На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


диссертация Екатерина II и общественное мнение (1762-1796 гг.)

Информация:

Тип работы: диссертация. Добавлен: 06.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Екатерина II и общественное мнение (1762-1796 гг.)

Автореферат
Диссертация
Артикул: 395481
Год: 
2010
Автор: 
Баклашов, Александр  Иванович
Ученая cтепень: 
кандидат исторических наук
Место защиты диссертации: 
Москва 
Код cпециальности ВАК: 
07.00.02
Специальность: 
Отечественная история 
Количество cтраниц: 
278
Оглавление: 
Введение.
Источники.
Историография.
Глава I. Основные направления деятельности императрицы  по укреплению репутации власти, формы  и эффективность их реализации.
1.1. Представления  Екатерины II об идеальном образе  монарха. 
1.2. Манифесты  и узаконения как средства  формирования общественного мнения.
1.3. Организация  общественных мероприятий и их  роль в укреплении авторитета  царствующей персоны. 
1.4. Система образования  в формировании «верноподданнических  чувств». 
1.5. Периодическая  печать и литература. Цензурные  меры.
1.6. Поездки и  путешествия Екатерины II и их  роль в формировании образа  власти.
1.7. Переписка  Екатерины II как форма «политической  рекламы».
1.8. Степень эффективности  власти в формировании образа  монарха среди подданных. 
Глава II. «Пропагандистская  политика» Екатерины II на примере  русско-турецких войн (1768-1774, 1787-1791).
2.1. Меры по  укреплению авторитета армии  и военной службы в обществе.
2.2. Идеологическое  обоснование русско-турецких войн  и их освещение в печати.
2.3. Торжества  по случаю побед и заключения  мира с Оттоманской Портой.
2.4. Деятельность  церкви в армии и среди народа  во время восточных конфликтов.
2.5. Организация  общественного мнения в Европе  в связи с русскотурецкими  войнами. 
Введение: 
Эпоха Екатерины  Великой является переломной в истории  России. Это своего рода переходный период от России дворцовых переворотов, когда положение монархов в государстве  было неустойчивым и зависело от поддержки  дворянской элиты и гвардии, к  России с упорядоченной государственной  властью, бурным промышленным взлетом  и развитым общественным мнением. Получение  вольности дворянством позволило  больше мыслить, писать, думать, появились  первые русские просветители, зарождалась  интеллигенция. Другая сторона екатерининского  правления -пик развития крепостного  права, что также обуславливало  российскую действительность. Острые социальные противоречия эпохи вылились в Крестьянскую войну 1773-1775 гг.
Различные стороны  правления Екатерины Великой  не раз становились предметом  углубленного исследования. Ее притягательная и во многом противоречивая фигура всегда вызывала повышенный интерес  историков. В наши дни стремление проанализировать разные аспекты царствования императрицы не ослабевает. Об этом свидетельствуют многочисленные международные  конференции в Москве, Санкт-Петербурге, Казани1, издание целого ряда монографий отечественных и зарубежных авторов.
Власть в разные эпохи внушала подданным, что  все осуществляемые меры совершаются  для их блага. Это было характерно для просвещенного монарха XVIII века, для большевиков, пришедших к  власти в 1917г., это столь же характерно для настоящего времени. Таким образом, тема нашего
1 20 марта 2009 года  в Москве, в Центральном Доме  ученых Российской Академии наук  состоялись «XV Международные Дашковские  чтения»; 25-26 сентября 2009 года в Казани  прошли «Вторые Кремлевские чтения»:  «Екатерина II и имперское многообразие  России: опыт политического и  культурного взаимодействия». исследования  актуальна и сейчас, так как  приемы и способы воздействия  универсальны во все времена. 
Современники  и потомки именовали Екатерину II Великой потому, что ее деятельность способствовала усилению, величию России. Именно в утверждении величия  страны императрица видела главную  задачу царствования. Могущество империи  выражалось не только в успехах русского оружия, но и в создании материальной базы, обеспечивавшей эти победы и  иные достижения, прежде всего, многочисленные реформы, укрепившие государство.
Екатерина И, как  мудрая правительница, понимала, что  успехи внутренних преобразований и  внешнеполитические победы зависят  от одобрения и широкой поддержки  подданными верховной власти. Это  обусловило формирование общественного  мнения, как важного стимула в  эффективном решении государственных  задач; являлось главным направлением деятельности государственной власти. До Екатерины Великой лишь Петр I придавал этому значение: в указах, уставах, посредством литературы разъяснял  позицию правительства, воспитывал верноподданнические чувства.
Научная новизна  исследования заключается в том, что политика Екатерины Великой  рассматривается через призму укрепления престижа монарха. Методы и способы  организации общественного мнения в правление императрицы разбираются  в их совокупности, что дает основание  поставить вопрос об эффективности  предпринимаемых пропагандистских мер. Впервые выявленные пути и средства формирования общественного мнения рассматриваются применительно  к русско-турецким войнам (1768-1774, 1787-1791 гг.).
Прежде чем  определить круг исследуемых задач, необходимо обратиться к понятию  «общественное мнение». Конечно, мы понимаем условность его применения для России второй половины XVIII века. Однако попытаемся выяснить, что же оно представляло в то время, и  кто являлся его носителем. В.Я. Гросул отмечает: «Общественное мнение — это, прежде всего, мнение общества, зарождение которого мы. связываем  с эпохой Петра I, с его преобразованиями. Именно с тех пор мы можем говорить о светском обществе как особом организме, особой прослойке между властью  и народом»1. П.Н. Милюков общественное мнение понимал более широко, видел  его и до эпохи Петра I. Но время  Екатерины II в процессе его становления  было более значимым .
В науке общественное мнение рассматривается по трем параметрам: мнение общества, мнение народа и мнение населения в целом.
Под общественным мнением в России екатерининского  периода мы понимаем отношение разных слоев населения к тем мероприятиям, которые предпринимались на государственном  уровне. В реалиях того времени - это, прежде всего, окружение императрицы, элита дворянства, дворянское сословие в целом, средние слои и даже крепостное крестьянство3. Отметим, что общественное мнение предполагает «устойчивые, долговременные взгляды, на те или иные животрепещущие вопросы общественного характера»4.
Другим часто  употребляемым нами термином является «образ верховной власти» - форма  отражения верховной власти в  сознании подданных, понимаемая комплексно: на чувственном уровне (ощущения, восприятия и представления) и на уровне мышления (понятия, суждения, концепции, теории)5. Образ - это обобщенное представление или оценка, сложившиеся на основании полученной информации6.
В Российской империи  идеология и политика всегда были предельно персонифицированы. Соответственно восприятие подданными государственной  идеологии (а, стало быть, и идеологии  верховной власти)
1 Гросул В.Я.  Русское общество ХУШ-Х1Х веков.  Традиции и новации. М., 2003. С. 72.
2 Милюков П.Н.  Очерки по истории русской  культуры. Т.З. М., 1995. С.282, 337.
3 В Европе  оно зарождалось и росло во  второй половине XVIII века преимущественно  в среднем классе населения  — в мелкопоместном дворянстве, в мире ученых, в среде торговых  людей, даже в корпусе офицеров  и отчасти среди низшего духовенства. 
4 Гросул В.Я.  Русское общество ХУШ-Х1Х веков.  Традиции и новации. М., 2003. С. 72.
5 Образ // Философия.  Энциклопедический словарь. М., 1989. С. 432.
6 Большая энциклопедия  в 62-х тт. М., 2006. Т. 33. С. 228. было в  значительной мере обусловлено  восприятием образа конкретного  носителя верховной власти —  в его идеологической, политической  и эстетической составляющих.
Инструментами воздействия на общественное мнение со стороны государства являются пропаганда и цензура. Речь пойдет, прежде всего, о первом.
В нашей работе под термином «пропаганда» подразумевается  политическая и идеологическая ее составляющая - распространение взглядов, идей царствующей  особы (информации, фактов, аргументов) с целью укрепления репутации  верховной власти, формирования положительного отношения подданных к проводимой политике. В екатерининское время  пропаганда сводилась к систематическим  попыткам убеждения посредством  различных символов: слов, лозунгов, монументов, медалей, музыки и т.д.
При этом отметим, что отличие пропаганды от других форм выражения мнения, заключается, в том, что в ее основе лежит  организованная воля, желание убедить  в чем-то других или активизировать их деятельность1.
Хронологические рамки диссертации определяются периодом правления Екатерины II: временем, когда в области внутренней и  внешней политики не только были закреплены достижения предыдущих эпох, но и достигнуты качественные сдвиги в главных сферах общественной жизни.
Цель диссертации - выявить государственную политику по укреплению престижа верховной власти, пути и методы ее осуществления.
Для ее достижения были поставлены следующие задачи: проанализировать манифесты и узаконения, всенародно провозглашаемые; рассмотреть  общественные мероприятия Екатерины II (торжества по случаю важных государственных  событий, праздники, юбилеи); показать место системы образования в  формировании «верноподданнических чувств»;
1 Байрау Д.  Пропаганда как механизм самомобнлизации  // ВИ. 2008. № 1. С. 91. проанализировать  содержание периодической печати  и литерагуры и определить  степень влияния цензуры; раскрыть  механизмы того, как власть добивалась  поддержки населения на местах, в отдаленных губерниях через  путешествия и поездки императрицы;  рассмотреть обширную эпистолярную  деятельность Екатерины и тем  самым оценить ее личный вклад  в создание образа идеального  монарха внутри страны и в  Европе; на примере русско-турецких  войн изучить государственные  приемы по мобилизации общественного  мнения в России и за рубежом;  выявить степень эффективности  усилий власти в деле организации  общественного мнения.
Методологической  основой диссертации являются принципы диалектики и историзма, научности  и объективности. Они реализуются  в комплексе к изучению исторического  процесса. Также применяются сравнительно - исторический, проблемно-хронологический  и системно-структурный методы, выработанные отечественной и зарубежной историографией. Всесторонний анализ деятельности Екатерины II позволит раскрыть внутренние механизмы  и сущность политики императрицы  по укреплению престижа власти, формы  и способы ее реализации в зависимости  от решаемых государственных задач  в тот или иной период ее царствования.
Структура диссертации  определяется целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений, содержащих наглядные элементы репрезентации  образа императрицы.
Заключение: 
Заключение 
При подведении итогов нашего исследования попытаемся ответить на вопрос: существовала ли государственная  политика по укреплению престижа верховной  власти в годы правления Екатерины II? Если под определением «государственная политика» понимать совокупность целей, задач, приоритетов, принципов, стратегических программ и плановых мероприятий, которые  разрабатываются и реализуются  органами государственной власти, то, на наш вгляд, ответ будет отрицательным. Но, если государственную политику рассматривать как средство, позволяющее  власти достичь определённых целей  в конкретной области, используя  при этом правовые, экономические, административные и иные методы и средства воздействия, и мощные ресурсы, имеющиеся в  ее распоряжении, то склоняемся, скорее, к положительному ответу на этот вопрос. В работе мы исходили из второго  определения, и поэтому пришли к  выводу, что совокупность мер, используемых монархиней для повышения авторитета власти, вполне может рассматриваться  как государственная политика. Это  политика включала в себя конкретные мероприятия Екатерины II, укреплявшие  престиж трона. Ее ключевые инициативы, искусно обеспеченные «информационным  прикрытием», были окрашенны в соответствующие  идеологические цвета.
Внутри - и внешнеполитическая обстановка влияла на ход «пропагандистской» политики Екатерины II. В неспокойные  для страны годы войн, социальных взрывов (крестьянская война), любого проявления оппозиционности властям (например, дворянская «фронда», издательская деятельность московских просветителей, объединившиеся вокруг Н.И. Новикова) усиливались, меры по укреплению лояльности монархии. К  ним можно отнести «милостивые  манифесты» и указы о введении цензурного контроля, а также публикацию правительством печатных материалов официального характера (комедии, автором которых была императрица, панегирические речи, литература, направленная против внешних врагов
России и т.д.). В то же время повышалась нагрузка на идеологическую сторону, доносимых  до населения официальных текстов  или символов (триумфальные арки, монументы  и т.д.).
Второй важной особенностью политики Екатерины II по укреплению престижа верховной власти являлось то, что все начинания  императрицы шли в фарватере  интересов разных слоев общества. Но, прежде всего, взор государыни был  обращен на дворянство (Генеральное  межевание, вольность дворянства, свобода  промыслов и торговли, внешняя  политика и т.д.). Именно общественное мнение, желания и чаяния высшего  сословия, которые императрица воплощала  в жизнь, укрепили ее положение на троне, возвысили ее, сделали легитимным монархом и обеспечили поддержку  политического курса. При этом Екатерина II создавала ореол монарха, который  заботится обо всех своих подданных, вне зависимости от сословия. Доказательством  чего могут служить различные  милости, «расточаемые» императрицей купцам, мещанам, крестьянам («манифесты о дарованных народу милостях» включали в себя пункты о прощении недоимок с подушного сбора с помещичьих крестьян», издавались указы о понижении  цены на соль), рядовым солдатам по случаю многочисленных торжеств и побед.
В основе утверждения  авторитета власти, ее популярности в  широких слоях населения лежало создание культа царствующей особы, возвеличивание образа Екатерины И, идейной основой чего стала концепция  «общего блага». Для этого применялся целый ряд способов. Манифесты  и именные указы императрицы, предваряя каждую значимую меру, являлись обращением монарха к народу. Они  разъясняли цели и намерения правительства, воспитывали подданных в духе послушания и просвещения, утверждали идеи («общее благо», «преданность трону», «любовь к Отечеству», милосердие, смягчение нравов и т.д.). Являясь  частью целенаправленной политики, тексты всенародно оглашаемых законов составлялись по определенным «шаблонам». При этом власти умело использовали самые  разнообразные средства для того, чтобы довести содержание этих законов  до представителей различных сословий. На законодательном уровне определялся  порядок рассылки манифестов по церквям  с целью их оглашения, вводился контроль за тем, чтобы никаких задержек в  этом процессе не было. Важной особенностью информирования о принятых Екатериной II законах являлось ежегодное издание  сборников указов.
Государственные торжества представляли собой стройную систему правительственных мер (в  том числе и на законодательном  уровне) и состояли из различных  актов, включающих элементы пропаганды (торжественные богослужения, благодарственные речи, различные «милости», наглядно-демонстративные  элементы, народные увеселения).
Свидетельством  фундаментального подхода в рассматриваемой  политике является усилия, направленные на воспитание юношества в «верноподданническом духе». В основе реформирования системы  образования лежали идеи «создания» «истинного» гражданина, патриота, «сына Отечества». Тем самым формировался определенный менталитет юных подданных, вырабатывалась психология поддержки  трона. Будущие поколения должны были проявлять покорность властям.
Использование периодической печати и оётдельных сочинений в качестве своеобразного  метода «коммуникации» между императрицей и ее подданными мы с полным основанием можем рассматривать в качестве одного из центральных звеньев пропагандистской политики Екатерины II. С его помощью можно было не только внушать наиболее образованной части общества (дворянству, купечеству, мещанству) идеи преданности монарху, но и противодействовать растущим «оппозиционным взглядам». Екатерина II лично способствовала качественному скачку развития прессы и издательского дела. Литературное творчество императрицы, ее выступления в качестве публициста, писателя, философа способствовали появлению хвалебных отзывов на ее политику.
Средством формирования образа «идеального монарха» в широких  слоях населения стали путешествия  Екатерины II, потому их церемониал состоял  из комплекса специально продуманных  мероприятий.
Императрица широко использовала корреспондентскую сеть в деле организации общественного  мнения. О масштабности ее работы в  этом направлении свидетельствует  то обстоятельство, что число ее адресатов доходило почти до полутысячи. В переписке с соотечественниками (сановниками, генералами) Екатерина  Велик ая м ногократно подчеркивала, что все, чем она руководствуется  в управлении страной, это государственный  интерес. Венценосная особа отмечала заслуги подданных перед страной. В письмах к многочисленным иностранным  корреспондентам императрица подчеркивала величие и могущество России, успехи своего царствования, но при этом замалчивала  недостатки правления. Некоторым наиболее преданным своим европейским  корреспондентам Екатерина даже платила за их «работу»: по существу, они являлись агентами ее влияния  в Европе.
Наиболее ярко ее мероприятия по укреплению престижа монархии отразились в освещении  русско-турецких войн второй половины XVIII в. На их примере можно проследить государственный механизм воздействия  пропаганды на подданных. Популяризация  проводимой внешней политики сопровождалась особыми мерами по укреплению авторитета воинской службы. Сущность их заключалась, прежде всего, в значительных привилегиях  и льготах служащим в армии, участникам войн (это касалось, в основном, высшего  сословия), системе поощрений и  пожалований, которая затрагивала  и простых солдат.
Власть уделяла  особое внимание идеологическому обоснованию  русско-турецких войн, их информационному  освещению, в том числе и на окраинах великой империи. Манифесты  и периодическая печать доносили до подданных официальную позицию  о войнах и их причинах. Военные  конфликты с Османской империей объяснялись необходимостью защиты православной веры, единоверных славян и греков.
Для усиления эмоционального воздействия власть обращалась к  поэтическим мотивам. Исторические и мифологические образы наполняли  военные оды, формировали образ  Екатерины во время войны: Афина-Паллада, Минерва со щитом; прославляли победы русского оружия, героев сражений. Оды  и солдатский фольклор, различная  пропагандистская литература о войне (в том числе переводная) издавались в качестве отдельных печатных материалов.
Торжества в  честь побед и заключения мира являлись ключевым звеном в системе  политико-пропагандистских мероприятий, направленных на популяризацию внешней  политики Екатерины II, восточного его  направления, в широких слоях  населения.
Церковь использовалась как «коммуникационное» средство донесения  правительственной позиции до широких  слоев подданных. Власть стремилась улучшить положение духовенства, в том числе военного. Православные священники проводили многостороннюю деятельность, направленную на формирование патриотических чувств.
Императрица направляла деятельность русских дипломатов, которые  использовали свободную европейскую  прессу, чтобы развернуть кампанию в поддержку России и обоснования  ее действий против Турции.
Екатерина II, как  никто из российских реформаторов, отчетливо понимала важность положительных  откликов на ее политику со стороны  общества. Выявляя степень эффективности  правительственных мер по укреплению престижа власти, мы пришли к выводу, что они были весьма результативны.
В дворянской среде  преобладало положительное отношение  к царствующей особе. Инициативы по строительству памятников в ее честь, поднесение Екатерине II титула «матери Отечества» являются косвенными примерами популярности императрицы. Однако, наиболее просвещенная и прогрессивная  часть благородного сословия была настроена  не столь восторженно. Неоднородность общественного мнения выразилась в  критике существующей российской действительности (порча нравов, крепостнические порядки, фаворитизм, недостаток правосудия). Оппозиционные  настроения имели место в армейской (Н. Озеров) и придворной среде (Н.И. Панин, Д.И. Фонвизин).
Отношение представителей податных сословий (купечества, мещанства, но, главным образом, крестьянства) к Екатерине II и ее политике было разным. Народные массы проявляли  недовольство усилением феодальной эксплуатации, результатом чего, как  известно, была Крестьянская война. Сомнительная легитимность императрицы получила отражение в оценках отдельных  представителей, выходцев из низов («недостойная престола» и «удобно будет, и  лишить ее оного, как убийцу»). Появление  самозванцев из среды простого народа под именами коронованных особ свидетельствует  о том, что какая-то часть населения  была настроена критично к Екатерине II. Венценосная особа критиковалась  как, «павшая на роскошь и распутную  жизнь», правительство обвинялось в  разврате.
В крестьянской среде ропот вызывали многочисленные войны, поскольку основные их тяготы ложились на плечи землепашцев. Притесняемые своими господами и военной администрацией сельские труженики зачастую не проявляли  покорности властям, протестуя против увеличения подушной подати. Но, говорить о крестьянских настроениях того времени можно лишь косвенно, а  недовольные найдутся при любых  правителях.
Результативность  екатерининских мер по укреплению престижа монархии очевидна, поскольку все  же в основной своей массе податные сословия поддерживали государственные  начинания императрицы. Мы констатируем, что в целом авторитет Екатерины II в среде низших слоев населения  был высок. В «народном мнении»  монархиня выглядела как благоверная  и мягкосердечная императрица, единственная «управа» на всевозможных «сильных людей», «мудрая Государыня», защитница  православия. Образ «идеального  правителя», создаваемый Екатериной II Великой в значительной мере совпадал с монархическими представлениями  широких слоев населения.
Таким образом, сущность государственной политики по укреплению престижа верховной власти в годы екатерининского правления  заключалась в целенаправленном использовании «власть предержащими»  комплекса методов, направленных на создание в глазах подданных из числа всех сословий ореола справедливой, милосердной и просвещенной императрицы.
Список литературы: 
1. Ф. 1. «Секретные  пакеты». Оп. 1. Д. 1-101.
2. Ф. 5. «Переписка  высочайших особ с частными  лицами». Оп. 1. Д. 85, 152. Ф. 6. «Уголовные  дела по государственным преступлениям». Оп. 1. Д. № 407.
3. Ф. 7. «Преображенский  приказ, тайная канцелярия и тайная  экспедиция». Оп. 2. Д. 497,697,2047,2061, 2068,2079,2093,2092,2097.
4. Ф. 10. «Кабинет  Екатерины II и его продолжение». Оп. 2. Д. 1-342; Оп. 3. Д. 263.
5. Ф. 11. «Переписка  разных лиц». Оп. 1.Д. 696, 859, 913, 946. Ф. 16. «Внутреннее управление». Оп. 1. Д. 720.
6. Ф. 142. «Царские  подлинные письма» (Письма Екатерины  II). Оп. 4. Д. № 1-108.1. РГВИА: 
7. Ф. 6. «Вдовье  повытье комиссариатской экспедиции  военной коллегии». Д. 10128.
8. Ф. 7. «Экспедиция  военно-сиротских учреждений военной  коллегии». Д. 697.
9. Ф. 20. «Воинская  (секретная) экспедиция военной  коллегии». Оп. 1. Д. 769.
10. Ф. 24. «Кабинет  е.и.в.» («Кабинетские дела»). Д. 270, 846.253 РГАЛИ: 
11. Ф. 1337. «Коллекция  мемуаров и дневников». Д. 140. Оп. 1. 4.1. Л. 22. Ф. 1339. «Собрание документов  писателей, ученых, общественных  деятелей».1. АВПРИ 
12. Ф. 93. «Сношения  России с Францией». Оп. 93/6. Д. 211.1. Опубликованные:
13. Академические  известия. 1779. СПб., 1779.1-III.
14. Аксаков С.Т.  Детские годы Багрова внука,  служащие продолжением семейной  хроники. СПб., 1891.
15. Архив Государственного  Совета. СПб., 1869. Т. I.
16. Архив князя  Воронцова. М., 1870-1895.
17. Бакмейстер  И. Г. Историческое известие  о изваянном конном изображении  Петра Великаго сочиненное коллежским  асессором и библиотекарем Имп.  Академии наук Иваном Бакмейстером. СПб., 1786.
18. Бецкой И.И.  Генеральный план московского  воспитательного дома (Императорский  воспитательный дом в Москве). Ч. 1- 3 СПб., 1763. 1767.
19. Бецкой И.И.  Разсуждения служащия руководством  к новому установлению Шляхетнаго  кадетскаго корпуса, сколько принадлежит  до воинской чести. СПб., 1766.
20. Бецкой И.И.  Устав Имп. Шляхетнаго сухопутнаго  кадетскаго корпуса. СПб., 1766.
21. Бибиков A.A. Записки о жизни и службе  А. И. Бибикова. СПб., 1817.
22. Болотов А.Т.  Жизнь и приключения Андрея  Болотова, описанные самим им  для своих потомков. М., 1993.
23. Велизер. Сочинения  господина Мармонтеля, члена Французской  академии, переведен на Волге.  М., 1768.12. «Вечера» 1772, Изд. 2-е. М., 1788.1.
24. Винский Г.С.  Мое время // История России  и дома Романовых в мемуарах  современников XVII-XX. Екатерина II. Фасад и задворки империи. Большие  политики и «маленькие люди»  второй половины XVIII века. М., 2007.
25. Воинский календарь  на 1765 год с приложением генералитетских  и штабских списков. СПб., 1765.
26. Вольтер и Екатерина II. Переписка. СПб., 1882.
27. Вольтер Екатерина II, 3 января 1773 г. // Documents of Catherine the Great: The Correspondence with Voltaire and the Instruction of 1767 in the English Text of 1768 / Ed. By W.F. Redaway. Cambridge, 1931. P. 177-178
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.