь значимы, что оказались закреплены в глубоких слоях бессознательного у каждого из людей (в той области, которую К.Г.Юнг назвал "коллективным бессознательным"). Подобные поступки описаны уже в древних мифах, которых человек может даже и не знать.
     Иногда  эти ситуации содержат напряжения, могущие породить комплекс: например, запретное стремление к сексуальной близости с одним из родителей, получившее название комплексов Эдипа (у мальчиков) и Электры (у девочек). Попав в подобные обстоятельства, наш герой "вспоминает" и воспроизводит чужие поступки - подвиги и грехи. В подобных случаях комплексы залегают еще глубже, и обнаружить их еще труднее.
     Итак, комплекс - это болевая точка, которая  может не проявлять себя, пока на нее не нажали. Но если нажали - комплекс расправляется, напоминает, что он тоже жилец нашего дома, его нужно холить, лелеять и кормить. Вот тут-то и кроется основная опасность. Прорастая незаметно, комплекс может подчинить себе всю жизнь человека.
     Поэтому его лучше вовремя остановить. А сначала - распознать. Это дело нелегкое, потому что комплексы живут "шиворот-навыворот". Они никогда не заявляют о себе правдивым языком, а изъясняются намеками: "нет" подразумевает "да", "разумеется" - "ни за что на свете", показная сила - стыдливую слабость и т.д. Как же о них можно догадаться?
     Каждый  человек иногда ошибается - "шел  в комнату, попал в другую…". Редко кто не оговаривался: вместо "танцевать" - "целовать", вместо "позвольте мне открыть наше совещание" - "позвольте мне закрыть…" и т.д. Время от времени все люди удивляются результатам своих действий, решений, поступков. "На самом деле" и "как будто" меняются местами. И только чувство разочарованности, усталости или раздражения наводит на мысль, что человек не живет, а кому-то служит. Кто же этот негодяй? А все он, комплекс.
     Итак, комплексы были всегда. Даже наши первобытные  предки были убеждены, что душ у них несколько, и каждая из них как бы отвечает за свой участок жизни. Обычно они успешно договаривались между собой, но если нет - возникали первобытные неврозы. Чем сложнее становился человек с развитием цивилизации, тем больше различных желаний у него возникало, а следовательно, и больше противоречий между ними. Современного Homo sapiens великий знаток этого предмета Г.К.Честертон сравнивал с городом, охваченным гражданской войной - так много в нем враждебных друг другу частей.
     Цель  работы:  представить понятие  комплекса неполноценности, на примере  учения Альфреда Адлера.
     Задачи  работы:
     - раскрыть понятие комплекса неполноценности;
     - представить краткое содержание  учения Адлера;
     - выявить факторы возникновения комплекса неполноценности;
     - рассмотреть проявления комплекса неполноценности.
     Предмет исследования: комплекс неполноценности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Комплекс неполноценности
      1.1 Теория комплекса неполноценности 

     Хотя  исследования 3. Фрейда, связанные с  психологическими механизмами, приводящими в действие преступное поведение, скорее всего, носили эпизодический характер, они очень повлияли на последующие криминологические исследования, результатом которых является значительное число психоаналитических либо психологических теорий.
     Среди самых значительных психоаналитических теорий о криминологическом анализе девиантного поведения числится теория А. Адлера (18701937), известная под названием теория комплекса неполноценности.
     Главный тезис А. Адлера состоит в чувстве  неполноценности, испытываемом индивидуумом. Это чувство выражает его желание преодолеть своё состояние в контексте компенсируемых либо сверхкомпенсируемых отношений. Эти отношения могут проявляться как в положительных действиях устранения преступности, так и в возникновении «комплекса неполноценности», предопределяющего совершение антисоциальных действий.
     Подобным  образом индивидуум компенсирует этот комплекс тем, что находится в центре общественного внимания. По этим причинам, теорию А. Адлера сравнивали с «философией власти» Фридриха Ницше, хотя между ними очень мало общего. Особенное значение Адлер придаёт человеческой слабости, а не супермена.
     В момент, когда индивидуум осознаёт свои недостатки, он пытается компенсировать их, зачастую доходя до сверхкомпенсации. Так, Демосфен, у которого был дефект речи, использовал всю свою энергию в борьбе с этим недугом и стал одним из великих ораторов, а Бетховен, преодолев свою глухоту, создал свои бессмертные музыкальные произведения. Наряду с комплексом неполноценности, характерным личности преступника, Адлер указал на отсутствие сотрудничества, как результат фрустрации, возникшей в детстве и укоренившейся в последствии.
     В случае, когда этот недостаток не преодолен, чувство неполноценности может  перерасти в комплекс неполноценности. Это понятие стало одним из самых удобных механизмов объяснения человеческого поведения, особенно, потому, что его можно отнести к любому человеку.
     Явно, что неполноценность — это  относительное понятие. Следовательно, всегда будет существовать область, в которой человек будет чувствовать себя ниже другого. 
Комплекс неполноценности может привести к совершению преступлений, так как это самый лёгкий способ привлечь на себя внимание общественного мнения, таким образом, психологически компенсируя собственную неполноценность.

     Одним из главных критиков Адлера был немецкий учитель Э. Фромм (1900-1980). Он считал, что автор теории «комплекса неполноценности», склонен к преувеличенному упрощению проблематики психологии преступника. Фромм исходил из того, что некорректно сравнивать человека с животным: «Человек отличается от животных именно тем, что он убийца. Это единственный представитель приматов, который без биологических и экономических причин мучит и убивает своих соплеменников и ещё находит в этом удовольствие». Фромм говорил и о том, что Адлер принимает во внимание только рациональность описываемых им феноменов и не видит всего того, что находится за пределами рационального детерминизма человеческого поведения.
     В свою очередь, Фромм пытался объяснить  эволюцию личности в социальном контексте, настаивая на социальной предопределённости личности, указывая, что эволюция цивилизованных обществ неправильно подвергается цензуре производства материальных ценностей, путём их потребления. В этом контексте, особенно интересны исследования поведения животных в неволе: «нет ни одного доказательства того, что млекопитающие обладают повышенной дозой агрессивности. Человек - это единственная особь среди млекопитающих, способная к убийству в огромных масштаба».
     Именно  в неволе агрессивность у представителей животного мира возрастает в 10 раз. Это обстоятельство имеет огромное значение для понимания агрессивности человека, ибо, практически на протяжении всей своей истории, люди не жили в естественной среде обитания. Цивилизованный человек живёт в «зоопарке», где он лишён свободы. Продолжительные процессы урбанизации противоречат человеческой природе: «Обитатели клетки превращаются в злобную массу: напряжённость в ней никогда не ослабевает, никто никогда не выглядит довольным, постоянно слышны шипение, рычание».
     Хотя  решетки в социальном мире невидимы, они очень прочны и в случае «побега», человек превращается в изгоя - преступника.
     Человеческая  агрессия направлена положительно, когда  способствует индивидуальной и общественной эволюции. 

     1.2 Основные положения учения Адлера  

     Адлер был одним из ближайших учеников и сподвижников Фрейда (наряду с  К. Г. Юнгом) и одним из первых отступников  от классического психоанализа. В  середине 1910-х гг. Адлер отошел от Фрейда и создал оригинальную психотерапевтическую концепцию, названную им индивидуальной психологией. В ее основе - критика пансексуализма фрейдовского психоанализа и представление о том, что неврозы формируются благодаря социальным аспектам и связаны со стремлением личности утвердиться в социуме, со стремлением к власти.
     В своей теории комплекса неполноценности Адлер опирается на философию "фикционализма" разработанную немецким философ-позитивистом Гансом Файхингером. В работе "Философия "как если бы" Файхингер выдвинул тезис о том, что поведение большинства людей определяется социальными фикциями ("Все люди равны в своих возможностях", "Чтобы добиться успеха, главное - желание"), которые совершенно не соответствуют действительности. "В погоне за такими фикциями, - пишет исследователь творчества Адлера А. М. Боковиков, - люди понапрасну растрачивают свои силы и энергию, так ничего реально и не добиваясь. Аналогичным образом, согласно Адлеру, протекает жизнь невротика, который, стремясь компенсировать чувство собственной неполноценности, преследуют цель достижения фиктивного превосходства над людьми".
     Адлер писал: "Наиболее распространенная форма, в которой возникающее  в детстве чувство неполноценности  пытается избежать разоблачения, заключается  в возведении компенсаторной надстройки, помогающей вновь обрести устойчивость и добиться превосходства в жизни (...) Человек борется здесь за свое признание, пытается его завоевать, - человек, постоянно стремящийся вырваться из сферы неуверенности и чувства неполноценности и добиться богоподобного господства над своим окружением или стремящийся уклониться от решения своих жизненных задач" (курсив А. Адлера - В. Р.).
     И далее: "Основанное на реальных впечатлениях, впоследствии тенденциозно закрепленное и углубившееся чувство неполноценности  уже в детском возрасте постоянно побуждает пациента направлять свое стремление на цель, значительно превышающую всякую человеческую меру.
     В основе невроза, согласно концепции Адлера, и лежит комплекс неполноценности - заложенное в раннем детстве болезненное чувство своей никчемности, которое невротик стремится победить путем гиперкомпенсации, стремясь к неадекватному господству над близкими и в идеале над всеми людьми.
     Адлер утверждал, что почти каждый человек  имеет какие-то психические, чаще всего  характерологические, недостатки, что формирует у него комплекс неполноценности.
     Это чувство неполноценности наряду с негативным может оказывать  и позитивное влияние на личность, так как нередко является стимулом для достижения цели. В этих случаях  комплекс неполноценности формирует устойчивое стремление быть не хуже, а лучше других, побуждает индивидуума к усилиям, делает его более упорным в достижении цели, благодаря чему он добивается очень многого.
     "Чувство  неполноценности, — писал Адлер,  — само по себе не является  ненормальным. Оно — причина всех улучшений в положении человека".
     Борьба  за превосходство. В своих ранних работах Адлер утверждал, что  борьба за превосходство и агрессивные  тенденции человека являются важным фактором в борьбе за выживание, самосовершенствование  и самоутверждение.
     Жизненная цель носит защитный характер и служит как бы мостом между безрадостным настоящим и многообещающим будущим. Сформировавшись в детском возрасте, жизненная цель чаще всего полностью  не осознается, но обеспечивает главные  направления и задачи нашей деятельности.
     Адлер выделил три основные жизненные  задачи: работу, дружбу и любовь.
     Работа  приносит удовлетворение и чувство  собственной значимости в той  степени, в какой она полезна  обществу.
     Дружба  — выражение нашей причастности к людям, необходимость и потребность приспосабливаться к окружающим и общаться с ними.
     Любовь  — это тесный союз ума и тела, высшая форма кооперации между двумя  индивидуумами противоположного пола.
     Эти три задачи, по Адлеру, всегда взаимосвязаны. "Решение одной помогает в разрешении других, мы даже могли бы сказать, что все они — аспекты одной и той же ситуации, одной и той же проблемы — необходимости для людей поддерживать и развивать жизнь в той среде, в которой они находятся".
     Жизненный стиль. Это сугубо индивидуальный способ, выработанный каждым человеком для достижения своих жизненных целей. Это интегрированный стиль приспособления к среде и взаимодействия со средой. Жизненный стиль личности так же уникален, как уникальна и сама личность.
     Жизненный стиль можно анализировать только с позиции отношения к индивидууму как к единому целому. Только при таком подходе кажущиеся изолированными привычки, черты характера, поступки дают нам целостное представление о личности, ее целях и жизненном стиле.
     У детей, воспитанных в обстановке гиперопеки, чувство общности и социальный интерес развиты слабо. Избалованным детям не хватает уверенности в своих силах, так как все жизненные проблемы за них обычно решают другие. На первый план у таких детей выступает эгоцентризм и борьба за собственное превосходство.
     Примерно  в таком же положении и нежеланные, отвергнутые дети. Лишенные любви  близких им людей, они теряют уверенность  в своей полезности и нередко  вырастают холодными и жестокими.
     Когда чувство неполноценности достаточно выражено, а социальный интерес развит недостаточно, индивидуум стремится к личному превосходству, так как в глубине души ему не хватает уверенности в том, что он сможет успешно сотрудничать с окружающими. Такие люди не приносят обществу ничего ценного, так как фиксированы на себе, а это неизбежно ведет к поражению, к чувству неудовлетворенности, к неврозу.
     Механизм  неврозов. Адлер утверждал, что всякий невроз есть не что иное, как результат  конфликта между стремлением  к могуществу и чувством собственной  неполноценности.
     Преодоление чувства неполноценности может  идти несколькими путями:
     • путем успешной компенсации, в результате чего индивидуум достигнет цели в  борьбе за основные жизненные блага;
     • посредством сверхкомпенсации (маленький  и щуплый пытается казаться сильным, трусливый мнит себя героем);
     • путем "ухода в болезнь", что  есть скрытая тенденция к достижению превосходства (больному многое прощается).
     Последний путь, по Адлеру, и есть невроз. В  то время когда здоровый человек  ставит перед собой более или менее реальные, достижимые цели, невротик ставит перед собой фиктивные, заведомо невыполнимые цели. Развившийся невроз одновременно и маскирует собственную несостоятельность и является средством "подчинения" себе окружающих.
     Адлер расценивал невроз не как болезнь, а как своеобразный характер, деформированный жизненный стиль, а путь, избранный невротиком, — как компенсаторное приспособление к социальной среде.
     Исходя  из этого, лечение невротиков, по Адлеру, должно сводиться к их перевоспитанию, коррекции фиктивных жизненных целей, что требует перевода их из подсознательного в сознательное.
     Комплекс  неполноценности - термин индивидуальной психологии Альфреда Адлера, вышедший из своего чисто терминологического употребления и ставший обыденным  понятием в речи современных горожан.
     "Любой  невроз, - пишет Адлер, - может пониматься  как ошибочная с позиций культуры  попытка избавиться от чувства  неполноценности, чтобы обрести  чувство превосходства".
     Конечно, из этого не следует, что все талантливые  невротики, применив механизм гиперкомпенсации, становятся великими художниками, философами, политиками и полководцами. Для обычного невротика, как пишет Адлер, "психотерапевтическое лечение должно быть направлено на то, чтобы показать ему, как он привычным для себя способом постоянно пытается оказаться в идеальной для осуществления своей руководящей жизненной линии ситуации, пока он, поначалу из негативизма, а затем по собственной воле не изменит свой жизненный план и не присоединится к человеческому сообществу и его логическим требованиям".  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Психологические  факторы возникновения  и проявления комплекса  неполноценности 

     2.1 Причины развития комплекса неполноценности 

     Подростковая  психика очень ранима. На любое  обидное замечание, пренебрежение, оскорбительное прозвище подросток реагирует гораздо болезненнее, чем взрослый человек.
     Взрослый  имеет возможность проанализировать причину подобного к себе отношения  и успокоить себя, что он вызвано, например, завистью, злостью, недоброжелательностью, скверным характером обидчика, тем, что тот склочник или любит сплетни и интриги. Он может нормально отреагировать на оскорбление или не обратить на него внимания, может поскандалить с обидчиком, обозвав его в ответ и получив от этого удовлетворение. 
 Подростки ещё не умеют анализировать, чем вызвано плохое отношение или оскорбление, не умеют и правильно вести себя в сложной ситуации. Они не могут разумно отреагировать на событие, ранящее самолюбие, так как все эмоциональные реакции ещё недостаточно зрелы, поэтому пренебрежение окружающих их очень ранит.  Реакцией на психотравмирующую ситуацию могут быть обида, слезы или уход в себя. Внешняя бравада любого подростка, демонстрирующего своим сверстникам или взрослым, что ему все нипочем, «наплевать» на мнение окружающих, – это лишь маска.

     На  самом деле и мальчики, и девочки  очень озабочены тем, что о  них думают окружающие и с обостренным  вниманием следят, какое впечатление  производят на сверстников и взрослых.
     Подростки – эмоционально чутки и наблюдательны, тонко подмечают все нюансы в отношении окружающих.
     Если  что-то не так, если он не такой, как  остальные сверстники, если они его  за это дразнят, – то это создает  основу для формирования комплексов.
     У некоторых подростков комплексы  возникают из-за того, что в этом очень трудном возрасте никто не говорит им ободряющих слов, которые могли бы придать им уверенности в себе.
     Хотя  стремление подростка к независимости  вполне естественно, – все же мнение родителей и других взрослых людей  имеет для него очень большое  значение.
     Самое главное, что нужно подростку  – это моральная поддержка  родителей.
     Комплекс  неполноценности может развиться  у подростка из-за насмешек сверстников, например, из-за физического недостатка (хромоты, нарушения в строении лица, большого родимое пятно на лице, бородавок, косоглазия или чего-то еще). Ребята в этом возрасте очень жестоки, они не понимают, как это больно, когда есть какой-то дефект внешности, над которым все смеются. Подростки, страдающие заиканием, и без того очень стесняются своего дефекта речи, а когда их передразнивают сверстники, – то это может стать непереносимой ситуацией. Издеваются и над ребятами, которые сильно отстают от сверстников в физическом развитии.
     Формированию  комплекса неполноценности способствуют такие черты характера, как робость, нерешительность, застенчивость, неуверенность в себе. Основа комплексов – низкая самооценка.
     Комплексы могут развиться в том случае, если мальчик (или девочка) плохо  учится в школе, например, дома нет  нормальных условий для занятий. Ведь на самом деле для того, чтобы освоить школьную программу, не нужно быть «семи пядей во лбу». Она рассчитана на обычного ребенка со средними способностями. Подросток, у которого дома сложная обстановка, например, родители часто скандалят или выпивают, или они давно разошлись, а мать занята лишь собой, приводит любовников, или мать повторно вышла замуж, а он(а) не ладит с отчимом, или в семье появился младший ребенок от отчима, – растет подавленным, задумчивым, одиноким. Ему (ей) не до учебы, у него свои, недетские проблемы. Несколько раз учителя обратят внимание на плохую успеваемость, выставят в качестве «отрицательного примера», – и у мальчика (девочки) уже сформировался комплекс неполноценности, он(а) считает, что у него (нее) нет способностей к учебе. У подростка опускаются руки – зачем стараться, если все считают его «глупым» и ни к чему не годным?!
     Любое замечание, косой взгляд, а тем  более насмешки и «ярлыки», –  больно задевают и без того ранимое  самолюбие подростка. Формируется  стойкий комплекс неполноценности. Став старше, он(а) по-прежнему считает себя ни к чему не способным и заведомо ведет себя как неудачник. А судьба не любит неудачников и больно наказывает тех, кто опустил руки и махнул на себя рукой.
     Насмешки  сверстников по поводу внешности  или фигуры тоже могут создать фон для формирования низкой самооценки и комплексов.
     В подростковом возрасте все девочки  превращаются в «гадкого утенка». Если находится бестактный одноклассник, который отпустит ехидное замечание  в адрес её «плоской фигуры» в  то время, как сверстницы уже носят бюстгальтер, или юношеских угрей, или жирной кожи, жирных волос, угловатости и неловкости во время спортивных игр или на занятиях по физкультуре, – то неуверенная в себе девочка начинает по этому поводу комплексовать, хотя все её мнимые «недостатки» типичны для подросткового возраста.
     Многие  девочки переживают ощущение собственной  неполноценности. Здесь многое зависит  от правильной тактики родителей. Когда  у неё возникают проблемы, нужно  ненавязчиво помочь их решить, ободрить, если она огорчена или попала в сложную ситуацию. Родители должны постоянно внушать дочери, что она не только не хуже, а лучше других – самая красивая, самая любимая, самая привлекательная, самая замечательная. Только так они могут поддержать дочь в этом очень уязвимом возрасте и не дать сформироваться чувству собственной неполноценности.
     И не стоит думать, что лишней похвалой можно избаловать или «захвалить»  девочку, и она слишком «возомнит» о себе. Она лишь приобретет уверенность  в себе и научится себя реально оценивать.
     Не  все родители понимают, как подросток  неуверен в себе и как ему нужна  их поддержка. Они говорят не ободряющие слова, которые помогли бы повысить его самооценку и преодолеть его  комплексы, а наоборот, ругают, порицают его поведение, указывают на недостатки и читают нотации.
     Именно  родители должны помочь своему ребенку  преодолеть комплексы и повысить самооценку. Подростки, которые растут в семье с хорошим эмоциональным  климатом, когда родители не лезут  в его жизнь, но всегда рядом, ободряют и поддерживают, – как правило, не страдают от комплекса неполноценности.
     Некоторые комплексы встречаются чаще других. Наиболее известный - так называемый комплекс неполноценности. Люди, у которых  он как на грех поселился, никогда  не слышали поговорки о том, что сила не требует доказательств. Поэтому они постоянно подтверждают свое право на существование.
     Комплекс  неполноценности проявляется в  разных областях. Неудачливый в любви  мужчина может "кормить" свой комплекс, сближаясь с как можно большим  количеством женщин. Девушка, оставленная возлюбленным, начинает развлекаться, увлекая молодых людей, которые сами по себе ей безразличны. Провинциал захочет купить квартиру на Исаакиевской площади. А гражданка Иванова любит рассказывать о том, что бабушка-то ее из рода Лансере.
     Почему  здесь действуют комплексы? А  потому, что сам по себе наш герой  вовсе не женолюб. Девушка продолжает любить другого и не рассматривает  текущие романы как серьезные. Для  новоиспеченного москвича на самом-то деле нет района милее Мытищ. Урожденную Лансере должно быть видно издалека, да и фамилия Иванов ничем себя не запятнала. Все эти люди выдают себя за тех, кем, в сущности, не являются. Но комплекс движет людьми, и они подчиняются, ибо положение обязывает, как говорили древние.
     Разновидности комплекса неполноценности часто бывают связаны с общественным положением. Карина замужем за торговым представителем крупной фирмы, она давно решила текущие бытовые проблемы. Тем не менее, она продолжает собирать обмылочки для мытья посуды на даче, вяжет коврики из разрезанных капроновых чулок и экономит на бензине, как привыкла за многие годы.
     А Вера, к сожалению, не достигла материального  благополучия и вынуждена подрабатывать, чтобы одной растить детей. Но, собираясь навестить свою подругу  Карину, она покупает самое дорогое вино, хотя эти деньги пригодились бы ей на другое. Обе ситуации противоестественны, так как созданы комплексом бедности, о которой Карине уже пора забыть, а Вере не пытаться безуспешно скрывать. Но они помнят и пытаются бороться, каждая по-своему.
     Если  сантехник приходит по вызову в помятом, но когда-то респектабельном костюме, замирает у книжного шкафа и хочет  за работой невзначай обсудить стихи  Кузмина - у него, скорее всего, комплекс интеллигента. Почему комплекс? Да потому, что истинным интеллигентам свойственна разборчивость (не каждый клиент им собеседник) и верность своему кругу. Возможно, в основе неожиданного поведения сантехника - неоконченное образование, преданное призвание или просто отсутствие слушателей. И сожаления о былом, несостоявшемся.
     Родной  брат комплекса неполноценности - комплекс вины. Человек, обидевший кого-либо (или тот, кого часто и необоснованно  обвиняют), неосознанно старается  оправдать свой проступок, реальный или вымышленный, приписывая "потерпевшему" различные неприятные качества - дескать, сам заслужил. "Юпитер, ты сердишься - стало быть, ты виноват".
     Например, комплекс вины может лежать в основе демонстративного осуждения мужем  своей бывшей жены, которая была не очень счастлива в браке. "Все-таки у нее был дурной характер!" - говорит он спустя месяц после расставания. "Все ведь согласятся, что она была сущий дьявол!" - оценивает он бывшую благоверную через год, когда он так и не предпринял попытки попросить прощения.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.