На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Контрольная работа по "Международные отношения"

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 06.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Вариант 2. 
1.Понятие " международного  разделения труда",  его формы,  факторы, влияющие  на изменения  в  современном  международном  разделении труда.
     В основе объединения национальных хозяйств в единое мировое хозяйство лежит  международное разделение труда (МРТ), представляющее собой специализацию отдельных стран на производстве отдельных видов продукции, которой страны обмениваются между собой.
     Международное разделение труда – объективная  основа международного обмена товарами, услугами и знаниями, развития производственного, научно-технического, торгового и иного сотрудничества между всеми странами мира независимо от уровня их экономического развития и характера общественного строя. Именно МРТ является важнейшей материальной предпосылкой налаживания плодотворного экономического взаимодействия государств в масштабах всей планеты.
     МРТ – основа мирового хозяйства, позволяющая  ему прогрессировать в своем  развитии, создавать предпосылки  для более полного проявления общих экономических законов. Сущность МРТ проявляется в динамическом единстве двух процессов производства – его расчленении и объединении.
     Единый  производственный процесс не может  не расчленяться на относительно самостоятельные, обособленные друг от друга фазы. Вместе с тем такое расчленение –  это одновременно и объединение обособившихся производств и территориально-производственных комплексов, установление взаимодействия между странами, участвующими в системе МРТ. В обособлении (и специализации) различных видов трудовой деятельности, их взаимодополнении и взаимодействии – основное содержание разделения труда.
     Международное разделение труда можно определить как важную ступень развития общественного  территориального разделения труда  между странами, которое опирается  на экономически выгодную специализацию производства отдельных стран на тех или иных видах продукции и ведет к взаимному обмену результатами производства между ними в определенных количественных и качественных соотношениях.
     МРТ играет важную роль в осуществлении  процессов расширенного воспроизводства в странах мира, обеспечивает взаимосвязь этих процессов, формирует соответствующие международные пропорции в отраслевом и территориально-страновом аспектах. Как и разделение труда вообще, МРТ не существует без обмена, который занимает особое место в интернационализации общественного производства.
     Основным  побудительным мотивом МРТ для  всех стран мира независимо от их социальных и экономических различий, является их стремление к получению экономических  выгод. Реализация получаемого участниками  МРТ эффекта в этом случае происходит в результате действия закона стоимости, проявляющегося в различиях между национальной и интернациональной стоимостью товара. Закон стоимости – движущая сила МРТ в условиях товарного производства.
     Реализация  преимуществ МРТ в ходе международного обмена товарами и услугами обеспечивает любой стране при благоприятных условиях получение разности между интернациональной и национальной стоимостью экспортируемых товаров и услуг, а также экономию внутренних затрат путем отказа от национального производства товаров и услуг за счет более дешевого импорта.
     К числу общечеловеческих побудительных  мотивов к участию в МРТ, использованию  его возможностей относится необходимость  решения глобальных проблем, стоящих  перед человечеством, совместными усилиями всех стран мира. Диапазон таких проблем очень велик: от охраны окружающей среды и решения продовольственной проблемы в планетарном масштабе до освоения космоса.
     Под влиянием МРТ торговые связи между  странами усложняются, все более  перерастая в комплексную систему мирохозяйственных связей, в которой торговля в традиционном ее понимании хотя и продолжает занимать ведущее место, но постепенно теряет свое значение. Внешнеэкономическая сфера мирового хозяйства обладает сложной структурой. Она включает международную торговлю, международную специализацию и кооперацию производства, научно-техническое сотрудничество, совместное строительство предприятий и их последующую эксплуатацию на международных условиях, международные хозяйственные организации, различного рода услуги и многое другое.
      К числу факторов, побуждающих страны к участию в МРТ относятся:
– Объем  внутреннего рынка страны. У крупных  стран с развитым рынком больше возможностей найти на нем необходимые факторы  производства и потребительские товары. И следовательно, меньшая потребность участвовать в международной специализации и товарообмене. В то же время развитый рыночный спрос в стране побуждает расширять импортные закупки, возмещая их расширением экспортной специализации.
– Уровень  экономического развития страны. Необходимость участия страны в МРТ тем больше, чем меньше экономический потенциал страны.
– Обеспеченность страны природными ресурсами. Высокая  степень обеспечения страны моноресурсом (например, нефтью), а также низкая степень обеспечения полезными ископаемыми вызывает необходимость активного участия в МРТ.
– Удельный вес в структуре экономики  страны базовых отраслей промышленности (энергетика, добывающие отрасли, металлургия  и др.). Чем выше удельный вес базовых  отраслей, тем, как правило, меньше ее включение в систему МРТ.
     Следует иметь в виду, что все названные  факторы не абсолютны в своем  проявлении. Их влияние может быть в той или иной степени уменьшено, например, изменение международной  конкурентоспособности местной  продукции, ограничениями экспорта.
     Главное в процессе развития МРТ – это  то, что каждый его участник ищет и находит экономический интерес, выгоду от своего участия в МРТ.
     Реализация  преимуществ международного разделения труда в процессе международного обмена любой страны при благоприятных условиях дает: во-первых, получение разницы между международной и внутренней ценой экспортируемых товаров и услуг; во-вторых, экономию внутренних затрат из-за отказа от национального производства при использовании более дешевого импорта.
     Тенденции развития МРТ позволяют российским экономистам утверждать, что в  перспективе оно будет постепенно углубляться.
Считается, что производство промышленно развитых стран во все большей степени  будет ориентироваться на внешних  потребителей, а внутренний спрос – на импорт.
      Разделение  труда между странами как закономерный итог развития общественного разделения труда обусловлено различиями в  природных богатствах, географическом положении, климатических условиях, исторических традициях производства, размерах трудовых ресурсов и другими факторами.
     Международное разделение труда можно определить как высокую ступень развития общественного территориального разделения труда между странами в определенных количественных и качественных соотношениях, проявляющегося в обмене товарами, услугами и другими результатами общественно полезной деятельности
     Современное международное разделение труда  сложилось в результате развития производительных сил, которое происходило  на протяжении многих веков под воздействием научно-технического прогресса и создало объективные предпосылки для взаимосвязи и взаимозависимости национальных хозяйств.
МРТ имеет  две формы: международная специализация  и кооперирование производства.
     Международная специализация производства (МСП) – это концентрация одного вида производства на основе дифференциации национальных производств и изготовления однородных продуктов сверх внутренних потребностей для интенсификации международного обмена.
МСП развивается  по двум направлениям – производственному  и территориальному. В свою очередь, производственное направление подразделяется на межотраслевую, внутриотраслевую специализацию и на специализацию отдельных предприятий (компаний). В территориальном аспекте МСП предполагает специализацию отдельных стран, групп стран и регионов на производстве определенных продуктов и их частей для мирового рынка.
     Основными видами МСП являются предметная (производство продуктов), подетальная (производство частей, компонентов продуктов) и технологическая, или стадийная, специализация (осуществление отдельных операций или выполнение отдельных технологических процессов, например сборка, окраска, сварка, термическая обработка, производство отливок, поковок, заготовок и т. п.). МСП – динамичная форма МРТ. Она претерпевает систематические изменения в силу внутренней логики своего движения и воздействия внешних условий, определяющих ее развитие. На всех исторических этапах, а на современном особенно, для международной специализации производства характерны динамичность протекающего процесса, непрерывное изменение ее видов, направлений, переход к более сложным формам, порождаемым глубинными изменениями в общественном производстве, сдвигами в структуре всемирных потребностей, воздействием НТР.
     Международное кооперирование производства – это координация хозяйственной деятельности предприятий разных стран для увеличения производимых материальных благ при более высокой производительности труда.
     Общей объективной основой международного кооперирования производства (МКП) является растущий уровень развития производительных сил, а следовательно, степень их расчленения на отрасли, производства, предприятия. В результате воздействия НТР была создана материальная основа для широкого развития производственного кооперирования. НТР заставила изменить и сам характер МКП, включив в него в качестве важнейшего элемента науку. Таким образом, главная функция кооперации труда – служить средством увеличения производимых материальных благ при более высокой производительности труда – была дополнена другой важной функцией – реализацией принципиально новых задач, которые очень трудно или невозможно решить без объединения усилий производителей нескольких стран.
     В основные признаки МКП входят: предварительное  согласование сторонами в договорном порядке условий совместной деятельности; координация хозяйственной деятельности предприятий-партнеров из разных стран в определенной, взаимосогласованной сфере этой деятельности в качестве главного метода сотрудничества; наличие в качестве непосредственных субъектов производственного кооперирования промышленных предприятий (фирм) из разных стран; закрепление в договорном порядке в качестве главных объектов кооперирования готовых изделий, компонентов и соответствующей технологии; распределение между партнерами заданий в рамках согласованной программы, закрепление за ними производственной специализации, исходя из основных целей кооперационных соглашений; непосредственная связь осуществляемых партнерами взаимных или односторонних поставок товаров с реализацией производственных программ в рамках кооперирования, а не как следствие выполнения обычных договоров купли-продажи.
      Современное мировое общественное развитие характеризуется  усилением связей и взаимодействия между странами.
Важнейшей базовой категорией, выражающей сущность, содержание международных экономических отношений, является международное разделение труда (МРТ). Все страны мира так или иначе включены в МРТ. Участие в МРТ дает странам дополнительный экономический эффект, позволяя полнее и с наименьшими издержками удовлетворять свои потребности.
     Международное разделение труда осуществляется в  целях повышения эффективности  производства, служит средством экономии затрат общественного труда, вступает средством рационализации общественных производительных сил.
     МРТ – цементирующая основа мирового хозяйства, позволяющая ему прогрессировать в своем развитии, создавать предпосылки для более полного проявления общих (универсальных) экономических законов, которое дает основание говорить о существовании мирового хозяйства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Особенности  развития  западноевропейской  экономической  интеграции на современном этапе.
     Свое  наиболее полное развитие экономическая  интеграция получила в Западной Европе. Помимо объективных экономических  процессов, западноевропейская интеграция подпитывалась идеями единой Европы, выдвигаемыми многими европейскими политическими, общественными деятелями и мыслителями, среди которых В. Гюго, И. Кант и др.
     Современная история образования и развития Европейского Союза (ЕС) начинается с 1951 года. В апреле этого года был подписан договор о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС), в который вошяи 6 стран - Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Это была своего рода предыстория западноевропейской интеграции. Реальный отсчет ее возникновения и развития начинается с 1957 года, когда те же страны подписали договоры о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). В состав общества вошли страны с высоким уровнем развития, что во многом определило высокие темпы его экономического роста на протяжении последующих 15 лет. Развитие западноевропейской интеграции с конца 50-х годов до настоящего времени протекало неравномерно и относительно противоречиво. Вместе с тем, цели и задачи, поставленные при образовании Европейского экономического сообщества на протяжении всего его осуществления, реализовывались достаточно последовательно и успешно.
     Процесс развития западноевропейской экономической  интеграции можно условно разделить  на 4 этапа.
     Первый  этап (конец 50-х - середина 70-х годов) считается "золотым веком" в  жизни Сообщества. Он ознаменовался  досрочным созданием Таможенного  союза, сравнительно успешным формированием  единого аграрного рынка, вступлением  в ЕЭС трех новых стран: Великобритании, Дании, Ирландии.
     Конкретными целями создания ЕЭС или, как часто  называли его, "Общего рынка" были:
- постепенное устранение всех ограничений в торговле между странами-участницами;
- установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами;
ликвидация  ограничений для свободного передвижения "людей, капиталов, услуг";
- разработка и проведение общей политики в области транспорта и сельского хозяйства;
- создание валютного союза;
- унификация налоговой системы;
- сближение законодательства;
- разработка принципов согласования экономической политики.
     В целях реализации этих установок  была создана комплексная управленческая структура - Совет Министров ЕЭС, Комиссия европейских сообществ, Европейский  совет, Европейский суд, Европейский парламент.
     Своей первой целью ЕЭС поставило решение  задачи создания общего рынка товаров, капиталов, услуг и рабочей силы стран-участниц. Для этого был  создан Таможенный союз. Именно Таможенный союз лежит в основе ЕЭС. В рамках Таможенного союза были:
- ликвидированы торговые ограничения во взаимной торговле стран-участниц;
установлен  единый таможенный тариф по отношению  к третьим странам;
- достигнута свобода передвижения капиталов, кредитов, денежных переводов, предоставления услуг;
- обеспечена свободная миграция рабочей силы и свобода выбора места жительства.
     Все эти меры способствовали ускорению  промышленной интеграции. Одновременно делались попытки по осуществлению  аграрной интеграции в форме установления коллективного протекционизма с  помощью компенсационных сборов и финансирования через сельскохозяйственный фонд. Аграрная политика ЕС базируется на единой системе цен, которая гарантирует установление единой минимальной цены для многих сельскохозяйственных продуктов стран - членов ЕС.
     Формирование общего рынка ускорило процесс превращения национальных монополий стран ЕЭС в транснациональные, способствовало проникновению в экономику стран-партнеров. Развитие ЕЭС означало интенсивный переход стран - участниц Сообщества от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа, обращенной к внешнему рынку.
     Второй  этап (середина 70-х - середина 80-х годов) вошел в историю ЕС в основном как застойный период. Хотя в этот период странам - членам ЕС удалось  принять программу европейского валютного сотрудничества, создать механизм внешнеполитических консультаций, все же проявившиеся негативные тенденции привели к серьезному кризису западноевропейской экономической интеграции, получившему название евросклероз. В 70-е и начале 80-х годов разрыв в уровнях развития между странами ЕС увеличился. С вступлением в ЕС Греции в 1981 г. эта тенденция проявилась еще более отчетливо, поскольку ее экономика находилась на значительно более низком уровне по сравнению с другими участниками Сообщества.
     Третий  этап (вторая половина 80-х - начало 90-х годов) - этап дальнейшего расширения состава Сообщества. В 1986 г. присоединение Испании и Португалии привело к обострению ранее существовавших межстрановых диспропорций. На момент вступления в ЕЭС душевой доход в Португалии составлял примерно половину среднего по ЕЭС, в Испании - около 3/4. В новых странах - участницах примерно один из пяти работал в сельском хозяйстве, в то время как в ЕЭС - один из тринадцати. Вместе с тем, именно этот период характеризуется новыми импульсами в развитии западноевропейской интеграции, связанными прежде всего с принятием Единого европейского акта (ЕЕА).  

     В ЕЕА подтверждалась общая цель стран - участниц Сообщества - создание Европейского Союза - объединения, которое представляет собой политический альянс участников Сообщества и предусматривает не только высокую степень их экономического, валютно-финансового, гуманитарного сотрудничества, но и согласование внешней политики, включая обеспечение безопасности. Центральным положением ЕЕА явилась зафиксированная в нем цель создания единого экономического пространства, в котором разные страны - члены ЕЭС составляли бы единый хозяйственный организм. С принятием Единого европейского акта усилились интеграционные процессы стран - членов Сообщества в области микро- и макроэкономики, политики и права, науки и экологии, регионального развития, социальных отношений. В начале 90-х годов страны - члены ЕС практически завершили создание основ единого рынка и вплотную приблизились к формированию валютно-экономического и политического союзов.
     Четвертый этап (середина 90-х годов - начало XXI века). В соответствии с положением Единого европейского акта с 1 января 1993 г. было введено свободное передвижение факторов производства внутри границ Сообщества. Фактически в рамках Сообщества возникло единое экономическое пространство, означающее вступление ЕС в качественно новый этап экономической интеграции.
     На  основании Маастрихтского договора (февраль 1992 г.) Европейское экономическое  сообщество трансформировалось с 1 января 1994 г. в Европейский Союз с числом стран - участниц, возросших до 15. В рамках ЕС осуществляется создание полностью единого внутреннего рынка. Провозглашены цели дальнейшего интеграционного сотрудничества. Они включают создание единого Европейского банка с правами эмиссии единой валюты ЕВРО, образование единого западноевропейского пространства без внутренних границ.  

     Поступательное  развитие ЕС отнюдь не означает отсутствие противоречий и трудностей этого  процесса. Выше уже отмечались межстрановые и внутристрановые диспропорции, возникшие в результате присоединения новых членов ЕС. Значительные проблемы возникали и возникают в процессе осуществления единой аграрной политики, единых централизованных цен на основные виды сельскохозяйственной продукции. Тревожит идеологов Евросоюза и падение конкурентоспособности европейских товаров на международных рынках, сокращение доли ЕС в мировой торговле, отставание от США в компьютеризации и др.
Проведение  в европейскую жизнь экономико-политических замыслов идеологов интеграции диктовало необходимость создания международных механизмов, которые организовывали бы, планировали, направляли и контролировали финансово-экономическое сотрудничество. Исходной точкой западноевропейской интеграции следует считать парижское заявление министра иностранных дел Франции Р. Шумана 9 мая 1950 г., предложившего поставить все производство угля и стали Франции и ФРГ под общее верховное руководство. В результате в апреле 1951 г. был подписан Парижский договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), в состав которого вошли шесть государств – Бельгия, Нидерланды, Люксембург, ФРГ, Франция, Италия. Договор вступил в силу в 1953 г.
     Новый импульс европейскому строительству  был дан после Мессинской конференции (июнь 1955 г.), на которой обсуждался меморандум Бенилюкс о европейской интеграции. Речь шла о создании единой Европы путем развития общих институтов, постепенного слияния национальных экономик, создания Общего рынка и успешного согласования социальной политики. 25 марта 1957 г. были подписаны Римские договоры, воплотившие в жизнь основные положения Мессианской конференции. Были учреждены Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), основанное на таможенном союзе и общей политике, особенно в сельском хозяйстве, Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Вступившие в силу Римские договоры объединили ЕОУС, ЕЭС и Евратом.
     Как оказалось на практике, пройти четыре этапа процесса международной интеграции и перейти к решению задач  завершающего этапа удалось лишь Европейскому экономическому сообществу (ныне Европейский союз – ЕС). Впрочем, расширение состава стран-участниц ЕС затрудняет решение этих задач. В частности, осложняются проблемы финансирования из единого бюджета ЕС его бедных регионов. В начале 2004 г. на региональное развитие отстающих регионов в бюджете ЕС было выделено 39 млрд. евро. В связи со вступлением в ЕС 10 новых стран в мае 2004 г. Еврокомиссия увеличивает эту сумму до 51 млрд. евро, что резко ограничивает расходы на единую аграрную политику ЕС. Почти половина этих расходов шла в отстающие регионы ЕС в составе 15 стран (преимущественно в Германию, Испанию, Италию и Великобританию). Указанные регионы получали финансовую помощь, поскольку ВВП на душу населения в них составлял менее 75% от среднего по ЕС. Однако расширение ЕС существенно снижает средний показатель, поэтому многие из этих регионов перестают быть «бедными» [4, 405].
     Характерно, что практически в одно время  с ЕЭС (в 1957 г.) в Европе была создана  еще одна организация такого же типа – Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), о которых еще в начале 60-х гг. говорили как о «равновеликих» интеграционных объединениях или «сравнимых величинах». Но если ЕЭС действительно удалось пройти все основные этапы процесса международной экономической интеграции, то ЕАСТ «остановилась» на первом этапе – этапе формирования зоны свободной торговли. В результате из семи первоначально входивших в ЕАСТ стран (Австрия, Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Финляндия, Швейцария и Швеция) в этой организации остались лишь четыре (Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария). Австрия, Финляндия и Швеция с 1991 г. являются членами ЕС.
     ЕАСТ  была создана, по мнению автора данной работы, исключительно для развития экономического сотрудничества без  углубления в другие, например политические, функции. В первую очередь ЕАСТ содействовала либерализации торговли и устранению таможенных барьеров.
     Итак, ЕАСТ считается второй по величине интеграционной группировкой после  ЕС. Фактически ЕАСТ является региональной экономической группировкой, в рамках которой осуществляется беспошлинная торговля между образующими ее странами. В тоже время в отличие от ЕС каждая страна-член ЕАСТ проводит самостоятельную внешнюю экономическую политику в отношении третьих стран.
     По  мнению автора данной работы, ЕАСТ является «малой зоной свободной торговли», где не существует наднациональных органов, издающих законы, и страны-члены частично не отказываются от своего суверенитета. Международное положение нынешних участников ЕАСТ разное: Лихтенштейн и Швейцария – нейтральные государства и состоят в таможенной унии между собой. Исландия и Норвегия – члены НАТО.
     ЕАСТ  действует по трем направлениям:
1) управляет  отношениями между государствами-членами  ЕАСТ и контролирует соблюдение  всех договоренностей между ними, прежде всего Стокгольмской конвенции;
2) устанавливает  и расширяет связи со странами, не входящими в ЕС (преимущественно  с третьими странами);
3) стремится  создать единое европейское экономическое  пространство, через которое страны  ЕАСТ могут выходить на рынок ЕС.
По своему экономическому содержанию группировка  ЕАСТ относится к ранней стадии интеграции, т.е. к зонам свободной торговли.
     Как показало исследование, регулирование  торговли ЕАСТ с ЕС осуществляется посредством договора о создании Европейского экономического пространства (ЕЭП). Договор предусматривает:
    свободное движение товаров, услуг, капиталов и людей;
    сотрудничество в областях науки, образования, экологической и социальной политики;
    создание правовой системы, реализующей общие правила и нормы.
     Договор дополняет соглашения между государствами  ЕС и ЕАСТ об импорте некоторых  сельскохозяйственных продуктов и  двустороннее соглашение между ЕС, Норвегией и Исландией о свободной  торговле рыбой.
По мнению Шквари Л.В. («Мировая экономика»), показатель положения стран ЕАСТ в мировой торговле в целом снижается. Так, в 1960 г. (начало функционирования ЕАСТ) этот показатель составлял 14,3% против 2,2% в 2000 г. (в 1970 г. – 6,6%, в 1980 г. – 5,8%) [10, 259]. В настоящее время он находится на самой низкой отметке за все существование ЕАСТ. Такое падение позиций ЕАСТ в мире объясняется расширением ЕС и других интеграционных объединений и региональных организаций. В то же время показатели экспорта и импорта внутри ЕАСТ весьма оптимистичны. Взаимная торговля играет важную роль в экономическом развитии этих стран, хотя они и не выступают основными внешнеторговыми партнерами.
Помимо  ЕС и ЕАСТ в Западной Европе существует также Северное сотрудничество, которое  включает в себя Северный Совет, основанный в 1952 г., и Северный Совет министров, образованный в 1971 г. Его членами являются пять стран: Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Исландия. Как показало исследование, в экономической области Северное сотрудничество предполагает:
1) оказание  содействия трансграничному сотрудничеству и реализации тех проектов, которые приносят пользу местному населению;
2) содействие  повышению качества и конкурентоспособности  продукции, производимой в северных  странах;
3) охрану  окружающей среды и экологически  устойчивое использование природных ресурсов;
4) повышение  уровня занятости, улучшение условий  труда и социального обеспечения.
     Сотрудничество  с ЕС касается вопросов экологической  политики и сбалансированного использования  природных ресурсов, борьбы с международной  преступностью и незаконным оборотом наркотиков, политики в области исследований.
Что же касается самого ЕС, то в целом уже  реализованные шаги интеграции в  рамках ЕС оказывают позитивное влияние  на экономику стран-участниц и на процессы интернационализации в  масштабах всего мирового хозяйства. Так, если в 1958 г. Доля внутреннего экспорта ЕЭС составляла 37% общего экспорта стран, в него входящих, а доля внутреннего импорта – 35% общего импорта, то к концу 1990-х гг. эти показатели достигли 61,7 и 62% соответственно [10, 254]. За счет увеличения взаимной торговли страны Западной Европы менее других стран мира подвержены изменению конъюнктуры мирового рынка.
На данном этапе в состав ЕС входят 27 государств. Последними в союз вступили Румыния  и Эстония (2007 г.).
Итак, по результатам проведенного исследования мы можем прийти к выводу, что перспективы европейской экономики связаны, с одной стороны, с решением ряда сложных взаимосвязанных проблем, олицетворяющих социальные достижения и успехи традиционной Европы, с другой – консервирующих неэффективную в современных условиях экономическую структуру. В частности, поддержание действующей системы социальных гарантий требует значительных государственных расходов, что, в свою очередь, удерживает налоговые ставки на высоком уровне и тормозит экономический рост. Другие важнейшие задачи связаны с реформированием пенсионных систем и пересмотром политики в отношении госсобственности и регулирования рынков. Можно отметить, что уверенно растут такие надёжные показатели, как индексы делового доверия. Это говорит об уверенности инвесторов в способности. Так же растёт объём заказов на продукцию европейских производителей, в первую очередь на товары производственного назначения. Это означает повышение внутреннего спроса и оживление инвестиционной активности.
     Существуют  также различные проблемы:
    проблема низкой эластичности рынка труда, сложившейся не только вследствие низкой мобильности рабочей силы, но также из-за сильного влияния профсоюзов на политику в отношении заработной платы;
    проблемы реформирования системы социального обеспечения;
    проблемы государственного долга;
    большие затраты на подготовку стран-кандидатов на вступление в ЕС.
Даже  при простом анализе экономической  ситуации в Европе становится ясно, что далеко не скоро произойдёт полное объединение европейских стран.
     Реальными альтернативами на ближайшие одно-два  десятилетия являются либо расширяющаяся  и объединяющаяся Европа, которая  преследует, хотя и нерешительно, –  цель континентального единства, либо Европа, которая не пойдет много  дальше своего нынешнего состояния интеграции и пределов географического пространства, и постепенно дробящаяся Европа, где возобновится старое соперничество держав. Тем не менее, есть основания полагать, что возникший экономический и валютный союз ускорит экономическую интеграцию Европы и за пределами валютного измерения, стимулируя в дальнейшем экономическую, политическую, правовую и социальную интеграцию. 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Наименее развитые страны в мировой экономике. Проблемы  их экономического роста.
     Особую  тревогу вызывает социально-экономическое положение наименее развитых стран (НРС) мирового сообщества. Средневзвешенный подушевой доход в этих странах не превышает 950 долл., ожидаемая продолжительность жизни — 50,6 года В группу НРС попали также страны, оказавшиеся вовлеченными в непрекращающиеся внутренние и внешние вооруженные конфликты. В 90-е годы войнами и гражданскими беспорядками были охвачены 15 наименее развитых стран, в результате чего оказалась разрушенной и без того хилая экономическая инфраструктура, нередко заброшено даже сельское хозяйство -основной источник жизни.
       Учитывая отсутствие возможностей  у этих стран самостоятельно  интегрироваться в мировую экономику,  МВФ, Всемирный банк, различные  институты ООН, региональные банки  развития, Европейский Союз, Комитет содействия развитию, объединяющий 20 индустриальных стран, и ОПЕК разработали программы финансовой стабилизации и структурной перестройки экономик африканских стран, обязывающие страны-заемщики проводить курс на развитие рыночных отношений путем либерализации экономики, сокращения госсектора и государственного вмешательства в хозяйственную деятельность, приватизации государственных предприятий и стимулирования экспортного производства при ограничении импортозамещения.
       Низкое качество человеческого капитала, быстрый прирост населения, примитивная техника (особенно в сельском хозяйстве), очень слабый частный сектор не способствуют рациональному использованию иностранных вливаний в НРС. Все это усугубляется непродуманной экономической политикой и вооруженными конфликтами. Тяжелым бременем для североафриканских стран стала внешняя задолженность (223 млрд. долл.). Ее удельный вес в объеме ВВП достигает 70%,
       Сокращение государственных расходов  в соответствии со Структурными  программами международных финансовых организаций усугубило и без того бедственное состояние социальной сферы. Около 50% населения — беднота, доходы которой обеспечивают лишь физическое выживание. Даже в городах за чертой бедности приживает 42% населения (против 28% во всех развивающихся странах). Страшным бичом для африканцев является СПИД.
       Высокие темпы роста ВВП демонстрируют  в последние годы Эфиопия и  Мозамбик, достигнутые во многом  благодаря активной поддержке  МВФ и МБРР. Однако чрезвычайно  низкий стартовый уровень экономическою развития, бедность природных ресурсов, периодические неурожаи, неустойчивый внешний спрос на сельскохозяйственное сырье, политическая нестабильность не позволяют рассчитывать на серьезный успех в ближайшей перспективе.
       И все же в последние 15 лет около десятка НРС сумели избежать серьезных внутренних конфликтов, разумно ориентировать торговые связи с другими государствами, определить ассортимент своего экспорта. Не допуская высоких темпов инфляции, они начали создавать условия для притока финансовых ресурсов не только за счет официальной помощи, но и за счет переводов своих граждан, работающих за границей, и даже прямых иностранных инвестиций. Таким образом, даже самые отсталые регионы мирового сообщества постепенно начинают преодолевать, казалось бы, безнадежную отсталость.
       На начальных стадиях рыночной трансформации, и подчинить государственный контроль задаче обеспечения выгодности реального сектора не в отдаленном будущем, а хотя бы в среднесрочной перспективе;
       • расширить сферу государственного контроля на микроэкономические процессы, соединив макроэкономическую стабилизацию с реформированием предприятий и их менеджмента, с запуском механизма банкротств;
       • предусмотреть в таких программах  блок коррекции реформ с учетом  сложившегося менталитета народа. Только в этом случае последний  не будет отторгать реформы  и станет их активным участником.
       В либеральной модели рыночных  преобразований на авангардные позиции выдвигается кредитно-денежная и финансовая политика, ориентированная на достижение финансовой стабилизации, необходимой предпосылки для перехода к экономическому росту. В экономике переходного периода для осуществления глубоких и масштабных институциональных преобразований экономические функции государства не могут быть втиснуты в русло только кредитно-денежной и финансовой политики. Государству приходится решать гораздо более широкий крут проблем.
       Стремительный уход государства  из экономики в Россииской  Федерации привел к институциональному  вакууму, что в немалой мере  способствовало криминализации  экономической деятельности, нарастанию  экономического кризиса, унаследованного  еще от прошлого. Экономика оказалась неуправляемой, объекты государственной собственности — бесхозными, доступными для спонтанной приватизации. Таков был итог скоростного использования либеральной модели на начальных этапах преобразований, что и породило корректировку деятельности государства в последующий период.
       Ставка на невидимую руку рынка  оказалась несостоятельной. В  современных условиях речь идет  не о свободной модели рыночной  экономики, давно канувшей в  Лету в развитых странах, но  о становлении смешанной рыночной экономики с многообразными функциями государства как макросубъекта рыночных отношений.
       Страны Восточной Европы, добившись  первых устойчивых шагов финансовой  стабилизации, усилили роль государства  в формировании рыночной трансформации.  Им удалось не допустить бесплатной передачи государственной собственности бывшей номенклатуре и теневикам, реализовать принцип эффективности при проведении приватизации, что позволило уменьшить потери от реформирования экономики и расхищения собственности.
        Таким образом, для преодоления разрыва, отделяющего РФ от мировых лидеров, и сокращения времени перехода к рыночной экономике, интеграции в систему мирохозяйственных связей необходимо:
       1) установление стабильного политического  режима; 2) развитие и совершенствование рыночного механизма хозяйствования; 3) всемерное привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций путем создания благоприятного инвестиционного климата; 4) проведение активной внешнеторговой политики, сочетающей экспортоориентированность производства с импортозам е ще н нем; 5) стимулирование экономического развития по пути НТП; 6) вступление в международные организации, присоединение к международным конвенциям и другим источникам международного права.
       На решение вышеназванных проблем и направлена экономическая реформа, составной частью которой является реформа внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Преобразование ВЭД в ходе реформ включает в себя отмену государственной монополии внешней торговли; постепенную замену административных (нетарифных) методов государственного регулирования внешнеэкономических связей тарифными; формирование современной структуры стимулирования, кредитования и страхования экспорта; обеспечение конвертируемости национальной валюты; создание благоприятных условий для притока иностранных инвестиций в экономику. Одной из главных целей реформы ВЭД является постепенный переход к экономике открытого типа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Контрольная работа №2.
     Вариант 2. 
     1.Роль государства в регулировании международной торговли:  свободная торговля и протекционизм.
Наиболее  полное обобщение теории протекционизма связано с именем австралийского ученого Макса Кордена. Государственное регулирование международной торговли может быть:
     Односторонним, когда инструменты государственного регулирования используются правительством страны в одностороннем порядке без согласования или консультаций с ее торговыми партнерами. Обычно односторонние меры применяются в ответ на   аналогичные шаги других стран и приводят к возникновению политических напряжений между торговыми партнерами (обложение отдельных товаров пошлинами, введение квот на импорт и т.д.).
     Двусторонним, когда меры торговой политики согласовываются  между странами, являющимися торговыми  партнерами. Например, по взаимной договоренности каждой из сторон могут вводиться конвенционные пошлины, не ущемляющие интересов другой, страны могут согласовывать технические требования к маркировке, упаковке, договариваться о взаимном признании сертификатов качества и пр.
     Многосторонним, когда торговая политика согласовывается и регулируется многосторонними соглашениями. Примеры многосторонней политики включают Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), соглашения в сфере торговли стран—членов Европейского союза (ЕС).
     В зависимости от масштабов вмешательства    государства    в    международную торговлю различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли. 

Свобода торговли (free trade) — политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения.
Протекционизм (protectionism) — государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной  конкуренции путем использования  тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.
     Дилемма, что лучше — протекционизм, который дает возможность развиваться национальной промышленности, или свобода торговли, которая позволяет напрямую сравнивать национальные издержки производства с международными, — предмет многовекового спора среди экономистов и политиков. В различные периоды истории внешнеторговая практика склонялась то в одну, то в другую сторону, никогда, правда, не принимая ни одну из экстремальных форм. В 50-60-е годы для международной экономики был характерен отход от протекционизма в сторону большей либерализации и свободы внешней торговли. С начала 70-х годов проявилась обратная тенденция — страны стали отгораживаться друг от друга все более изощренными тарифными и особенно нетарифными барьерами, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции.
     Правда, при этом современный протекционизм  концентрируется в относительно узких областях. В отношениях развитых стран между собой — это  области сельского хозяйства, текстиля, одежды и стали. В торговле развитых стран с развивающимися — это экспорт промышленных товаров развивающимися странами. В торговле развивающихся стран между собой — это товары традиционного экспорта.
  Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма:
•    селективный протекционизм — направлен против отдельных стран или отдельных товаров;
•    отраслевой протекционизм — защищает определенные отрасли, прежде всего  сельское хозяйство, в рамках аграрного  протекционизма;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.