На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Семья как социокультурная среда обитания

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 06.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Реферат на тему: Семья как социокультурная среда воспитания.

ВВЕДЕНИЕ.
      Проблема  формирования нравственной основы личности в семье в наши дни стала  чрезвычайно актуальна. Эта тема широко рассматривается в сфере  педагогики, психологии и других наук. Актуальность её заключается в том, что в данное время дети независимо от степени благополучия их семьи  вырастают жестокими, высокомерными и без чувства совести и стыда. В связи с этим, целью семейного воспитания наряду с прочими, является формирование в личности нравственной чистоты (В.И. Нефедов, Ю.Ю. Щербань).
      А. Шемишурина и В. Шутова утверждают, что начинать формирование добрых чувств у ребёнка лучше всего в дошкольном возрасте. В этот период ребёнок ещё не задумывается над тем, что он делает. И только в младшем школьном возрасте он уже даёт некоторую оценку своим поступкам. Таким образом, рассматривая дошкольный возраст в качестве сенситивного периода, мы можем проследить механизм становления нравственных качеств личности.
      Вопросы формирования нравственной основы личности в семье рассматривались в  трудах учёных-педагогов: В.М. Бехтерев, А.С. Макаренко, М. Демков, А. Шемишурина, В. Шутова, большое внимание уделяли дошкольному возрасту и влиянию на ребёнка в этот период главным образом семьи.
      М. Демков в своей работе уделял внимание не только дошкольному возрасту, но и младшему школьному. Он утверждал, что воспитательный процесс необходимо построить так, чтобы дети систематически получали нравственные знания и представления. Таким образом, по мнению учёного  основу нравственного воспитания закладывает  семья, и дальнейшее её развитие осуществляется в рамках школы.
      В работе А. Шемишурина и В. Шутовой очень подробно говорится о способах формирования нравственности у детей дошкольного возраста. Они предлагают обратиться к фольклорным источникам: к песням, к сказкам и т.д.
      1. Нравственная основа  личности и условия  ее формирования.
      В рассмотрении этого вопроса мы должны обратиться к понятию нравственность. Нравственность - это внутренние духовные качества, которыми руководствуется  человек, этические нормы, правила  поведения, определяемые этими качествами.
      Нравственность  как состояние духа детерминирует  поведение человека изнутри, из души, из совести, помогает установить против негативных внешних воздействий. Суждение внутренним нравственным убеждением, высоким гуманным принципам делает человека духовным существом и обеспечивает уважение к самому себе. Нравственность возникает как совокупный продукт  материально-духовного, социального  бытия человека. В ней есть то духовное, общее для всех нравственных людей, что составляет её стержень, и, что выражается в её принципах  жизнедеятельности.
      Нравственное  воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс  общечеловеческой морали. Результатом  целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в  единстве её сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.
      Основополагающей  базовой категорией нравственного  воспитания является понятие нравственного  чувства - постоянного эмоционального ощущения, переживания реальных нравственных отношений и взаимодействий. Нравственность для ребенка - прежде всего это  живое чувство, реальное состояние. Нравственное воспитание, игнорирующее эмоциональную сферу, эстетическое отношение к действительности является слабосильным, неспособным формировать  внутренние стимулы и побуждения высоконравственных поступков детей, управлять их поведением. Нравственное чувство является основообразующим началом человеческой морали. Составляющим элементом нравственного чувства  является нравственное сознание - это активный процесс отражения ребёнком своих нравственных отношений, состояний. Оно предполагает знание, моральных принципов, норм и, одновременно, постоянное осознание и осмысление своего нравственно положения в обществе, морального состояния, ощущения, чувства.
      Движущей  силой нравственного сознания является нравственное мышление - процесс постоянного  накопления и осмысления нравственных факторов, отношений. Нравственные переживания  порождаются единством чувственных  состояний, отражённых в сознании, и  их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением.
      Нравственные  чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуется в единстве все названные  компоненты. Нравственное воспитание - это не вдалбливание, не заучивание моральных норм и бездушная отработка  привычек, а это есть активный жизненный  процесс отношений, взаимодействий, это процесс постоянных решений, выбор волевых действий в пользу тех или иных моральных норм. Результатом  нравственного воспитания является нравственная воспитанность. О нравственной воспитанности свидетельствует  глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, стыду и сочувствию.
      Успех нравственного воспитания детей  во многом зависит от характера субъективного  нравственного пространства, в котором  они живут. В него входят:
      Отношения и общение в коллективе;
      Отношения и общение на улице;
      Общение с товарищами;
      Отношение к себе;
      Отношение к природе, к внешнему миру;
      Отношение к общественным требованиям;
      Отношения в семье, которое является самым  важным пространством для ребёнка.
      2. Семейное воспитание  как основной фактор  становления нравственной  основы личности.
      Что же такое семейное воспитание?
      Воспитание - это такой процесс взаимодействия родителей и детей, который непременно должен доставлять удовольствие как  той, так и другой стороне.
      Семья - это колыбель духовного рождения человека. Она является одним их древнейших институтов воспитания, где  происходит самопознание и формируются  потребности ребёнка в любви, ласке, уважении и общении. Семья  также является первичной средой, где человек должен учиться творить  добро.
      Первыми и главными воспитателями ребёнка  являются родители, обращаясь к ним  А.С. Макаренко говорил: "Главные  основы воспитания человека закладываются  до 5 лет, а далее идёт только обработка  человека".
      Дошкольный  возраст, по определению А.Н. Леонтьева, представляет собой период "первоначального  фактического складывания" личности. Именно в эти годы происходит становление  основных личностных механизмов и образований. Стержнем личности является нравственная позиция человека, в формировании которой решающая роль принадлежит  семье.
      Именно  семья закладывает фундамент  становления нравственной позиции  ребёнка. Благодаря постоянству, длительности, эмоциональной окрашенности воспитательных воздействий, их разнообразию, своевременному использованию механизма подкрепления. Поэтому все отклонения в семейном нравственном воспитании ребёнка могут  серьёзно осложнить его дальнейшую жизнь, когда он столкнётся с иными  моральными ценностями и требованиями.
      Из  опыта воспитания детей огромное значение имеет здоровый тон семейной жизни, нравственная атмосфера семьи, её уклад и стиль. Под этим всем подразумевается взаимоотношения  внутри семьи и нравственные идеалы.
      Семья в воспитании ребёнка-дошкольника  является первой и часто единственной средой, которая формирует его  личность. Дошкольное детство - период высокой чувствительности ребёнка  к воспитательному воздействию  и влиянию среды. В семье ребёнок  опосредует нормы человеческого  сознания, усваивает нравственные ценности. Её воспитательные воздействия определяют характер поведения ребёнка в  семье.
      Как известно, дошкольники являются в  этот период очень хорошими наблюдателями  и то, что они видят вокруг, всё проецируют на себя. Следовательно, жизнь родителей, их моральный облик  всегда и всюду находится под  пристальным взглядом детей. Это  для них некая школа нравов. По своей природе дети также являются некими исследователями уже в  ранние годы своей жизни. Они стремятся  к познанию, выявлению и установлению истины. Если в первые годы жизни  ребёнок установил истину и утвердил, что лучше папы и мамы никого нет, то пусть эта истина навсегда останется  ею. В этом главенствующую роль играет нравственный облик родителей, который  импонирует детям и заражает их, оставляя глубокий отпечаток на всю  последующую жизнь.
      Большую роль в семейном воспитании играет авторитет родителей. Без родительского  авторитета воспитание невозможно. Главным  основанием родительского авторитета может быть работа родителей, их гражданское  лицо, поведение. Авторитет - это влияние  какого-либо лица, основанное на знаниях, нравственных достоинствах и жизненном  опыте.
      Быть  авторитетным родителем - значит притягивать  ребёнка силой обаяния своей  личности, руководить и помогать там, где необходимо.
      Чаще  всего авторитетом семьи является глава семейства - это отец, который  непосредственно должен владеть  нравственно-этической зрелостью, умением общаться с детьми. Именно в общении с детьми родитель обязан способствовать развитию их индивидуальности, а не подгонять индивидуальность под шаблон.
      Авторитет родителей не является единственным фактором в становлении нравственности личности, наряду с ним можно выделить также и общеобразовательную  и педагогическую подготовленность родителей. Концепция семейной педагогики - это создание системы воспитания, обеспечивающей всестороннее и гармоничное  развитие личности. Только такое семейное воспитание может сделать ребёнка  счастливым.
      Все правила нравственности и доброжелательства  должны передаваться детям чаще и  скорее всего не словами, а фактами  самой повседневной жизнедеятельности. При этом необходимо, чтобы собственная  нравственность воспитания была безупречна.
      Воспитание  в семье носит комплексный, естественный характер. Важнейшим фактором реализации воспитательного потенциала семьи  выступает сознательная, целенаправленная и систематическая воспитательная деятельность родителей, которая подчинена  ценностному идеалу и направлена на то, чтобы способствовать самосовершенствованию  ребёнка в его стремлении стать  полноценной высоконравственной личностью.
      Пристальное внимание в формировании нравственной основы ребёнка, должно быть обращено на содержание и идейную направленность дошкольника.
      Руководя  любимым видом деятельности, взрослые могут повлиять на чувственную сферу  ребёнка, его нравственные проявления, формировать у него начало идейной  направленности.
      Каждый  вид детской деятельности в силу своей специфики создаёт наиболее благоприятные возможности для  осуществления определённых задач  воспитания, например, в игре формируются  коллективные навыки, нравственные качества.
      Хорошая семья представляет собой коллектив, где все члены спаяны отношениями  любви, взаимопомощи, ответственности  друг за друга. В семье дети учатся разделять радости других людей, что представляет собой одну их величайших ценностей жизни.
      Как правило, семья должна оказывать  на ребёнка только положительное  влияние, но это бывает не всегда. Бывают случаи и отрицательного воздействия  на ребёнка, это конфликтная сторона  семьи, куда входят постоянные ссоры, скандалы между членами семьи конфликтная  сторона семьи нередко приводит к отрицательным последствиям в  развитии личности, и 88% детей в такой  ситуации чувствуют себя ущербными  и несчастными.
      Таким образом, из всего вышесказанного можно  сделать вывод, что основным источником воздействия на ребёнка в сфере  формирования нравственной основы личности является семья. Именно семья создаёт  для ребёнка ту модель жизни, в  которую он включается. Влияние родителей  должно обеспечивать их физическое совершенство и нравственную чистоту. Каждый ребёнок  невольно и неосознанно повторяет  своих родителей, подражает им, т.е. в основу воспитания закладывается  принцип "делай как я".
                Наиболее значимые для современного воспитания детей и педагогического просвещения родителей следует обозначить такие пункты как:
      1) Для воспитания лучших качеств  и чувств можно обратиться  за помощью к Культуре и  Красоте, пропуская их через  душу и сердце к душе и  сердцу ребёнка.
      Культура - это сумма поведения, это сложная  сумма выработанных привычек, в основе которых положены нравственные нормы. Культура, если она воспитана с  детства, становится неотъемлемым достоянием человека, она руководит в дальнейшем его поступками.
      Красота - доброта, гармония, но так же это  не только физическая красота, но и  духовная, выраженная в подвигах во имя добра и той же Красоты.
      Для воспитания красотой родители и воспитатели  должны создать условия для возникновения  радости, уверенности, эстетических переживаний  и других нравственных чувств.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.