На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Шпаргалки по "Римскому частному праву"

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 06.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


3.  Периодизация РЧП.
В политическом отношении римская история делится  на:
• Царский период (VIII-VI в.в. до н.э.)
• Период республики (V-I в.в. до н.э., а именно: ранняя
республика – V-III в.в. до н.э., и поздняя республика – II- I в.в. до н.э.);
• Период империи (I-V в.в. н.э.). Императорский период в свою
очередь делится  на период принципата (I-III в.в. н.э.), при  котором
власть императора не передавалась по наследству, монарх (принцепс)
выбирался из состава  Сената, власть императора была существенно
ограничена Сенатом; иначе говоря, это был период ограниченной
монархии. Вторая часть императорского периода –  доминат (IV-V в.в.
н.э.), который  представлял собой абсолютную монархию – власть
императора ничем  и никем не была ограничена, власть передавалась по
наследству.
История римского права не совпадала с историей римского
государства. Так, в развитии РЧП можно выделить пять основных
периодов:
• Архаический (753-367 г.г. до н.э.);
• Предклассический (367-27 г.г. до н.э.);
• Классический (27 г. до н.э. – 235 г. н.э.);
• Постклассический (IV-V в.в. н.э.);
• Юстиниановский (527-565 г.г. н.э.)
Для каждого  периода развития были характерны свои источники
права. Так, в  архаический период преобладали  нормы обычного права,
постановления народных собраний, в период цивильного права
(предклассический  – деятельность юристов, постановления  Сената,
преторские эдикты). В этот период вырабатывается понятие
справедливости (aequitas). Для классического периода  характерен такой
источник как  постоянный эдикт, затем – деятельность юристов. В этот
период развёртывается творческая деятельность юристов, она  достигает
своего апогея. В постклассический период источниками  права становятся
законы, императорские  конституции. Юстиниановский период (период
компиляций Юстиниана) был отмечен процессом кодификации римского
частного права.
Для архаического периода характерны все признаки
патриархального общества – почитался культ предков, основу
мировоззрения составляли мифы. Первоначальные римские  колонии жили
семьями, культ  индивида поглощается культом коллектива, человек
мыслится как  часть коллектива. С точки зрения правового сознания в этот
период начинает формироваться исконно римское  право – цивильное
право, доступное  только квиритам, чужестранцы не входили  в систему
римского общества, а потому древнеримские нормы права на них не
распространялись. В этот же период произошло падение  царского режима
(режима военной  демократии), формируется институт  магистратуры
(магистраты  – должностные лица в Риме, обладающие судебными и
административными полномочиями).
В предклассический период на фоне проводимых Римом
завоеваний (Пунических войн) происходит становление новых  форм
сделок, а также  зарождается правовая наука. Отменяется ритуальности и
формализованность ряда сделок путём предоставления сторонам сделки
преторской защиты. Для этого периода также характерно развитие
преторского права, что повлекло за собой отмену отживших институтов
цивильного права.
Классический  период – это расцвет РЧП. В  этот период
происходит формирование юридических школ, связанных с именами
Юлиана, Цельса, Гая Кассия Лонгина и т.д. Окончательно формируются
основные институты  РЧП, совершенствуются и оттачиваются многие
юридические конструкции, которыми юристы оперируют до сих  пор.
Постклассический  период соответствует эпохе домината. В этот
период начинается политическое и экономическое разложение Римского
государства, что  повлекло за собой и распад римской  юриспруденции.
Основной источник права – конституции императоров.
В Юстиниановский период была предпринята попытка
возрождения классической юридической культуры Рима, что повлекло за
собой начавшийся и закончившийся процесс кодификации  римского
права. Это, пожалуй, наибольшее достижение римских юристов  в данный
период, что однако, не спасло Римское государство от вымирания.
Схематично историю Римского государства и римского права
можно представить  следующим образом:
Царский период \ Республика \ Принципат \ Доминат
753 г. до н.э. 565 г.  н.э.
Архаич. / Предкласс. / Классич. / Постклассич. / Юстиниан. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Обычное право и закон
Исторически первым источником права как и любом
раннеклассовом  обществе был обычай. Обычай – это повторяющаяся и
типичная в  повседневном социальном поведении  норма, которой
придерживается  общество. Это некий общественный стандарт, который
передаётся из поколения в поколение, нередко  сливающийся с
религиозными  нормами. По содержанию обычаи представляли собой
нормы морали, а  значит, являлись первоначальными представлениями
общества о  плохом и хорошем, добром и злом, и нарушение обычных
норм влекло за собой меры общественного воздействия. Примером обычая
могут считаться  обычай кровной мести, принцип Талиона (воздаяние
равным за равное).
Обычай как  древнейшая форма образования римского права
включал в себя:
• Обычаи предков;
• Обычная практика (обычаи, сложившиеся в
толковательной  практике жрецов);
• Обычаи, сложившиеся  в практической
деятельности  магистратов.
Обычные нормы  не закрепляются в письменной форме,
передаются из поколение в поколение, преемственность  обычаев
осуществлялась  с помощью понтификов, жрецов, которым было вверено
хранение заветов  предков. Но именно в обычаях была заложена идея
доброго и справедливого, что в дальнейшем предопределило понятие
права как "искусства  о добром и справедливом", и  вот почему нормы
обычного права  в дальнейшем были письменно закреплены и
интерпретированы  в законах.
Первым таким  письменным кодексом, в котором были
сосредоточены обычаи, являлись Законы XII таблиц (451-450 г. до н.э.),
представлявшие  собой источник национального римского права. Таблицы
представляли собой 12 деревянных или мраморных дощечек,
выставленных  у входа в сенатскую курию. Нормы, закреплённые в
Законах XII таблиц, носят не казуистический, а общий  характер, что
говорит о признаках  юридических, а не религиозных норм в таблицах.
Нормы носят светский, а не сакральный характер. Но при этом язык
Законов XII таблиц весьма архаичен, а нормы – формальны  и жестоки
(взять хотя  бы обычай воздаяния равным  за равное). К сожалению,
первоначальный  текст таблиц не дошёл до наших  дней и сохранился лишь
в отдельных  отрывках в произведениях римских  юристов. Но именно с
созданием Законов XII таблиц связывают формирование так  называемого
обычного права  – это совокупность обычаев догосударственного
общества, получивших санкцию государства и поддержанных
принудительной силой государства.
По мере расширения границ и укрпеления римского государства,
роста товарно-денежных отношений обычное право перестаёт
удовлетворять потребностям юридической практики и уступает дорогу
закону (lex). Закон – это первый письменный источник римского права,
принятый народным собранием.
Гай говорил: "Закон  – это то, что народ повелел  и постановил". Эта
формула отражает сущность закона – это только тот  источник права,
который принят коллегиально и принял в народном собрании; закон,
принятый единолично или с нарушением процедуры его  принятия,
юридической силы не имеет.
Порядок принятия закона:
1. Магистрат  разрабатывает проект закона  и созывает народное
собрание.
2. Народное собрание  принимает или отклоняет закон  (но не
обсуждает). Принятие закона происходит в комициях, куриях, центуриях,
трибах.
3. Ратификация  закона сенатом.
Виды законов:
• Плебисцит (это  решения народных собраний плебса;
первоначально были обязательны только для плебеев, с 287 г. до н.э. – для
всего населения).
• Несовершенные (законы, не содержащие санкции);
• Законы, воспрещавшие какой-либо юридический акт и
объявлявшие его  недействительным;
• Законы, устанавливающие  угрозу применения санкций за
совершение юридических  актов, не объявляя ничтожности данных
юридических актов.
Закон, в отличие  от обычая, был письменно закреплённым
источником права, содержал в себе не нормы морали, а юридические
нормы, а значит и поддерживался принудительной силой государства, а не
просто мерами общественного воздействия.
Структура закона была троякой, что соответствует современному
построению правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция):
• Надпись (указание на имя инициатора закона и вид  народного
собрания, принявшего закон);
• Содержание самого закона (правило поведения, которое
следовало исполнять);
• Санкция за неисполнение закона.
Изначально закон  и обычное право сосуществовали вместе, но
постепенно закон  вытеснил обычай и в период республики был основным
источником права. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6. Сенатусконсульты  – это нормативные акты, издаваемые Сенатом
и представляющие собой речь императора, произносимую в Сенате.
Сенатусконсульты  являлись основным источником права  в период
принципата, когда  власть императора была ограничена, но при этом Сенат
не имел полных законотворческих полномочий, как говорили римские
юристы – "Сенат  полагает, советует и рекомендует", т.е. можно говорить
лишь о совещательных  полномочиях Сената. Вот почему по сути
сенатусконсульты  являли собой императорскую волю, формально
облечённую в  законы, издаваемые Сенатом.
Конституции императоров приобрели актуальное значение в
период домината, когда императоры приобрели неограниченную власть.
Конституции императоров  хотя и не являлись законом, но имели  силу
таковых (римские  юристы говорили: "То, что угодно принцепсу, имеет
силу закона"). Выделяли следующие виды императорских конституций:
• Эдикты – распоряжения общего характера,
обращённые к  народу (в отличие от эдиктов магистратов,
эдикты императоров  были обязательны для всего населения).
• Декреты –  решения по судебным делам,
рассмотренные императором в качестве высшей инстанции.
• Рескрипты  – ответы на поступающие к императору
вопросы и ходатайства  частного характера;
• Мандаты –  инструкции чиновникам и
представителям  императорской власти в провинциях по
административным  вопросам.
В период поздней  империи распоряжения императора стали
называться законами. Они составлялись в императорских  канцеляриях. В
период домината императорские конституции вытесняют  все иные формы
правообразования, становясь единственным источником права. Со
временем проводилась  кодификация конституций, воплощённая  в Кодексе
и его составной  части – Новеллах..
Кодификация РЧП  – это процесс систематизации основных
источников РЧП  в период империи.
До поры до времени  существовала фикция единства
законодательства. Каждый из императоров двух империй – Восточной и
Западной –  издавали законы от своего имени. С  Феодосия II законы,
изданный в  одной половине империи должны иметь  силу для другой
половины, только если их подтвердит император другой половины. Кроме
императорских конституций со временем силу закона приобрели и
постановления префектов. Таким образом, уже в  конце республики
ощущалась потребность  в систематизации норм РЧП. Впервые  этот
замысел пытался  осуществить Цезарь, но он остался  не реализованным.
Причины кодификации:
1. Политические  – в период домината усилился  процесс
разложения Римской  империи, её распада на Западную и  Восточную, в
силу чего кодификация  была призвана централизовать власть путём
создания единого  источника римского права.
2. Правовые –  скопление множества законодательных актов, в том
числе и цивильного права, которые содержали отжившие правовые
институты.
3. Ослабевала  классическая римская юриспруденция.  Юристы в
период поздней  империи занимались не правотворчеством, а лишь
комментариями трудов классических юристов. Кроме того, юристы-
практики видели свою задачу в том, чтобы защитить интересы клиента
путём искусно  подобранных цитат из источников, что повлекло за собой
ослабление юридического творчества, юридической техники.
Конституции императоров, составлявшиеся императорскими
чиновниками, отличались многословием, пышностью фраз, неточностью
изложения и  пробелами. Поэтому потребность  в упорядочении
многочисленных  правовых норм становилась всё более  актуальной.
Основной целью  кодификации была "очистка" римского права от
архаичных юридических  конструкций и приведение всех норм РЧП к
единому знаменателю.
Изначально кодификация  носила частный характер, т.е.
проводилась не на официальном уровне, а частными лицами, главным
образом, юристами. Постепенно были созданы: Кодекс Григориана (295
г.н.э.), Кодекс Гермогениана (сер. IV в. н.э.). Однако, эти кодексы  были
невелики по объёму и кроме того представляли собой лишь техническую
систематизацию  императорских конституций, независимо от их
юридической силы.
Наиболее глобальной была кодификация, проводимая уже после
падения Западной римской империи византийским императором
Юстинианом и  воплощённая в Кодексе Юстиниана, который в средние
века получил  название Corpus iuris civile – Свод цивильного
(гражданского) права. Кодекс Юстиниана состоял из следующих частей:
• Институции –  элементарные учебники римского права.
• Дигесты (Пандекты) – сборник сочинений римских  юристов;
• Кодекс – собрание императорских конституций;
• Новеллы –  собрание новейших императорских конституций
(Конституций  Юстиниана).
Кодекс Юстиниана  содержал в себе не только нормы  частного, но
и нормы публичного права, а также то, что ныне называется общей
теорией права. Так, в ряде текстов даётся понятие  права, определение
науки права, правосудия, говорится о разделении права на публичное и
частное, на цивильное  и право народов. Кодификация  Юстиниана носила
не только технический  характер – юристы не ограничивались лишь
извлечением цитат  из сочинений юристов, но сокращали  текст, устраняя
устаревшие места. Так, были упразднены уже не применявшаяся
классификация вещей на манципируемые и неманицпируемые, а также
упоминания об обряде манципации.
Юстиниан смотрел  на Дигесты как на законодательный  сборник,
официальный акт, в силу чего запретил юристам писать комментарии к
ним. Институции, имея целью обучение начинающих юристов, тем не
менее получили официальный характер. Состояли Институции из 4 книг, 3
разделов (лица, вещи, иски).  
 
 
 

12. Особые средства  преторской защиты
Основными средствами защиты частных прав являлись иски.
Однако существовала и альтернативная форма защиты прав лица – особые
средства преторской защиты. Сущность данного вида защиты заключалась
в возможности  упрощённой защиты имущественных прав представителем
государственной административной власти. Значение особых средств
преторской защиты заключалось в следующем:
1. В отсутствие  в легисакционном и формулярном  процессе
института апелляции, недовольная сторона могла обратиться к претору,
тем самым особые средства преторской защиты фактически заменяли
апелляционную инстанцию.
2. Защита прав  лица с помощью особых средств  преторской
защиты носила упрощённый характер, лишённый присущих
процессуальным  формам обрядности и ритуальности.
К особым средствам  преторской защиты относились:
• Отказ в иске (данное средство преторской защиты действовало
в стадии in iure, в  случае, если претор приходил к выводу о
несостоятельности требований истца);
• Интердикты;
• Реституция (restitution integrum) – это восстановление сторон в
первоначальное  положение (в правовое положение, существовавшее до
совершения юридически значимых действий, сделок). Таким образом,
целью реституции было восстановление первоначального  положения
сторон сделки, если она признавалась претором ничтожной. Например,
она была применима в случае совершения недееспособными лицами
сделок без  согласия их опекунов и попечителей.
• Клятвенное обещание ответчика, данное истцу в присутствии
претора в форме  стипуляции – односторонней сделки, совершённой путём
вопроса истца  и совпадающего с ним ответа ответчика.
• Ввод во владение (использовался для защиты наследников,
наследующих по преторскому праву).
13. исковая давность.
Исковая (погасительная) давность – это срок, в течение которого
истец мог обратиться в суд за принудительной защитой  своего права.
Иначе говоря, это  погашение возможности процессуальной защиты права
вследствие того, что в течение определенно  времени такая защита не была
осуществлена  заинтересованным лицом. При истечении  данного срока
лицо лишалось права процессуальной защиты, это был срок, в течение
которого действовало  само право.
Понятие исковой  давности, аналогичное современному,
основанному на положении о том, что субъективное гражданское право
бессрочно, появилось  только в V в. н.э. До этого римское  право
признавало лишь законные сроки для предъявления иска, которые
прекращали право  на иск независимо от поведения истца, выраженного в
его бездеятельности. Таким образом, в Риме существование  право
ограничивалось  определённым сроком – погасительной  давностью.
Именно поэтому  данный срок назывался погасительной давностью –
погашалось право  на защиту в материальном смысле.
Начало течения  исковой давности:
• При защите права собственности – с момента  нарушения
господства над  вещью.
• При обязательстве  не делать чего-либо – с момента, когда
лицо совершило  действие, которого недолжно было
совершать.
• При обязательствах сделать что-либо – с момента, когда
возникает возможность  требовать исполнения активной
обязанности.
Срок исковой  давности дифференцировался в зависимости  от
периода развития РЧП. По праву Юстиниана он составлял 30 лет.
Срок погасительной  давности мог быть прерван, когда  он
временно приостанавливался  и далее начинал течь заново (например, в
случае предъявления иска, признания требований истца  ответчиком), а
также мог быть приостановлен, когда при наличии какой-либо
уважительной  причины срок временно прекращал  течение и далее
продолжал исчисляться  в прежнем порядке.
36. Понятие и виды  прав на чужие  вещи
Права на чужие вещи – это частичное господство над вещью,
которое может быть установлено в интересах определённого имущества
или определённого  лица.
Права на чужие  вещи – это третий вид вещных прав с присущими
им чертами: исключительность, абсолютный характер защиты,
бессрочность  и т.д. Признаки прав на чужие вещи:
1. Объектом прав на чужие вещи, в отличие от права
собственности и права владения выступала не "своя", а чужая вещь, иначе
говоря, пользователь изначально относился к вещи как  к чужой.
2. Субъектами  прав на чужие вещи были  собственник,
передававший  вещь в собственность и пользователь, который пользовался
чужой вещью  с определённой целью.
3. Права на  чужие вещи являлись обременением  права
собственности, поскольку отчуждение вещи, являющейся объектом права
на чужую вещь допускалось только вместе с этим правом. Исходя из
этого, права  собственника были существенно ограничены, почему
собственник и  назывался "голым".
4. Пользователь  мог использовать чужую вещь  только в
ограниченном  порядке, т.е. в определённых целях  или использовать её
определённые  функции.
5. Права на  чужие вещи были очень схожи с правом аренды,
однако последнее  является обязательственным правом, в силу чего
установление  арендных отношений, в отличие от прав на чужие вещи,
было добровольным и, кроме того, эти отношения носили срочный
характер. Тогда  как возможность обременения права собственности
допускалась по закону, т.е. в принудительном порядке (например, при
сервитутах).
Система прав на чужие вещи:
1. Сервитуты.
2. Эмфитевзис.
3. Суперфиций.
4. Залог. 

15. Опека и попечительство
Частично недееспособными признавались мальчики с 7 до 14 лет и девочки с 7 до 12 лет. Частично недееспособные могли совершать действия, которые были связаны с приобретением чего-либо, но не влекли потерь и не устанавливали обязанностей. В двух последних случаях для совершения сделки требовалось разрешение опекуна (ближайшего родственника по указанию отца, сделанному в завеща-нии). Такое разрешение опекун должен был дать в момент соверше-ния сделки. 
Хотя закон говорил о дееспособности лиц с 14 (для девочек с 12) до 25 лет, им предоставлялось право обратиться к претору, чтобы по-следний дал возможность отказаться от заключенной сделки (так на-зываемая реституция). Со II в. н. э. Эти лица имели право требовать назначения для себя попечителя. В этом случае для действительно-сти совершаемых ими сделок, с которыми было связано уменьшение имущества, требовалось согласие попечителя, которое последний мог дать в любое время. 
Без согласия попечителя лица в возрасте от 14 (12) до 25 лет мог-ли вступать в брак и составлять завещания. 
Отсутствие дееспособности и ее ограничение было связано не только с возрастом. 
Признавались недееспособными душевнобольные и слабоумные. Для них назначался попечитель, равно как и для совершеннолетних, не достигших 25-летнего возраста. 
Признавались ограниченно дееспособными "расточители" и "бесчестные" лица. "Расточителями" признавались слабовольные лица, т. е. те, кто был не способен соблюдать необходимую меру в расходовании имущества, что создавало угрозу разорения. В силу этого сделки, связанные с уменьшением имущества этих лиц и уста-новлением обязательства, а также составлением завещания совер-шались с участием попечителя. 
"Бесчестие" наступало: а) при осуждении за уголовные преступле-ния; б) при осуждении за особо порочные частные правонарушения; в) при осуждении по некоторым искам (по искам из таких отношений, где должна быть исключительная честность, например, из договора хра-нения, товарищества); г) при нарушении некоторых норм, касающихся брака (например, вдова не вправе была вступать в новый брак ранее чем через год после смерти мужа). 
"Бесчестные" лица существенно ограничивались по римскому классическому праву. Они не могли вступать в законный римский брак со свободнорожденными, были ограничены в области наследования и процессуальной сфере. Так, им запрещалось представлять в суде ин-тересы других лиц, а также возлагать на кого-либо обязанности по представлению в процессе своих интересов. 
В римском праве ограниченно правоспособными и дееспособными являлись женщины. В республиканский период женщины находились под опекой домовладыки, мужа, ближайшего родственника. Уже к кон-цу классического периода женщины, не находящиеся под властью му-жа или отца, получили право самостоятельно распоряжаться своим имуществом. Они, однако, не имели прав принимать на себя ответ-ственность по чужим долгам. 
17. правовой статус латинов и перегринов

Исходя из национальной замкнутости цивильного права,
чужестранцы, лица, не имеющие римского гражданства, приобретали  в
римской империи  особый статус. К числу чужестранцев в Риме
относились латины и перегрины.
Категория латинов была неоднородна. К ним относились:
• Бывшие рабы (вольноотпущенники). Эти лица могли легко
добиться римского гражданства, вступив в законный брак.
• Жители Лациума  – территории вокруг Рима. Эти лица имели
общие этнические корни с квиритами, поскольку некогда составляли одно
племя италиков, а в дальнейшем заключили с  римлянами Латинский союз.
Эта категория  лиц была наиболее приближена по своему статусу к статусу
римских граждан.
Латины не имели  публичных прав, но практически не были
ограничены в  частных правах – они могли  вступать в римский брак,
селиться в  Риме, становиться римским гражданином, заключать сделки с
римскими гражданами. В целом же грань между римским  гражданином и
латином была достаточно гибкой – эти лица отличались только по месту
жительства (например, римлянин, переселившийся в латинскую  колонию,
становился латином, но, вернувшись в Рим, становился римским
гражданином; также, как и латин в период пребывания в Риме, приобретал
право голоса).
Перегрин  – это жители завоёванных территорий. Изначально
статус перегрина  зависел от степени самостоятельности  колонии, в
которой он проживал. Существовали самостоятельные общины, имеющие
независимое управление; подчинённые общины, обладающие
определённой  степенью политической и экономической автономии;
покоренные общины, полностью управляемые в централизованном
порядке из Рима. Исходя из этого, какое-то время перегрины  жили по
праву государства, гражданами которого они были. Однако, в дальнейшем
их статус был  унифицирован, чему, в частности способствовало
учреждение в 242 г. до н.э. должности перегринского  претора,
разбирающего  дела между римскими гражданами и  иностранцами или
между иностранцами.
Перегрины не имели  публичных прав и были существенно
ограничены в  частных правах. Так, они могли совершать гражданско-
правовые сделки только через патронат римских граждан. То же самое
касалось и  права выступать в римском  судебном процессе, споры между
перегринами и  между перегринами и квиритами  рассматривались особым
перегринским претором, praetor peregrinus (именно толкование правовых
норм перегринскими  преторами легло в основу права  народов). Кроме
того, перегрины  до определённого времени были лишены права
составлять завещания.
Источниками перегринства были:
• Рождение от перегрина;
• Присуждение  к такому наказанию, как "лишение  воды и огня"
(применялось  в период республики);
• Присуждение  к высылке (применялось в период империи).
Колон – это мелкий арендатор земли, экономически и лично
зависимый от землевладельца. 
 
 

19. Правовое положение колонов
Колон – это мелкий арендатор земли, экономически и лично
зависимый от землевладельца.
Истоки колоната лежат в разложении основ рабовладельческого
строя. Труд рабов  становится экономически не выгодным, поскольку раб
не заинтересован в результатах своего труда, в недрах рабовладения
зарождаются феодальные отношения. Землевладельцы, нередко  и само
государство сдавали  в аренду землю (такие земельные  участки назывались
"парцеллы") за высокую плату, обычно бывшим  рабам, что приводило к
долговой зависимости арендаторов, а в дальнейшем и к юридической
зависимости. Таким  образом, бывшие рабы становились
самостоятельными  производителями. Кроме изначальной  аренды земли,
колонами становились  лица, рождённые от колонов, а также  лица, более
30 лет проживающие на землях, на которых живут колоны.
Колонатные отношения  развивались в обширных имениях,
принадлежавших  императорам. Эти имения назывались сальтусами.
Отношения колонов  в сальтусах регламентировалось специальными
уставами.
Колоны были лишены публичных прав, однако, сохраняли
ограниченные  частные права – право совершать  определённые сделки, но
только с согласия господина. Таким образом, постепенно появился новый
пласт общества – юридически свободные лица, однако, их статус мало чем
отличался от статуса  рабов. В частности, личная зависимость  колонов от
землевладельцев проявлялась в том, что колоны могли быть проданы
вместе с землёй (римское законодательство называло их "рабами земли")
Если колон  сходит с земли, то землевладелец  имеет право вернуть его на
землю и даже наказать. Колонат – состояние  наследственное. Таким
образом, колоны в дальнейшем пополнили класс  феодальных крестьян. 

20.правовое  положение вольноотпущенников
Вольноотпущенники – категория населения, приобретающие
свободу не в силу рождения, а отпущенные на свободу из рабства.
Римское частное  право предусматривало различные  процедуры
освобождения  раба:
1. Путём фиктивного  судебного процесса.
2. По завещанию.
3. Выкуп раба  за его деньги.
4. Занесение  цензором раба в список граждан  с согласия
господина.
Данные процедуры  освобождения раба носили публичный
характер, что говорило о высокой социальной значимости
предоставления  свободы лицу – раб приобретал правоспособность,
становясь субъектом  права. Были и другие, неформальные способы
отпущения раба на волю:
5. Объявление  в кругу друзей;
6. Объявление  в письме к рабу.
7. Усаживание  раба за стол рядом с господином.
8. Получал свободу  раб, выдавший дезертировавшего солдата.
Постепенно, когда  отпуск рабов на волю приобрёл массовый
характер и  численность рабов существенно  сократилась, были введены
законодательные ограничения данного процесса: ограничения  на отпуск
рабов определённого  возраста, лимит по количеству и т.д.
Приобретшие свободу  рабы приобретали статус
вольноотпущенника и имели латинское гражданство, однако, римское
право предусматривало  ряд средств для приобретения и римского
гражданства.
Объём правоспособности вольноотпущенников был следующим.
Они не имели  публичных прав и были существенно  ограничены в частных
правах. В частности, эти ограничения проявлялись  в степени зависимости
вольноотпущенника от семьи бывшего господина: бывший раб должен
был в "благодарность" предоставлять различного рода услуги господину –
оказывать помощь в публичных и частных делах, выполнять работу,
обеспечивать  содержание господина при необходимости, материально
помогать матери господина. Господин имел право домашнего  суда над
рабом. Бывший раб  не имел права подавать иски против господина под
угрозой обратного  обращения в рабство. Данные обязанности  юридически
закреплялись  в специальном клятвенном обещании вольноотпущенника,
совершавшегося  публично в форме стипуляции. При  этом патрон был
обязан помогать клиенту в нужде. Таким образом, между
вольноотпущенником  и его бывшим господином складывались
отношения патроната – господин как бы брал раба на поруки,
обеспечивая возможность  его участия в жизни общества. Нередко такая
ситуация приводила  к многочисленным злоупотреблениям среди
рабовладельцев, которые принуждали рабов давать клятвенное обещание
несения обременительных  обязанностей в обмен на отпущение  на волю,
что вынудило законодателя обусловить право патрона на услуги от
вольноотпущенника только в "нормальном случае".
Наиболее существенным было ограничение наследственной
правоспособности  – наследство либерта, умершего без  завещания,
переходило патрону. Именно поэтому про эту категорию  лиц говорили:
"Они живут  как свободные, а умирают, как  рабы". Таким образом,
вольноотпущенник, несмотря на состояние свободы, был существенно
ограничен в  своих правах.
Патрон утрачивал  свои права, если:
• Он отказывал  вольноотпущеннику в алиментах;
• Возбудил против него судебное обвинение, грозившее
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.