На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Банкротство коммерческой организации

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 06.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Образовательная автономная некоммерческая организация
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ
«Волжский университет имени В.Н. Татищева» (институт) 

Факультет – юридический
Специальность – юриспруденция
Кафедра гражданского права и процесса 
 
 

Гражданское право (общая часть) 
 

                                                               Курсовая работа
                                                               студента 1 курса, группы ЮЗС-101С
                                                               Матвеевой Анны Викторовны 

                                                               Научный руководитель:
                                                               К.ю.н., доцент
                   Ващенко Юрий Сергеевич 

                                                                  
                                                                
Допускается к защите                          Дата сдачи: __________________
Научный руководитель                       Дата защиты:_________________
«_____» __________2010г.                 Оценка:______________________ 
 

Тольятти 2010
Содержание
Банкротство как особое основание  ликвидации юридического лица 

Введение…………..…………………………………………………........................3 

Глава 1. Общее положение о банкротстве коммерческих организаций …...5
      Понятие банкротства и правовая доктрина несостоятельности…...………5
      Признаки и виды банкротства ………………………………………………7
 
Глава 2. Банкротство как особая процедура ликвидации юридического лица…………………………………………………………………………………11
2.1.  Финансовое оздоровление, как способ предотвращения банкротства……11
2.2.   Процессуальные особенности банкротства ………………………………..14
2.3.  Достоинства и недостатки банкротства ……………………………………22 

Заключение…………………………………………………………...............……23
Список  использованных источников…………………………..............………25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Банкротство - неизбежное явление любого современного рынка, который использует несостоятельность в качестве рыночного инструмента перераспределения капиталов и отражает объективные процессы структурной перестройки экономики.
     Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что в настоящее время в связи с финансовым кризисом число разоряющихся предприятий, организаций постоянно растет. Вместе с увеличением числа предприятий (организаций) - банкротов растет количество неплатежей в бюджет, задолженностей по обязательствам перед другими организациями. Частыми стали правонарушения в области финансовой деятельности предприятий. Наиболее часто с заявлениями о признании должников банкротами обращаются налоговые органы. Данная ситуация                складывается главным образом из-за того, что предприятия                 (организации), обязанные заявить о своей несостоятельности не делают этого, а кредиторы, в свою очередь, не могут получить информацию о платежеспособности данных предприятий (организаций). Согласно информации из арбитражных судов следует, что в настоящее время наметилась тенденция подачи заявлений о признании банкротами крупнейших предприятий.
     Объектом  исследования в курсовой работе выступает институт банкротства коммерческой организации.
     Предметом исследования является – современное  состояние российского законодательства о банкротстве его проблемы и перспективы.
     Цель  курсовой работы – рассмотреть институт прекращения деятельности коммерческих организаций и разобраться с проблемами, возникающими при его осуществлении.
     Для достижения данной цели поставлены следующие  задачи:  изучение  понятия и  современной правовой основы банкротства, а также признаков и видов банкротства; изучение процедуры банкротства его процессуальные особенности; рассмотрение достоинства и недостатков банкротства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Общее положение о банкротстве коммерческих организаций
1.1.  Понятие банкротства и правовая доктрина несостоятельности 

     Рассматривая  понятие несостоятельности (банкротства) в действующем законодательстве России, следует признать, что, оно, с одной стороны, дано достаточно традиционно, а с другой - обладает определенной спецификой.
     В настоящее время законодательство о несостоятельности является одной из наиболее дискуссионных областей права, поэтому анализ правового регулирования несостоятельности, изучение тенденций в данной области, а также основных категорий несостоятельности являются весьма актуальными.
     В российском законодательстве понятие несостоятельности (банкротства) вводится положениями Закона о банкротстве 2002 г., где указывается, что несостоятельность (банкротство) есть признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2).
     Понятие банкротства также дается в статье 65 Гражданского Кодекса России «Несостоятельность (банкротство) юридического лица».
     Анализ  содержания законов о банкротстве делает очевидным противоречие между изначальным определением банкротства как тождественного несостоятельности, как определенного финансового состояния, а именно «...неспособности удовлетворить требования...» (ст. 2 Закона о банкротстве, ст. 2 НБКО) и употреблением этого термина в другом контексте. Так, ст.ст. 2, 27, п. 2, 3 ст. 233, глава XI Закона о банкротстве употребляют словосочетание «процедуры банкротства». Если подставить ядро определения банкротства в указанное словосочетание, то получится «процедуры неспособности удовлетворить требования...». Но процедуры есть процесс, растянутый во времени, а неспособность удовлетворить требования кредиторов - качество кредитной организации, признанное судом в определенный момент. Причем многие из перечисленных в законе «процедур банкротства» (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление) проводятся в отношении должника еще до признания его несостоятельным (банкротом). Необходимо поддержать мнение В. Н. Ткачева о том, что недопустима неточность в законе, имеющая место в настоящее время, когда, если следовать логике закона, «банкротством» одновременно является и состояние дел должника и его действия» 1
     Вложение  более широкого смысла в понятие  «банкротства», чем это было сделано  в ст. 2 Закона о банкротстве и ст. 2 НБКО, допускается и в других случаях: гл. X Закона о банкротстве предусматривают «особенности банкротства» иных категорий должников. Исходя из смысла, вложенного в понятие банкротства, данное в ст. 2 указанных законов, правовые нормы этой главы должны устанавливать особые критерии и признаки его финансового состояния, при наличии которых должник может быть признан судом несостоятельным. Однако наряду с такими положениями, указанная глава содержит процессуальные нормы, меры, применяемых к должнику, особенности процедур в деле о банкротстве и т.п.
     Таким образом, суть банкротства состоит в отсутствии денег у предприятия для оплаты своих обязательств, это состояние финансовой необеспеченности, то есть абсолютное расстройство производственно-хозяйственной деятельности, являющееся причиной разорения и ликвидации предприятия.
     Банкротство предопределено самой сущностью  рыночных отношений, которые всегда связаны с риском потерь, неопределенностью  достижения поставленных целей или  возможностью постановки ошибочных целей.
     Рисковые  ситуации могут возникнуть на всех стадиях хозяйственного процесса: от закупки и доставки сырья, материалов, комплектующих изделий до производства и продажи готовой продукции. Их причинами могут быть: неплатежеспособность потребителей, невыполнение договорных обязательств поставщиками ресурсов, длительные задержки с оплатой счетов за поставленную продукцию, некачественное по различным причинам производство продукции, некомпетентность управленческого персонала и многое другое.
     Эти потери ведут к уменьшению прибыльности капитала и возникновению финансовых средств, что усугубляется, если кредиторы не возобновляют финансирование. Тогда предприятие должно выплатить не только проценты, но и сумму основного долга. В условиях же отсутствия наличных средств появляется проблема ликвидности активов. Это состояние называют технической неплатежеспособностью. Уже на этой стадии возможно обращение кредиторов в суд о признании предприятия банкротом. Смысл банкротства состоит в том, что из хозяйственного оборота исключаются неплатежеспособные предприятия. Поскольку экономическая несостоятельность одного предприятия сказывается на финансовом положении других субъектов хозяйствования, являющихся его контрагентами, то банкротство позволяет субъектам хозяйствования улучшить свои дела и достичь финансовой стабильности2. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Признаки и виды банкротства 

     Признаком банкротства коммерческих организаций по закону считается неспособность коммерческой организации удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.
     Должник (юридическое лицо или предприниматель) может быть признан банкротом в случае его неплатежеспособности, но наличие у него имущества, превышающего общую сумму кредиторской задолженности, является свидетельством реальной возможности восстановить его платежеспособность и, следовательно, может служить основанием для применения к должнику процедуры внешнего управления.
     В законодательной и финансовой практике выделяют следующие виды банкротства предприятия:
    фиктивное банкротство - заведомо ложное объявление руководителем или собственником коммерческой организации (индивидуальным предпринимателем) о своей несостоятельности в целях введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки и (или) рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, а равно для неуплаты долгов. Предусматривает наказание в виде штрафа от 500 до 800 МРОТ, либо лишения свободы на срок от 6 лет со штрафом до 100 МРОТ.
    преднамеренное банкротство - умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, совершенное руководителем или собственником коммерческой организации (индивидуальным предпринимателем) в личных интересах или интересах иных лиц, причинившее крупный ущерб. Наказывается штрафом от 500 до 800 МРОТ, либо лишением свободы на срок от 6 лет со штрафом в 100 МРОТ.
    реальное банкротство характеризует полную неспособность предприятия восстановить в предстоящем периоде свою финансовую устойчивость и платежеспособность в силу реальных потерь используемого капитала. Катастрофический уровень потерь капитала не позволяет такому предприятию осуществлять эффективную хозяйственную деятельность в предстоящем периоде, вследствие чего оно объявляется банкротом юридически.
    техническое банкротство. Используемый термин характеризует состояние неплатежеспособности предприятия, вызванное существенной просрочкой его дебиторской задолженности. При этом размер дебиторской задолженности превышает размер кредиторской задолженности предприятия, а сумма его активов значительно превосходит объем его финансовых обязательств.
     К неправомерным  действиям должника или собственника предприятия-должника относятся действия, совершенные в предвидении банкротства предприятия и наносящие ущерб интересам всех или части кредиторов, как-то:
    сокрытие части имущества должника или его обязательств;
    сокрытие, уничтожение, фальсификация любого учетного документа, связанного с осуществлением хозяйственной деятельности должника;
    уничтожение либо отказ от необходимой записи в бухгалтерские документы;
    уничтожение, продажа или внесение в качестве залога части имущества должника, полученного в кредит и неоплаченного.
     Закон устанавливает следующие процедуры  банкротства для юридических  лиц:
    наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;
    финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;
    внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности;
    конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;
    мировое соглашение - процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами3.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Банкротство как особое основание ликвидации юридического лица
2.1. Финансовое оздоровление, как способ предотвращения банкротства
     Согласно  ст. 7 ФЗ 303 от 01.12.2007г. в целях финансового оздоровления кредитной организации могут       осуществляться следующие меры:
    оказание финансовой   помощи    кредитной    организации    ее учредителями (участниками) и иными лицами;
    изменение структуры активов  и  структуры  пассивов  кредитной организации;
    изменение организационной структуры кредитной организации;
    приведение   в    соответствие   размера   уставного  капитала кредитной   организации   и  величины  ее   собственных    средств (капитала);
    иные меры,   осуществляемые   в  соответствии  с  федеральными  законами.
          Названный перечень носит открытый  характер, допускается осуществление  иных мер, предусмотренных федеральными  законами. Можно отметить как  плюсы, так и минусы в использовании  законодателем понятия "иные меры". Положительно то, что субъектам правоотношений предоставляется право выбирать и использовать дополнительные инструменты финансового оздоровления кредитной организации. Тем самым создается поле для маневров, выбора более эффективного способа. С другой стороны, это обстоятельство может создавать основу для злоупотреблений со стороны недобросовестных руководителей, учредителей (участников) кредитной организации, которые, формально проводя "иные меры", на деле не осуществляют никаких результативных действий для предотвращения банкротства кредитной организации. 4
     Финансовое  оздоровление является досудебной процедурой, направленной на предупреждение банкротства  банка. Финансовое оздоровление как  меру по предупреждению банкротства  кредитной организации следует отличать от финансового оздоровления как процедуры в деле о банкротстве, предусмотренной Законом 2002 г., по порядку, периоду осуществления, цели, правовому регулированию, органу, осуществляющему надзор. Осуществляемое в отношении кредитной организации финансовое оздоровление носит внесудебный порядок (процедура финансового оздоровления, осуществляемая в соответствии с Законом 2002 г. является судебной). Финансовое оздоровление в отношении кредитной организации осуществляется до подачи заявления о признании должника банкротом. Его цель - предупредить подачу заявления о признании кредитной организации банкротом путем восстановления платежеспособности. При определении основных целей мероприятий по финансовому оздоровлению законодательство исходит, во-первых, из необходимости восстановления собственного капитала кредитной организации до величины, при которой будут выполняться обязательные экономические нормативы, во-вторых, из установления факта возврата кредитной организации к нормальной и устойчивой работе5.  
Контроль над проведением данной меры осуществляет Банк России, а не арбитражный суд.

     Следует отметить, что в случаях, предусмотренных  ст. 74 Закона о Банке России ЦБ РФ вправе направить в кредитную  организацию требование об осуществлении  мер по ее финансовому оздоровлению. Кроме того, Банком России для кредитных организаций установлены критерии, определяющие необходимость осуществления финансового оздоровления. Ранее на все виды кредитных организаций распространялось указание ЦБ РФ N 766-У. В настоящее время вместо определения финансового состояния банков применяется порядок оценки их экономического положения (указание ЦБ РФ N 2005-У). Новый порядок отменяет деление банков на категории ("финансово стабильные" и "проблемные"). На смену этим категориям пришли 5 классификационных групп. Указанием ЦБ РФ N 2005-У изменена периодичность классификации банков - вместо ежемесячной ежеквартальная. Уточнена методология оценки качества управления банка. Так, выделена в самостоятельный компонент оценка прозрачности структуры собственности банка. Перечень показателей оценки качества управления банком дополнен новым показателем, характеризующим состояние управления стратегическим риском. Данный показатель определяет, насколько развитие деятельности кредитной организации носит плановый характер, устанавливают ли акционеры банка целевые ориентиры его деятельности, контролируется ли их выполнение советом директоров. Информация об отнесении банка к классификационной группе и о выявленных недостатках в его деятельности направляется единоличному исполнительному органу банка в срок не позднее пятого числа второго месяца квартала, следующего за отчетным. Далее указанную информацию рекомендуется доводить до членов совета директоров и коллегиального исполнительного органа банка. Разглашение информации третьим лицам не допускается. Данное правило также является одним из новшеств. В отношении небанковских кредитных организаций оценка финансового состояния осуществляется по-прежнему в соответствии с указанием ЦБ РФ N 766-У. Наличие четких критериев финансово-экономической ситуации, при которой требуется внедрение мер по финансовому оздоровлению кредитной организации, делает прогнозируемым и понятным поведение всех задействованных в данной процедуре субъектов. Кроме того, с включением в текст Закона о банкротстве банков перечня оснований для принятия мер по финансовому оздоровлению устраняется двусмысленность относительно соотношения категорий "возможности" и "обязанности" применения данных мер со стороны самих кредитных организаций6. Процедура финансового оздоровления имеет строго формализо-ванный характер, поскольку всем субъектам заранее известны основные крите-рии ситуации, требующей осуществления мер по финансовому оздоровлению кредитной организации, а также ключевые действия по этому поводу.
     2.2. Процессуальные особенности банкротства 

     В Арбитражном процессуальном кодексе  РФ 2002 г. глава 28 посвящена рассмотрению дел о несостоятельности (банкротстве). В Арбитражном процессуальном кодексе РФ 1995 г. содержалась лишь одна статья 143 в главе 19, которая посвящалась рассмотрению дел о банкротстве организаций и граждан. Необходимо заметить, что в АПК РФ сохранен важный принцип рассмотрения дел о банкротстве - эта категория дел рассматривается арбитражным судом по правилам, предусмотренным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы банкротства. Данный принцип также закреплен в пункте 1 статьи 32 Закона о банкротстве 2002 г. Любой из кредиторов должника в любой момент до завершения процедуры ликвидации должника может обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом7.
     В статье 38 АПК РФ закреплено правило о том, что заявление о признании должника банкротом подается в арбитражный суд по месту нахождения должника. Аналогичная норма закреплена и в пункте 1 статьи 33 Закона о банкротстве 2002 г.
     В законе о банкротстве 2002 г., как и в прежнем, прямо указывается, что дело о банкротстве не может быть передано на рассмотрение в третейский суд. В соответствии с нормами Закона о банкротстве 2002 г. (п. 1 ст. 227) заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается независимо от размера кредиторской задолженности. Вместе с тем заявление о признании отсутствующего должника банкротом уполномоченным органом может быть подано только при условии наличия у него средств, которые необходимы для финансирования процедур банкротства (п. 2 ст. 227).
     Согласно  ст. 2 Закона о банкротстве уполномоченными  органами являются федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Федерации и муниципальных образований. Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2003 г. N 855 «Об уполномоченном и регулирующем органе в делах о банкротстве и процедурах банкротства» 8 и Постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2003 г. N 100 «Об уполномоченном органе в делах о банкротстве и процедурах банкротства и регулирующем органе, осуществляющем контроль за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих» 9 таким органом является Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству. В случае неисполнения должником требований по уплате обязательных платежей в размере, установленном Законом о банкротстве 2002 г. в качестве основания для подачи заявления о признании должника банкротом, налоговые или таможенные органы не позднее 3 месяцев с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налогового или таможенного органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника направляют в адрес Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству или территориального ее органа уведомление о наличии задолженности по обязательным платежам. 10
     Рассмотрение  дела о банкротстве характеризуется особым составом участников. Закон о банкротстве 2002 г, как и Закон о банкротстве 1998 г., делит участников рассмотрения дела о банкротстве на две группы. Первая группа - это лица, участвующие в деле о банкротстве (статья 34), а вторая группа - это лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве (статья 35). Лица, участвующие в деле о банкротстве, имеют процессуальные права и несут процессуальные обязанности, во-первых, при рассмотрении дела о банкротстве арбитражным судом, а во-вторых, при проведении какой-либо процедуры банкротства. Лица, участвующие в арбитражном процессе, имеют процессуальные права и несут процессуальные обязанности только в первом случае. В Законе о банкротстве 2002 г., в отличие от прежнего, перечень лиц, участвующих в деле о банкротстве, является исчерпывающим. В новом Законе о банкротстве состав лиц, участвующих в деле о банкротстве, определяется следующим образом:
       - должник;
     - арбитражный управляющий;
     - конкурсные кредиторы;
     - уполномоченные органы;
     - федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов федерации и органы местного самоуправления по месту нахождения должника;
     - лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления. Данная категория лиц, участвующих в деле о банкротстве, является новой, и введена она в связи с появлением такой процедуры банкротства, как финансовое оздоровление.
     Закон о банкротстве 2002 г. к числу лиц, участвующих в арбитражном процессе, относит: представителя работников должника; представителя собственника имущества должника - унитарного предприятия; представителя учредителей (участников) должника; представителя собрания кредиторов или представителя комитета кредиторов.
     Перечень  лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, в новом Законе, как и в Законе о банкротстве 1998 г., является открытым. Однако новый Закон не называет каких-либо новых лиц по сравнению с Законом о банкротстве 1998 г. Под иными лицами, участвующими в арбитражном процессе по делу о банкротстве, в Законе о банкротстве 2002 г. имеются в виду, частности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ осуществлять надзор за страховой деятельностью федеральный орган исполнительной власти по регулирование рынка ценных бумаг и соответствующая саморегулируемая организация на рынке ценных бумаг. В соответствии со статьей 54 АПК РФ в арбитражном процессе наряду с лицами, участвующими в деле, могут участвовать их представители и содействующие осуществлению правосудия лица.
     В АПК РФ в главе 6 введены существенные ограничения в отношении лиц, которые вправе быть представителями в арбитражном суде. Так дела организаций ведут в арбитражном суде их органы, действующие в соответствии с федеральным законом, иным нормативным правовым актом или учредительными документами организаций. От имени ликвидируемой организации в суде выступает уполномоченный представитель ликвидационной комиссии (часть 4 статьи 59 АПК РФ). В новом Законе допускается возможность участия в качестве представителей в деле о банкротстве организаций, любых лиц, в том числе аудиторов, оценщиков, экономистов и иных специалистов (пункт 1 статьи 36). Представляется, что в данном случае в силу части 1 статьи 223 АПК РФ и пункта 1 статьи 32 нового Закона приоритет должен отдаваться нормам Закона о банкротстве 2002 г. То есть ограничения в отношении представительства организаций в арбитражном суде, установленные частью 5 статьи 59 АПК РФ, не должны применяться при рассмотрении арбитражными судами дел о банкротстве. В этом случае арбитражные суды, представляется, будут руководствоваться нормами статьи 36. 11
     В отличие от АПК РФ 1995 г., в новом АПК РФ нет института отказа в принятии искового заявления. Между тем новый Закон о банкротстве этот институт предусматривает. В соответствии со статьей 43 Закона судья арбитражного суда отказывает в принятии заявления о признании должника банкротом в следующих случаях.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.