На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Социально-психологический портрет сотрудника внутренних дел

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 06.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 34. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание
     Содержание 2
     Введение 3
     1. Теоретические подходы к изучению личности сотрудника ОВД 6
    1.1. Психологический аспект профессиональной деятельности сотрудников ОВД 6
    1.2. Социально-психологические качества сотрудника следственных органов 9
    1.3. Теоретические подходы к исследованию тревожности сотрудника ОВД 11
    1.4. Выводы 13
     2. Эмпирическое исследование социально-психологических особенностей личности сотрудника ОВД 14
    2.1. Цели, задачи, объект, предмет, гипотеза исследования 14
    2.2. Методики исследования 15
    2.2. Результаты исследования и их интерпретация 19
    2.3. Выводы 24
     Заключение 25
     Использованная литература 26
     Приложения 29
    Приложение 1. Шкала самооценки личностной тревожности Спилбергера-Ханина 29
    Приложение 2. Опросник К.Томаса «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях» 31 

     Введение
     Актуальность  проблемы
     Актуальность  темы данной работы связана с тем, что в настоящее время не удовлетворена полностью потребность в научно обоснованном психологическом сопровождении системы органов внутренних дел. Деятельность правоохранительных органов всегда находилась под пристальным вниманием общества. Особенно характерно это для сегодняшнего дня, когда стало очевидно, что эффективное продвижение общества вперед невозможно без серьезных качественных преобразований всей правоохранительной системы и в первую очередь субъектов ее деятельности.
     Сотрудники  органов внутренних дел находятся на переднем крае борьбы с преступностью. Правоохранительлая деятельность сотрудников ОВД отличается целым рядом специфических особенностей и предъявляет к личности разнообразный комплекс требований. Изучение личностных черт, важных для данного рода профессиональной деятельности будет способствовать развитиию профессионализма сотрудников ОВД, и тем самым обеспечивать эффективную профессиональную деятельность, которая, как правило, протекает в особых и экстремальных условиях.
     Психологические особенности труда работников органов внутренних дел, а также система личностных качеств, определяющая пригодность к данному виду профессиональной деятельности, в последние годы разрабатываются в отечественной юридической психологии (В.М.Богданов, В.Л.Васильев, В.В.Волков, Н.Л.Гранат, Е.П.Клубов, Д.Б.Котов, В.А.Носков, Ю.А.Шаранов, Т.П.Шиханцев и др.). Данные исследования направлены на оптимизацию профотбора и повышение продуктивности труда сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД).
     Цели, задачи, объект, предмет  исследования
     Целью настоящей работы является изучение зависимости выбора поведения в  конфликтных ситуациях от уровня личностной тревожности сотрудника ОВД.
     Объект  исследования - личность сотрудника ОВД.
     Предмет исследования: зависимость выбора поведения  в конфликтных ситуациях от уровня личностной тревожности сотрудника ОВД. 
     Гипотеза  исследования: выбор поведения в конфликтных ситуациях у сотрудников ОВД зависит от уровня личностной тревожности.
     Задачи  исследования:
     1. Рассмотреть теоретические подходы к изучению личности сотрудника ОВД.
     2. С помощью соответствующей методики  определить уровень личностной тревожности сотрудников ОВД.
     2. С помощью соответствующей методики  определить выбор ОВД стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
     3. Исследовать зависимость личностной  тревожности сотрудкника ОВД и типа поведения в конфликтных ситуациях.
     Обследуемая группа
     В исследовании приняло участие 30 работников следственных органов г.Ярославля, мужчины в возрасте от 26 до 48 лет, русские.
     66,7% военнослужащих на момент обследования имели стаж работы в органах внутренних дел менее 5 лет. 33,3% имели стаж работы в органах более 5 лет. 26,6% (8 чел.) - руководители среднего звена, 73,4% (22 чел.) - рядовые работники.
     Методики  исследования
    Методика  определения личностной тревожности
     Для определения личностной тревожности  нами использовался тест Спилбергера-Ханина («Шкала самооценки» Ч.Д.Спилбергера, Ю.Л.Ханина).
     Данный  тест является надежным и информативным  способом самооценки уровня тревожности  в данный момент (реак 
тивная тревожность как состояние) и личностной тревожности 
(как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч.Д.Спилбергером (США) и адаптирован Ю.Л. Ханиным.

    Методика  определения выбора поведения в конфликтных ситуациях
       Для определения типа поведения  в конфликтных ситуациях нами  был использован тест К. Томаса «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях». В нашей стране тест адаптирован Н.В. Гришиной для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению.
     Объём и структура работы
     Работа  состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Работа содержит 2 таблицы и 3 диаграммы.
     1. Теоретические  подходы к изучению  личности сотрудника  ОВД

      1.1. Психологический  аспект профессиональной  деятельности сотрудников  ОВД

     Вопрос  о том, что собой представляет психологический подход к изучению профессиональной деятельности, вызывает многочисленные разногласия.   Так,   по   мнению   С.Л.   Рубинштейна,   психологическое исследование деятельности человека включает в себя изучение функций и процессов в связи с его межличностными свойствами [10]. Несколько раздвигает границы этого понимания Т.И. Артемьева, считая, что выявить психологический аспект в деятельности означает не что иное, как проанализировать те психические процессы и ту психологическую деятельность, которые служат необходимым условием выполнения как практической, так и теоретической деятельности. По сути дела, это означает анализ процессов, состояний и свойств, регулирующих деятельность в широком смысле слова, при помощи которых субъект приходит к решению актуальных жизненных задач [8].
     А.Н.Леонтьев считает, что различать конкретные веды деятельности между собой можно по какому угодно признаку: «По их форме, по способам их осуществления, по их эмоциональной напряженности, по их временной и пространственной характеристике, по их физиологическим механизмам и т.д. Однако главное, что отличает одну деятельность от другой, указывал автор, состоит в различии их предметов» [20]. Именно различная предметная направленность является важнейшей характеристикой деятельности, поэтому попытки определить содержание деятельности «вообще» часто оказываются неэвристичными.
     «Объектом психологии юридического труда,- по мнению В.Л.Васильева,- является человек как субъект правоохранительной деятельности и правоотношений» [10]. Основная задача данной отрасли психологии состоит в повышении эффективности правоохранительной деятельности отдельных сотрудников, подразделений и коллективов, в целом правоохранительной системы государства. Решение этой задачи предполагает        разработку        методологических,         теоретических, практических исследований в области изучения психологического пространства правоохранительнрой деятельности.
     В.Л.Васильев [10] отождествляет понятия «правоохранительная деятельность» и «юридическая деятельность», считая, что эта деятельность в первую очередь связана с нормами права. Профессиональная юридическая деятельность - деятельность государственная. Государство ставит перед правоохранительными органами определенные цели и задачи, направленные на ликвидацию преступности в стране. В целом юридическая деятельность представляет собой требующий большого напряжения, терпения, добросовестности, знаний и высокой ответственности труд, основанный на строжайшем соблюдении норм закона». Автор выделяет целый ряд черт, которые отгтичают эту профессиональную деятельность от других профессий:
     - чрезвычайное разнообразие решаемых задач в правовом пространстве;
     - полная       детерминированность       деятельности       нормами законодательства;
     - правовое регулирование коммуникативной  стороны деятельности;
     - высокая эмоциональная напряженность  труда, связанная с необходимостью  подавления отрицательных эмоций;
     - творческий аспект труда.
     Как отмечает В.Л.Васильев [10], профессиональная юридическая деятельность отличается сложностью и многогранностью, однако, в той или иной степени в ней можно выделить следующие стороны:
     - поисковая (познавательная) - сбор исходной информации для решения профессиональных задач;
     - коммуникативная - общение с людьми для решения      профессиональных      задач;
     - удостоверительная - преобразование полученной информации в специально предусмотренные законом формы (протоколы, постановления и т.д.);
     - организационная - организацин собственной работы и совместной рабсиы с другими должностными лицами, правоохранительными органами;
     - реконструктивная (конструкционная) - переработка всей информации и принятие решения на основе норм законодательства;
     - социальная - осуществление профилактических и. коррекционных мероприятий на определенном участке.
     В каждой из указанных выше сторон реализуются  соответствующие личностные качества специалиста, обеспечивая успешность его профессиональной деятельности. Поэтому, по мнению В.Л.Васильева [10], основная    задача    психологии    юридического    труда   заключается    в выявлении рациональных соотношений между личностью юриста и требованиями     выше     перечисленных    сторон         профессиональной деятельности.
     Более широко к описанию правоохранительной деятельности и ее психологической  составляющей подходит Ю.А.Шаранов. В своей монографии «Психология деятельности служебного коллектива органов внутренних дел» [31] он указывает на необходимость системного описания правоохранительной деятельности на морфологическом (состав, структура, субъектные, объектные, средовые. предметные и другие характеристики), аксиологическом (ценностные, потребиостные, мотивационные, целевые, оценочные и т.п. характеристики), праксиологическом (пространетвенио-временные, ресурсные, исполнительские и др. характеристики), онтологическом (сущностные качественные и количественные индивидуальные и социальные характеристики) уровнях. Также автор подчеркивает важность разработки как структурно-функционального, так и динамического подхода к изучению правоохранительной деятельности.
     Эти научные принципы Ю.А. Шаранов [31] реализует при изучении правоохранительной деятельности коллектива городского (районного) отдела (управления) внутренних дел. Протекание правоохранительной деятельности на всех уровнях происходит в психологическом пространстве, поэтому, по мнению автора, психологический анализ профессиональной деятельности сотрудников ОВД должен охватывать все три уровни.
     Помимо  выше описанных исследований правоохранительной деятельности можно выделить целый ряд исследований другого порядка. За более чем семидесятилетнюю историю накоплен огромный массив теоретических и эмпирических данных о генезисе, структуре и специфике функционирования отечественной правоохранительной системы.
     Таким образом, в настоящее время накоплен определенный массив научных данных по психологическому изучению профессиональной деятельности сотрудников ОВД. Однако, за пределами научных исследований остается целый ряд проблем, изучение которых могло бы положительно сказаться на решении практических вопросов в области повышения эффективности и качества юридического труда, в частности изучение социально-психологического портрета работника следственных органов.

      1.2. Социально-психологические  качества сотрудника  следственных органов

     Традиционно выделяют следующие специфические психологические качества работника следственных органов:
     - принципиальность;
     - высокое чувство ответственности;
     - концентрация и распределение внимания;
     - эмоциональная устойчивость;
     - наблюдательность;
     - смелость;
     - хорошая память;
     - логическое мышление.
     Кроме того, в связи со спецификой условий  деятельности, выделяются: такие качества как:
     - сензитивность – повышенная нервно-психическая чувствительность к различным факторам внешнего воздействия;
     - эмоциональная устойчивость; пониженный уровень тревожности, т.е. умеренная эмоциональная возбудимость в экстремальных ситуациях;
     - резистентность, т.е. сопротивляемость различным психотравмируюшим условиям;
     - толерантность – привыкание или устойчивость к нервно-психическим перенапряжениям.
     Важнейшими  качествами следователя, которые имеют  первостепенное значение при расследовании уголовных дел, являются его волевые, коммуникативные и, главное, интеллектуальные качества [12]. Следователь должен обладать тонкой наблюдательностью, высочайшим чувством долга, а также соответствующей нравственной и социальной позициями. Его деятельность должна постоянно подчиняться процессуальному закону, а не его предвзятости и подозрительности. Следователь должен также иметь такие качества характера, как хладнокровие, т.к. его профессиональная деятельность протекает в эмоционально экстремальных ситуациях [12]. Он никогда не должен пользоваться лозунгом, что отсутствие у человека судимости — это не заслуга самого человека, а недоработка следователя.

      1.3. Теоретические подходы  к исследованию  тревожности сотрудника  ОВД

     Понятие тревожности занимает важное место  в психологии с тех пор, 
как 3. Фрейд впервые подчеркнул ее роль при неврозах. Традиционно тревожностью называют склонность человека к переживанию тревоги, т,е, отрицательному эмоциональному переживанию, связанному с предчувствием реальной или мнимой опасности. Тревожность в отличие от страха не имеет объекта. Ее объект представляет собой отрицание любого объекта. Единственный объект - угроза, а не источник угрозы.

     Основными психологическими показателями, отличающими тревожность от других состояний, выступает оценка ситуации как содержащей опасность и осознание возможности неуспеха. От других эмоциональных состояний тревожность отличает субъективная оценка ситуации, содержащей опасность, предвосхищение неуспеха в значимой для индивида деятельности [21]. Она является одним го основных показателей индивидуальных различий и субъективным проявлением неблагополучия взаимодействия личности с окружающей средой. Состояние тревоги выступает первой эмоциональной ситуативной реакцией на различные стрессоры и потому является неотъемлемой частью эмоциональных переживаний участника любой значимой для субъекта деятельности.
     Существует большое количество различных теорий, школ, взглядов на феномен тревожности, что свидетельствует об отсутствии единого представления о сущности этого явления. Исходя из имеющихся определений феномена тревожности, можно понимать тревожность сотрудников ОВД как склонность к переживанию  
эмоционального дискомфорта, обусловленного субъективно преувеличенной опасностью в ситуациях профессиональной деятельности, реально не угрожающих благополучию субъекта.

     Причины возникновения тревожности также  трактуются по-разному. 
Так, З.Фрейд [21] причину возникновения тревожности видит в противодействии Оно, Эго и Супер-эго; А.Адлер в комплексе неполноценности, противостоящему стремлению к совершенству; К.Хорни в несовместимости потребностей, одновременно побуждающих субъекта стремиться к другим людям, проявлять агрессивность по отношению к ним и быть от них независимыми; Э. Эриксон - в психосоциальных кризисах, возникающих в процессе формирования идентификации личности. По мнению Р.Лазаруса [21], тревожность возникает тогда, когда когнитивные системы затрудняют для личности полноценные отношения с внешним миром под воздействием стресс-факторов.

     Главным звеном в возникновении состояния тревожности до взглядам Ч.Спилбергера, является когнитивная оценка опасности, а когнитивная переоценка определяет интенсивность состояния и его устойчивость во времени. Источником тревожности могут быть стрессовые воздействия, фрустрация. Это психическое состояние, которое вы зывается возможными или вероятными неприятностями, неожиданностью, изменениями в привычной обстановке и деятельности, задержкой приятного, желаемого. Одним из главных причин устойчивой тревожности является внутриличностный конфликт, порождающий противоречивые мотивационные тенденции и неудовлетворение ведущих социальных потребностей [21].
     Тревожность как свойство личности формируется  в онтогенезе. Повышенная тревожность, по мнению А.М.Прихожан, Е.В.Новиковой [21], распространяется обычно на сферы связанные с ведущими видами деятельности. Причиной возникновения тревожности может являться внутренний конфликт человека, противоречивость его стремлений.
     Существуют  различные подходы к классификации  видов тревожности. Чаще всего тревожность рассматривают как черту, свойство личности - личностная тревожность, и как вызванную различными ситуациями - ситуативная тревожность [21].
     Личностная  тревожность по Ч.Спилбергеру является предрасположенностью субъекта эмоционально реагировать в ситуациях даже с незначительной опасностью. Взаимотношение ситуативной и личностной тревожности неоднозначно. Первичной считают ситуативную тревожность, поскольку жизненный опыт человека, фиксирующий частоту и интенсивность испытываемых состояний тревоги, непосредственно влияет на формирование личностной тревожности [33].
     Особое  значение при изучении феномена тревожности  имеет степень ее 
выраженности у субъекта. К.Хорни говорит, что интенсивность тревожности пропорциональна особому смыслу, который для данного человека имеет данная ситуация, т.е. чем более значима для субъекта ситуация иди вид какой-либо деятельности, тем выше у него будет уровень ситуативной тревожности.

     У субъекта, имеющего высокий уровень  личностной 
тревожности, в ситуациях угрожающих самооценке ситуативная тревожность проявляется заметнее, чем у субъектов с более низким уровнем личностной тревожности. Таким образом, чем выше уровень личностной тревожности, тем шире круг ситуаций, которые могут переживаться как угрожающие и вызывать ситуативную тревожность.

     Определенный  уровень тревожности свойственен  любому человеку и является необходимым  ему для нормальной адаптации  в окружающей социальной и предметной среде [21]. Отсутствие тревожности затрудняет нормальное общение с окружающими и препятствует формированию социально адекватного поведения.

      1.4. Выводы

     1. Исходя из имеющихся определений феномена тревожности, можно понимать тревожность сотрудников ОВД как склонность к переживанию  
эмоционального дискомфорта, обусловленного субъективно преувеличенной опасностью в ситуациях профессиональной деятельности, реально не угрожающих благополучию субъекта.

     2. Тревожность как свойство личности формируется в онтогенезе. Повышенная тревожность распространяется обычно на сферы связанные с ведущими видами деятельности. Причиной возникновения тревожности может являться внутренний конфликт человека, противоречивость его стремлений.
     3. Особое значение при изучении феномена тревожности имеет степень ее выраженности у субъекта. Интенсивность тревожности пропорциональна особому смыслу, который для данного человека имеет данная ситуация, т.е. чем более значима для субъекта ситуация иди вид какой-либо деятельности, тем выше у него будет уровень ситуативной тревожности.

     2. Эмпирическое  исследование социально-психологических  особенностей личности  сотрудника ОВД

      2.1. Цели, задачи, объект, предмет, гипотеза  исследования 

     Целью настоящей работы является изучение зависимости выбора поведения в  конфликтных ситуациях от уровня личностной тревожности сотрудника ОВД.
     Объект  исследования - личность сотрудника ОВД.
     Предмет исследования: зависимость выбора поведения  в конфликтных ситуациях от уровня личностной тревожности ОВД. 
     Гипотеза  исследования: выбор поведения в конфликтных ситуациях у сотрудников ОВД зависит от уровня личностной тревожности.
     Задачи  исследования:
     1. Рассмотреть теоретические подходы к изучению личности сотрудника ОВД.
     2. С помощью соответствующей методики  определить уровень личностной тревожности сотрудников ОВД.
     2. С помощью соответствующей методики  определить выбор ОВД стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
     3. Исследовать зависимость личностной  тревожности сотрудкника ОВД и типа поведения в конфликтных ситуациях.
     Обследуемая группа
     В исследовании приняло участие 30 работников следственных органов г.Ярославля, мужчины в возрасте от 26 до 48 лет, русские.
     66,7% военнослужащих на момент обследования имели стаж работы в органах внутренних дел менее 5 лет. 33,3% имели стаж работы в органах более 5 лет. 26,6% (8 чел.) - руководители среднего звена, 73,4% (22 чел.) - рядовые работники.

      2.2. Методики исследования

       2.2.1. Методика  определения личностной  тревожности

     Для определения личностной тревожности  нами использовался тест Спилбергера-Ханина («Шкала самооценки» Ч.Д.Спилбергера, Ю.Л.Ханина).
     Данный  тест является надежным и информативным  способом самооценки уровня тревожности  в данный момент (реак- 
тивная тревожность как состояние) и личностной тревожности 
(как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч.Д.Спилбергером (США) и адаптирован Ю.Л. Ханиным [33].

     Личностная  тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, 
реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями.

     Но  тревожность не является изначальной  негативной чертой. Определенный уровень  тревожности - естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует 
оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги» [33].

     Шкала самооценки состоит из двух частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1—20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21—40) тревожность. При интерпретации результаты можно оценивать так [33]:
     - до 30 - низкая тревожность;
     - 31- 45 - умеренная тревожность;
     - 46 и более - высокая тревожность
     Бланк теста и формулы для расчета  показателей РТ и ЛТ приводится в  Приложении 1.

       2.2.2. Методика определения выбора поведения в конфликтных ситуациях

       Для опрделения типа поведения в конфликтных ситуациях нами был использован тест К. Томаса «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях». В нашей стране тест адаптирован Н.В. Гришиной для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению [35].
     В своем подходе к изучению конфликтных  явлений К. Томас делал акцент на изменении традиционного отношения  к конфликтам. 
Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался 
термин «разрешение конфликтов», он подчеркивал, что этот термин 
подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать или элиминировать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, 
было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди 
работают в полной гармонии. Однако в последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому 
аспекту исследования конфликтов. Оно было вызвано, по мнению 
К. Томаса, по меньшей мере, двумя обстоятельствами: осознанием 
тщетности усилий по полной элиминации конфликтов, увеличением числа исследований, указывающих на позитивные функции конфликтов. Отсюда, по мысли автора, ударение должно быть перенесено с элиминирования конфликтов на управление ими.

     В соответствии с этим К. Томас считает  нужным сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы 
поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие 
из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение [33].

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.