На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Планирование товарных запасов на предприятии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 06.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Уральский государственный экономический  университет
(УрГЭУ) 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА 

по  теме: Планирование товарных запасов на предприятии
  
 
 
 
 

Факультет заочный Специальность
Экономика на предприятиях торговли и общественного питания
Кафедра
Экономика на предприятиях торговли и общественного питания
Защита
Оценка 
Исполнитель Кучер Д.А. Группа ЭТ-06
Научный руководитель
   
 
Екатеринбург 2011
Содержание: 

Введение 3
1. Сущность товарных запасов и их планирование на предприятии. 4
2. Анализ товарных запасов предприятия ОАО «ПРОГРЕСС». 10
2.1 Характеристика предприятия ОАО «Прогресс». 22
2.2 Состояние  товарных запасов на предприятии  ОАО 24
«Прогресс». 24
2.3 Факторы влияющие на планирование товарных запасов
предприятия ОАО  «Прогресс». 32
3. Планирование  товарных запасов на предприятии
 ОАО «ПРОГРЕСС». 40
Заключение. 43
Список использованных источников 45
Приложение А 47
Приложение Б 49
Пиложение В 50
 


Введение

       Ни  одно торговое предприятие не может  существовать без товарных запасов. От их объема и уровня в значительной мере зависят результаты коммерческой деятельности предприятия. Они чутко  реагируют на любые изменения  рыночной конъюнктуры, и, в первую очередь, на отношение спроса и предложения. Сам факт их существования не приносит их владельцам ничего, кроме затрат и убытков.
       Товарными запасами называются предметы потребления, находящиеся в сфере товарного обращения, а, попросту говоря, "запасным" считается товар, ожидающий момента своей продажи. После того, как товар оказывается проданным, он переходит в сферу потребления и перестает быть товарным запасом.
       Управление  товарными запасами направленно  на повышение рентабельности и скорости обращения вложенного капитала. Оно  предусматривает на стадии формирования товарных запасов - контроль уровня товарных запасов и обоснования оптимального объема заказов, на стадии реализации товарных запасов – изменение  объемов и причин создания товарных запасов и разработка политики реализации сверхнормативных товарных запасов.
 


    Сущность  товарных запасов  и их планирование на предприятии.
 
       Товары, которые вовлекаются в сферу  товарного обращения, проходят в  ней немалый и нередко сложный  путь. На каждый момент времени в  сфере товарного обращения всегда находится некоторое количество нереализованных товаров. Произведенные  товары через некоторое время, необходимое  для накопления и транспортировки, продаются торговым организациям и  предприятиям. В зависимости от звенности  товародвижения, внутренних и потребительских свойств товаров, от спроса на них, частоты завоза и других условии они проводят в ней некоторое время до момента продажи. Эти товары образуют товарные запасы.
       Товарный  запас—это масса товаров, находящихся в сфере обращения с момента поступления их из производства до момента реализаций.
       Образование и хранение товарных запасов требуют  определенных затрат, которые возрастают по мере их увеличения.
       В этой связи для правильного экономического планирования небезразлично, в каком  объеме должны создаваться товарные запасы. Как избыток, так и их недостаток в равной мере приносят убытки. Излишние товарные запасы приводят к увеличению затрат на их образование, хранение, к убыткам от порчи товаров. Если эти товары к тому же подвержены моральному старению, влиянию моды, то возможно и их обесценение. Незначительная величина товарных запасов, как правило, приводит к перебоям в работе розничной торговли, к образованию дефицита и, наконец, прямым убыткам, связанным с сокращением объема товарооборота.
       На  размеры товарных запасов оказывает  влияние целый ряд факторов: равномерность  и частота завоза, транспортные условия, материально-техническая база торговли и ее размещение, свойства товаров и т. д. Чтобы как-то контролировать состояние товарных запасов и учитывать влияние этих факторов, осуществляется нормирование товарных запасов.
       Отклонение  фактических товарных запасов от установленного норматива служит ориентиром в коммерческой работе. Если товарные запасы становятся ниже норматива—это сигнал для завоза соответствующих товаров. Увеличение же товарных запасов сверх установленного норматива говорит о необходимости изучения причин, вызвавших такое нежелательное явление. Таким образом, товарные запасы призваны играть важную роль в организации товародвижения. Они находятся в неразрывной связи со многими сторонами хозяйственной деятельности торговых предприятий. Это и определяет задачи, стоящие перед статистикой товарных запасов.
       Систематическое наблюдение за величиной товарных запасов, сопоставление их с действующими нормативами и выявление на этой основе отклонений является первой основной задачей статистики товарных запасов.
       В прямой зависимости от товарных запасов  находится важнейший показатель хозяйственной деятельности торговых предприятий — розничный товарооборот. Отсутствие необходимых товаров отрицательно сказывается на выполнении плана товарооборота и удовлетворении потребностей населения. Но иногда бывает и так, что имеется вполне достаточное количество товаров для обеспечения нормальной торговли, но из-за несоответствия качества и ассортимента этих товаров требованиям покупателей они оседают в товаропроводящей сети, а спрос покупателей остается неудовлетворенным.
       Второй  основной задачей статистики товарных запасов является изучение ассортиментной структуры товарных запасов в сопоставлении со структурой товарооборота, изучение динамики товарных запасов и сдвигов, происходящих в их структуре.
       В статистике торговли товарные запасы классифицируются по различным признакам: по месту нахождения, назначению и  товарному составу.
       По  месту нахождения выделяются следующие  группы товарных запасов: товарные запасы у производителей, на складах оптовых торговых баз, на складах заготовительных организаций, в розничной торговле, в пути.
       В зависимости от назначения товарные запасы подразделяются на текущие, сезонного хранения, досрочного завоза.
       Товарные  запасы текущего хранения—это товары на предприятиях оптовой и розничной торговли, обеспечивающие повседневные нужды торговли. Их величина определяется объемом реализации и частотой завоза.
       Для обеспечения торговли в тех случаях, когда поступление товаров в  силу условий производства или изменения  спроса на отдельные виды товаров  в разные периоды года носит сезонный характер, создаются запасы сезонного хранения. Без сезонных запасов невозможно обеспечить бесперебойное снабжение населения в течение года, например, сахаром, картофелем, овощами. Производство их имеет ярко выраженный сезонный характер, а потребление в течение года изменяется незначительно. Другой пример: производство большинства непродовольственных товаров осуществляется равномерно в течение всего года, спрос же на них порой подвержен сезонным колебаниям (спортивный инвентарь, одежда и обувь для определенных сезонов года и др.). Товарные запасы сезонного хранения концентрируются в основном на складах оптовых или заготовительных организаций и предприятий. Отсутствие или неправильное формирование товарных запасов сезонного хранения влечет за собой перебои в товароснабжении.
       Товарные  запасы досрочного завоза образуются у организаций, торгующих в районах, куда доставка товаров возможна не во всякое время года. Предназначены товары для расходования в будущие периоды. Так, в горные и таежные районы, а также в районы Крайнего Севера и со слабым развитием сети дорог вся масса товаров, необходимая для обеспечения товарооборота, завозится в период возможной доставки. Товарные запасы досрочного завоза концентрируются в основном на складах розничных торговых организаций.
       Сведения  о количественном и качественном составе товарных запасов можно  получить на основе данных учета и  отчетности по товарным запасам. Поскольку  объем и структура товарных запасов постоянно изменяются, учет их производится на определенные моменты времени. Основные способы учета товарных запасов следующие: инвентаризация, оперативный учет остатков товаров, балансовый метод. Повседневный контроль за товарными запасами осуществляется посредством текущего бухгалтерского учета.
       Инвентаризация—это  сплошная перепись товаров. Порядок  проведения инвентаризации материальных ценностей определяется специальными инструкциями. В результате инвентаризаций уточняются учетные данные об остатках товаров в ассортиментном разрезе, выявляются неходовые, неполноценные или совершенно некачественные товары, а также дается расшифровка сверхнормативных запасов. По инвентаризационным описям можно изучить структуру товарных запасов.
       Оперативный учет остатков товаров состоит в  том, что по каждому товару подсчитывается количество мест в стандартной упаковке: ящиков, мешков и т. д. Количество мест умножается на установленный по стандарту объем места и к полученному результату прибавляется количество товара в нестандартной упаковке. Установленное в натуре наличие товаров оценивается в действующих розничных ценах. Оперативный учет от других видов учета отличается тем, что представляет собой устные сообщения по телефону, телеграфу, радио. Его сведения используются главным образом в пределах одного предприятия, в целях оперативного управления торговлей.
       С помощью балансового метода можно  определить расчетным путем общую  сумму запасов товаров на определенную дату. Для этого используется следующая  зависимость:
Зн + П = Р + В + Зк(1)
Зн = Р + В + Зк - П;      (2)
Зк - Зн + Я - Р - В,         (3) 

       где  Зн, Зк — стоимость запасов товаров соответственно на начало и конец периода; П — стоимость поступивших за период товаров; Р — сумма выручки за проданные товары; В —прочее выбытие товаров.
       Балансовый  метод и инвентаризация, дополняя друг друга, позволяют выявить недостачи и растраты товаров в торговой сети.
       В зависимости от практических целей  абсолютная величина товарных запасов  определяется в натуральном или  денежном выражении. Натуральные единицы измерения преобладают в торговле продовольственными товарами. Однако одних абсолютных величин недостаточно, чтобы судить о степени обеспеченности товарооборота товарными запасами. Если просто сопоставить торговые предприятия с одинаковой товарной номенклатурой, то в большем объеме окажется товарный запас на предприятии, имеющем больший товарооборот. Определить же, у какого из предприятий выше обеспеченность запасами, можно, лишь исчислив относительный показатель обеспеченности товарооборота товарными запасами. Расчет производится по формуле 

               Средний товарный запас
Обеспеченность (в днях) = ——————————————                                                    
               Однодневный товарооборот 

       Выраженный  в днях товарооборота товарный запас  показывает, за сколько дней может быть продана масса товаров, составляющая товарный запас. Этот показатель может быть исчислен как по отдельным товарам и товарным группам, так и в целом по торговой организации.
       Для полной оценки обеспеченности розничного товарооборота товарными запасами надо фактические показатели обеспеченности сопоставить с плановыми нормативами. Сопоставление ведется по формуле 

             O
       (Зн: —— ) — N(4)
             Д
       — товарные запасы в днях или
                     O
       Зн ( N * —— )    (5)
             Д
       — товарные запасы в сумме, где О—розничный товарооборот за период; Д—число дней в периоде; N—норматив товарных запасов в днях.
       Превышение  фактических товарных запасов над  плановым нормативом говорит о том, что предприятие обеспечено товарными запасами и имеет сверхнормативные запасы. Если фактические запасы ниже нормативных запасов, это говорит о том, что план товарооборота не обеспечен товарными запасами. При этом надо учесть, что плановый норматив товарных запасов устанавливается в расчете на кредитуемый товарооборот, т. е. тот товарооборот, который соответствует товарным запасам текущего хранения.
       Одной из важнейших задач статистики торговли является изучение показателей скорости и времени товарного обращения. Период, в течение которого товары находятся в сфере обращения и проходят путь от производства до конечного потребления, представляет собой время товарного обращения.
       Уже отмечалось выше, что товарные запасы необходимы для обеспечения непрерывности  и стабильности процессов расширенного воспроизводства. Товары должны определенное время находиться в сфере обращения. Однако торговля заинтересована в том, чтобы они как можно быстрее доходили до своих потребителей. Причина здесь вполне очевидная: чем быстрее совершается товарооборот, тем меньше требуется оборотных средств для организации товарного обращения, лучше сохраняется качество товаров, относительно ниже издержки обращения, выше производительность труда торговых работников.
       Время товарного обращения измеряется показателем товарооборачиваемости, который выражается в днях оборота  или в количестве оборотов за определенный период.
       Количество  оборотов товарной массы, взятой в объеме среднего товарного запаса, характеризует скорость товарного обращения. Измеряется этот показатель отношением суммы товарооборота за данный период к средним товарным запасам за тот же период. Он показывает, сколько раз товарная масса обращалась в течение данного периода.
       Товарные  запасы определяются в натуральном стоимостном выражении, в процентах к товарообороту и в днях товарооборота (ЗД). Последние характеризуют обеспеченность планового периода товарными запасами в днях и вычисляются по следующей формуле: 

           З1
       ЗД = ——      (6)
           Тпл 

       где  ?З1- сумма запасов текущего хранения на отчетную дату;
       Тпл- однодневный плановый кредитуемый товарооборот.
       Запасы  текущего хранения определяют, вычитая из всей суммы запасов стоимость товаров сезонного хранения и досрочного завоза и прибавляя стоимость товаров в пути в розничных ценах.
       Однодневный плановый кредитуемый  оборот (весь розничный оборот за минусом оборота в районах досрочного завоза, продажи хлеба и хлебобулочных изделий, комиссионной торговли) определяется делением кредитуемого оборота на число дней в периоде (в месяц-30, квартале-90, году-360). 

    Анализ  товарных запасов  предприятия ОАО  «ПРОГРЕСС».
 
    В таблице 1 представлены показатели торгово-экономической деятельности предприятия за 2008 – 2009 гг.
    Из  таблицы 1 видно, что в 2009 г. предприятие значительно улучшило показатели всей деятельности. Так, видно, что товарооборот увеличился на 93%. Валовой доход увеличился почти в 6,5 раз, в связи с чем уровень валового дохода к товарообороту в 2009 г. составил 67,4%, что на 47,4% больше, чем в предыдущем году.
    Более чем в 8 раз увеличилась прибыль  от реализации товаров. Уровень рентабельности возрос на 37,6%, составив в 2009 г. 49,2%.
    Сумма издержек обращения увеличилась  на 86%, положительным моментом является снижение уровня издержек в процентах  к обороту на 1,8%.
    Внереализационные доходы снизились ровно на половину, одновременно в 3,5 раза возросли внереализационные расходы. 
 
 

    Таблица 1 Экономические показатели торгово-хозяйственной деятельности, млн. руб.

Показатели

2008 2009 Отклонение Темп роста, %%
Товарооборот, сумма 335,7 646,7 311 193
Валовой доход, сумма 67,14 435,8 368,66 649,2
Уровень 20 67,4 47,4 -
Издержки  обращения, сумма 176,7 328,7 152 186
Уровень 52,6 50,8 -1,8 -
Прибыль от реализации товаров, сумма 39,1 318 278,9 813
Уровень рентабельности 11,6 49,2 37,6 -
Внереализационные доходы (прибыль) 5,8 2,9 -2,9 50
Внереализационные расходы 1,2 4,2 3,0 350
Балансовая  прибыль 43,7 316,7 273 725
    Исходя  из этого, сумма балансовой прибыли  в 2009 г. увеличилась на 273 млн. руб., или  более, чем в 7 раз.
    Основу  коммерческой деятельности оптового торгового  предприятия на потребительском  рынке составляет процесс продажи  товаров. Экономическое содержание этого процесса отражает товарооборот, который является одним из основных экономических показателей хозяйственной  деятельности предприятия.
    Общий объем товарооборота (выручка от реализации товаров) за 2008 – 2009 гг. представлен в таблице 1, из этой таблицы видно, что сумма товарооборота в 2009 г. составила 646,7 млн. руб., что на 93% больше, чем в 2008 г.
    Предприятие реализует детское питание: сок, пюре фруктовые, пюре овощные, пюре мясные, десерт фруктовый, каши сухие, каши готовые, вода детская, вода питьевая.
    В таблице 2. представлен состав и структура реализации по видам товаров.
    Из  таблицы 2. видно, что наибольший удельный вес в объеме розничного товарооборота магазина в 2008-2009 гг. приходится на сок, их доля, соответственно, составила 61,4% и 67,6%, то есть происходит увеличение в структуре на 6,2%.
Таблица 2. Объем  и структура оптового товарооборота
Наименования 2008 2009 Отклонение
млн. руб. удельный вес, % млн. руб. удельный вес, % млн.руб. %
Пюре  фруктовые
19,04 5,64 47,89 7,42 28,85 1,78
Вода
5,6 1,66 21,99 3,4 16,39 1,74
Пюре  овощные
3,34 0,99 15,97 2,47 12,63 1,48
Пюре  мясное
1,01 0,3 4,3 0,67 3,3 0,37
сок
207,2 61,4 437,2 67,6 230 6,2
Вода  питьевая
8,9 2,64 19,8 3,06 10,9 0,42
Десерт  фруктовый
10,6 3,15 51,2 7,92 40,6 4,77
Каши сухие
44,9 13,3 23,3 3,6 -21,6 -9,7
Каши  жидкие 17,9 5,3 11,83 1,83 -6,07 -3,47
Каши  густые 19,04 5,64 13,64 2,11 -5,5 -3,53
Итого
337,5 100 646,7 100 309,2 -
 
    Рост  объема реализации наблюдается практически  по всем товарам, за исключением каш сухих(снижение составило – 9,7%), каши жидкие (объем их реализации снизился на 6,07 тыс. руб., а удельный вес – на 3,7\47%) и каши густые (удельный вес их снизился на 3,53%).
    Как известно, на объем розничного товарооборота  оказывают влияние факторы внутреннего  характера, связанные с использованием основных фондов (таблица 2.1).
Таблица 2.1 Расчет влияния на товарооборот факторов, связанных с использованием основных фондов
Показатели 2008 2009 Отклонение Влияние на товарооборот
Товарооборот, млн. руб. 337,5 646,5 309,2 309,2
Складская площадь, кв. м. 2521,7 3012 490,3 657
Товарооборот  на 1 кв. м., млн. руб. 1,34 2,15 0,81 2439,7
 
    Благоприятное влияние на товарооборот оказывает  прирост  торговой площади и более  рациональное ее использование.
    Расчет  влияния:
    А. изменение торговой площади:
    1,34 * 490,3 = 657 тыс. руб.
    Б. изменение эффективности использования  складских площадей:
    0,81 * 3012 = 2439,7 тыс. руб.
    В. общее влияние:
    657 + 2439,7 = 3096,7 тыс. руб.
    Далее следует провести расчет степени  колебания продаж, коэффициента рентабельности товарооборота. Такой расчет для  оптимального планирования объема закупок  и определения потребности в  оборотных средствах.
    Степень колебания продаж в течение года по отдельным кварталам определим  на основе расчета среднего квадратического отклонения: 
 

    
Кварталы Объем продаж, млн. руб.
2008 г. Удельный вес, % 2009 г. Удельный вес, %
1 84,4 25 168,1 26
2 64,1 19 129,3 20
3 80,3 23,8 155,2 24
4 108,7 32,2 194,0 30
Всего за год 337,5 100 646,7 100
Среднеквартальный уровень 84,4 25 161,7 25
    Таблица 2.2 Расчет степени колебания продаж
     ,
    где Х – объем продаж за квартал, тыс. руб.;
    Хср – среднеквартальный уровень, тыс. руб.;
    П – количество кварталов.
    2008 г.:
     = 15,96 млн. руб.
    Коэффициент вариации (V) составит:
    V = = 15,96 * 100 / 84,4 = 18,9.
    Коэффициент равномерности (Кр) составит:
    Кр = 100 – V = 81,1.     
 

    2009 г.:
     = 23,3 млн. руб.
    Коэффициент вариации (V) составит:
    V=  23,3 * 100 / 161,7  = 14,4.
    Коэффициент равномерности (Кр) составит:
    Кр = 100 – 14,4 = 85,6.
    По  расчетам можно отметить, что степень  колебания продаж в 2009 г. ниже, чем  в 2008 г. на 4,5, в связи с чем коэффициент равномерности возрос на 4,5.
    Проведенный анализ позволяет сделать вывод  об увеличении темпов роста товарооборота, расширении ассортимента реализуемых  товаров, но отмечается ухудшение обслуживания. Основными причинами создавшегося положения стали недостающиеся ритмичность и равномерность выполнения плана товарооборота в течение нескольких кварталов. План товарооборота не выполнен во втором и третьем квартале, незначительно перевыполнен в первом и четвертом квартале. Отсутствие ритмичности в работе предприятия подтверждается удельным весом каждого квартала. Самым низким он был во втором квартале (20%), самым высоким – в четвертом квартале (30%). Это подтверждает и отсутствие равномерной нагрузки.
    Основной  вклад в увеличение товарооборота  внесло увеличение складской площади  и рост эффективности ее использования.
    Негативным  моментом является падение в структуре  товарооборотов доли товаров, которые  бы увеличили его размер – каши, пюре овощные, пюре фруктовые. Такая  тенденция в развитии товарооборота  – результат снижения покупательской способности населения и др. причины.
    Низкая  эффективность управления оптовым  предприятием подтверждается нарушенной индексной цепочкой взаимосвязи  показателей как в 2008 г., так и  в 2009 г. Высокий темп роста валового дохода (таблица 1) при более низком темпе роста товарооборота свидетельствует о росте цен. Вместе с тем все увеличивающиеся темпы роста издержек обращения не позволили реализовать возможности роста цен.
Анализ  издержек обращения
    Рассмотрим  состав и структуру издержек обращения (таб.2.3).
    Таблица 2.3 Состав и структура издержек обращения
Показатели 2008 2009 Отклонение Темп  роста, %
млн. руб. Уд.вес млн. руб. Уд.вес млн. руб. Уд.вес
Условно-переменные издержки, всего 70,8 40,1 135,1 41,1 64,3 1 191
В том  числе: -транспортные  расходы
18,1 10,2 35,4 10,8 17,3 0,6 196
-расходы  по хранению и подготовке товаров  к продаже 15,8 8,9 31,3 9,5 15,5 0,6 198
-расходы  по оплате труда 29,1 16,5 46,6 14,2 17,5 -2,3 160
-отчисления  от ФОТ 7,8 4,4 21,8 6,6 14 2,2 279
Условно-постоянные издержки, всего: 105,7 59,9 193,6 58,9 87,9 28 183
В том  числе: -аренда
34,1 19,3 68,9 21 34,8 1,7 202
-расходы  по содержанию и текущему ремонту  основных средств 31,4 17,7 44,7 13,6 13,3 -4,1 142
Расходы на рекламу 40,2 22,8 80 24,3 39,8 1,5 199
Всего 176,7 100 328,7 100 152 - 186
 
    Из  таблицы 2.3 видно, что на протяжении 2008 – 2009 гг. в структуре издержек преобладают условно-постоянные издержки, их величина в 2009 г. составила 193,6 млн. руб., что на 83% больше, чем в 2008 г.
    Условно-переменные издержки также увеличиваются, составив в 2009 г. 135,1 млн. руб., что на 64,3 млн. руб. или на 91% больше, чем в 2008 г.
    Как в 2008 г., так и в 2009 г. значительной статьей в расходах являются расходы  на рекламу, соответственно, 22,8% и 24,3%.
    По  всем статьям расходов происходит увеличение, причем наибольшими темпами растут отчисления отФОТ и расходы по аренде (за счет увеличения ставок арендной платы).
    В общем же издержки обращения возросли на 86%.
    Анализ  валового дохода
    Основной  целью анализа валовых доходов  является поиск резервов их роста  и достижения на этой основе оптимального соотношения с финансовыми результатами, создание работающей модели управления ими.
    С изучения валового дохода начинают обычно анализ финансовых результатов. От величины валового дохода зависит финансовое положение оптового предприятия, оплаты труда работников, поскольку источником образования прибыли является валовой  доход.
    Для анализа валового дохода используются традиционные и математические методы анализа. К числу основных способов и приемов экономического анализа  относится: оценка абсолютных, относительных  и средних величин, метод сравнения, группировка, индексный, графический, метод ценных подставок, балансовый.
    Состав  и структура валового дохода ОАО  «Прогресс» представлены в таблице 2.4
 


    Таблица 2.4 Состав и структура валового дохода
Показатели Ед. изм. 2008 2009 Отклонения Темп роста, %
Валовой доход, всего млн. руб. 67,14 435,8 368,66 649,2
В том  числе: 1.Валовой доход  от реализации товаров
млн. руб. 58,2 414 355,8 761
Удельный  вес в общей сумме валовых  доходов  % 86,7 95 8,3 -
2.Прочие  доходы от неосновной деятельности млн. руб. 8,9 20,9 12 234
2.1аренда млн. руб. 4,9 9,4 4,5 192
2.2. охранная  деятельность млн. руб. 4,0 11,5 7,5 288
Удельный  вес в общей сумме валового дохода % 13,3 4,8 -8,5 -
Уровень валового дохода (в % к обороту) % 20 67,4 47,4 337
 
    Из  представленных данных видно, что сумма  валовых доходов увеличилась  почти в 6,5 раз, составив 435,8 тыс. руб.
    Общая сумма валового дохода на анализируемом  оптовом предприятии формируется  за счет доходов, полученных от реализации товаров, а также за счет доходов  от прочей не основной деятельности. При  этом, наибольший удельный вес в  составе валового дохода как в 2008 г., так и в 2009 г. приходится на доходы от основной деятельности – реализации товаров. Их удельный вес в 2009 г. составил 95% от общей суммы валового дохода, что на 8,3% больше, чем в 2008 г.
Доля  доходов от неосновной деятельности снижается в 2009 г. на 8,5%, составив всего 4,8%. Но в стоимостном выражении  доходы возросли более чем в 2 раза, причем в основном за счет роста  доходов от услуг по охране, которые  возросли почти в три раза, доходы от аренды возросли на 92%.
Величина  валового дохода зависит от ряда факторов, основными из которых являются: объем  товарооборота и уровень валовых  доходов к товарообороту.
Анализ  прибыли и рентабельности.
В ходе анализа прибыли и рентабельности хозяйствующего субъекта изучают динамику изменения объема балансовой, чистой прибыли, уровня рентабельности, факторы  их определяющие (величину валового дохода, уровень издержек обращения, доходы от других видов деятельности, включая  сальдо внереализационных доходов, размер налогов и др.).
Анализ  прибыли проведем по данным таблицы 2.5
Из таблицы 2.5 видно, что показатели, характеризующие прибыльность предприятия, увеличиваются, так, прибыль от реализации товаров увеличивается в 2009 г. на 813%. Но снижается прибыль от неосновной деятельности на 5,9 тыс. руб. или 72%, хотя ранее мы определили, что доходы от неосновной деятельности возросли более чем в 2 раза. Значительно снизились доходы по этой статье расхода, поэтому снижается прибыль. В связи с этим сумма балансовой прибыли возросла на 725%.
 


Таблицы 2.5 Анализ прибыльности
Показатели 2008г. (млн. руб.) 2009г. (млн. руб.) Отклонения (млн. руб.) Темпы роста, %
Товарооборот 335,7 646,7 311 193
Валовые доходы 67,14 435,8 368,66 649,2
Уровень валового дохода, % 20 67,4 47,4 337
Издержки  обращения 167,7 328,7 152 186
Уровень издержек, % 52,6 50,8 -1,8 96,6
НДС, тыс. руб. 4,2 7 2,8 167
Прибыль от реализации 39,1 318 278,9 813
Прибыль от неосновной деятельности 4,6 -1,3 5,9 28
Балансовая  прибыль 43,7 316,7 273 725
Налог на прибыль 16,6 120,3 103,7 725
Чистая  прибыль 27,1 196,4 169,3 725
Фонд  накопления (45%) 12,2 88,38 76,2 724
Фонд  потребления (35%) 9,5 68,7 59,2 723
Резервный фонд (20%) 5,42 39,3 33,88 725
 
Балансовая  прибыль, уменьшилась на величину налога на прибыль, дает чистую прибыль, которая увеличилась на 725%.
Чистая  прибыль распределяется между тремя  фондами в следующем процентном соотношении:
фонд потребления  – 35%,
фонд накопления – 45%,
резервный фонд – 20%.
На величину прибыли от реализации оказали влияние  следующие факторы:
1. рост товарооборота  в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 311 млн. руб. (с 335,7 до 646,7 млн.  руб.) увеличил балансовую прибыль  на 152,39 млн. руб. (311 * 49 / 100).
    2. увеличение среднего уровня валового  дохода с 20% до 67,4% способствовало  росту прибыли на 174,7 млн. руб. (368,66 * 47,4 / 100).
    3. рост издержек обращения на 86% привел к снижению прибыли  на 11,6 млн. руб. (646,7 * (-1,8) / 100 = -11,6). Знак  минус в данном случае обусловлен  тем, что уменьшение издержек  обращения и прибыли находится  в обратной зависимости, то  есть снижение издержек ведет  к росту прибыли, и, наоборот, их рост – к ее уменьшению.
    4. общее влияние факторов на  прибыль от реализации:
    152,39 + 174,7 – 11,6 – 27,5 = 278,9 млн. руб.
    Снижение  прибыли от прочей деятельности с 4,6 млн. руб. до (-1,3 млн. руб.) привело к  соответствующему снижению величины балансовой прибыли.
    Общее влияние на сумму чистой прибыли  складывается из влияния факторов на объем прибыли от реализации, снижения прибыли от прочих операций, роста  налога на прибыль:
    278,9 – 5,9 – 103,7 = 169,3 млн. руб.
    С положительной стороны работу оптового предприятия характеризуют показатели рентабельности. По сравнению с 2008 г. рентабельность продаж возросла более  чем в 4 раза (по прибыли от реализации) и на 36% (по балансовой прибыли) –  более чем в 3,7 раза и на 22,3% или  более чем в 3,8 раза (по чистой прибыли).
    Рентабельность  затрат, соответственно, возросла на 74,6% (или более чем в 4,4раза).
    Прибыль в расчете на кв. м. складской площади  увеличилась на 0,9%, хотя по значениям  это относительно небольшие цифры.
    На  каждого работника в 2009 г. приходится на 14,2% прибыли больше, чем в 2008 г.
    Таблица 2.6 Показатели рентабельности
Показатели 2008г. (млн. руб.) 2009г. (млн. руб.) Отклонение (млн. руб.) Темпы роста
Рентабельность  продаж, % 11,6 49,2 37,6 424
Рентабельность  затрат, % 22,1 96,7 74,6 438
Фондорентабельность, % 0,06 0,33 0,27 550
Прибыль в расчете на один кв. м. торговой площади, млн. руб. 0,16 1,06 0,9 663
Прибыль в расчете на одного торгового  работника 1,7 15,9 14,2 935
    Это говорит о том, что в 2009 г., деятельность предприятия была эффективнее, чем  в 2008 г. 

        Характеристика предприятия ОАО «Прогресс».
       ОАО «ПРОГРЕСС» - динамично развивающаяся  российская производственная компания, являющаяся лидером на отечественном  рынке детского питания. Ранее входила  в состав ОАО «Лебедянский».
       Компания  производит и продвигает детское  питание «Фруто Няня» (лидирует на рынке  в категориях «соки» и «фруктовые пюре»).
    Основной  производственной площадкой компании является завод «Прогресс», расположенный в городе Липецк. Завод оснащен самым современным оборудованием ведущих мировых производителей. Техническое оснащение производственной площадки:
    10 асептических линий розлива компании производства “Тетра Пак”  (Швеция)
    2 линии для розлива воды в ПЭТ бутылку, производства компании “Сидель” (Франция)
    1 линии для   розлива воды в ПЭТ бутылку, производства компании “Борпак” (Россия)
    1 линия по переработке и производству полуфабрикатов из свежего сырья (пюре и соки прямого отжима), укомплектованная  оборудованием асептического розлива производства компаний “Тетра Пак” (Швеция), стерилизации/пастеризации  производства “Пилачини” (Италия), сепаратором и декантером производства “Вестфалия” (Германия) и другим вспомогательным оборудованием.
    1 линия производства сухих каш компании «Гауда» (Голландия)
    3 линии по производству пюре и соков прямого отжима в стеклянной таре от компаний «Симпак» (Италия) и одна линия «Сидель» (Франция).
    Завод оснащен самым современным оборудованием  ведущих мировых производителей. Производительность завода – 322 671 600 упаковок в год.
    В настоящее время компания осуществляет продажи детского питания и минеральной  воды через своих дистрибьюторов и непосредственно через розничные  торговые сети по всей России и в  странах СНГ.
    В сентябре 1990 года компания выпустила  свою первую продукцию: яблочный концентрированный  сок и соки в пакетах TetraPak. На тот момент это было передовым направлением в производстве сока, это был первый в стране сок в упаковке Tetra Рак. И практически одновременно начинается экспорт концентрированного сока на Западный рынок.
    Основные  бренды, представляющие компанию «ПРОГРЕСС» на рынке - «ФрутоНяня» и «Липецкий Бювет».
    Целью данного предприятия является извлечение прибыли, оно имеет гражданские  права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
    Главным дистрибьютером компании в г. Екатеринбурге является ЗАО «Компания Юнилэнд – Екатеринбург» 

    2.2 Состояние товарных запасов на предприятии ОАО
    «Прогресс».
       При формировании товарных запасов использовались исключительно собственные средства предприятия. Если заимствования и  имели место, то они были настолько  краткосрочными, что не осуществляли значительного влияния на финансовое состояние предприятия. Потери экономической  прибыли от неиспользования заемных  средств компенсируются высоким  уровнем платежеспособности предприятия.
       Основным  элементом планирования товарных запасов, являются их нормирование.
       Нормированию  подлежат запасы текущего хранения
       Нормативы товарных запасов, во многом предопределяют запасы других, их закладывают в  расчеты товарного обеспечения, используют в расчетах при определении  кредитов.
       Норматив  товарных запасов, это оптимальный  размер товарных запасов обеспечивающий бесперебойную продажу товаров при минимуме затрат.
       Расчет  нормативов на конец планируемого периода, устанавливаются в днях и в  сумме. Норматив товарных запасах в днях. Определяется путем деления планируемой суммы товарных запасов на планируемый товарооборот.
       Наиболее  часто используется при планировании, опытно- статистического метода и экономико-статистического метода. Эти методы заключаются в экстраполяции тенденции развития запасов и обуславливающих их факторов с учетом возможных изменений в будущем.
       В управлении товарными запасами используются модели позволяющие определить, объем  поставок, интервал поставок и частоту завоза товаров, оптимальная партия поставки товара может быть проведена по модели Уилсона которая учитывает затраты на осуществление заказа и затраты на хранение запасов.
       Расходы на формирование заказа включают в  себя расходы на поиск поставщиков, расходы на ведение переговоров, расходы на транспортировку, приемку товаров, на погрузочно-разгрузочные товары. Использование математической, экономических моделей по управлением товарными запасами.
      Определим норматив товарных запасов предприятия  ОАО «Прогресс»:
      на  основе информации.
      Т02006 = 96 804,7 тыс.руб.
      Т02007 = 112 302,1 тыс.руб.
      Т02008 = 118 803,5 тыс.руб.
      Т02009 = 121 505,14 тыс.руб.
      Товарные  запасы на конец года
        Т32007 = 41 324,6 тыс.руб.
      Т32008 = 54 227,96 тыс.руб.
      Т32009 = 98 402,61 тыс.руб.
      Определяем  товарный запас на конец года в  днях
      ТЗдн = ТЗк*360/ТО
      Т32007 =41 324,6*360/112 302,1 = 132,5
      ТЗпр.год =54 227,96*360/118 803,5 = 164,3
      ТЗотч.год = 98 402,61*360/121 505,14 = 291,6
      Рассчитываем  скользящие средние
      К1 = 132,5+164,3/2= 148,4
      К2 = 164,3+291,6/2= 227,95
      КЗ = 132,5+148,4/2= 140,5
      К4 = 148,4+227,95/2= 188,2
      К5 = 140,5 + 188,2/2 = 164,35
      Рассчитываем  среднегодовое изменение товарных запасов в днях на конец года.
      164,35 - 148,4 / 4 = 3,9
      Определяем  норматив товарных запасов в днях на кцнец прошлого периода. 
      ТЗ  дн К4 + Ср год.изм. = 291,6+3,9=295,5
      Предположим, что объем товарооборота на 2010 год составит 125150 тыс.руб. Тогда норматив товарных запасов в сумме на конец планового года составит
      Норматив  ТЗ в сумме = норматив ТЗдн * 1дн ТОпл = 295,5*125150/360 = 102 727,3 тыс.руб. 

Рассчитаем  среднегодовое изменение удельного  веса по формуле:
     

    И занесем  получившиеся значения в таблицу  4
 


    Таблица 4 - Структура товарооборота ОАО «Прогресс»
   
 
Товарная  группа
    Уд.вес, %
Скользящие  средние Средне годовое изменение удельного веса
Удельный вес на планируе
мый период 2010,%К4
Товарообо рот 2010, тыс.р.
2007 2008 2009
К1 К2 КЗ
Соки  для детей 25 23 24 24 23,5 24,5 0,25 25 31287,5
Пюре  для детей 30 32 31 31 31,5 30,5 -0,25 22,6 28342,1
Каши  для детей 11 15 16 13 15,5 13,5 0,25 11,08 13867,9
Мясо  для детей 17 18 16 17,5 17 16,5 -0,5 14,64 18324,6
Вода  для детей 17 12 13 14,5 12,5 15 0,25 26,6 33327,9
Всего 100 100 100 100 100 100   100,00 125150
 
   Основным  фактором развития товарооборота торгового  предприятия является рациональное и эффективное использование  товарных ресурсов. Под товарными  ресурсами торгового предприятия  в данном случае понимаются товарные запасы, т.е. запасы товаров, предназначенные  для продажи.
   Анализ  товарных ресурсов компании ОАО «Прогресс» начнем с составления и изучения товарного баланса (таблица 5).
    Таблица 5 - Товарный баланс торгового отдела в действующих ценах, тыс. р.
Показатель 2008г.
    2009г.
Отклонние Влияние на динамику товарооборота
Запасы  товаров на начало периода 18487,94 54227,96 35740,02 35740,02
Поступление товаров 175733,1 217206,11 41473,01 41473,01
Выбытие товаров 3038,0 881,8 -2156,2 2156,2
Запасы  товаров на конец периода 54227,96 98402,61 44174,65 -44174,65
Розничная реализация товаров (товарооборот) 136955, 1 174851,3 37896,2 -
   Розничный товарооборот по компании вырос на 37896,2 тыс. р. в результате увеличения запасов товаров на начало периода  на 35740,02 тыс. р., на 2156,2 тыс. р. в результате сокращения выбытия товаров результате их порчи. Наибольшее влияние на увеличение товарооборота оказал фактор увеличения поступления товаров.
   Увеличение  товарных запасов на конец периода  на 44174,65 тыс. р. привело к сокращению объема реализации. Между тем, запасы на конец периода являются одновременно запасами на начало следующего периода, а развитие торговой деятельности требует увеличения запасов. Торговая деятельность компании ОАО «Прогресс» активно развивается - это показал проведенный выше анализ. Следовательно, увеличение товарных запасов в данном случае нельзя считать отрицательным фактом, причем увеличение происходит незначительное по причине отсутствия складских площадей.
   Таким образом, можно сделать вывод, что  показатели товарного баланса в  целом повлияли на товарооборот отдела в сторону его увеличения. В  отделе более строго подходят к сохранности  товаров, проверке поступивших товаров  на качество. Это позволило существенно  снизить выбытие товаров.
   Важным  вопросом анализа является изучение эффективности использования товарных ресурсов, правильности их распределения. Основным показателем оценки эффективности  использования товарных ресурсов является объём товарооборота на один рубль  товарных ресурсов, который определяется по формуле:                                                                           
     
 

    - эффективности использования  товарных ресурсов, руб.;
   Р - розничный товарооборот, руб.;
   Зн- запасы товаров на начало отчётного периода руб;
   П - поступление товаров, руб.;
   Зк - запасы товаров на конец отчётного периода, руб.;
Для анализа  и оценки эффективности использования  товарных ресурсов составим таблицу  6.  
 
 
 

Показатель 2008 2009 отклонение В % к прошлому  году
Розничный товарооборот, тыс.р. 136955,1 174851,3 37896,2 127,67
Объём товарных ресурсов, тыс.р. 175733,1 217206,11 41473,01 123,6
Прочее  выбытие товаров, тыс.р. 3038,0 881,8 -2156,2 29,0
Объём товарооборота на один рубль товарных ресурсов, р.(ЭТ0В) 0,978 1,010 0,032 103,3
Объём товарных ресурсов на один рубль товарооборота. 0,779 1,242
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.