На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Системный подход в практике разработки и принятия управленческих решений

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 06.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФГБОУ ВПО  «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ  ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ « МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ »

    К О Н Т Р О  Л Ь Н А Я    Р А Б О Т  А

По дисциплине: Исследование систем управления

На тему: Системный подход в практике разработки и принятия управленческих решений.

Вариант № 1

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Выполнил:
Студент Журба Марина Игоревна
2 курса
4 семестр 
 
 
 
 
 
 
 

                 Ишим  2011 

            Содержание 

1. Введение           3 

2. Теоретические аспекты применения системного подхода к разработке управленческих решений        
2.1.Становление  системного подхода в теории управления  5 
2.2.Сущность системного  подхода       9
3.Методологические аспекты системного подхода к разработке и принятию управленческих решений
3.1. Понятие о методах системного анализа           12
3.2. Виды методов системного анализа      18
4. Заключение          24
5. Список использованной  литературы      26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

     В условиях перехода экономики нашей  страны к фазе устойчивого экономического роста возрастает роль научного подхода  в повышение эффективности управления организацией и разработке управленческих решений. Главным фактором научного подхода к совершенствованию управления является исследование систем управления. Применение системного подхода к управлению позволяет выработать стратегию развития организации, обосновать планы и управленческие решения, осуществлять контроль за их выполнением, выявлять резерв повышения эффективности деятельности организации, оценивать результаты функционирования организаций, их подразделений и работников.
       В настоящее время владение  мастерством точного установления  проблем функционирования организаций,  современными методами исследований систем управления является одним из важнейших требований, предъявляемых менеджеру. В современном управлении считается, что исследования должны занимать не менее 30% рабочего времени или усилий менеджера, так как определять причины успеха (или неуспеха) своей деятельности и способы закрепления успеха он должен, используя научный аппарат исследования. В дальнейшем доля исследовательской деятельности будет, по-видимому, возрастать. Это связано с усложнением условий управления, социально-психологических характеристик человека. Невозможно сегодня принимать решения, опираясь только на опыт и интуицию, здравый смысл или формально усвоенные знания, - необходимо исследовать ситуации, проблемы, условия, факторы эффективности деятельности человека, необходим обоснованный выбор решений из все возрастающего многообразия и количества их вариантов. В связи с этим возрастает актуальность использования системного подхода в процессе разработки управленческих решений. Целью моей работы является обобщение знаний в области системного подхода и анализ особенностей его применения при разработке управленческих решений, изложение теоретических и методических основ организации и проведения исследования применительно к объектам управления. Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:
     -изложить  теоретические аспекты системного  подхода к разработке управленческих  решений;
     -раскрыть  сущность методологических основ  системного подхода, систематизировать  разнообразные методы исследования  систем управления и показать  их роль и место в научном исследовании. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Теоретические аспекты применения системного подхода к разработке управленческих решений 

    2.1 Становление системного подхода в теории управления 

     В науке на протяжении длительного  времени основные подходы к изучению объектов были связаны с двумя методологическими аспектами. Первый аспект, начиная с древнейших времен, выражал элементаризм (его крайняя форма - механистический атомизм); второй аспект - это варианты концепции целостности.
     Элементаризм  исходил из убеждения, что во всяком явлении необходимо отыскать его первооснову, поэтому проблема сложности есть проблема сведения сложного к простому, целого к части, исходному простому элементу. В противоположность этому концепция целостности исходила из невозможности сведения сложного к простому, а целого к части. Эта концепция предполагает наличие у целостного объекта таких свойств и качеств, которые никак не могут быть присущи его составным частям.
     Наука долгое время развивалась под  знаком превосходства элементаристского подхода. Это объясняется несколькими причинами: во-первых, при изучении неизвестных объектов самый простой способ его исследования состоит в разложении этого объекта на составляющие и изучении каждого из них в отдельности; во-вторых, реализация элементаристского принципа позволяет находить единое основание для объектов самой разной природы. Постепенно стала осознаваться недостаточность не только элементаристского и противоположного ему целостного подхода, но и самого способа мышления, заключенного в эти рамки. Это осознание нашло наиболее полное выражение в теории познания И. Канта (1724 - 1804) и всей немецкой классической философии. Эта новая логика мышления все более ориентировалась на поиск внутренних «механизмов» жизни и развития объектов.
     Весомый вклад в обоснование необходимости  выработки общих представлений  о развитии мира и науки внес Г. Спенсер (1820—1903), который разработал принципы дифференциации и интеграции, признанные позднее всеобщими. Г. Спенсер  считал, что объединение знания должно происходить путем подведения более узких классов явлений под более значительные, так как высшие обобщения науки справедливы не только для одного порядка явления, но и для всех порядков.
     Важный  шаг на пути совершенствования принципов  научного мировоззрения был связан с расширением и углублением представлений о причинности. В сфере естествознания первым конкретным выражением обновления принципов подхода к объекту изучения явилось создание статистической физики, опирающейся на вероятностный принцип. Вслед за физикой статистические методы исследования начали распространяться и в других областях знания, в том числе и в социальных науках. Это означало, что причинно-следственные связи перестали быть единственным видом связей, признаваемых наукой. Наряду с ними были признаны функциональные, корреляционные и другие виды связи. Разработкой статистических методов завершился первый этап формирования предпосылок системного подхода.
     Следующие шаги, предпринятые в конце ХIХ  и в начале ХХ в. связаны с попыткой построить специальные научные концепции, базирующиеся на качественно новых принципах. Ярким научным явлением в конце ХIХ в. было открытие французским химиком Анри Луи Ле-Шателье (1850—1936) закона подвижного равновесия: «Если система равновесия подвергается воздействию, изменяющему какое-либо из условий равновесия, то в ней возникают процессы, направленные так, чтобы противодействовать этому изменению». Выражение структурной устойчивости было сформулировано Ле-Шателье для физических и химических систем, но в действительности этот закон является универсальным. В 1906г. русский кристаллограф ЕС. Федоров, а затем американский химик В. Банкрофт (1911) выступили в научной печати с подтверждением этого положения. Биологам этот закон известен как «закон о выживании»: выживают наиболее приспособленные особи, находящиеся в состоянии подвижного равновесия с окружающей средой. В экономике ему соответствует закон соответствия спроса и предложения. В дальнейшем Е.С. Федоров в статье «Природа и человек» обобщенно охарактеризовал отличительную черту науки начала ХХ в.: появление новых отраслей знания и исчезновение перегородок, разделяющих разные отрасли знания и жизни. В этом нашли свое отражение сложные процессы дифференциации и интеграции научного знания, диалектически связанные на протяжении всей истории науки.
     В развитии системных исследований можно выделить 4 этапа:
     1. В 1920-е гг., как уже упоминалось,  в СССР вышла книга А.А.Богданова  «Всеобщая организационная наука» (тектологии), явившаяся исторически  первым вариантом общей теории систем. Однако эта работа не получила признания. Ее не поняли, хотя ей предшествовали труды А.М.Бутлерова по теории химического строения, Д.И.Менделеева по систематизации элементов, кристаллографа ЕС. Федорова и физиолога Н.А.Белова.
     2. В 1930-е гг. идея системного подхода и построения общей теории систем была возрождена в работах Людвига фон Берталанфи и других зарубежных исследователей. В 1930—1940-е гг. в СССР идеи системности были развиты в трудах В.И.Вернадского и А.Л.Чижевского.
     3. К 1950-м гг. относят начало развития кибернетики, основоположником которой признан Н. Винер (1958). Выходят в свет труды У.Р.Эшби, О.Ланге и других авторов, связанные с проектированием автоматизированных систем управления.
     4. В 1960 - 1980-е гг. были продолжены оригинальные концепции общей теории систем, имеющие собственный математический аппарат. Этот этап отмечен трудами А. Уемова, М. Месаровича, А. Берга, Н. Амосова, В.Глушкова и других отечественных ученых.
     По  мере развертывания системных исследований становилось все более очевидным, что речь идет не об утверждении какой-то единственной концепции, претендующей на общенаучное значение, а о новом направлении исследовательской деятельности, о выработке новой системы принципов научного мышления, о формировании нового подхода к объектам исследования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2 Сущность системного подхода 

     Под системным подходом понимается способ мышления по отношению к организации и управлению. Системный подход используется в тех случаях, когда стремятся исследовать объект с разных сторон, комплексно. Наиболее распространенным направлением системных исследований считается системный анализ, под которым понимают методологию решения сложных задач и проблем, основанную на концепциях, разработанных в рамках теории систем. Системный анализ определяется и как «приложение системных концепций к функциям управления, связанным с планированием», или даже со стратегическим планированием и целевой стадией планирования.
     Термин  «системный анализ» впервые появился в 1948 г. в работах корпорации RAND в связи с задачами внешнего управления, а в отечественной литературе широкое распространение получил после перевода книги С. Оптнера.
     Во  многих работах системный анализ развивается применительно к  проблеме планирования и управления в период усиления внимания к программно-целевым принципам. В планировании термин «системный анализ» был практически неотделим от терминов «целеобразование», «программно-целевое планирование». Для исследования этих вопросов пока еще почти нет формализованных средств: имеются методики, обеспечивающие полноту расчленения системы на части, но почти нет работ, в которых исследовалось бы, как при расчленении на части не утратить целого.
     Понимая недостаточность и необходимость разработки средств декомпозиции и сохранения целостности, в последнее время часто возвращаются к определению системного анализа как формализованного здравого смысла, к пониманию системного анализа как искусства. Системный подход основывается на принципах:
     1) единства - совместное рассмотрение системы как единого целого и как совокупности частей;
     2) развития - учет изменяемости системы, ее способности к развитию, накапливанию информации с учетом динамики окружающей среды;
     3) глобальной цели - ответственность за выбор глобальной цели. Оптимум подсистем не является оптимумом всей системы;
     4) функциональности - совместное рассмотрение структуры системы и функций с приоритетом функций над структурой;
     5) децентрализации - сочетание децентрализации и централизации;
     6) иерархии - учет соподчинения и ранжирования частей;
     7) неопределенности - учет вероятностного наступления события;
     8) организованности - степень выполнения  решений и выводов.
     Сущность  системного подхода формулировалась  многими авторами. В развернутом  виде она сформулирована В.Г. Афанасьевым, определившим ряд взаимосвязанных аспектов, которые в совокупности и единстве составляют системный подход:
     • системно-элементный, отвечающий на вопрос, из чего (каких компонентов) образована система;
     • системно-структурный, раскрывающий внутреннюю организацию системы, способ взаимодействия образующих ее компонентов;
     • системно-функциональный, показывающий, какие функции выполняет система  и образующие ее компоненты;
     • системно-коммуникационный, раскрывающий взаимосвязь данной системы с  другими как по горизонтали, так и по вертикали;
     • системно-интегративный, показывающий механизмы, факторы сохранения, совершенствования  и развития системы;
     • системно-исторический, отвечающий на вопрос, как, каким образом возникла система, какие этапы в своем  развитии проходила, каковы ее исторические перспективы.
     В основе получаемых с помощью системного анализа результатов лежит совокупность понятий, центральное место в  которой занимает термин «система». Один из основоположников системного подхода - Р.Л. Акофф - считал, что термин «система» используется для обозначения обширного класса явлений. Мы говорим, например, о философских системах, системах чисел, системах связи, системах управления, системах образования, системах оружия. Некоторые из них являются концептуальными конструкциями, другие - физическими сущностями. Первоначально в широком смысле и не очень точно систему можно определить как любую сущность, концептуальную или физическую, которая состоит из взаимозависимых частей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Методологические аспекты системного подхода к разработке и принятию управленческих решений 

     3.1  Понятие о методах системного анализа 

     Быстрый рост современных организаций и  уровня их сложности, разнообразие выполняемых  операций привели к тому, что рациональное осуществление функций руководства стало исключительно трудным делом, но в тоже время еще более важным для успешной работы организации. Чтобы справится с неизбежным ростом числа операций и их усложнением, крупная организация должна основывать свою деятельность на системном подходе. В рамках этого подхода руководитель может более эффективно интегрировать свои действия по управлению организацией. Системный подход способствует главным образом выработке правильного метода мышления о процессе управления. Руководитель должен мыслить в соответствии с системным подходом. При изучении системного подхода прививается такой образ мышления, который, с одной стороны способствует устранению излишней усложненности, а е другой — помогает руководителю уяснять сущность сложных проблем и принимать решения на основе четкого представления об окружающей обстановке. Важно структурировать задачу, очертить границы системы. Но столь же важно учесть, что системы, с которыми руководителю приходится сталкиваться в процессе своей деятельности, являются частью более крупных систем, возможно, включающих всю отрасль или несколько, порой много; компаний и отраслей промышленности и даже все общество в целом. Далее следует сказать, что эти системы постоянно изменяются: они создаются, действуют, реорганизуются и, бывает, ликвидируются. Принципиальной особенностью системного анализа является использование методов двух типов — формальных и неформальных (качественных, содержательных). Методика системного анализа разрабатывается и применяется в тех случаях, когда у лиц, принимающих решения, на начальном этапе нет достаточных сведений о проблемной ситуации, позволяющих выбрать метод ее формализованного представления, сформировать математическую модель или применить один из новых подходов к моделированию, сочетающих качественные и количественные приемы. В таких условиях может помочь представление объектов в виде систем, организация процесса принятия решения с использованием разных методов моделирования. Для того чтобы организовать такой процесс, нужно определить последовательность этапов, рекомендовать методы для выполнения этих этапов, предусмотреть при необходимости возврат к предыдущим этапам. Такая последовательность определенным образом выделенных и упорядоченных этапов с рекомендованными методами или приемами их выполнения представляет собой методику системного анализа.
     Таким образом, методика системного анализа  разрабатывается для того, чтобы  организовать процесс принятия решения  в сложных проблемных ситуациях. Она должна ориентироваться на необходимость обоснования полноты анализа, формирование модели принятия решения, адекватно отображать рассматриваемый процесс или объект. Одной из принципиальных особенностей системного анализа, отличающей его от других направлений системных исследований, является разработка и использование средств, облегчающих формирование и сравнительный анализ целей и функций систем управления. Вначале методики формирования и исследования структур целей базировались на сборе и обобщении опыта специалистов, накапливающих этот опыт на конкретных примерах. Однако в этом случае невозможно учесть полноту получаемых данных. Таким образом, основной особенностью методик системного анализа является сочетание в них формальных методов и неформализованного (экспертного) знания. Последнее помогает найти новые пути решения проблемы, не содержащиеся в формальной модели, и таким образом непрерывно развивать модель и процесс принятия решения, но одновременно быть источником противоречий, парадоксов, которые иногда трудно разрешить. Поэтому исследования по системному анализу начинают все больше опираться на методологию прикладной диалектики. С учетом вышесказанного в Определении системного анализа нужно подчеркнуть, что системный анализ:
     • применяется для решения таких  проблем, которые не могут быть поставлены и решены отдельными методами математики, те. проблем с неопределенностью ситуации принятия решения, когда используют не только формальные методы, но и методы качественного анализа (4формализованньгй здравый смысле), интуицию и опыт лиц, принимающих решения;
     • объединяет разные методы с помощью  единой методики; опирается на научное  мировоззрение;
     • объединяет знания, суждения и интуицию специалистов различных областей знаний и обязывает их к определенной дисциплине мышления;
     • уделяет основное внимание целям и целеобразованию.
     Приведенная характеристика научных направлений, возникших между философией и  узкоспециальными дисциплинами, позволяет  расположить их примерно в следующем  порядке: философско-методологические дисциплины, теория систем, системный подход, системология, системный анализ, системотехника, кибернетика, исследование операций, специальные дисциплины.
     Системный анализ расположен в середине этого  перечня, так как он использует примерно в одинаковых пропорциях философско-методологические представления (характерные для философии, теории систем) и формализованные методы в модели (что характерно для специальных дисциплин). Системология и теория систем по сравнению с системным анализом больше пользуются философскими понятиями и качественными представлениями и ближе к философии. Исследование операций, системотехника, напротив, имеют более развитый формальный аппарат, но менее развитые средства качественного анализа и постановки сложных задач с большой неопределенностью и с активными элементами. Рассматриваемые научные направления имеют много общего. Необходимость в их применении возникает в тех случаях, когда проблема (задача) не может быть решена методами математики или узкоспециальных дисциплин. Несмотря на то, что первоначально направления исходили из разных основных понятий (исследование операций — из понятия «операция», кибернетика — из понятий «управление», «обратная связь», системный анализ, теория систем, системотехника; системология — из понятия «система»), в дальнейшем направления оперируют со многими одинаковыми понятиями — элементы, связи, цели и средства, структура и др. Разные направления пользуются также одинаковыми математическими методами. В то же время есть между ними и отличия, которые обусловливают их выбор в конкретных ситуациях принятия решений. В частности, основными специфическими особенностями системного анализа, отличающими его от других системных направлений, являются:
     -наличие средств для организации процессов целеобразования, структуризации и анализа целей (другие системные направления ставят задачу достижения целей, разработки вариантов пути их достижения и выбора наилучшего из этих вариантов, а системный анализ рассматривает объекты как системы с активными элементами, способные и стремящиеся к целеобразованию, а затем уже и к достижению сформированных целей);
     -разработка  и использование методики, в которой  определены этапы, подэтапы системного  анализа и методы их выполнения, причем в методике сочетаются  как формальные методы и модели, так и методы, основанные на  интуиции специалистов, помогающие использовать их знания, что обусловливает особую привлекательность системного анализа для решения экономических проблем.
     Системный анализ не может быть полностью формализован, но можно выбрать некоторый алгоритм его проведения. Системный анализ может выполняться в следующей последовательности:
     1. Постановка проблемы - отправной  момент исследования. В исследовании  сложной системы ему предшествует  работа по структурированию проблемы.
     2. Расширение проблемы до проблематики, т. е нахождение системы проблем, существенно связанных с исследуемой проблемой, без учета которых она не может быть решена.
     З. Выявление целей: цели указывают  направление, в котором надо двигаться, чтобы поэтапно решить проблему. Сначала  определяют глобальные цели организации, а затем просто цели.
     4. Формирование критериев. Критерий  — это количественное отражение  степени достижения системой  поставленных перед ней целей.  Критерий — это правило выбора  предпочтительного варианта решения  из ряда альтернативных. Критериев может быть несколько. Многокритериальность является способом повышения адекватности описания цели. Критерии должны описать по возможности все важные аспекты цели, но при этом необходимо минимизировать число необходимых критериев.
     5. Агрегирование критериев. Выявленные критерии могут быть объединены либо в группы, либо заменены обобщающим критерием.
     6. Генерирование альтернатив и  выбор с использованием критериев  наилучшей из них. Формирование  множества альтернатив является  творческим этапом системного  анализа.
     7. Оценка и анализ внешней среды  организации. Определение факторов  угроз и возможностей внешней  среды. Исследование ресурсных  возможностей, включая информационные  ресурсы.
     8. Выявление сильных и слабых  сторон организации.
     9. Анализ стратегических альтернатив.
     10. Выбор формализации (моделей и  ограничений) для решения проблемы.
     11. Выбор стратегии. Определение  уровня риска, эффективности прошлых  стратегий, фактора риска.
     12. Построение системы.
     13. Использование результатов проведенного системного исследования.
     14. Реализация стратегии.
     15. Оценка стратегии.
     Таким образом, процесс принятия управленческих решений предполагает наличие формализованной  процедуры ее выполнения. Этот процесс  можно представить как набор  строго последовательных действий, предпринимаемых высшим руководством организации или специалистами и направленных на обоснование комплексных планов, предназначенных для обеспечения глобальных целей (миссии) организации. Для каждого из этапов системного анализа существует определенный набор инструментов и методов, позволяющий выполнить процедуры и получить ответ на вопрос, сформулированный для каждого этапа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.2 Виды методов системного анализа 

     Чтобы облегчить выбор методов в  реальных условиях принятия решения  необходимо разделить методы на группы, охарактеризовать особенности этих групп и дать рекомендации по их использованию при разработке моделей и методик системного анализа. Специфической особенностью системного анализа является сочетание качественных и формальных методов. Такое сочетание составляет основу любой используемой методики. Рассмотрим основные методы, направленные на использование интуиции и опыта специалистов, а также методы формализованного представления систем.
     Методы  типа мозговой атаки. Методы данного типа преследуют основную цель - поиск новых идей, их широкое о6суждение и конструктивную критику. Основная гипотеза заключается в предположении, что среди большого числа идей имеются, по меньшей мере, несколько хороших. При проведении обсуждений по исследуемой проблеме применяются следующие правила:
     1) сформулировать проблему в основных  терминах, выделив единственный  центральный пункт;
     2) не объявлять ложной и не  прекращать исследование ни одной  идеи;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.