На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Психологические особенности следствия по делам несовершеннолетних

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 06.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Проблема  несовершеннолетних в юридической  психологии.
         Преступность  несовершеннолетних обусловлена взаимным влиянием отрицательных факторов внешней  среды и личности самого несовершеннолетнего. Чаще всего преступление совершают  так называемые «трудные», педагогически  «запущенные» подростки. В ряде исследований отмечается, что для подростков-правонарушителей характерен низкий уровень развития познавательных и общественных интересов. На формирование идеалов такого подростка  чрезмерное влияние оказывают сверстники, особенно старшие по возрасту, имеющие  опыт антисоциального поведения. У  большинства таких подростков в  структуре личности доминируют отрицательные  качества: лень, безволие, безответственность, конформизм, нечуткость, агрессивность  и т. п.
         Важнейшим условием формирования личности «трудного» подростка в большинстве случаев  являются отрицательные семейные условия: отсутствие нормальной нравственной среды  в семье очень часто воспитывает  эгоцентризм и другие негативные качества. Весьма часто такое искажение  нравственной атмосферы бывает связано  с алкоголизмом родителей или  родственников, их аморальным поведением и т. д. Однако нередки случаи, когда  искаженную нравственную атмосферу  вокруг несовершеннолетнего создают  любящие его и желающие ему  всякого добра, но не обладающие достаточной  педагогической культурой родители.
         Как правило, для трудновоспитуемых  подростков характерно отрицательное  отношение к учебе, которое, в конечном счете, противопоставляет их коллективу класса, школы, училища и т. п.
         В подавляющем большинстве случаев  в число подростков-правонарушителей попадают те, кто не сумел найти  свое место в школьном коллективе в связи с отрицательным отношением к нему.
         Подростковый, отроческий возраст (11-13, 14-15 лет) является переходным, главным образом, в биологическом  смысле, поскольку это возраст  полового созревания, параллельно которому достигают в основном зрелости и  другие биологические системы организма. В социальном плане подростковая фаза — это продолжение первичной  социализации. Подростки этого возраста, как правило, школьники, они находятся  на иждивении родителей (или государства), их ведущей деятельностью остается учеба. Социальный статус подростка  мало чем отличается от детского. Психологически этот возраст крайне противоречив. Для него характерны диспропорции в  формировании и темпах развития, обусловленные  в значительной мере биологически. Важнейшее из появившихся чувств — чувство взрослости - представляет собой главным образом новый уровень притязаний, предвосхищающий будущее положение, которого подросток фактически еще не достиг
         Промежуточность общественного положения и статуса  юношества определяет и особенности  его психики. Многих юношей еще остро  волнуют проблемы, унаследованные из подросткового этапа, — собственная  возрастная специфика, право на автономию  от старших и т. п.
         В нормальных условиях процесс усвоения моральных и правовых норм заканчивается в подростковом возрасте (к 14-16 годам). Это обстоятельство учитывается законом, который установил частичную уголовную ответственность (за убийство, кражи, грабежи, разбои, изнасилования и другие опасные преступления) с 14 лет и полную уголовную ответственность за все преступления, предусмотренные уголовными законами, — с 16 лет.
         Личность  «трудного» подростка, прежде всего, характеризуется низким уровнем социализации и отражает пробелы и недостатки в трех основных сферах его воспитания: в семье, в школе (ПТУ) и на производстве. С другой стороны, на личность трудного подростка, как правило, излишне большое влияние оказывает особая сфера — улица, двор, «уличная группа с отрицательной направленностью».
         Скачкообразное, резкое появление качественно новых  свойств психики подростка, в свою очередь, требует от взрослых, родителей и учителей как перестройки характера отношений, общения с ребенком, так и изменений системы воспитательных мер и воздействий
         Повышенная  конфликтность, особенно в отношениях со взрослыми, родителями и учителями, которая нередко проявляется в подростковом возрасте, объясняется не только органическими изменениями, но и тем, что меняется вся система отношений подростка и со взрослыми, и со сверстниками.
         С рождения начинается процесс социализации человеческой личности. Это активный процесс усвоения навыков социального  поведения.
         Большинство родителей, конечно же, любят своих  детей, особенно когда они маленькие. Но в этой любви не хватает уважения к ребенку. Свобода маленьких  детей с самого начала ограничивается, их познавательная активность не находит  выхода, притупляется.
         В литературе выделяют несколько типов неправильного воспитания:
         ·     безнадзорность и бесконтрольность, приводящие к тому, что дети предоставлены  самим себе, проводят время в поиске увеселений и попадают под влияние  уличных компаний и противоправных группировок.
         ·     гиперопека, выражающаяся в постоянном надзоре за поведением ребенка, многочисленных запретах со стороны воспитателей и строгих приказаниях;
         ·     воспитание по типу Золушки, т.е. в обстановке безразличия, холодности, бесчувствия;
         ·     жесткое воспитание, когда за малейшую провинность ребенка наказывают, и он растет в постоянном страхе перед наказаниями;
         ·     воспитание в условиях повышенной моральной  ответственности – с малых  лет ребенку внушают мысль, что  он должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей, или  на него возлагаются недетские, непосильные  заботы.
         Школа принимает эстафету от родителей  и детского сада. Процесс обучения и воспитания в ней в настоящее  время не способствует творческой активности. Это проявляется в учебных  программах и в общей атмосфере, ориентированной на воспитание пассивности, исполнительности.
         Феминизация школьного педагогического корпуса  привела и к выдвижению на все  «ответственные» общественные посты  в школьном самоуправлении девочек: «они послушнее и исполнительнее». Мальчикам все чаще достается  роль пассивной оппозиции. Не желая  принять эту роль, многие мальчики «выходят» из семьи и школы  в подворотню, где между ними стихийно складываются группы «трудных» ребят  с отклонениями в поведении.
         Таким образом, накопилось достаточное количество поводов для возникновения острых конфликтов и столкновений между  взрослыми и подростками как в семье, так и в школе, на улице, в общественных местах. Немалую роль при этом играет и несдержанность, педагогическая несостоятельность взрослых, не желающих уважать личное достоинство подростка, считаться с его возрастными психологическими особенностями и стремящихся действовать сугубо авторитарными методами, которые порой выражают неоправданно оскорбительное отношение к формирующейся личности.
         Кризисность подросткового возраста с более или менее выраженной тенденцией к криминализации также проявляется в том, что у подростков существенно перестраиваются отношения со сверстниками.
         Особое  место среди неблагоприятных  характеристик, составляющих психофизиологические предпосылки асоциального поведения, занимает отставание в умственном развитии, олигофрения, обусловленная органической отягощенностью врожденного, наследственного  характера либо наступившая в  результате черепно-мозговых травм  и заболеваний центральной нервной  системы, перенесенных в возрасте до двух-трех лет. Социальная адаптация  детей с отставанием в умственном развитии, равно как и профилактика асоциальных отклонений у этих детей, должны осуществляться по особым программам во вспомогательных учебно-воспитательных учреждениях.
         Извращенные биологические потребности как  психобиологические предпосылки асоциального поведения встречаются у несовершеннолетних значительно реже, чем у взрослых преступников, но, тем не менее, и они не должны выпадать из поля зрения криминологического анализа. Сюда можно отнести юношескую гиперсексуальность, не сублимированную в социально активные формы деятельности, закрепившуюся на уровне дурных привычек (потребность в алкоголе, наркотиках).  

     
    Психологический портрет несовершеннолетних преступников.
         Как показывают исследования, в абсолютном большинстве несовершеннолетние преступники  – это лица, обладающие привычками, склонностями и устойчивыми стереотипами асоциального поведения. Для них характерны:
         · постоянная демонстрация пренебрежения к нормам общепринятого поведения (сквернословие, появление в нетрезвом виде, приставание к гражданам, порча общественного имущества, хулиганство и т.д.);
         ·  следование отрицательным питейным обычаям и традициям, пристрастие к спиртным напиткам, наркотикам, азартным играм;
         · бродяжничество, систематические побеги из дома, учебно-воспитательных и иных учреждений;
         ·   ранние половые связи, половая распущенность;
         ·  частое проявление, в том числе и в бесконфликтных ситуациях, злобности, мстительности, жестокости, насилия;
         ·   умышленное создание конфликтных ситуаций, постоянные конфликты в семье, терроризирование родителей и других членов семьи;
         · культивирование вражды к иным группам несовершеннолетних, отличающихся социально приемлемым поведением, дисциплинированностью, успехами в учебе;
         ·    привычка к присвоению всего, что плохо лежит, что можно безнаказанно отнять у более слабого человека
         Асоциальное поведение несовершеннолетних обусловлено  влиянием факторов в первую очередь  внешней социальной среды, а также  индивидуальными особенностями  личности подростка, обусловливающими его индивидуальное реагирование на различные «жизненные неудачи».
         Девиантное поведение подростков (14-17 лет) и молодежи (18-29 лет) имеет общие для всех девиантных проявлений причины. Прежде всего, это противоречие между относительно равномерно распространенными и растущими потребностями и существенно различными возможностями их удовлетворения.
         Возможности человека определяются в основном его  социальным статусом, местом, занимаемым в социальной структуре. Иначе говоря, источником девиантного поведения служит социальное неравенство, неравенство возможностей, доступных людям, принадлежащим к различным социальным группам.
         Помимо  общих причин девиантного поведения и их действия в молодежной среде можно назвать и некоторые факторы, определяющие большую вероятность реализации тех или иных форм отклонений.
         Есть  факторы, усиливающие тягу молодежи к алкоголю и объясняющие выбор  именно этой формы девиантного поведения. Если алкоголь, вообще, облегчает общение между людьми, то для подростков и молодежи данное его свойство становится особенно значимым: в силу недостаточности социального опыта, робости, неискушенности в общении между полами, некоторые пытаются с помощью алкоголя приобрести большую уверенность в себе, преодолеть чувство (обоснованное или необоснованное) собственной неполноценности и т. п. Посредством злоупотребления алкоголем, подростки демонстрируют свою «взрослость», принадлежность к миру взрослых (так называемое «статусное» потребление алкоголя).
         Если  для одной части подростков и  молодежи средством активного самоутверждения  служат иногда преступления, то для  других оказывается предпочтительнее уход от чуждого, непонимаемого мира в алкоголь, наркотики или же добровольный уход из жизни. Потребление алкоголя и наркотиков, суицидальное поведение — это формы ухода как результата неприятия (сознательного или несознательного) социальной действительности и неумения (нежелания) приспособиться к ней одобряемыми обществом способами.
         Вообще  сообщества с преобладанием норм, ценностей, образцов поведения, отличных от господствующих в обществе, образуют ценностно-нормативные субкультуры (преступную, ретристскую, подростковую, богемную и др.)
         Субкультура формируется в результате интеграции людей, чья деятельность и образ  жизни противостоят (не соответствуют) господствующим в обществе, а потому им отвергаются.
         Подростки и молодежь чаще интегрированы в  субкультурные группы, чем взрослые. Это объясняется и естественным стремлением объединиться в условиях «заброшенности» и недружелюбия мира взрослых, и поисками столь значимых для молодежи дружеских и сексуальных контактов и привязанностей, и пониманием ровесников при непонимании взрослыми и т. п.
         Для криминогенных групп особенно характерными чертами являются внушаемость и  конформизм. Выходят члены «стай», как правило, из конфликтных семей. А отсюда — примитивный уровень  мышления.
         В группировке подросток проходит своеобразную школу ложного коллективизма, риска, романтики, подлости и жестокости. Здесь его поддерживают материально, убеждают, что он «все может». Такие  «стаи» обоснованно называют молодежными  бандами.
         Криминальную  направленность группы характеризуют  следующие количественные и качественные характеристики: наличие в группе ранее судимых участников, которые  не работают и не учатся, злоупотребляют алкоголем или наркотиками, увлекаются азартными играми, а также наличие  в группе признанного лидера, авторитарный стиль управления группой, преимущественно  криминальная направленность, формирование собственной субкультуры (жаргон, специальные  клятвы, особый ритуал поведения и  т. п.). В дальнейшем при систематической преступной деятельности в группе происходит распределение ролей и функций при совершении преступлений.
         Структура преступности несовершеннолетних имеет  свои особенности. Для неё характерно резкое возрастание удельного веса имущественных и сопряженных с насилием преступлений. Например, удельный вес изнасилований, разбоев и грабежей по делам несовершеннолетних втрое выше, чем в структуре общей преступности.
         К числу общих возрастных психологических  особенностей несовершеннолетних относится  феномен «генерализации собственного опыта», возведение в ранг «ритуала»  образцов негативного опыта. Каждый опрошенный юноша считает, что если девушка хочет уединиться с парнем, значит, она согласна на половую  близость.
         Психологический механизм сексуального общения, приводящего  к изнасилованию, опосредован глубокими  социальными факторами, детерминирующими эти преступления
         Изучение  «досуговых» изнасилований показало, что нередко:
         - преступники и жертва совместно  пьянствуют, после чего она утрачивает  способность ориентироваться в  обстановке, тем более оказать  сопротивление (15%);
         - преступник знает, что жертва  была ранее изнасилована, но никому  об этом не сообщила (12 %);
         - после случайного знакомства  потерпевшая охотно соглашается  погулять с пьяным подростком  и идет с ним в уединенное  место, что воспринимается будущим  насильником как сексуальная  стимуляция, хотя никаких реальных  эротических поощрений со стороны  жертвы нет (12 %);
         - после случайного знакомства  жертва своим собственным сексуально  окрашенным поведением провоцирует  посягательство (15 %).
         Сама  подростковая среда очень агрессивна. Отношения нередко строятся на унижении слабых, а то и откровенной жестокости. Ненужные семье и школе дети становятся изгоями общества, терроризируют окружающих, грабят и насилуют.
         Криминологам  и работникам правоохранительных органов  хорошо известно, что подавляющее  большинство лиц, совершивших насильственные преступления, в детстве подвергались унижениям, наказаниям, страдали от жесткого (а то и жестокого) обращения со стороны взрослых.
         Избитые дети, как правило, не хотят возвращаться в семью. Кризисная служба не может  обеспечить их убежищем. Ребята прячутся на квартирах знакомых, в приютах  для беспризорников или бродяжничают. Очень часто их подбирают люди из криминальной среды.
         Подросток не просто воспринимает и усваивает  неблагоприятные внешние воздействия. Он может их и не воспринимать, отвергать, а может с ними бороться. И тогда  в борьбе с неблагоприятными условиями  формируются положительные качества личности.
      3. Психологические особенности следствия по делам несовершеннолетних.
         Знание  психологических особенностей подростков способствует правильному решению  задач расследования преступлений и перевоспитания несовершеннолетних преступников. Работники правоохранительных органов, и в первую очередь органов  предварительного следствия, используя  эти знания, обеспечивают правильную диагностику личности несовершеннолетнего, индивидуальный подход к нему, выбор  и применение наиболее соответствующих  ситуации тактических приемов и  др.
         Наиболее  удачный анализ личности несовершеннолетнего  правонарушителя на предварительном  следствии соответствует следующей  схеме:
         Наследственно-биологические  факторы: отрицательно влияют алкоголизм, предрасположенность к нервным  или психическим заболеваниям одного из родителей, патологическая беременность, ненормальные роды и др.
         Ближайшее социальное окружение подростка: семья, социально-экономический статус родителей, братьев, сестер, особенности воспитания, школа, отношение к учебе, отношения с учителями (возможные конфликты), положение в классе, ценностные ориентации одноклассников, друзья, их социальное положение и ценностные ориентации, статус в группе друзей.
         Личностные  характеристики подростка: особенности  характера и темперамента, ценностно-мотивационный  блок, ценностные ориентации, мотивация  достижения, уровень притязаний, самооценка и возможные конфликты в области  самооценки, отношение к профессии: сознательность выбора, место профессии  в системе ценностей, планы на будущее.
         Правосознание подростка.
         Для изучения условий жизни и воспитания несовершеннолетнего обвиняемого  или подозреваемого необходимо изучать  и другие сферы — семью, место  работы и учебы. Для изучения семейных условий необходимо выяснить условия  жизни несовершеннолетнего до и  после совершения преступления. Это  имеет большое значение при определении  судом вида и размера наказания.
         Однако  не во всех случаях сами органы правосудия и лица, его представляющие, могут  использовать все данные и методы сегодняшней психологической науки. В ряде случаев в связи с  большой сложностью вопросов и необходимостью для их решения специальных знаний по уголовному делу назначается судебно-психологическая экспертиза.
         Объектом  психологической экспертизы являются не показания свидетелей, обвиняемых и потерпевших, а индивидуальные особенности протекания психических  процессов у лица, дающего показание, и влияние названных особенностей на адекватность восприятия и воспроизведения  того или иного явления.
         Заключение  эксперта-психолога не есть оценка достоверности показаний, так как  психологическая экспертиза решает вопрос только об объективной возможности  того или иного лица адекватно  отражать факты, интересующие органы следствия.
         Большое значение имеет психологическая  экспертиза по делам несовершеннолетних, когда у следователя возникает  сомнение в умственном развитии несовершеннолетнего, в степени развития его интеллекта, в частности для решения вопросов, мог ли он полностью осознать значение своих действий.
         При анализе причин антиобщественной ориентации личности подростка психолог исследует  особенности формирования его правосознания, реальных жизненных ценностей, нравственно-нормативных  установок и соотносит их с  выделенными индивидуально-типологическими  и характерологическими особенностями. При исследовании специфики принятия решения изучаются индивидуальные свойства личности.
         При проведении большинства следственных действий с участием несовершеннолетних действуют специфические психологические  закономерности, связанные с возрастными  и другими особенностями их личности.
         Следователь должен хорошо знать психологические  особенности личности несовершеннолетних и учитывать их при выборе тактических  приемов проведения с ними того или  иного следственного действия.
         Допросу несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого должна предшествовать тщательная подготовка, для чего необходимо выяснить, какие люди окружают несовершеннолетнего, в каких условиях он живет, с кем  дружит, как он работает или учится, а также определить уровень его  развития, способности, круг его интересов  и особенности характера. В это  же время решается вопрос о том, кого имеет смысл пригласить для участия  в допросе.
         Каждый  допрос несовершеннолетних можно разделить  на следующие пять этапов.
         1. На начальном этапе допроса  следователь, как правило, в  устной форме получает от несовершеннолетнего  допрашиваемого его анкетные  данные. На этом этапе оба собеседника приблизительно намечают линию своего дальнейшего поведения по отношению друг к другу. Главная задача следователя — правильно диагностировать личность допрашиваемого.
         2. Период вступления в психологический контакт между допрашиваемым и допрашивающим — сущность второго этапа допроса. Следует отметить, что контакт устанавливается не на каждом допросе, однако практически каждый следователь пытается его достичь. На этой стадии темой беседы являются обычные незначительные для существа дела вопросы; как правило, они касаются биографии допрашиваемого, его учебы, увлечений и т. д. Оба собеседника окончательно вырабатывают в отношении друг друга общую линию поведения, а также определяются такие общие параметры беседы, как ее темп, ритм, основные состояния собеседников, приемы устной речи, позы, мимика и в некоторых случаях основная аргументация.
         3. Главная часть допроса. В этот период следователь стремится получить от допрашиваемого основную информацию по делу. При правильно организованном допросе это обычно удается.
         4. Затем следователь сопоставляет  полученную на допросе информацию  с уже имеющимися у него  сведениями по делу и пытается  устранить противоречия, неясности,  неточности и т. д. 
         5. На заключительном этапе допроса следователь различными способами (рукопись, машинопись, магнитофонная запись, стенограмма) заносит в протокол полученную в результате допроса информацию и представляет эту информацию уже в письменном виде допрашиваемому, который, подтвердив правильность записанного в протокол, его подписывает. На этой стадии важно сохранить лексические особенности речи несовершеннолетнего.
         Подготовленный  с глубоким знанием всех материалов дела и проведенный с учетом всех личностных особенностей допрос, несомненно, убеждает допрашиваемого не только в  бесперспективности запирательства, но и наглядно показывает истинную цену его преступного поведения, неизбежность разоблачения и грядущего наказания  со всеми вытекающими последствиями  как для самого виновного, так  и для его близких.
         Для достижения намеченной цели следователю  необходимо наряду с материалами  уголовного дела анализировать сведения, полученные о несовершеннолетнем в  соответствии с изложенной ниже программой.
         В процессе подготовки к допросу следователь  должен не только планировать последовательность и формулировку вопросов, но и прогнозировать возможные варианты ответов и  в зависимости от этого, основываясь  на имеющейся у него информации и  анализе всех обстоятельств, заранее  подготовить необходимые дела.
         В зависимости от материалов дела следователь  должен определить линию взаимоотношений  с допрашиваемым. Если преступление было совершено вследствие неблагоприятно сложившейся ситуации и допрашиваемый тяжело переживает, подавлен случившимся, следует помочь ему не только в выборе линии поведения на следствии, но и в дальнейшей повседневной жизни. Для этого следователю необходимо собрать материалы, которые дали бы возможность подвести несовершеннолетнего к правильной оценке не только совершенного им преступления, но и иных негативных поступков.
         Когда из материалов дела или в процессе непосредственного общения следователь  видит, что несовершеннолетний бравирует  совершенным преступлением, недостойно ведет себя, необходимо сразу же пресечь такое поведение.
         На  допросе следователь должен избрать  такую тактику общения с допрашиваемым, чтобы тот убедился в объективности и беспристрастности следователя.
         Следователю необходимо самому допросить родителей (или лиц, их заменявших), педагогов, мастеров, товарищей по учебе и  работе, по совместному провождению  свободного времени, а работникам органов  дознания поручить проведение действий, не требующих обязательного участия  следователя.
         Добытая до допроса информация о личностных особенностях несовершеннолетнего (правдивость, лживость, жестокость, доброта, агрессивность  и т. д.), несомненно, поможет следователю  выбрать правильную тактику допроса.
         Изучая  личность несовершеннолетнего, следователь  должен установить в первую очередь  его положительные качества, время, когда его поведение стало  меняться в худшую сторону, выяснить причины этих изменений. Они могут быть вызваны неурядицами в семье, другими неблагоприятно сложившимися обстоятельствами, болезнью или смертью одного из родителей и т. д. Собранные данные позволят следователю создать правильное представление о положительных и отрицательных качествах личности несовершеннолетнего, об условиях жизни, учебы, работы, о микроклимате среды, где вращается несовершеннолетний, о его склонностях и т. д. Все это вместе взятое необходимо следователю не только для получения правдивых показаний, но в первую очередь для надежного воздействия на несовершеннолетнего в плане критического осмысления как совершенного преступления, так и негативного поведения в целом..
         Наибольшую  общественную опасность по делам  о преступлениях несовершеннолетних представляет организатор, «главарь»  преступной группы, поэтому еще на стадии подготовки к допросу несовершеннолетнего  следователю надо учесть необходимость  выявления такого «главаря» и  установления его действительной роли. Следует помнить, что несовершеннолетние по самым разным причинам стараются  скрыть действительных организаторов, «главарей» группировок и нередко  их вину берут на себя.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.