На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Метод экспериментирования "деловая игра" в исследовании систем управления

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Федеральное агентство по образованию
     Государственное образовательное учреждение
     высшего профессионального образования
     “Ярославский  государственный технический университет”
     Кафедра экономики и управления 
 
 
 

                                                                        Курсовая работа защищена 
                                                                        с оценкой_______________
                                                                        Руководитель
                                                                        _________ Лаврова И. А.
                                                                        “____”____________2007 г. 
 
 
 

     Метод экспериментирования "деловая  игра" в исследовании систем управления 

     Пояснительная записка к курсовой работе по дисциплине
     “Исследования систем управления” 

     ЭуП 080502.65 – 014 КР 
 
 
 
 
 

                 Нормоконтролер                                       Работу выполнил
                                                                                     студент гр. ЭМ-43
     ________    Лаврова И. А.                             
     “____” ______________2007 г.                      “ 8    декабря   2007 г. 
 
 
 
 
 
 
 

     2007 

     ЯРОСЛАВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
     Кафедра экономики и управления 

     ЗАДАНИЕ № 14
     по  курсовому проектированию 

     Студенту  факультет инженерно – экономический, курс 4, группа ЭМ – 43
    Тема работы
  Метод экспериментирования "деловая игра" в исследовании систем управления
    Представить следующие материалы:
     а) текстовые:
      Теоретические основы метода «деловой» игры;
      Методология деловых игр;
      Практическое применение деловых игр;
     б) графические:
     1) рисунки;
     2) таблицы;
    Рекомендуемая литература и материалы.
    1. Коротков Э. М. Исследование систем управления: Учебник. – М.: ДеКа, 2000. – 282 с.
    2. Руководитель в системе управления: Учеб. пособие / В. П. Мазырин, Т. Д. Гордеев, Н. И. Внуковский, О. М. Бажева. – Екатеринбург: ИПК УрГУ, 1999. – 198 с.
    3. Маусов Н. К., Безделов Д. Е. Управление карьерой: Учеб. пособие. – М.: Рос.экон. акад., 1999. – 92 с.
    Дата выдачи задания      “15” сентября  2007 г.
    Сроки сдачи законченной работы (проекта) “8” декабря 2007г..
    Отметка о явке на консультацию:
      “ 10 ”     ноября      2007  г.
      “ 18 ”     ноября       2007  г.
      “____” __________ 200__г.
      “____” __________ 200__ г.
      “____” __________ 200__ г.
      “____” __________ 200__ г.
 
     Руководитель  работы (проекта)
     ___________   Лаврова И. А.
     (подпись)      (фамилия, инициалы) 

     Заведующий  кафедрой    ___________                         Кольцова А.В.
     (подпись)                       (фамилия, инициалы)
     РЕФЕРАТ
 
     32 с., 1 таб., 23 источника 

     ДЕЛОВАЯ ИГРА, ПОДБОР ПЕРСОНАЛА, МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ИГР, ТИПОЛОГИЯ ИГР, ФУНКЦИЯ, ИНФОРМАЦИЯ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, НАЗНАЧЕНИЕ, АНАЛИЗ,  АЛГОРИТМ 

     Объектом  исследования является: деловые игры, использующие для исследования систем управления и подбора персонала. 

     Цель  работы – доказать эффективность  деловой игры, как метода исследования систем управления и подбора персонала, и показать необходимость использования этого метода в России. 

     В процессе работы проводились: поиск подходящей литературы (учебных пособий и журналов), ознакомление с ней, выбор наиболее интересного материала; исследование организаций, использующих деловые игры; были изучены основные методы проведения экспериментального метода. 
 

     В результате работы были сделаны следующие  выводы: 

     Актуальность  темы объясняется тем, что деловые  игры получили широкое распространение  в последние годы, это связано  с тем, что традиционные методы исследования и методы отбора персонала уже  не так эффективны и необходимо находить новые, современные методы, таким  современным методом является метод  «деловая» игра.
     Также работодатели хотят упростить и  снизить издержки на исследования и  подбор персонала. Деловая игра не только один из самых быстрых и дешевых  методов, но еще и интересен для  людей, поступающих на работу и возможность  всех кандидатов раскрыть свои способности  и умения, а главное реакцию  на предоставленные условия.
     Многие  иностранные компании давно успешно  используют этот метод для отбора персонала, а так как он очень  эффективен, необходимо его внедрять на отечественные предприятия, для  этого необходимо донести нужную информацию до начальников отдела кадров, главным стимулом использования  деловых игр является реальная оценка каждого кандидата и выбор  из всех кандидатов нужного, то есть того, кто обладает необходимым набором  умений и уровнем интеллекта.  
 
 
 

Введение……………………………………………………………………..……5 

1. Теоретические основы метода «деловая» игра в ИСУ…………………...….7 

1.1 Определение понятия  «игра», ее основные компоненты…………...……..7
1.2 Общая типология деловых игр……………………………………………….9
1.3 Особенности деловой игры, как метода в управлении персоналом…..….12
1.4 Основные выводы по первой главе………………………………………...14 

2. Методические основы разработки деловых игр ……………………………15 

2.1 Назначение деловых игр……………………………………………...…….15
2.2 Методическая сущность деловой игры……………………………………16
2.3 Разработка деловой игры…………………………………………...………17
2.4 Основные  выводы по второй главе…………………………………………19 
 

3. Практическое применения экспериментального метода «деловая» игра....20 

3.1 Цели исследования……………………………………………………...…..20
3.2 Гипотеза……………………………………………………………...………21
3.3 Методы Исследования………………………………………………..…….22
3.4 Анализ……………………………………………………………..…………22
3.5 Выводы………………………………………………………………...…….25
3.6 Рекомендации………………………………………………………………..26 

Заключение……………………………………………………………………….28 

Список  литературы 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
     Введение 

     Повышение эффективности подготовки специалистов на основе внедрения новых прогрессивных  форм и методов обучения – важная задача,
стоящая перед педагогами. Одним из эффективных  методов подготовки
квалифицированных кадров, получившим широкое распространение  среди других форм обучения, являются деловые игры .
     Деловые игры, базирующиеся на применении современных  персональных ЭВМ, позволяют имитировать  совокупность управляемых и неуправляемых  процессов, обеспечивая в ускоренном масштабе взаимосвязанную последовательность близких к реальным ситуаций. происходящих в повседневной жизни. Студентам  предлагается на основе конкретной, постоянно  изменяющейся ситуации вырабатывать управленческие решения, которые немедленно учитываются  ПЭВМ при моделировании следующих  этапов развития. Это создает условия  для оценки эффективности тактики  управления, выбранной студентом, способствует ее
совершенствованию и закреплению практических навыков.
     В ходе деловой игры с использованием ПЭВМ осуществляется связь отдельных сторон производственно-хозяйственной деятельности предприятия и их влияние на конечный результат работы, возможность выделения основных и второстепенных связей в производственной ситуации, технические возможности вычислительной техники и эффективность ее применения для исследования и управления. Планирование деятельности по нескольким показателям, а затем отчетность по каждому их них отражает оценки различных сторон работы предприятия. Суть этих оценок в противоречии между сегодняшней выгодой и эффектом в будущем. Взаимосвязь между запланированными показателями и отчетностью по ним наделена чертами конфликта. Для принятия оптимальных решений в таких ситуациях нужны специальные знания. Предполагается, что, выполнив данную работу, будущий менеджер приобретает частицу таких знаний.
     Актуальность  темы объясняется тем, что деловые  игры получили широкое распространение  в последние годы, это связано  с тем, что традиционные методы исследования и методы отбора персонала уже  не так эффективны и необходимо находить новые, современные методы, таким  современным методом является метод  «деловая» игра.
     Также работодатели хотят упростить и снизить издержки на исследования и подбор персонала. Деловая игра не только один из самых быстрых и дешевых методов, но еще и интересен для людей, поступающих на работу и возможность всех кандидатов раскрыть свои способности и умения, а главное реакцию на предоставленные условия.
     Объектом  исследования является: деловые игры, использующие для исследования систем управления и подбора персонала.
     Цель  работы – доказать эффективность деловой игры, как метода исследования систем управления и подбора персонала, и показать необходимость использования этого метода в России.
     В процессе работы проводились: поиск подходящей литературы (учебных пособий и журналов), ознакомление с ней, выбор наиболее интересного материала; исследование организаций, использующих деловые игры; были изучены основные методы проведения экспериментального метода. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Теоретические основы метода «деловая» игра в ИСУ. 

     1.1 Определение понятия  «игра», ее основные компоненты. 

         Определяемое в общей форме  понятие –  игра представляет  собой разновидность непродуктивной  деятельности, главным мотивом которой  является не ее результат, а  сам процесс. Игра – это  совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. Она является выражением определенного  отношения личности к окружающей  действительности. У животных она  связана с основными формами  инстинктивной деятельности, посредством  которых поддерживается их существование;  у человека игра – «дитя  труда» (В. Вундт). Игра человека  – порождение деятельности, посредством  которой человек преобразует  действительность и изменяет  мир. Суть человеческой игры  в способности, отображая, преображать  действительность [3].
         В конце девятнадцатого – начале  двадцатого века появились первые
систематизированные теории игровой деятельности. Наиболее распространенными являются следующие  из них: К. Кросс считал, что игра является бессознательной подготовкой  молодого организма к жизни. Источником игры являются инстинкты, т.е. биологические  механизмы. Они одинаково действуют  как у животного, так и у  человека. Эти биологизаторские представления  нашли отражение и в других теориях. Так, К. Шиллер и Г. Спенсер  объясняли игру простой тратой избытка  энергии, накапливаемой ребенком. Она  не расходуется на труд и поэтому  выражается в игровых действиях. Согласно Шиллеру, игра – это скорее наслаждение, эстетическая деятельность. Для Спенсера различие между игрой  и эстетической деятельностью лишь в том, что в игре находят выражение  низшие способности, в то время как  в эстетической деятельности – высшие. К. Бюлер, подчеркивая увлеченность, с которой играют дети, утверждал, что смысл игры заключается в  удовольствии, которое она доставляет ребенку. Но при этом не раскрывалась причина, которая вызывает у детей  это чувство радости от игры. З. Фрейд полагал, что игра – это  способ выражения общественных запретов. В игре отражаются подсознательные  влечения. Некоторые ученые рассматривают  игру как отдых. Не всеми учеными  признается также значение игры. Так, М. Монтессори говорила о бессмысленности  игры и о том, что ее надо искоренять. Приведенные взгляды преимущественно  отражают биологизаторские позиции  их авторов и, кроме того, в них  систематически не изложены теории игры. Ближе всего к пониманию возникновения  игры подошел В. Вундт; он игру включал  не только в биологический аспект, но и в социально-исторический.
         Принципиально по-другому подходят  к игре отечественные педагоги  и психологи. Игру они рассматривают как человеческую деятельность. Она есть средство познания ребенком действительности (К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, Д.С. Эльконин, А.А. Люблинская). Эльконин дал анализ развернутой формы игровой деятельности детей. Он подчеркивал социальную природу ролевой игры. Им была выделена единица игры – роль и связанные с ней действия по ее реализации – «в ней в нерасторжимом единстве представлены аффективно-мотивационная и операционно-техническая стороны деятельности». Содержанием развернутой, развитой формы ролевой игры выступает не предмет и его употребление или изменение человеком, а отношения между людьми, осуществляемые через действия с предметами. Не человек – предмет, а человек – человек. Эльконин подчеркивает, что «так как воссоздание, а тем самым и освоение этих отношений происходят через роль и органически связанные с ней действия и есть единица игры» [6].
         Так как в реальной действительности  конкретная деятельность людей  и их отношения весьма разнообразны, то и сюжеты игр чрезвычайно многообразны и изменчивы. В игре необходимо различать сюжет и содержание. Сюжет игры – та область действительности, которая воспроизводится в игре. Содержание игры – то, что воспроизводится в качестве центрального, характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни. В содержании игры выражено более или менее глубокое отражение реальной действительности. Оно может отражать лишь внешнюю сторону человеческой деятельности – только то, с чем действует человек, или его отношения к своей деятельности и другим людям, или, наконец, общественный смысл человеческого труда. Особая чувствительность игры к сфере человеческой деятельности и отношениям между людьми свидетельствует о том, что игра не только черпает свои сюжеты из жизни, окружающей нас, но и что она социальная по своему внутреннему содержанию и происхождению и не может быть биологическим явлением по своей природе. Игра – это уникальный, свойственный не только человеку, но и высшим животным механизм аккумуляции и передачи коллективного опыта. Применительно к обществу в игре осваивается опыт практический (овладение способами решения жизненных задач) и этический (усвоение образцов, правил и норм поведения в различных ситуациях). В игре актуализируется, находит свое поведенческое проявление активная позиция ее участников.
         Итак, игра как метод построения  учебного процесса в целях  освоения
социальной  реальности включает следующие компоненты:
игровые роли и их принятие, построенные по определенным правилам игровые действия моделирование игрового процесса и сопутствующего ему эмоционального напряжения (технология игры).
         Ведущим компонентом игры выступает  роль и ее принятие. Роль
представляет  собой комплекс социальных требований, ожиданий, предъявляемых обществом, окружающими к данному человеку, его поведению. Исполнение роли предполагает точное воспроизведение деятельности человека во внешнем плане.[21]
     Принятие  роли осуществляется на когнитивном, эмоциональном  и поведенческом уровнях. Оно реализуется через присвоение внешних черт и норм поведения. А также задач, присущих роли, ее исполнению.
         Игровые действия определяются  целевым аспектом игры. Они могут
задаваться  по-разному: сценарием, ведущими (режиссерами, или фасилитаторами) игры, нормативными документами или же формируются самими игроками в соответствии с их собственным видением ситуации и поставленными перед ними целями.[19]
         Ролевые цели предписываются  игрокам условиями игры. Цели  отдельных участников игры могут отличаться от общей цели группы или коллектива (например, обучение, апробирование определенных способов действий, релаксация, досуг и т.п.).
         Моделирование в игре – это  создание макетов, замещающих  объекты
реальной  ситуации, а также манипулирование  ими с целью замены реального
экспериментирования искусственно сконструированными поведенческими
образцами. Модель игры реализуется, приводится в  действие с помощью ее
правил. Правила отражают соотношение всех компонентов игры. Они могут быть перенесены в игру из социального контекста, в котором развертывается
игровой процесс, взяты из реальной жизни  или же придуманы.[14]
         Все эти характеристики также  применимы и к деловым играм,  которые являются бизнес-ориентированной моделью игры. 

     1.2 Общая типология деловых игр 

         Многообразные деловые игры можно  систематизировать по ряду признаков. Важнейшие из них: целевое назначение деловой игры, широта тематических рамок, имитируемые области управления, степень свободы решений, уровень неопределенности решений, характер коммуникации между участниками, степень открытости игры, комплексность используемой модели, инструменты игры и форма ее проведения и др.[23]
         Охарактеризуем подробнее каждый  из признаков данной классификации:
         1. Среди деловых игр, используемых  в управлении персоналом, да и  в управлении в целом, в зависимости от их функций и целевого назначения
различают:
    Обучающие (в том числе тренинговые) деловые игры. Они имеют наиболее широкое распространение и служат для подготовки и повышения квалификации управленческих кадров и других, в первую очередь высококвалифицированных сотрудников;
 
    Деловые игры для решения практических задач (например, нахождения оптимальных решений при реорганизации отдела). Они применяются также  для коллективной или индивидуальной подготовки управленческих решений с учетом многообразия влияющих на ситуацию факторов и различных вариантов решения проблемы;
 
    Проектные деловые игры. Они выходят за рамки управления персоналом, хотя и включают этот важнейший для деятельности организации аспект. К проектным деловым играм обращаются при проектировании организационных систем (предприятий, их структурных единиц и т.п.) и их изменений. Это  довольно сложный вид игр, предполагающий высокий уровень организационно-управленческой компетентности их участников;
 
    Исследовательские деловые игры. Используются для анализа поведения отдельных сотрудников или целых коллективов в зависимости от изменения внешних или внутренних условий их деятельности (например, при изучении возможностей использования в организации различных систем оплаты труда).
 Исследовательские  деловые игры моделируют конкретные организационные ситуации в режиме «что будет если..?». Это позволяет прогнозировать различные варианты изменений организационных ситуаций. 

         2. Широта тематических рамок отражает  масштабы и сложность решаемых  в процессе деловой игры задач.
        Комплексная деловая игра предусматривает отработку методов решения сложной задачи в единстве ее важнейших аспектов. Это, например,
имитация  деятельности руководителя по разрешению производственного
конфликта с заданными параметрами.
         Частная деловая игра служит решению одной, определенной задачи, например, игра по изучению и сравнению эффективности коллективной и индивидуальной деятельности членов группы. 

         3. Степень свободы решений и  действий участников игры может  быть различной.
         Если игра допускает, лишь ограниченный, заранее заданный спектр
возможных решений и соответствующих поведенческих  альтернатив (действий), то она считается жесткой. В жестких играх содержание каждого шага игрока строго фиксируется в соответствии с формальной  моделью имитируемых процессов. Принятие решений в них сводится к выбору одной из предложенных альтернатив, причем все основные действия осуществляются в строго определенные промежутки времени.
         И напротив, если игроки на базе соблюдения общих условий игры действуют свободно, их решения не регламентированы установленным набором альтернатив, то игра является мягкой. В мягких играх действия участников ограничиваются лишь общим сценарием развертывания событий,  в рамках которого игроки сами определяют последовательность своих   действий. Имеются и промежуточные (полужесткие) типы игр. 

         4. В зависимости от степени  неопределенности ситуации деловые  игры подразделяются на детерминированные и вероятностные.
         Для детерминированных характерна определенность ситуации, заданность  ее основных параметров, что позволяет игрокам принимать однозначно правильные или неправильные решения.
         Вероятностные же отличает неясность ситуации, изменчивость ее многих  параметров, что обусловливает возможность лишь вероятностных оценок ситуации и принятия решений с определенной степенью риска. 

         5. Характер коммуникаций участников  игры отражает зависимость или независимость действий ее участников друг от друга и выступает одним из важнейших показателей ее динамизма.
         В интерактивных играх такая зависимость имеет место. Игры этого типа необходимы для имитации отношений конкуренции (например, при   моделировании маркетинговой деятельности по привлечению в организацию
наиболее  одаренных выпускников знаменитого  университета).
        Если же в процессе игры  ее участники действуют самостоятельно, принимают решения независимо от других, то игра является неинтерактивной.
        Некоторые игры (например, отечественная деловая игра СИПРОМЕК) могут иметь два режима проведения: тренировочный, предусматривающий независимое поведение игроков, и рабочий, основанный на конкурентном взаимодействии участников. 

         6. Области применения характеризуют  сферу, в которой используется  игра, с точки зрения функционального подхода.
         Общие деловые игры моделируют деятельность всей организационной единицы в определенной ситуации, которая может изменяться.
         Функциональные игры служат обработке действий по выполнению определенной функции организации (например, функции службы персонала
по освобождению сотрудников – игра, имитирующая  изучение возможностей
использования сокращаемых работников на других видах  работ, оказание  им помощи в трудоустройстве, проведение разъяснительной беседы и т.п.) 

         7. Открытость деловой игры характеризует  наличие и формы контактов между ее участниками.
         Открытая игра либо разрешает контакты между ее участниками, либо предполагает коллективное выполнение задачи (например, игра «Полет на Луну» или игры, использующие метод «Мозговая атака»).
         Закрытая же игра запрещает такого рода контакты. 

         8. В зависимости от используемых  средств, инструментов деловые  игры подразделяются на ручные и компьютерные.
         Ручные игры обычно включают игры, несложные с точки зрения их условий   и параметров.
         Игры, предусматривающие сложный аппарат моделирования организационных процессов, обычно предполагают использование компьютеров, прогрессивных мультимедийных инструментов и программных продуктов. К компьютерным играм относиться подавляющее большинство проектных деловых игр, а также многие обучающие и исследовательские игры.[17] 

         9. По форме, или регламенту, проведения  деловые игры делятся на очные  и заочные.
         Их вышеназванные характеристики  едва ли нуждаются в дополнительных комментариях. В России в последние годы в связи с развитием дистантного обучения и распространением сети Интернет значительно расширяются возможности обращения к заочным деловым играм с использованием компьютерных технологий.
         Независимо от типологии деловые  игры имею ряд общих особенностей, отличающих их от других методов оценки и работы с персоналом. 

     1.3 Особенности деловой игры, как метода в управлении персоналом 

         Деловые игры выполняют функцию  выявления и оценки (в том числе
измерения) с помощью определенных испытаний  индивидуальных качеств
личности, ее знаний, умений, характерных черт и образцов поведения.
     Рассмотрим  отличия деловых игр от иных методов  подбора персонала (например, тестов), которые, правда, нередко относительны и допускают исключения:
         1. Игра – это поведенческая  коммуникация. Если тесты чаще  всего
предполагают  ответы на вопросы или абстрактное, умственное решение задачи, то игра основывается на определенном поведении, действиях.[20]
         2. Игра – это обычно взаимодействие  двух или более субъектов, т.е.
коллективное, групповое взаимодействие. Некоторое  исключение составляют
неинтерактивные игры, которые не предусматривают  зависимости отдельного игрока от поведения других ее участников. Однако и в этом случае, например, при ролевой игре, подразумевается наличие оппонента или компаньона. В компьютерных играх действия компаньона представляет соответствующая программа.
         3. Игра отличается сложностью  и взаимозависимостью решаемых  задач. Если тесты (за исключением проективных) обычно состоят из довольно простых заданий, носящих фрагментарный характер, то игра по сравнению с тестами по своей конструкции охватывает комплекс взаимосвязанных действий, в котором предыдущие решения во многом детерминируют последующие.[11]
         4. Игра предполагает имитацию  реальной ситуации, для которой
свойственна динамичность, изменчивость. Это позволяет  выявить ряд таких
поведенческих черт работника, которые почти невозможно установить с помощью, например, тестов.
         5. Игра многофункциональна. Наряду  с функцией диагностики (оценки  и измерения) качеств и поведенческих черт работника, она может выполнять функции обучения, тренинга и воспитания ее участников, а также решения исследовательских задач.
         6. Оценка эффективности игры непосредственно  зависит, прежде всего, от процесса ее протекания, в то время как, например, тест оценивается по результатам его выполнения.
         Как уже отмечалось, эти отличия  не абсолютны, некоторые из  них
допускают исключения. Так, в зависимости от приоритета целей пользователя одна и та же методика (например, ролевая игра, выявляющая и развивающая коммуникативные качества) может рассматриваться с функциональной точки зрения либо как ситуативный тест, либо как обучающая игра.[5]
Далее рассмотрим функции деловых игр в управлении персоналом.
         В управлении персоналом деловая  игра используется для подбора  кадров и одновременно с этим, для квалификационной оценки и профессиональной подготовки потенциальных и реальных сотрудников, а также для нахождения оптимальных управленческих решений. Она позволяет успешно решать следующие задачи:
      Определять индивидуальные и коллективные способности испытуемых, степень их подготовленности к профессиональным требованиям;
      Повышать интерес участников к учебному процессу, их вовлеченность в решение организационных задач;
      Наглядно представить реальную ситуацию, прочувствовать ее и определить  возможные стратегии собственных действий;
      Изучить составные части организационной проблемы, выявить важнейшие из  них и отработать ее комплексное поэтапное решение в имитационном режиме;
      Приобрести навыки решения проблем в условиях максимально приближенных  к реальной ситуации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     1.4 Основные выводы по первой главе. 

     Делая выводы по всему вышесказанному в  первой главе, отметим, что были рассмотрены теоретические основы метода «деловая» игра в ИСУ и подборе персонала. Ввели понятие «игра», рассмотрели ее основные компоненты, привели подробную и полную типологию деловых игр, которые используются на настоящий момент. В первой главе также были выявлены и подробно описаны особенности деловой игры, как метода ИСУ и управления персоналом, отражены функции деловых игр в управлении персоналом.
     После обобщения всего вышесказанного становится понятно, что метод «деловая» игра очень эффективен в ИСУ и управлении персоналом, этот метод получил широкое распространение в странах с развитой рыночной экономикой, где уже давно поняли, что традиционные методы уже не эффективны и необходимо разрабатывать и активно применять новые методы, одним из которых, безусловно, является метод «деловая» игра.
     К сожалению, в России этот метод не распространен ввиду «позднего» перехода к рыночной экономике и  неосведомленности руководителей, которые воспитывались по правилам социальной экономике, и традиционные методы применялись с большой  эффективностью, и не требовалось  применение не традиционных методов. Но ситуация меняется, к власти приходят молодые, энергичные люди, которые понимают необходимость применения современных методов ИСУ и управления персоналом, так что вскоре можно будет повсеместно наблюдать использование не традиционных методов, в частности «деловой» игры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Методические основы разработки деловых игр. 

     2.1 Назначение деловых игр. 

     Деловая игра наряду с другими методами обучения служит накоплению управленческого опыта, близко к реальному, и по существу заменяет опыт лабораторным, причем с помощью деловых игр это удается сделать несколько лучше, чем при других методах познания. Игра, во-первых, достаточно реально имитирует существующую действительность; во-вторых, создает динамичные организационные модели; в-третьих, более интенсивно побуждает к решению намеченных целей.
     Деловые игры в области обучения управленческим навыкам направлены на получение более обширного опыта по принятию решений в учебных лабораториях.[7]
     Элементы  риска, вводимые в деловые игры, дают возможность принимать решения в условиях недостаточной информации и производственной напряженности, что позволяет студенту, будущему менеджеру, принимать управленческие решения (часто рискованные) в моделируемых производственных ситуациях и накапливать умения и навыки управленческой деятельности без ущерба для реального производства в будущем. Такой опыт позволит будущему специалисту в реальной обстановке, при необходимости, принимать эффективные решения с минимальными потерями.
     Другим  назначением деловых игр является научное исследование. Если в основе игры лежит имитация производственных ситуаций, то при их адекватности реальным условиям метод становится удобным научным инструментом.
     Прежде  всего с помощью деловых игровых  имитаций можно осуществлять поисковые эксперименты, то есть исследовать производственные взаимосвязи путем варьирования соответствующих переменных имитационной модели в исследуемой области. Экспериментирование с производственными процессами возможно и на других имитационных моделях (например, при статическом моделировании на ПЭВМ), однако только в деловых играх исследуемыми элементами могут быть люди – работники производства. Участие людей в имитационных системах позволяет производить не только производственные эксперименты, но и социально-экономические и организационно-психологические.[15]
     Многие  процессы в управлении производством  носят качественный характер, а потому не отражаются в статистических данных.
     Восполнить  этот недостаток в какой-то мере могут  деловые игры. Направлениями исследований могут стать, например, отношения руководителей и исполнителей, групп и производственных подразделений относительно стимулов, интересов и целей в системе управления. 

С помощью  игровых имитаций отрабатываются системы экономического и материального стимулирования на предприятиях.
     Будущий менеджер может наблюдать за психологическим поведением лиц, принимающих решение, в зависимости от того, коллективно или индивидуально протекает этот процесс. Здесь же, в лабораторных условиях, можно определить стиль руководства и его влияние на конечные результаты.
     Воспитание  деловых качеств на основе игровых  имитаций – важная сторона использования игр при подготовке будущих специалистов.
     Ситуации, разыгрываемые в деловой игре, развивают способности руководителей, или выступающих в из "роли" студентов, оперативно осмысливать и оперативно реагировать на них, принимая правильные, эффективные решения. Именно эти качества выдвигаются сегодня на одно их первых мест в комплексе требований подготовки и обучения менеджеров. 

     2.2 Методическая сущность деловой игры. 

     В основе деловой игры лежит имитационный эксперимент.
Отличие имитационного эксперимента от эксперимента "реального" состоит в том, что при имитации используется модель реального процесса, а не сам процесс.[4]
     Методическую  основу деловой игры в учебном  процессе составляют следующие положения:
     1. В деловой игре применяется  численный метод, позволяющий использовать вычислительные процедуры. Математические модели, описывающие технологические, организационные и другие процессы, в игровой имитации подвергаются численному исследованию и на его основе принимаются количественные решения.
     2. ПЭВМ – важный составляющий  элемент деловой игры.
     Применение  ПЭВМ не является необходимым условием, однако, использование его способствует успешной реализации имитационного процесса, однако использовании его способствует успешной реализации имитационного процесса, обеспечивая ряд преимуществ.
     Во-первых, ПЭВМ освобождает играющих от утомительных рутинных вычислений. Во-вторых, позволяет достаточно быстро оперировать логическими и арифметическими действиями, необходимых при расчетах математических моделей. [22]
     В-третьих, может запоминать и хранить большое  количество информации, необходимой для проведения деловой игры.
     В-четвертых, используется в качестве генератора случайных чисел и случайных процессов.
     3. Фактор времени, присутствующий  и учитываемый в деловой игре, накладывает определенные условия на процесс и результаты игры.
Изменение масштаба времени дает возможность  сокращать до минут и часов длительность процессов, измеряемых в сутках, годах. 

     4. Деловая игра базируется на  методе экспериментирования. Эксперимент, считающийся важнейшим инструментом исследований в физике, биологии и других естественных науках, становится возможным и при исследовании экономических явлений.
     5. Наличие обратной связи в имитационной  системе, благодаря многократному проигрыванию различных ситуаций, позволяет играющим, анализируя результаты, обучаться и в каждом последующем периоде принимать более эффективные решения.
     6. Использование деловой игры в  учебном процессе предполагает наличие в ней дидактических методов. В педагогике уже давно успешно используются дидактические принципы наглядности, активности, доступности, связи теории с практикой, научности, заинтересованности и другие.
     Каждая  учебная деловая игра в той  или иной мере реализует эти принципы в соответствующие дидактики.
     Одним из важнейших принципов обучения является связь теории с практикой. Он реализуется в методах, увязывающих теорию с практикой, подтверждая практическое значение изучаемых явлений. В деловых играх, используемых в учебном процессе, эта связь обуславливается проблемным подходом к усвоению учебного материала, экспериментированием и конкретностью рассматриваемых ситуаций. 

     2.3 Разработка деловой игры. 

     Изложенные  выше методологические предпосылки  позволяют обосновать некоторые теоретические положения и необходимую последовательность конструирования деловой игры:
с учетом назначения деловой игры (обучение и исследование) приводится описание конкретной ситуации, основные проблемы и решения, вызывающие данную ситуацию;[1]
1. Осуществляется формализация игры, в основе которой лежат экономико-математические методы. Количественные зависимости, описывающие закономерности изменения показателей данной конкретной ситуации и представляющие структуру имитационной игровой модели, позволяют наблюдать зависимость результатов деятельности системы от управляемых и неуправляемых величин. В общем виде имитационная модель состоит из переменных, параметров и критериев, которые в свою очередь могут быть целыми функциями, принятыми с ограничивающими условиями. Некоторые процессы описываются логическими операциями в виде алгоритмов и блок-схем. Случайные величины формализуются в виде математических зависимостей или генерируются непосредственно ПЭВМ;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.