На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Международные экономические организации и проблемы регулирования мировой торговли

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 06.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

      Введение

       Исследование  регулирования мировых торговых рынков международными организациями  является актуальным в связи с процессами глобализации1. В силу ряда процессов, имеющих характер совершающейся на наших глазах истории, причем беспрецедентной, научное осмысление современной институциональной системы международной экономики началось лишь недавно.  Среди этих процессов: интеграция в систему мировой экономики бывших так называемых социалистических стран с их абсолютно новой ролью в международном разделении труда; возникновение крупного надгосударственного образования, играющего одну из первых ролей в мировой экономике – Европейского Союза; выход процесса глобализации мировой экономики на уровень идеологического осознания и появление политических противников у этого объективного и потому нейтрального явления. В связи с этим осмысление одного из аспектов институциональных основ современной мировой экономики, а именно роли международных организаций в регулировании мировых торговых рынков является актуальным.
       Тенденции глобализации и антиглобализации тесно  связаны с проблемами неравенства между бедными и богатыми странами, с теорией «золотого миллиарда», с перенесением в современном мире центра тяжести с противостояния по оси «капиталистический Запад / коммунистический Восток» на противостояние по линии «богатый Север / бедный Юг». Данные проблемы в настоящий момент осмысливаются разными научными дисциплинами, в том числе и экономическими. История международного регулирования мировых торговых рынков строилась во многом на противостоянии между развитыми и развивающимися странами, и с этой точки зрения тема настоящей работы также является актуальной.
       Актуальность  вопроса о причинах и тенденциях современного международного разделения труда, которое на 90 % определяется международным  регулированием мировых торговых рынков, результирующим борьбу между протекционизмом и фритредерством, имеет значение еще и по той причине, что наша страна находится в состоянии поиска своего места в системе международного разделения труда, и чтобы занять в этой системе достойное место, ей предстоит выдержать определенную борьбу с противоборствующими тенденциями. Согласно общей теории природно-хозяйственных комплексов, с точки зрения глобальной рыночной экономики, национальные государства мешают оптимизации экономических процессов.  В этих терминах мобилизация воли граждан любого национального государства на построение такой системы жизнеобеспечения, которая не противоречит государственной целостности, является искусственным приемом, противоречащим принципу саморегулирующегося рынка. Другими словами, если бы процессам функционирования мировой экономики была дана свобода развиваться естественным образом,  без оглядки на границы и интересы национальных государств, система мировых природно-хозяйственных комплексов  была бы иной, чем она есть, и была бы оптимальной.
       В данном контексте заслуживает внимания вопрос, действительно ли нация (национальное государство), защищающее свои интересы с помощью реализации принципа протекционизма, усиленно изгоняемого в системе международного экономического правопорядка, как явление мешает гомогенным производственным процессам. И если мешает, не выполняет ли она роль защиты социальных слоев, наименее приспособленных к рынку? Согласно Ф. А фон Хайеку, лауреату Нобелевской премии по экономике за теоретические работы по функциональной эффективности различных экономических систем, в рынке нет места солидарности и состраданию, поэтому одной из функций (национального) государства является именно защита населения от саморегулирующегося, если можно так выразиться, самооптимизирующегося  рынка.
       Ответ на вопрос, какова роль национального  государства в современном международном  разделении труда, и может ли национальное государство сознательно повлиять на структуру этого разделения, усиливая или ослабляя политику протекционизма при интеграции в международный правопорядок в области торговли, является лишь одной из задач настоящего исследования,  на которой мы здесь остановились более подробно лишь с целью привлечь внимание к актуальности темы исследования.
       Целью работы является выявление проблем регулирования мировых торговых рынков современными международными экономическими организациями.
       Объектом  исследования выступают современные  международные экономические организации, так или иначе влияющие на процессы происходящие на мировых товарных рынках.
       Предметом исследования являются мировые товарные рынки в свете глобализации национальных рынков.
       Задачами  работы являются:
      Описание международных экономических организаций, играющих ведущую роль в регулирования мировых торговых рынков как то ВТО, ЮНКТАД, ЮНСИТРАЛ.
      Представление процесса регулирования этими организациями мирового рынка товаров, услуг и золота как специфического товара.
      Определение международного правопорядка в области международной торговли; формулировка его принципов, изложение основных документов.
      Выявление источников проблем регулирования мировых торговых рынков и описание самих проблем.

ГЛАВА I. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ: ВТО КАК ГЛАВНЫЙ ИНСТИТУТ РЕГУЛИРОВАНИЯ МИРОВЫХ ТОРГОВЫХ РЫНКОВ

     1.1 Регулирование торговли товарами

       Всемирная торговая организация была создана  в результате многосторонних торговых переговоров, проводившихся в период 1986-1994 гг. в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (General Agreement on Tariffs and Trade) и получивших название Уругвайского раунда. В переговорах принимали участие более 120 государств2.
       По  завершении переговоров 15 апреля 1994 г. в Марокко был подписан заключительный акт, воплотивший результаты Уругвайского раунда международных торговых переговоров. Этим актом было открыто для подписания Соглашение об учреждении ВТО.
       ВТО начала официально действовать с 1 января 1995 г.
       Основные  функции ВТО:
      организация выполнения и применения всех соглашений Уругвайского раунда, а также и других документов, переговоры по которым и подписание которых состоится в будущем;
      организация переговоров между членами ВТО по вопросам, относящимся к уже подписанным соглашениям, а также и по более широкому кругу проблем, по которым Конференцией на уровне министров будут приняты соответствующие решения;
      обеспечение составления периодических обзоров торговой политики стран-членов ВТО;
      обеспечение рассмотрения споров и конфликтных ситуаций между членами ВТО.
       Главным органом ВТО является Конференция  на уровне министров, заседания которой проводятся не реже одного раза в 2 года. В Конференции участвуют представители всех стран – членов ВТО. Конференция может рассматривать любые вопросы, входящие в компетентность ВТО, принимает решения о принятии в члены ВТО.
       Генеральный совет, который состоит из представителей всех членов ВТО, осуществляет функции Конференции на уровне министров в перерывах между ее сессиями.
       Созданные в рамках ВТО:
      Совет по торговле товарами (Council for Trade in Goods) (действует на основе ГАТТ, 1994);
      Совет по торговле услугами (Council for Trade in Services), действующий на основе Генерального соглашения о торговле услугами (ГАТС) (General Agreement on Trade in Services – GATS);
      Совет по торговым аспектам прав на объекты интеллектуальной собственности (Council for Trade-Relayed Aspects of Intellectual Property Rights), - действующий на основе соглашения по торговым аспектам прав на объекты интеллектуальной собственности – Соглашения по ТРИПС (Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights – Agreement on Trips)
осуществляют  наблюдение за действиями соответствующих  соглашений и функционируют под  общим руководством Генерального совета.
       Кроме того, создан ряд комитетов по конкретным вопросам, например, Комитет по торговле и развитию и другие.
       Соглашением об учреждении ВТО предусматривается  создание Секретариата ВТО во главе  с Генеральным директором, который  назначается Конференцией на уровне министров.
       ВТО размещается в Женеве.
       Структуру ВТО можно представить следующим  образом. Высшим органом во всей организационной структуре ВТО является Конференция министров, на которой представлены все члены ВТО. Конференция должна созываться не реже, чем раз в два года, и правомочна принимать решения по всем вопросам, которые являются предметом какого-либо из многосторонних торговых соглашений.
       Повседневная  работа ВТО выполняется рядом  вспомогательных органов, главным  образом Генеральным советом, в  который также входят представители  всех членов ВТО. Генеральный совет  подотчетен Конференции министров  и обязан представлять ей отчеты о своей деятельности. Помимо выполнения регулярной работы от имени Конференции министров, Генеральный совет также действует в двух особых формах: в качестве Органа разрешения споров, который контролирует применение процедур урегулирования споров (см. ниже), а также в форме Органа обзора торговой политики для подготовки регулярных обзоров торговой политики отдельных членов ВТО (см. ниже).
       Генеральный совет делегирует полномочия трем другим основным органам, а именно Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам интеллектуальной собственности. Совет по торговле товарами осуществляет контроль за выполнением и функционированием всех соглашений, которые охватывают торговлю товарами (Приложение 1А к Соглашению об учреждении ВТО), хотя многие из этих соглашений предусматривают наличие собственных контролирующих органов. Два других совета отвечают за те соглашения ВТО, которые входят в сферу их компетенции (Приложения 1B и 1C), и могут создавать собственные вспомогательные органы по мере необходимости.
       Конференция министров создает еще три  органа, которые подотчетны Генеральному совету. Комитет по торговле и развитию занимается вопросами, касающимися  развивающихся стран, прежде всего  тех из них, которые относятся к категории "наименее развитых". Комитет по платежным балансам отвечает за проведение консультаций между членами ВТО и странами, которые применяют ограничительные меры в торговле, в соответствии с положениями статей XII и XVIII ГАТТ для того, чтобы решать проблемы в случае сложностей с платежным балансом. Наконец, вопросы, касающиеся финансирования и бюджета ВТО, решаются Комитетом по бюджетным, финансовым и административным вопросам.
       Каждое  из четырех соглашений ВТО с ограниченным кругом участников, участие в которых носит добровольный характер, а именно по гражданской авиатехнике, правительственным закупкам, молочной продукции и говядине, создает свои собственные органы управления, которые подотчетны Генеральному совету.
       Регулированием  финансовых услуг и валютных операций занимается Совет по торговле услугами. Ему подотчетны два комитета – Комитет по финансовым услугам и Комитет по конкретным обязательствам.
       Собственно, в рамках ВТО действует еще  одно соглашение, связанное с международным  движением финансов – Соглашение о связанных с торговлей инвестиционных мерах – ТРИМС (TRIMS – The Agreement on Trade Related Investment Measures). Но это соглашение достаточно ограниченной области. Круг вопросов, рассматриваемых в данном соглашении, ограничивается инвестиционными мерами, связанными только с торговлей товарами.
       Членами ВТО являются страны и отдельные  таможенные территории, на которые  приходится 95 % мировой торговли.
       В ВТО имеются наблюдатели. Статус наблюдателя, получаемого страной  или таможенной территорией, предполагает, что в течение 5 лет с момента получения статуса наблюдателя последний должен начать переговоры о присоединении к ВТО.
       Статус  наблюдателя при Генеральном  совете ВТО имеют такие международные  организации, как ООН, ЮНКТАД, МВФ, ОЭСР, Всемирная  организация интеллектуальной собственности и другие.
       Правовая  основа ВТО состоит в следующем. ВТО не имеет устава в обычном  понимании. Правовую основу составляют соглашения и связанные с ними правовые документы.
       При этом различают:
      многосторонние торговые соглашения, которые являются неотъемлемой частью Соглашения об учреждении ВТО и обязательны для всех членов ВТО. Весь пакет многосторонних соглашений рассматривается как единое целое, и это означает, что страна, присоединившаяся к ВТО, должна принять их без каких-либо исключений. Все члены ВТО обязуются ввести в национальное законодательство и регулирование правила, вытекающие из этих соглашений. Для различных групп стран предусмотрены различные сроки вступления этих соглашений в силу в полном объеме. Эти сроки являются более короткими для развитых стран, более длительными для развивающихся стран и стран с переходной экономикой. К основным многосторонним соглашениям относятся ГАТТ 1994 г. и связанные с ним правовые документы, ГАТС, соглашение по ТРИПС.
      торговые соглашения с ограниченным числом участников, которые являются неотъемлемой частью Соглашения об учреждении ВТО только для тех ее членов, которые их подписали и обязательны для них. Это, например, Соглашение о торговле гражданской авиатехникой, Соглашение о государственных закупках.
       Основные  правила ГАТТ (собственно, они экстраполируются и на ГАТС) состоят в следующем.
       Каждый  член ВТО обязан предоставить всем другим членам ВТО режим наиболее благоприятствуемой нации в торговле товарами, по которому любое преимущество, привилегия, льгота или иммунитет, предоставленные любой страной – членом ВТО любому товару, происходящему из / или предназначенному для любой другой страны – члена ВТО, немедленно и безусловно распространяется на аналогичный товар, происходящий из / или предназначенный для территории других стран – членов ВТО.
       Это означает, что члены ВТО обязаны  осуществлять взаимную торговлю без  какой-либо дискриминации в отношении  стран, откуда импортируется или  куда экспортируется товар.
       Исключением из режима являются региональные и  преференциальные договоренности, национальный режим, защита национальной промышленности с помощью тарифов, закрепление  тарифов.
       Национальный  режим заключается в том, что  товарам, происходящим из других стран, предоставляется такой же режим, что и товарам внутреннего производства в части внутреннего налогообложения и регулирования внутренней торговли. Он также касается правил, регулирующих применение обязательных стандартов, в том числе и в торговле.
       Защита  национальной промышленности с помощью тарифов означает, что член ВТО придерживается общего правила отмены количественных ограничений, из которого имеется ряд исключений. Ограничения на импорт член ВТО может вводить в случае затруднений с платежным балансом, в области сельского хозяйства, в торговле текстильными товарами и одеждой и другие.
       Закрепление тарифов означает следующее. Страна, ведущая переговоры о присоединении  к ВТО, представляет членам ВТО предложения  по снижению ставок тарифов и, если возможно, их отмене. Эти переговоры ведутся на взаимной основе с предоставлением взаимных уступок. Ставки тарифов, согласованные в ходе переговоров, а также зафиксированные в других обязательствах страны, указываются (закрепляются) в национальном Перечне тарифных уступок, и член ВТО обязуется в дальнейшем не вводить тарифы, превышающие те, что указаны в его Перечне.
       Таковы  основные смыслы существования ВТО, первоначально действовавшей в  рамках ГАТТ, регулирующем торговлю товарами.  Перейдем теперь к рассмотрению ГАТС, регулирующего торговлю услугами.

     1.2 Регулирование торговли услугами

       Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) значительно моложе, чем ГАТТ и  родилось в ходе Уругвайского раунда.  Появление его, так же как и  ГАТТ, вполне закономерно и объясняется объективными фактами.
       Торговля  услугами достигла в конце восьмидесятых  — начале девяностых годов прошлого столетия — т. е. в период проведения продолжительного Уругвайского раунда, почти 30% мирового экспорта3.
       Показательно, что за годы проведения этого раунда (6 лет) экспорта услуг увеличился почти вдвое (табл. 1).
       При этом если торговля товарами росла  более быстрыми темпами, чем рост их производства, то торговля услугами обгоняла и торговлю товарами.
       Причина столь стремительного увеличения экспорта-импорта услуг не только обусловлена совершенствованием средств связи и сообщений, но и процессом глобализации самой мировой системы экономики, созданием экономических союзов, увеличением количества потребителей услуг за счет развивающихся стран. 

Таблица 14
Рост мирового экспорта услуг к моменту принятия ГАТСа (млрд долл.)
 
 
1988 1990 1994
Все виды услуг 653,2 853,0 1100
Транспорт 167,4 209,2 250,4
в т. ч. пассажирский 36,2 49,6 56,9
фрахт 83,6 103,3 125
др. виды транспорта 47,7 56,3 68,1
Путешествия 190,1 246,9 321,1
Правительственные услуги 43,4 47,0 49,5
Другие виды услуг 252,4 349,9 479,1
 
 
       Естественно, что мировая экономическая элита, собравшаяся в Пунте-дель-Эсте и Женеве (Уругвайский раунд) не могла пройти мимо столь значительного явления в мировой экономике. В частности, на раунде отмечалась сложившаяся ассиметрия в торговле этим специфическим видом мировой торговли.
       ГАТС  направлен на регулирование этих потоков. Генеральное Соглашение по торговле услугами по структуре напоминает ГАТТ, но услуги весьма специфичны, ГАТС состоит из 6 частей — XXIX статей и ряда приложений:
       часть 1 — сфера применения и определения;
       часть 2 — общие обязательства и правила;
       часть 3 — специфические обязательства;
       часть 4 — постепенная либерализация;
       часть 5 — институциальные положения;
       часть 6 — заключительные положения. Принципы ГАТС также схожи с принципами, касающимися торговли товарами (ГАТТ):
       —режим  наибольшего благоприятствования (ст. II);
       — гласность (ст. III);
       — возрастающее участие развивающихся  стран (ст. IV);
       — интеграция;
       — принятие защитных мер (ст. X).
       Торговля  услугами понимается как их поставка. Отсюда возникают понятие «поставщик услуг» и «монопольный поставщик услуг», «потребитель услуг».
       В связи с тем, что юридическая  терминология требует однозначного измерения и трактования, приведем эти определения в редакции Соглашения (ст. XXVIII).
       «Услуги»  включают любой вид услуг в  любом секторе, за исключением услуг, поставляемых при исполнении функций  правительственной власти. Это просто услуга. Но может быть и «услуга, поставляемая при исполнении функций правительственной власти», которая означает любую «услугу, которая поставляется на некоммерческой основе и не на условиях конкуренции с одним или несколькими поставщиками услуг».
       «Мера»  означает любую меру члена ВТО в форме закона либо постановления, правила, процедуры, решения, административного действия, либо в любой другой форме.
       «Поставка услуги» включает производство, распределение, маркетинг, продажу и доставку услуги.
       «Меры членов ВТО влияющие на торговлю услугами» включают меры в отношении:
       — покупки, оплаты или использования  услуги;
       —доступа  или использования в связи  с поставкой услуги, услуг, в которых  нуждаются члены ВТО для предложения  их населению;
       — присутствия, включая коммерческое присутствие, лиц члена ВТО с целью поставки услуги на территории другого члена ВТО.
       «Коммерческое присутствие» означает любой тип  предпринимательской или профессиональней деятельности, включая посредничество.             
       «Юридическое  лицо»5 означает любое предприятие, имеющее правовой статус, должным образом учрежденное или иным образом организованное, согласно применяемым законам как для получения прибыли, так и для иной цели в соответствии с применяемым законом, и являющееся либо частной либо государственной собственностью, включая любую корпорацию, трест, товарищество, совместное предприятие, единоличную собственность или объединение лиц;
       «Юридическое  лицо другой страны-члена ВТО» означает юридическое лицо, которое является либо
       — учрежденным или иным образом организованным в соответствии с законом другого члена ВТО и вовлеченным в значительные деловые операции на территории этого члена ВТО или другого члена ВТО;
       или
       — принадлежащим или контролируемым в случае поставки услуги посредством  коммерческого присутствия:
       а) физическим лицом такого члена ВТО; или
       б) юридическими лицами такого члена ВТО.         
         «Прямые налоги» представляют  собой все налоги с общего  дохода со всего капитала или  с элементов дохода или капитала, включая налоги на выручку от отчуждения собственности, налоги на недвижимость наследство и дары, налоги на общую сумму жалования или заработной платы, выплаченной предприятиями, а также налоги на возрастание капитала.
       В отличие от внешней торговли товарами, когда товары обязательно пересекают границы, торговля услугами лишь в редких случаях сязана с перемещением через границы. В большинстве случаев не представляется возможным разделить время и место оказания услуг.
       В Соглашении зафиксированы четыре способа  поставки услуг:
      трансграничная поставка;
      перемещение иностранного потребителя услуг в страну, где оказываются услуги;
      коммерческое присутствие иностранного поставщика услуг в стране, где оказываются услуги;
      перемещение поставщиком услуг из одного члена ВТО физических лиц этого же члена ВТО в другую страну для оказания там услуг.
       Секретариатом ВТО все услуги сгруппированы  по 12 секторам. Среди них и выделяется сектор финансовых (страховых и банковских) услуг.
       Основные  обязательства членов ВТО по ГАТС касаются:
      предоставления режима наибольшего благоприятствования (распространяется как на поставщиков услуг, так и на услуги);
      предоставления национального режима (распространяется как на поставщиков услуг, так и на услуги);
      гласности: члены ВТО должны публиковать документы, регулирующие торговлю услугами;
      взаимного признания квалификации (членам ВТО рекомендуется подписывать двусторонние или многосторонние соглашения по взаимному признанию квалификационных документов для получения соответствующих разрешений на оказание услуг);
      либерализации торговли услугами (предусматриваются дальнейшие переговоры в этом направлении);
      правил регулирования деятельности монопольных поставщиков услуг и поставщиков услуг, получивших исключительные права.
       Каждый  член ВТО в отношении отдельных  видов услуг согласовывает с другими членами ВТО Перечень конкретных обязательств, которые он принимает на себя. Этот перечень составляет неотъемлемую часть ГАТС.
       Это – то, что можно сказать о  регулировании ВТО сферы услуг. Перейдем теперь к рассмотрению регулирования  ВТО таких  специфических услуг, как финансовые. 
       Следуя  ГАТС, понятие «услуги» можно трактовать очень широко, и ГАТС не перечисляет  все виды их осуществления. Но некоторые  виды услуг поименованы весьма конкретно  и даны в Приложении к ГАТСу. Это  —Приложение о перемещении физических лиц; Приложение по автотранспортным услугам; Приложение о переговорах и услугах морского транспорта; Приложение по телекоммуникациям; Приложение по финансовым услугам.
       Согласно  Приложению по финансовым услугам, финансовой услугой является любая услуга финансового характера предлагаемая поставщиком финансовых услуг любой страны-члена ВТО. Финансовые услуги включают все страховые и относящиеся к страховым услуги, а также все банковские и другие финансовые услуги (помимо страхования).
       Финансовые услуги включают следующие виды услуг.

       Страховые и относящиеся к страховым  услуги

       Прямое  страхование включает совместное страхование:
       А) жизни,
       Б) кроме страхования жизни.
         Перестрахование и ретроцессию  (передачу части операций;
       Страховое посредничество, такое как брокерское и агентское.
       Вспомогательные услуги по страхованию, такие как  консультационные, актуарные услуги, оценка риска и услуги по урегулированию претензий.
       Банковские  и другие финансовые услуги (исключая страхование)
       Прием от населения депозитов и других подлежащих выплате денежных средств.     
       Выдача  ссуд всех видов, включая потребительский  кредит, залоговый кредит, факторинг  и финансирование коммерческих операций.
       Финансовый  лизинг.
       Все виды услуг по платежам и денежным переводам, включая кредитование, платежные и дебетовые карточки, дорожные чеки и банковские векселя.
       Гарантии  и обязательства.
       Торговля  за свой счет и за счет клиентов на валютной бирже и вне биржи, либо иным образом:
       — инструментами денежного рынка (включая  чеки, переводные векселя, депозитные сертификаты);
       — иностранной валютой;
       — производными продуктами, в том числе, но не исключительно, фьючерсами и опционами;
       — инструментами, касающимися валютных курсов и процентных ставок, включая такие, как сделки «своп» (одновременная покупка или продажа иностранной валюты за наличные и продажа или покупка ее на срок) и форвардные сделки (соглашение о срочных курсах);
       — переводными ценными бумагами (ценными  бумагами о переуступке прав);
       — прочими оборотными инструментами  и финансовыми активами, включая золото и серебро в слитках.
       Участие в выпусках всех видов ценных бумаг, включая гарантирование и размещение, в качестве агента (государственного или частного), и предоставление услуг, относящихся к таким эмиссиям.
       Брокерские  операции на денежном рынке.
       Управление  активами, такими как наличность или  ценные бумаги, все виды управления коллективными инвестициями, управление пенсионным фондом, попечительство, услуги по хранению и трастовые услуги.
       Услуги  по осуществлению платежей, ликвидационные и клиринговые услуги по финансовым активам, включая ценные бумаги, производные финансовые инструменты и другие оборотные инструменты.
       Предоставление  и передача финансовой информации и  обработка финансовых данных и соответствующего программного обеспечения поставщиками других финансовых услуг.
       Консультативные, посреднические и другие вспомогательные финансовые услуги по всем видам деятельности, включая сведения о заемщиках, справочные и аналитические материалы по кредитным вопросам и анализ но кредитным вопросам, исследования и рекомендации по прямым и портфельным инвестициям, рекомендации по вопросам приобретения, реорганизации и стратегии корпораций.
       Рассматривая  перечень, нетрудно заметить, что практически под банковскими услугами ГАТС понимаются банковские операции, где доход банка выступает в форме ссудного процента или учетной ставки (депозиты, кредит, лизинг) и собственно услуги (гарантии, обязательства, переводы, траст и др.), где доход выступает в форме комиссионных (непроцентные доходы).
       Таким образом, понятие «банковские услуги»  по ГАТСу более широкое, чем в отечественной практике, и охватывает все виды банковской деятельности.
       Поставщик финансовых услуг означает любое  физическое или юридическое лицо члена ВТО, заинтересованное поставлять или поставляющее финансовые услуги, но понятие «поставщик финансовых услуг» не включает государственную структуру.
       Вопросы, связанные с валютным регулированием и контролем, имеют существенное значение для международной торговли услугами, регулируемой ГАТС. «Меры валютного контроля влияют на торговлю услугами намного больше, чем на торговлю товарами»6. Свободное движение капиталов и платежей является необходимым условием нормальной торговли услугами. От условий перевода капитала в страну и из страны зависит возможность эффективного доступа на рынок услуг любым способом – через коммерческое присутствие (учреждение компании), трансгранично (консультационные услуги) и т. д.
       Нормы ГАТС, определяющие обязательства в  отношении движения капиталов и  платежей, касаются не всех секторов услуг, а только тех, по которым Участники ВТО приняли специфические обязательства.
       Согласно  Статье XI ГАТС «Платежи и переводы», за исключением обстоятельств, предусмотренных  в статье XII, которые мы рассмотрим ниже, член ВТО не должен применять ограничений в отношении международных переводов и платежей по текущим операциям, касающихся его обязательств.
       При этом ничто в Соглашении ГАТС не должно затрагивать прав и обязательств членов Международного Валютного Фонда в соответствии со статьями Соглашения о Фонде, включая использование валютных операций, которые совместимы со статьями Соглашения, при условии, что член ВТО не будет устанавливать ограничения на какие-либо операции с капиталом, несовместимые с его конкретными обязательствами, касающимися таких операций, за исключением упомянутых в статье XII или по просьбе Фонда.
       Согласно  Статья XII «Ограничения в целях, защиты платежного баланса» в случае серьезных  затруднений с платежным балансом и внешними финансовыми отношениями или угрозы им член ВТО может установить или сохранить ограничения на торговлю услугами, по которым он принял конкретные обязательства, включая платежи и переводы по операциям, относящимся к таким обязательствам. Признается, что особое давление на платежный баланс члена ВТО, находящегося в процессе экономического развития или в условиях переходной экономики, может сделать необходимым использование ограничений, чтобы обеспечить, inter alia, сохранение уровня финансовых резервов, адекватного для претворения в жизнь его программ экономического развития или трансформирования экономики.
       Такие ограничения, согласно Статье XII «Ограничения в целях защиты платежного баланса»:
       а) не должны быть дискриминационными в  отношении других членов ВТО;
       б) должны соответствовать статьям Соглашения о Международном Валютном Фонде;
       в) не должны наносить ущерба коммерческим, экономическим и финансовым интересам любого другого члена ВТО, выходящего за рамки необходимого;
       г) не должны выходить за рамки необходимости  противодействовать обстоятельствам, связанным с серьезными затруднениями с платежным балансом в условиях процесса экономического развития или в условиях переходной экономики ради сохранения необходимого уровня финансовых резервов;
       д) должны быть временными и поэтапно устраняться по мере улучшения ситуации, описанной выше.
       При определении сфер действия таких  ограничений член ВТО может отдать предпочтение поставкам услуг, которые  являются более существенными для его экономики или программ развития. Однако такие ограничения не должны устанавливаться и сохраняться с целью защиты определенного сектора услуг.
       О любых ограничениях, которые установлены  или сохранены согласно условиям относительно необходимости защиты платежного баланса, или о любых их изменениях должно быть немедленно сообщено Генеральному Совету.
       Члены ВТО, которые вознамерятся применить  ограничения в целях защиты платежного баланса, должны немедленно провести консультации с Комитетом по ограничениям в связи с платежным балансом, касательно ограничений, учрежденных в соответствии со Статьей XII «Ограничения в целях защиты платежного баланса».
       Конференция Министров должна разработать процедурные механизмы7, которые она сочтет подходящими, для периодических консультаций с целью разработки таких рекомендаций члену ВТО, о котором идет речь, которые она сочтет необходимыми.
       На  таких консультациях должны оцениваться  ситуация с платежным балансом члена  ВТО, о котором идет речь, и ограничения, установленные или сохраняемые в соответствии с настоящей статьей, принимая во внимание, inter alia, такие факторы, как
       — природа и масштабы трудностей с  платежным балансом и внешними финансовыми  отношениями;
       — внешнеэкономический и торговый климат, в котором оказался консультирующийся член ВТО;
       — альтернативные корректирующие меры, которые могут быть в распоряжении.          
       Помимо  определений, изложенных нами выше, в  Приложении по финансовым услугам содержится также следующая информация, важная для понимания особенностей регулирования ВТО таких услуг, как финансовые.
       В том его параграфе, который определен  как «Сфера действия и определение» сказано, что Приложение применяется  к мерам, затрагивающим поставку финансовых услуг. Ссылки на поставку финансовых услуг в  Приложении должны означать поставку услуги, как это определено в ГАТС.
       ГАТС  имеет также второе приложение по финансовым услугам. Оно рассматривает  процедуры, необходимые для присоединения  к Соглашению о финансовых услугах. В частности, в нем сказано, что  член ВТО может в течение 60 дней, начинающихся спустя четыре месяца после даты вступления в силу Соглашения о ВТО, улучшить, изменить или отозвать все конкретные обязательства или их часть по финансовым услугам, включенным в его Перечень.
       Рассмотрим, какое направление получит развитие национальных финансовых рынков в случае, если будет подчиняться правилам ВТО. Воздействие регулирования ВТО на все финансовые рынки рассмотреть невозможно, поэтому мы рассмотрим с данной точки зрения рынок золота и сферу действия некоторых услуг, трактующихся ГАТС как финансовые, хотя они затрагивают и иные сферы – учета и аудита (консалтинговые услуги), реальный сектор (финансовый лизинг). Это будут общетеоретические вопросы a priori, поэтому мы будем рассматривать и проблемы финансовых рынков нашей страны, только стремящейся вступить в ВТО.
       Отметим некоторые услуги, которые будут  подвергнуты наибольшему давлению со стороны зарубежных банков в условиях ВТО.
       К одной из таких услуг относятся, прежде всего, операции банков с ценными  бумагами.
       ГАТС  предусматривает обширный круг банковской деятельности с ценными бумагами.
       Недостаточная активность российских банков в этой области объясняется неразвитостью фондов рынка. Достаточно сказать, что на вторичный рынок попадает только 30% выпускаемых акций8. В числе наиболее ликвидных ценных бумаг, торгуемых на ММВБ, в основном бумаги крупных корпораций, а не банков.
       «Наиболее сложной проблемой является присоединение  России к ГАТС – новейшей составной  части ВТО.
       В банковской сфере участие иностранных  банков на российском рынке ограничена 12 % банковских активов (практически в 1997 г. было около 4 %). Иностранные банки имели право на открытие только одного филиала, возможность работы с физлицами была сильно затруднена. В условиях банковского кризиса 1998 г. возможно развитие тенденции к либерализации рынка банковских услуг. Иностранные банки могут пользоваться большим доверием вкладчиков, чем российские»9.
       В области страхования, к слову, в  российской практике картина обратная: страховой бизнес не готов к конкуренции с  иностранными страховыми компаниями, и его лидеры открыто говорят о своей неготовности к либерализации. Они опасаются, что иностранные компании установят контроль над российским страховым рынком, и выступают против отмены положения, по которому доля иностранного инвестора в уставном капитале страховой организации не должна превышать 49 %10.

     3. Регулирование торговли золотом

       Золото  является своеобразным товаром, поэтому  регулирование торговли им на международном  уровне рассмотрим отдельно.
       В перечне финансовых услуг ГАТСа  говорится о торговле активами, включая слитки (драгоценных металлов).
       До  последнего времени рынка золота у нас не существовало. Все золото скупали Гохран, Банк России, Министерство финансов.
       Переход к рыночной экономике в последнюю  очередь затронул сферу обращения драгоценных металлов, хотя теневой оборот был значительным и раньше. Лишь в 1993 г. было принято постановление. № 248 «О развитии рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в РФ», где государство провозгласило намерение отказаться от монополии на проведение операций с золотом.
       В 1994 г. было утверждено положение № 756 «О проведении сделок с драгоценными металлами на территории РФ», в котором определялся порядок сделок с минеральным и вторичным сырьем, содержащим золото; с золотом в слитках; с изделиями, содержащими золото и не относящимися к ювелирным и иным бытовым изделиям; с полуфабрикатами, содержащими золото и используемыми для изготовления изделий, содержащих золото и серебро (включая ювелирные и иные бытовые изделия); с драгоценными металлами, содержащимися в монете.
       С этого момента стал формироваться  рынок золота, субъектами которого стали:
       — Центральный банк РФ;
       — специально уполномоченные банки;
       — пользователи недр — предприятия, а  также граждане — индивидуальные предприниматели, которые прошли регистрацию и имеют лицензию и квоту на добычу минерального сырья;
       — скупочные предприятия — предприятия, покупающие у граждан золото в  виде ювелирных и бытовых изделий  и лома;
       — предприятия-заготовители — предприятия, производящие переработку сырья с получением промежуточного продукта, подлежащего последующей переработке для получения аффинированного золота в виде слитков;
       — аффинажные заводы — государственные  предприятия, производящие слитки с  содержанием основного металла  не менее 99,5%;
       — промышленные потребители — предприятия, использующие золото для изготовления своей продукции (включая полуфабрикаты);
       — инвесторы — хозяйствующие субъекты, не относящиеся к указанным выше субъектам, вкладывающие свои средства в приобретение слитков золота и  монеты.
       Банковская  система должна была стать важнейшим  оператором и организатором этого  рынка. В этой связи следует подчеркнуть, что коммерческим банкам была разрешена  распродажа золота, минуя Гохран и экспортные операции их с золотом. Договора при этом заключаются по двум схемам.
       По  первой — в договор включается экспортная цена золота по цене лондонского  фиксинга минус проценты, которые  идут банку.
       По  второй — цена золота определяется по курсу Банка России. В этом случае золотодобытчики получают цену ЦБ минус процент банковской прибыли. Под покупку золота банки кредитуют золотодобытчиков под 20-25% годовых.
       Этими мерами был предотвращен кризис золотодобывающей промышленности России в период падения цен на металл и были сохранены собственные источники тезаврации золота.
       В настоящее время в составе  золотовалютных резервов России на долю золота приходится примерно 30%, в США — 54%, правда, золотые запасы Великобритании составляют 18%, но уровень золотовалютных резервов значительно выше, чем в России11. Хотя, и в России с золотовалютными резервами ситуация складывается вполне благоприятная. Значительное увеличение объема валютных интервенций в декабре 2003 г. обусловило рост золотовалютных резервов РФ за месяц более чем на 8,5 млрд долларов12. По состоянию на 1 января 2004 г. их объем составил 76,9 млрд долларов США13. В целом по итогам 2003 г. прирост золотовалютных резервов РФ составил 29,1 млрд долларов США (прирост аналогичного показателя за 2002 г. составил 13,3 млрд долл. США)14. Тем не менее, в Великобритании уровень золотовалютных резервов традиционно выше, чем в России, и составляющая золота там, хоть и невелика, риск, связанный с этим, представляется меньшим. Хотя, вопрос о риске представляется достаточно спорным: цена на золото также слишком подвержена неустойчивому воздействию мировой конъюнктуры.
       Интересное  положение складывается в Японии — здесь золото в золотовалютных резервах составляет всего 3%. Это одна из причин неустойчивости японских банков. Но в последнее время Япония стала наращивать свои золотые авуары.
       Накапливать золотой запас вовсе не значит скупать его по любой цене.
       Целесообразно использовать фактор колебания цен  на этот металл, ориентируясь на фьючерские цены лондонской биржи. Определение текущей мировой цены на золото проводится дважды в день в Лондоне на межбанковском рынке в 10.30 (утренний, или первый фиксинг) и в 15.00 (дневной, или второй фиксинг) в офисе «Н. М. Ротшильд и сыновья, LTD».
       Они определяются стоимостью золота, спросом  и предложением.
       Колебания цен на золото, пожалуй, более существенны, чем даже изменения цен на нефть и более предсказуемы. Вполне возможно составление методики, весьма точно определяющей движение цен на золото в краткосрочном и среднесрочном периоде.
       Себестоимость добычи золота в настоящее время  колеблется от 185 долларов за унцию в США до 245 в ЮАР15. В мире ежегодно потребляется 3,8 тыс. тонн золота, из них 3 тыс. - на ювелирные изделия, 0,230 — электронная промышленность, 0,04 — стоматология16.
       Практические  рекомендации специалистов обычно сводятся к тому, что при падении цен на золото до уровня 200-250 долларов за тройскую унцию его следует приобретать, так как это самый низкий предел его рыночной стоимости, за которым начнется повышение его цены и соответственно ценных бумаг, в обеспечение которых положено золото (золотые сертификаты и др.).
       В условиях ВТО должны быть унифицированы  специфические нормы, условия поставки, сертификаты на драгметаллы.
       Например, до недавнего времени Россия продавала  слитки золота 999,9 пробы, а международным  стандартом является проба 99,517.
       Ситуация  на мировом рынке золота должна постоянно  находиться в поле зрения компаний, которые связаны с золотодобычей и дальнейшим использованием драгоценного металла в производственных целях, под пристальным вниманием банков, покупающих и продающих золото как платежное средство, а также, фирм и частных лиц, видящих в желтом металле ликвидный актив и предмет спекуляций. Следует помнить и то, что прогнозирование цен на золото, оценка этого специфического рынка требуют в настоящее время обязательного учета движения монетарного золота с макроэкономических позиций.    
       В условиях ВТО, обострениях конкурентной борьбы — необходимо иметь не только значительный золотовалютный запас, но и структуру его, адекватную экономической ситуации в мире, развивать торговлю слитками как важнейшую часть банковских услуг, специально оговоренную ГАТС.                    
       Таковы  некоторые моменты адаптации  предоставления финансовых услуг и  проведения валютных операций отдельных  стран под требования ВТО.
       В качестве вывода можно сказать, что важнейшую роль в регулировании мировых торговых рынков играют следующие экономические организации: ВТО, Конференция ООН по торговле и развитию, Международная таможенная организация и Международная торговая палата. Международными органами с правом принятия обязательных и рекомендательных решений по вопросам экономического сотрудничества являются ООН, Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС), ОЭСР. Международное сотрудничество по вопросам формирования нового права международной торговли обеспечивают такие институты, как ЮНСИТРАЛ и УНИДРУА.  

 

     ГЛАВА II. ПРАВОПОРЯДОК В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

     2.1. Понятие международного  правопорядка в области международной  торговли

       Юридически  правопорядок в области международной  торговли строится на основе принципов и норм, закрепленных в системе двусторонних и многосторонних договоров, а также в международно-правовых обычаях. Фактический правопорядок как реальное состояние отношений, закрепленное международным торговым правом, зачастую определяют понятием «режим» (например, режим наибольшего благоприятствования, режим Ломейских конвенций, режим Общей системы преференций и т.п.).
       Источники международного торгового права  отличаются многообразием. Как правило, в международной торговой системе государства применяют два основных метода международно-правового регулирования:
       - метод двустороннего регулирования;
       - метод многостороннего регулирования.
       Во  второй половине XX в. акцент постепенно перемещался в сторону многостороннего  регулирования международной торговли.
       Многие  принципы международного торгового  права получили свое закрепление  и развитие в основополагающих двусторонних договорах - договорах о мире, дружбе, сотрудничестве, торговле, мореплавании и т.п.
       В содержании «политических» и «общеэкономических» договоров вопросы торговли составляют лишь часть общей проблематики. Наиболее детально правовой режим торговых отношений определяется в торговых договорах. Именно торговые договоры создают правовую базу для всего комплекса торгово-экономических связей. В них определяется правовое положение юридических и физических лиц одной страны на территории другой, устанавливаются принципы торговых отношений, в том числе применения тарифных и нетарифных мер регулирования, защитных и ограничительных мер, порядок торговых расчетов, вопросы транзита товаров, судоходства, разрешения споров; предусматриваются меры по контролю за реализацией договора (например, создание совместных комиссий) и т.п.
       В практике СССР, преимущественно во взаимоотношениях между государствами-членами СЭВ, в которых существовала планово-централизованная экономика и государственная монополия на внешнюю торговлю, широкое распространение получили соглашения о товарообороте и платежах, заключавшиеся обычно на 5-летний срок. В этих соглашениях устанавливались перечни конкретных товаров, подлежавших поставке, с указанием их объемов. Товарные контингенту и объемы уточнялись ежегодными протоколами и включались в государственные планы соответствующих стран18.
       Помимо  «общенормативных» договоров, в международной торговой системе широко используются договоры, содержащие конкретные обязательства (иногда их называют «договоры-сделки», «договоры-контракты», «самоисполнимые договоры» и т.п.), например, договоры о поставках отдельных согласованных товаров по какому-либо случаю, а именно: в связи с совместным строительством объекта, в рамках научно-технического сотрудничества, на условиях взаимосвязанных поставок и т.д.»19
       Рассмотрим  историю формирования международного правопорядка в области торговли.

     2.2. История международного регулирования мировой торговли в свете борьбы развивающихся стран за свои права: ЮНКТАД как альтернатива ВТО

       Переход к многостороннему регулированию  международной торговли обозначился  сразу после второй мировой войны  параллельно с созданием Бреттонвудской валютно-финансовой системы. Уже в 1945 году США вышли с предложением создать для этих целей Международную торговую организацию (МТО). В дальнейшем работа по созданию МТО сконцентрировалась под эгидой ЭКОСОС ООН. Разработка Устава (Хартии) МТО осуществлялась на Лондонской конференции в октябре 1946 года. Женевской конференции в августе 1947 года и завершилась на конференции в Гаване (ноябрь 1947 г. - март 1948 г.). Устав МТО, получивший название Гаванской Хартии, был подписан более чем 50 государствами и должен был вступить в силу после ратификации большинством подписавших стран. Однако Хартия не была ратифицирована ими (из-за изменившейся позиции США) и не вступила в силу20. СССР не принимал участия в создании МТО.
       Гаванская Хартия, помимо положений о создании и порядке функционирования МТО в качестве специализированной организации ООН, содержала нормы, регулировавшие ограничительную торговую практику, использование международных товарных соглашений как формы стабилизации сырьевых рынков, закрепляла принцип наибольшего благоприятствования и принцип недискриминации при установлении запрещений и ограничений в торговле. Государственная торговля трактовалась в Уставе как некое исключение, а государственные внешнеторговые предприятия стран с планово-централизованной экономикой приравнивались к картельным монополиям, в отношении которых также предусматривались определенные ограничительные меры.
       Еще в ходе работы в Женеве по подготовке гаванской конференции группа из 23 государств провела переговоры о тарифных уступках и 30 октября 1947 года подписала Заключительный акт первой тарифной конференции, который включал в себя текст Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ). Обязывающий характер положений ГАТТ проистекал для государств-учредителей из Протокола о временном применении ГАТТ от 30.10.47 г., а для присоединившихся впоследствии государств - из соответствующих протоколов о присоединении.
       Страны-участницы  обязывались соблюдать общие  принципы I-IV и IX глав Гаванской Хартии. В соответствии с Протоколом о временном применении ГАТТ положения части П (ст. ст III-XXIII ) ГАТТ подлежали применению в максимальной степени, совместимой с национальным законодательством. С 1 января 1948 года Протокол о временном применении ГАТТ вступил в силу. В дальнейшем развитие международной торговой системы осуществлялось, в основном, под влиянием ГАТТ, к которому постепенно присоединилась большая часть государств21. Развивались и административная, политическая, правовая инфраструктуры ГАТТ. По окончании Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ (сентябрь 1986 - декабрь 1993 гг.), как уже говорилось, была учреждена Всемирная торговая организация (ВТО). Соглашение об учреждении ВТО подписано в г. Марракеше, Марокко, 15 апреля 1994 года 104 государствами. С 1 января 1995 года ВТО начала свою деятельность. В течение 1995 - 1996 гг. ГАТТ и ВТО существовали параллельно. Затем страны-участницы ГАТТ вошли в ВТО, и ГАТТ окончательно стал составной частью ВТО. В настоящее время членами ВТО являются более 120 государств; еще около 30 государств, в том числе и Россия, находятся в процессе присоединения.
       Соглашения, входящие в систему ВТО/ГАТТ, регулируют практически все важнейшие аспекты  международной торговли: применение принципа наибольшего благоприятствования и исключений из него, тарифных и нетарифных мер регулирования, защитных мер, преференций и др. В рамках ВТО/ГАТТ функционируют: Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС), Соглашение по торговым аспектам защиты прав интеллектуальной собственности (ТРИП, или ТРИПС), Соглашение по текстилю и одежде, Соглашение по сельскому хозяйству, Соглашение о правительственных закупках, Соглашение по гражданской авиатехнике, Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМ, или ТРИМС) и др.
       С принятием тем или иным государством на себя обязательств по ГАТТ (ВТО/ГАТТ) отпадает необходимость регулировать ту же сферу взаимоотношений с  другими государствами-участниками  двусторонними торговыми договорами. Поэтому действие многих таких договоров было либо приостановлено полностью или частично, либо прекращено. Если в системе ГАТТ преобладающая часть норм Генерального соглашения подлежала применению в максимальной степени, совместимой с национальным законодательством (т.е. как бы закреплялся приоритет внутреннего права по сравнению с правилами ГАТТ), в системе ВТО произошло усиление международно-правового режима и обеспечивается приоритет международно-правовых норм. Кроме того, в системе ВТО/ГАТТ в результате заключения ряда сог
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.