На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Усыновление (удочерение) как приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей !!!Внимание работа не полная!!!

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 06.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

«МОСКОВСКИЙ НАЛОГОВЫЙ ИНСТИТУТ» 
 

Кафедра гражданско-правовых дисциплин 
 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему:
Усыновление (удочерение) как  приоритетная форма  устройства детей, оставшихся без попечения родителей 
 

                Выполнил
                      
                Заочная форма обучения, 4 курс, Группа ВВЮВ-4
                Специальность Юриспруденция
                «___»_________2010г.
                Руководитель
                Заведующий кафедрой правовых дисциплин, доктор юридических наук, профессор

                ________________
                «___»_________2010 г. 

   Допустить к защите
Ректор (проректор) МНИ
______________________
 «__»  ___________2010 г. 

Москва 2010
 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ НАЛОГОВЫЙ ИНСТИТУТ»
Кафедра гражданско-правовых дисциплин
                  УТВЕРЖДАЮ
                  Заведующая  кафедрой
                  Гражданско-правовых дисциплин
                  _______________//
                    «__»_________________2010г.
ЗАДАНИЕ
на выполнение дипломной работы
Студента  а а, заочная форма обучения, 4 курс, группа ВВЮВ-4
Специальность Юриспруденция
1. Тема: « Усыновление (удочерение) как приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей»
      Утверждена на заседании кафедры  гражданско-правовых дисциплин протокол № 3 от «5» ноября 2009г.
2.Срок  сдачи законченной работы «__»  __________ 20___г.
3.Перечень  основной литературы, материалов  практики (исходные данные): Гражданский  кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Конвенция о правах ребенка,Обзор судебной практики Верховного суда РФ, труды Арутюняна Г.В.,Беспалого Ю.Ф., Глухаревой В.Г., Кустовой В.В., Летовой Н.В., Нечаевой А.М., Пчелинцевой Л.М.,Сорокина С. и др   
4.Содержание  дипломной работы:
4.1Истоки становления и развития института усыновления в России
4.2Понятие усыновления и источники его правового регулирования, субъекты и правовые последствия усыновления
4.3 Условия усыновления, учет интересов ребенка при усыновлении
4.4 Порядок установления усыновления и его отмена, тайна усыновления, особенности усыновления детей иностранными гражданами
5.Руководитель  – Заведующий кафедрой правовых дисциплин, доктор юридических наук, профессор ____________ А.Е.
6.Консультант  _____________________________Задание получил  «__»_________2010г.  ________________                                                                                                                         (подпись дипломника) 

  Реферат 

    М.И .Усыновление (удочерение) как приоритетная форма уствойства детей, оставшихся без попечения родителей
   Место выполнения дипломной работы- ОАО «Сбербанк России»
     Руководитель - д.ю.н.  А.Е.
   2010г., 114с., 68 источников.
   Ключевые  слова: УСЫНОВЛЕНИЕ, СИРОТСТВО,  ПРИОРИТЕТНАЯ ФОРМ А, ИНТЕРЕСЫ ДЕТЕЙ, ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО, ОПЕКА, ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ, ТАЙНА УСЫНОВЛЕНИЯ,  РЕГИСТРАЦИЯ, СУДЕБНОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО.
   Актуальность  темы. Проблема усыновления детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - тема чрезвычайно актуальная. В соответствии с международным и российским правом и законодательством, обеспечение интересов и прав детей - основополагающая задача семейного права. Одно из самых важных из них – право жить и воспитываться в семье - закреплено в Семейном кодексе РФ. Дети, оставшиеся без попечения родителей, постоянно нуждаются в помощи и защите государства.  Наиболее предпочтительной формой социальной защиты таких детей является усыновление.
   Объектом  исследования является совокупность правоотношений, порождаемых усыновлением, и их правовое регулирование в семейном законодательстве РФ
   Предметом исследования является юридическая конструкция усыновления и возможности реализации защиты прав детей по законодательству РФ 
   Цель  дипломной работы анализ и всестороннее осмысление юридической конструкции усыновления, а также подготовка предложений по совершенствованию института усыновления в семейном законодательстве РФ.
   Задача  дипломной работы заключается в  детальном раскрытии института  усыновления, а именно, таких составляющих его частей как: понятие усыновления; субъекты усыновления и требования, предъявляемые к ним; правовые последствия установления усыновления; условия усыновления; выявление и учет детей, подлежащих усыновлению, и усыновителей; процедура судебного разбирательства дел об усыновлении; тайна усыновления; основание и порядок отмены усыновления; особенности усыновления детей иностранными гражданами.
     В работе проведен анализ следующих основных нормативных правовых актов:  Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Постановления правительства РФ, Конвенция о правах  ребенка , а также трудов ученых-правоведов, таких как Арутюнян Г.В., Белякова А.М., Беспалов Ю.Ф., Глухарева В.Г., Завражнов В.,Кустова В.В., Летова Н.В., Нечаева А.М., Сорокин С. И др.
   Научное и практическое значение работы заключается в том, что она содержит выводы, предложения и рекомендации, которые могут быть использованы в работе по совершенствованию соответствующих разделов российского семейного законодательства, в дальнейшей разработке проблем института усыновления, а также в правоприменительной практике.
   Структура дипломной работы: введение, четыре главы, включающие тринадцать параграфов, заключение, список использованных источников.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание
Введение…………………………………………………………………………6
Глава 1. Истоки становления и развития института усыновления в России  ………………………………………………………………………………….12
Глава 2. Понятие усыновления (удочерения) и источники его правового регулирования
        Понятие усыновления (удочерения)…………………………… 23
      2.2 Субъекты усыновления (удочерения) и требования предъявляемые к ним ………………………………………………… 27
      2.3  Правовые последствия установления усыновления (удочерения).
    ……………………………………………………………………………34
Глава 3.    Условия усыновления (удочерения)
      3.1 Согласие на усыновление (удочерение) родителей и лиц их замещающих………………………………………………………………42
        Согласие ребенка на усыновление (удочерения)…………………51
      Согласие супруга на усыновление (удочерения)…………………54
      3.4  Учет интересов ребенка при усыновлении (удочерении)………56
Глава 4.   Порядок установления усыновления (удочерения) и его отмена
      Выявление и учет детей, подлежащих усыновлению, и   усыновителей……………………………………………………….59
        Процедура судебного разбирательства дел об установлении усыновления (удочерения)…………………………………………64
        Тайна усыновления……………………………………………….72
        Государственная регистрация усыновления (удочерения)…….76       4 5.Основание и порядок отмены усыновления (удочерения)….82
    4.6 Особенности усыновления (удочерения) детей иностранными         гражданами………………………………………………………………89
Заключение……………………………………………………………………100
Список  использованных источников…………………………………………106
 

      Введение 

     Настоящая  работа  посвящена  теме   усыновления   (удочерения)   в Российской федерации как наиболее приоритетной форме устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Актуальность  данной  темы  не  вызывает  сомнений. Забота о детях, всемерная охрана их интересов является важнейшим принципом, закрепленным в действующем законодательстве. Чтобы этот принцип был действенным, необходимо наличие механизмов его реализации, закрепленных в нормах права. Система защиты детства предполагает комплекс мероприятий, направленных на защиту семьи в целом, матери и ребенка, на определение места ребенка и отношения к нему в семье и обществе.
     В семейном праве РФ существует ряд  институтов, имеющих своей целью  обеспечение охраны интересов несовершеннолетних детей. Особое место занимают институты, призванные обеспечить защиту прав и  интересов детей, оставшихся без  попечения родителей, поскольку  они способствуют передаче таких детей на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью.
     Наиболее предпочтительной формой социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление, поскольку оно позволяет с максимальной эффективностью обеспечить не только интересы детей, но и интересы взрослых людей, которые по тем или иным причинам лишены возможности иметь своих детей. Усыновители не только по существу, но и по форме заменяют родителей, и здесь нет того временного характера воспитания детей в семье, который присущ иным формам воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
       В этом заключается  одна из особенностей усыновления, обусловливающая приоритетность данной формы устройства.
     20 ноября 1989г. в мировом сообществе произошло событие:  Генеральная ассамблея ООН единогласно проголосовала за принятие Конвенции о правах ребенка [2]. 13 июня 1990 г. Конвенция была ратифицирована Верховным Советом СССР,  а 15 сентября 1990 г. вступила в силу для Российской Федерации. Подписав Конвенцию, Россия признала приоритетность семейных форм устройства детей-сирот перед распространенной длительное время практикой передачи таких детей на воспитание  в государственные учреждения.
     Одно  из самых важных прав ребенка – право жить и воспитываться в семье – закреплено в новом Семейном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу с 1 марта 1996 года [5].
     Ранее между существовавшими формами  устройства детей в семью либо в специализированное детское учреждение закон не делал какого-либо различия. В Семейном  кодексе же впервые реализованы предложения о необходимости законодательного признания преимущества семейных форм содержания и воспитания детей, утративших родительское попечение и детей-сирот, и отказа от монополии государства на воспитание таких детей в государственных воспитательных учреждениях. Закрепление в Семейном кодексе положения о приоритете семейных форм воспитания детей, безусловно, имеет принципиальный характер. Оно направлено на усиление гарантий соблюдения прав несовершеннолетних, поскольку воспитание в семье предпочтительнее с учетом как материально-бытовых условий жизни, так и иных самых разнообразных интересов ребенка. Именно семейное воспитание дает возможность осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его личностных, психических, физических, национальных и иных особенностей.
     Тем не менее, в настоящее время в  России продолжают сохраняться негативные тенденции, создающие угрозу национальной безопасности. По данным прокурорской и следственной практики отмечается снижение числа детей, устроенных в семью и рост числа так называемых «государственных детей».  Статистика комитета Госдумы по охране здоровья гласит, что почти каждый 300-ый ребенок в России живет в детском доме. На сегодняшний день около 143 тысяч детей-сирот нуждаются в семейном устройстве, из них около 100 тысяч – дети старше 10 лет. В 2008 году более 113 тысяч детей было передано в семьи по разным программам устройства [67].
       В последние годы в России  наблюдается рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. Причем лишь небольшое число этих детей остались без попечения родителей в результате их смерти. Остальные относятся к явлениям так называемого «социального сиротства», то есть являются сиротами при живых родителях. Основными причинами увеличения детей-сирот при живых родителях является падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. Мнения экспертов в вопросе, как решить эту проблему, сходятся к одному – необходима грамотная политика государства в вопросах защиты детей, а также активное участие общественности и СМИ.
       В этой связи защита прав  и интересов детей, оставшихся  без попечения родителей, приобретает в Российской Федерации крайнюю актуальность.       
       О важности поднятой в работе темы говорит факт пристального внимания государства к проблемам детей, в частности детей-сирот и их устройства. Так, правительством были приняты две Федеральные целевые программы «Дети России» на 2003-2006 годы и ее продолжение на 2007-2010 годы. В последней программе говорится о том, что в Российской Федерации проживает 29 млн.детей. К числу наиболее уязвимых категорий детей правительство относит детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, число которых составляло на период утверждения целевой программы 731 тыс. Проблема социального сиротства, по утверждению авторов программы, продолжает оставаться одной из наиболее важных проблем детства. Однако, развитие семейных форм устройства детей – сирот и активное внедрение таких форм воспитания позволит решить проблему социализации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В данном направлении предусматривается решение следующих основных задач: комплексное осуществление на федеральном уровне системы мер, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к  детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в общество, а также обеспечение мероприятий по пропаганде и развитию различных форм семейного устройства детей и оказание содействия гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, желающим принять ребенка на воспитание в семью [67].
     Для решения проблем устройства детей-сирот  и информирования потенциальных  усыновителей при поддержке Министерства образования и науки РФ и Департамента государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей открылся интернет - проект «Усыновление в России». Во вступительном обращении Министр образования и науки РФ А.Фурсенко , в частности говорил: «Ситуация, которая сложилась вокруг проблемы усыновления в России заставляет искать новые пути ее решения. Задача нового интернет - проекта - донести до граждан и журналистов объективную информацию о том, какие возможности дает российское законодательство для устройства детей в новые семьи для их усыновления» («Российская газета» от 31 мая 2005 г.) [65].
       Целью предложенной к рассмотрению  дипломной работы является исследование, анализ и всестороннее осмысление  юридической конструкции усыновления,  а также выработка практических  рекомендаций                             по совершенствованию института усыновления в законодательной практике Российской Федерации.
     Задачи  работы вытекают из характера и сущности поставленной цели и состоят в следующем:
    Раскрыть социальную значимость,   понятие и правовую природу усыновления, определить сущность правоотношений, порождаемых усыновлением, исследовать условия и порядок усыновления;
    Проанализировать особенности рассмотрения дел об установлении усыновления;
    Исследовать порядок государственной регистрации усыновления;
    Выявить оптимальный режим для сохранения тайны усыновления, наиболее удовлетворяющий интересам ребенка;
    Исследовать правовые нормы, регулирующие усыновление российских детей иностранными гражданами и лицами без гражданства;
    Выработать и обосновать предложения и рекомендации по совершенствованию действующего законодательства и практики его применения.
              Объектом данной дипломной работы  является совокупность правоотношений, порождаемых усыновлением и их  правовое регулирование в семейном  законодательстве РФ.
              Предметом исследования послужили  юридическая конструкция усыновления  и   реальные возможности  по реализации защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  по законодательству РФ.
             Методологическую и теоретическую основу работы составляют историко-правовой, сравнительно-правовой, структурно-системный, статистический методы. Указанные методы познания применяются в сочетании с логическими приемами анализа, синтеза, обобщения, аналогии.
       Нормативно-правовую базу исследования  составили: действующее гражданское, семейное, уголовное законодательство России, подзаконные нормативные акты в области защиты прав несовершеннолетних,  Конвенция о правах ребенка 1989 г., Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ.
      Теоретическую основу составили  работы ученых-юристов и исследователей  советского периода,  а также для анализа использовались материалы судебной практики при рассмотрении дел об усыновлении,  публикации средств массовой информации.  

     
Глава 1. Истоки становления и развития института  усыновления в России
     Истоки  формирования института усыновления  как социального явления известны человечеству с древнейших времен, хотя цели перед ним в разные эпохи ставились различные.
     Как полноценный институт усыновление  появилось в Древнем Риме. По римскому праву усыновление рассматривалось  как установление родительской власти над чужими детьми с возникновением отношений, подобных родству. Он также признавался и в России, изменяясь под влиянием времени и различных жизненных обстоятельств.
      Усыновление как «искусственное  сыновство», как прием «стороннего» в состав семьи совершалось в Древней Руси еще во времена язычества. Когда на смену язычеству пришло христианство, усыновление осуществлялось церковью посредством особого акта, исходящего от церковной власти. Оно освящалось особым церковным обрядом «сынотворенья». Для того чтобы усыновление имело силу, оно подлежало утверждению епархиальным архиереем при соблюдении определенного церковного обряда. Эти требования к порядку усыновления были продиктованы нормами византийского права, под влиянием которых тогда находилась Русь. Что касается русского обычного права, то оно предусматривало различные процедуры усыновления, сохранявшиеся долгое время.   
       Длительное время правила, касающиеся усыновления, не подвергались существенным изменениям. Но затем все большее значение стало приобретать предписание.
        В период реформ Петра I и эпохи царствования Екатерины II, усыновлению как таковому специально внимания не уделялось, специальных законов, посвященных усыновлению, тогда не было. Лишь в порядке исключения она разрешила двум братьям графам Остерманам усыновить старшего внука их сестры. Подобного рода разрешение послужило в дальнейшем основанием для других усыновлений с согласия императрицы в каждом конкретном случае. Можно сказать, что законодательство, посвященное усыновлению, стало развиваться в основном в начале XIX в. когда 11 октября 1803 г. появился Указ, позволяющий бездетным дворянам усыновлять ближайших законнорожденных родственников через передачу им при жизни фамилии и герба. С середины XIX в. стали появляться правила, оказавшие влияние на усыновление, и в их числе те, что позволяли усыновлять не только сирот. Несколько позже появиться целая серия указов, специально предназначенных для усыновления. Среди них следует отметить Свод законов гражданских и Устав гражданского судопроизводства отличающихся наиболее детальной регламентацией норм об усыновлении. Так ст.145 Свода законов гражданских закрепляла положение: «лицам всех состояний, без различия  пола (кроме тех, кои по сану своему обречены на безбрачие), если они не имеют собственных законных или узаконенных детей, дозволяется усыновлять своих воспитанников, приемышей и чужих детей». Данное положение вводилось с целью оградить права родных детей.                                              
       Заметной вехой в законодательстве, посвященном усыновлению, стал Закон от 12 марта 1891 г. «О детях усыновленных и узаконенных». Этот Закон разрешал не только узаконивать, но и усыновлять незаконнорожденных детей. Причем распространялось такое разрешение на всех детей безотносительно к их сословной принадлежности и вероисповеданию. Усыновителями тоже могли быть все лица, за исключением обреченных по сану на безбрачие. Но вводились и некоторые ограничения. Так, усыновлять было разрешено лишь тем, кто не имел собственных законных или узаконенных детей. Исключение составляли мещане и сельские обыватели.
         Помимо прочих, в Своде законов гражданских было установлено,   пожалуй, самое главное для православной России условие, связанное с необходимостью соблюдения церковных предписаний: «Усыновление лиц христианского вероисповедания нехристианами и сих последних лицами христианского вероисповедания воспрещается». В связи с этим следует сказать, что в Российской империи, особенно в конце ХIХ века, вопрос о праве иностранцев усыновлять российских детей относился к числу принципиальных. В связи с этим Гражданский кассационный департамент, во избежание недоразумений, в одном из своих решений предложил отталкиваться от положения, что иностранцы подлежат действию российских законов и пользуются их общей защитой и покровительством. Об этом же говориться и в комментариях к Закону от 12 марта 1891 г. «О детях усыновленных и узаконенных». В связи с этим для иностранцев, прибывающих в Россию или живущих в ней, но не принявших российского подданства, не существовало каких-либо особых правил, затрудняющих усыновление.  
       Свод Законов Гражданских, впитавший многовековой опыт правовой культуры прошлого, основное внимание уделял  принципу сословности. Здесь имеется в виду необходимость неукоснительного соблюдения принципа сословности при усыновлении дворянами, купцами, нижними воинскими чинами и т.д. В связи с этим усыновление подчинялось Закону «О состояниях». Согласно ст.1 этого Закона в Российском государстве были установлены различия права состояния для: природных обывателей, составляющих городское и сельское население; иностранцев; иностранцев проживающих в империи.  К числу первых ст.2 относит: дворянство, духовенство, городских обывателей, сельских обывателей. Усыновление лицами, принадлежащими к дворянскому сословию, в то же время получило значение генеалогического.
              Интересным является то, что в  зависимости от сословного положения усыновителя, законодательство устанавливало два различных порядка усыновления: путем приписки к семейству для дворян и путем внесения в купеческие свидетельства наравне с родными детьми усыновителя для мещан и сельских обывателей. Для этих категорий граждан имелась особая льгота: разрешалось усыновлять даже при наличии собственных детей. Порядок усыновления находился в прямой зависимости от сословной принадлежности, будь то подданный России или иностранец.
            Правовые последствия усыновления также равным образом распространялись и на усыновителей  — российских    подданных   и   на   иностранцев.   Причем,     в отличие от современных положений, усыновление того времени имело ряд особенностей. Одним из существенных являлось то, что ранее усыновление вводило детей только в семью усыновителя, а не в род усыновителя. Тем самым усыновление отличалось от узаконения. Не менее существенным было и то обстоятельство, что усыновление иностранцем российского подданного не меняло подданства усыновленного. Усыновляемый не утрачивал имущественной связи с со своими родителями, сохранял право наследования по закону после своих родителей и их родственников.  Усыновляемый не имел права на пенсию и на единовременное пособие за службу усыновителя. Становясь наследником в «благоприобретенном» имуществе усыновителя, усыновленный, вместе с тем, не приобретал равного права наследования на имение усыновителя, не имеющего родных сыновей, а имеющего лишь дочерей.
      Следующей вехой в истории развития института усыновления является первый семейный кодекс России послеоктябрьского периода – Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве, принятый 16 сентября 1918 года.  Кодекс не предусматривал усыновления как такового. Его нормы регулировали правовое положение лиц уже усыновивших или усыновленных. Они теперь полностью приравнивались к родственникам по происхождению. Однако на будущее время не допускалось усыновления ни своих незаконнорожденных детей, ни чужих.
      Главной причиной невозможности правового регулирования отношений по усыновлению, по мнению историков, было стремление устранить всякую попытку эксплуатации труда малолетних детей. К тому же отпала проблема передачи имущества от усыновителя-наследодателя к усыновленному, поскольку перестал существовать институт наследования. Первые декреты Советской власти в области семейного права (декрет «О гражданском браке» и «О расторжении брака») и сам Кодекс уравнивал в правах детей, рожденных вне брака и в зарегистрированном браке. Таким образом, не было смысла в усыновлении своих детей. Основой семьи признается действительное происхождение. Никакого различия между родством внебрачным и брачным не устанавливается.
      Однако с течением времени потребность в усыновлении не исчезла. Она объяснялась как соображениями экономическими, потребностью в дополнительной рабочей силе, так и ростом числа бездомных детей, потерявших свою семью, родителей из-за социально-экономических потрясений, затронувших все сферы жизни и все слои населения.
      Таким образом, необходимость возрождения института усыновления становилась все более очевидной. По этой причине незадолго до принятия нового, второго по счету семейного кодекса появился Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 1 марта 1926 г. «Об изменении Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве». Декретом  была изъята глава «Об усыновленных» и внесена новая   «Усыновление». Таким образом, вновь вводилось легальное усыновление.
      В 1926 году был принят новый Кодекс законов о браке, семье и опеке. В него уже изначально была включена глава III именуемая «Усыновление».
      Кодекс законов о браке, семье и опеке 1927 г. уделял усыновлению сравнительно мало внимания. Его предписания в этой части либо имели общий, традиционный характер, либо содержали особенности, продиктованные новыми требованиями времени. По сути дела существовавший веками в России принцип сословности был сохранен и продолжал жить, но только в ином облике. Так, не допускалось усыновление ребенка лицами, не имеющими права быть опекунами. А это были лица, лишенные избирательных прав, причисляемые к «враждебным классам». Теперь разрешалось усыновлять только малолетних или несовершеннолетних детей, если это было в их интересах. Закреплялся административный, а не судебный порядок для усыновления: органы опеки и попечительства своим постановлением производили усыновление, которое подлежало обязательной регистрации в органах записей актов гражданского состояния.
 В целом семейное право в  30-х и 40-х годах характеризуется усилением роли семьи. Принимается большое количество нормативных актов, регулирующих правовое положение детей в семье, а также детей, оставшихся без попечения родителей. Государство всячески поощряет желание брать в свои семьи чужих детей. В разрешение некоторых вопросов, касающихся усыновления в 1934 г. был принят циркуляр Наркомпроса РСФСР, который разрешал усыновление без согласия родителей, если более года было неизвестно их местопребывание, а также когда они жили отдельно и не участвовали в воспитании и содержании несовершеннолетнего.
 Наибольшую актуальность институт усыновления приобрел во время Великой Отечественной войны, явившись одной из форм борьбы с детской беспризорностью и способом замены родителей детям, лишившихся их. Одним из нормативных актов, посвященных этому вопросу, была Инструкция Наркомпроса РСФСР, Наркомздрава РСФСР и НКЮ, утвержденная СНК РСФСР 8 апреля 1943 года « О патронировании, опеке и усыновлении детей». В которой, в частности,  подчеркивалось, что орган, ведающий усыновлением, обязан удостовериться, что у лица, желающего усыновить ребенка, есть все необходимые условия для его воспитания. В связи с этим усыновлению должно было предшествовать обследование социально-бытовых условий усыновляемого и будущего усыновителя.
      В этом же году Президиум Верховного Совета СССР издает указ « Об усыновлении». Его ценность заключалась в том, что теперь допускается возможность присвоения усыновляемому, по просьбе усыновителя, фамилии и отчества по имени последнего, и внесение его в актовые книги о рождении в качестве родителя усыновляемого.
       С целью усовершенствования  действовавшего законодательства по усыновлению в 1943 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усыновлении». Это был еще один шаг к укреплению правовых предпосылок усыновления.
  29 августа 1944 года  издается  Инструкция,  утвержденная  Наркомпросом   РСФСР   « О порядке передачи воспитанников детских домов на воспитание в семьи трудящихся». В соответствии с данной Инструкцией усыновлять стало можно только сирот, но смерть обоих родителей должна была быть подтверждена документально. Если хотя бы один из родителей был жив, необходимо было получить его согласие на усыновление в письменной форме. Запрещалось усыновлять детей, имеющих каких-либо родственников, поддерживающих с ними связь, но которые не могут взять их к себе временно и по уважительным причинам. Оформление усыновления производилось отделом народного образования по месту жительства семьи, взявшей ребенка на воспитание; туда же передавался акт о передаче воспитанника, подписанный директором детского дома и лицом, принявшим ребенка.
   Реалии военного времени диктовали необходимость принятия определенных нормативных актов, касающихся установления усыновления после смерти усыновителя или усыновленного, если оно не было в должном порядке зарегистрировано. В связи с этим, Пленум Верховного суда СССР, принял специальное постановление от 29 июня 1945 года, дающее указание судам: вопрос установления факта усыновления после смерти или пропажи безвести на фронте военнослужащего усыновителя или усыновленного, если усыновление при их жизни не было оформлено надлежащим образом, разрешается судом в порядке особого производства. При этом в заявлении должна быть указана цель установления факта усыновления.     
  Подводя итог вышесказанному, следует заметить, что законодательство 40-х годов по этому вопросу было продиктовано обстановкой, сложившейся во время войны и после нее; этим во многом и определялась специфика издаваемых нормативных актов. Усыновление детей, находящихся в эвакуации, потерявших свою семью и родителей, приняло массовый характер безотносительно к национальной принадлежности усыновителя и усыновляемого. Законодательное регулирование усыновления  в годы Великой Отечественной войны 1941—1945гг. позволило облегчить судьбу тех, кто потерял родителей, и стало своеобразным символом проявления истинного патриотизма и гуманности.
  Послевоенное законодательство характеризуется общим стремлением обеспечить детям, оставшимся без родительского попечения, возможность воспитываться в нормальной полноценной семье, желанием защитить их интересы. Так, в 1945 и 1950 годах издаются инструктивно-методические указания «Об усыновлении». Теперь на отделы народного образования возлагалась подготовка к рассмотрению в исполкоме дел об усыновлении, а также прием заявлений от лиц, желающих усыновить ребенка. Эти отделы были обязаны осуществлять учет уже усыновленных детей и контроль над ними, проводить обследование жилищно-бытовых условий.  С этого времени в полном объеме устанавливается административный порядок усыновления.
  Следующий этап развития института усыновления был связан с принятием в 1969 году Кодекса о браке и семье РСФСР, в который была включена XI глава «Об усыновлении». Этот кодекс достаточно подробно и тщательно урегулировал отношения, связанные с усыновлением. И для большей  ясности в вопросе усыновления, наряду с термином «усыновление» в текст Кодекса был введен новый  термин – «удочерение». Тем самым законодательно закреплялась возможность усыновления, детей обоего пола. По-прежнему закреплялся административный порядок установления усыновления. Оно непосредственно производилось постановлением органов опеки и попечительства. Последними по действовавшему законодательству являлись исполкомы районных, городских, областных и краевых Советов депутатов трудящихся. Следует также отметить, что в объединенном письме министерства Юстиции РСФСР и министерства Просвещения РСФСР от 9 мая 1960 года разъяснялось, что усыновление производится по месту жительства усыновляемого и только исполкомом районного или городского Совета депутатов трудящихся. Вынесенное решение об усыновлении регистрировалось в органах регистрации актов гражданского состояния.
  Вообще до 1996 года, до принятия нового Семейного кодекса, нормативная база, касающаяся института усыновления, разрабатывалась весьма подробно. Среди прочих, например, были приняты такие документы, как Инструкция «О порядке передачи детей и подростков на усыновление, под опеку (попечительство) и их медицинском обеспечении»; Инструктивно-методические рекомендации по вопросам усыновления (удочерения) несовершеннолетних от 28 марта 1991 года; Постановление Верховного совета Российской Федерации «О неотложных мерах по упорядочению усыновления детей, являющихся гражданами Российской Федерации, гражданами других государств» от 18 декабря 1992 года и ряд других документов. Но наибольшей заслугой законодателя по совершенствованию института усыновления явилось то, что Семейным кодексом Российской Федерации 1996 года был вновь введен судебный порядок установления усыновления. В СК РФ и ГПК РСФСР, а затем и новом ГПК РФ подробно регламентирована процедура рассмотрения дел об усыновлении (удочерении). Более подробное освящение этого аспекта  приводится в главе, посвященной рассмотрению отношений усыновления в настоящее время.
      Как уже говорилось, институт усыновления был известен с древнейших времен не только Российскому праву, но и праву зарубежных стран. В связи с этим будет интересен опыт некоторых стран ближнего зарубежья по вопросам усыновления, показывающий разницу во взглядах законодателя на сходные моменты института усыновления.
  Так, законодательство государств бывшего СССР об усыновлении во многом сходно с современным законодательством России. Но существуют и особенности, обусловленные разными факторами. 
     В большинстве стран СНГ и Балтии усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних. Семейный кодекс Молдовы уточняет, что усыновление в отношении детей, ставших полностью дееспособными до достижения 18 лет, не допускается.
     Усыновителем во всех странах может быть только совершеннолетний. В Эстонии, Латвии, Молдове установлен возрастной ценз (абсолютное условие о возрасте) – 25 лет. С разрешения Суда в Эстонии и Молдове этот возраст может быть снижен. В то же время интересен тот факт, что Семейным кодексом Молдовы устанавливается ценз в отношении максимального возраста усыновителя: запрещено усыновлять лицам, достигшим возраста 50 лет, за исключением случаев, когда ребенок усыновляется супругами, и один из них не достиг этого возраста.
     В отношении такого условия усыновления, как согласие усыновляемого ребенка, следует заметить, что, например, в Эстонии оно необходимо, если ребенок достиг возраста 7-ми лет, а в Латвии – 12-ти лет, за исключением случая, когда ребенок проживал в семье усыновителя и считал его своим родителем. При рассмотрении дел об усыновлении в Эстонии требуется согласие министра по социальным вопросам, а в Латвии – министра юстиции. 
   Как видно, институт усыновления (удочерения), является достаточно гибким и подвижным. И в первую очередь это связано с его функциональным назначением — регулировать отношения, возникающие между участниками по делам об усыновлении. Наиболее полная регламентация прав и обязанностей субъектов в области усыновления достигается, прежде всего, своевременным реагированием семейного законодательства на изменения социальной среды и потребностями общества и необходимостью внесения тех или иных изменений в текущее законодательство. В нашей стране развитие данного института прошло множество этапов. С течением времени, под влиянием различного рода факторов  он изменялся и модифицировался. И он доказал  необходимость своего существования как отдельного правового института, проверенную временем, обусловленную реалиями сегодняшнего дня.  
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      Глава 2. Понятие усыновления (удочерения) и источники его правового регулирования. 

        Понятие усыновления (удочерения).
 
     Усыновление (удочерение) (далее усыновление) является одним из самых старейших правовых институтов и существует во всех современных правовых системах как наиболее оптимальная и предпочтительная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
     Под усыновлением или удочерением понимается юридический акт, в результате которого между усыновителем (усыновителями) и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным - с другой, возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению (ст. 137 Семейного Кодекса РФ) (далее СК РФ) [5].
     Отсюда  следует, что усыновление влечет за собой следующие правовые последствия: а) установление правовой связи между  усыновителями (усыновителем) и усыновленным ребенком, а также между усыновленным ребенком и родственниками усыновителя; б) прекращение правовой связи усыновленного ребенка с его родителями и другими родственниками по действительному кровному происхождению. Таким образом, усыновление одновременно является как правообразующим, так и правопрекращающим юридическим фактом.                                                                                           
       Усыновление как форма устройства  детей, оставшихся без попечения  родителей, отлична от иных  форм устройства детей [55,с.20]:
     1) по основанию возникновения правоотношений;
     2) по характеру правоотношений;
     3) по содержанию прав и обязанностей  субъектов.
     Основанием  возникновения правоотношений по поводу усыновления является волеизъявление лица и решение суда, вступившее в законную силу. В приемной семье, при патронатном воспитании основанием возникновения правоотношений является договор; при установлении опеки и попечительства - решение администрации.
     Различия  между указанными формами устройства детей, оставшихся без попечения  родителей, проявляются и в характере возникающих правоотношений. Для правоотношений усыновления характерно то, что они бессрочны, а все остальные правоотношения, возникающие в рамках других форм устройства ребенка, являются срочными. Так, согласно п. 2 ст. 145 СК РФ, опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, а попечительство - над детьми в возрасте от 14 до 18 лет [5]. В соответствии с п. 2 ст. 40 Гражданского Кодекса РФ (далее ГК РФ) по достижении малолетним подопечным 14 лет опека над ним прекращается, а гражданин, осуществляющий обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом [6]. Попечительство над несовершеннолетним, в свою очередь, прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным 18 лет (п. 3 ст. 40 ГК РФ) [6]. На воспитание в приемную семью несовершеннолетний ребенок передается на срок, предусмотренный договором о передаче ребенка на воспитание в семью (п. 1 ст. 151 СК РФ) [5].
     Отличие усыновления от иных форм устройства детей можно проводить и по содержанию прав и обязанностей субъектов сравниваемых отношений.
     Так, опекуны являются законными представителями  своих подопечных. Они обязаны  заботиться о ребенке, заниматься его  воспитанием, осуществлять защиту его  прав и интересов (ст. 148, 150 СК РФ) [5]. Для приемных родителей воспитание ребенка является их основной работой, за которую они получают вознаграждение, поэтому в отличие от усыновителей их можно считать "профессиональными воспитателями".
     Между приемными родителями и приемными детьми в отличие от усыновителей и усыновленных не возникает никаких алиментных отношений, они не имеют права наследовать друг после друга, равно как и после близких родственников приемных родителей и приемных детей. Приемный ребенок сохраняет свое имя, отчество и фамилию, а при усыновлении они могут быть изменены. Правоотношения же по усыновлению устанавливаются пожизненно, они бессрочны и могут быть прекращены лишь в результате отмены усыновления.
     Основной  социальной целью усыновления является создание детям, лишившимся попечения родителей, наиболее благоприятных условий для жизни и воспитания в условиях семьи. Не случайно установлен приоритетный характер усыновления по сравнению с иными формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
     Социальное  назначение института усыновления  состоит во всемерном соблюдении прав и законных интересов несовершеннолетних детей, а также в возможности  реализации чувства материнства  и отцовства потенциальными усыновителями. Именно естественные стремления удовлетворить эти чувства лежат в основе конкретных актов усыновления. Безусловно, нормы института усыновления предназначены не только для урегулирования отношений с участием бездетных граждан; граждане, имеющие своих детей, также могут быть усыновителями и нередко ими становятся.
     Служебная роль института усыновления заключается  в обеспечении благоприятных  условий, способствующих гармоничному развитию ребенка, позволяющих оказать  реальную помощь прежде всего детям, оставшимся без попечения родителей.
     Необходимо отметить, что родство как происхождение одного лица от другого или от общего предка может быть признано или не признано, но отнюдь не создано законом. Действительно, отношения усыновителя с усыновленным приравниваются законом (ст. 137 СК РФ) к родственным, однако в результате усыновления возникают не только правовые последствия, но и все фактические отношения [5]. Имеются в виду отношения, складывающиеся между усыновителем и усыновленным, не подлежащие правовому регулированию (взаимная привязанность, любовь, иные личные взаимоотношения).
     Действующее законодательство дает основание для  вывода о том, что усыновление  порождает самостоятельное, отличное от родительского, правоотношение.
     Различия  между родительским правоотношением  и правоотношением по усыновлению можно провести по следующим элементам:
      1) по основанию возникновения:  родительские правоотношения возникают  на основании родства, а правоотношения  по усыновлению – на основании сложного юридического состава;
      2) по моменту возникновения: родительские правоотношения возникают с момента рождения ребенка, правоотношения по усыновлению возникают с момента вступления решения суда в законную силу;
      3) по основаниям прекращения правоотношений: правоотношения по усыновлению  могут прекратиться как по  общим основаниям (смерть, объявление умершим), так и в результате отмены усыновления, родительские правоотношения – только по общим основаниям [55,c.35].
     В дополнение к перечисленным различиям  можно назвать другие права и  обязанности, связанные с усыновлением, не характерные для родительского  правоотношения, и наоборот. Так, запрещены  браки между родителями и детьми, а если таковой все же состоялся, то он должен быть признан недействительным, поскольку лежащее в основании взаимосвязи родителей и детей кровное происхождение никогда не может отпасть. Между тем отмена усыновления устраняет обстоятельства, препятствовавшие браку между этими лицами, и он может быть признан действительным.
       Вывод о самостоятельном характере  правоотношений по усыновлению  в то же время позволяет  говорить о наличии у последнего  сходных элементов с родительским  правоотношением.
       Во-первых, сходство проявляется  в содержании правоотношений (ст. 137 СК РФ указывает, что усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам приравниваются в правах и обязанностях к родственникам по происхождению)[5]. Во-вторых, объем и характер этих прав равны объему и характеру прав усыновителей по отношению к усыновленным детям (ст. 137 СК РФ – «…приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению») [5]. Хотя иногда объем прав у усыновленного ребенка может быть больше, чем у родного. И это не результат акта усыновления, а сохранение правовой связи с одним из родителей (п. 4 ст. 137 СК РФ – например, право на пенсию по случаю потери кормильца) [5]. В-третьих, сходство отмечается по выполняемым функциям: усыновители, как и родители, являются законными представителями своих детей (ст. 64 СК РФ) [5].
       Несмотря на наличие сходных  элементов, усыновление не порождает  родительское правоотношение, а  возникает новое правоотношение, но со сходным содержанием  с родительским. 

    2.2  Субъекты усыновления (удочерения) и требования предъявляемые к ним. 

     В отношениях по усыновлению  субъектами  выступают  усыновитель  (как гражданин  Российской Федерации, так  и  иностранный  гражданин,  лицо  без гражданства), его супруг и родственники с одной стороны, и усыновляемый  и его родственники с другой. Следует помнить, что в соответствии с  семейным законодательством  РФ  посредническая   деятельность   при   осуществлении усыновления запрещена. По российскому законодательству усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах, с  учетом  возможностей обеспечить  детям  полноценное   физическое,   психическое,   духовное   и нравственное  развитие.  Усыновленным  соответственно  может  быть  только несовершеннолетний ребенок,  не  достигший  18  лет.  Усыновление совершеннолетних по российскому законодательству не разрешается, поскольку целью усыновления считается обеспечение  ребенку  воспитания  в  семье.  В законодательстве содержится ссылка на то,  что  не  может  быть  усыновлен ребенок, хотя и не достигший указанного возраста,  но  эмансипированный  в порядке, предусмотренном ст.27 ГК РФ [6].
       Положения, относительно требований, предъявляемых к  усыновленным (удочеренным) детям, содержатся в  Семейном  Кодексе РФ  и в некоторых инструктивно-методических  рекомендациях.   Усыновлению подлежат  не  только здоровые дети, но и дети, страдающие каким-либо заболеванием  или имеющие отклонения в своем развитии.     
     Несомненно,  что  воспитание  больного  ребенка  представляет  собой значительные  трудности,  которые во  многих  случаях не   в   состоянии преодолеть и родные родители. Поэтому усыновители должны быть  осведомлены о состоянии здоровья  ребенка,  а при наличии у него  отклонений  — о характере недуга и его возможных последствиях.  В этих  целях ребенок проходит обследование экспертной медицинской комиссией органа  управления здравоохранения субъекта Российской Федерации, которая дает  заключение  о состоянии его   здоровья, а также о физическом  и  умственном  развитии ребёнка. Она действует на основании положения  об  экспертной  медицинской комиссии органа управления здравоохранением субъекта Российской  Федерации (приказ Минздрава России и Минобразования России от 25 декабря 1995  г.  № 369/641  «О  медицинском освидетельствовании   детей,   передаваемых   на воспитание в семью») [25].    По желанию усыновителей может быть проведено независимое медицинское освидетельствование ребенка. Разрешение на  усыновление больного  ребенка может быть дано, если будет установлено,  что  усыновитель  добровольно  и вполне  сознательно  принимает   на себя  обязанности   по   его   воспитанию.
     Заботясь  о законных интересах усыновляемых, законодатель устанавливает правило, согласно которому  усыновление братьев и  сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев,  когда  усыновление отвечает интересам  детей.  Представляется,   что  усыновление  братьев  и сестер разными лицами может быть допущено скорее как исключение.
     В  отношении  усыновителей  как  субъектов  усыновления,  предпочтение отдается усыновителям,  являющимся  гражданами  России  и  проживающим  на территории России, а также  родственникам  (независимо  от  гражданства  и места  жительства)  перед   усыновителями   —   иностранными   гражданами. Законодатель, исходя из интересов детей — граждан   Российской  Федерации, устанавливает приоритеты  усыновителей,  следуя  в  этом  вопросе  ст.  21 Конвенции о правах ребенка, в которой возможность передачи детей в  другую страну связывается только  с отсутствием условий усыновления в стране происхождения[2].  
     В соответствии с Семейным кодексом  РФ  (ст.127) [5] усыновителями могут быть    совершеннолетние    лица    обоего    пола,    за     исключением:
    лиц, признанных  судом   недееспособными    или    ограниченно дееспособными;
    супругов,  один  из  которых  признан   судом   недееспособным   или ограниченно дееспособным;
    лиц, лишенных по суду родительских прав  или  ограниченных  судом  в родительских правах;
    лиц,  отстраненных   от   обязанностей   опекуна   (попечителя)   за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
    бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине.                                                                                                                      Таким образом, СК РФ устанавливает возрастной ценз  для  приобретения права быть усыновителем.  Не  могут  быть  усыновителями  и лица,  которые  по   состоянию  здоровья  не   в   состоянии   осуществлять родительские права.
     В связи с этим постановлением Правительства  РФ от 1 мая  1996  г.   № 542 был  утвержден Перечень заболеваний, при  наличии которых лицо не  может  усыновить  ребенка,  принять  его  под  опеку  (попечительство),  взять  в приемную семью [19].
     Указанным   постановлением  к   ним  отнесены:
    туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных I, II,V  групп    диспансерного учета;
    заболевания   внутренних   органов,   нервной   системы,   опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации;
    злокачественные онкологические заболевания всех локализаций;
    наркомания, токсикомания, алкоголизм;
    инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета;
    психические   заболевания,   при   которых   больные   признаны   в установленном  порядке  недееспособными  или  ограниченно   дееспособными;
    все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и  II  группы, исключающие   трудоспособность. 
     В  целях  выявления   возможного   наличия   указанных   заболеваний  кандидатами  в  усыновители  представляется   медицинское   заключение   о состоянии здоровья, которое позволяет сделать вывод об  отсутствии  у  них противопоказаний для выполнения обязанностей по воспитанию ребенка.
     Результаты  медицинского освидетельствования  действительны  в  течение  трех  месяцев. Медицинское   заключение   о   состоянии   здоровья    заявителя должно представляться им и в суд вместе с другими документами,  необходимыми  для усыновления.
     Для более последовательной защиты прав и интересов усыновляемых  детей  Федеральным законом от 27 июня 1998 г. № 94-ФЗ, «О  внесении  изменений  и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации» расширен перечень  лиц, которые не могут  быть  усыновителями.  Сюда   вошли  те,  кто  на  момент установления усыновления не имеют  дохода,  обеспечивающего  усыновляемому ребенку  прожиточный  минимум,   установленный в субъекте   Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители (усыновитель). Это ограничение  права  на  усыновление  вызывает   необходимость   для   суда периодически  получать  от   органов   исполнительной   власти   субъектов Российской  Федерации сведения  о прожиточном минимуме  в регионе   их постоянного проживания [58, с.37].
     Не  могут  быть  усыновителями  лица,  не  имеющие  постоянного  места жительства, жилого помещения, отвечающего установленным  санитарным  и техническим  требованиям,  а  также   имеющие   на   момент   установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан. 
     Законодатель  устанавливает еще  одно  условие,  касающееся  разницы  в возрасте между усыновителем и усыновленным, согласно  которому  разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке и усыновляемым  ребенком должна быть не менее шестнадцати лет. По  причинам, признанным судом уважительными, разница  в возрасте   может быть сокращена. 
     Перечень  подобных причин, даже примерный, в  СК РФ  не приводится, поэтому данный  вопрос решается судом в индивидуальном порядке в каждом конкретном случае в зависимости от сложившихся  до усыновления взаимоотношений  между усыновителем и усыновляемым ребенком. В соответствии с п.2 ст.128 СК РФ [5] наличие разницы в возрасте между усыновителем и усыновляемым ребенком не требуется в случае усыновления гражданами детей своего супруга. То есть, для отчима (мачехи ) , желающих усыновить ребенка своей жены (мужа), сделано исключение, направленное на устранение препятствий к формированию родительских отношений между ними и детьми другого супруга. Если ребенка усыновляют оба супруга, то, как следует из п.1 ст.128 СК РФ, разница в возрасте между ними и ребенком значения не имеет [5].
     Что касается предельного возраста усыновителя, то он специально не оговорен законом, хотя при установлении усыновления  необходимо учитывать – сможет ли усыновитель преклонного возраста по интеллектуальным, медицинским и  иным критериям выполнять возложенные на него функции.
     Таким образом, право на усыновление  признается  за  совершеннолетними лицами обоего пола, если, они не входят в  число  лиц,  которым  запрещено быть усыновителями. Усыновителями могут  быть как супруги, так и одинокие лица, причем как состоящие в браке с отцом (матерью)  ребенка (например, отчим, мачеха), так и являющиеся совершенно посторонними для усыновляемого ребенка.  Однако  на  практике   усыновителями   чаще   всего   становятся супружеские пары, лишенные возможности  иметь  собственных  детей.  Здесь, следует иметь в виду, что если в последующем брак  между  супругами  будет расторгнут или признан недействительным, то указанные обстоятельства  сами по себе не затрагивают юридическую силу факта усыновления  ребенка.  Закон разрешает также усыновление ребенка одним из  супругов,  одинокими  лицами (мужчиной или  женщиной),  в  том  числе  родственниками  ребенка.  Однако Семейным кодексом РФ не допускается совместное усыновление одного  и  того же ребенка лицами, не состоящими между, собой в браке (п.  2  ст. СК  РФ) [5].
     Такой  запрет вытекает из содержания ст. 123 СК РФ, устанавливающей приоритет именно семейного  воспитания детей,  оставшихся без попечения родителей [5]. При наличии нескольких  лиц,  желающих  усыновить одного  и  того  же  ребенка,   преимущественное   право   предоставляется родственникам ребенка при условии обязательного  соблюдения рассмотренных выше требований закона к личности усыновителей (усыновителя)  и  интересов усыновляемого ребенка.
         При рассмотрении дел  об  установлении  усыновления важное  место отводиться роли суда. Деятельность  судебных  органов  строго регламентирована  законом.  Основные  требования,  предъявляемые  к   ним: неукоснительное   соблюдение   законов    (международно-правовых    актов; Конституции РФ  и внутреннего   законодательства   РФ), а также принципов, установленных для их  деятельности.  В  целях соблюдения законных интересов усыновляемых, законодатель  предусмотрел гарантии их обеспечения. Одной из них  является  запрет  на  осуществление посреднической деятельности при установлении   усыновления.    Так   в соответствии с п.1 ст.126 СК РФ посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях  подбора  и  передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается [5]. То есть лица и организации, занимающееся  посреднической деятельностью по усыновлению (удочерению) детей, не могут быть  субъектами усыновления с точки зрения законности их правового  положения.  Они  могут быть в данном случае лишь субъектами ответственности, предусмотренной за незаконные действия законодательства того или иного государства. Следовательно, на  территории Российской Федерации не разрешается  создание юридических  лиц,  а  также появление граждан-предпринимателей, оказывающих посреднические услуги по усыновлению на  профессиональной  основе  и  за  вознаграждение.  Запрещая посредническую  деятельность  при  усыновлении,   законодатель   стремился исключить некоторые негативные последствия, связанные  как  с  извлечением прибыли от такой деятельности, так и с  возможностью  купли-продажи  детей под видом усыновления [37, с.219 ]. Одновременно с этим  законодатель  устанавливает перечень  органов,  осуществляющих  деятельность  по  усыновлению   детей, которая по законодательному определению не является коммерческой. Данные органы и организации (как российские, так и иностранные),  осуществляющие  правомерную  деятельность  по  усыновлению детей, не могут преследовать коммерческие цели, то есть извлечение дохода. Порядок деятельности  органов и организаций иностранных государств  по усыновлению детей на территории Российской Федерации и порядок контроля за ее осуществлением устанавливаются Правительством РФ.                

    2.3  Правовые последствия установления усыновления (удочерения). 

     Усыновление – это не только форма устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, но и юридический факт. В результате усыновления усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству во всех личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях приравниваются к родственникам по происхождению, т.е. с правовой точки зрения усыновленный ребенок приобретает новых родителей и других родственников. По этой причине запрещены браки между усыновителями и усыновленными.
     Между усыновителем и усыновленным ребенком возникают взаимные личные неимущественные и имущественные права и обязанности, равные тем, которые существуют между родителями и детьми, причем не только семейные права и обязанности, но также права и обязанности, предусмотренные другими отраслями законодательства (гражданским, жилищным, трудовым, пенсионным и т.д.). Это происходит как в случае усыновления ребенка супругами, так и одним из них, либо лицом, не состоящим в браке. Причем указанные правовые последствия усыновления ребенка наступают независимо от записи усыновителей в качестве родителей усыновленного ими ребенка в актовой записи о рождении ребенка.
     Приравнивание законом усыновленного ребенка  к родным детям усыновителя означает, что усыновители, как и родители, имеют право и обязаны заботиться о воспитании и всестороннем развитии усыновленного ребенка. Усыновители также обязаны содержать своих усыновленных детей, что предполагает возможность взыскания с усыновителей алиментов на усыновленных детей в случае неисполнения ими этой обязанности. Соответственно, трудоспособные совершеннолетние усыновленные дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи усыновителей и заботиться о них [ 37, с.219].
     Усыновители являются законными представителями  несовершеннолетнего усыновленного  ребенка и выступают в защиту его прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе и в судах, без специальных полномочий.
     В соответствии с нормами наследственного  права при наследовании по закону усыновленный и его потомство, с  одной стороны, и усыновитель и его родственники – с другой, приравниваются к родственникам по происхождению (кровным родственникам). Таким образом, усыновленные дети после смерти усыновителей, а усыновители – после смерти усыновленных детей являются наследниками первой очереди. С другой стороны, усыновленный и его потомство не наследуют по закону после смерти родителей усыновленного и других его родственников по происхождению, а родители усыновленного и другие его родственники по происхождению не наследуют по закону после смерти усыновленного и его потомства. Из этого правила есть исключение, которое заключается в следующем. Если усыновленный сохраняет по решению суда правоотношения с одним из родителей или другими родственниками по происхождению, то усыновленный и его потомство наследуют по закону после смерти этих родственников, а последние наследуют по закону после смерти усыновленного и его потомства. При этом не исключается право наследования по закону у усыновленного и его потомства после смерти усыновителя и его родственников, а у усыновителя и его родственников – после смерти усыновленного и его потомства [52, с.97].
     Усыновитель вправе вселить в жилое помещение  усыновленного ребенка (жилое помещение  занимается усыновителем и членами  его семьи по договору найма жилого помещения или по договору социального найма жилого помещения) без согласия других членов семьи наймодателя и без учета требований законодательства о норме жилой площади на одного человека (ст. 679 ГК; ст. 70 ЖК) [6],[8].
     Усыновленные  дети имеют право на трудовую или социальную пенсию по случаю потери кормильца (усыновителя) наравне с родными детьми, а усыновители при потере кормильца (усыновленного) – наравне с родителями без каких-либо дополнительных условий, тогда как отчим и мачеха имеют право на такую пенсию только в тех случаях, если они воспитывали и содержали умершего пасынка или падчерицу не менее пяти лет.
     С вступлением решения суда об усыновлении  ребенка в силу усыновители приобретают  право на льготы и государственные  пособия, установленные для граждан, имеющих детей. Так, работникам, усыновившим ребенка, предоставляется отпуск на период со дня усыновления и до истечения семидесяти календарных дней со дня рождения усыновленного ребенка (а при усыновлении двух и более детей – ста десяти дней со дня их рождения) и, по их желанию, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. В случае усыновления ребенка обоими супругами указанный отпуск предоставляется одному из супругов по их усмотрению. Женщинам, усыновившим ребенка, по их желанию, вместо отпуска в связи с усыновлением ребенка предоставляется отпуск по беременности и родам на период со дня усыновления ребенка и до истечения семидесяти календарных дней, а при одновременном усыновлении двух и более детей – ста десяти календарных дней со дня их рождения. Отпуск по уходу за усыновленным ребенком до достижения им возраста трех лет может быть использован полностью либо по частям также бабушкой, дедушкой или другим родственником, фактически осуществляющим уход за ребенком. На период отпуска по уходу за усыновленным ребенком за работником сохраняется место работы (должность).
     При усыновлении ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев усыновителю (женщине) выплачивается пособие по беременности и родам за период со дня его  усыновления и до истечения семидесяти календарных дней (в случае одновременного усыновления двух или более детей – ста десяти календарных дней) со дня рождения ребенка (детей). В случае усыновления двух или более детей указанное пособие выплачивается на каждого ребенка.
     Усыновители имеют право и на другие виды государственных  пособий на усыновленных детей, в  том числе:
     1.  На ежемесячное пособие на  период отпуска по уходу за  усыновленным ребенком до достижения  им возраста полутора лет в  размере, установленном федеральным законом, независимо от числа детей, за которыми осуществляется уход;
     2.  На ежемесячное пособие на  ребенка (на каждого усыновленного  проживающего совместно с ним  ребенка). Порядок назначения и  выплаты ежемесячного пособия  на ребенка устанавливается законами и иными нормативными актами субъектов РФ.
     На  одиноких усыновителей (мужчин, женщин) распространяются все гарантии и  льготы, предоставляемые женщине  в связи с материнством (ограничение  работы в ночное время и сверхурочных работ, ограничение привлечения к работам в выходные и нерабочие праздничные дни и направления в служебные командировки, предоставление дополнительных отпусков, установление льготных режимов работы и другие гарантии и льготы, установленные действующим законодательством).
     Закон предусматривает установление правоотношений не только между усыновленным ребенком (и его потомством) и усыновителями, но также между усыновленным ребенком (и его потомством) и родственниками усыновителей. Речь идет о такой степени родства, которая по законодательству влечет возникновение у родственников тех или иных личных неимущественных и имущественных прав и обязанностей. Например, дедушка, бабушка (т.е. родители усыновителей), братья, сестры (дети усыновителей) и другие родственники имеют право на общение с усыновленным ребенком; или нетрудоспособные нуждающиеся в помощи дедушка, бабушка (родители усыновителей) имеют право на алименты от своих совершеннолетних трудоспособных внуков (детей, усыновленных их детьми).
     При усыновлении ребенка одним лицом допускаются исключения из общего правила о прекращении правоотношений между усыновленным ребенком и родителями, другими родственниками. Если ребенок усыновляется не обоими супругами, а одним из них или отчимом, мачехой, одинокой женщиной, одиноким мужчиной, то по желанию родителя ребенка – матери, если усыновитель мужчина, или отца, если усыновитель – женщина, за ней (ним) могут быть сохранены личные неимущественные и имущественные права и обязанности родителя в отношении ребенка. Правило о сохранении правоотношений между усыновленным ребенком и его родителями может применяться и в других случаях усыновления ребенка одним лицом, причем независимо от состояния усыновителя в браке с родителем ребенка  [58, с 141]. Таким образом, СК закрепляет право родителя усыновляемого ребенка, имеющего иной пол, чем у усыновителя, на сохранение правовых отношений с ребенком. Вместе с тем соблюдение данной нормы является обязательным для родителя усыновляемого ребенка и зависит от его желания.
     Если  при усыновлении ребенка одним лицом сохраняются права и обязанности ребенка в отношении одного из родителей, то они считаются сохраненными и в отношении родственников этого родителя. О сохранении родительских прав за одним из родителей усыновленного ребенка должно быть указано в резолютивной части решения суда об установлении усыновления ребенка. Отсутствие такого указания означает, что правовые отношения ребенка с обоими родителями прекращены, даже если в качестве усыновителя выступало одно лицо.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.