На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ российского опыта развития туризма

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 06.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Введение 3
1. Туризм и его роль в мировой экономике 4
1.1 Туризм: понятие и классификация 4
1.2 Ценность туризма в мировой экономике 8
2. Государственное регулирование туризма 12
2.1 Законодательство о туризме в России 12
2.2 Туристическое законодательство зарубежных стран 15
3. Анализ российского опыта развития  туризма 22
3.1 Перспективы и проблемы развития активного туризма в Сибири 22
3.2Анализ статистики въездного и выездного туризма в России 24
Заключение 27
Список использованных источников 29 

 


     Введение
     Туризм  – это одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни  населения. При этом в отличие  от многих других отраслей экономики  туризм не приводит к истощению природных  ресурсов.
     Актуальность  выбранной темы связана с тем, что значение туризма в мире постоянно возрастает. В экономике отдельной страны туризм выполняет ряд важных функций, а в отдельных странах является основным источником их существования.
     Подобное  развитие международных туристических  связей повлекло за собой создание многочисленных международных организаций, содействующих улучшению работы этой сферы международной торговли.
     Структура курсовой работы. Данная курсовая состоит  из трех глав,  в каждой главе которых  есть две подглавы. Первая глава  называется «Туризм и его роль в мировой экономике» там приведено классификация туризма, понятие, и ценность его в мировой экономике. Вторая глава называется «Государственное регулирование туризма», здесь описываются основное туристическое законодательство зарубежных стран и РФ. Третья глава «Анализ российского опыта развития  туризма» тут приведен статистический анализ въездного и выездного туризма по России, а так же  проблемы и перспективы развития туризма в Сибири.
     Цель  курсовой работы выяснить реальную ситуацию на рынке туризма в России и сделать анализ роли законодательства в зарубежных странах.
     В ходе подготовки курсовой работы, были представлены следующие задачи:
     1) Раскрыть роль туризма в экономике стран.
     2) Изучить место туризма в экономике России.
     3) Определить состояние и перспективы развития туризма в Сибири. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Туризм и его  роль в мировой  экономике
     1.1 Туризм: понятие и  классификация
     Понятие «туризм» имеет несколько расплывчатый характер. Во-первых, туризмом считается временное перемещение людей из мест, где они обычно проживают и работают, в другие места. Под "временным перемещением" условно понимается период до одного года. Во-вторых, согласно международной статистике к иностранным туристам относятся лица, посещающие другую страну (как минимум с одним ночлегом) с любой целью, кроме профессиональной деятельности, оплачиваемой в этой стране.
       В положении о лицензировании  международной туристической деятельности (от 12.12.95 №1222)  установлено, что  под международной туристической  деятельностью понимается прием  иностранных туристов на территории  РФ и направление туристов  за рубеж. Федеральный закон  "Об основах туристской деятельности  в РФ" гласит, что "туризм - это  временные выезды (путешествия) граждан  РФ, иностранных граждан и лиц  без гражданства с постоянного  места жительства в оздоровительных,  познавательных, спортивных, религиозных,  профессионально-деловых и иных  целях без занятия оплачиваемой  деятельностью в стране (месте)  временного пребывания".
     Туризм  уже давно рассматривается как  одна из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. К началу третьего тысячелетия на долю международного туризма приходилось 8 % общего объема мирового экспорта и 30-35 % мировой торговли услугами. Общие  расходы на внутренний и международный  туризм составляют 12 % мирового валового национального продукта.
     Развитие  туризма играет важную роль в решении  социальных проблем. Во многих странах  мира именно за счет туризма создаются  новые рабочие места, поддерживается высокий уровень жизни населения, создаются предпосылки для улучшения  платежного баланса страны. Необходимость  развития сферы туризма способствует повышению уровня образования, совершенствованию  системы медицинского обслуживания населения, внедрению новых информационных технологий и т.д. Туризм оказывает  влияние на сохранение и развитие культурного потенциала, ведет к  гармонизации отношений между различными странами и народами, заставляет правительства, общественные организации и коммерческие структуры активно участвовать  в деле сохранения и оздоровления окружающей среды.
     
     Классификационный признак, который используется для  выделения видов туризма, может  быть разным. Мы выделим лишь основные.      По  числу участников:
     - индивидуальный;
     - семейный;
     - групповой.
 
       По географическому признаку:      - Туризм внутренний – путешествие с туристскими целями граждан страны, постоянно проживающих в пределах границ своего государства, без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.
     Следует разрушить миф о том, что большинство  туристских поездок приходится на международный  туризм. На самом деле, по некоторым  оценкам, именно на долю внутреннего  туризма приходится 80–90% всех поездок  в мире.
     - Международный туризм – поездки с туристическими целями за пределы страны постоянного жительства без занятия, оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.
     В среднем около 65% всех международных  туристских поездок приходится на Европу, около 20% – на Америку и около 15% – на остальные регионы.
     Развитие  международного туризма (въездного) обусловлено  стремлением увеличить приток иностранной  валюты и создать новые рабочие  места. Многие страны посредством этого  пытаются решить проблемы платежного баланса.
     Приезд  иностранных туристов получил название активного туризма – туристский экспорт, соответственно выезд отечественных граждан за рубеж – пассивный туризм или туристский импорт (рис. 1). 
     
     Рис. 1. Потоки в туристском экспорте и  импорте 

     По  направлению туристского потока:
     - Туризм въездной 
     - Туризм выездной
     Из  рассмотренных выше видов туризма  для России, в целом, и Приморского  края, в частности, приоритетными  являются внутренний и въездной туризм.
     По  цели поездки:
     - рекреационный;
     - оздоровительный;
     - спортивный;
     - шоп-туризм;
     - ностальгический;
     - молодежный.
     - Профессионально-деловой туризм приносит большие доходы как туристским фирмам, так и предприятиям размещения, а также другим сегментам. Так, конгресс-туризм в США приносит свыше 40 млрд. долл. США ежегодно гостиницам и другим предприятиям обслуживания.
     В бизнес-туризм можно включить поездки  на семинары, конгрессы, симпозиумы, посещение  выставок, повышение квалификации, а также инсентив-туризм (Incentive tourism) – поощрение работников предприятия поездками с целью отдыха или повышения квалификации.
     Стремление  многих стран развивать бизнес-туризм связано с тем, что во время  таких поездок туристам предоставляются  как чисто туристские услуги (транспорт, размещение, питание, экскурсионное  обслуживание), так и специальные, приносящие дополнительный доход: изучение информации, сбор данных о деловых  партнерах, переводы, экономические  материалы, организация деловых  встреч и другие. Развитие профессионально-делового туризма – это одно из приоритетных направлений в туризме, но требует  больших затрат на создание инфраструктуры, отвечающей всем современным требованиям.
     - Приключенческий туризм (экзотический  или экстремальный) по праву называют элитарным видом, поскольку он предполагает большие туристские расходы. Данный вид туризма включает:
     ·  походные экспедиции;
     ·  сафари-туры (охота, рыбалка, ловля бабочек и т.д.);
     ·  морские путешествия и другие разнообразные поездки.
     - Религиозный (паломнический) туризм. К нему относятся:
     1) паломничество – посещение святых мест для поклонения религиям;
     2) познавательные поездки – знакомство с религиозными памятниками, историей религии, культурой религии;
     3) научные поездки – поездки историков и других специалистов, занимающихся вопросами религии и другими.
     - Экотуризм – один из перспективных видов туризма на планете. Ежегодно 500 млн. туристов путешествуют по миру ради удовольствия, и чудеса дикой природы – излюбленная цель их маршрутов. Популярность подобных путешествий может обернуться злом или благом для этих мест. Экотуризм охватывает широкий спектр путешествий – от небольших познавательных туров для школьников до регулярных туристских программ в национальных парках и заповедниках.
     Экотуризм означает сочетание путешествия  с экологически чутким отношением к  природе и позволяет объединить радость знакомства и изучение образцов флоры и фауны с возможностью способствовать их защите. Экотуризм  призван создавать экономические  стимулы для сохранения окружающей среды. Теория экотуризма проста. Сохраняемые  и защищаемые территории привлекают туристов. Деньги, которые приезжие тратят на транспорт, еду, жилье, найма  проводников и посещение портов, поддерживают местную экономику. При  этом создаются новые рабочие  места и инфраструктура, основанная на соблюдении законов.
     Ежегодно  на нужды экотуризма производится товаров  и услуг на сумму 55 млрд. долл. США, что составляет 25% международной  торговли в сфере услуг и 12% валового мирового продукта. В Кении, к примеру, использование национальных парков приносит ежегодный доход в 450 млн. долл. США. Каждый лев приносит в  казну 27000 долл. США в год, а стадо  слонов примерно 610000. Коста-Рика объявила 30% своей территории природоохранной  зоной. Экотуризм на Галапагосских  островах ежегодно дает Эквадору более 100 млн. долл. США.
     По  источнику финансирования:
     - Коммерческий.
     - Социальный туризм – это поездки, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды. Целью социального туризма является не извлечение прибыли, а поддержка людей с низким уровнем дохода для реализации их права на отдых.
     Это цель, к которой общество должно стремиться в интересах менее  обеспеченных граждан при использовании  их права на отдых.
     В СССР 80% внутреннего туризма и 50% международного являлось социальным туризмом. Эффективность программ социальной помощи в современной России, поступающие  беднейшим слоям населения, составляет всего 19%, в то время как аналогичный  показатель в большинстве развитых стран колеблется в пределах 30–50%. К категории потребителей социального  туризма относятся: малоимущие, инвалиды, пенсионеры, дети из многодетных семей, учащаяся молодежь.
     Развитие  социального туризма – это  сложная задача, поскольку, с одной  стороны, каждый гражданин имеет  установленное конституцией право  на отдых, с другой стороны – социальный туризм не способствует итак уже разрушенной  материально-технической базе туризма  в России. Кроме того, как сказано  в Манильской декларации, государство  не может потратить на туризм больше средств, чем оно может от его  развития получить. На самом деле неспособность  обеспечения вышеуказанных слоев  населения полноценным правом на отдых объясняется низким уровнем  жизни граждан, безработицей и другими  социально-экономическими причинами.
     По  организационной форме:
     - Организованный туризм – это  индивидуальные поездки или поездки  групп туристов, организованные  тур предприятием.
     - Неорганизованный или самодеятельный. В России туризм отличается  наличием значительной части  организованного вида, в то время  как в Европейских странах  его доля составляет 20%.
 
     1.2 Ценность туризма  в мировой экономике
     В процессе глобальной смены общественной парадигмы одна из ведущих ролей  принадлежит туризму, в силу нескольких основных причин:
     1. Значительного роста масштабов  туризма в современном мире. В  настоящее время туризм является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. Он составляет значительную часть мирового ВНП, привлекает значительную долю мировых инвестиций, создаёт большое количество новых рабочих мест, является важной статьей налоговых поступлений во многих странах.
     2. Прямого экономического эффекта,  который туризм оказывает на  все ключевые сектора экономики,  все стороны жизни общества. Туризм является одним из эффективных средств структурной перестройки экономики и смены приоритетов общественного развития.
     3. Специфики социальной функции  туризма. На современном этапе  своего развития туризм направлен  главным образом на решение  определённых социальных задач. Социальной нишей туризма является:
     - предоставление прежде всего  нематериальных благ потребителю  в виде услуг;
     - формирование общеобразовательного, культурного, социального уровня населения; расширение межнациональных, межгосударственных, межэтнических, межличностных отношений;
     -обеспечение  отдыха, восстановления жизненных  сил, здоровья потребителей;
     - согласование интересов отдельных  групп населения с долговременными интересами общества, в том числе сохранение благоприятной экологической, социальной, культурной среды.
     4. Исключительной устойчивости туризма  к воздействию неблагоприятных экономических факторов на протяжении своего исторического развития.
     Экологичность или неэкологичность туризма  определяется степенью и характером воздействия индустрии туризма на окружающую среду, то есть на атмосферу, водные ресурсы, почву, флору и фауну. Воздействие помимо чисто вещественного характера может быть также шумовым, электромагнитным, радиоактивным. Понятие экологичности также включает в себя конкретные меры по защите и восстановлению окружающей среды. Так как именно туристско-рекреационные ресурсы являются основным фактором успешного развития туризма, в целом отрицательное воздействие предприятий данной сферы значительно ниже, чем многих предприятий других отраслей. Из данной формулировки следует, что под экологичностью туризма следует понимать весь спектр взаимодействия данной индустрии и окружающей среды, в расширенном понимании.
     Прогнозирование ускоренного развития экологического туризма в мире связано с ухудшением экологической ситуации, которая  характеризуется разрушением экосистем и резким уменьшением биоразнообразия, деградацией почв, изменением климата, истощением природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, исчезновением или уменьшением особо охраняемых природных территорий и т.д. Деградация окружающей среды происходит все возрастающими темпами, что, в результате, негативно влияет на качество жизни населения планеты. Экологический туризм может стать серьезной альтернативой тому пути развития страны или региона, который ориентирован на усиление эксплуатации природных ресурсов.
     Первые  попытки выделения экологического туризма как особого вида были предложены в 1980 г. Экологический туризм, по мнению Г. Цебаллоса-Ласкурейна, мексиканского  ученого, предложившего данный термин, - это сочетание путешествия с  экологически чутким отношением к природе, позволяющим объединить радость  знакомства и изучение образцов флоры  и фауны с возможностью способствовать их защите.
     За  прошедшее время было предложено много определений данного вида туризма.
     Международное экотуристское общество рассматривает  экологический туризм, как «целенаправленные путешествия в природные территории с целью более глубокого понимания местной культуры и природной среды, которые не нарушают целостность экосистем, при этом делают охрану природных ресурсов выгодной для местных жителей».
     В свою очередь, Международный союз охраны природы под экологическим туризмом понимает «путешествие с ответственностью перед окружающей средой по относительно ненарушенным природным территориям с целью изучения и наслаждения природой и культурными достопримечательностями, которое содействует охране природы, оказывает «мягкое» воздействие на окружающую среду, обеспечивает активное социально-экономическое участие местных жителей и получение ими преимуществ от этой деятельности».
     Одно  из самых современных и расширенных  определений экологического туризма (Сергеева Т.К. Экологический туризм, 2004). Экотуризм - это посещение уникальных природных территорий, мало затронутых хозяйственной деятельностью, сохранивших традиционный уклад жизни местного населения; это повышение уровня экологической культуры всех участников туристского процесса и повышение жизненного уровня местного населения, соблюдение природоохранных норм и технологий при выполнении экологических туров и программ.
     На  наш взгляд, экологический туризм определяется как одна из разновидностей природного туризма, объединяющего  людей, путешествующих с научно-познавательными целями. Сферой интересов этих туристов является окружающая природная среда и, в частности, охрана окружающей природной среды. Особый интерес при данном виде туризма представляют охраняемые природные территории. Таким образом, экологический туризм определяется как строго специализированный вид досуга с ярко выраженными научно-познавательными целями.
     Данная  концепция представляет практический интерес с точки зрения перспектив развития рынка экологического туристского  продукта в России. Под данной дефиницией мы понимаем научно обоснованную и экологически ориентированную организацию туристской деятельности, включающую как создание охраняемых природных территорий, так и экологизацию уже имеющейся там туристской инфраструктуры, обеспечивающую минимальное воздействие на окружающую среду. Однако наряду с чисто научно-познавательными мотивациями посещения данных туристских объектов допускается и потребление экологического туристского продукта туристами и с чисто рекреационными, оздоровительными, спортивными и иными целями. Данный вид туризма является экологическим по своим целям, но в то же время экологичным по своему характеру. В конечном счете, данный способ организации туристской деятельности должен стать примером, опытной базой для последующей экологизации всей индустрии туризма, не ограничиваясь рамками охраняемых природных территорий.
     Прогрессивное развитие индустрии туризма возможно на стадии стабилизации экономических, политических, культурных отношений  между различными странами и народами. Это достигается по мере роста  международной торговли, формирования внутренних и внешних рынков, развития инфраструктуры гостеприимства и транспорта, при наличии договоров и соглашений на уровне государств, регионов, предприятий и фирм, непосредственно вовлечённых в сферу туризма или ориентированных на неё, а также при определённом уровне научной организации туристской деятельности. Необходимыми условиями успешного роста индустрии туризма являются также гарантии сохранения состояния стабильности в будущем. Сегодня успешное развитие туризма, как и общества в целом, не мыслится вне Концепции устойчивого развития, предложенной Всемирным Союзом Охраны Природы. Она формулируется следующим образом: «Устойчивым развитием называется процесс, в рамках которого развитие происходит без нанесения ущерба ресурсам и их истощения, что и делает развитие возможным. Это, как правило, достигается либо таким управлением ресурсами, при котором они возобновляются с той же скоростью, с какой они используются, либо переключением с медленно возобновляемых ресурсов на быстро возобновляемые. При таком подходе ресурсы могут быть использованы как будущим, так и настоящим поколениями».
     Усилиями  специалистов Всемирной туристской организации данная концепция получила дальнейшее развитие в сфере туризма. Устойчивое развитие туризма предполагает его планирование и управление, которые  обеспечивают защиту природной и  культурной среды, улучшение качества жизни местного населения, обеспечение  туристам условий пребывания, соответствующих  высоким международным стандартам. Данные задачи решаются на международном, национальном, региональном и местном уровнях управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Государственное  регулирование туризма
     2.1 Законодательство  о туризме в  России
     1) предмет законодательного регулирования.
     В теории права под предметом законодательного регулирования понимают процессы, явления  и отношения, отличающиеся: а)высокой  социальной значимостью их для общества, государства и гражданина; б)стабильностью; в)первично-нормативным регулированием; г)предопределенностью Конституцией; д)правомочностью субъекта законодательной  деятельности (Тихомиров Ю.А.).
     Конституция Российской Федерации не содержит в  своем тексте слова "туризм". Однако нельзя сказать, что Конституция РФ не касается этих вопросов. Она формирует и закрепляет отправные принципы правового регулирования, является базой всего законодательства в области туризма и представляет собой акт, обладающий высшей юридической силой.
     Согласно  статье 18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и  гражданина являются непосредственно  действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и  обеспечиваются правосудием. Какие  же права и свободы человека и  гражданина являются смыслом и содержанием  законодательства о туризме (туристской деятельности)?
     Глобальный  этический кодекс туризма (1999 года) впервые провозгласил, что "право  на туризм" имеет каждый человек  планеты Земля, а ее ресурсы принадлежат  всему человечеству. В соответствии с Кодексом "право на туризм" включает в себя:
- право  на создание более справедливого  и, отвечающего интересам всех  государств, нового международного  политического и экономического  порядка;  
- право на отдых и развлечения;

- право  на разумное ограничение рабочего  времени и предоставление оплачиваемых  отпусков;
- право  на свободу путешествий и передвижений;
- право  на безопасность, защиту и уважение  достоинства туристов;
- право  на сохранение культурной самобытности  наций и народностей Земли; 
- право  на неиспорченную естественную  культурную и человеческую окружающую  среду. 
Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" устанавливает  в преамбуле, что он регулирует отношения, возникающие при реализации права  на отдых, свободу передвижения и  иных прав при совершении путешествий.
     Действительно, право на отдых и право на свободу  передвижения являются основополагающими  правовыми категориями для всего  законодательства о туризме. Развитие туризма было бы невозможно без создания для граждан определенных социальных гарантий: сокращения рабочего времени  и установления в законодательстве ежегодных оплачиваемых отпусков (ст. 37). В то же время, право на отдых  посредством занятия туризмом, не может быть реализовано без конституционных  положений о свободе передвижения (ст. 27 Конституции): каждый имеет право  свободно передвигаться, выбирать место  пребывания и жительства, а также  свободно выезжать за пределы Российской Федерации, в том числе беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию (ст. 27 Конституции).  Интересно, что статья 41 Конституции СССР, в отличие от ст. 37 Конституции России, не только декларировала право граждан СССР на отдых, но и устанавливала, что данное право реализовывалось посредством расширением сети культурно-просветительных и оздоровительных учреждений, развитием массового спорта, физической культуры и туризма; созданием благоприятных возможностей для отдыха по месту жительства и других условий рационального использования свободного времени. Аналогичная норма содержится в статье 59 п. 1. п.п. d) действующей Конституции Португалии, которая провозглашает право граждан на отдых и досуг. В соответствии с п.2. п.п. d этой же статьи государство обязано систематически расширять сеть центров отдыха и проведения отпусков в сотрудничестве с общественными организациями.
     Вместе  с тем, "право на туризм" вытекает также из иных конституционных норм. В процессе совершения туристской поездки  граждане могут реализовывать свое право на охрану здоровья (ст. 41 Конституции), на участие в культурной жизни, пользование  учреждениями культуры, а также право  на доступ к культурным ценностям (ст. 44 Конституции). Неотъемлемым условием туризма является качество окружающей среды, а также достоверная информация об ее состоянии (ст. 42 Конституции). "Право  на туризм" не может быть обеспечено без гарантий статья 61 Конституции. Она определяет, что Российская Федерация  гарантирует своим гражданам  защиту и покровительство за ее пределами.
     Туризм  характеризуется значительным количеством  субъектов, осуществляющих туристскую деятельность, тем самым, удовлетворяющих  разнообразные и все возрастающие потребности туристов в путешествиях и отдыхе. Без таких организаций  и предпринимателей невозможно представить  себе существование современного туристского  рынка. Свободная экономическая  деятельность данных субъектов обеспечивается статьями 8 и 34 Конституции о праве  на предпринимательскую и иную экономическую  деятельность. Таким образом, феномен  туризма в правовой сфере состоит  в том, что его регулирование  осуществляется практически всеми  основными отраслями законодательства, причем специфика правового регулирования  отношений в сфере туризма  состоит в том, что норма права, регулирующая эти отношения, действует  не непосредственно, а через нормы  иных отраслей права (например, конституционного, административного, финансового, гражданского, земельного права и т.д.).
     2) понятие законодательства о туристской  деятельности (туризме) В Федеральном  законе "Об основах туристской  деятельности в Российской Федерации"  понятие "законодательство" используется  в широком смысле, т.е. оно включает  в себя как федеральные законы, так и иные правовые акты  органов государственной власти  Российской Федерации и органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации. 
     Закон о туристской деятельности рассматривает  законодательство о туристской деятельности как сферу совместного ведения  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации. В соответствии со ст. 2 Федерального закона "Об основах  туристской деятельности в Российской Федерации" законодательство Российской Федерации о туристской деятельности состоит из данного Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов  и иных нормативных правовых актов  Российской Федерации, а также законов  и иных нормативных правовых актов  субъектов Российской Федерации (ст. 2). Отсутствие "туризма" в статьях 71 и 72 Конституции Российской Федерации  толкуется некоторыми специалистами  как отнесение полномочий по регулированию  туризма к предмету исключительного  ведения субъектов Российской Федерации (ст. 73 Конституции).
     Вместе  с тем такой подход является упрощенным. В частности, Федеральный конституционный  закон "О Правительстве Российской Федерации", как уже указывалось  выше, относит туризм к социальной сфере, т.е. предмету совместного ведения  Центра и регионов (ст. 72 п.п. е) общие  вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта и ж) координация вопросов здравоохранения, социальная защита, включая социальное обеспечение.
     В то же время, в состав законодательства Российской Федерации о туристской деятельности не включен Гражданский  кодекс Российской Федерации. В отличие  от российского закона, Гражданский  Кодекс Казахстана, например, является составной частью законодательства Республики Казахстан о туристской деятельности (ст.2). И это абсолютно  правильно. Ведь, помимо посещений памятников истории и культуры, туристских поездок, туризм - это и т.н. "торговля услугами", которая включает в себя не только туробслуживание граждан-потребителей, но и связи турфирм между собой  и с поставщиками услуг[3]. Данные отношения опосредуются гражданско-правовыми  договорами, а поскольку гражданское  законодательство (в любом его  значении), в соответствии со ст. 71 п. о) Конституции России и ст. 3 ГК, есть сфера исключительного ведения  Российской Федерации, регулирование "торговли туруслугами" законами субъектов недопустимо. Этот пробел уже привел к серьезным противоречиям  ГК и туристского закона. В последнем, предметом договора между туристом и турфирмой является продажа  турпродукта ("имущественного права  на услуги"), а не оказание услуг  по туристическому обслуживанию.
     К настоящему моменту, субъектами России уже принято более 40 законов, регулирующих сферу туризма. Некоторые из них  носят название законов о туризме, другие - о туристской деятельности, в Законодательном собрании города Санкт-Петербурга во втором чтении рассмотрен проект Закона "О поддержке Санкт-Петербургом  развития туризма в Санкт-Петербурге". Учитывая то, что в федеральных  законах отсутствует четкое разграничение  сфер правового регулирования отношений  в области туризма между Российской Федерации и субъектами Российской Федерации федеральные законы и  иные федеральные нормативные правовые акты, а также большинство актов  субъектов Российской Федерации  создаются по одним и тем же канонам, хотя имеют очевидное изначальное  различие. Первые призваны заложить единые подходы, а вторые - особенности применительно  к конкретному населению и  территориям субъектов Российской Федерации.
     Обратимся к опыту разграничения предметов  ведения и полномочий в развитых в туристском отношении государствах мира.  

     2.2 Туристическое законодательство  зарубежных стран
     Опыт  различных стран показывает, что  успех развития туризма напрямую зависит от того, как на государственном  уровне воспринимается эта отрасль, насколько она пользуется государственной  поддержкой. Любое цивилизованное государство  для того, что бы получать от туриндустрии доходы в бюджет, должно вкладывать средства в исследование своих территорий для оценки туристического потенциала, подготовки программ развития турбизнеса, проектов необходимой инфраструктуры курортных регионов и туристических  центров, и в информационное обеспечение, и в рекламу. 
     Частнопредпринимательский сектор никогда не сможет покрыть  потребности в крупных инвестициях  для развития курортных, гостиничных  и иных туристских предприятий, как  и основных элементов туристской инфраструктуры и неспособен выполнять  отдельные функции Национальной Туристской Администрации. Во всех сильных  туристских державах есть такие организации, подчиненные, как правило, министерствам, которые занимаются разработкой  национальных программ развития туризма.  
     Специфика туризма связана с интернациональным  характером и широким спектром отношений, в которые приходится вступать лицам, так или иначе участвующим  в организации отдыха и путешествий. Разнообразие этих отношений порождает  определенную сложность правового  регулирования. 
     В любом государстве взаимоотношения  сторон "турист - турфирма", "турист - государство", "турфирма - государство", регулируются соответствующим законодательством. В зависимости от степени цивилизованности государства и при все большем приближении к понятию правового государства законодательство становится более детальным и полным. В оптимальном варианте должен быть охвачен каждый элемент взаимоотношений указанных сторон.
     Отметим, что сегодня сложилось несколько  подходов к организации модели государственного регулирования туризма. Так, в некоторых  странах с развитой рыночной экономикой государственное регулирование  упразднено и субъекты рынка осуществляют оперативное регулирование. В странах, где присутствует государственное  регулирование рынка туристических  услуг, реализуются две модели: либо созданы специальные органы государственной  власти, либо же регулирование осуществляется многопрофильными органами. Рассмотрим, как действует государство на примере нескольких стран.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.