На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Мониторинг социальных процессов

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 06.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 
 
 
 

контрольная РАБОТА 

Дисциплина «Социология управления » 

На тему:
«Мониторинг социальных процессов» 
 
 
 
 

     Выполнила     Лагуточкина Ю. Л.
     Студентка     5 курса, день
     Специальность    ГМУ
     № зач. книжки    07МГБ01130
     Преподаватель    Доценко Е.В. 

Брянск
2011г. 
 

Содержание
Введение…………………………………………………………………………...……3
    Социальный мониторинг как функция управления……………………...……4
    Сущность и принципы социального мониторинга……………………..……..7
    Социологические исследования как источник получения управленческой информации………………………………………………………………..…….9
    Показатели и индикаторы социального мониторинга………………..….…..11
    Мероприятия по дальнейшему развитию мониторинга социальных процессов………………………………………………………………….……14
Заключение……………………………………………………………………….…....17
Список  использованной литературы………………………………………………...19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Социальный  мониторинг (от лат. monitor — предостерегающий) - это технология наблюдения и анализа изменений социального объекта управления, характеризуемая постоянством, регулярностью осуществления в т Объективные предпосылки и возможности проведения мониторинга заключаются в органическом единстве прошлого, настоящего и будущего, прерывности и непрерывности развития, усиливающихся взаимосвязях — материального и нематериального, экономического и социального, экологического и материального и др. Мониторинг — технология управления, отличающаяся повышенной наукоемкостью; он предполагает наличие квалифицированных специалистов, способных к теоретическому переосмыслению сложных явлений. Его применение сопряжено со все более масштабным использованием новейших научных сведений о глобальных природных, геополитических процессах, о социально-экономических и научно-технических тенденциях.
     Мониторинг  появился в технических системах управления как постоянный (периодический) контроль определенных параметров, которые должны сохраняться в заданных пределах. Мониторинг в социальном управлении первоначально заключался в наблюдении за социально-экономическими процессами. И в том и в другом случае мониторинг был, по существу, пассивным. Постепенно он стал применяться также для целей отслеживания, анализа и прогнозирования текущего состояния экономических, социальных и других объектов, тенденций их развития. В результате мониторинг все более превращается в активную форму познавательной деятельности, развивается как предпосылка преобразования социально-экономических систем.
     Мониторинг  в настоящее время может быть представлен как: специфическая  технология управления; способ контроля над ситуацией, выявления причин расхождения между сущим и должным во внутренней и внешней среде страны, региона, муниципального образования, а также организации; фактор снижения риска при разработке стратегии, при подготовке к хозяйственной деятельности. 
 

      Социальный  мониторинг как функция  управления
      Социальный мониторинг — научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социальной информации и предоставления полученных данных для принятия стратегических и тактических решений на различных уровнях управления.  
      Социальный  мониторинг - достаточно новая форма  научно-практической активности, цель которой состоит в получении и обработке упреждающей информации о состоянии системы и тенденциях ее развития. Эта цель достигается посредством использования некоторых групп явлений, параметров, факторов, входящих в понятийную форму "мониторинговые индикаторы", формирующуюся по критериям комплексности, интегративности отражения результирующего состояния основных причинных взаимодействий в их количественных и качественных взаимосвязях. Однако в последнее время она стала чрезвычайно популярной и активно используется для изучения общественного мнения, уровня жизни населения, социально-политической ситуации в регионах. Это объясняется потребностями общественной практики, характеризующейся динамизмом общественных перемен, а следовательно, неэффективностью разовых исследований, а также его организационными преимуществами, связанными с возможностью комплексной и однозначной интерпретации параметров изучаемого процесса или явления, доступных измерению и обработке.  
      В настоящее время понятие "социальный мониторинг" трактуется по-разному в зависимости от различного видения его сущности: экологический, экономический, социологический, психологический. В научной литературе сделаны первые попытки осмыслить методологические и методические основы данного способа организации социальных исследований.  
      Однако  пока еще нет такой работы, которая  дала бы целостное представление  о социологическом мониторинге, тем более раскрыла бы его специфику, связанную с социальным воспроизводством дифференцированных субъектов жизнедеятельности. Социальная сфера общества представляет собой сложную систему, в которой в значительной степени присутствуют элементы непредсказуемости, неопределенности, связанные с корреляционной, вариативной зависимостью следствия от причины, включением в социальные взаимодействия мыслительной деятельности индивидов. Все это определяет характер ее развития как вероятностный. Однако, как показывает опыт исторического развития социальной сферы, она обладает стабильностью некоторых тенденций, повторяемостью особенностей социального воспроизводства населения, стереотипов потребительского поведения. Это дает основания предположить принципиальную возможность социального предвидения ее изменения на основе выделения научно обоснованных параметров, характеризующих данный социальный процесс и сохраняющих стабильность и прогнозную однозначность. Стабильность повторяющейся реальности, в основе которой лежат законы, определяющие развитие пространства социального воспроизводства человека, групп, и является методологической основой разработки мониторинга как информационной технологии, обеспечивающей целеполагание, предвидение, прогнозирование и планирование управления данной подсистемой общества.   
      Важной  предпосылкой создания социального  мониторинга стало всестороннее изучение социальной сферы. Увеличение степени ее изученности позволяет с большей точностью сформировать группы показателей, образующих в своей сущности единый смысловой ряд и характеризующих специфику социального воспроизводства и его динамику. А значит, получать более точную информацию о состоянии объекта наблюдения, с максимальной точностью оценивать вероятность наступления возможных тенденций и явлений в итоге более эффективно воздействовать на социальную сферу с целью повышения или понижения вероятности наступления конкретных событий, тех или других направлений развития.  
      Мониторинг  социальной сферы выступает как  особая информационная технология, позволяющая  получать информацию о социальном воспроизводстве  населения во всем многообразии взаимодействия всех ее компонентов как системы  с целью оперативного оценивания и прогноза возможных ее состояний и выработки коррекционно-упреждающих мер управленческого воздействия.  
      В концептуальном плане он отражает все  многообразие процессов и явлений, протекающих в социальной сфере, направлен на обеспечение системного подхода к анализу социальной безопасности населения. Он открывает возможности прогнозирования тенденций развития социальных отношений и процессов в обществе или регионе, разработки на этой основе научно обоснованных программ социального развития, социальной защиты населения и повышения потенциала социальной сферы. Это представляется сегодня значимым, поскольку в условиях системного кризиса с еще большей силой возникает потребность в этой деятельности.  
      Предметное  поле мониторингового наблюдения представляется как динамично функционирующая совокупность социальных отношений определенного качества и содержания, возникающих между взаимодействующими субъектами. При этом его пространство охватывает различные уровни структурной организации управления социальной жизнью субъектов и позволяет проследить влияние на складывающиеся взаимоотношения между людьми, их социальное самочувствие, социальную ситуацию в обществе, регионе и обеспечивает комплексный, многоуровневый подход к формированию методического инструментария мониторинга.  
      Это предметное поле описывается информативной  и универсальной для обеспечения  эффективного контроля и прогноза динамики процесса социального воспроизводства  реальной жизни дифференцированных субъектов системой показателей. Она обеспечивает целостное отражение совокупности факторов и конкретных ситуаций, под воздействием которых развертываются связи и отношения людей, требующие социозащитных гарантий и принятия практических мер. В содержательном плане система показателей ориентирована на изучение признаков, характеризующих социальные отношения субъектов социальной деятельности, оценку их качества, выражаемую через категорию "социальная безопасность". Она представлена системой объективных, внешних для данного субъекта (специфика социальной ситуации, социальный статус и т.п.), и субъективных (ожидания, ценностные ориентации и т.п.) обстоятельств его жизнедеятельности. Для каждой группы этих показателей в мониторинге предусмотрены свои специальные методы сбора, обработки, анализа. 
 

    Сущность  и принципы социального  мониторинга.
Именно  социальный мониторинг обеспечивает эффективное  управление социальными процессами и явлениями.
Объекты социального мониторинга: социальные процессы и явления, которые могут влиять на характер экономического развития, политические ситуации, ход общественных преобразований в стране.
Например, развитие малого предпринимательства  может способствовать формированию среднего класса.
Основные  принципы мониторинга:
    полнота, системность и достоверность социальной информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация;
    сопоставимость получаемых данных путем использования единой методологии сбора и анализа информации;
    сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.
Социальный  мониторинг связан с непосредственным изучением социального наблюдения в его естественных условиях.
С помощью  мониторинга можно получать разнообразную информацию для анализа: социальной структуры экономики, социальной направленности проводимых реформ; социальной стратификации населения и основных тенденций ее изменения и других социальных явлений и процессов.
Особый  интерес представляет мониторинг развития малого предпринимательства и влияние этого процесса на решение проблем занятости. Малое предпринимательство является важнейшим компонентом проводимых в России экономических реформ и может определять основные контуры социально-экономического развития не только страны в целом, но и регионов.
В условиях роста безработицы люди стали проявлять интерес к предпринимательской деятельности и самозанятости.
Социальный  мониторинг позволяет фиксировать  события и элементы человеческого  поведения в момент их совершения, появления. Он дает представление о действиях людей в определенных социальных ситуациях.
Мониторинг  предполагает изучение фактов, событий, результатов, связанных с объектом наблюдения.
Систематическое наблюдение за состоянием социальных объектов требует обоснованной и планомерной организации сбора и анализа данных, необходимых для социального мониторинга.
При организации  социального мониторинга можно  ориентироваться на систему показателей, учитывающих сущность его островных  объектов.
Показатели  объединяются в следующие подсистемы (блоки):
    государственное управление;
    расходы на социальные нужды;
    политическая статистика;
    население и социальная стратификация;
    социальная инфраструктура;
    образ жизни.
Таким образом, объектом социального мониторинга  являются люди, различные характеристики их поведения и деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Социологические исследования как  источник получения  управленческой информации.
      Методикой    социологического    исследования    называют    тактику
исследования, тот есть  систему  операций,  процедур,  приемов установления социальных фактов, их  систематизации  и  средств  анализа.  К  методическим инструментам относят способы сбора первичных данных,  правила  осуществления  выборочных исследований, способы построения  социальных  показателей  и  др.
            Процедурой социологического исследования  можно назвать определенный порядок  действий,  направленных  на  выполнение  задач  конкретного   этапа социологического  исследования  (подготовки  исследования,  сбор   первичной социологической информации, подготовка информации к обработке и обработка, анализ). Можно выделить  методологические,  методические  и  организационно- технические процедуры, общей целью которых  является  получение  достоверных данных об изучаемом явлении или процессе...
      Программой социологического исследования называют изложение теоретико-методологических   предпосылок   в   соответствии   с    основными    целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил  процедуры, а  также  логической  последовательности  операций  для  проверки   гипотез.
      Методический  раздел  программы   социологического   исследования   является концептуальной схемой исследования, которая содержит общий логический  план, на основе которого  осуществляется  переход  от  теоретических  положений  к использованию   методов   измерения,   регистрации   и    анализа    данных; упорядочивает  методические  средства   и   процедуры   в   соответствии   с поставленными задачами, обеспечивает возможность  сопоставления  результатов разных исследований.
      В двадцать первом веке человечество сформировалось в высокоразвитое, интеллектуальное общество, в котором превосходно  развиты различные социальные структуры. Но, как и раньше, перед ним  продолжают возникать всевозможные проблемы. Например, потребность оценить мнение общественности относительно какого-либо продукта или услуги. Появляется резонный вопрос, каким образом это сделать? Для рациональной реализации данной задачи нужно хорошо понимать саму суть проблемы, ее причины. Для этого и существуют социологические исследования. Что такое социологические исследования? Социологические исследования, это система последовательных процедур, связанных одной целью: получить объективные и достоверные данные об изучаемом объекте, услуге или явлении.  
Такие социологические исследования очень важны и имеют огромное значение. Их трудно переоценить, ведь они помогают исследователю не останавливаться в своих исследованиях. Опровергать или подтверждать свои гипотезы и догадки. Оценивать и анализировать, собранную в ходе проведения социологических исследований, информацию об изучаемом объекте или явлении.  
Социологические исследования играют роль своеобразного моста, между окружающей действительностью и теоретическими познаниями.  С помощью социологических исследований появляется возможность обозначить довольно обширный круг задач и вопросов и подсказать конкретные методы и рекомендации для их решения.  
Проведение социологических исследований состоит из нескольких этапов: подготовительный этап, основной и завершающий. Первый этап социологического исследования содержит в себе разработку программ исследования. Второй этап включает в себя само проведение социологических исследований. И третий этап социологических исследований, это анализ и обработка данных, а так же формирование определенных выводов.  
Виды социологических исследований подразделяются на разведывательные социологические исследования, описательные исследования и аналитические исследования. Первый вид исследований считается наиболее простым. Второй вид социологических исследований является более сложным видом. При нем происходит более обширный охват респондентов и применяется обработка машинами. Третий вид социологических исследований, это самое глубокое и сложное исследование, которое помогает рассматривать динамику исследуемого явления. 
 

      Показатели  и индикаторы социального  мониторинга
     Общесоциальные  индикаторы, используемые при проведении мониторинга, весьма многообразны. С точки зрения экономики наибольший интерес имеют данные об экономической активности населения, самореализации людей в труде, старения (или омоложения) населения и др. 
     Доля  пожилых людей в общей численности  населения России достигла 21%. В 36 регионах удельный вес пожилых и престарелых существенно превышает среднероссийские показатели. Территории страны, где он достигает значений от 26 до 28,5%, характеризуют как «зоны демографического бедствия».
     В качестве пороговых мониторинговых индикаторов используются также данные о генетических изменениях (увеличение на 1-3% ежегодно врожденных уродств свидетельствует о том, что роковая черта пройдена); сокращении продолжительности жизни (пороговое значение обычно принимается за 70 лет); характере и динамике заболеваний населения; превышении допустимых коэффициентов загрязнения среды; потреблении отдельных видов продуктов.
     Установлено, например, что относительно безопасное для генофонда потребление алкоголя составляет до 8 л чистого спирта на человека в год. В России его потребление более чем вдвое больше; это неминуемо отразится на будущих поколениях россиян, хотя и по-разному в различных регионах страны. Предметом мониторинга служит также структура потребления домашних хозяйств. Согласно оценкам, если из бюджета семьи ежемесячно тратится на питание 80% средств, то со временем может наступить деградация человека как личности и т. п.
     Перспективным является использование индекса  развития человеческого потенциала, индикаторов предпринимательского и инвестиционного климата на территории страны. Эти показатели достаточно сложны. Индекс развития человеческого потенциала, в частности, включает показатели: прогнозируемая при рождении продолжительность жизни; процент грамотного взрослого населения; количество обязательных лет обучения в школе; количество людей с высшим образованием на 1000 человек и др.
     Относительно  широко распространен мониторинг благосостояния населения на основе анализа потребительской корзины. В разных странах и регионах она различается существенно - и по набору товаров, услуг, и по стоимости. В России в нее включено около десятка основных предметов, в Люксембурге - 173, в Великобритании - 600 и т. д.
     Мониторинг  данного вида позволяет количественно  оценивать такие категории, как бедность, нищета, прожиточный минимум и др. Анализ процессов маргинализации позволил, в частности, выделить среди тех, кто ниже черты бедности, различные группы и слои, относительно которых требуется проводить специфические меры социальной защиты, поддержки, а также стимулирования к самообеспечению.
     Экономическим и политическим центром страны осуществляется мониторинг политических процессов, международных экономических связей и отношений, статуса России в мировом сообществе, а также отслеживается динамика развития регионов страны, оценивается мера развития и стагнации отдельных из них, действенность помощи по вертикали, основные характерные социальные и экономические процессы в регионах, соответствие индикаторов и показателей предельным уровням и др.
     В регионах реализуются все основные виды общественных отношений и жизнедеятельности. Их социально-экономическое развитие проявляется как органическая часть  глобальных (общемировых) и национальных процессов, однако при этом оно осуществляется с учетом региональных особенностей.
     Специфическими  объектами мониторинга в регионах являются:
     демографические процессы, в том числе естественное движение населения;
     состояние воздушного и водного бассейнов;
     качество  питьевой воды;
     радиационное  загрязнение;
     транспортное загрязнение (в крупных индустриальных центрах и городских агломерациях) и др.
     Предметом экономического мониторинга регионов все более становятся:
     экономическая динамика в целом;
     устойчивость  предприятий экспортной ориентации на внешних рынках, процессы потери (уступка) или завоевания ими новых рыночных позиций;
     криминализация  экономических структур;
     изменение трудовой мотивации населения;
     движение  финансовых потоков и финансового  обеспечения, прежде всего, отраслей специализации  и социальной сферы;
     состояние технологического потенциала и др.
     Перечень  статистических показателей социально-экономического положения муниципальных образований утвержден постановлением Госкомстата России от 29 марта 1996 г. № 24. Они применяются для контроля ситуации и принятия оперативных мер.
     Для целей же стратегических, своевременного выявления и устранения факторов, сдерживающих развитие муниципальных  образований в средне- и долговременной перспективе, целесообразно использовать также иные индикаторы и показатели. Их разработка активно ведется во многих странах мира.
     В связи с этим представляется интересным подход Центра ООН по исследованию населенных пунктов - НАВIТАТ. Для характеристики развития города предложены: основные показатели (использование земли, структура собственности, население, распределение дохода, размер и темпы формирования домохозяйств и др.); показатели социально-экономического развития (занятость населения, ожидаемая продолжительность жизни, уровень грамотности и др.); данные об инфраструктуре, транспорте, состоянии природной среды, качестве местного управления и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Мероприятия по дальнейшему развитию мониторинга социальных процессов
    Необходимо  помнить, что реализация мониторинга  качества жизни населения и его  основных задач предполагает организационное, информационное, техническое, правовое и финансовое обеспечение со стороны органов местного самоуправления.
    Информационный  фонд социально-экономического мониторинга  должен представлять собой систематизированные  многолетние данные об экономической и социальной обстановке, складывающейся на территории муниципалитета в разрезе, например, основных направлений мониторинга, нормативно-справочные материалы, сведенные в статистические регистры и Базы данных.
    Укрупнено информационный фонд может состоять из данных, характеризующих:
    - здоровье  населения;
    - уровень жизни  населения;
    - образ жизни  населения;
    - социально-экономический  потенциал территории и т. д.
    Информационной  основой социально-экономического мониторинга  территории могут служить  базы данных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта РФ, учреждений и организаций; специализированные базы данных наблюдения за состоянием здоровья и физическим развитием населения, за обеспечением санитарно – эпидемиологического благополучия  среды обитания человека и т.п.; данные государственной статистической отчетности, материалы обследований, программ, проектов и т.д.
    Поддержка баз данных социально-экономического мониторинга должна осуществляться комплексом программно-технологических и технических средств, функционирующих на уровне МСУ, который должен осуществлять формирование, обновление и актуализацию показателей.
    Функционирование  социально-экономического мониторинга  территории должно осуществляться на соответствующей правовой основе. Это правовые механизмы взаимодействия информационного фонда мониторинга с органами управления, учреждениями, организациями, уполномоченными наведения данного мониторинга; правовые формы защиты информации, гарантии информационной безопасности.
    Финансовое  обеспечение разработки и поддержания  в работоспособном состоянии  системы социально-экономического мониторинга территории должны обеспечивать местные органы управления за счет бюджетных средств. Вместе с тем, учитывая практически повсеместный бюджетный дефицит, следует использовать возможности привлечения и других источников финансирования. Так, например, информационный фонд мониторинга территории муниципального округа включает множество самых разнообразных данных, которые могут быть полезны для различных субъектов хозяйствования как на данной территории, так и за ее пределами, в том числе и за рубежом.
     Социальный  мониторинг- инструмент современной  социальной политики. Он позволяет  лицам, формирующим политику, направлять ее на достижение четко сформулированных целей. Он позволяет группировкам с различной ориентацией рассматривать и обсуждать политические вопросы на прочной основе информации. Это дает значительные преимущества, т.к. помогает структурировать политическую дискуссию и позволяет сбалансировать подход к  социально- экономической политике.
     В России в настоящее время существует достаточно большое число исследовательских  организаций, разрабатывающих множество  специфических проблем социального  мониторинга. Такое положение предопределяется особенностями каждой исследуемой отрасли народного хозяйства, интересами ученых и т.д. Вот лишь некоторые из них1:
     1.Мониторинг  экономических условий в Российской  Федерации; Российский Продольный (мониторинг, основанный на использовании  выборки постоянного состава на всем протяжении исследования) Мониторинг (РПМ)
     2.Всероссийское  панельное исследование
     3.Бюджетное  исследование Госкомстата
     4.Мониторинг  социально- экономического потенциала  семьи, опубликованный Министерством  труда и социального развития
     5.Мониторинг социальной защиты (ТАСИС)
    Все эти примеры имеют разную направленность. Они основаны на различных методологиях и дают различные результаты, но конечно не предоставляют все  проводимые исследования в социально- экономической сфере России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение
      Предметное  поле мониторингового наблюдения представляется как динамично функционирующая  совокупность социальных отношений  определенного качества и содержания, возникающих между взаимодействующими субъектами. При этом его пространство охватывает различные уровни структурной организации управления социальной жизнью субъектов и позволяет проследить влияние на складывающиеся взаимоотношения между людьми, их социальное самочувствие, социальную ситуацию в обществе, регионе и обеспечивает комплексный, многоуровневый подход к формированию методического инструментария мониторинга.  
      

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.