На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Сущность и содержание социально-профилактической деятельности социального работника

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 06.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение ........................................................................................................................ 2 

Глава 1. Сущность и содержание социальной профилактики в деятельности социального  работника .............................................................................................. 5
      1.1. Сущность и содержание социальной профилактики ................................ 5
      1.2. Комплексное планирование социальной профилактики
      правонарушений .................................................................................................. 8 

Глава 2. Формы и методы профилактической работы, применяемые в практике социальной работы ................................................................................. 15
      2.1. Основные профилактические методы социальной работы ....................15
    2.2. Формы и методы психопрофилактической службы социальной работы.................................................................................................................. 18 

Глава 3. Практика рассмотрение технологии социальной профилактики в Вооруженных  Силах Российской Федерации ………………………………….. 22
     3.1. Технология социальной работы  с военнослужащими и их семьями  … 22
     3.2. Социальная работа с допризывной  молодежью ………………………. 31 

Заключение ................................................................................................................. 37 

Список  использованной литературы .................................................................... 38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

      Актуальность темы. В настоящее время вся социальная сфера Российской Федерации переживает острый кризис. Все понимают, что давно настала пора коренного реформирования не только всей социальной инфраструктуры страны в целом, но и таких важных ее компонентов, как сущность и формы организации социальной работы.
      Особо важное и значимое место в этом плане занимает сущность и содержание социально-профилактической деятельности социального работника. Это связано, прежде всего, с пониманием того, что  социальные неурядицы проще не допускать, а не устранять уже появившиеся проблемы.
      Не  будет ошибкой предположить, что социальная профилактика является важнейшими составными частями деятельности по социальной поддержке и социальной защите. Именно такие задачи решаются многими наиболее известными учреждениями и организациями в этой сфере – службами занятости и отделами социальной защиты населения, миграционными службами и отделами социального обеспечения, службами психологической поддержки и отделами по защите прав детей и т.п.
      Однако выявление и решение социальных проблем различного уровня организации предполагает и деятельность, направленную на предупреждение
проблемных  ситуаций и жизненных затруднений, их предвосхищение и предвидение. Речь идёт о деятельности по социальной профилактике. Что же представляет собой эта часть профессиональной деятельности социальных работников, какое место она занимает в  системе социальной поддержки и  помощи, каковы её основополагающие характеристики?
      Социальная  профилактика – это сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата.
      Кардинальные  изменения, которые происходят в  области политической, экономической  жизни России, не могут не оказать влияния на эффективность социальной профилактической (предупредительной) работы с различными группами населения. Основой для разработки комплекса профилактических мер являются исследования в самых различных отраслях знания: социологии, экономике, психологии, педагогике, медицине, юриспруденции, криминологии.
      Практическая  реализация профилактической социальной работы в деятельности социального  работника возможна лишь при решении  ряда вопросов социально-экономического, организационно-управленческого, педагогического, социально-психологического, нормативно-правового и кадрового обеспечения.
      Актуальность  этой проблемы обусловлена тем, что  в практику социальной работы активно внедряются различные формы новых профилактических (превентивных) служб — психологические консультации, социально-педагогические центры, «телефоны доверия», социальные приюты, реабилитационные центры и т.п., но их развитие во многом затрудняется отсутствием системного подхода, научной и практической базы в области профилактики.
      В связи с вышеизложенным, считаем, что изучение сущности и особенностей технологии социальной профилактики в  высшей степени актуальным и требующим  подробного и детализированного рассмотрения.
      Степень разработанности  проблемы. Если говорить об ученых, анализ сущности и содержания технологий социальной профилактики позволяет сделать вывод о том, что в первом случае речь идёт о выявлении и постановке конкретной проблемы или комплекса проблем, препятствующих процессу полноценной жизнедеятельности человека, группы или коллектива. Во втором случае предполагается принятие определённых мер, направленных на полное или частичное разрешение выявленных проблем и оптимизацию процесса жизнедеятельности субъекта, то среди них наиболее известны работы таких отечественных и зарубежных исследователей, как:
     Зайнышева И.Г. – уделяет внимания всем не только проблемам технологии профилактической работы, но и рассматривает практическую реализацию профилактической социальной работы служб.
     Работы  же Саппс, Уэллс К. затрагивают, в большей степени, опыт социальной работы в профессии практической социальной профилактики. Этой теме они уделяет больше внимания. Нежели технологиям социально-профилактической работы.
     Филонов Л.Б. рассмотрел наиболее полное количество детерминации возникновения и развития отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением. Не рассмотрены работы с социально-профилактической деятельности социального работника.
     Холостова Е.И. хорошо раскрыты такие темы, как: формы и методы профилактики и дезадаптации несовершеннолетних. Мало уделяется внимания по работе  профилактики социальной работы.
     Таким образом, наиболее активно и основательно с точки зрения форм социальной работы профилактики и ее методы рассматривается в работах отечественных и зарубежных ученых: Беличева С.А., Кондратьев М.Р., Лущук Т.В., Берн Э., Харрис Х., Маслоу А., Фрейд З., Уэллс К, Саппс, Роджерс К., Филонов Л.Б., Холостова Е.И., Зайнышева И.Г.
     Тем не менее, специальных работ, в которых  были бы глубоко и всесторонне  проанализированы связи и отношения  социальных проблем профилактики и ее методы, применяемые в практике, а также формы социальной работы в современной России пока нет.
      Проблема  данного исследования заключается   в   недостаточности изученности теоретических основ социально-профилактической деятельности социальной работы.
      Объект  исследования – социальная профилактика.
      Предмет исследования – сущность и содержание социально-профилактической деятельности социального работника.
      Цель  исследования – изучить технологию социально-профилактической деятельности социального работника.
      В ходе исследования нами были поставлены следующие задачи:
      раскрыть сущность и содержание социальной профилактики.
      изучить формы и методы социально-профилактической работы, применяемые в практике социальной работы.
      Рассмотрением вышеперечисленных аспектов мы и  намерены заняться в дальнейшем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 1. Сущность и содержание социальной профилактики в деятельности социального  работника 

      1.1. Сущность и содержание социальной профилактики 

      В профилактике нуждается все население, в особенности же люди, входящие в группы повышенного риска: малолетние дети, подростки, престарелые, а также  люди, ведущие асоциальный образ жизни, и т.д.1 Однако подходы к этим категориям людей, разрабатываемые социальными службами в области профилактики, должны опираться не на отрицательные моменты, а на положительный потенциал, заложенный в самых различных представителях этих групп.
      Это отражает тенденцию к изменению  парадигмы, к уходу от прежней  медицинской модели, ориентированной  лишь на лечение болезни и доминирующей во многих сферах, занятых оказанием  помощи населению. В центре новой  модели находится индивид, что предполагает поиск причин болезни, тех социальных и психологических травм, которые вызвали негативные последствия.
      Профилактика  не отрицает биологических или генетических факторов, но рассматривает их в более широком психологическом и культурном контексте.
      Сущность  происходящих изменений заключается  не только в переориентации с лечения (вмешательства) на профилактику; новый подход еще в большей степени проявляется в самой организации профилактики. Сам термин «профилактика» (от греческого «предохранительный») обычно ассоциируется с запланированным предупреждением какого-то неблагоприятного события, т.е. с устранением причин, способных вызвать те или иные нежелательные последствия.
      Из  этого следует, что профилактика должна проводиться в форме запланированных  действий, нацеленных главным образом на достижение желаемого результата, но в то же время и на предотвращение возможных негативных явлений.
      На  создание благоприятной обстановки в сфере развития профилактики прямо или косвенно влияют следующие факторы:
      1. признание значительности психосоциальных,  медицинских и экономических проблем, разрешить которые с помощью имеющегося персонала и технических средств не представляется возможным. Соответственно, становится необходимым новаторское мышление и новый подход к улучшению здравоохранения и решению других общечеловеческих, индивидуальных и социальных проблем;
      2. постоянное увеличение цен на  лечение и реабилитацию при  прежнем уровне и состоянии  физического и психического здоровья;
      3. противоречивые итоги исследований  в области традиционных методов вмешательства наряду с некоторыми весьма успешными результатами исследования в области профилактики;
      4. подтверждение данных, говорящих  о неравенстве людей из разных  социальных слоев и культур  в возможностях и качестве  лечения, социального обеспечения;
      5.  повышение внимания к проблеме  здоровья в целом: к здоровому  образу жизни, к рациональному  питанию, физическим упражнениям и т.д.;
      6. ограничение ресурсов, вкладываемых  правительством в оздоровление  природной и социальной среды  обитания.2
      Под профилактикой подразумевается, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:
      — предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска;
      — сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей;
      — содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.3
      Часто первичная профилактика требует  комплексного подхода, который должен привести в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи.
      Важный  принцип социальной работы состоит  в том, что помощь людям должна оказываться исходя из их социального  и физического состояния. На этом принципе должна строиться и профилактика.
      Практика  профилактической работы находится  в постоянном развитии, и тем не менее можно выделить некоторые основные моменты, касающиеся ее содержательной части.
      1.  Любое важное событие в жизни  человека, касающееся его семьи,  друзей, соседей, места жительства, работы или учебы, природной  среды и т.д., представляется существенным  для понимания происходящего  сегодня и того, что, возможно, произойдет завтра.
      Повседневная  жизнь изобилует стрессовыми  факторами, но, поскольку они, незаметно  накапливаясь, обладают так называемым кумулятивным эффектом, ни один из них  в отдельности не может считаться причиной той или иной сложной социальной проблемы.
      Поэтому методы профилактики имеют системный  характер, т.е. они направлены на искоренение источников стресса, как в самом человеке, так и в социальной и природной среде и одновременно — на создание условий для приобретения человеком необходимого опыта решения возникающих проблем.
      2. Службы профилактики стремятся  не столько реагировать на эти проблемы, сколько предотвратить их появление. Они обращены к здоровым гражданам, еще не вступившим в полосу предсказуемого жизненного кризиса или предсказуемых проблем, возникающих в результате неожиданных событий (например, проблемы, с которыми сталкиваются дети после развода родителей).
      Такая установка на работу со здоровым клиентом предполагает оказание дифференцированных услуг, учитывающих мотивы клиента, его отношения с социальным работником и источники вознаграждения последнего.
      Взаимоотношения между клиентом и социальным работником должны строиться на основе взаимного уважения, с пониманием того факта, что каждый из них вносит свой посильный вклад в решение данной проблемы.
      3.  Методы профилактики обычно включают  в себя обучение людей новым  навыкам, которые помогают им  достичь поставленных Дел ей и сохранить здоровье. В то же время работа соответствующих служб нацелена на такие изменения социальной среды, чтобы она поддерживала и стимулировала нормальную жизнедеятельность человека. Системный подход учитывает все эти взаимосвязанные факторы. Традиционные методы оказания помощи в большинстве своем могут быть использованы и для профилактики. Например, тренинг позитивного жизненного настроя был разработан для терапевтических целей, но он широко используется для поддержания полезных социальных навыков.
      4. Профилактика предусматривает решение  еще не возникших проблем. Поэтому одни профилактические меры принимаются задолго до их возникновения, а другие — непосредственно перед возникновением проблемы.
      5. И, наконец, службы профилактики  призваны находить оптимальные  решения, как для достижения  поставленных целей, так и для предотвращения предсказуемых проблем, — в этом и состоят ценность и значение профилактики.4 
 
 
 
 
 
 
 

      1.2. Комплексное планирование социальной профилактики правонарушений 

      Социальная  профилактика правонарушений представляет собой комплекс конкретных социальных мер (экономических, организационных, управленческих, культурно-воспитательных и иных), осуществляемых в целях предупреждения правонарушений, уменьшения их количества вплоть до полного искоренения путем выявления и устранения причин и условий, способствующих противоправному поведению.
      Комплексное планирование социальной профилактики правонарушений — одна из основных форм согласования деятельности в этом направлении государственных, хозяйственных органов, общественных организаций и трудовых коллективов.
      Оно является итогом совместной разработки различными органами, организациями и коллективами согласованных планов борьбы с правонарушениями, предусматривающих систему долгосрочных и текущих мероприятий по выявлению и устранению причин и условий совершения противоправных действий, воспитательному воздействию на правонарушителей и лиц, совершающих другие антиобщественные поступки. В результате создается основа для взаимодействия всех участников профилактической работы в борьбе с правонарушениями и наиболее опасным их видом — преступлениями.
      Комплексное планирование социальной профилактики правонарушений преследует следующие основные цели:
      — сокращение и в перспективе полную ликвидацию противоправного поведения граждан и должностных лиц;
      — ограничение и в последующем  ликвидацию случаев антиобщественного  поведения граждан и должностных  лиц, т.е. нарушений социальных норм, что приносит вред обществу и влечет за собой противоправные деяния или  способствуют их совершению;
      — преодоление негативных сторон общественного  развития, способствующих правонарушениям;
      — устранение условия для правонарушений, недостатков и просчетов в  деятельности органов управления, хозяйственных  организаций, общественных формирований, культурно-воспитательных и медицинских учреждений;
      — борьбу с пьянством и алкоголизмом: постепенное искоренение отрицательных форм поведения в семье, на производстве, в общественной жизни, способствующих правонарушениям;
      — развитие и совершенствование позитивных социальных процессов, противодействующих антиобщественному поведению граждан, содействующих соблюдению государственной и трудовой дисциплины;
      — повышение уровня сознательности и  организованности граждан, формирование уважения к правовым предписаниям;
      — воспитание экологической дисциплины, подъем экологической культуры и знаний в этой области, формирование у каждого человека сознательного и бережного отношения к природе.5
      Субъектами  социальной профилактики правонарушений являются государственные и хозяйственные органы, профсоюзные, общественные организации, трудовые коллективы, должностные лица и граждане, участвующие в деятельности по предупреждению правонарушений. В профилактической работе призваны также участвовать средства массовой информации.
      Комплексный план социальной профилактики правонарушений целесообразно разрабатывать как составную часть (раз дел или подраздел) плана экономического и социального развития региона, отрасли народного хозяйства, трудового коллектива. При таком подходе не только достигается увязка и согласованность этих планов, но и облегчается решение вопросов материального и иного обеспечения предусмотренных мероприятий.
      Объектами социально-профилактического воздействия  являются те негативные факторы жизнедеятельности людей, которые способствуют совершению правонарушений, а также недостатки в воспитательной деятельности и стереотипы поведения, которые влекут за собой антиобщественные поступки.
      Круг  объектов социально-профилактического  воздействия в деятельности социального работника чрезвычайно широк. Поэтому конкретные объекты социально-профилактического воздействия определяются в процессе предварительного изучения состояния правопорядка в регионе, отрасли народного хозяйства, трудовом коллективе.
      Объекты социально-профилактического воздействия  в деятельности социального работника можно условно подразделить на четыре основные группы:
      — негативные стороны в объективных  условиях жизнедеятельности людей (материальная и социально-культурная база, уровень благосостояния и жилищно-бытовые условия, техническая оснащенность производства, технологический процесс, условия труда и т.п.);
      — негативные стороны в организационно-управленческой деятельности государственных и  общественных органов самоуправления (система общего и специального образования, социально-бытовое обслуживание, средства массовой информации, учреждения культуры, идейно-воспитательная и культурно-массовая работа, и др.);
      — негативные стороны в межличностных  отношениях и поведении людей (отношения  между людьми в процессе трудовой деятельности, в быту и на отдыхе, семейные отношения и т.д.);
      —   негативные явления в правосознании  и социально-правовом мышлении.6
      Воздействие на социально-профилактические объекты  в деятельности социального работника осуществляется тесно связанными между собой общими, специальными и индивидуальными мерами.
      Общими  являются меры, не предназначенные  исключительно для профилактики правонарушений, но объективно содействующие их предупреждению или сокращению (улучшение условий труда, отдыха и быта трудящихся, повышение образовательного и культурного уровня населения, совершенствование воспитательной и культурно-массовой работы среди различных социальных групп, особенно среди несовершеннолетних и т.д.)
      Специальные меры предназначены исключительно  для профилактики каждой разновидности правонарушений (дисциплинарных, административных, гражданских и уголовных) и направлены непосредственно на факторы, влияющие на сокращение правонарушений (проступков и преступлений).
      Индивидуальные  меры предназначены для воздействия  на лиц, склонных к нарушению правопорядка (усиление охраны общественного порядка, улучшение воспитательной работы, повышение уровня социального контроля над поведением лиц, ранее совершивших правонарушения, особенно преступления и др.)
      Социально-профилактические меры могут быть направлены:
      — на повышение уровня правосознания  населения региона, работников отрасли  народного хозяйства, членов трудового  коллектива, их социальной активности в сфере борьбы с правонарушениями;
      — на предупреждение любых или определенных видов правонарушений отдельными социальными группами;
      — на становление нового социально-правового  мышления, позволяющего грамотно решать задачи комплексного планирования профилактики правонарушений.7
      Комплексный план социальной профилактики правонарушений должен быть обоснованным, реально обеспеченным соответствующими материальными и иными ресурсами, отражать специфические условия жизнедеятельности региона, отрасли народного хозяйства, трудового коллектива. При его разработке целесообразно предусмотреть:
      — выбор наиболее актуальных целей  профилактической деятельности;
      — максимально полное использование  возможностей системы управления экономическими и социально-культурными процессами с учетом компетенции и функций отдельных органов управления, социальной активности населения, новых условий, которые возникают в результате реформ во всех сферах общества;
      — объединение и рациональное использование  имеющихся в регионе, отрасли  народного хозяйства, трудовом коллективе сил и средств для профилактической работы;
      — сбалансированное развитие всех ведущих  направлений профилактической работы и охват ею всех составных частей данного региона (городской и  сельской местности, отдельных населенных пунктов, районов и территориальных  зон со значительным количеством антиобщественных проявлений).8
      При разработке региональных комплексных  планов социальной профилактики правонарушений следует учитывать, что специфическими особенностями, в частности, обладают регионы: промышленные, промышленно-аграрные, быстро развивающиеся и относительно стабильные центры; сверхкрупные, крупные, средние и малые города; новостройки, портовые, курортные, сельские районы. Особенности каждого из таких регионов должны быть учтены при организации, разработке и реализации комплексных планов социальной профилактики правонарушений.
      Комплексные планы социальной профилактики правонарушений различных уровней должны быть органически взаимосвязаны. В региональном плане следует предусматривать общие и наиболее важные мероприятия, реализация которых возлагается на определенные субъекты профилактической деятельности (например, на профсоюзный орган, прокуратуру, органы внутренних дел и др.).
      Соответствующие органы, организации и учреждения, расположенные на данной территории, в своих планах воспроизводят адресованные им мероприятия регионального плана, в необходимых случаях детализируя их, а также включают конкретные мероприятия профилактической деятельности, вызванные спецификой соответствующих субъектов.
      В целях повышения персональной ответственности  за выполнение комплексных планов социальной профилактики правонарушений целесообразно указывать конкретных исполнителей предусмотренных мероприятий.
      Так, по данным криминологов, в одном  административном районе иногда действует  до 40 различных органов, занимающихся проблемами предупреждения преступности несовершеннолетних.
      Сроки, на которые разрабатываются комплексные  планы социальной профилактики правонарушений, следует увязывать с периодом действия текущих и перспективных планов экономического и социального развития регионов, отраслей народного хозяйства и трудовых коллективов.                                                                                                                                                                                                                                 
      При комплексном планировании социальной профилактики правонарушений необходимо руководствоваться следующими принципами:
      — принцип директивности, состоящий  в обязательности и своевременности  исполнения в полном объеме мероприятий, предусмотренных комплексным планом социальной профилактики правонарушений;
      — принцип системности, означающий как  всесторонность воздействия взаимосвязанного комплекса экономических, социально-культурных, демографических и иных мер на всю систему факторов, обусловливающих правонарушения, так и согласованность деятельности субъектов профилактики в процессе разработки и реализации комплексного плана социальной профилактики правонарушений;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        
      — принцип конкретности, требующий  включения в комплексный план социальной профилактики правонарушений определенных, четко и ясно сформулированных мероприятий, сроков выполнения и органов, организаций и лиц, ответственных за их реализацию;
      — принцип реальности, предполагающий включение в комплексный план социальной профилактики правонарушений лишь таких мероприятий, для реализации которых имеются необходимые материальные, технические, финансовые, кадровые и иные ресурсы;
      — принцип законности, обязывающий  включать в комплексный план социальной профилактики правонарушений лишь такие мероприятия, а так же пути и средства их осуществления, которые полностью соответствуют требованиям действующего законодательства.9
      Эффективность запланированных мер профилактики в деятельности социального работника должна по возможности оцениваться с учетом изменений динамики правонарушений и обусловливающих их факторов. Так, качество и эффективность воспитательной работы, правовой пропаганды выражаются в изменении показателей, характеризующих:
      —  непроизводительные потери рабочего времени, текучесть кадров;
      —  образовательный и культурный уровень  отдельных групп населения;
      —  степень активности общественности в борьбе с правонарушениями;
      —  скрытые от учета правонарушения.10
      Для оценки эффективности выполнения плана  профилактики правонарушений в деятельности социального работника, могут проводиться выборочные конкретно-социологические исследования путем изучения общественного мнения. Однако точная оценка эффективности выполнения плана по изменениям в состоянии и динамике правонарушений возможна только при углубленных обследованиях, охватывающих достаточно большой период времени.
      Результаты  контрольных проверок могут быть реализованы в виде:
      — управленческих решений;
      — информированности заинтересованных органов;
      —  отчетов перед общественностью;
      —  различных публикаций в средствах  массовой информации.11
      По  содержанию общепрофилактические меры подразделяются на:
      — экономические, направленные на повышение  жизненного уровня населения, улучшение условий труда и быта, обеспеченности жильем;
      — социально-культурные, содействующие  удовлетворению культурных запросов, организации досуга, духовного и  физического развития людей;
      — организационно-правовые, предусматривающие  создание новых профилактических служб или совершенствование деятельности имеющихся комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних;
      — воспитательные, предназначенные для  обеспечения нравственного, трудового, правового воспитания различных категорий граждан, развития их общественной активности.12
      Целями  общеорганизационных профилактических мероприятий являются:
      — создание необходимых общественных формирований, определение их задач  и функций;
      — координация усилий всех субъектов  социальной профилактики правонарушений;
      — обеспечение единства действий субъектов  профилактики правонарушений;
      — совершенствование организации  профилактической работы по месту жительства (улучшение деятельности общественных пунктов охраны порядка, советов профилактики правонарушений районов и микрорайонов, повышение их влияния на организацию досуга населения, особенно молодежи) и по месту работы (усиление работы советов профилактики правонарушений трудовых коллективов, товарищеских судов и т.д.);
      — совершенствование информационного  обеспечения потребностей государственных органов, должностных лиц, общественных организаций в процессе деятельности по профилактике правонарушений.
      Для обеспечения скоординированной  профилактической деятельности различных органов, организаций и учреждений, согласования различных форм профилактики в планах следует предусматривать общеорганизационные меры, к числу которых могут относиться:
      — создание совета профилактики правонарушений;
      — разработка Положения о совете профилактических правонарушений.13
      Вместе  с тем в настоящее время  между теорией профилактики и практикой профилактической деятельности ощущается заметный разрыв, что, прежде всего, отрицательно влияет на эффективность и результативность социальной работы.
      Поэтому сегодня возникла острая необходимость разрабатывать, систематизировать методы и направления профилактической работы, оценивать и анализировать информацию по этой проблеме в различных отраслях знаний. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 2. Формы и методы социально-профилактической работы, применяемые в практике социальной работы 

2.1. Основные профилактические методы социальной работы 

      Социальному работнику необходимо знать существующие методы профилактической работы, уметь  эффективно использовать накопленный опыт для решения практических задач.14
      Социальному работнику, берущемуся за конкретную деятельность по предупреждению негативных тенденций в социальном развитии клиентов, следует иметь в виду ряд принципиально важных моментов.
      Во-первых, негативные тенденции, как правило, имеют, прежде всего, социально-экономический  характер. Поэтому их продуктивное решение предполагает учет и реорганизацию всего комплекса факторов силами специалистов разных профессий. Социальному работнику необходимо выделить те аспекты проблемы, которые соответствуют его компетенции.
      Грамотная постановка задачи, концентрация усилий по выбору соответствующих средств — необходимое условие успешности деятельности социального работника. Как правило, любая крупная социальная проблема носит комплексный характер, а значит, при поиске методов ее решения необходимо выделить ключевые точки для проведения собственно социальной работы.
      Во-вторых, формулировка конкретных целей профилактической работы может вестись только на основе учета специфики конкретной ситуации. Трудно наладить работу с клиентом при решении, например, его материальных проблем, не зная уровень его доходов, или заниматься профилактикой асоциального поведения, не зная его видов и причин возникновения.
      Это означает, что при постановке цели социальной работы по оптимизации социального  состояния индивида должен быть четко  определен объект (тип состояния) и предмет (вид профессиональной деятельности) направленности воздействия. Здесь возможно применение всего арсенала средств диагностического измерения индивида, система планирования работы с определенными этапами ответа на вопрос: «Для кого и что мы собираемся сделать?»
      В-третьих, подбор адекватных средств для оптимизации  социального состояния (самочувствия) клиента может вестись только на основе тщательно конкретизированной цели работы. Напомним, например, что функции социального управления имеют свое практическое выражение в целеполагании, исходной основой которого является взаимодействие желаемого, возможного и действительного.
      Социальный  работник должен учитывать уровень, масштабность, временные рамки, назначение, формы и т.п. характеристики воздействия  и осуществления управленческой деятельности. Как и в отношении диагностики, здесь не существует «универсальных» профилактических средств, позволяющих одним и тем же способом ликвидировать неблагоприятные последствия отрицательных состояний во всем многообразии ситуаций.
      В построении общей программы оптимизирующих мероприятий, безусловно, ведущую роль играет ориентация профилактической работы. В зависимости от того, на каком уровне планируется ее проведение (микро-, макроуровень и т.д.), в работе будут преобладать установки либо на устранение объективных источников развития негативных состояний (проективный план), либо на использование компенсаторных средств (коррективный план).
      Непосредственная  нацеленность на оптимизацию разных сторон социального развития — поддержание  высокого уровня социального самочувствия, адаптация к новым экономическим условиям или снижение заболеваемости и т.д. — требует преимущественного привлечения разных профилактических средств и неодинаковой их компоновки (целевых установок) в рамках целостной системы.
      В-четвертых, важнейшим моментом в деятельности социального работника является определение эффективности мероприятий. Это важно, в первую очередь, потому, что социальный работник (как и медик, психолог, педагог, согласно врачебной этике Гиппократа) должен оценивать свою деятельность в соответствии с главным принципом «Помогай людям и не навреди».
      Важно также, чтобы его реальная работа была ощутима, полезна, представлена в  явной форме, понятной и неспециалистам, тем, на кого направлено профилактическое воздействие, и тем, кто санкционировал их проведение.
      В этих случаях не только возможно, но и необходимо опираться на анализ показателей социально-экономической, социально-психологической эффективности: удовлетворенность социальным обслуживанием (патронажем), сокращение заболеваемости, улучшение социально-психологического климата в коллективе, удовлетворенность трудом и др.
      Радикальным путем устранения нежелательного явления  служит искоренение причин его возникновения. Например, в трудовой деятельности социального работника важны  условия (среда), где он сам осуществляет свою профессиональную деятельность, а также его клиенты. Одним из подходов здесь выступает реорганизация объективного содержания и условий деятельности. Этот подход традиционен и наиболее полно раскрыт в разработках по психологии труда, прикладной психологии, эргономике. Его основными направлениями являются:
      — рационализация процесса труда с  точки зрения составления оптимальных алгоритмов работы, типологизации схем решения трудовых задач, обеспечения оптимального распределения временных лимитов и т.д.;
      — усовершенствование орудий и средств  труда в соответствии с психофизиологическими особенностями человека и с целью облегчения выполнения наиболее трудоемких операций;
      — рациональная организация рабочих  мест (рабочих зон) и формирование оптимальной рабочей позы;
      — разработка оптимальных режимов  труда и отдыха для компенсации  своевременным и полноценным  отдыхом истощения внутренних ресурсов человека в течение одного трудового цикла;
      —  использование рациональных форм чередования  различных трудовых заданий и обогащение содержания труда для снижения однообразия работы и устранения перегрузки отдельных психофизиологических систем;
      — нормализация условий работы по отношению  к естественным для человека условиям
      — создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе, повышение  материальной и моральной заинтересованности в результатах труда, формирование сознательной дисциплинированности и др.15
      Действенность такого подхода доказана многочисленными  научно-прикладными разработками и  широко используется в разных сферах практической деятельности. Однако во многих ситуациях применимость таких  мер существенно ограничена или  просто невозможна.
      Это возникает вследствие недостаточного развития существующих технологий, в силу определенных организационных причин, непреодолимых внешних трудностей (например, в условиях длительной изоляции и т.п.), а иногда и в результате содержательной специфики труда, например, в профессиональной деятельности социального работника. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.2. Формы и методы психопрофилактической службы социальной работы  

      Одним из важнейших направлений в решении  проблем человека является развитие системы психопрофилактической работы. В прикладном аспекте решение психологических задач индивида подчинено более общему целеопределению путей их предотвращения (профилактики) и коррекции.
      Отметим, что методы коррекции, направленные на частичное или полное изменение уже сложившегося состояния, могут рассматриваться как часть психологической работы в смысле подготовки необходимой базы для эффективного использования тех или иных мер.
      Потребность в профилактических и коррекционных  методах настолько высока, что  их разработка и внедрение в жизнь  нередко опережают формирование научно обоснованных представлений о механизмах развития и саморазвития человека.
      В самом общем смысле под профилактикой  неблагоприятных функциональных состояний понимается комплекс мероприятий, направленных на предупреждение развития или на ликвидацию (полную или частичную) уже возникших состояний.
      Существует  множество способов улучшения или  нормализации состояния человека. К их числу относятся и такие традиционные для наук о трудовой деятельности приемы, как оптимизация режимов труда и отдыха, тренировка и профессиональная подготовка, нормализация санитарно-гигиенических условий и так называемые эзотерические способы, например, методики изменения состояний сознания, взятые из различных философско-религиозных учений — йоги, дзен-буддизма, суфизма и т.д.16
      Существуют  различные классификации и направления  в психопрофилактике. В целом  методы психопрофилактики можно (с  некоторой долей условности) классифицировать по двум основными категориям: внешним  и внутренним.
      К группе внешних способов оптимизации  функционального состояния относятся  рефлексологический метод (воздействие  на рефлексогенные зоны и биологически активные точки), нормализация режима питания, фармакотерапия, функциональная музыка и цветомузыкальные воздействия, а» также вербальные воздействия одного человека на другого (убеждение, приказ, внушение, гипноз).
      К группе внутренних способов относятся: самовнушение, нервно-мышечная релаксация, идеомоторная тренировка и сенсорная  репродукция, аутогенная тренировка, гимнастика и самомассаж, педагогическая психотерапия, групповой тренинг и т.д.
      В практике социальной работы необходимо учитывать объект воздействия, т.е. осуществлять дифференцированный подход к выбору методов деятельности в  зависимости от категорий населения. Например, в психологической службе в учреждениях интернатного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, работа психолога имеет ряд направлений:
      Психопрофилактическая работа с детьми и  подростками. Данное направление определяется необходимостью своевременно предупредить возможные нарушения в личностном и интеллектуальном развитии детей, создать условия для полноценного психического развития на каждом возрастном этапе. Профилактическая работа проводится преимущественно с членами педагогического коллектива, опекунами и другими взрослыми, которые оказывают влияние на формирование личности воспитанника.
      В процессе психопрофилактической работы психолог осуществляет следующие конкретные мероприятия:
      а) проводит психологическое обследование детей при поступлении в детское учреждение интернатского типа и при переходе из одного детского учреждения в другое (из дома ребенка в дошкольный детский дом, из дошкольного детского дома в школьный или в школу-интернат), а также на каждом новом возрастном этапе (при поступлении детей в школу, при переходе из начальной школы в среднюю, при окончании неполной или полной средней школы) с целью создания программы индивидуальной работы с каждым ребенком для его оптимальной адаптации к воспитанию и обучению на новом этапе, ранней диагностики возможных отклонений и их коррекции, развития его личности и индивидуальности;
      б) ведет работу по предупреждению психологической перегрузки и нервных срывов у детей, связанных с особыми условиями их жизни;
      в) организует педагогические консилиумы с целью психологического анализа поведения и развития воспитанника для наиболее полного раскрытия индивидуальных особенностей его личности и способностей;
      г) ведет работу по созданию благоприятного психологического климата в детском учреждении интернатского типа: оптимизирует формы общения в педагогическом коллективе (взрослый — взрослый), способствует улучшению норм общения педагогов с детьми (взрослый — ребенок), консультирует педагогов и других работников детского учреждения по широкому кругу проблем как профессиональных, так и личностных;
      д) способствует развитию коммуникативных навыков профессиональной деятельности педагогов, осуществляет мероприятия по предупреждению и снятию психологической перегрузки членов педагогического коллектива;
      е) ведет работу по адаптации воспитанников  к широкому социальному окружению  за пределами детского дома или школы-интерната, оптимизирует взаимоотношения воспитанников с членами их семей (родственниками, опекунами и т.д.) в случае, если такие взаимоотношения сохраняются.17
      Важным  аспектом работы психолога (социального  работника) является консультирование. Методы консультирования, прежде всего, направлены на работу со здоровым человеком. Основная цель психологического консультирования как метода профилактики состоит в том, чтобы оказать помощь личности в условиях психологического дискомфорта, научить положительно относиться к миру, «чтобы любить и работать»  (3. Фрейд), «самоактуализироваться» (А. Маслоу), быть «окей» (Э. Берн, X. Харрис), «ценить себя» (К. Роджерс).
      Консультирование  в области профилактической работы с детьми (подростками) имеет следующие  задачи:
      — информирование родителей (педагогов, социальных работников и др.) о возрастных и индивидуальных особенностях изучаемого субъекта;
      —  своевременное выявление у субъектов  первичных психосоматических отклонений и направление их в психолого-медико-педагогические консультации;
      — предупреждение вторичных отклонений в области развития и рекомендации по психогигиене и психопрофилактике (совместно с психопатологами и врачами);
      — составление рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей обучения субъекта для объектов воздействия (педагоги, родители, социальные работники и др.);
      — составление рекомендаций по воспитанию в семье (совместно со специалистами по семейной терапии, социальными работниками, педагогами);
      — проведение коррекционной работы в  специальных группах при консультации с детьми и родителями.18
      Одной из важнейших и наиболее сложных  задач профилактики для социального работника в области правонарушений, семейных отношений, воспитания детей является работа с семьей.
      Необходимо  учитывать, что на развитие семьи  влияют разнообразные факторы:
      — социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, плохие жилищные условия);
      — медико-санитарные (вредные с точки  зрения экологии условия труда и  быта, хронические заболевания родителей, плохая наследственность, неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери);
      — социально-демографические (неполная либо многодетная семья, семья с престарелыми родителями, семьи с повторными браками и сводными детьми);
      — социально-психологические (деструктивные  отношения между родителями, между  родителями и детьми, педагогическая несостоятельность родителей и их низкий образовательный уровень, деформированные ценностные ориентации);
      — криминогенные факторы (алкоголизм, наркомания, семейные дебоши, наличие судимых членов семьи и т.д.).19
      Поэтому социальному работнику необходимо уметь выстроить доверительные отношения, технологию взаимодействия с семьей с целью профилактических мероприятий по возникновению социальных отклонений детей. Л.Б. Филонов выделяет шесть стадий установления доверительных отношений между людьми в процессе общения. На наш взгляд важнейшие из них следующие:
      1. На начальной стадии необходимо  завоевать доверие родителей: «снять» с себя всякий отрицательный настрой по отношению к подростку, отыскать в нем положительные качества, которые были бы приятны для родителей, что в целом должно снять подозрительность и напряжение, которые могут испытывать родственники подростка к социальному работнику.
      2. Расширение тем доверительных  бесед, создание своеобразной эмоционально-насыщенной среды, т.е. ситуации, когда родителям необходим социальный работник как слушатель, понимающий, сочувствующий и заинтересованный в полном знании особенностей личности подростка и условий его воспитания.
      3. Утвердившиеся доверительные отношения  перерастают в активное взаимодействие  семьи и представителей превентивных служб.
      Отметим также, что важной формой психологического консультирования является семейное консультирование, описанное в работах В.В. Столина, А.С. Спиваковской и др. 
 
 
 
 
 
 

      Глава 3. Практика рассмотрение технологии социальной профилактики в Вооруженных  Силах Российской Федерации

    3.1. Технология социальной работы с военнослужащими и их семьями

 
      Социальная  работа, как уже говорилось, является оказанием помощи индивидам или  социальным группам, которые находятся  в трудной жизненной ситуации, уязвимом положении, не могут самостоятельно справиться со своими затруднениями  и поэтому нуждаются в содействии специалистов. На первый взгляд военнослужащие, находящиеся в нормальных социальных обстоятельствах, по самому характеру  своей деятельности, набору личностных качеств, соответствующих этой деятельности, не могут относиться к уязвимым слоям  населения: это, как правило, люди среднего возраста, считающегося наиболее благоприятным, их состояние здоровья находится  под неусыпным профессиональным наблюдением, наконец, представители  Вооруженных Сил, одного из наиболее уважаемых социальных институтов, обладают высоким социальным статусом, и их материальное положение весьма устойчиво.
      Однако  сама специфика профессиональной деятельности, связанной с воинской службой, содержит в себе определенные объективные  факторы, которые негативно влияют на военнослужащих и выполнение ими  определенных функций. Это характерно для вооруженных сил любого современного общества, но особенности положения  военнослужащих в Российской Федерации  обусловливают особую сложность  их социальной ситуации, и это не может не сказываться на их самочувствии и деятельности.
      Прежде  чем рассматривать комплекс проблем  людей, несущих военную службу, необходимо привести некоторые дефиниции, которые  в соответствии с действующим  законодательством устанавливают  статус определяемых явлений.
      Гражданин, проходящий военную  службу, является военнослужащим ч имеет правовое положение, определяемое законом.
      Военная служба — особый вид государственной службы граждан в Вооруженных. Силах Российской Федерации, других войсках (пограничные войска; внутренние войска; войска правительственной связи, обеспечивающие связь с органами военного управления; железнодорожные войска Российской Федерации; войска гражданской обороны), органах внешней разведки и федеральных органах государственной безопасности (Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе», разд. VI, ст. 35).
      Для проходящих военную службу устанавливаются  составы военнослужащих: солдаты  и матросы; сержанты и старшины; прапорщики и мичманы; а также офицеры: младшие, старшие, высшие. От принадлежности к  тому или иному составу зависит  статус военнослужащего, его субординационная позиция, материальное положение, косвенно — состояние здоровья, семейные обстоятельства и др. Поэтому социальные проблемы военнослужащих в известной степени могут быть сгруппированы в зависимости от их принадлежности к тому или иному составу.
      Военная служба может осуществляться по призыву (для солдат и матросов, сержантов  и старшин) или по контракту — для всех составов военнослужащих. В Российской Федерации солдатский и сержантский состав Вооруженных Сил комплектуется преимущественно по призыву, на основе всеобщей воинской повинности, хотя в последние годы предприняты определенные действия для формирования профессиональной армии и организации военной службы солдат и матросов, сержантов и старшин на добровольной контрактной основе.
      Призыву на военную службу в мирное время  подлежат граждане мужского пола, в  возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва. От призыва освобождаются:
    • признанные негодными или ограниченно годными по состоянию здоровья;
    • проходящие или прошедшие военную или альтернативную службу;
    • прошедшие военную службу в вооруженных силах другого государства;
    • имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления;
    • гражданин, родной брат которого погиб или умер во время прохождения военной службы по призыву.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.