На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


практическая работа Индивидуальные психологические особенности подростков с высокой стрессоустойчивостью

Информация:

Тип работы: практическая работа. Добавлен: 06.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Введение…………………………………………………………………..1
1.Теоретические аспекты проблемы психологической устойчивости личности…………………………………………………………………..2 1.1. Понятие о стрессе…………………………………………………..2
1.2. Классификация стресса……………………………………………3
1.2.1. Стадии стресса по Г. Селье……………………………………...3
1.3. Особенности проявления стресса…………………………………4
1.4. Регуляция психических состояний………………………………..5
2. Практические аспекты проблемы  психологической устойчивости личности.………………………………………………………………..7 2.1. Характеристика объекта и методов исследования……………….7
2.1.1. Характеристика  объекта исследования………………………….7
2.1.2. Характеристика  методов исследования…………………………8
2.2. Результаты  исследования и их обсуждение……………………….10
  2.2.1. Исследование уровня стрессочувствительности
 подростков  ……………………………………………………………...10
  2.2.2. Исследование типа акцентуации характера ………………......11
  2.2.3. Определение темперамента по  методике Г. Айзенка «Определение типа темперамента»……………………………………12
   2.2.4. Изучение  уровня самооценки по личностному опроснику «Экспресс-диагностика уровня самооценки»…………………………12
Выводы…………………………………………………………………...13
Список  литературы………………………………………………………16
Приложения
 
Введение
        В повседневных разговорах мы нередко употребляем слово «стресс», но каждый человек вкладывает в этот термин свое содержание. Это касается как причин наших проблем, так и проявлений наших стрессов, тревог и переживаний. Стресс, к сожалению, стал естественной и неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Мы порой даже не обращаем на него внимания, в то время как длительное воздействие отрицательных эмоций грозит опасностью возникновения таких психосоматических заболеваний, как инфаркт миокарда, язвенная болезнь, гипертония, бронхиальная астма, психические расстройства и т.п. Порой мы так к нему привыкаем, что не ощущаем его воздействия. Мы привыкаем к своему сумрачному лицу, плотно сжатым зубам, голове, уходящей в плечи, напряженным, иногда до боли, мышцам.            Мы считаем, что проблема психологической стрессоустойчивости подростков в нашем современном обществе – очень актуальна. Каждый человек в своей жизни испытывает множество стрессов, а подросток особенно, потому что сам по себе подростковый возраст является критическим периодом.         Цель работы заключается в исследовании влияния индивидуальных психологических особенностей подростков на формирование и развитие стрессовой устойчивости.
В соответствии с целью были поставлены следующие  задачи:
1. Изучение теоретических аспектов проблемы психологической устойчивости личности.
2. Исследование стрессочувствительности подростков по личностному опроснику Ю. Щербатых.
3. Изучение уровня самооценки подростков по экспресс-диагностике уровня самооценки.
4. Исследование типа акцентуации характера подростков по личностному опроснику Г. Шмишека.
5. Определение типа темперамента подростков по личностному опроснику Г. Айзенка.
Рабочая гипотеза: Индивидуальные психологические особенности личности влияют  на формирование и развитие стрессовой устойчивости.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы психологической устойчивости личности 

1.1. Понятие о стрессе
       Стресс (от англ.  stress – напряжение) – реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).
Основатель концепции  стресса, канадский ученый, нобелевский лауреат Ганс Селье писал в одной из своих работ: «Каждый человек испытывал его, все говорят о нем, но почти никто не берет на себя труд выяснить, что, же такое стресс». Действительно, бизнесмен, узнавший о неожиданном «обвале» курса акций, спортсмен, проигравший важные соревнования, жена, случайно узнавшая об измене своего супруга, ученый, сделавший важное открытие, рыбак, провалившийся в прорубь, игрок казино, сорвавший банк в рулетку, — все они испытывают стресс, причем, несмотря на столь разные причины, их организм выбрасывает в кровь практически один и тот же набор гормонов. С другой стороны, одно и то же событие для одного человека является мощным стрессом, а для другого - обыденным делом. Получается, что на один и тот же стрессор реакция варьируется от отчаяния до восторга — все зависит от нашего отношения к событию.
        Согласно определению Ганса Селье, «стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование», причем стрессом является все, что нарушает нормальное взаимоотношение организма со средой. Например, женщина, узнавшая, что в Чечне пропал ее единственный сын, испытает сильнейший стресс, однако если через год он живым и невредимым вернется домой из чеченского плена, то это вызовет не менее сильный (а может быть, и  более мощный стресс), несмотря на то, что причины их были совершенно противоположными (горе и радость). (Щербатых Ю. В. - М.: Изд-во Эксмо, 2005) 
 
 
 

1.2. Классификация стресса
       Если в начале своих исследований Ганс Селье полагал, что стрессами являются только негативные события, то в своих последующих работах он предложил выделять две разновидности этого явления: дистресс — неблагоприятный стресс, и эустресс — положительный стресс, вызванный переживанием приятных событий. Канадский психотерапевт Я. Воробейник предложил разделять дистрессы на вредоносные и мобилизующие. К последним можно отнести спортивные состязания, экзамены, революционный энтузиазм масс или обливания холодной водой, которые применяются при закаливании. В отличие от них чрезмерно напряженные тренировки, тяжелая учебная сессия, революционный террор или длительное переохлаждение уже будут относиться к категории вредоносных стрессов. (Щербатых Ю. В. - М.: Изд-во Эксмо, 2005)
1.2.1. Стадии стресса по Г. Селье.
Селье выделил 3 стадии стресса:
Реакция тревоги (мобилизация адаптационных возможностей — возможности эти ограничены). Это самая первая стадия, возникающая при появлении раздражителя, вызывающего стресс. Наличие такого раздражителя вызывает ряд физиологических изменений: у человека учащается дыхание, несколько поднимается давление, учащается пульс. Изменяются и психические функции: усиливается возбуждение, все внимание концентрируется на раздражителе, проявляется повышенный личностный контроль ситуации. Все вместе призвано мобилизовать защитные возможности организма и механизмы саморегуляции на защиту от стресса. Если этого действия достаточно, то тревога и волнение утихают, стресс заканчивается. Большинство стрессов разрешается на этой стадии.
       Стадия сопротивляемости. Наступает в случае, если вызвавший стресс фактор продолжает действовать. Тогда организм защищается от стресса, расходуя «резервный» запас сил, с максимальной нагрузкой на все системы организма.
       Стадия истощения. Если раздражитель продолжает действовать, то происходит уменьшение возможностей противостояния стрессу, так как истощаются резервы человека. Снижается общая сопротивляемость организма. Стресс «захватывает» человека и может привести его к болезни. (www.zdorovy.ru) 

1.3. Особенности проявления стресса
      При воздействии раздражающего фактора у человека формируется оценка ситуации как угрожающей. Степень угрозы у каждого своя, но в любом случае вызывает негативные эмоции. Осознание угрозы и наличие отрицательных эмоций «толкают» человека на преодоление вредоносных воздействий: он стремится бороться с мешающим фактором, уничтожить его или «уйти» от него в сторону. На это личность направляет все свои силы. Если ситуация не разрешается, а силы для борьбы кончаются, возможен невроз и ряд необратимых нарушений в организме человека. Наличие осознанной угрозы — это основной стрессовый фактор человека.            С психологической точки зрения состояние стресса включает специфическую форму отражения человеком экстремальной ситуации и модель поведения как ответную реакцию на это отражение.
    Состояние стресса может быть острым или принимать хронический характер. Раньше считалось, что провокатором стресса могут быть только экстремальные ситуации. В этом случае мы имеем дело с острым стрессом. Сейчас особенности существования общества, в частности информационная перегрузка, являются причиной хронических форм стресса. В наше время стресс принял характер эпидемии.                                                                             Стресс имеет физиологические, психологические, личностные и медицинские признаки. Кроме того, любой стресс обязательно включает эмоциональное напряжение.                                                      Физиологические признаки: учащенное дыхание, частый пульс, покраснение или побледнение кожи лица, увеличение адреналина в крови, потение.                                                                                           Психологические признаки: изменение динамики психических функций, чаще всего замедление мыслительных операций, рассеивание внимания, ослабление функции памяти, уменьшение сенсорной чувствительности, торможение процесса принятия решения.                                          Личностные признаки: полное подавление воли, снижение самоконтроля, пассивность и стереотипность поведения, неспособность к творческим решениям, повышенная внушаемость, страх, тревожность, немотивированное беспокойство.                                                       Медицинские признаки: повышенная нервозность, наличие истерических реакций, обмороки, аффекты, головные боли, бессонница. (Щербатых Ю. В. - М.: Изд-во Эксмо, 2005)
1.4. Регуляция психических состояний
       В регуляции психических состояний целесообразно различать три основных уровня: организмический, индивидный и личностный. Личностная регуляция психических состояний осуществляется в разных планах. И свойства личности, и ее содержательное наполнение определенным образом влияют на возникновение и устойчивость психических состояний. Ценностные ориентации, самосознание, самооценка, доминирующие потребности и мотивы, установки, актуализированные цели, намерения — каждый из этих факторов влияет на возникновение и динамику состояния. Взаимосвязи между личностью и психическими состояниями носят характер взаимовлияния — состояния оказывают обратное влияние на личность, ее развитие и динамику, формирование одних свойств и ослабление других, возникновение и переструктурирование мотивов и целей. Об обратном влиянии К. Юнг писал: «Если состояние каким-нибудь образом становится хроническим, то вследствие этого и возникает тип, то есть привычная установка, в которой один механизм постоянно господствует, не будучи в состоянии, конечно, полностью подавить другой, так как он необходимо принадлежит к психической деятельности жизни» (Юнг, 1992, с. 6–7).
В связи  с тем, что ряд состояний приводит к дезорганизации поведения и деятельности, необходимо эти состояния регулировать. В самом широком смысле регуляция состояний может осуществляться двумя путями: предупреждением их возникновения и ликвидацией уже возникших состояний. Каждый из этих путей может осуществляться либо через воздействия на психику человека извне (например, воздействие психолога на пациента путем использования психорегулирующей тренировки, использование цвета, музыки, природного ландшафта), либо через самовоздействие (самовнушение, самоубеждение, самоприказы). Во втором случае речь идет о саморегуляции.
Эффективность многих приемов регуляции состояний  зависит от ряда факторов: регулярности их использования, опыта специалиста, психологических особенностей человека, на которого оказывается воздействие, наконец, от того, верит ли сам человек  в их эффективность.
Успешной, а главное — адекватной, регуляции  состояний (особенно функциональных) способствует обратная связь, сообщающая об изменении физиологических и психологических параметров человека в процессе регуляции.
Г. Ш. Габдреева (1981) делит методы регуляции на две группы: прямой регуляции (фармакологические средства, библиотерапия, музыка) и опосредованного влияния (трудотерапия, имитационные игры и внушение). Правда, Габдреева предлагает использовать имитационные игры для изменения личностных качеств человека (например, застенчивости), а это уже из другой оперы.
Иной  подход к классификации методов  управления состоянием имеется у  Л. Г. Дикой и Л. П. Гримака (1983): все  управляющие воздействия дифференцируются в зависимости от того, какими регулирующими и активирующими системами они реализуются: специфическими, неспецифическими, когнитивно-мотивационными и др. Благодаря процессам специфической и неспецифической активации в основном происходит бессознательная, непроизвольная, а с помощью процессов волевой регуляции — сознательная регуляция состояний. Изард (2000) выделяет три метода устранения нежелательного эмоционального состояния: 1) регуляция посредством другой эмоции; 2) когнитивная регуляция; 3) моторная регуляция. Первый способ регуляции предполагает сознательные усилия, направленные на активацию другой эмоции, противоположной той, которую человек переживает и хочет устранить. Второй способ связан с использованием внимания и мышления для подавления нежелательной эмоции или установления контроля над нею. Это переключение сознания на события и деятельность, вызывающие у человека интерес, положительные эмоциональные переживания. Третий способ предполагает использование физической активности, как канала разрядки возникшего эмоционального напряжения. Можно разделить все методы регуляции на две группы: внешние и внутренние (саморегуляция), хотя деление это чисто условное, так как внушение может быть и самовнушением, а массаж — и самомассажем и т. д. (Ильин Е. П.- СПб.: Питер, 2005.) 
 
 
 
 
 

Глава 2. Практические аспекты проблемы психологической устойчивости личности
2.1 Характеристика объекта  и методов исследования.
2.1.1. Характеристика объекта  исследования.
Исследования  проводились на группе учащихся 7 «В» класса МОУ СОШ № 6.
Испытуемый Возраст Социальное  положение
Бутель  А. 13 лет Благополучная
Винокуров А. 13 лет Благополучная
Гоноскова Д. 13 лет Благополучная
Давидова  Р. 14 лет Благополучная
Дегтев  Я. 13 лет Благополучная
Каширникова С. 13 лет Благополучная
Киселев Б. 13 лет Благополучная
Колосков  Д. 12 лет Благополучная
Курбанова А. 13 лет Опекунство
Малахова  Я. 13 лет Неблагополучная
Самойлов  В. 13 лет Благополучная
Соболева  К. 13 лет Неблагополучная
Чиненков  А. 13 лет Благополучная
Шапочкин  В. 12 лет Благополучная
Кузнецова М. 15 лет Благополучная
Малешова  А. 17 лет Благополучная
 
 
 
2.1.2. Характеристика методов исследования
1. Методика «Экспресс-диагностика уровня самооценки».
Экспресс-диагностика  уровня самооценки состоит из 15 утверждений, на которые требуется ответить «да» или «нет». С помощью этой диагностики можно определить свой уровень самооценки. Чтобы определить уровень своей самооценки, нужно сложить все баллы по утверждениям.
2. Методика «Шмишека опросник (Schmieschek Fragebogen).
Опросник  личностный. Предназначен для диагностики типа акцентуации личности, является реализацией типологического подхода к ее изучению. Опубликован Г. Шмишеком в 1970 г. Тест состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет». Разработан также сокращенный вариант опросника. С помощью данной методики определяются следующие 10 типов акцентуации личности:
1. Демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению.
2. Педантичный тип. Повышенная ригидность, неспособность к вытеснению травмирующих переживаний.
3. «Застревающий» тип. Характерна чрезмерная стойкость аффекта.
4. Возбудимый тип. Повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями.
5. Гипертимический тип. Повышенный фон настроения в сочетании с оптимизмом и высокой активностью.
6. Дистимический тип. Сниженный фон настроения, пессимизм, фиксация теневых сторон жизни, заторможенность.
7. Тревожно-боязливый. Склонность к страхам, робость и пугливость.
8. Циклотимический тип. Смена гипертимических и дистимических фаз.
9. Аффективно-экзальтированный. Легкость перехода от состояния восторга к состоянию печали.
10. Эмотивный тип. Лица этого типа отличаются особой впечатлительностью и чувствительностью. 

3. Определение типа темперамента по Г. Айзенку.
 Определение типа темперамента по Г. Айзенку. Данная методика 57 вопросов, на каждый из которых необходимо дать один из двух вариантов ответа «да» или «нет». Диагностика направлена на то, чтобы определить темперамент. Темпераменты бывают 4 видов: сангвиник, меланхолик, холерик, флегматик. Также с помощью темперамента определяется экстравертность или интравертность. Экстраверты: холерик, сангвиник. Интраверты: меланхолик, флегматик. Каждый тип темперамента имеет подвижную или неподвижную нервную систему. Подвижная нервная система у меланхоликов и холериков. А неподвижная у флегматиков и сангвиников.
4. Тест на стрессочувствительность Ю. Щербатых.
Тест  на стрессочувствительность рекомендован для определения стрессочувствительности  личности. Стрессочувствительность  бывает: низкая, нормальная, высокая. Тест состоит из 6 пунктов. В каждом пункте 5 подпунктов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Результаты исследований и их обсуждение.
По результатам  проведенных исследований на группе учащихся из 7 «В» класса, были получены следующие данные. 

2.2.1. Исследование стрессочувствительности подростков.
     По результатам полученных данных  подростки были разделены на 2 группы: 1(стрессоустойчивых) и 2(нестрессоустойчивых).
Таблица 1
Группа №1 Стрессоустойчивые
Группа №2 Нестрессоустойчивые
1 Киселев Б.
    Давидова Р.
2 Малахова Я.
    Чиненков А.
3 Самойлов А.
    Курбанова А.
4 Шапочкин В.
    Гоноскова Д.
5 Дегтев Я.
    Соболева К.
6 Колосков Д.
    Каширникова С.
7
              
 
    Кузнецова М.
8  
    Бутель А.
9  
    Винокуров А.
10  
    Малешова А.
%
    38%
    62%
 
Как видно  из результатов, представленных в таблице 2, среди учащихся преобладают нестрессоустойчивые подростки, это говорит о том, что они неадекватно реагируют на появление стресса, сильно волнуются по любому поводу. 
 

2.2.2. Исследование типа акцентуации характера по личностному опроснику Г. Шмишека
Таблица 2
Изучаемый параметр Значение
№1(стрессоустойчивые) №2(нестрессоустойчивые)
1)Демонстративный 0% 0%
2)Застревающий 0% 0%
3)Педантичный 0% 0%
4)Возбудимый 40% 40%
5)Гипертимический 50% 20%
6)Дистимический 0% 10%
7)Тревожно-боязливый 0% 30%
8)Аффектно-экзальтированный 10% 0%
9)Эмотивный 0% 0%
10)Циклотимический 0% 0%
 
    Как видно из результатов, представленных в таблице 4,  среди учащихся группы №1  преобладает гипертимический тип характера. Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Часто спонтанно отклоняются от первоначальной темы в разговоре. Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Они почти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус, нередко цветущий вид, хороший аппетит, здоровый сон, склонность к чревоугодию и иным радостям жизни.
      В группы №2 преобладает тревожно-боязливый тип характера. Людям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе. Дети тревожного типа часто боятся темноты, животных, страшатся оставаться одни. Они сторонятся шумных и бойких сверстников, не любят чрезмерно шумных игр, испытывают чувство робости и застенчивости, тяжело переживают контрольные, экзамены, проверки. Часто стесняются отвечать перед классом.
    Индивидуальные результаты см. в «Приложения», табл. 2(а), 2(б).
2.2.3. Определение темперамента по  методике Г. Айзенка «Определение типа темперамента».
Таблица 3
Изучаемый параметр Значение
№1(стрессоустойчивые) №2(нестрессоустойчивые)
Холерик 10% 20%
Сангвиник 0% 30%
Меланхолик 30%  
40%
Флегматик 60%  
20%
 
Как видно  из результатов, представленных в таблице 6, среди учащихся группы №1 преобладает тип темперамента - флегматик, который характеризуется спокойствием, невысокой эмоциональностью, терпением, целеустремленностью. Когда вокруг все громко смеются, он может оставаться невозмутимым, при неприятностях остается спокойным. В группе №2 преобладают тип темперамента – меланхолик, который характеризуется высокой чувствительностью, легкой ранимостью, даже незначительные причины способны вызвать у него слезы, чрезмерно обидчив. Индивидуальные результаты см. в «Приложения», табл. 3(а), 3(б).
2.2.4. Изучение  уровня самооценки по личностному опроснику «Экспресс-диагностика уровня самооценки».
Таблица 4
Изучаемый параметр Значение
№1(стрессоустойчивые) №»(нестрессоустойчивые)
Низкий  уровень самооценки 10% 80%
Средний уровень самооценки 90% 20%
Высокий уровень самооценки 0% 0%
 
Как видно  из результатов, представленных в таблице 8, среди учащихся в группе №1 преобладает  адекватный уровень самооценки своих сил, возможностей и своих внешних, умственных данных. В группе №2 преобладает низкая самооценка, которая характеризуется низкой оценкой своих сил и умственных, внешних данных. Индивидуальные результаты см. в «Приложении»,  табл. 4(а), 4(б). 

Выводы
По результатам исследований можно сделать следующие выводы:
    1.В группе №1 (стрессоустойчивые) преобладает следующие индивидуально-психологические особенности: среди акцентуаций характера преобладает гипертимический тип характера. Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Часто спонтанно отклоняются от первоначальной темы в разговоре. Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Они почти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус, нередко цветущий вид, хороший аппетит, здоровый сон, склонность к чревоугодию и иным радостям жизни. Это люди с повышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, поверхностные и вместе с тем деловитые, изобретательные, блестящие собеседники; люди, умеющие развлекать других, энергичные, деятельные, инициативные. Большое стремление к самостоятельности может служить источником конфликтов. Им характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают сильное противодействие, терпят неудачу. Склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражительности, прожектерству. Испытывают недостаточно серьезное отношение к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины монотонную деятельность, вынужденное одиночество.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.