На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Социальные основы общества

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 06.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Новосибирский Радиотехнический колледж 
 
 
 
 
 
 

Реферат на тему: « Социальная структура общества» 
 
 
 
 

                                                            Выполнил: Калинин А. В
                                                                                   студент группы ТОР 580
                                                                                  Проверил: Петрова Т. А
                                                                  
 
 
 
 

      Новосибирск 2012г
Содержание
    Введение…………………………………………………………………….
    Понятие социальной структуры общества………………………………..
    Социальная мобильность…………………………………………………..
    Социальная стратификация………………………………………………..
    Социальные общности и группы. Причины их образования…………….
    Социальные особенности слоев российского общества………………….
      Заключение
      Список литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Актуальность  моей работы заключается в том, что во все времена социальная
    структура общества была неоднородной. Изучение этой проблемы
    актуально и в наши дни. Сейчас существуют различные  антагонистические
    социальные  группы, которые крайне недружелюбно относятся друг к другу.
    Чтобы понять из-за чего это происходит, необходимо изучать проблему
    социальной  структуры общества.
    Цель  работы: Состоит в изучении социальной структуры общества, как
    системы групп и слоев, деятельность и  взаимодействия которых лежат в  основе социального механизма трансформации  общества. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение
    Социальная  структура – это устойчивая связь  элементов в социальной системе.
Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды,   занимающие определенные позиции (статус) и выполняющие определенные социальные функции(роли),объединение этих индивидов  на основе  их статусных   признаков   в   группы,   социально-территориальные, этнические и иные общности и т.д. Социальная структура выражает  объективное деление общества на  общности,  роли,  слои,  группы  и  т.д., указывая  на различное положение людей по отношению  друг  к  другу  по  многочисленным критериям.  Каждый  из  элементов  социальной  структуры, в свою очередь, является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Понятие социальной структуры  общества
Понятие социальной структуры в обществе обычно употребляют в следующих  основных смыслах. В широком смысле социальная структура – это строение общества в целом, система связей между всеми его основными элементами. При таком подходе социальная структура характеризует все многочисленные виды социальных общностей и отношения между ними. В узком смысле термин «социальная структура общества» чаще всего применяется к социально-классовым и социально-групповым общностям. 
Социальная структура в этом смысле – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом классов, социальных слоев и групп. В социологии существует большое множество концепций социальной структуры общества, исторически одной из первых является марксистское учение. В марксистской социологии ведущее место отводится социально-классовой структуре общества. Социально-классовая структура общества, согласно этому направлению, представляет собой взаимодействие трех основных элементов: классов, общественных прослоек и социальных групп. Ядром социальной структуры являются классы. Наличие классов в обществе отмечалось в науке и до Маркса в начале XIXв. Это понятие широко использовали французские историки Ф. Гизо, О. Тьери и английские и французские политэкономы А. Смит и Д. Рикардо. Однако наибольшее развитие учение о классах получило в марксизме. К. Маркс и Ф. Энгельс основали экономические причины возникновения классов. Они утверждали, что деление общества на классы есть результат общественного разделения труда и формирование частнособственнических отношений. Процесс образования классов происходил двумя путями: путем выделения в родовой общине эксплуататорской верхушки, которая первоначально состояла из родовой знати, и путем обращения в рабство военнопленных, а также обнищавших соплеменников, попадавших в долговую кабалу.
 

    Этот  экономический подход к классам  зафиксирован в знаменитом определении  классов, которое сформулировал  В. И. Ленин в работе «Великий почин» и которое стало хрестоматийным в марксизме на протяжении 70 лет. «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы – это такие группы людей, из которых одна может присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства». Таким образом, по Ленину, главный признак класса – отношение к средствам производства (владение или не владение) определяют роль классов в общественной организации труда 
    (управляющие и управляемые), в системе власти (господствующие и управляемые), их благосостояние (богатые и бедные). Борьба классов служит движущей силой общественного развития. Марксизм делит классы на основные и неосновные. Основными классами являются такие, чье существование непосредственно вытекает из господствующих в данной общественно-экономической формации экономических отношений, прежде всего, отношений собственности: рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы, пролетарии и буржуазия. Неосновные – это остатки прежних классов в новой общественно- экономической формации или зарождающиеся классы, которые придут на смену основными и составят основу классового деления в новой формации. Помимо основных и неосновных классов структурным элементом общества являются общественные слои (или прослойки). Социальные слои – это промежуточные или переходные группы, не имеющие ярко выраженного специфического отношения к средствам производства и, следовательно, не обладающие всеми признаками класса. Социальные слои могут быть внутриклассовыми (часть класса) межклассовыми. К первым можно отнести крупную, среднюю,. Мелкую, городскую и сельскую монополистическую и немонополистическую буржуазию, промышленный и сельский пролетариат, рабочую аристократию и т.д. Историческим примером межклассовых слоев является «третье сословье», в период вызревания первых буржуазных революций в Египте 
    – городское мещанство, ремесленничество. В современном обществе – интеллигенция. В свою очередь, межклассовые элементы современной структуры могут иметь свое внутреннее членение. Так, интеллигенция подразделяется на пролетарскую, мелкобуржуазную и буржуазную. Таким образом, социально- слоевая структура не вполне совпадает с классовой. Использование понятия социального строя по мысли марксистских социологов, позволяет конкретизировать социальную структуру общества, указать на ее многообразие и динамизм. Несмотря на то, что в условиях идеологического диктата и процветания догматизма в марксистской социологии абсолютное господство имело ленинское определение классов, основанное не сугубо экономическом подходе, часть марксистских социологов осознавала, что классы – это более широкое образование. Следовательно, концепция социально-классовой структуры общества должна включить в себя политические, духовные и иные связи отношения. При более широком подходе в интерпретации социальной структуры общества значительное место отводится понятию «социальные интересы». Интересы – это реальные жизненные стремления индивидов, групп и иных общностей, которыми они осознанно или неосознанно руководствуются в своих действиях и которые обуславливают их объективное положение в социальной системе. В социальных интересах находят наиболее обобщенное выражение актуальные потребности представителей тех или иных социальных общностей. Осознание интересов осуществляется в ходе непрерывно происходящего в обществе процесса социального сравнения, то есть сопоставления жизненного положением сопоставлением других социальных групп. Для понимания классов существенное значение имеет термин «коренные социальные интересы», который отражает наличие у крупных социальных интересов, которые определяют его существование и общественное положение. На основе всего вышеизложенного можно предложить такое определение классов: классы – это большие социальные группы, различающиеся по их роли во всех сферах жизнедеятельности общества, которые формируются на основе коренных социальных интересов. Классы имеют общие социально-психологические характеристики, ценностные ориентации, свой «кодекс» поведения. Каждая социальная общность является субъектом деятельности и отношений. 
    Классы как социально-политическая общность имеют общую для всех своих членов программу деятельности. Эту программу, соответствующую коренным интересам этого или иного класса, вырабатывают его идеологии. Социальные слои при таком подходе представляют собой социальные общности, объединяющие людей на основе каких-то частных интересов.

    Социальная  мобильность
    Социальная  мобильность  –  это   изменение   индивидов   или   группой
    социального статуса, места, занимаемого  в  социальной  структуре  общества. Термин «социальная мобильность» был введен в социологию  в  1927  году  П.А. Сорокиным, который рассматривал социальную мобильность как  любое  изменение социального положения, а не только переход лиц и семей из  одной  социальной группы в другую. Согласно взглядам  П.А.  Сорокина,  социальная  мобильность означает  перемещение  по  социальной  лестнице  в  двух  направлениях:   1)
    вертикальном  – движение вверх и вниз; 2) горизонтальном –передвижение  на одном и томже социальном уровне.
    Одним из дискуссионных вопросов теории социальной мобильности  является вопрос о том, означает ли социальную мобильность переход одного индивида  из данной социальной группы в другую или же социальное перемещение в  подлинном смысле происходит лишь тогда, когда  новый  статус  закрепляется  за  семьей этого индивида и, следовательно, социальная  мобильность  происходит  тогда,
    когда  социальный  статус  меняется  у  различных   поколений. Французские социологи П. Берту  и  Р.  Бурдон  утверждали,  что  социальная  мобильность означает переход  индивидов  из  одной  социальной  категории  в  другую  на протяжении  его  биографической  или  профессиональной  жизни,   на   основе сравнения его позиции с социальным статусом его  родителей.  Таким  образом, здесь за точку  отсчета  берется  социальное  происхождение.  Слабость  этой
    позиции состоит в том, что она  как  бы  предполагает  неизменное  состояние общества, Но общество  динамично  меняется,  и  поэтому  социальные  статусы различных  поколений   могут  быть  несопоставимы.  Нужны  такие   критерии, которые позволяли бы учитывать изменение социальной структуры общества.
    Проблемам  социальной   мобильности   посвящаются   многие   конкретно-социологические  исследования в различных странах  мира. Данные  о  социальной мобильности в какой-то мере позволяют судить о степени открытости  общества, его демократичности. Людям важно  знать,  насколько  то  или  иное  общество предоставляет возможность для продвижения индивидов и  поколений  из  низших категорий  в  высшие,  каким  путем  формируется  правящая  элита  общества, возможно ли проникновение в правящую элиту из других социальных групп.
    Социальная  стратификация
           Термин «стратификация»  происходит  от  латинского stratum –  слой,
    пласт и facere – делать. Таким образом, социальная стратификация – это
    определение вертикальной  последовательности положения социальных слоев, пластов в обществе, их иерархии. Социальная стратификация – это
    «дифференцирующее ранжирование индивидов данной социальной системы», это «способ рассмотрения индивидов как занимающих более низкое или более высокое социальное место друг относительно друга в некоторых социально важных аспектах».[1]
    Таким образом, социальная структура возникает  по поводу общественного
    разделения  труда, а социальная стратификация  — по поводу общественного распределения результатов труда, т. е. социальных благ. 

    Социологи едины во мнении, что основой стратификационной  структуры является  естественное  и  социальное  неравенство  людей.  Однако,  способ организации неравенства мог быть различным.  Необходимо  было  вычленить  те основания, которые определяли бы облик вертикального строения общества.
    Так, например, К.Маркс ввел единственное  основание  вертикального расслоения   общества    –    обладание    собственностью.    Поэтому    его стратификационная структура  фактически  сводилась  к  двум  уровням:  класс собственников(рабовладельцы,   феодалы,   буржуазия)   и класс,   лишенный собственности  на  средства  производства  (рабы,  пролетарии)  или  имеющий весьма ограниченные права (крестьяне). Попытки представить  интеллигенцию  и некоторые другие социальные группы  в  качестве  промежуточных  слоев  между
    основными  классами  оставляли  впечатление  непродуманности   общей   схемы социальной иерархии населения.
    М.   Вебер   увеличивает   количество   критериев,   определяющих
    принадлежность  к той или иной страте. Кроме  экономического отношение  к собственности   и   уровень  доходов  –  он   вводит  такие   критерии   как
    социальный  престиж  и  принадлежность  к  определенным  политическим  кругам (партиям). Под престижем понималось обретение индивидом от  рождения  или благодаря личным качествам такого социального статуса, который позволял  ему занять определенное место в социальной иерархии.
    Роль  статуса в  иерархической  структуре  общества  определяется
    такой важной особенностью  социальной  жизни  как  ее  нормативно-ценностное регулирование.  Благодаря  последнему,  на  «верхние   ступени»   социальной лестницы всегда поднимаются лишь те, чей статус соответствует  укоренившимся в массовом сознании представлениям о значимости  его  титула,  профессии,  а также функционирующим в обществе нормам и законам.
    Выделение  у  М.Вебера  политических  критериев   стратификации
    выглядит  еще недостаточно аргументированным. Более  четко  об  этом  говорит П.Сорокин.  Он   однозначно   указывает   на   невозможность   дать   единую совокупность  критериев  принадлежности  к  какой-либо  страте  и   отмечает наличие  в  обществе   трех   стратификационных   структур:   экономической, профессиональной и политической.
    В 30-40-е  годы  в  американской  социологии  была  предпринята
    попытка преодолеть многомерность стратификации  путем  предложения  индивидам самим   определить  свое  место  в  социальной  структуре.  Но  такого  рода исследования дали  другой  результат:  они  показали,  что  сознательно  или интуитивно  люди  ощущают,  осознают   иерархичность   общества,   чувствуют основные параметры, принципы, определяющие положение человека в обществе.
    Итак,  общество  воспроизводит,  организует  неравенство   по
    нескольким  критериям: по уровню богатства и  дохода,  по  уровню  социального престижа, по уровню обладания политической властью,  а  также  по  некоторым другим критериям. Можно утверждать, что все эти виды  иерархии  значимы  для общества, так как  позволяют  регулировать  как  воспроизводство  социальных связей, так и направлять личные устремления, амбиции людей  на  приобретение значимых для общества статусов.
    Введение  такого критерия как уровень доходов  вело к тому,  что
    в соответствии с ним  можно было выделить  формально  бесконечное  множество слоев населения с разным уровнем  благосостояния.  А  обращение  к  проблеме социально-профессионального    престижа     давало     основание     сделать стратификационную структуру  очень  похожей  на  социально-профессиональную. Так появилось деление на: 1)высший класс – профессионалов,  администраторов;
    2) технических  специалистов  среднего  уровня;  3)  коммерческий  класс;  4) мелкую буржуазию;  5)  техников  и  рабочих,  осуществляющих  управленческие функции; 6) квалифицированных рабочих; 7)   неквалифицированных  рабочих.  И это не самый длинный список основных  социальных  слоев  общества.  Возникла опасность утраты целостного  видения  стратификационной  структуры,  которое
    все больше подменялось стремлением исследователей распределить индивидов  по «этажам» социальной иерархии.
    На  наш взгляд, при выработке наиболее общего  представления  о
    социальной  иерархичности   общества  достаточным  является  выделение  трех основных уровней: высшего, среднего,  низшего.  Распределение  населения  по этим уровням возможно по всем основаниям  стратификации,  причем  значимость каждого из них будет определяться господствующими в  обществе  ценностями  и нормами,  социальными   институтами   и   идеологическими   установками. В современном   западном   обществе,   ценящем   свободу,   степень    которой
    определяется, увы, не только  политическими  и  юридическими  актами,  но  и толщиной  кошелька,  обеспечивающего  более  широкий  доступ,  например,   к образованию и, следовательно, к престижной статусной группе, на первый  план выдвигаются   критерии,    обеспечивающие    эту    свободу: материальная независимость, высокий доход и т.п.
    Как отмечалось  выше,  первопричиной  иерархического  строения
    общества   является   социальное   неравенство,   порождаемое   объективными условиями  жизнедеятельности  индивидов.  Но  каждое  общество  стремится  к организации   своего   неравенства,    иначе   люди,   движимые     чувством несправедливости, уничтожат  в  праведном  гневе  все,  что  в  их  сознании ассоциируется с ущемлением их интересов.
    Иерархическая  система  современного  общества  лишена  былой
    жесткости. Формально все граждане имеют  равные права, в том  числе  и  право занимать любое место в социальной структуре, подниматься на верхние  ступени социальной лестницы  или  находиться  «внизу».  Резко  возросшая  социальная мобильность, тем не менее не привела к «размыванию»  иерархической  системы. Общество по-прежнему поддерживает и охраняет свою иерархию.
    Было  замечено,  что  профиль  вертикального  среза  общества  не
    является  постоянным. К.Маркс в свое время  предположил, что его  конфигурация будет постепенно меняться за счет концентрации богатства в руках немногих  и значительного  обнищания  основной   массы   населения.   Результатом   этой тенденции будет возникновение серьезного напряжения между верхним  и  нижним слоями  социальной  иерархии,  которое  неизбежно  выльется  в   борьбу   за перераспределение  национального  дохода. Но   рост  богатства   и   власти верхушки  небеспределен.  Существует  «точка  насыщения»,   дальше   которой
    общество  не  может  двигаться  без  риска  крупной  катастрофы.   По   мере приближения к этой точке  в  обществе  начинаются  процессы  по  сдерживанию пагубной тенденции, проводятся либо реформы по  перераспределению  богатства через  систему  налогообложения,  либо  начинаются  глубинные  революционные процессы, в которые вовлекаются широкие социальные слои.
    Стабильность   общества   связана   с   профилем   социальной
    стратификации.  Чрезмерное  «вытягивание»  последнего   чревато   серьезными социальными катаклизмами, восстаниями, несущими хаос,  насилие,  тормозящими развитие общества. Утолщение профиля стратификации,  прежде  всего  за  счет «усечения» верхушки конуса – явление  повторяющееся в истории всех  обществ.
    И важно, чтобы оно осуществлялось  не  за  счет  неконтролируемых  стихийных процессов, а путем сознательно проводимой государственной политики. Описываемый  процесс  имеет  и  обратную  сторону.  Уплотнение профиля стратификации не должно быть чрезмерным.  Неравенство  –  не  только объективная данность социальной жизни,  но  и  важный  источник  социального развития. Уравнение в доходах, в отношении к  собственности.  Власти  лишает индивидов  важного  внутреннего  стимула  к  действию,   к   самореализации,
    самоутверждению,  а  общество  –  единственного  энергетического   источника развития.
    Плодотворной  представляется  идея  о   том,   что   стабильность
    иерархической структуры общества зависит от удельного  веса и  роли  среднего слоя или класса. Занимая промежуточное положение,  средний  класс  выполняет своеобразную  связующую  роль  между  двумя  полюсами  социальной  иерархии, снижая их противостояние. Чем больше (в  количественном  отношении)  средний класс, тем больше у него шансов влиять на политику государства,  на  процесс формирования  фундаментальных  ценностей  общества,  мировоззрения  граждан,
    избегая при этом крайностей, присущих противоположным  силам. 

    Социальные  общности и группы. Причины их образования
    Характерной особенностью социальной общности (город, деревня, трудовой коллектив, семья  и т. д.) является то, что социальные системы складываются именно на ее базе. Социальная общность представляет собой совокупность людей, которую  характеризуют условия их жизнедеятельности (экономическое, социально-статусное, уровень профессиональной подготовки и образования, интересы и потребности  и т. д.), общие для данной группы взаимодействующих индивидов (нации  классы, социально-профессиональные группы, трудовые коллективы и т. п.); принадлежность к исторически сложившимся территориальным  образованьям (город, деревня, регион), принадлежность изучаемой группы взаимодействующих  индивидов к тем или иным социальным институтам (семья, образование, наука, политика, религия, и т. д.). 
     
    Социальные связи. Функционирование и развитие социальной общности происходят на основе социальных связей и взаимодействия ее элементов-индивидов. 
     
    В самом общем виде связь представляет собой выражение совместимости функционирования или развития двух или более элементов объекта или двух (нескольких) объектов. Связь является наиболее глубоким проявлением такой совместимости. В социальных исследованиях выделяются различные типы связей : связи функционирования, развития, или генетические, причинные связи, структурные связи и т. д. В гносеологическом плане важным является различие связей объекта и формальных связей, т. е. связей, устанавливаемых только в плоскости знания и не имеющих непосредственного аналога в сфере самого объекта, смешение этих связей неизбежно ведет к ошибкам как в методологии, так и в результатах исследования. 
     
    Под "социальной" связью обычно понимают набор факторов, обусловливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях, в определенное время, для достижения тех или иных целей. Социальные связи устанавливаются на продолжительный период времени независимо от персональных качеств отдельных личностей. Это связи индивидов друг с другом, а также их связи с явлениями и процессами окружающего мира, складывающиеся в ходе их практической деятельности. Сущность социальных связей проявляется в содержании и характере действий людей, составляющих данную социальную общность. Можно выделить связи взаимодействия, контроля, отношений, а также институциональные связи. 
     
    Социальное взаимодействие. Исходным моментом для формирования социальной связи может быть взаимодействие индивидов или групп, образующих социальную общность для удовлетворения тех или иных потребностей. Взаимодействие трактуется как любое поведение индивида или группы, имеющее значение для других индивидов и групп социальной общности или общества в целом. Причем взаимодействие выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами, которые, являясь постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различаются по социальным позициям (статусам) и ролям. 
     
    Социальное взаимодействие представляет собой взаимное влияние различных сфер, явлений и процессов общественной жизни, осуществляющееся посредством социальной деятельности. Оно имеет место как между обособленными объектами (внешнее взаимодействие), так и внутри отдельного объекта, между его элементами (внутреннее взаимодействие). 
     
    Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны. Объективной стороной взаимодействия выступают связи, независимые от отдельных людей, но опосредствующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия. Под субъективной стороной понимается сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения. Это, как правило, межличностные (или социально-психологические) отношения, складывающиеся в конкретных социальных общностях в определенный момент времени. Механизм социального взаимодействия включает индивидов, совершающих те или иные действия; изменения в социальной общности или обществе в целом, вызываемые этими действиями; влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность, и, наконец, обратную реакцию индивидов. 
     
    Социальные отношения, социальная структура и социальные системы. Взаимодействие обычно приводит к становлению новых социальных отношений. Последние можно представить как относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами. 
     
    В социологии понятия “социальная структура” и “социальная система” тесно связаны между собой. Социальная система - это совокупность социальных явлений и процессов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих некоторый целостный социальный объект. Отдельные явления и процессы выступают в качестве элементов системы. Понятие “социальная структура” есть часть понятия социальной системы и объединяет два компонента - социальный состав и социальные связи. Социальный состав - это набор элементов, составляющих данную структуру. Вторым компонентом выступает набор связей этих элементов. Таким образом, понятие социальной структуры включает в себя, с одной стороны, социальный состав, или совокупность различных типов социальных общностей как системаобразующих социальных элементов общества, с другой - социальные связи составляющих элементов, различающихся по широте распространения их действия, по их значению в характеристике социальной структуры общества на определенной ступени развития. 
     
    Социальная структура означает объективное деление общества на отдельные слои, группы, различные по их социальному положению, по их отношению к способу производства. Это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами социальной структуры являются такие социальные общности, как классы и классоподобные группы, этнические, профессиональные, социально- демографические группы, социально- территориальные общности (город, село, регион). Каждый из этих элементов в свою очередь является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями. Социальная структура отражает особенности социальных отношений классов, профессиональных, культурных, национально-этнических и демографических групп, которые определяются местом и ролью каждой из них в системе экономических отношений. Социальный аспект любой общности концентрируется в ее связях и опосредованиях с производственными и классовыми отношениями в обществе. 
     
    Основные виды социальных общностей. Функционирование социальных отношений, институтов контроля и организаций порождает сложную систему социальных связей, управляющую потребностями, интересами и целями людей. Эта система сплачивает индивидов и их группы в единое целое - социальную общность и через нее - в социальную систему. Характер социальных связей определяет как внешнюю структуру социальных общностей, так и ее функции. Внешняя структура общности может быть определена, например, ее объективными данными : сведениями о демографической структуре общности, профессиональной структуре, об образовательной характеристике ее членов и т. п. 
     
    Функционально социальные общности направляют действия своих членов на достижения групповых целей. Социальная общность обеспечивает координацию этих действий, что ведет к повышению ее внутренней сплоченности. Последняя возможна благодаря образцам поведения, нормам, определяющим отношения внутри этой общности, а также социально-психологическим механизмам, направляющим поведение ее членов. 
     
    Среди многих видов социальных общностей особое значение с точки зрения влияния на поведение имеют такие, как семья, трудовой коллектив, группы совместного проведения досуга, а также различные социально-территориальные общности (поселок, небольшой город, крупные города, регион и т. д.). Скажем, семья осуществляет социализацию молодежи в ходе освоения ею нормативов общественной жизни, формирует у нее чувство безопасности, удовлетворяет эмоциональную потребность в совместных переживаниях, предотвращает психологическую неуравновешенность, помогает преодолеть состояние изолированности и т. д. 
     
    Территориальная общность, ее состояние также влияют на характер поведения ее членов, в особенности в сфере неформальных контактов. Профессиональные группы кроме возможности решения чисто профессиональных вопросов формируют у членов чувство трудовой солидарности, обеспечивают профессиональный престиж и авторитет, контролируют поведение людей с позиций профессиональной морали. 
     
    Причины дезорганизации социальных общностей. 
     
    Социальные процессы (демографический, миграционный, урбанизации, индустриализации) в качестве нежелательного результата могут оказать деструктивное, дезорганизационное воздействие на социальные общности. Явления дезорганизации отражаются как на внешней (формальной) структуре общностей, так и на внутренней, функциональной их характеристике. 
     
    Так, если с внешней стороны процессы типа миграции, развития городов, промышленности и т. д. 
     
    Ведут к распаду больших семей, складывавшихся ранее из двух или трех поколений, в производственных группах - к текучести кадров и т. д., в территориальных общностях - к росту числа мигрантов в составе коренного населения, к нарушению естественной половозрастной структуре, то дезорганизация функций таких общностей выражается в расшатывании ценностей, нарастания противоречивости стандартов и образцов поведения, ослаблении нормативной структуры общности, то в свою очередь ведет к росту отклонений в поведении ее членов. 
     
    К числу социальных причин, дезорганизующих личность, можно отнести ее участие либо в нескольких социальных общностях, навязывающих ей противоречащие социальные ценности и образцы поведения, либо в таких, для которых характерна неопределенность социальных ролей, т. е. требований, предъявляемых к индивиду, отсутствие социального контроля, неясность критериев оценок поведения. Как правило, такого рода явления связаны с ослаблением социально-психологического эффекта общности, служащего средством внутригрупповой сплоченности и взаимопонимания. 
     
    В этих условиях так называемые нормальные социальные общности не во всех случаях оказываются в состоянии обеспечить выполнение ряда их существенных функций, т. е. снабдить индивида последовательной, внутренне не противоречивой системой нормативов поведения, стимулировать чувство солидарности и принадлежности к ней, предоставить упорядоченную систему ступеней социального престижа и признания и т. д. 
    2 Социальные группы 
     
     
    Социальная группа - это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других. 
     
    Анализируя это определение, можно выделить два условия, необходимых для того, чтобы совокупность считалась группой: 
     
    1 наличие взаимодействия между ее членами; 
     
    2 появление разделяемых ожиданий каждого члена группы относительно других ее членов. 
     
    В соответствии с этим определением два человека, ожидающие автобус на остановке, не будут группой, но могут стать ею, если начнут беседу, драку или другое взаимодействие со взаимными ожиданиями. 
     
    Такая группа появляется непреднамеренно, случайно, в ней отсутствует устойчивое ожидание, а взаимодействие, как правило, бывает односторонним (например, только беседа и никаких других видов действий). Такие спонтанные группы называются «квазигруппами». Они могут превратиться в социальные группы, если в ходе постоянного взаимодействия будет увеличивать степень социального контроля между ее членами. Для осуществления социального контроля необходима некоторая степень кооперации и солидарности. Четкий контроль за деятельностью коллектива и определяет его как социальную группу, ибо деятельность людей в данном случае скоординирована. 
     
    Для определения основных черт группы рассмотрим позицию Мертона (1968) в отношении этого вопроса. Мертон определил группу как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействую друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей. Исходя из этого определения отметим основные черты групп
     
    1 определенный способ взаимодействия между их членами. Наблюдаются разные способы взаимодействия внутри групп, включая такие, как братство, клуб, организации женщин и т.д. 
     
    2 членство, чувство принадлежности к данной группе. 
     
    3 идентичность с точки зрения посторонних. Групповая идентичность значительно более устойчива, чем можно предположить. Если мы встречаем человека и узнаем, что он является членом религиозной группы (например, евреев-христиан), мы обычно предполагаем, что группа оказывает на него влияние и считаем, что его поступки совершаются под давлением других членов группы. 
     
    Рассмотрим такие виды социальных групп, как первичные и вторичные: 
     
    Первичные группы. Состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях. Первичные группы не велики, ибо в противном случае трудно установить непосредственные, личные взаимосвязи между всеми членами. Чарльз Кули (1909) впервые ввел понятие первичной группы применительно к семье, между членами которой складываются устойчивые эмоциональные отношения. Впоследствии социологи стали применять этот термин при изучении любой группы, в которой сформировались тесные личные отношения, определяющие сущность данной группы. Они образуются на основе появления более или менее постоянных и тесных контактов между несколькими людьми или же вследствие распада какой-либо вторичной социальной группы. Нередко оба эти процесса происходят одновременно. Бывает, что целый ряд первичных групп появляются и действуют в рамках какой-то вторичной социальной группы. Количество людей в малых группах колеблется от двух до десяти, редко бывает несколько больше. В такой группе лучше сохраняются социально-психологические контакты входящих в нее людей, нередко касающихся существенных моментов их жизни и деятельности. Первичную группу может составлять группа друзей, знакомых либо группа людей, связанных профессиональными интересами, работающих на заводе, в научном учреждении, в театре и т.д. Выполняя производственные функции, они в то же время устанавливают между собой межличностные контакты, отличающиеся психологической гармонией и общей заинтересованностью в чем-либо. Такие группы могут играть большую роль в формировании ценностных ориентаций, в определении направленности поведения и деятельности их представителей. Их роль в этом может быть более значительной, чем роль вторичных социальных групп и средств массовой информации. Тем самым они составляют специфическую социальную среду, воздействующую на личность. 
    Вторичная группа. Образуется из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей. В этих группах основное значение придается не личностным качествам, а умению выполнять определенные функции. Примером вторичной группы может служить промышленной предприятия. Во вторичной группе четко определены роли, ее члены нередко очень мало знают друг о друге. Как правило, они не обнимаются при встрече. Между ними не устанавливаются эмоциональные отношения, характерные для друзей и членов семьи. В организации, связанной трудовой деятельностью, основными являются производственные отношения. Среди этой социальных групп можно выделить формальные и неформальные организации. Формальные действуют чаще на основании принятых ими уставов и программ, имеют свои постоянно действующие координирующие и руководящие органы. В неформальных организациях все это отсутствует. Они создаются для достижения вполне определенных целей - текущих и долговременных. В западной социологии особо выделяют функциональные группы, объединяющиеся в зависимости от выполняемых ими функций и социальных ролей. Речь идет о профессиональных группах, занятых в сфере политической, экономической и духовной деятельности, о группах людей разной квалификации, о группах, занимающих различное социальное положение - предпринимателях, рабочих, служащих и т.д. Начало серьезному социологическом изучению функциональной деятельности различных социальных групп положил в свое время Э.Дюркгейм. Анализируя все вышесказанное, нельзя не отметить важность изучения всего разнообразия социальных групп, существующих в обществе. Во=первых, потому, что сама социальная структура общества представляет собой совокупность связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей. Во-вторых, вся жизнь человека, живущего в обществе людей, протекает в социальных группах и под их непосредственным влиянием: в школе, на работе и т.д., ибо только в групповой жизни он формируется как личность, находит самовыражение и поддержку. 
     
    Рассмотрим роль социальной группы в развитии общества и формировании личности: 
     
    1 Социализация. Группа является основным фактором, способствующим выживанию человека в обществе. Младенцы в течение длительного времени нуждаются в заботе взрослых. В это время они воспринимают некоторые навыки и многие требования, необходимые для жизни в группах. Становясь старше, они усваивают знания, понятия, ценности и правила поведения, свойственные группе, к которой принадлежат. 
     
    2 Инструментальная роль группы. Многие группы образуются ради выполнения определенной работы. Эти группы необходимы для осуществления дел, которые трудно или невозможно выполнить одному человеку (профессиональные группы). 
     
    3 Экспрессивный аспект в формировании группы. Некоторые виды групп называются экспрессивными. Они имеют своей целью удовлетворить стремление членов группы к социальному одобрению, уважению и доверию. Такие группы образуются стихийно при сравнительно небольшом воздействии извне. Например, компании друзей и подростков, которым нравится вместе играть и др. 
     
    4 Поддерживающая роль группы. Люди объединяются не только для выполнения совместной деятельности и удовлетворения социальных потребностей, но также и для ослабления неприятных чувств. Под воздействием группы происходит ослабление некоторых отрицательных эмоций, переживаемых членами группы. Однако некоторые наоборот, могут усилится под воздействием эмоций других членов группы. 
     
    Когда совокупность людей становится группой, формируются нормы и роли, на основе которых устанавливается порядок (или образец) взаимодействия. Социологам удалось установить ряд факторов, воздействующих на их формирование. Среди этих факторов одним из самых важных является размер группы. 
     
    Диады. Состоят из двух человек (например, влюбленных). Она является очень хрупкой и разрушается, если один из членов выбывает из группы, требует более тесного, упорядоченного и позитивного взаимодействия между ее членами. В ней создаются условия для более глубокого эмоционального удовлетворения, чем в любой другой группе. 
     
    Триады. Группы из трех человек, в которой обычно складываются сложные отношения. Рано или поздно произойдет сближение между двумя членами группы и исключение из нее третьего. «Два человека составляют компанию, трое образуют толпу»: именно так недвусмысленно дают понять третьему члену группы, что он лишний. Согласно точке зрения немецкого социолога XIX в. Георга Зиммеля, который оказал большое влияние на исследования групп, третий член группы может играть одну из следующих ролей: безучастного посредника, оппортуниста, который использует других в своих интересах, и тактика, следующего принципу «разделяй и властвуй». Например, первый ребенок в семье может укрепить узы, связывающие родителей, став объектом их общей любви. Вместе с тем появление ребенка может способствовать разобщению родителей и стать причиной ревности и конфликта между ними. Если родители не ладят друг с другом, ребенок может стать на сторону одного из них. 
     
    Более крупные группы. Более продуктивны, чем диады и триады. Члены более крупных групп обычно вносят больше ценных предложений. В более крупных группах, вероятно, меньше согласия, но также меньше и напряженности, поскольку их поведение подчинено конкретной цели, и они вынуждены прилагать усилия, чтобы координировать свои действия. Кроме того, крупные группы оказывают большое давление на своих членов, усиливая их конформизм. В таких группах наблюдается неравенство между членами; каждый испытывает больше трудностей, стремясь наравне с другими участвовать в обсуждении проблем и влиять на принятие решений. Члены больших групп часто страдают из-за низкого морального духа, господствующего в группе, и высокого уровня абсентеизма (неучастия). Как следствие нарастающего разрыва между лидерами и рядовыми членами групп, в ней могут утвердиться жесткие, обезличенные формы контроля, когда приказы, насаждаемые сверху, заменяют задушевную личную беседу. Наконец, в группе могут возникать фракции и вражда (Стэвидж, Барнетт, 1977). 
     
    Рассмотрим специфические факторы, которые присущи функционированию группы: 
     
    1 Групповая динамика - взаимодействие членов социальной группы между собой. К процессам групповой динамики относятся: руководство и лидерство; формирование группового мнения; сплоченность группы; групповое давление и другие способы регуляции поведения членов группы. Группа может подчиняться одному или двум своим членам, но в процесс управления могут включаться и все ее члены. Лидерство в группе бывает демократическим или авторитарным, кратковременным или длительным; группа может стимулировать собственную деятельность или стремиться снизить активность; атмосфера внутри группы бывает дружественной или враждебной и т.д. Эти и многие другие образцы поведения и составляют динамику группы. 
     
    В настоящее время изучение групповой динамики стимулируется необходимостью помочь организациям в решении проблем управления процессами в группах. 
     
    2 Коммуникации в группе. Влияние различных способов коммуникаций на деятельность группы было изучено А. Бавеласом. Он рассматривал итоги деятельности группы из пяти членов при различных способах коммуникации. А. Бавелас установил, что схемы коммуникаций при выполнении группового задания в значительной степени влияют на результаты действий группы. Например, при выполнении несложных заданий в ограниченное время наиболее эффективным способом коммуникации является «штурвал», так как это исключает общение членов группы между собой. Они могут контактировать только с лидером в центре «штурвала», который получает информацию от всех, перерабатывает ее и выдает управленческие указания. Для выполнения творческих работ, где должно соблюдаться относительное равенство при принятии решений, очень хорош способ коммуникации «круг» и т.д. Каждый способ коммуникации, таким образом, приводит к разным результатам групповой деятельности. Использование различных способов в зависимости от ситуации и целей группы позволяет эффективнее решать практические проблемы. 
     
    Таким образом, изучение роли, структуры и факторов функционирования социальных групп требуется не только с чисто теоретических позиций, но и для практического применения: на производстве это поможет руководителю повысить эффективность работы; в семье - укрепить узы, связывающие членов семьи и т.д.
     

    Социальные  особенности слоев  российского общества
    «Размывание»  среднего слоя,  возможное  в  периоды  экономических
    кризисов,  чревато  для  общества  серьезными  потрясениями.   Обнищани в условиях либерализации цен и падения производства основной  массы  населения России  резко  нарушило  социальное  равновесие  в   обществе,   привело   к выдвижению на первый план требований люмпенской  части  населения,  которая, как показывает опыт несет в себе большой разрушительный заряд,  направленный в  основном,  на  перераспределение,  а  не   на   созидание   национального
    богатства. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Заключение
    Исходя  из всего выше сказанного, можно  говорить о  том,  что  средний
    класс в Российском  обществе  не  достаточно  велик  и  границы  его  сильно
    «размыты».
    Появление среднего класса сопровождается  изменением  всей  социальной
    структуры общества. Традиционные классы  и  слои  теряют  четкие  очертания,
    размываются. Высококвалифицированный рабочий  может  оказаться  одновременно
    представителем  и рабочего класса и среднего класса. По  каким-то  признакам,
    сферам  жизнедеятельности « сильнее» может  оказаться  его  принадлежность  к
    своему  классу, к своей страте в нем, а  по  другим  признакам  –  к  среднему
    классу. Появляется как бы вторая социальная структура, при том,  что  первая
    (традиционная  классовая)  тоже  еще  отнюдь  не  потеряла  своего  значения.
    Оставляя  в стороне  вопрос   о  функциях  среднего  класса,  остановимся  на
    препятствиях, на которые наталкивается сейчас процесс формирования  среднего
    класса  в России. Такими препятствиями являются:
    - недостаточность   слоя  современных  высококвалифицированных   рабочих,
    специалистов, менеджеров  и  т.п.,  их  в  Росси  относительно  мало,
    качества  работника   не   могут   существенно   превышать   качества
    материально-технической  базы, на которой он работает;
    - невостребованность  обществом и того, что есть, обусловленная  глубоким
    экономическим кризисом, сопровождающим переход экономики  к  рыночным
    отношениям;
    -  низкий  уровень  жизни,  доходов   тех  групп,  которые  могли   бы  в
    перспективе составить средний класс;
    - неустойчивость  статусов большинства социальных  групп, в том  числе  и
    новых, обусловленная не только кризисом и  переходностью,  но  и  тем,
    что собственность  не обеспечена пока системой социальных  институтов,
    обеспечивающих  ее защиту и нормальное функционирование.
    Формирование  среднего класса, по-видимому, необходимый  этап  развития
    социально-ориентированной  рыночной экономики. Однако период  его  достаточно
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.