На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Внешние эффекты в рыночной экономике и их государственное регулирование

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 06.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 32. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и  науки Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА»

Кафедра: « Экономическая теория»

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По дисциплине: Экономическая теория
На тему: Внешние  эффекты в рыночной экономике и их регулирование 
 

                                    Работу выполнил
                                    Студентка гр. Фзк-1в
                                         Проверил:  
 

Тольятти 2011г.  
 
 

Содержание 

Введение 
3
Глава 1.  Примеры внешних эффектов в рыночной экономике 
4
Глава 2 Факторы, обусловливающие необходимость государственного регулирования экономики 9
2.1. Недостатки рыночных взаимоотношений 9
2.2. Обоснования вмешательства государства  в рыночную среду 
11
Глава 3 Практика применения государственного регулирования внешних эффектов в рыночной экономике и его формы 13
3.1 Административные  методы регулирования внешних  эффектов 13
3.2. Экономические  методы 20
3.3. Взаимодействие  методов регулирования 
26
Заключение 
29
Список  литературы 31
 
 

Введение
     Государство играет важную роль в решении вопросов, связанных с внешними эффектами, нейтрализация которых не подвластна ценовому механизму рынка. Внешние  эффекты – это не отраженные в  рыночных ценах товаров и услуг  выгоды или издержки потребителей и фирм, не являющихся непосредственными участниками видов деятельности, приводящих к внешним эффектам. Выгоды или издержки, о которых идет речь, появляются, когда участники экономической системы принимают решения, не неся альтернативных затрат (издержек) в связи со своим выбором. Внешние эффекты могут быть отрицательными, если какая-либо производственная или потребительская деятельность приводит к возникновению издержек у лиц, не имеющих непосредственного отношения к данной деятельности (например, загрязнение окружающей среды и т.п.). Внешние эффекты могут быть положительными, если какая-либо производственная или потребительская деятельность приводит к возникновению определенных выгод (пользы) у лиц, не имеющих непосредственного отношения к данной деятельности (например, образование, наука, здравоохранение и т.п.).
     В данной работе рассмотрим роль государственного регулирования в рыночной экономике. В том числе, как с помощью политики налогов, штрафов, прямых запретов решаются проблемы отрицательных внешних эффектов (экстерналий), а использование дотаций, субсидий, бесплатного предоставления товаров и услуг государством расширяет использование ресурсов, производство и потребление благ в отраслях с положительными внешними эффектами, стимулируя при этом благосостояние общества. 
 

 

Глава 1. Примеры внешних эффектов в рыночной экономике. 

     В процессе функционирования рыночной системы возникают ситуации, которые порождают довольно важные проблемы справиться с решением которых сама система самостоятельно не способна (провалы рынка). Так называемые «внешние эффекты» (экстерналии) относятся к категории таких явлений.
     Внешние эффекты — это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называются внешними, так как касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц. Возникают они в результате как производства, так и потребления товаров и услуг.
     Отрицательные эффекты связаны с издержками, положительные  с выгодами для третьих лиц. Таким образом, внешние эффекты показывают разность между социальными издержками (выгодами) и частными издержками (выгодами)
     Классический пример отрицательного эффекта строительство плотины в верховьях реки. В этом случае, для живущих в нижнем течении реки ухудшаются условия ловли рыбы. Пример положительного внешнего эффекта: фермер проводит оросительный канал на свой земельный участок, вследствие чего качество соседних земельных участков улучшается без вложения капитала их владельцев.
     В сфере производства отрицательный внешний эффект возникает, когда происходит выброс дыма или иных загрязнений в воздух или ближайшие водоемы, осуществляемый, например, химическими заводами.
     Предприятие стоит на берегу водоема, куда и сбрасывает свои отходы. Наносимый при этом ущерб, включает потерю выгод, связанных с использованием воды в других целях. Чем больше загрязнен водоем, тем меньше выгоды от использования его для рыболовства, тем меньше его полезность для купания и отдыха. В результате издержки, связанные с потерей части чистой воды, несут третьи лица - предприниматели и потребители, напрямую не связанные с деятельностью фирмы, а сама фирма, производящая ремонт и очистку, и ее клиенты могут пользоваться водой бесплатно и не включают стоимость загрязнения воды в свои затраты. Это происходит потому, что никто не обладает правом собственности на воду, загрязняемую в процессе ремонта и очистки водного транспорта.
     Когда рынок не может регулировать такие  издержки, государство предпринимает  всевозможные шаги, чтобы побудить людей считаться с внешними издержками, которые в результате их неумышленных действий приходится нести другим людям. Например, местное правительство может установить определенные стандарты концентрации вредных веществ в промышленных отходах и начать взимать плату за каждый кубический метр загрязняющих веществ, попадающих в воду. Это обеспечит фирму необходимой информацией об издержках загрязнения, и она поднимет цены на свои услуги, выплатит компенсацию тем, кто несет внешние издержки, или предпримет шаги по снижению выбросов. Если предприятие продолжит превышать предельную норму концентрации вредных веществ, его могут подвергнуть штрафу, а управляющего - уголовному наказанию.
     Обычно  установка очистных сооружений для  соблюдения установленных стандартов требует значительных финансовых затрат. Без вмешательства государства ориентированные на минимизацию издержек предприятия, работающие в условиях рынка, не стали бы тратить деньги на эти дорогостоящие мероприятия. Необходимость соблюдения государственных стандартов приводит к увеличению издержек предприятий и снижает влияние отрицательных внешних эффектов.
     На  бытовом уровне примером отрицательного внешнего эффекта является так называемое вторичное курение, когда от курения одного человека страдают окружающие.
     Внешняя экономическая выгода также может быть неподвластна людям, принимающим решения. Предположим, районная поликлиника проводит профилактическую вакцинацию. Это приносит пользу не только людям, которым сделали прививку, но и другим жителям района, для которых снизится риск заболевания. Именно государство организует и финансирует подобные мероприятия, поскольку людям свойственно учитывать только те блага и выгоды, которые они получают непосредственно, а не в результате внешних эффектов.
     Примером  положительного внешнего эффекта может служить строительство плотины для ГЭС. Такая плотина дает возможность контролировать сток воды для живущих, ниже по течению реки, а также образует живописное водохранилище, привлекательное с точки зрения отдыха. Другой положительный пример внешнего эффекта - возможность получения отдельным человеком дополнительного образования. Применяя полученные знания, человек может повысить эффективность своего труда, от чего выиграет не только он сам, но и общество в целом.
     Положительный внешний эффект называют выгодой третьего лица, а отрицательный — издержками третьего лица.
     Деятельность  предприятия, порождающая отрицательный  внешний эффект, ведет к издержкам  третьего лица и в то же время  приносит определенные выгоды этому  предприятию. Например, собственник сталелитейного завода, не вкладывающий средства в очистное оборудование, экономит, на издержках производства стали. Это позволяет снизить цену на сталь и получить важное преимущество в конкурентной борьбе. В этом случае государство обязано защитить интересы третьих лиц за счет ограничения неоправданных преимуществ, сталелитейного завода. Оно должно принять закон об охране окружающей среды, на основе которого оштрафовать фирмы, допускающие отрицательные внешние эффекты, а полученные средства использовать для финансирования программ, направленных на решение экологических проблем.
     При этом у фирм, допускающих отрицательные внешние эффекты, появляется стимул вложить средства в очистные сооружения, чтобы избежать штрафных санкций. Одновременно или не зависимо от этого  государство может ввести дополнительный налог на прибыль предприятий, загрязняющих окружающую среду, и использовать полученные средства для очистки водоемов или, наоборот, выплачивать дотации производителям образовательных услуг или обучающимся либо и тем и другим, чтобы сделать образование более доступным для большинства граждан.
     Развитие  образования дает прекрасный пример достижения положительного внешнего эффекта. В обществе каждый его член выигрывает от того, что сограждане получают хорошее образование. Каждый из нас, принимая решение о получении образования, вряд ли задумывается о тех выгодах, которые получает общество в целом. Мы соотносим затраты, связанные с получением хорошего образования, и те выгоды, которые могут быть в результате этого получены. Отсюда инвестиции в человеческий капитал, как правило, ниже оптимальных для общества. Рыночное равновесие устанавливается в точке пересечения определенных частных выгод и определенных социальных издержек.
     Таким образом, отрицательный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки других.  
Положительный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим.

     При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается, в большем по сравнению с эффективным объеме,
     т. е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами.
     При наличии положительного внешнего эффекта, экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объеме,
     т. е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.
     Регулирование внешних для рынка эффектов берет  на себя государство. Большое значение для современной экономики имеет государственное регулирование внешних эффектов, связанных с экологическим аспектом производства.
     Ориентированная на спрос рыночная экономика в  течение столетий стимулировала  вовлечение все больших природных  ресурсов в хозяйственный оборот, что в конце концов поставило на грань выживания современное общество. Ухудшение экологической ситуации привело к тому, что появились специальные государственные регуляторы, призванные предотвратить негативные социальные последствия рыночной конкуренции. В этих условиях государственные лицензии на сброс отходов выступают объектом купли-продажи на рынке на основе спроса и предложения на них. Загрязнители, купившие такие лицензии, но сократившие на период их действия вредные выбросы, могут остаток по лицензии продать на рынке, а если они полностью освобождаются от сброса отходов, то они могут продать лицензию тем, кто не укладывается в разрешенные нормы выброса.
 

      Глава 2. Факторы, обусловливающие необходимость государственного регулирования экономики. 

       2.1 Недостатки рыночных взаимоотношений.
       В общем виде необходимо отметить: при  всех достоинствах рыночной модели остаются сферы общественных отношений, где  свободное действие рыночных сил  не обеспечивает равновесия.
       Свободный рынок не в состоянии гарантировать решение всех социальных и экономических проблем современного общества, поэтому в тех областях, где свободный рынок не может дать результата, необходимо экономическое вмешательство государства.
       В первую очередь с данных позиций  рассматриваются пределы, или изъяны, рынка.
       Изъяны  рынка (провалы рынка, неэффективность  рынка) – ситуация, при которой  свободное действие рыночных сил  не обеспечивает Парето-оптимального использования ресурсов.
       Изъяны  рынка возникают вследствие различных  причин, из которых выделяют проблему внешних эффектов, неполноты информации, наличия трансакционных издержек, неспособность производить общественные блага и др.
       Несовершенство  рыночной системы обусловлено тем, что она:
       1) не способствует сохранению невоспроизводимых  ресурсов;
       2) не имеет экономического механизма  защиты окружающей среды;
       3) не может регулировать использование  ресурсов, принадлежащих всему человечеству;
       4) не создает стимулов для производства  товаров и услуг коллективного  пользования (общественного транспорта, дорог, образования, обороны);
       5) не гарантирует права граждан  на труд и доход, не обеспечивает  перераспределения дохода;
       6) не обеспечивает фундаментальных  исследований в науке;
    7) подвержена нестабильному развитию  с наличием инфляционных процессов  и кризисов.
 

        2.2. Обоснования вмешательства государства  в рыночную среду.  

       Решение перечисленных задач лежит на государстве. Можно выделить ряд  причин, объективно обусловливающих  вмешательство государства в  рыночную экономику, а именно:
       1. Необходимость поддержания самой рыночной среды. Именно государство посредством правового регулирования обеспечивает установление и соблюдение «правил игры» основных экономических агентов, законодательно определяет и защищает права собственников, содействует сохранению конкурентных начал в экономике, пресекает формы недобросовестной конкуренции, регламентирует многие стороны экономической деятельности.
       2. Тенденция к монополизации, неизбежно  следующая из законов конкуренции,концентрации  и централизации капитала. Она  становится объектом антимонопольного регулирования – через законодательное ограничение и пресечение монопольной деятельности, поощрение конкуренции, содействие созданию новых предприятий, осуществление политики открытой экономики.
       3. Смягчение проблемы внешних эффектов  (экстерналий). Под внешними эффектами в экономической теории понимаются ситуации, когда издержки (или выгоды) рыночных частных сделок падают на третьих лиц, не являющихся непосредственными участниками этих сделок. Классическими примерами таковых являются многочисленные ситуации, связанные с загрязнением окружающей среды (отрицательные внешние эффекты), выгоды, получаемые обществом от роста уровня образования, здоровья, культуры людей (положительные внешние эффекты).
       4. Необходимость производства общественных благ, или общественных товаров. Результаты функционирования общественного сектора воплощаются в общественных благах (чистых, смешанных). К ним относятся: оборона, услуги государства по обеспечению законности, правовых основ хозяйственной деятельности, государственного управления, поддержание денежной системы, услуги образования, здравоохранения, культуры, поддержание единой энергосистемы, национальных сетей коммуникаций.
       5. Участие государства в решении  проблемы распределения доходов.  Рыночный механизм неспособен решать вопросы социальной справедливости, гарантировать определенный стандарт благосостояния в соответствии с требованиями современного демократического общества. Государство корректирует данную ситуацию с помощью налогов, трансфертов и других мер, обеспечивает равенство граждан перед законом, их личную и экономическую свободу.
       6. Существование и собственно макроэкономических  ситуаций, требующих государственного  регулирования. Это инфляционные  процессы, обеспечение нужным количеством  денег, фискальная политика (сокращение дефицита государственного бюджета), структурная политика и др.
        7. Усиление  интернационализации экономики  порождает еще одну макроэкономическую  заботу государства – равновесие  платежного баланса страны. Несбалансированность  внешнеэкономических связей (прежде всего дефицит платежного баланса) может создавать много неблагоприятных ситуаций, ухудшать состояние национальной экономики, усиливать ее зависимость от внешнего мира.
 

    Глава 3. Практика применения государственного регулирования внешних эффектов в рыночной экономике и его формы. 

    3.1 Административные методы регулирования внешних эффектов.
     Поскольку внешние эффекты существуют в  экономике длительное время, к решению  их проблем неизбежно привлекается государство. Выделают следующие формы государственного регулирования.
     Административные (административно-командные) методы, которые сводятся к прямым запретам или требованиям выполнения экономическими субъектами определенных действий. Государственные органы устанавливают уровни предельно допустимых концентраций ПДК вредных и токсичных веществ и облекают их в виде административных приказов.
     Возможно  также создание рынков прав на загрязнение. Проблема создания прав собственности - одна из важнейших сфер функционирования государства. Установление прав собственности особенно актуально там, где они ранее отсутствовали. Это даст возможность создать новые рынки и подключить под контролем государства рыночный механизм к реализации вопросов внешних эффектов.
     Отрицательные внешние эффекты зарождаются вследствие конкуренции между различными вариантами использования ресурсов в случае, если права собственности на каждый из этих вариантов еще не закреплены. При отрицательном внешнем эффекте дискуссионный вопрос состоит в следующем: имеют ли право продавцы и покупатели перекладывать издержки на третьих лиц? Имеют ли право производители сбрасывать отходы в реки без уплаты за приобретение такого права?
     Поскольку право собственности на реку не установлено, фирмы могут сбрасывать в нее  отходы бесплатно. Граждане, которым наносится ущерб в результате сброса отходов, претендуют на использование реки в альтернативных целях. Для интернализации внешнего эффекта нужно установить права собственности на ресурсы. Будучи установленными, эти права могут быть проданы. Правительство, принимая закон о гарантиях граждан на незагрязненную реку, тем самым запрещает сброс отходов.
     При положительном внешнем эффекте  права собственности тех, кто  приносит выгоду третьим лицам, не установлены. Экономические субъекты, доставляющие полезность третьим лицам, не имеют возможности получить за это плату, что приводит к недопроизводству товаров и услуг. При интернализации (трансформации внешних эффектов во внутренние) положительного внешнего эффекта принимаются меры для того, чтобы третьи лица платили тем, кто приносит им полезность.
     Государство, устанавливая определенный допустимый объем загрязнения, тем самым  определяет фиксированный объем  предложения прав на загрязнения. Рыночная цена определяется с учетом спроса на загрязнения. Экономические субъекты, для которых эта цена будет выше издержек на снижение либо ликвидацию вредных выбросов, очевидно, не купят такую лицензию, а будут осуществлять сравнительно дешевые меры.
     Эффект  предоставления рыночных лицензий на сброс отходов показан на рисунке 3.1.3 (выброс отходов в тоннах), на котором видно, что равновесие наступит тогда, когда предельные издержки, нацеленные на борьбу с загрязнением, сравняются для всех потенциальных источников загрязнения. Равновесная цена лицензии определится точкой пересечения кривых спроса и предложения (в нашем примере эта цена составляет 50 руб.). Если количество предоставленных лицензий будет соответствовать величине, определяемой точкой пересечения кривых спроса и предельных общественных издержек загрязнения, то будет достигнут оптимальный уровень загрязнения окружающей среды.
       

       Рис. 3.1.1.
     Такие методы характерны прежде всего для  централизованно управляемой экономики. Государственное регулирование  в тех условиях осуществляется в  формах доведения предприятиям директивных плановых заданий, централизованного распределения материально-технических, финансовых, кредитных и других ресурсов, жесткой регламентации деятельности предприятий, ограничивающих возможность принятия ими самостоятельных решений .
     Административные  методы используются и в рыночной экономике. Государственное регулирование рыночной экономики административными методами определяется необходимостью решения макроэкономических и социальных проблем в интересах всего общества. Непосредственное государственное управление рядом отраслей, объектов полностью или частично применяется по отношению к предприятиям или организациям , имеющим жизненно важное значение для экономики и общества, представляющим общественную опасность, нуждающимся в значительной государственной поддержке. Таковыми объектами являются военные, энергетические, заповедники, национальные музеи, природные парки, курорты, полезные ископаемые, водные ресурсы, ряд учреждений науки, образования, культуры, здравоохранения, а также организации, контролирующие и защищающие окружающую среду, выполняющие другие общегосударственные функции. Такие объекты обычно находятся в государственной или муниципальной собственности. Следует однако отметить , что в условиях рыночной экономики действие административных методов государственного воздействия резко сокращается, меняется их содержание и задачи, которые они решают .
     Административные  методы включают: финансовую поддержку  государства отдельным предприятиям, секторам экономики, проведение макроструктурных сдвигов с целью предупреждения структурных кризисов через разработку и научно-тенических, экологических и других государственных программ, финансирование социальной сферы и т.д. Финансовая поддержка из госбюджета осуществляется обычно в форме дотаций, субвенций , субсидий.
     Дотация - это денежные средства, выдаваемые в безвозвратном порядке из государственной  системы. Дотации из бюджета предоставляются  государственными предприятиям, организациям, учреждениям для сбалансирования  результатов хозяйственной деятельности. Например, дотации могут выдаваться для покрытия предприятием убытков, получаемых за счет продажи своей продукции по государственным ценам, которые не покрывают затрат предприятия.
     Другими словами, если на товар устанавливается  дотация, то это означает, что одна часть реальной цены оплачивается потребителем, а другая часть - государством. Таким образом, цена потребителя снижается.
     Дотации из бюджета могут выдаваться из средств  вышестоящих бюджетов, нижестоящим для их окончательного сбалансирования.
     В последнее время дотации вытесняются новым видом финансовой поддержки нижестоящих бюджетов - субвенциями. Субвенция - это фиксированный объем государственных средств, которые выделяются безвозмездно национально- государственным и административно-территориальным образованиям для финансирования целевых расходов из бюджетов.
     Субвенции подразделяются на текущие и инвестиционные. Право на получение текущих субвенций  имеют территории России, у которых  доли бюджетных расходов, необходимых для финансирования общегосударственных социальных расходов, превышают среднюю по России. Территории, бюджеты которых недостаточны для финансирования закрепленных за ними общегосударственных капитальных вложений, обладают правом на инвестиционные субвенции.
     Субсидия - особая форма связи - финансовой и  экономической- между отдельными звеньями бюджетной системы и служит в  основном для поддержания сбалансированности бюджета . В отличии от субвенций  субсидии не подлежат возврату в случае их не использования или использования не по назначению . Это дает возможность получателям субсидий осуществлять маневрирование полученными финансовыми ресурсами
     Административные  методы предполагают использование  мер по рационированию, лицензированию, квотированию, контролю над ценами, доходами, валютным курсом, учетным процентом и другим. Такие меры нередко имеют силу приказа.
     Данные методы предполагают также введение обязательных стандартов, за невыполнение которых государство принимает соответствующие санкции. Стандартами могут быть экологические, санитарные и другие обязательные нормы. В частности, в рыночной экономике прямое административное воздействие со стороны государственных органов выражается в запрещении коммерческой эксплуатации части невоспроизводимых национальных ресурсов , применение вредных технологий , производство товаров и услуг, несущих угрозу здоровью человека .
     Во  многих странах государство использует правовые и государственные рычаги с тем, чтобы заставить бизнес инвестировать капитал в восстановление природной среды, развитие проблем районов , ограничение роста перегруженных крупно-городских систем. Иными словами, государство берет на себя ответственность за обеспечение неотъемлемого права человека на жизнь в условиях окружающей среды , которое постоянно нарушалось как системой свободной конкуренции, так и рыночной экономикой в целом.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.