На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Психологическая диагностика готовности детей к школьному обучению

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 06.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   Содержание 
     Введение 3
   1. Общая характеристика учебной деятельности 6
        1.1. Развитие учебной деятельности  ребенка      6
        2.1. Учебная деятельность как форма  коллективных взаимоотношений 8
   2. Психологическая диагностика готовности детей к школьному обучению 11
       2.1. Психологическая готовность к обучению в школе 11
       2.2. Обзор диагностических методик, направленных на изучение разных  
              сторон психологической готовности  ребенка к школе 13
   3. Опытно-экспериментальное изучение  уровня готовности детей
       к  обучению в школе 16
   Заключение 24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение  его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками – тема всегда актуальная и жизненно важная.
     Каждый  год первого сентября вместе с  тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители и воспитатели. Взрослые держат своеобразный экзамен — именно сейчас, за школьным порогом проявят себя плоды их воспитательных усилий. Можно понять гордость взрослых, чьи дети уверенно шагают по школьным коридорам, добиваются первых успехов. И совсем другие чувства испытывают родители, если ребенок начинает отставать в учебе, не справляется с новыми требованиями, теряет интерес к школе. Анализируя годы дошкольного детства можно обнаружить причины готовности или неготовности его к школьному обучению.
     Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного  воспитания — всестороннее развитие личности ребенка и подготовка к школе. Однако значительное количество детей испытывают большие трудности в учении. Основной причиной их неуспеха является то, что они еще «малы психологически», т. е. не готовы к школьному типу обучения. Сама логика жизни подсказывает, что необходимо разрабатывать критерии и показатели психологической готовности детей к школьному обучению, а не ориентироваться лишь на физический или паспортный возраст детей.
     Исследование  подготовки детей к школе было начато непосредственно под руководством психолога-академика А. В. Запорожца. Результаты работы неоднократно обсуждались с Д. Б. Элькониным. Оба они боролись за сохранение детям детства, за максимальное использование возможностей этого возрастного этапа, за безболезненный переход от дошкольного к младшему школьному возрасту.
     Д. Б. Эльконин, обсуждая проблему готовности ребенка к школе, на первое место  ставил сформированность предпосылок  к учебной деятельности. К наиболее важным предпосылкам он относил умение ребенка ориентироваться на систему  правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу.
     Л.С. Выготский, опираясь на исследования по подражанию, отмечал, что «подражать ребенок может только тому, что лежит в зоне его собственных интеллектуальных возможностей»1, а потому нет оснований считать, что подражание не относится к интеллектуальным достижениям детей.
     В отечественной литературе имеется  немало работ, целью которых является изучение проблемы подготовки детей  к школьному обучению: В.В. Давыдов, Р.Я. Гузман, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман, и др. Проблемами диагностирования детей, поступающих в школу, занимались Л.А. Венгер, В.В. Холмовская, Д.Б. Эльконин  и др.
     Подготовка  детей к школе – задача многогранная, охватывающая все сферы жизни  ребенка, следовательно,  предполагает многокомпонентное образование.
     Прежде  всего, у ребенка должно быть желание  идти в школу,  т. е. мотивация к  обучению. Должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.
     Основным  новообразованием дошкольного детства считается умение играть в ролевые, сюжетные и, что самое важное для школы, – в игры с правилами.
    И самое главное – у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности.
    В зарубежных исследованиях вопросами интеллектуальной деятельности занимались Г. Гетцер, А. Керн, Я. Йирасек и др. Обобщая их работы, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает: дифференцированное восприятие; аналитическое мышление; логическое запоминание; интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий; овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов.
      В школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась структура школы. Все более высокие требования предъявляются детям, идущим в первый класс. Поэтому необходимо позаботиться о том, чтобы занятия по развитию интеллектуальных способностей учащихся  были проведены на высоком уровне. Помогают в этом развивающие игры Б.П. Никитина, В.В. Воскобича, логические блоки Дьенеша, «Цветные числа» - палочки Кюизенера.
        Объект исследования: учебная деятельность ребенка.
         Предмет исследования: психологическая готовность ребёнка к школьному обучению. 
         Цель исследования: изучить особенности психологической готовности ребёнка к школе.
         Задачи исследования:
    анализ литературы по проблеме  исследования;
    раскрыть содержание понятия «психологическая готовность ребёнка к школьному обучению»;
    выявление уровней психологической готовности детей к школе.
        Методы исследования: наблюдение, беседы, обследование с помощью специальных методик, изучение специальной литературы, обработка информации.
         Экспериментальной базой для  исследования стала старшая группа  №3 МДОУ  «Радуга» г. Карасук.
         Структура курсовой работы состоит  из трех глав. Первая глава  посвящена изучению учебной деятельности  ребенка. Во второй главе рассмотрены  понятие «психологическая готовность ребёнка к школьному обучению» и некоторые методики, используемые для диагностики. Третья глава – диагностика психологической готовности детей к обучению в школе по тесту Г.Вицлака. 

          1. Общая характеристика учебной деятельности
         1.1. Развитие учебной деятельности  ребенка    
        
         Учебная деятельность ребенка  развивается также постепенно через опыт вхождения в нее, как и все предшествующие деятельности (манипуляционная, предметная, игровая). Учебная деятельность представляет собой деятельность, направленную на самого учащегося. Ребенок учится не только знаниям, но и тому, как осуществлять усвоение этих знаний.
         Учебная деятельность, как всякая деятельность, имеет свой предмет. Предметом учебной деятельности является сам человек, в случае обсуждения учебной деятельности младшего школьника – сам ребенок. Учась способам письма, счета, чтения и др., ребенок фиксирует себя на самоизменение – он овладевает необходимыми, присущими окружающей его культуре способами служебных и умственных действий. Рефлексируя, он сравнивает себя прежнего и себя нынешнего. Собственное изменение прослеживается и выявляется на уровне достижений.
         Самое существенное в учебной деятельности – это рефлексия на самого себя, отслеживание новых достижений и происшедших изменений. «Не умел» - «Умею», «Не мог» - «Могу», «Был» - «Стал» - ключевые оценки результата углубленной рефлексии своих достижений и изменений. Очень важно, если ребенок становится для самого себя предметом изменения и субъектом, который осуществляет это изменение самого себя. Если ребенок получает удовлетворение от рефлексии на свое восхождение к более совершенным способам учебной деятельности, к саморазвитию, то это значит, что он психологически погружен в учебную деятельность.
         Исследуя учебную деятельность, Д.Б. Эльконин придавал особое значение оценке самим ребенком степени усвоения. Он писал: «Благодаря действию оценки ребенок определяет, действительно ли решена учебная задача, Действительно ли он овладел требуемым действием настолько, чтобы в последующем использовать его при решении многих частных и практических задач. Но тем самым оценка становится ключевым моментом при определении, насколько реализуемая школьником учебная деятельность оказала влияние на него самого как субъекта этой деятельность. В практике обучения именно данный компонент выделен особенно ярко. Однако при неправильной организации учебной деятельности оценка не выполняет всех своих функций».2 Всякая учебная деятельность начинается с рефлексии на изменения и с того, что учитель оценивает ребенка, а ребенок учится оценивать самого себя. Оценка, как внешнее действие, фиксированное на результате, содействует тому, что ребенок выделяет себя как предмет изменений.
         Учебная деятельность имеет свою структуру. Д.Б. Эльконин выделил в ней несколько взаимосвязанных компонентов:
        1 – учебная деятельность – то, что должен усвоить ученик: подлежащий усвоению способ действия;
        2 – учебные действия – то, что ученик должен делать, чтобы сформировать у себя образ усваиваемого действия и воспроизводить образец;
        3 – действие контроля – сопоставления воспроизведенного действия с образцом;
         4 – действие оценки – определение того, насколько ученик достиг результата, степени изменений, которые произошли в самом ребенке.
         Это структура учебной деятельности, такой она становится постепенно, а у младшего школьника учебная деятельность весьма далека от этой структуры.       Иногда видно, что ребенок стремиться правильно оценить свои достижения, иногда ребенок стремиться понять задачу или осуществить действия контроля. Все зависит от организации учебной деятельности, от конкретного содержания усваиваемого материала и от индивидуальных особенностей самого ребенка.
         Различные дисциплины в курсе начальной школы содержат в себе необходимость использовать разные компоненты учебной деятельности. Все дисциплины вместе дают возможность ребенку осваивать компоненты учебной деятельности и постепенно психологически входить в нее.
         Конечная цель учебной деятельности – сознательная учебная деятельность ученика, которую он сам строит по присущим ей объективным законам. Учебная деятельность, организуемая первоначально взрослым, должна превращаться в самостоятельную деятельность ученика, в которой он формулирует учебную задачу, производит учебные действия  и действия контроля, осуществляет оценку, т.е. учебная деятельность через рефлексию на нее ребенка превращается в самообучение.
 
    2.1. Учебная деятельность как форма коллективных взаимоотношений 

         Высшие психические функции, согласно Л.С. Выготскому, происходят из формы коллективных взаимоотношений людей. Им сформулирован общий генетический закон культурного развития: «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва – социальном, потом – психологическом, сперва - между людьми, как категория интерпсихическая, затем - внутри ребенка, как категория интрапсихическая. Это относится одинаково к произвольному вниманию, как к логической памяти, к образованию понятий, к развитию воли. Мы в праве рассматривать это положение как закон…».*3   Психологическая природа человека представляет собой совокупность человеческих отношений, перенесенных внутрь. Это перенесение внутрь осуществляется при условии совместной деятельности взрослого и ребенка. В учебной деятельности – учителя и ученика.
         Совместная деятельность носителя высших психических функций (прежде всего учителя) и того, кто присваивает эти функции (ученика) – необходимый этап развития психических функций у каждого отдельного человека. Взаимодействие при включении в учебную деятельность и присвоение способов действия является основой учебной деятельности.
         Учебная деятельность является сложившимся в культуре условием «социализации индивидуального интеллекта». На базе овладения знаками, прежде всего языком, появляются новые социальные отношения, которые обогащают и трансформируют мышления ребенка.
         Следует помнить, что учебная деятельность, ее структурные компоненты, как и потенциал передаваемых идей, ребенок заимствует в той мере и только то, что «ему подходит, гордо проходя мимо того, что превышает уровень его мышления».4 В группе сверстников отношения строятся по типу «синхронных» отношений. Именно в синхронных, симметричных отношениях детей развиваются такие качества как умение встать на точку зрения другого, понять, каким путем продвигался сверстник при решении той или иной задачи.
         Постепенно, по мере развития, ребенок поднимается до уровня логики взрослых. То, что он заимствует, ассимилируется им  в соответствии со сложившейся у него в данное время интеллектуальной структурой, но через возникающие синхронные отношения сверстников, близких, учителей ребенок постепенно продвигается в социализации индивидуального интеллекта. Общаясь с другими, ребенок каждое мгновение наблюдает, как подтверждаются или опровергаются его мысли, его видение предмета или явления, и он постепенно открывает мир внешних по отношению к нему мыслей, которые дают ему новые сведения или различным образом производят на него впечатления. Таким образом, с точки зрения интеллекта, субъект идет на пути все более интенсивного обмена интеллектуальными ценностями и подчиняется все большему количеству обязательных истин.
         Постепенное наращивание потенциала существующих в культуре мыслительных операций и способов учебной деятельности – естественный путь развития индивидуального интеллекта и его социализации.
         В.В. Давыдов отмечает, что « развивающий характер учебной деятельности как ведущей деятельности в младшем школьном возрасте связан с тем, что ее содержанием являются теоретические знания».5 Накопленные человечеством научные знания и культура усваиваются ребенком через освоение учебной деятельности. В.В.Давыдов, исследуя учебную деятельность младших школьников, пишет о том, что «она строится в соответствие со способом изложения научных знаний, со способом восхождения от абстрактного к конкретному».6 Мышление в процессе учебной деятельности в какой-то мере аналогично мышлению ученого, излагающие результаты своих исследований посредством содержательных абстракций, обобщений и теоретических понятий.
         Конечная цель учебной деятельности – задача, направленная на собственные изменения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2. Психологическая диагностика готовности детей к школьному обучению
       2.1. Психологическая готовность к обучению в школе 

       Школьное обучение – один из серьезнейших этапов в жизни ребенка. Поэтому вполне понятна та озабоченность, которую проявляют и взрослые, и дети при приближающемся поступлении в школу. Часть родителей и воспитателей, да и самих детей воспринимают этот момент как своеобразный экзамен ребенка за весь дошкольный период жизни. Многим первоклассникам совсем не просто выполнять школьные требования, для этого им необходимо значительное напряжение. Важно заранее, еще до начала школьного обучения выяснить, насколько психологические возможности ребенка соответствуют требованиям школы. Если такое соответствие есть, то ребенок готов к школьному обучению, т.е. он готов к преодолению трудностей в учении.
     Школа предъявляет требования к самым разным психологическим качествам ребенка. Поэтому естественно возникает вопрос: соответствует ли ребенок столь многообразным требованиям к нему? Так как психологическая готовность является важной предпосылкой успешного обучения в школе, то от ее сформированности зависит, как сложится отношение ребенка к учению, как будут относиться к нему учитель, одноклассники, как оценят его родители и даже незнакомые взрослые. Стойкая неуспешность в начале обучения опасна тем, что ребенок может потерять веру в свои силы, у него может сложиться заниженная самооценка, могут нарушиться взаимоотношения с родителями, закономерно возникает негативное отношение к учению и стремление избежать учебной деятельности.
     Нередко проблема со школьной успеваемостью  приводят ребенка к потере эмоционального равновесия и даже к ухудшению здоровья. Понятно, что такое развитие событий неблагоприятно может повлиять на весь период школьного обучения ребенка, отразиться на формировании его личности, на том, как сложиться его жизнь после школы.
       Психологическая готовность может  проявляться в разных возрастах. Дети имеют разный темп психического развития. Одни опережают в развитии психики основную массу сверстников, а другие отстают от большинства. Поэтому в результате диагностики психологической готовности какая-то часть дошкольников, уже в возрасте 6 лет, оказываются вполне готовы к обучению в подготовительном классе. Оставшаяся часть детей лишь к 7 годам обнаруживает черты психологической готовности к систематическому усвоению школьных знаний и умений. Встречаются и такие дети, которые будут обнаруживать свойства психики дошкольника и после 7 лет, и даже в ходе обучения в школе.
     Как видим, к школе каждый ребенок  приходит со своим, индивидуальным результатом  развития, который должен быть оценен психологом, а полученная информация – правильно использована.
     Следует сказать, что высокие показатели психологической готовности, как правило, обеспечивают успешность адаптации ребенка к школе, однако не гарантируют, что в начальной школе у ребенка не возникнет проблем. К сожалению, иногда получается так, что у этих детей, в первые же дни обучения, формируется завышенная самооценка своих возможностей; ребята начинают относиться к учению легкомысленно, у них не развиваются такие качества личности, как настойчивость, упорство, самокритичность, и они теряют интерес к учебе. Постепенно, при возрастании учебных трудностей, у этих детей возникают проблемы в обучении и закрепляются не самые благоприятные личностные особенности. Получается, что хороший уровень психического развития, достигнутый ребенком к моменту поступления в школу, не обеспечивает долгосрочных гарантий школьной успешности и столь же высоких темпов развития личности ребенка в школьные годы.
     Но  возможно и другое. Ребенок воспитывается  в неблагоприятных условиях и к моменту поступления в школу демонстрирует низкие показатели психологической готовности. Но если учителю удается вызвать положительное отношение к учению, то постепенно ребенок включается в учебную деятельность, приучается сначала с помощью учителя, а потом и самостоятельно, преодолевать встречающиеся затруднения и восполняет недостатки своего дошкольного развития. В благоприятных условиях систематического обучения, при правильной педагогической помощи ребенок может существенно продвинуться в психическом развитии.
     Может показаться, что поскольку диагностика  психологической готовности может  дать лишь краткосрочный прогноз  школьной успеваемости, то она и  не очень важна. Это не так. Определение  психических возможностей ребенка  помогает учителю и психологу решать ряд задач, связанных с началом обучения в школе.
     Из  выше сказанного следует сделать  вывод, что под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства. 

       2.2. Обзор диагностических  методик, направленных на изучение разных
              сторон психологической  готовности ребенка  к школе 

        Психологическая готовность к школьному обучению – целостное  образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Для успешного развития     интеллектуально-познавательной готовности к школе необходимо развитие высших психических процессов: сенсорное развитие (восприятие), внимание, память, мышление, воображение. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту. Отечественными и зарубежными психологами разработано много методик по диагностике разных сторон данной проблемы, и некоторые из этих методик  мы рассмотрим в этой главе.
             Методика А.Р.Лурии  позволяет выявить общий уровень умственного развития, степень владения обобщающими понятиями, умением планировать свои действия.
             Уровень развития пространственного мышления выявляется разными способами.                                                                                                                                 Эффективна и удобна методика А.Л.Венгера «Лабиринт»: ребенку нужно найти путь к определенному домику среди других, неверных путей и тупиков лабиринта. В этом ему помогают образно заданные указания – мимо каких объектов (деревьев, кустов, цветов, грибов) он пройдет. Ребенок должен ориентироваться в самом лабиринте и схеме, отображающей последовательность пути, т.е. решения задачи.
             Наиболее распространенными методиками диагностирующими уровень развития словесно-логического мышления являются методики:
             «Объяснение сложных картин»: ребенку показывают картинку и просят рассказать, что на ней нарисовано. Этот прием дает представление о том, насколько верно ребенок понимает смысл изображенного, может ли выделить главное или теряется в отдельных деталях, насколько развита его речь.
             «Последовательность событий» - более сложная методика. Это серия сюжетных картинок (от 3 до 6), на которых изображены этапы какого-то знакомого ребенку действия. «Последовательность событий» дает психологу те же данные, что и предыдущая методика, но, кроме того, здесь выявляется понимание ребенком причинно-следственных связей.
             Тест Керна-Йирасека направлен на определение школьной зрелости. Тест состоит из трех заданий. Первое - рисование мужской фигуры по памяти, второе - срисовывание письменных букв, третье - срисовывание группы точек. Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе (1- высший, 5- низший баллы), затем вычисляется суммарный итог по трем заданиям.
             Методика «Графический диктант» Эльконина Д.Б. позволяет выявить умение ребенка выполнять задания взрослого, воспринимаемые на слух, а также возможность самостоятельно выполнить требуемое задание по воспринимаемому образцу [А].
             Методика « Домик» используется для определения развития произвольности у детей шестилетнего возраста. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно его скопировать, выявляет особенности развития произвольного внимания [Б].
     С помощью теста «Переплетенные линии» можно оценить устойчивость внимания [В].                                                                                                                                          
     Тест  «Кольца» - оценка устойчивости, распределения и переключения внимания. Для проведения теста необходима таблица с кольцами, имеющими разрыв в разных частях [Г].
         Тест: «Корректурная проба» поможет выявить скорость распределения и переключения внимания, eгo объема и устойчивости [Д].
     Тест: «Нелепицы» - оценка образно-логического мышления.
     Покажите ребенку картинку [Е], на которой изображены разные нелепицы, и попросите его внимательно рассмотреть эту картинку и сказать, что нарисовано неправильно. Когда ребенок будет называть эти нелепые ситуации, попросите его объяснить, почему это не так и как должно быть на самом деле.
     Тест: «Лишний предмет» поможет оценить образно-логическое мышление и умственные операции анализа и обобщения. С помощью теста «Запомни фразы» можно провести оценку смысловой памяти. Существуют и специально разработанные планы беседы, выявляющей позицию школьника (методика Н.И.Гуткиной), и особые экспериментальные приемы. Методика «Образец и правило» предполагает одновременное следование в своей работе образцу (дается задание нарисовать по точкам точно такой же рисунок, как данная геометрическая фигура) и правилу (оговаривается условие: нельзя проводить линию между одинаковыми точками, т.е. соединять кружок с кружком, крестик с крестиком и треугольник с треугольником). Ребенок, стараясь выполнить задание, может рисовать фигуру, похожую на заданную, пренебрегая правилом, и, наоборот, ориентироваться только на правило, соединяя разные точки и не сверяясь с образцом. Таким образом, все эти методики выявляют уровень ориентировки ребенка на сложную систему требований в школе. 
 

         3. Опытно-экспериментальное изучение уровня готовности детей
       к  обучению  в школе 

     Диагностика психологической готовности детей  к обучению в школе проводилась  с детьми подготовительной группы МДОУ № 22 «Радуга» г. Карасука.
         Обследовались дети подготовительной группы в количестве 10 человек.
         Для диагностики использовался  тест «Способность к обучению  в школе» Г.Вицлака, созданный  в 1972г. Занесен в альманах  психологических тестов в 1996 г.
Цель: диагностика психологической готовности детей 5,5–7 лет к школьному обучению, диагностика уровня умственного развития ребенка.
          Тест состоит из 15 заданий. Для каждого из них предусмотрена своя система оценок, которая оговаривается в руководстве к тесту. Все результаты заносятся в бланк регистрации. Применяется исключительно индивидуально.

                                            

                                                Руководство к тесту

         I задание «История в картинках» [Ж].

         Задание состоит из трех картинок, которые последовательно раскладываются перед ребенком с просьбой рассказать историю, которую он видит на них. При этом никакая помощь ребенку не оказывается. После того, как ребенок составил рассказ, картинки убирают и просят его еще раз коротко пересказать суть.

         Оценки:

7 баллов – Ребенок очень хорошо отразил смысловую связь всех трех картинок, уделив внимание главному в сюжете. Резюме состояло из основного краткого содержания истории.
5 баллов – Ребенок хорошо отразил смысловую связь в картинках. Существенное и второстепенное описано с одинаковым вниманием. Второстепенное также внесено в краткий пересказ истории.
3 балла – Ребенок смог правильно и самостоятельно отразить смысловую связь только между двумя картинками. В резюме основное внимание уделено второстепенным деталям.
2 балла – Ребенок не смог найти смысловую связь между картинками, описал их отдельно друг от друга.
0 баллов – Ребенок не смог составить рассказ,

         II задание «Знание цвета»

         Перед ребенком кладет доску с 12 цветами (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, черный, серый, белый, коричневый) и поочередно, в любом порядке предлагают ему назвать тот или иной цвет.

         Оценка:

За каждый правильно названный цвет начисляется 1 балл.

         III задание «Заучивание четверостиший»

         Инструкция (состоит из трех основных частей): Вводная часть: «Сейчас мы выучим одно хорошее стихотворение, которое ты постарайся запомнить, чтобы потом рассказать дома папе (бабушке, сестре...). Вот послушай:

     «Как  дорожит любым деньком 

     Малюточка пчела! – 

     Гудит и вьется над цветком,

     Прилежна  и мила».

1) «Теперь  я расскажу первую часть стихотворения,  а ты потом его повторишь:

     «Как  дорожит любым деньком

     Малюточка пчела!»

         Если ребенок допустил ошибки при повторении, то ему говорят: «Ты хорошо рассказал, только еще не все правильно». При этом указывают, какие ошибки он допустил и как фраза должна правильно звучать. Затем просят его повторить еще раз. Если ребенок вновь допускает ошибки, то повторение фразы возможно не более трех раз.
2) Затем  по аналогии заучивают вторую  часть стихотворения:

     «Гудит  и вьется над цветком 

     Прилежна  и мила».

3) Когда  обе части стихотворения более  или менее заучены, исследователь говорит ребенку: «Очень хорошо. Сейчас повторим все стихотворение. И еще раз тебе его прочитаю, а ты потом его полностью повтори». Читаются обе части. При наличии ошибок поступают так же, как в первой части.
Ход заучивания (количество ошибок и количество предлагаемой и принимаемой помощи) фиксируется в бланке регистрации.

         Оценки:

8 баллов – Правильное полное воспроизведение всех трех частей.
5 баллов – Перестановка, пропуск или добавление слов в какой-нибудь части.
3 балла – Воспроизведение смысла четверостишия своими словами.
2 балла – Отдельные смысловые связи сохранены, но целостная смысловая связь нарушена.
0 баллов – Набор бессмысленных слов или полный отказ.

         IV задание «Знание названий предметов»

         Перед ребенком раскладывают 9 картинок: яблоко, морковь, роза, груша, тюльпан, капуста, подсолнух, вишня, гвоздика. Потом просят назвать каждый предмет. При ответе, например, «Это цветок», просят уточнить какой именно. Если ребенок называет предметы неверно, то исследователь в конце задания должен исправить его ошибки.

         Оценки:

Каждый  правильный ответ оценивается в  один балл.

          V задание «Процесс счета»

          Используются картинки из IV задания. Ребенка спрашивают: «Скажи теперь, сколько тут лежит предметов?» Если он затрудняется в ответе или дает ошибочный ответ, то ему подсказывают: «Ты можешь посчитать». (Потом, при необходимости можно предложить посчитать еще раз).

         Оценки:

5 баллов – Счет без моторных компонентов.
4 балла – Беззвучное проговаривание (движение губ).
3 балла – Проговаривание шепотом, возможно, с киванием головы.
2 балла – Указывание пальцем на предметы при счете без прикосновения к ним.
1 балл – Прикосновение пальцем при счете к предметам или передвижение их.
0 баллов – Отказ отвечать.

         VI задание «Порядок счета»

         Всех детей, которые справились с пятым заданием, просят: «Считай по порядку, сколько сможешь». Если ребенок не понимает задания, то исследователь помогает ему: «1, 2, 3...». Затем ребенку предлагают начать самостоятельно сначала. При прекращении счета исследователь говорит: «Правильно, а какое число дальше?» Дальше 22 считать не надо. В качестве оценки выставляется число, до которого ребенок правильно досчитал.

         VII задание «Классификация предметов»

         Используются картинки из IV задания. Перед ребенком кладут лист бумаги с изображением трех корзин [З].
         Инструкция: «Вот три корзины. Эта – (показывают) корзина для фруктов, эта – (показывают) для овощей, эта – (показывают) для цветов. Собери, пожалуйста, сюда – все фрукты, сюда – все овощи, сюда – все цветы (соответствующие корзины также указываются)».

         Оценка:

За каждый правильно классифицированный предмет  начисляется один балл.

          VIII задание «Восприятие количества»

Состоит из двух частей.
1) Материалы  из задания VII лежат в последней  позиции. Корзину с цветами  закрывают листом бумаги и  говорят: «Скажи теперь, пожалуйста, сколько здесь всего предметов?» Если нет правильного ответа, то ребенку помогают:
Первая  помощь: предметы вынимаются из корзин и раскладываются в цепочку, но между  фруктами и овощами оставляют  расстояние. Спрашивают: «Сколько здесь  предметов?»
Вторая  помощь: убирают разрыв между овощами  и фруктами, сдвинув их, и говорят: «Сколько здесь предметов?» Если ребенок затрудняется, то просят его сосчитать.
2) Затем  все то же самое проделывается  в отношении всех трех корзин, то есть просят сказать, сколько в них всех вместе взятых предметов при той же системе помощи.

         Оценка:

Правильные, самостоятельные ответы оцениваются по 3 балла за каждую часть задания, то есть максимально возможный показатель 6 баллов. За каждый вид помощи высчитывается 1 балл, то есть – чем больше помощи, тем меньше сумма баллов. При отсутствии решения или неверном результате – 0 баллов.

         IX задание «Размещение фигур»

         Материалы: три карточки с рисунками круга, треугольника, квадрата; девять вырезанных геометрических фигур: круги, треугольники, квадраты.
         1) У ребенка спрашивают, указывая на карточки: «Что здесь нарисовано?» Допустимо, если вместо «квадрат», он скажет «прямоугольник» или «четырехугольник». Если ребенок не знает названий фигур, то их следует назвать. За каждое правильное название начисляется один балл.
Затем у ребенка спрашивают: «Как ты считаешь, почему треугольник называется треугольником, четырехугольник называют четырехугольником, а круг – кругом?»

         Правильные ответы: У треугольника три угла, у четырехугольника четыре угла, а круг – круглый. За каждое правильное объяснение – один балл.

         2) Перед испытуемым вразброс кладут 9 вырезанных фигур и поодаль от них три карточки с рисунками круга, треугольника и квадрата.
Инструкция (Поочередно показывают на три карточки): «Вот здесь у нас – треугольник, здесь – квадрат, а здесь –  круг. Собери и положи, пожалуйста, сюда (показывают на квадрат) все четырехугольники, сюда (показывают на треугольник) – все треугольники, сюда (показывают на круг) – все круги».
За каждую правильно собранную кучку начисляется  один балл.

         X задание «Сравнение картинок»

         Материал: Четыре пары сравниваемых картинок [И, К].
         Поочередно выкладывая и, после выполнения, убирая каждую пару картинок, у ребенка спрашивают: «Как ты думаешь, почему эта картинка (показать) выглядит иначе чем эта (показать)?» При затруднениях ребенка ему помогают: «Что на этой картинке по-другому? Что здесь нарисовано, а что здесь?»

        Оценки:

2 балла – Правильное решение без помощи.
1 балл – Правильное решение с помощью.
0 баллов – Решения нет.
Оценивается каждая пара отдельно, следовательно, максимальная сумма баллов за 4 пары картинок – 8.

         XI задание «Дифференциация цвета и формы»

         Перед ребенком кладут лист бумаги с рисунками незавершенных фигур.
          Инструкция: «Здесь нарисованы прямоугольники (показать). У каждого из них не хватает кусочка (показать). Подыщи для каждого прямоугольника подходящий кусочек из всех нарисованных здесь (показать). Посмотри, какой кусочек подходит к этому прямоугольнику (Показать на первую фигуру)?»
Затем последовательно показывают на остальные фигуры, с просьбой подобрать недостающие части к ним.

         Оценка:

Каждое  правильное решение должно оцениваться  в один балл.

         XII задание «Воспроизведение четверостиший»

         Ребенку предлагают воспроизвести стихотворение из задания III. «Мы с тобой учили стихотворение. Помнишь его? Попробуй рассказать. «Если ребенок допускает ошибки или вообще забыл стихотворение, то процесс обучения повторяется по той же схеме, что и III задание. Для оценивания результата используются те же критерии качества выполнения работы, как в III задании.

         XIII задание «Нахождение аналогий»

Инструкция: «Ответь, пожалуйста, на несколько вопросов:

     Днем  светло, а ночью ?...     (темно)

     Птица поет, а собака ?...     (лает)

     Машина  едет, а самолет ?...     (летит)

     Голубь  летает, а рыба?...     (плавает)

     У кошки – шерсть, а у утки ?...    (перья)

     Платье  сшито из ткани, а ботинки ?...   (из кожи)

         Оценка:

За каждый правильный ответ начисляется один балл.

         XIV задание «Срисовывание»

         Для срисовывания предлагают фигуры, для средней группы – квадрат и треугольник, а для старшей – треугольник и крест и два узора, напоминающие прописной шрифт [Л].
Инструкция; «Здесь нарисованы две фигуры и два  узора (показать). Попробуй как можно лучше срисовать фигуры вот сюда (показать) и здесь продолжить узоры (показать)».

         Оценки:

         Выставляются отдельно для каждого рисунка. Изменение величины образца и незначительные пространственные искажения не учитываются.
6 баллов – Рисунок похож, адекватен формам и пропорциям образца.
3 балла – Рисунок, в общем, похож на образец, допущены некоторые искажения форм.
2 балла – Рисунок частично похож на образец: основные формы неузнаваемы, но некоторые детали можно угадать.
0 баллов – Рисунок совсем не похож на образец, каракули.

        XV задание «Описание картинки»

         Ребенку показывают картинку и говорят: «Расскажи, пожалуйста, о том, что происходит на картинке [М]».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.