На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Рынок, его роль и условия существования. Структура и модели рынка

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 06.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Уральский государственный экономический  университет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

По дисциплине: «Экономическая теория» 

На тему: «Рынок, его роль и условия существования. Структура и модели рынка» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка 1 курса
гр. ЭПБ  – 09 Арм
Вожженникова  Ольга Александровна 
 
 
 
 
 
 
 
 

г. Екатеринбург
2010 г.
Содержание 
 

Введение…………………………………………………………………………3 

Глава 1 Причины возникновения рыночной экономики…………………….4 

Глава 2 Структура и функция рынка………………………………………….9 

Глава 3 Государственные вмешательства в рыночную экономику………..21 

Заключение……………………………………………………………………25 

Список  литературы…………………………………………………………..26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
    Рыночная  система прошла длительный процесс эволюции. Возникновение элементов рынка связано с появлением в рамках натурального хозяйства обмена, основанного на прибавочном продукте и общественном разделении труда. Простое и капиталистическое товарное производство экономисты определяют как этапы развития рынка. Развитое рыночное хозяйство характеризуется высоким уровнем технологии, смешанной формой собственности, экономической обоснованностью, свободой предпринимательства и вмешательством государства в экономику.
    Рыночное  хозяйство как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков и развитую инфраструктуру. Отдельные рынки связаны с обеспечением производства, а также материальным и денежным обращением. Инфраструктура включает ряд институтов, обеспечивающих бесперебойное и быстрое продвижение товаров и услуг. Современный рыночный механизм функционирует в условиях установления равновесия и стабильности посредством экономических средств государственного регулирования, связанных как с особенностями функционирования экономики на макроуровне (циклические колебания, экономический рост и др.), так и несовершенством рыночного механизма (дисконтная политика, эмиссия государственных обязательств и др.). 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1
    Причины возникновения рыночной экономики
    Разделение труда. Разделение труда означает дифференциацию производителей, их закрепление относительно определенных видов деятельности. Разделение труда возникло очень давно. Еще в первобытном обществе одни члены общины занимались одним родом деятельности, другие — другим. Все зависело от возможностей человека и условий производства. Один человек любил ловить рыбу, другому нравилась охота, третий отличался прилежанием в земледелии, четвертый занимался определенным ремеслом и т.д. Можно поэтому с достоверностью сказать, что в основе появления разделения труда лежали естественные и экономические факторы. Естественные факторы породили, например, половозрастное разделение труда: мужчина больше приспособлен к охоте, а женщина к земледелию, детям, наоборот, посильно было пасти скот.
    Естественное  разделение труда подготовило условия  для возникновения общественного  разделения труда. Так появились  пастушеские племена, затем отделилось ремесло от земледелия. В последующем  определилось в самостоятельный  род занятий ростовщичество. Общественное разделение труда по своему содержанию ассоциируется с экономическими факторами производства. Начинает давать о себе знать редкость ресурсов, их ограниченность.
    Ограниченность  экономических ресурсов — объективный  закон, заставляющий людей вести производство на основе определенных норм расходования природных благ и правил ведения экономики. Ограниченность ресурсов заставила людей уже на заре развития человеческой истории понять, что в основе эффективного выполнения любых работ лежит разделение труда, а стремление к преодолению ограниченности ресурсов приводило к постоянному углублению общественного разделения труда. На этой основе развивалась специализация производства, обусловившая появление обособленности производителей друг от друга.
    Обособленность  производителей — это независимое  от других ведение производства, это  хозяйствование за свой счет и на свой страх и риск. Специализация и  обособление производителей породили в экономике дилемму: с одной  стороны, экономика могла функционировать как единое, взаимосвязанное целое, а с другой — она как бы разрывалась, разъединялись на части. В известном смысле этот разрыв, данное обособление производств возвращались к своему изначальному производственному единству посредством развития обобществления производства. Но дифференциация производителей шла быстрее и многообразнее обобществления, что обусловило появление особой формы налаживания экономической связи между обособленными звеньями специализированного производства — обмена.
    Обмен. Обмен — это форма экономических связей между производителями. Первоначально он происходил в натуральной форме. В стремлении преодолеть ограниченность ресурсов и расширить производственные возможности люди специализировали производство, усиливая тем самым свою зависимость от других производителей, ибо удовлетворить свои расширяющиеся потребности они могли только потребляя блага, производимые другими производителями. Обмен послужил средством сведения разнообразных производств в единое целое. Можно даже сказать, что обмен создал экономику как единство народнохозяйственных структур и звеньев. Если бы не появился обмен, каждому человеку приходилось бы выполнять множество работ для удовлетворения своих запросов. Многие из них выполнялись бы неэффективно, с высокими издержками, при низком качестве труда. По мере того, как обмен начинал носить систематический характер и с учетом появления денег в качестве всеобщего эквивалента формировалось рыночное хозяйство. Продукты обмена приобретали форму товарных ценностей, а вечное опосредование человеческих отношений становилось объективным свойством рыночной экономики.
    Рынок в этом смысле можно рассматривать  как форму товарных экономических  отношений. Обмен продуктами труда, вещами через посредство денег становится правилом экономической жизни общества. Эта форма отношений в мире стала универсальной, всеми признанной, ибо она оказалась наиболее эффективной. Рынок и рыночная форма связей отнюдь не явились результатом чьей-либо мудрости, плодом творения отдельной личности или государства. Данная форма экономического сотрудничества возникла объективно, благодаря развитию разделения труда и обмену продуктами труда. Благодаря этой форме связей самые различные, казалось бы несовместимые продукты и роды деятельности оказались сопоставимыми, сводимыми в единый организм, имя которому — экономика.
    Рыночная  экономика не требует осознания  общественных целей, субъекты рынка  о них не думают, они ставят свои эгоистические цели и пытаются с  помощью рынка их реализовать. “Невидимая рука” рынка сводит эти эгоистические цели воедино, взаимоувязывает их, направляет к единой цели, отсекая все ненужное, побуждая к развитию прогрессивное. Иногда подобная увязка интересов завершается мирно. В иных случаях превращается в “войну всех против всех”, но всегда конечный результат налицо — максимизация потребительских благ при минимуме расходования ресурсов.
    Подводя итог сказанному, можно отметить, что  рынок представляет собою определенную форму организации хозяйственной  жизни общества, это совокупное единство товарного обращения и денежного обращения. Через посредство этих важнейших своих составляющих элементов рынок оказывает воздействие на общественное производство и весь воспроизводственный процесс.
    Субъекты  и объекты рынка. Рынок вырастает из обмена. Независимо оттого, осуществляется обмен в натуральной или товарной форме, он предполагает наличие двух контрагентов или субъектов обмена — продавцов и покупателей. Их взаимодействие между собою создают спрос и предложение. Развитие рынка означает одновременно развитие субъектов рынка — производителей и потребителей. Поэтому изучение рынка сопряжено с пониманием субъектов рынка, их поведением на нем.
    Рынок как процесс взаимодействия продавцов  и покупателей может возникнуть, существовать и развиваться при  наличии ряда существенных для него признаков.
    Первым  таковым признаком выступает свобода поведения на рынке продавцов и столь же свободные действия покупателей. Действия продавца (производителя) могут быть регламентированы ограниченностью ресурсов, но в таком случае у него должен быть свободным выбор рода деятельности. Все зависит от его умения найти “нишу” для приложения капитала и своих возможностей. Но производители не должны быть ограничены в своих действиях никакими юридическими актами. В свою очередь покупатели также не должны быть ограниченными в своем покупательском выборе товаров. Действия покупателей могут определяться только их предпочтениями и денежными возможностями.
    Вторым  признаком рынка является свободное колебание цен. На рынке не должно быть монополии. Достигается это за счет того, что там действует множество продавцов и множество покупателей. Это не позволяет им сговориться между собою и установить контроль над ценами. Если подобная ситуация все же появляется, государство должно предотвращать это посредством разработки и принятия системы антимонопольных мер.
    Наконец, третьим признаком рынка является ориентация на потребителя. В обществе должны создаваться те товары и услуги, которые нужны потребителям и поступать они к ним должны через рынок, через куплю-продажу. Ряд изделий и благ могут изготовляться для собственного потребления, но они не могут выступать в качестве товаров.
Названные три признака в своей совокупности образуют парадигму рынка.
В нашем  рассуждении в целях упрощения  восприятия проблемы и субъекты рынка были представлены в двух лицах — продавца и покупателя. В действительности на рынке действует множество субъектов продавца и множество субъектов покупателя. И продавцы, и покупатели делятся прежде всего на физические и юридические лица.
    Физическим  лицом рыночных отношений является любой человек, что-либо продающий или покупающий на рынке. В качестве юридических лиц выступают предприятия и организации, покупающие или продающие товары, и наделенные специальными правами выступать в качестве истцов или ответчиков в суде, арбитраже или третейском суде в случае возникновения конфликтных ситуаций. Юридическим лицом выступает также государство. С учетом сказанного можно констатировать, что субъектами рынка выступают граждане, предприятия, организации, фирмы, корпорации, совместные предприятия, государство, вступающие между собою в те или иные рыночные отношения.
    Кроме понятия субъектов рынка есть также понятие объектов — рыночных отношений. В качестве объектов рынка  выступают прежде всего товары, материальные блага и услуги, поступающие на рынок. Объектом рыночных отношений являются факторы производства — заводы, фабрики, земля (введенная в рыночный оборот), а также производственные ресурсы — полезные ископаемые, капитал, трудовые ресурсы и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2
    Структура и функции рынка
    Структура рынка. В современных условиях рынок представляет собою весьма сложный хозяйственный организм. Есть разные варианты определения структуры рынка. Так, в более ранние времена рынок ассоциировался со сферой товарообмена и было естественным дифференцировать его по объектам рыночных отношений. Выделялись рынки: средств производства, продовольственных товаров, сырьевой и т.д. Это было оправданным, ибо марксизм как господствующая идеология ряда стран отрицал рынок труда. В бывших социалистических странах практически не использовались ценные бумаги и т.д. Сейчас положение изменилось. Движение к рынку привело к формированию трех крупных звеньев рыночных отношений: 1) рынка труда, 2) товарного рынка, 3) рынка валюты и ценных бумаг. Такое деление вполне оправданно для характеристики структуры рынка.
    Переход к системе рыночных отношений  по-иному поставил проблему занятости  и безработицы. Долгое время считалось, что советский общественно-политический строй создает неограниченные возможности для обеспечения занятости населения, и задача состояла лишь в том, чтобы создать действенный механизм вовлечения работников в общественное производство. Принцип всеобщей обязательности труда создавал социальный климат для повсеместного, нужного и ненужного, включения населения в общественное производство. Переход к рынку обнажил острую проблему труда и занятости населения, потребовавшую для ее разрешения немедленное формирование бирж труда, принятия решительных экономических и социальных мер по регулированию безработицы. Ряды безработных быстро растут за счет ранее существовавшей скрытой безработицы, уволенных с предприятий из-за структурной перестройки, развития кризисных процессов и т.д. Вследствие этого рынок труда складывается как система сложных общественных отношений, в которой соединяются, взаимоувязываются и переплетаются интересы государства, работников, предприятий и предпринимателей.
    Существование рынка труда предполагает наличие  биржи труда, сложной системы  подготовки и переподготовки кадров. В зависимости от характера осуществления данного процесса различают два типа рынка труда: внешнего и внутреннего. Внешний — это обычный рынок профессий, он ориентирован на законченную профессиональную подготовку работников, дающую диплом или сертификат об образовании. Внутренний рынок труда ориентируется на движение кадров внутри предприятия или фирмы. Для внутреннего рынка характерна курсовая система подготовки кадров, она более экономна и рациональна с точки зрения руководства фирмы. Эта система очень нужна в случае возникающей необходимости переобучения рабочих профессий.
    Следующим структурным элементом рынка  выступает рынок товаров. Реализация товарных ценностей осуществляется в двух основных формах: в форме  оптовой и розничной торговли. Оптовая торговля — это продажа товаров крупными партиями. Розничная торговля связана с продажей товаров населению. Каждая из названных форм торговли подразделяется на свои виды. Так, оптовая торговля может осуществляться через посредство бирж и ярмарок. Развитие торговли по образцам вызвало к жизни товарные биржи. В отличие от бирж на ярмарках ведется торговля сезонными товарами, высокотехнологической продукцией, образцами новейшей техники. Ярмарки применяются также для розничной торговли.
    Розничная торговля имеет свои виды. Она производится через универсальные и специализированные магазины, посылочную торговлю, реализацию товаров посредством каталогов и заказов. У нас ныне розничная торговля осуществляется в трех основных формах: государственной, кооперативной и открытой рыночной. Кроме того, существует разветвленная сеть общественного питания.
    Товарное  обращение функционирует в единстве с денежным обращением. Развитие рынка  средств производства требует расширения границ коммерческой деятельности предприятия, что прямо ставит вопрос о движении ссудного фонда, формирования относительно самостоятельного рынка ценных бумаг.
    Рынок ценных бумаг предполагает движение облигаций и акций. Облигации  представляют собою долговые обязательства, выдаваемые государством на определенных условиях при выпуске внутреннего займа. Продажа облигаций является средством мобилизации доходов трудящихся на нужды народного хозяйства.
    Акции — это ценные бумаги, свидетельствующие  о вложении определенной суммы денег  в развитие предприятий, учреждений или организаций. Доход по акциям колеблется в зависимости от доходности производства. Курс акций находится в прямой зависимости от доходов предприятий и в обратной — от уровня банковского процента. В существующих ныне независимых государствах в достаточной мере отработан механизм продажи облигаций. Что же касается акций, то здесь сделаны первые шаги, хотя и весьма противоречивые из-за высокой инфляции. Развитие рынка ценных бумаг требует четкой работы фондовой биржи, осуществляющей движение названных ценных бумаг.
    Инфраструктура  рынка. Инфраструктура рынка представляет собою систему специализированных институтов и учреждений, обслуживающих рынок и обеспечивающих движение товаров, капиталов и рабочей силы. В нее включаются сеть банковских учреждений, товарные и фондовые биржи, биржи труда, страховые компании, информационно-коммерческие центры, аукционы, ярмарки и т.д.
    Ядром рыночной инфраструктуры выступает  банковская система. Она представляет собою мощную финансовую организацию, включающую ряд соподчиненных звеньев, осуществляющих финансовые операции в стране. В банковскую систему входит прежде всего государственный (национальный) банк, затем следуют коммерческие и ипотечные (осуществляют кредитование под залог недвижимости), инновационные и инвестиционные банки.
    Центральный (национальный) банк страны осуществляет эмиссию (выпуск) денежных знаков, регулирует денежное обращение, ведет кредитование коммерческих банков, выполняет расчетные  операции,
    Коммерческие  банки выполняют кредитование и  расчетные операции. Необходимые для этих целей денежные знаки отчасти получают от Центрального банка, а отчасти — через посредство аккумулирования у себя временно свободных денежных средств, имеющихся у частных лиц, учреждений, организаций, иностранных вкладчиков.
    В современных условиях банки все чаще выступают в роли инвесторов, вкладывая свои средства в ценные бумаги, преимущественно в облигации. Посредством этого они как бы кредитуют государство. Коммерческие банки предоставляют гражданам ссуды для приобретения товаров длительного пользования, строительства домов, дач и т.д. Коммерческие банки развивают трастовые (trust — доверие), или доверительные операции. В этой своей роли банки на доверительной основе, выполняя роль опекуна, распоряжаются имуществом физических и юридических лиц. Подобно Центральному, коммерческие банки выполняют множество кассово-расчетных операций для населения, предприятий и организации.
    Наряду  с банковской системой важным звеном рыночной инфраструктуры выступают  биржи. Речь идет о товарных, фондовых биржах и бирже труда. Биржа — это организованный оптовый рынок с аукционной куплей-продажей товаров, ценных бумаг и валюты. Предысторию бирж образует торговля. Развитие торговли по образцам вызвало к жизни товарные биржи. Первые биржи в мире появились еще в XV — XVI вв. Своей прародиной они имеют Италию, в частности, такие города, как Венеция, Генуя, Флоренция. Однако само слово “биржа” произошло из Нидерландов. Именно там, в г. Брюгге, очень известной в мире была вексельная торговля. На площади города, возле дома знатного менялы и маклера Ван дер Бурсе, где по соседству была гостиница и склады для товаров, собирались купцы из разных стран, но особой популярностью это место пользовалось у итальянцев. Герб на доме этого менялы был представлен в виде трех кошельков, а название кошелька на позднелатинском изречении — bursa. Место возле дома менялы по названию кошелька стало называться биржа. В последующем биржи быстро распространились в Голландии, Англии, Португалии, Испании. В Америке появились знаменитые Чикагская и Нью-йоркская биржи.
    В России первая официальная биржа  была открыта в Санкт-Петербурге в 1703 г., но до начала XIX в. она не была оживленной. К 1914 г. в России действовало 115 бирж, но в связи с первой мировой  войной многие биржи были закрыты, хотя “черные” биржи функционировали вплоть до октябрьской революции. Декретом СНК от 23 декабря 1917 г. биржи и всякие сделки с ценными бумагами были запрещены. В последующем в СССР биржи существовали в период 1921—1930 гг. Становление рыночных отношений в странах СНГ привело к возрождению бирж.
    Различают товарные, фондовые и валютные биржи. Товарные биржи могут быть специализированными (торгуют одним-двумя товарами) и  универсальными (продаются разнообразные  товары). Все зависит от сложившихся  в стране традиций. Кроме этого, биржи подразделяются на национальные и международные.
    На  фондовой бирже осуществляются операции с ценными бумагами. Сейчас в мире функционирует свыше 200 фондовых бирж, которые размещены в более  чем 60 странах. Что касается валютных бирж, они не получили достаточного распространения. Имеющиеся валютные биржи размещены в Германии и Франции. В большинстве государств валютные операции осуществляются на межбанковском валютном рынке.
    Функции рынка. Функции рынка многообразны. Рассмотрим важнейшие из них. К числу подобных следует отнести функцию регулирования общественного производства. Дело в том, что фирмы, корпорации могут определять ситуацию на рынке лишь посредством экспертных оценок. Фирма может проанализировать конъюнктуру рынка и на этой основе сделать прогноз своих действий. Но окончательная ситуация выяснится после поступления товаров на рынок. Устанавливаемое здесь соотношение спроса и предложения предопределит, какие товары и в каком объеме нужны потребителю, тем самым скорректируется производство относительно нужд и запросов покупателей материальных благ и услуг.
    Весьма  важна для экономики ценообразующая функция рынка. Цена говорит и производителю, и потребителю об очень многом. Они получают информацию об объеме и тенденциях развития спроса, об издержках и уровне рентабельности, о доходах населения и так далее и тому подобное. Только рынок дает окончательный ответ на вопрос об уровне цен на реализуемые товары и услуги.
    С ценообразующей тесно связана  информационная функция рынка. Она чрезвычайно важна и для продавца, и для покупателя. Эту информацию получают непосредственные субъекты рыночных отношений, позволяющие принимать тактические и стратегические действия на рынке товаров и услуг. Но информационная функция еще более важна потенциальным участникам рыночных отношений. Она выполняется товарными и фондовыми биржами, снабжая читателей оперативными сведениями об уровне цен, числе состоявшихся продаж и т.д.
    Следующей функцией рынка можно назвать  конкуренцию, а точнее — конкурентообразующую. Конкуренция — очень важный двигатель научного и технического прогресса, соперничества между производителями и предпринимателями. Важна здесь не фиксирующая сторона дела (она также имеет значение), а то, что рынок посредством своего механизма и выполняемых функций формирует конкурентную среду. Самым мощным оружием конкуренции выступают издержки и цены, а рынок в этом аспекте дает очень четкую и всеобъемлющую информацию. В этом плане вполне оправдан тезис о том, что рынок и конкуренция в известном смысле — синонимы, так как одно без другого не существует. Конкуренция принуждает производителей к деловой активности, поиску новых возможностей экономического роста. Но конкуренция обладает и разрушительной силой.
    С учетом этого целесообразно выделить санирующую функцию рынка. Рынок не дает дотаций убыточным производствам, он их предупреждает (состоянием цен и уровнем издержек), а затем разоряет. Не выдерживающие конкуренцию производства сходят со сцены. Конечно, их можно преобразовать, модернизировать, сохранив при этом прежние названия, но на рынке будут выступать не прежние, а новые производители и продавцы. Посредством санирования рынок очищает национальную экономику от экономически слабых, нежизненных субъектов, но побуждает к развитию молодую, полную жизни производственную поросль.
    Рассмотрим  рынок общественного питания  в России под влиянием кризиса.
    Одним из бурно развивающихся рынков за последние три года, является рынок  общественного питания. В 2008 году в  крупнейших городах России работало 393 российских и международных сетей заведений общественного питания (объединяющих под одним брендом 3 и более точки), а на 10 крупнейших сетей приходилось около 30% от общего количества сетевых заведений общественного питания, работающих на территории России.  
В последние годы ресторанный бизнес привлекал все больше инвесторов из самых разных сфер бизнеса. В условиях экономического роста страны и благосостояния населения рынок был достаточно привлекательным. Значительную долю среди открывающихся ресторанов в последнее время занимают японские суши-бары. Для предприятий общественного питания большое значение имеет наличие так называемого «якоря», обеспечивающего постоянный поток клиентов. Именно поэтому большая часть ресторанов расположена в центральных районах, что объясняется привлекательностью центра города для времяпрепровождения жителей и гостей города.

    Однако  в ресторанном бизнесе есть и  отрицательные стороны. Так, в России отсутствует серьезный рыночный опыт в ресторанной сфере и  многолетние традиции. Кроме того, нет наработанной методологической базы, помогающий вести бизнес. Еще одна ошибка инвесторов, пришедших на ресторанный рынок из других сфер бизнеса, - ставка на ту кухню, которую знают и понимают. Однако этого недостаточно. Для того чтобы ресторан начал приносить прибыль, необходимо построение грамотной маркетинговой политики, нацеленной на привлечение и удержание целевой аудитории.  
Поэтому следует заранее проинформировать население об открытии заведения, а затем поддерживать постоянный интерес к нему.  
Эксперты отмечают, что среднедушевые затраты на ресторанные услуги в России значительно ниже аналогичных показателей других стран. К примеру, в 2007 году в России среднедушевые затраты на питание вне дома составили чуть менее 4 тыс. руб. на одного человека в год. Это значительно меньше, чем в США (38 тыс. руб. на 2006 год), Франции (25 тыс. руб. на 2006 год) и Германии (12 тыс. руб. на 2006 год). Такое отставание показателей России свидетельствует о высоком потенциале ресторанного рынка и его недостаточной насыщенности.

    Структура рынка менялась на разных этапах его развития. На протяжении первой половины 1990-х годов безусловными лидерами рынка были киоски и палатки, а также дорогие рестораны. И это точно соответствовало структуре общества, которое делилось на очень богатых и очень бедных.
    Последовавший продолжительный экономический  рост повысил благосостояние и жизненный  уровень среднего класса, который  начал активно наверстывать упущенное. В результате в последние годы и вплоть до начала мирового финансового кризиса основной вклад в развитие рынка вносили предприятия демократичного сегмента. При этом наиболее динамично развивался сегмент фастфуда, а его ежегодный рост составлял 20-27%. В свою очередь сегмент элитных ресторанов замедлил темпы роста.  
Наблюдалась также тенденция активного роста рынка в регионах, поскольку наладить бизнес в Москве сейчас уже достаточно сложно из-за нарастающей конкуренции, высоких арендных ставок и недостатка квалифицированных кадров. Таким образом, Москва на несколько лет опережает в развитии другие регионы, и уже успела пройти фазу интенсивного роста. В связи с этим темпы роста московского рынка в 2008 году уже оказались ниже аналогичного показателя для России.

    Индекс  физического объёма оборота общественного  питания за первый квартал 2009 года составил 92,8% к соответствующему периоду предыдущего года. По итогам 2008 года этот показатель был равен 112,3% к соответствующему периоду предыдущего года.  
Аналогичный показатель для 2006 и 2007 года составил 115,8% и 114,7% соответственно (рисунок1),

    Рисунок 1. Индекс физического объёма оборота  общественного питания в 2006 – 2008 годах 
    Наступивший кризис оказал влияние и на перераспределение  долей между игроками различных ценовых сегментов рынка. Так, доходы ресторанов верхнего ценового сегмента с ноября 2008 года по март 2009 года снизились на 20-30%, а низкого – выросли на тот же порядок. Относительно стабильным является средний ценовой сегмент, который продолжит свой рост после исчезновения последствий кризиса. 
    В первом квартале 2009 года рынок вырос  незначительно по сравнению с  аналогичным показателем предыдущего  года. Темпы роста составили всего 8,4%, последние 9 лет этот показатель держался на уровне 30%. Причиной стало сокращение интереса к питанию вне дома со стороны среднего класса, пострадавшего от экономического кризиса. Именно на представителей среднего класса ориентировано основное количество ресторанов. В связи с этим темпы роста индустрии общественного питания замедляются.  
Кризис ударил по общепиту премиум-класса и помог недорогим заведениям. Торговый оборот дорогих ресторанов снизился на 25-30%.  
Между тем, в сетевых ресторанах и кафе средней ценовой категории, а также в небольших точках общепита с доступными ценами количество посетителей не уменьшилось, а где-то даже увеличилось.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.