На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Теоритические положения исследования понятия «концептосферы»

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 06.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1.1.Теоритические  положения исследования  понятия «концептосферы»
Важнейшим понятием когнитивной лингвистики является понятие концептосферы - области  знаний, составленной из концептов  как ее единиц.
Термин «концептосфера»  был введен в отечественной науке  академиком Д. С. Лихачевым. Концептосфера, по определению акад. Д. С. Лихачева, это совокупность концептов нации, она образована всеми потенциями концептов носителей языка. Концептосфера  народа шире семантической сферы, представленной значениями слов языка. Чем богаче культура нации, ее фольклор, литература, наука, изобразительное искусство, исторический опыт, религия, тем богаче концептосфера  народа {4:5-6}.
И концепты, и  соответственно концептосфера - сущности ментальные (мыслительные), ненаблюдаемые. Современные научные данные убедительно  подтверждают реальность существования  концептосферы и концептов, а  именно реальность мышления, не опирающегося на слова (невербального мышления).
Необходимо также  указать на то, что концептосфера  носит, по-видимому, достаточно упорядоченный  характер. Концепты, образующие концептосферу, по отдельным своим признакам  вступают в системные отношения  сходства, различия и иерархии с  другими концептами. А. Н. Лук писал, что даже между понятиями небо и чай существует смысловая связь, которая может быть установлена, к примеру, следующим образом: небо- земля, земля- вода, вода - пить, пить - чай {5: 15}.
Конкретный характер системных отношений концептов  требует исследования, но общий принцип  системности, несомненно, на национальную концептосферу распространяется, поскольку  само мышление предполагает категоризацию  предметов мысли, а категоризация  предполагает упорядочение ее объектов.
Таким образом, концептосфера - это упорядоченная совокупность концептов народа, информационнная база мышления.
В. В. Красных  использует термин когнитивное пространство и разграничивает индивидуальное когнитивное пространство - определенным образом структурированная совокупность знаний и представлений, которыми обладает любая (языковая) личность, каждый говорящий и коллективное когнитивное пространство - определенным образом структурированная совокупность знаний и представлений, которыми необходимо обладают все личности, входящие в тот или иной социум {6: 61}. В данной концепции остается неясным различие между этими двумя видами когнитивных пространств: если индивидуальное когнитивное пространство - это то, которым обладает каждый говорящий, а коллективное - то, которым обладают все, то это одно и то же: то, чем обладает каждый, и есть то, чем обладают все. Вместе с тем необходимость разграничения индивидуальной и национальной концептосфер не вызывает сомнений.
В. В. Красных  предлагает также понятие когнитивной базы, под которой понимается определенным образом структурированная совокупность необходимо обязательных знаний и национально-детерминированных и минимизированных представлений того или иного национально-лингвокультурного сообщества, которыми обладают все носители того или иного национально-культурного менталитета. Ср. мысль Ю. Е. Прохорова о том, что принадлежность к определенной культуре определяется наличием базового стереотипного ядра знаний, повторяющегося в процессах социализации индивидуумов в данном обществе, и достаточно стереотипного (на уровне этнической культуры, а не личности) выбора элементов периферии {7- 14}.
Представляется, что базовое стереотипное ядро знаний, или когнитивная база народа, действительно  существует, но выделяется из индивидуальных концептосфер как некоторая их часть, в равной мере присвоенная всеми членами лингвокультурного сообщества.
Можно говорить также о существовании групповых  кон-Цептосфер (профессиональная, возрастная, гендерная и т. д.). Все эти концептосферы  представляют интерес для когнитивной  лингвистики, можно сопоставлять групповые  и индивидуальные концептосферы  с национальной концептосферой, групповые  концептосферы с индивидуальными, групповые и индивидуальные концептосферы  друг с другом и т. д.
Широко практикуется в когнитивной лингвистике и  сопоставление различных национальных концептосфер между собой, что позволяет  выявить национальную специфику  концептуализации сходных явлений  сознанием разных народов, выявить  безэквивалентные концепты и концептуальные лакуны (отсутствие концепта).{7:18}
1.2.Типы концептов
     Язык  отражает взаимодействие между психологическими, коммуникативными, функциональными и культурными факторами. «Язык – это средство передачи мысли и как таковой выступает главным образом в виде своеобразной «упаковки». Однако знания, используемые при его декодировании, отнюдь не ограничиваются знаниями о языке. В их число входят также знания о мире, социальном контексте высказываний, умение извлекать хранящуюся в памяти информацию, планировать и управлять дискурсом и многое другое. При этом ни один из типов знания не является более важным для процесса понимания, ни одному из них не отдается явное предпочтение» [2:6]. Перед лингвистикой раскрывается перспектива открытия этапов в развитии культуры и языка определенного народа, т.е. картин мира разных эпох.
     Не  следует думать, что концептуальные исследование – это новое направление, возникшее в конце ХХ века на пустом месте.
     К первым, зафиксированным в письменном виде, концептуальным исследованиям  можно отнести работу Яски (автора труда, посвященного ассоциативным  рядам слов, употребляемых в Ригведе), где приводится классификация предметов  по отношению к трем частям тогдашней  модели мира: земля, пространство между  небом и землей, небо. «Примечательно отнесение к категории «воды» (100 слов) не только важнейших жидкостей (мед, молоко, вино и т.п.), но и …  всего «текучего», «изменчивого». Так, сюда включены «успех», «слава» (yasas), а также прошедшее (bhutam), «существование», «бывание» (bhuvanam) и «будущее» (bhavisyat)» [11: 9].
     На  современном этапе развития языкознания  одной из первоочередных проблем может быть названа проблема определения общей для языка и культуры онтологической платформы. Для этого необходимо изучить языковые единицы как средство хранения и передачи ментальности носителей языка, а также как средство, продуцирующее эту ментальность.
     Постичь картину мира всегда непросто; в  силу привычки мы не замечаем картину мира, отраженную в родном языке. Картину мира другой культуры можно увидеть через призму неродного языка. Мы замечаем особенности своей картины мира только тогда, когда сравниваем ее с чужой, иноязычной картиной мира.
     Содержание  культуры представлено различными областями: это нравы и обычаи, язык и письменность, одежда, поселения, работа (труд), воспитание, экономика, армия, общественно-политическое устройство, закон, наука, техника, искусство, религия, проявления духовного развития народа. Все эти области в языке реализуются в виде системы кодов культуры. Код культуры – это макросистема характеристик объектов картины мира, объединенных общим категориальным свойством; это некая понятийная сетка, используя которую носитель языка категоризует, структурирует и оценивает окружающий его и свой внутренний миры. При переносе характеристик из одного кода в другой в языке возникает метафора или метонимия. Код культуры – это таксономия элементов картины мира, в которой объединены природные и созданные руками человека объекты (биофакты и артефакты), объекты внешнего и внутреннего миров (физические и психические явления).
     Как указывает В.Н. Телия, культура –  «это та часть картины мира, которая  отображает самосознание человека, исторически  видоизменяющегося в процессах личностной или групповой рефлексии над ценностно значимыми условиями природного, социального и духовного бытия человека. Из этого следует, что культура – это особый тип знания, отражающий сведения о рефлексивном самопознании человека в процессах его жизненных практик» [12 : 18]. Сталкиваясь с различиями форм жизни в разных культурах, мы вынуждены постигать собственную самобытность, поэтому исследование картины мира представляет собой процесс познания мира и самопознания.
     Коды  культуры проявляются в процессах  категоризации мира. Категоризация есть процесс сжатия многообразия. Сами категории формируются в нашем сознании в соответствии с конкретными требованиями окружения, среды. «При этом любой язык адекватно обслуживает свою культуру, предоставляя в распоряжение говорящих средства для выражения культурно значимых понятий и отношений» [10:87]. В когнитивной лингвистике сохраняется интерес к метафоре, что объясняется возможностью осмысления основ мышления, процесса освоения мира, связи концепта и его реализацией в языке. Особое внимание уделяется универсальным (свойственным большинству языков) моделям метафор.
     Приоритетными моделями метафор для носителей  разных языков являются пространственная (ориентационная), временная и культурная. К числу пространственной (ориентационной) модели относятся следующие разновидности:
     - вместилище (контейнер, емкость) (хранить в сердце; таить в душе);
     - поверхность (на уме; на памяти);
     - оппозиции «верх – низ», «передняя  (фасадная) сторона – задняя сторона», «правый – левый», «близкий – далекий», «центр – периферия» (высокие помыслы; низкие мысли; задним умом крепок; левые деньги «приработок»; недалекий «неумный»).
     - биологическая (повышение роста; высокая/низкая всхожесть культур);
     - географическая (горизонты науки; «Архипелаг ГУЛАГ»);
     - геометрическая (пересеклись «встретились»; параллельно выдвинуть идею);
     - соматическая (телесная) (коротышка; позвоночный столб);
     - физическая (Пей из ковша, а мера душа; Мерить на свой на аршин);
     - химическая (улетучиться из помещения «исчезнуть, уйти»).
     - кинестетическая (он сечет/рубит/волокет в математике прост. «разбирается»; продираться сквозь слова).
     - социальная (верхи/низы общества; высокая/низкая социальная ступень);
     - метеорологическая (выпали осадки; тучи закрыли солнце);
     - зооморфная (падёж скота; высокий/ низкий рост поголовья);
     - строительная (возводить воздушные замки «мечтать»; подводить фундамент «обосновывать»).
     - милитарная (мозговой штурм; пленить/ завоевать сердце);
     - транспортная (Проехали! восклицание со значением «прекратим это обсуждать»; выдвинуть кандидатуру).
     - косметическая (подводка для глаз).
     - кулинарная (взбить тесто; тесто поднялось).
     - механическая (дать на горa «выработать объем руды/ угля»).
     - производственная (высокое/низкое качество продукции; высокие/низкие темпы производительности труда);
     - экономическая (уровень цен; высокий/ низкий уровень жизни).
     Временная модель включает в себя такие разновидности метафор:
     - космическое время (ждать целую вечность);
     - календарное время (весна/ осень жизни);
     - жизнь бога (бессмертное творение; вечная душа);
     - жизнь живого организма – человека, животного, насекомого (рождение любви);
     - время суток (на закате жизни);
     - единицы времени (мгновения любви).
     Самой обширной по видам и их разнообразию является культурная модель метафор. В языке отобразилось свойство мышления человека, живущего в природной и социальной среде, переносить на физический мир и свой внутренний мир и его объекты антропоморфные, биоморфные и предметные характеристики. Способность человека соотносить явления из разных областей, выделяя у них общие признаки, находится в основе существующих в каждой культуре системе культурных кодов, среди которых природный, растительный (вегетативный, фитоморфный), зооморфный (анимальный, териоморфный), перцептивный, соматический, антропоморфный, предметный, пищевой, метеорологический, химический, цветовой, пространственный, временной, духовный, теоморфный (божественный), галантерейный, игровой, математический, медицинский, музыкальный, этнографический, экологический, экономический. Растительный, зооморфный и антропомофный коды иногда объединяют под общим название биоморфного (натуралистического) кода. Основу культурных кодов составляет  мифологический символизм, суть которого состоит в переносе образов конкретных предметов на абстрактные явления (в том числе внутреннего мира). Устанавливая параллелизм объектов физической (реальной) и виртуальной (иллюзорной) действительности, мифологическое сознание основывается на гносеологических операциях сравнения и отождествления.
     Антропоморфный  код, в свою очередь, делится на индивидуальный и социальный субкоды. Кодам культуры в основной своей части свойственен изоморфизм, т.е. в каждой культуре наличествует весь перечисленный спектр кодов, однако не все элементы указанных кодов будут изофункциональны. Поиск специфических элементов, отличающих тот или иной код культуры, позволяет указать на особенность культуры, отраженной в мышлении народа. Элементы кодов выступают как классификаторы и квантификаторы друг для друга, за ними закреплена некоторая символическая культурная соотнесенность.
     В связи с тем, что работа мышления определяется несколькими этапами: первоначально – развитие образов, и только после их появления – выработка понятий, все метафоры в языке (в основе которых всегда находится некий образ) можно оформить в виде ограниченного количества категорий. Метафоры и метонимия – одни из способов актуализации тех или иных признаков в языке.
     Последнее десятилетие в когнитивной лингвистике  исследователей при изучении языковых категорий интересуют конкретные принципы выделения концептов, их таксономия и установление иерархии концептов, которые обусловлены языковой категоризацией. Дж. Лакофф выдвинул гипотезу, что категории формируются когнитивными структурами, получившими название идеализированных когнитивных моделей (idealized cognitive models), под которыми понимаются особые когнитивные сущности, лежащие  в основе языковых категорий. Дж. Лакофф выделяет четыре их типа: 1) пропозициональные модели, определяющие характер элементов категории, их свойства и отношения между ними; 2) образ-схематические модели, отражающие основные образные представления, формирующие категориальные классы; 3) метафорические модели, позволяющие представить некоторую абстрактную область посредством отождествления ее с другой областью, обычно конкретной и доступной эмпирическому изучению; 4) метонимические модели, действующие совместно с тремя первыми типами идеализированных когнитивных моделей и обеспечивающие перенос характеристик одного элемента множества на всё множество [13:134].
     В лингвистической литературе появились  работы, где предлагаются различные  классификации концептов. Одна из таких  классификаций принадлежит В.И. Карасику: «содержательно все концепты можно противопоставить как параметрические и непараметрические ментальные образования. К первым относятся те концепты, которые выступают в качестве классифицирующих категорий для сопоставления реальных характеристик объектов: пространство, время, количество, качество и др. Ко вторым относятся концепты, имеющие предметное содержание. …Одним из важнейших признаков категориального статуса концептов является их автономический характер, наличие бинарной оппозиции как конститутивного признака концепта. … Непараметрические концепты можно разбить на регулятивные и нерегулятивные. К первым относятся те ментальные образования, в содержании которых главное место занимает ценностный компонент… Класс нерегулятивных концептов весьма своеобразен. Предложенные в лингвистической литературе классификации ментальных единиц, относящихся к этому типу … построены на основе лингвистического (частеречного в своей основе) и когнитивно-психологического критериев. … Наряду с картинками, схемами, сценариями, гиперонимами и другими разновидностями концептов можно выделить лингвокультурный типаж» [9:30-33].
     Можно представить трехчленную классификацию  концептов, образующих концептуальную систему, способом актуализации которой, в свою очередь, выступает язык. Все концепты, так или иначе объективированные в языке, могут быть распределены по трем понятийным (категориальным) классам: I. Базовые концепты, к этому разряду можно отнести те концепты, которые составляют фундамент языка и всей картины мира; среди них: 1) космические концепты; 2) социальные концепты; 3) психические (духовные) концепты. II. Концепты-дескрипторы, которые квалифицируют базовые концепты; среди них: 1) дименсиональные концепты, под которыми понимаются различного рода измерения (размер, объем, глубина, высота, вес и др.), 2) квалитативные концепты, выражающие качество (тепло – холод, целостность (холистичность) – партитивность, твердость – мягкость), 3) квантитативные концепты, выражающие количество (один, много, мало, достаточно – недостаточно). III. Концепты-релятивы, реализующие типы отношений, среди них: 1) концепты-оценки (хорошо – плохо, правильно –неправильно, вредно – полезно, вкусно – невкусно), 2) концепты-позиции (против, вместе, между, впереди/позади (всех), рядом, вверху/внизу, близко/далеко, современный/несовременный), 3) концепты-привативы (свой/чужой, брать/отдавать, владеть/терять; включать/исключать).
     Класс космических концептов (небо, земля, планета, солнце, звезда, луна, комета) включает в себя субклассы: а) метеорологические концепты (погода, осадки, туча, гроза, дождь, гром, снег); б) биологические концепты (человек, птица, зверь, насекомое, змея, рыба, растение, цветок, дерево, куст, трава, ягода, фрукты, овощи), построенные на понятийных оппозициях «живое – неживое», «съедобное – несъедобное», «рукотворное – природное», «человек – нечеловек», пищевые (ритуальная пища, повседневная еда, национальная кухня), соматические (тело/плоть, голова, сердце, печень), перцептивные (зрение, вкус, слух, в наивной картине мира предчувствие, уловление, нюх, чутье) и др.), в) ландшафтные концепты (поле, лес, луг, роща, чаща, бор, тайга, степь, гора, холм, озеро, море, река, океан, дорога), г) предметные концепты, включая артефактные концепты (строение, завод, фабрика, конвейер, механизм, инструмент, посуда).
     Класс социальных концептов образуют: а) концепты стран (Россия, Германия, Франция, Китай, страна, общество, государство), б) концепты социального статуса (элита, «верхи-низы», крестьянин, рабочий, богатырь, правитель (вождь, князь, царь, император, генсек, президент), богатый, бедный), ремесленник (гончар, плотник, кузнец), интеллигент, ученый, раб), в) концепты национальности (русский, немец, китаец, американец, француз), г) концепты власти и управления (демократия, диктатура, свобода, воля, кризис), д) концепты интерперсональных отношений (влияние, независимость, соборность, рабство, подчинение, власть, родство; мир, война), е) моральные (этические) концепты (честь, долг, обязанность, совесть, стыд, раскаяние; корысть, лесть, подлость, измена, верность), ж) концепты занятий (труд, ремесло, игра, образование, праздник, дело), з) религиозные концепты (Богоматерь, Бог, святой, икона).
     Класс психических (духовных) концептов формируют концепты внутреннего мира (душа, дух): а) концепты характера (азартность, беспутность, терпение, благодушие, великодушие, гордость, грубость, доверчивость, мечтательность), б) концепты эмоций (веселье, радость, счастье, злость, грусть, ликование, страдание, ревность, тоска, тревога), в) ментальные концепты (знание, ум, мысль, понимание, память, представление, разум, рассудок, воображение, вдохновение, сознание) (более подробный список этих концептов [3:156]).
     Еще раз следует повторить, что границы  между классами концептов размыты. Так, соматические концепты относятся  к классу космических (биологических), при этом часть структур этих концептов представляет их в иерархии концептов внутреннего мира: сердце – реально существующий кровеносный орган, при этом сердце – воплощение характера (доброе/злое сердце), в наивной картине мира сердце – орган эмоционального переживания (сердцем веселиться/радоваться/печалиться). Совесть – концепт из класса социальных (моральных) и при этом – класса концептов внутреннего мира, в наивной картине мира совесть – воплощение конфессиональной принадлежности человека (Менять веру, менять и совесть) и его национальности (Душа христианская, а совесть цыганская).

     Типы  концептов. По признаку появления концепты национальной концептосферы  можно подразделить на исконные и заимствованные. Исконные концепты зародились в национальной концептосфере, заимствованные были в нее привнесены из других национальных концептосфер. Примером исконных русских  концептов могут  служить концепты князь, богатырь, Русь, соловей-разбойник  и др. Заимствованными  являются, например, концепты идея, фантазия, император, президент  и т.д. Показателем  заимствования обычно выступает заимствованное слово – репрезентант концепта. При переходе концепта из одной  национальной концептосферы  в другую переносятся, как правило, только понятийные его признаки; образные и ценностные признаки развиваются  по аналогии со схожими  исконными концептами. Так, в русской  концептосфере концепт  идея появился в начале XVIII в. с перенесенными из западноевропейских языков понятийными признаками «мысль», «замысел». Структура заимствованного концепта идея стала развиваться по аналогии со структурой исконно русского концепта мысль.

     По  признаку развития структуры концепты можно разделить на развивающиеся и застывшие. Развивающиеся концепты – активно используемые в национальной концептосфере, пополняющие свою структуру новыми признаками. Примером развивающегося концепта может служить концепт сердце, в XIX и ХХ веках у которого появились новые образные – артефактные – признаки «мотор» (мотор барахлит «о сердце»), «фотография» (запечатлелось/проявилось в сердце) и др. Застывшими считаются такие концепты, структуры которых перестали пополняться новыми признаками; обычно такое явление связано с исчезновением реалий, связанных с этим концептом, процессом перехода слова – репрезентанта концепта – из активного словарного запаса в пассивный (это так называемые архаизмы и историзмы). Примером застывших концептов могут служить князь, богатырь, соловей-разбойник.
     По  признаку постоянства базовой структуры  концепты бывают постоянными (сохранившимися) и трансформировавшимися. Сохранившиеся концепты – такие, у которых понятийная и ценностная часть структуры концепта не изменилась, несмотря на исчезновение или трансформацию референтов. В качестве примера можно назвать концепт правитель, понятийная и ценностная часть структуры которого была перенесена на концепты князь, царь, император, президент. Трансформировавшиеся концепты – те, которые были перенесены в связи с исчезновением референтной базы на новые реалии. Так, концепт придворный этикет был постепенно перенесен после революции 1917 года на реалии советского правительства, при этом структура исходного концепта была трансформирована (особенно его сценарная часть, где субъект, объект и обстоятельства действий видоизменились).
     По  признаку первичности концепты делятся  на первичные (основные) и производные. Основные концепты – те, что появились раньше и послужили базой для развития производных. На последнее указывают производные слова – репрезентанты концепта. Концепт мысль – первичный (основной) концепт, замысел, помысел, умысел, вымысел – производные. Первоначально производные концепты входили как составные признаки основного концепта, позже они стали развиваться самостоятельно, однако их структура до сих пор не достигла той степени развития, которая существует у первичного концепта.
     По  признаку актуальности концепты делятся  на ведущие и второстепенные. Ведущие концепты еще называют ключевыми. К ним относятся такие концепты, которые широко представлены в паремиологическом фонде, фольклоре, художественной литературе. Примерами могут послужить такие концепты, как душа, сердце, ум, человек, природа, мир, земля, солнце, небо и др. Второстепенные концепты находятся на периферии, они вторичны, менее актуальны, их репрезентанты менее частотны, например, концепты чиновник, консультант, демонстрация и др. В этой же классификации выделяются постоянно актуальные, неактуальные и переменные («плавающие») концепты. Постоянно актуальные есть ведущие (ключевые) концепты, неактуальные – второстепенные концепты, переменные («плавающие») – это периодически становящиеся актуальными и неактуальными концепты. Примером переменного концепта в русской концептосфере может служить вера. Первоначально этот концепт базировался на языческих верованиях, позже – на христианских, в советское время база концепта вера была перенесена на политических лидеров (Ленин, Сталин), сейчас вновь актуально православие как основная часть структуры этого концепта. В зависимости от промежутка времени, когда концепт становится снова актуальным, концепт может стать трансформировавшимся. Переменные концепты могут менять имя, репрезентирующее концепт, и даже часть своей структуры. Так, в период войны на Кавказе в XIX веке в русской концептосфере был актуален концепт абрек. В последнее десятилетие этот концепт трансформировался и стал не менее актуальным под именем чеченец.{3:256-267} 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Подходы в определении концепта « душа»
Антропоцентрическое направление, активно развивающееся  в современной лингвистике, ставит перед исследователями новые  задачи, побуждая описывать ментальные единицы – концепты, которые являются элементами концептосферы русской  языковой культуры и моделируют языковое сознание индивида, лингвокультурной группы и нации в целом. 
Концепт «душа» занимает уникальное место в концептосфере русской языковой культуры, более того, он считается ценностной доминантой русской культуры . Очевидной становится высокая ценность и значимость концепта «душа». Являясь многозначным и обладая сложной структурой, данный концепт, несомненно, нуждается в глубоком и детальном изучении не только с точки зрения теологов, философов и психологов, но и с точки зрения лингвиста. В последние годы лингвисты исследуют ментально-психологическую и национально-культурную специфику концепта «душа», его ценностную составляющую для русского народа; при помощи концепта «душа» ученые создают модели русской языковой и концептуальной картины мира . Также особого внимания лингвиста заслуживают языковые репрезентации концепта, содержащие максимально обобщенную и абстрагированную информацию о данном концепте и расширяющие наше представление о русской культуре. 
Художественный текст в первую очередь представляет собой сложную смысловую организацию, в рамках которой выделяются универсальные элементы смысла – художественные концепты. Изучение языковой репрезентации художественного концепта является важным и необходимым для осознания идейного смысла художественного текста и для понимания менталитета данной литературной личности, ее творческой манеры.  
Борис Леонидович Пастернак – «талант исключительного своеобразия»  – внес незаменимый вклад в русскую поэзию советской эпохи и мировую поэзию ХХ века. Литературный интерес к творчеству Б.Пастернака не прекращает повышаться – об этом свидетельствует ряд статей и исследований литературоведов, открывающих новые границы анализа произведений писателя . Однако существует весьма небольшое количество работ, посвященных лингвистическому изучению поэзии и прозы Б.Пастернака (языка писателя, идиостиля, поэтики, концептуального пространства творчества). Мы считаем необходимым рассмотреть произведения Б.Пастернака в концептуальном аспекте. Словесное воплощение концепта «душа» в индивидуальном стиле Б.Пастернака отражает сложную систему духовно-нравственных и морально-этических измерений картины мира автора, его внутренней духовной жизни, ощущений, системы ценностей. Этим в значительной мере и объясняется выбор темы нашей диссертационной работы. 
Актуальность настоящего диссертационного исследования определяется тем, что специфика индивидуально-авторского понимания концепта «душа» как сложного и многозначного понятия и его вербального воплощения в художественном тексте до сих пор не были предметом специального многоаспектного лингвистического изучения. 
Объектом нашей работы является языковая репрезентация художественного концепта «душа» в лирике и прозе Б.Пастернака. 
Предметом исследования являются функционально-семантические особенности слова-концепта «душа» в художественных текстах Б.Пастернака. 
Практическим языковым материалом диссертации послужили избранные лирические произведения Б.Пастернака и роман Б.Пастернака «Доктор Живаго»; лексические конструкции со словом душа, зафиксированные в словарях разных типов. 
Материалом исследования являются работы по мифологии, философии, психологии, теологии, лингвокультурологии и мировой культуре, рассматривающие понятие «душа». 
Цель работы – исследовать и описать лексические единицы художественного текста, репрезентирующие художественный концепт «душа» в творчестве Б.Пастернака; построение когнитивной модели художественного концепта «душа» (на материале произведений Б.Пастернака). 
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач: 
– рассмотреть концепт как термин и как одну из главных категорий современной когнитивной науки; 
– определить природу и функциональные особенности художественного концепта как объекта лингвопоэтического анализа и элемента системы смысла художественного текста; 
– исследовать концепт «душа» в качестве элемента концептосферы русской языковой культуры; отметить процессы формирования и развития концепта «душа» в русском языке, его интерпретацию представителями различных областей знания: теологами, философами, психологами, лингвистами; 
– произвести концептуальный анализ художественного концепта «душа» в творчестве Б.Пастернака, основываясь на методике, выработанной современной семиотикой при исследовании знаковых систем; 
– выявить языковые и культурные компоненты внутри художественного концепта «душа» в произведениях Б.Пастернака, необходимые для конструирования когнитивной модели.  
Методологическую основу работы составили теоретические и методологические принципы, выдвинутые в трудах отечественных и зарубежных ученых (В.П.Абрамова, Ю.Д.Апресяна, С.А.Аскольдова-Алексеева, Н.Д.Арутюновой, А.П.Бабушкина, А.Вежбицкой, С.Г.Воркачева, Л.А.Исаевой, Ю.Н.Караулова, Б.А.Ларина, Д.С.Лихачева, Ю.М.Лотмана, В.А.Масловой, Е.С.Кубряковой, Г.П.Немца, Л.А.Новикова, З.Д.Поповой, Ю.С.Степанова, В.Н.Телия, Н.В.Уфимцевой, Л.О.Чернейко и др.). 
Научная новизна работы состоит в следующем: впервые предпринята попытка рассмотрения художественного концепта в семиотическом аспекте на материале произведений Б.Пастернака как средства реализации языковой картины мира автора; выделены и описаны языковые репрезентации художественного концепта «душа» в лирике Б.Пастернака и в его романе «Доктор Живаго»; построена когнитивная модель художественного концепта «душа» в творчестве Б.Пастернака.  
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что изучение и анализ художественного концепта позволяют решить ряд вопросов современной когнитивной лингвистики (о смысловой организации художественного текста, о языковой картине мира автора и особенностях его художественного дискурса); расширить представление о концепте как универсальном феномене, отражающем содержание всей человеческой деятельности, аккумулирующем личный и народный опыт человека. 
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы и результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания современного русского языка, при чтении лекционных курсов и проведении практических занятий по лингвопоэтике в процессе обучения когнитивному концептуальному анализу художественных текстов, лексикологии, функциональной лингвистике и спецкурсов, посвященных творчеству Б.Пастернака.{8:25-29} 
Фалес (624–547 гг. до н. э.) в качестве первоосновы вездесущего указывал воду. Доказывая, что именно вода есть действительное начало всего мира, Фалес ссылался на то, что Земля плавает на воде, окружена ею и сама происходит из воды. Вода подвижна и изменчива, может переходить в разные состояния. Испаряясь, вода превращается в газообразное состояние, а замерзая – в твердое.Душа есть также особое состояние воды. Существенной характеристикой души является способность придавать телам движение, она есть то, что заставляет двигаться. Эта способность придавать вещам движение присуща всему. Рассматривая душу в связи с телесной организацией, Фалес ставил психические состояния в зависимость от физического здоровья тела. Те, у кого тело здоровое, имеют и лучшие душевные способности и дарования, а стало быть, располагают большими возможностями обрести счастье в наши дни. Современного психолога не могут не привлечь тонкие наблюдения Фалеса в области нравственного поведения человека. Человек, считал он, должен стремиться к тому, чтобы жить по закону справедливости. А справедливость состоит в том, чтобы не совершать самому того, в чем человек порицает других людей.Душа – это особое переходное состояние огненного начала в организме, которому Гераклитом дано название «психея». Введенное Гераклитом название для обозначения психической реальности было первым психологическим термином. «Психеи» как особые состояния огня возникают из воды и в нее же переходят. Наилучшее состояние «психеи» – это ее сухость. «Психеям смерть – стать водою». Деятельность души Гераклит ставил в зависимость как от внешнего мира, так и от тела. Он полагал, что огненная стихия проникает в организм из внешней среды и всякое нарушение связи души с внешним миром может привести к огрублению «психеи».

Учение Аристотеля о душе

  Сложившиеся трудности и противоречия в понимании  природы психического, которые вытекали, с одной стороны, из представлений  о душе Демокрита, с другой – из учения о душе Платона, требовали  своего разрешения. Попытку снять  противоположность двух полярных точек  зрения осуществил ближайший ученик Платона, Аристотель (384–324 гг. до н. э.) – один из крупнейших философов древности. По Аристотелю, идейное богатство мира скрыто в чувственно воспринимаемых земных вещах и раскрывается в их опирающемся на опыт исследовании.
  Решительный итог размышлений Аристотеля: «Душу  от тела отделить нельзя», – делал бессмысленными все вопросы, стоявшие в центре учения Платона о прошлом и будущем души. Его взгляды представляют собой обобщение, итог и вершину всей древнегреческой науки.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.