На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Концепция современной промышленной политики РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 06.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


(МИИТ) 

Поволжский Филиал 

Факультет: Информатизация, экономика и управление 

Кафедра: «Экономическая теория» 

КУРСОВАЯ РАБОТА 

По дисциплине 

«Государственное  регулирование экономики» 

На тему 

«Концепция современной  промышленной политики РФ» 

2010г. 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ, ЕЁ ИНСТРУМЕНТЫ 

1.1 Бюджетная политика 

1.2 Налоговая политика 

1.3 Денежно-кредитная  и финансовая политика 

1.4 Институциональная  политика 

1.5 Внешнеэкономическая  политика 

1.6 Инвестиционная  и инновационная политика 

ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ  ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ 

2.1 Этапы разработки  промышленной политики 

2.2 Перспективы развития  технологической специализации  промышленности 

2.3 Разработка региональной  промышленной политики 

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В  РОССИИ 

3.1 Роль государства  в формировании экономической  и промышленной политики России 

3.2 Принципы формирования  промышленной политики: отечественная  и мировая практика 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

СПИСОК ЛИТЕРАТРУРЫ 
 

ВВЕДЕНИЕ 

С конца 80-х – начала 90-х годов наша страна, в очередной  раз круто развернувшись в  истории своего развития на 180 градусов, взяла курс на рыночные преобразования, провозгласив главным приоритетом  построение “цивилизованного” рынка. Применяя опыт развитых капиталистических  стран, правительство взяло на вооружение либеральную модель рынка, сделав ставку на эффективность и саморегулируемость рыночных механизмов.[1]  

В надежде на то, что  “невидимая рука рынка” вполне способна провести структурные преобразования и вывести российскую экономику  на новый более качественный этап развития, государством были приняты  меры по созданию института частной  собственности как основополагающей составляющей рынка и уменьшению влияния самого государства на взаимоотношения  субъектов в рамках рыночной экономики.  

Однако либерализация  процесса ценообразования в полной мере выявила все структурные  перекосы советского хозяйства, вылившись  в высокую инфляцию, бюджетный  дефицит, обнищание населения и  стагнацию производства. В этих условиях правительством был взят курс на финансовую стабилизацию. Но последующие всем известные события августа 1998г. благополучно похоронили “достижения” финансовой стабилизации и все взоры устремились  на реальный сектор для его всемерной  поддержки. Одним из основных условий  выхода из затяжного экономического кризиса, стабилизации и промышленного  роста было признано “оживление реального  сектора экономики и, в первую очередь, его важнейшего звена –  промышленности”.[2] 

Между тем ситуация в России такая, что существование  некоторых весьма важных отраслей промышленности может прекратиться в ближайшем  будущем, поскольку на данный момент они находятся вне конъюнктурных  интересов финансового капитала и не снабжаются столь необходимыми инвестициями и к тому моменту, когда  эти отрасли станут востребованными, их попросту уже не будет. А это  не приемлемо для экономического и социального развития нашей  страны в рамках мирового хозяйства. Поэтому именно в этой ситуации необходимо продуманное и эффективное государственное  регулирование структуры производства в долгосрочном плане. 

Таким образом, государству  необходимо взять под свою опеку  не только нормотворчество, но и определение, прогнозирование и реализацию механизмов развития и совершенствования структуры  общественного производства, разработать  совокупность мероприятий долговременного  характера, направленных на стратегическое регулирование экономических процессов  для развития приоритетных отраслей. Именно на решение этих задач и  направлен такой инструмент государственного воздействия на экономику, как промышленная политика. 

Актуальность темы данной курсовой работы обуславливается  тем, что в настоящее время  проблема разработки осмысленной промышленной политики в Российской Федерации  очень важна, так как именно от неё будет зависеть дальнейшее развитие страны. Это подтверждается дискуссией, в которой участвуют промышленная, научная, политическая общественность, федеральные промышленные министерства. Такое внимание к этому вопросу  обусловлено тем, что в десятилетний период экономических реформ в стране ставилась практически единственная задача финансовой стабилизации, как  условия массированного притока  в экономику России иностранного и частного капитала. Задач экономического роста, активной промышленной политики как таковых не ставилось. По крайней  мере, они являлись даже не второстепенными. В значительной степени перечисленные  проблемы в той или иной мере за прошедшее время решены. Однако ни Президент страны в своих официальных  выступлениях, ни бизнес, ни население  не могут быть удовлетворены темпами  и перспективами экономического роста.  

Ограничивая предмет  анализа и последующих предложений  промышленностью, промышленным развитием, промышленной политикой, необходимо иметь  в виду, что речь идет о сфере  национального производства материальных благ, материального продукта. Это  ограничение не противоречит проблеме исторической стадии постиндустриальной модернизации страны, поскольку информатизация промышленности, нарастание доли интеллектуальноемкого  продукта (интеллектуальной собственности) в структуре производства, модернизация промышленности входят в систему  целей и ценностей в предлагаемых подходах. Нет противоречия и с  миссией государственного управления, так как в неразрывном контексте  предлагаемого рассмотрения находятся  вопросы социальной и гуманитарной ответственности государства, вопросы  национальной безопасности, логика политического  выбора страны последнего десятилетия - рыночной экономики, вхождения страны в мировую экономику.  

Развитие рыночных отношений в России и ее регионах актуализировало проблему разработки и реализации обоснованной и тщательно  продуманной промышленной политики. В современных условиях региональная политика в сфере промышленности требует двухуровневого структурирования.[3] С одной стороны, это должна быть политика региональных властей, стержнем которой является деятельность, направленная на воспроизводство путем обеспечения  оптимального взаимодействия факторов - ресурсов в сфере промышленности на территории каждого конкретного  региона и на институциональное  обеспечение его преимуществ  по развитию приоритетных отраслей промышленности. Эффективная организация такой  деятельности способна относительно быстро стабилизировать ситуацию в промышленности по стране в целом.  

С другой стороны, это  должна быть политика федерального центра. Его роль состоит в создании таких  общероссийских макроэкономических институциональных  условий, которые бы способствовали развитию региональной инициативы по наращиванию промышленного потенциала. Другая задача федерального центра в  этом плане - стимулирование развития наиболее значимых для экономики  страны сфер промышленности. 

Целью данной работы является изучение сущности промышленной политики, её роли в развитии России на сегодняшний день. 

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: 

1. Изучить сущность  промышленной политики и её  инструменты.  

2. Рассмотреть концепцию  промышленной политики, этапы её  разработки. 

3. Изучить основные  направления реализации промышленной  политики в России. 

Предметом исследования в данной курсовой работе выступала  разработка и реализация промышленной политики в России. Объектом исследования - промышленная политика РФ.  

Курсовая работа состоит из введения, трех теоретических  глав, заключения и списка литературы. В первой главе дается общая характеристика промышленной политики, рассматриваются  её инструменты: бюджетная, налоговая, денежно-кредитная, институциональная, внешнеэкономическая, инвестиционная и инновационная политики. Во второй главе рассматриваются этапы  разработки промышленной политики, перспективы  развития технологической специализации  промышленности, региональная промышленная политика. В третьей главе анализируется  роль государства в формировании экономической и промышленной политики России, принципы формирования промышленной политики: отечественная и мировая  практика. 

Для написания данной курсовой работы использовались научные  и практические труды современных  отечественных и зарубежных экономистов: Артемов А., Брыкин А., Шумаев В., Бегарь В. В., Бозе Э., Васильев В.П., Винслав  Ю., Цветков В. и другие. 
 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ, ЕЁ ИНСТРУМЕНТЫ 

Согласно разработанной  Министерством экономики РФ Концепции  промышленной политики, промышленная политика представляет собой комплекс мер, осуществляемых государством в  целях повышения эффективности  и конкурентоспособности отечественной  промышленности и формирования её современной  структуры, способствующей достижению этих целей. Промышленная политика осуществляется в общем русле государственной экономической политики, направленной на структурные преобразования и рост общественного производства.  

Цели и приоритеты промышленной политики вырабатываются на основе стратегических ориентиров, задаваемых для производственной и  коммерческой деятельности хозяйствующих  субъектов рынка, а также для  социальной деятельности государства.  

Существует несколько  инструментов промышленной политики, среди которых наибольший интерес  для изучения представляют: бюджетная, налоговая, денежно-кредитная, институциональная, внешнеэкономическая и инвестиционная политика. Данные инструменты будут  подробно рассмотрены ниже. 

1.1 Бюджетная политика 

Бюджетная политика является одним из основных инструментов как промышленной политики, так и  экономической политики государства  в целом. Эффективность бюджетной  политики оценивается по результативности деятельности органов исполнительной власти в отношении основных направлений  бюджетной политики: сбора бюджетных  доходов и налоговых доходов  в частности; выполнения бюджетных  обязательств; управления бюджетным  дефицитом и государственным  долгом.  

Ясно, что состояние  государственных финансов оказывает  определяющее воздействие на реальную экономику как в части выполнения бюджетных обязательств, так и  в качестве стимулятора повышения  инвестиционной активности и переориентации финансовых потоков со спекулятивных  финансовых рынков в сферу материального  производства.  

Бюджетная политика определяет и регулирует доходную и  расходную части государственного федерального бюджета. Доходная часть  составляется на основе таких статей как налоговые поступления, неналоговые  доходы (доходы от приватизации, от управления госимуществом, от ВЭД), доходы целевых  бюджетных фондов.  

Инструменты бюджетной  политики в части расходов бюджета  следующие: финансирование сферы материального  производства, науки, социально-культурной сферы, финансирование ВЭД государства (госкредиты, уплата % и обслуживание внешнего долга, оказание безвозмездной  помощи участникам ВЭД, внешняя торговля государственных предприятий), централизованное финансирование общественных потребностей (оборона, госуправление, содержание правоохранительных органов), создание резервных федеральных  денежных фондов, обслуживание государственного внутреннего долга, инвестирование в развитие производственной базы, дотации, субсидии, финансирование приоритетных производственных и социально-экономических мероприятий.[4]  

1.2 Налоговая политика 

Налоги – основная статья доходной части бюджета. Однако их функция не ограничивается только фискальным характером. Для эффективной  реализации промышленной политики необходимо также учитывать стимулирующую  и распределительную функции  налогов. Поскольку сбор налогов  только в целях увеличения доходов  бюджета экономически не правилен –  необходимо, устанавливая различные  ставки налогов, порядок их взимания и льготы по ним, учитывать также  их влияние на развитие приоритетных отраслей, поддержку неконкурентоспособных, но социальнозначимых отраслей.  

Налоги оказывают  сильное влияние на структуру  и величину издержек предприятий, а  также на сумму остающейся у предприятий  чистой прибыли и, в конечном итоге, на величину инвестиций, идущих на развитие, перевооружение и поддержание конкурентоспособности  производимых товаров этих предприятий, а значит на конкурентоспособность  отраслей и страны в целом как  на внутреннем, так и на внешнем  рынке. Поэтому не стоит злоупотреблять фискальной частью налогов, а надо шире применять стимулирующую и распределительную  функции.  

Также в рамках налоговой  политики определяются основные субъекты налогообложения в производственной цепочке создания и продвижения  товара и, с помощью переноса основной налоговой нагрузки на то или иное её звено, государство имеет возможность  стимулировать или ограничивать их в соответствии с выбранными приоритетами промышленной политики. В инструментарий налоговой политики входит: установка  государством величины (ставки) налогов  и порядка налогообложения, определение  базы налогообложения и его субъектов, льготы по налогообложению, ускоренный порядок амортизации, налоговые  скидки и налоговые освобождения.  

1.3 Денежно-кредитная  и финансовая политика 

Важным направлением при реализации промышленной политики является регулирование со стороны  государства сферы денежного  обращения. Форму организации денежного  обращения в стране называют денежной системой, которая включает национальную валюту, масштаб цен, систему кредитных  и бумажных денег, институты денежной системы.  

Поскольку в современных  экономиках широко применяются не только деньги, но и их производные (в том  числе безналичный расчёт и заимствования), денежной системы в её чистом виде не существует и принято говорить о денежно-кредитной системе. Отсюда и происходит денежно-кредитная политика – инструмент общей экономической политики государства, направленный на оперативное воздействие последнего на денежно-кредитную систему.[5]  

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий, идёт не только на поощрение персонала, инвестиции, но и на накопление. А поскольку  эти накопления делаются с прицелом на долгосрочный период, они оказываются  временно незанятыми в производственном процессе. Учитывая же, что не у всех компаний есть в данный момент достаточное  денежное покрытие своего производства, то с их стороны наблюдается спрос  на свободные денежные средства. Таким  образом, наличие с одной стороны  временно свободных средств и  спроса на них с другой порождает  их перераспределение, т.е. финансовый рынок (финансовые отношения).  

А поскольку, как  хорошо известно, дополнительные денежные ресурсы нужны не только отдельным  предприятиям, но и государству, появляется необходимость в проведении финансовой политики – совокупности государственных  мероприятий, направленных на мобилизацию  финансовых ресурсов, их распределение  и использование. Основными государственными органами проведения данных политик  являются Центральный Банк РФ (денежно-кредитная  политика) и Министерство финансов РФ (финансовая политика).[6]  

Инструментами денежно-кредитной  политики являются: операции на открытом рынке (фондовом, валютном), регулирование  учётной ставки (в России – это  ставка рефинансирования), установление норм обязательных резервов коммерческих банков, контроль и ограничения по отдельным видам кредитов (кредит под залог, ипотечный кредит, потребительский  кредит и пр.). Инструменты финансовой политики – выпуск государственных  ценных бумаг для обеспечения  и обслуживание государственного долга, выдача ссуд на развитие производства, регулирование и контроль за финансовыми  рынками и финансовым обращением, оперативное управление государственными средствами.  

1.4 Институциональная  политика 

Важное значение для осуществления государством целенаправленной промышленной политики имеют институциональные и законодательно-правовые преобразования, направленные на совершенствование  отношений собственности, стимулирования перехода предприятий к современным  формам организации бизнеса, развитие конкуренции между субъектами рынка  и т.п. Институциональная политика подразумевает формирование соответствующей  рыночным принципам и задачам  промышленной политики правовой и организационной  среды, утверждение общего для всех хозяйствующих субъектов порядка, правил поведения.  

В ведение институциональной  политики входят реформирование предприятий  в соответствии с современной  структурой экономики, развитие и всесторонняя поддержка малого предпринимательства, формирование крупных конкурентоспособных  корпоративных и холдинговых  образований (в частности финансово-промышленных групп), проведение мероприятий по переходу госсобственности в частное владение (приватизация) или наоборот (национализация), законодательное формирование и  поддержка новых рыночных институтов. Арсенал институциональной политики состоит из таких инструментов, как: различные лицензии, нормативы, нормотворчество, формирование эффективных организационно-хозяйственных  структур, преобразование отношений  собственности, обеспечение рыночных процессов соответствующей правовой базой, разработка правовых основ создания, функционирования и ликвидации предприятий, в том числе через процедуру  банкротства.[7]  

1.5 Внешнеэкономическая  политика 

Так как Россия непосредственно  контактирует с другими государствами, у которых есть свои национальные интересы, то в этом плане мировой  рынок похож на национальный, только помимо уже известных субъектов  – домашних хозяйств и фирм, –  здесь появляются страны с их экономическими и политическими нуждами. Чтобы  не затеряться в чужых интересах  и нуждах и отстоять свои, государство  проводит в рамках общей промышленной политики внешнеэкономическую политику, которая направлена на регулирование  экономических отношений с другими  странами-участниками мирового рынка.  

Цель внешнеэкономической  политики – улучшение положения  страны в мировом хозяйстве, участие  в международном разделении труда, поддержание отечественных товаропроизводителей на мировых рынках и рынках других стран и их защита на внутреннем рынке. Главная стратегическая задача внешнеэкономической политики –  создание благоприятных внешнеэкономических  условий для расширенного воспроизводства  внутри страны.  

Государственное регулирование  внешнеэкономической деятельности охватывает сферу внешнеэкономического сотрудничества, сферу внешней торговли, валютную политику государства. Имеется  обширный набор инструментов внешнеэкономической  политики – это меры стимулирования экспортёров (кредитование экспорта, льготы, таможенные и налоговые освобождения экспорта, субсидирование, государственные  гарантии под экспортные поставки) , импортные или экспортные ограничения (таможенные тарифы, квоты, антидемпинговые  расследования, установление технологических  и экологических нормативов и  стандартов), меры по привлечению или  ограничению доступа иностранных  инвестиций в экономику страны, изменение  торговых пошлин, членство в международных  экономических организациях, создание особых таможенных режимов и преференций, таможенные союзы.  

1.6 Инвестиционная  и инновационная политика 

Инвестиции –  долгосрочные вложения капитала с целью  получения прибыли – являются необходимой составляющей эффективного развития любого предприятия и являются предпосылкой экономического роста  экономики страны в целом. Для  частных компаний источником инвестиций выступают собственные (прибыль, амортизационные  отчисления), заёмные (кредиты, ссуды) и  привлечённые (акции предприятия) средства.[8] Государственные же инвестиции финансируются  за счёт налоговых поступлений в  бюджет и бюджетные фонды, прибыли  государственных организаций, выпуска  внутренних и внешних займов.  

Инвестиции весьма непостоянная субстанция. Величина инвестиций постоянно колеблется. Поэтому проводимая государством инвестиционная политика должна быть направлена на обеспечение  гарантий стабильности инвестирования в национальную экономику. Основными  задачами инвестиционной политики являются наращивание научного и производственного  потенциала отечественной промышленности, решение социальных проблем общества, обеспечение равномерного развития народного хозяйства, регулирование  накоплений капитала по различным секторам экономики.  

Инновационная политика представляет собой разновидность  инвестиционной политики. Она нацелена на обеспечение государственного регулирования  процессов создания, ввода, эксплуатации и последующего выбытия новшеств в народном хозяйстве, т.е. регулирует проток инвестиционных ресурсов, направленный на разработку и создание технологических  новшеств, для поддержания прогрессивной  технологической базы отечественной  промышленности. 
 

ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ  ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ 

2.1 Этапы разработки  промышленной политики 

Исходя из маркетинговой  основы промышленной политики, можно  предположить следующие этапы ее разработки и проведения: 

1. Разработка товарной  специализации промышленности и  ее уточнение, рекомендуемое промышленному  комплексу к перспективному развитию, следование которым не только  создает условия эффективного  развития коммерческих структур, но и служит объектом государственной  поддержки. Эта информация позволит  оценить достигнутые и ожидаемые  экономические результаты производства  и обмена товарами, перспективы  развития рынков этих товаров  на краткосрочную и среднесрочную  перспективу, выработать государственную  стратегию развития промышленности. 

2. Формирование перспективной  группы товаров (товарных групп), производство которых может стать  эффективным при условии проведения  определенных мер поддержки (перспективной  товарной специализации). Эти группы  товаров разрабатываются для  принятия неотложных мер по  стимулированию выхода на соответствующие  товарные рынки; для выработки  долгосрочной стратегии развития  промышленности. 

Информация по этим группам товаров содержит предложения  по расширению выхода на товарные рынки. Она оформляется в виде перечня  прогрессивных товаров с указанием  для каждого из них возможных  рынков сбыта, их емкости и государственных  мер поддержки и стимулирования, выхода на них ожидаемых доходов  и пополнения бюджета. Анализ и обобщение  этой информации позволит сформировать перспективные направления промышленной политики и увязать их с инвестиционной программой.  

3. Формирование предложений  по развитию внутренних российских  рынков товаров производственного  и непроизводственного назначения. Эти предложения отражают индикативную  динамику внутреннего потребления  промышленной продукции производственного  и непроизводственного назначения, связанную с ростом покупательной  способности и оживлением воспроизводственных  процессов. Они разрабатываются  на основе отмеченной в п. 1 информации и прогнозов развития  внутренних товарных рынков. Потребность  в реализуемых на этом рынке  товарах в значительной степени  обеспечивается промышленностью  регионов. К этой группе относятся  товары массового потребления,  промышленные товары, потребляемые  предприятиями, и т.д. 

4. Развитие производств  товарной и технологической специализации  промышленности России. Промышленная  политика в развитии этих производств  может состоять в поиске путей  повышения качества товаров (услуг), снижения их издержек с целью  технического перевооружения предприятий,  применения отечественной и зарубежной  прогрессивной технологии (возможно, в смене совокупности базовых  технологий).  

Формирование этого  направления промышленной политики осуществляется путем разработки эффективных  технологических схем производства товаров на основе передовых технологий, проработки бизнес-планов и инвестиционных программ промышленных предприятий. Критериями оценки их эффективности могут служить  цены и качество аналогичной зарубежной продукции с учетом таможенной политики. 

5. Формирование государственной  инвестиционной программы развития  промышленности. В этой программе  определяются товарные направления  целевых инвестиций, соответствующие  товарной специализации промышленности, конкретные объекты инвестиций, размеры, источники и эффективность инвестиций. Инвестиционная программа является инструментом регулирования структурных сдвигов и вытекает из товарной и технологической специализации экономики. 

6. Развитие внешнеэкономических  связей. В этом разделе содержатся  анализ сложившихся товаров, их  оценка и разработка предложений  по товарной экспансии промышленности  России, приводится перечень регионов  и стран для вывоза и ввоза  товаров для эффективного товарообмена; формируется политика участия  России в международном разделении  труда. 

Чтобы выйти на мировые  рынки с российскими товарами в условиях экономической депрессии, необходимо создать государственный  механизм поддержки экспортеров. Для  этого следует развивать политику экономически выгодных взаимоотношений  с другими партнерами: странами СНГ, ближним и дальним зарубежьем. [9] 

2.2 Перспективы развития  технологической специализации  промышленности 

Для регулирования  структурных преобразований промышленного  производства на основе максимизации рыночных результатов и выработки  товарной специализации промышленного  комплекса необходимо провести: 

- маркетинговые исследования  для выявления потребности названных  выше рынков в товарах, определения  перспективных товаров российских  товаропроизводителей и возможностей  выхода на рынки с учетом  фактора времени; 

- оценку эффективности  производства и реализации планируемой  продукции промышленными предприятиями  России; 

- оптимизацию инвестиций  в производственно-технологическую  базу для выпуска выбранных  в результате маркетинговых исследований  товаров с учетом разумных  требований к эффективности производства  и ограничений на использование  природных ресурсов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.