На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Религия как форма духовного освоения мира

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 06.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
    Введение………………………………………………………………………3
    Социальные, гносеологические и психологические корни религии, ее функции……………………………………………………………………….4
    Атеизм в системе мировоззрения и в духовной культуре………………...7
    В современной российской реальности большое значение придается такой     форме     духовного освоения мира как религии. Верно ли это, и, какова ваша позиция по данному вопросу?...............................................................9
    Заключение…………………………………………………………………..10
    Список литературы………………………………………………………….11
  

          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
 
 

Введение 

Религия являет собой важный и необходимый феномен  духовной жизни человека и общества. Это, по словам А. Шопенгау
эра, метафизика народа», т.е. его философия как  неотъемлемый компонент его мировоззрения. Изучением религии занимается прежде: богословие, а также история и  философия — каждая под  особым углом зрения. Богословие стремится  к адекватному толкованию фактов религиозного сознания. История религии  исследует процесс возникновения  и развития религиозного сознания, сравнивает и классифицирует античные религии с целью найти общие  принципы их становления. Философия  анализирует, прежде всего, сущность религии, определяет ее место в системе  мировоззрения, выявляет ее психологические  и социальные аспекты, ее онтологический и познавательный смысл, высвечивает  соотношение веры и знания, анализирует  системы отношения человека и  Бога, нравственный смысл религии  ее роль в жизни общества, в развитии духовности, как человека, так и  человечества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Социальные, гносеологические и психологические корни религии, её функции.
     По  отношению к религии в нашей  отечественной литературе сложился негативный стереотип. Религия изначально определялась как "опиум для народа". Действительно, религия при определенных обстоятельствах может быть и  опиумом для населения, но ведь негативную роль может играть и плохая мораль, и дурной эстетический вкус, и неумная  политика. Но из этого никто не делает вывод о необходимости исключения морали, искусства, политики из жизни общества.
     Каждая  форма сознания является ответом  на общественную потребность. Не составляет исключения и религия. Если религии  инкриминируют деятельность института  инквизиции, то с таким же успехом  политику можно сделать ответственной  за революции, а науку за феномен  Чернобыля. Не существует абсолютного  зла, как не следует искать и абсолютное добро. Нужно при оценке той или  другой формы сознания исходить из принципа конкретности истины. А посему следует разобраться, при каких  условиях религия играет негативную или положительную роль, выявить  ее социальные, гносеологические и  психологические основания.
     Социальные  корни религии в самом общем  виде можно определить как потребность  в иллюзорном восполнении практического  бессилия людей, их неспособности управлять  силами природы и их собственными общественными отношениями. Другими  словами, социальные основания религии  отчасти коренятся в страхе человека перед природой, в бессилии его  перед угнетением и отчуждением  в обществе, в переключении сознания людей с установки изменить реальную земную жизнь на иллюзии справедливости в том, другом мире.
Рассматривая  отмеченные социальные основания религии, не следует закрывать глаза и  на тот факт, что мифология как  архетип сознания, исчерпав свои возможности  и выполнив свое назначение, передает эстафету одновременно религии и  философии. Религия в качестве правопреемника возьмет на себя охранную функцию  общества, освящая и закрепляя  сложившиеся традиции, обычаи, нравы. Религия станет средством социальной интеграции обеспечения целостности  и единства общества, что не исключает  возможности быть и "опиумом для  народа".
     Гносеологические  основания религии заключаются  в способности сознания отрываться от действительности. Познание мира обеспечивается в процессе формирования образа мира, объективного по содержанию и субъективного  по восприятию. Все формы как чувственного, так и рационального познания (ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение) несут в себе возможность "дорисовать" образ отраженного мира, опираясь на воображение и фантазию. И чем дальше образ отстоит от отраженной реальности, тем больше возможность превратного ее отражения. И вот уже понятие как образ, замещающий реальность, существует не просто само по себе, а заявляет о претензии быть первореальностью.
     Психологические основания религии заключены  в эксцентрической сущности человека, его открытости, незавершенности  и незащищенности.
Уже мыслители  эпохи Возрождения подметили  пограничность человека, причастность его к "тленному миру земли" и к "вечному миру небес". Человек является "визитной карточкой" единства конечного и бесконечного. Он осознает вечность Вселенной и переживает свою конечность (летальность). Смерть природного начала очевидна, чего нельзя сказать абсолютно о его духовном начале. Человек жаждет бессмертия и обретает его в религии.
Благодаря мышлению, человек способен объять всю Вселенную. Но, будучи существом конечным, человек  не способен ни эмпирически, ни логически воссоздать истинный образ Бесконечности. А жить в мире непознанном трудно. Отсюда стремление обрести если не истину мира, то хотя бы веру в него.
Внутренний мир  человека ориентирован на диалог с  самым совершенным собеседником, с которым более уместно молчание, чем изречение. Идеал совершенного собеседника человек безуспешно ищет в обществе, а находит в  Боге, поднимаясь над бытием в мире и соприкасаясь с бытием мира.
     И социальные, и гносеологические, и  психологические основания религии  задают лишь возможность обращения  человека к религии. Что касается реализации этой возможности, то она  зависит от самого человека, от условий  воспитания, от образа и качества жизни, от уровня его развития.
     Главным признаком религии является вера в сверхъестественное. "Сверхъестественное" - это нечто, стоящее вне естественного, выпадающее из цепи причинных связей и зависимостей, не подчиняющееся действию обычных законов развития. А поэтому религиозная вера не включена в общую систему познания и практики людей. Ее социальная основа - практическое бессилие, отчуждение человека от всего, от всех и от самого себя. Ее гносеологический источник - ограниченность человеческого сознания, неспособность его проникнуть в область трансцендентного (бесконечность). И наконец, ее психологические корни - стремление выдать желаемое за действительность, если не разрешить, то хотя бы преодолеть существующие противоречия иллюзиями.
     Возникновение религии связано с развитием  интеллекта, формированием абстрактного мышления, когда возникает возможность  отрыва мысли о предмете от самого предмета мысли. Возникающие общие  понятия, как заместители отраженной реальности, в силу относительной  самостоятельности и внутренней логики собственного развития, из средства освоения единичной реальности инверсируют в самоценность с претензией быть первореальностью.
     Религия как социальный институт выполняет  в обществе
следующие функции:
Мировоззренческая функция. Во всем мире религия дает ответы на животрепещущие вопросы о смысле существования, причине человеческих страданий и сущности смерти. Эти ответы дают людям ощущение цели. Вместо того чтобы чувствовать себя беспомощными существами, влачащими бессмысленное существование под ударами судьбы, верующие убеждены в том, что их жизни составляют часть единого божественного замысла.
Компенсаторная  функция. Ответы, которые дает религия на вопросы о смысле существования, даруют верующим утешение, убеждая их в том, что их страдания на земле не напрасны. Религиозные ритуалы, связанные с такими критическими событиями, как болезнь и смерть, позволяют людям сохранять душевное равновесие в горькие часы жизни и примиряют их с неизбежным. Индивид знает, что другие сочувствуют ему, и находит утешение в знакомых и четко установленных ритуалах.
     Функция социальной самоидентификации. Религиозные учения и отправления объединяют верующих в сообщество людей, разделяющих одни и те же ценности и преследующих одни и те же цели ("мы, иудеи", "мы, христиане", "мы, мусульмане"). Религиозные ритуалы, сопровождающие, к примеру, церемонию бракосочетания, связывают невесту и жениха с более крупным сообществом людей, желающих молодым добра. То же относится и к прочим религиозным обрядам, например крещению младенца или отпеванию покойника.
     Социально-регламентирующая функция. Религиозные учения не вполне абстракция. Они также применимы к повседневной жизни людей. К примеру, четыре из Десяти Заповедей, проповеданных Моисеем израильтянам, имеют отношение к Богу, зато в шести прочих содержатся наставления для повседневной жизни людей, в том числе касающиеся отношений с родителями, работодателями и соседями.
     Функция социального контроля. Религия не только задает нормы для повседневной жизни, но и осуществляет контроль за поведением людей. Большинство норм религиозной группы применимо только к ее членам, однако некоторые нормы устанавливают ограничения и для других граждан, не принадлежащих к религиозной общине. Примером этого положения являются религиозные наставления, вошедшие в состав уголовного законодательства. Так, в Адаптационная функция. Религия способна помочь людям адаптироваться к новой среде. Например, иммигрантам не так легко приспособиться к представляющимся им странными обычаям новой страны. Сохраняя родной язык, знакомые ритуалы и вероучения, религия обеспечивает неразрывную связь иммигрантов с их культурным прошлым.
Социально-критическая  функция. Хотя религия зачастую настолько тесно связана с господствующим социальным строем, что оказывает сопротивление переменам, бывают случаи, когда она выступает с критикой наличной ситуации в обществе. В 1960-е гг. в США движение в защиту гражданских прав, боровшееся за отмену сегрегации в общественных местах и уменьшение расовой дискриминации в южных избирательных округах США, возглавляли религиозные лидеры, особенно лидеры афро-американских церквей, например Мартин Лютер Кинг, баптистский священник. Речь, произнесенная Кингом в 1963 г. в Вашингтоне, произвела на слушателей неизгладимое впечатление благодаря часто повторяющимся словам оратора "у меня есть мечта". Кинг подразумевал под своей мечтой конец расовой дискриминации, когда "все божьи дети" будут жить в гармонии и мире. Несмотря на то что он был убит 4 апреля 1968 г., его мечта продолжает жить во многих сердцах. Церкви также выполняли роль центров, осуществлявших подготовку демонстрантов и организацию митингов 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Атеизм в системе мировоззрения и в духовной культуре. 

    Атеизм  – неверие в существование  каких либо сверхъестественных сил  или существ (например Бога, богов, дьяволов, духов , ангелов и т.п.) или отрицание их существования, а так же связанное с ним отрицание религии. Атеизм – одна из наиболее последовательных форм свободомыслия в критике религиозных взглядов на мир. Атеизм – закономерный элемент культуры, вызванный к жизни социальными потребностями.
    В античные времена атеистами называли всех, кто отрицал божества, государственные  культы или народные верованию Покушение  на веру в богов воспринималось и  оценивалось как покушение на существующий строй. Платон усматривал в атеизме «величайшее из зол», источник смут, беззакония и безнравственности. Надо было обладать большим мужеством, чтобы, подобно Критию, жившему в конце V в начале IVв. До н.э., открыто заявить что он не признает никаких богов, не признает перед лицом беззакония и произвола по отношению к слабым и беззащитным. Это был атеизм, который отрицал Бога во имя утверждения человека, видел свою цель в том, чтобы освободить его от «тягостного гнета религии», как писал римский философ Лукрецкий Кар.
    В Новое время атеизм получил развитие в связи с буржуазными революциями  зарождением естествознания. Французские  материалисты XVIII в. Дидро, Гольбах, Гельвеций рассматривали религию и церковь как опору деспотизма и тирании. В религиозных они видели предрассудки и суеверия, воплощение невежества, обрекающего человечество на слепоту и рабство. Они считали лицемерной религиозную мораль, утверждали несовместимость религии с наукой и просто со здравым смыслом, разумным пониманием человеческих интересов. Достаточно открыть глаза, писал Гольбах, чтобы увидеть, сколь опасно для человечества духовенство. Оно стремится поработить дух и потому объявляет войну науке и разуму. Священники, это враги человечества, чтобы держать в повиновении своих сограждан, стремится обречь их на невежество, нужду, Они развращают народ, разрушают его талант и способность к действию. Они обогащаются, пользуясь легковерием людей. Церковь должна быть лишена светской власти. Французские атеисты-просветители видели в религии заблуждение, порождение невежества или сознательный обман.
    В развитии атеизма видную роль сыграл немецкий философ  Л.Фейербах (1804-1872гг). Вне природы и человека, как  считал Л.Фейербах, нет ничего Бог  – создание человеческой фантазии. Богу человек приписывает свои черты, он их как бы проецирует вовне, «отчуждает»  от себя и переносит на «небо». И  чем больше он приписывает Богу, тем больше опустошает себя. Л. Файербах в самых “туманных” порождениях религиозной фантазии стремится обнаружить их земное происхождение, свести «небеса» на «землю». Его атеизм пронизан гуманистическим пафосом: человек – высшее существо для человека, достойное любви и поклонения.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.