На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Казанский  государственный технологический  университет» 
 
 

Высшая школа  бизнеса
Специальность маркетинг
Группа 99-613 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 
Тема: Взаимодействие спроса и предложения.
Рыночное  равновесие. 
 
 
 
 

          Выполнила: Грачева Д.С. 
           

          Проверила: Захарова И.В. 
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

2009 г.
    Содержание 
 

      Введение
      Определение рынков
        Типы рынков
      Инструменты, устанавливающие равновесие на рынке
        Рыночная цена
        Динамика равновесной цены
        Рыночное равновесие
        Избыток
        Дефицит
        Спрос
        Предложение
        Взаимодействие спроса и предложения
        Взаимодействие конкуренции и рыночного механизма
      Современные модели рыночного равновесия
        Паутинообразная модель
      Заключение
      Список использованной литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      Введение
 
    Понятие рынка в общих чертах известно любому человеку, осуществляющему какие-либо покупки. В тоже время понятие  рынка многопланово. Происходящие здесь  изменения интересуют и затрагивают  огромные количества людей, в том числе и таких, кому, казалось бы, нечего искать и терять в этой сложной системе.
    Привести  краткое и однозначное определение  рыночной системы сложно, прежде всего, потому, что это не застывшее, раз  и навсегда данное явление, а процесс  эволюции экономических отношений людей по поводу производства, обмена и распределения продуктов труда и ресурсов, поступающих в индивидуальное и производственное потребление.
    Рынок представляет собой особую, универсальную  систему принципов использования  ограниченных ресурсов в сферах и отраслях, удовлетворяющих интересам растущего благосостояния общества.
    Невмешательство государства в механизм хозяйствования, защита конкуренции и права получения  законных доходов оказались наиболее приемлемыми для преодоления  противоречия между ограниченностью ресурсов и безграничностью потребностей людей в разнообразных товарах.
    Современная экономика-это постоянное движение массовых товаров, денег и доходов, перемещающихся навстречу друг другу. Товары производятся и доставляются в самые отдаленные точки, где люди способны противопоставить им либо другие товары, либо денежные доходы, получение от продажи своих товаров. Эти потоки перемещаются навстречу друг другу с целью взаимного обмена. Если их количественные и качественные параметры совпадают и соответствуют потребностям людей их обмен состоится. Одни участники процесса обмена получат необходимые им товары, а другие денежный эквивалент этих товаров.
    Решая задачи со многими экономическими переменными, рынок беспристрастно и жестко осуществляет отбор ресурсов, товаров и способов производства. Для одних участников рынка требования этого отбора оказываются непомерными, и они выбывают из “игры” по причине убытков и банкротства. Экономический успех, прибыли других участников свидетельствуют об удачно выбранных производственных решениях, способах роста и направлениях деятельности. Этот своеобразный естественный отбор в экономике, независимо от того, одобряют или не одобряют его отдельные люди, позволяет сохранять саморегулируемость в движении потоков товаров, доходов и денег.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Определение рынков
 
    Рыночная  экономика – это сложный механизм координации людей, разных видов  деятельности и производств посредством  системы цен и рынков; это средство коммуникации для объединения знаний и действий миллиардов отдельных людей. Рынок решает проблемы производства и распределения миллиардов неизвестных переменных и зависимостей.
    Рынок - это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей  спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. При этом рынки принимают самые разные формы. Ближайшая автозаправочная станция, закусочная, магазин грампластинок, придорожный ларек фермера - все это обычные рынки. Нью-йоркская фондовая биржа и Чикагская зерновая биржа - это уже высокоразвитые рынки, на которых покупатели и продавцы соответственно акций, облигаций и сельскохозяйственной продукции со всего мира устанавливают контакт друг с другом. Подобным образом и организаторы аукционов сводят вместе покупателей и продавцов предметов искусства, скота, подержанного сельскохозяйственного оборудования, а иногда и недвижимости. Известный на всю Америку футболист и его агент ведут переговоры о контракте с владельцем команды Национальной футбольной лиги. Выпускник химического факультета беседует с представителями фирм "Юнион карбайд" и "Дюпон" в университетском бюро, помогающем выпускникам получить работу. Все эти ситуации, которые связывают потенциальных покупателей с потенциальными продавцами, образуют рынки. Как следует из приведенных примеров, одни рынки являются локальными, тогда как другие носят национальный или международный характер. Некоторые отличает личный контакт между предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными - на них покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга. 

      Типы  рынков
    Рынок в одном важном отношении прямо  противоположен натуральному хозяйству. В этом хозяйстве потребителю  зачастую не предоставляется возможность  выбирать по его желанию те или  иные блага. Рынок же в принципе способен обеспечить его агентам максимальную степень экономических свобод.
    Данные  свободы позволяют выбирать интересующие его товары из множества взаимозаменяемых и независимых благ. Потребитель  может также отыскать тех продавцов, кто лучше обслужит и продаст продукт по сходным условиям. Продавец свободен выбирать наиболее подходящего покупателя и распоряжаться вырученными деньгами от продажи по своему усмотрению. И покупатель, и продавец могут без ограничений выбирать условия торговой сделки.
    По  степени развитости этих или иных хозяйственных свобод рынки можно подразделить на три типа: а) свободный; б) нелегальный; в) регулируемый.
    а) Свободный рынок обладает максимумом экономических свобод в их классическом понимании, о котором сказано выше.
    Между тем определение “свободный” рынок требует уточнения в двух отношениях: для кого он свободен и от кого? Свободным такой рынок является для его субъектов. Им принадлежит так называемый экономический суверенитет (полная независимость). Так, продавцы сами решают, что продавать, кому сбывать продукты и по какой цене. Подобным суверенитетом обладают и покупатели.
    Рынок первого типа свободен от вмешательства  государства и строгого правового  регулирования.
    б) Второй тип рынка нелегальный – близок по характеру поведения его субъектов к первому типу. Но они существенно различаются между собой. Нелегальный рынок включает в себя его разновидность – теневую торговлю. Она ведётся с нарушением законов и правил купли-продажи обычных товаров (при отсутствии необходимых патентов, лицензий, при неуплате рыночных сборов, налогов и т.п.) Нелегальным является и черный рынок. На нем подпольно торгуют товарами, которыми законом запрещено реализовывать (например, наркотики, оружие).
    Первому и второму типам рыночных отношений  присуща определяющая черта – стихийность, непредсказуемость развития и неуправляемость. Они выражают основные черты классического капитализма в рыночной сфере: на рынке свободно действуют единоличные собственники небольших предприятий; предприниматели обычно создают продукты на свой страх и риск, без предварительной договоренности с покупателями; сами производители, как правило, заботятся о розничной продаже продуктов населению.
    в) Рынок третьего типа – регулируемый, подчиненный определенному порядку, который закреплён в правовых нормах и поддерживается государством. Такой порядок обусловлен объективными причинами.
    Прежде  всего, важную роль сыграли резко  возросший уровень концентрации и централизации производства и  расширение масштабов фактического обобществления экономики. Крупные предприятия уже не могут, как было прежде, вслепую работать на неизвестный им рынок, подверженный стихийным переменам. Чтобы не рисковать огромными капиталами, они стремятся заблаговременно, обеспечить себе рынки, сбыта, охотно идут на выполнение выгодных государственных заказов. Примечательно, что по предварительным заказам фирм и государства реализуется, например, автомобилей до 60%, станков 100%.     
    Ко  второй половине ХХ в. столетия рыночные связи существенно усложнились. Теперь на пути от производителя товара до потребителя выстроилась большая армия посредников. Они занимаются разными видами торгового сервиса (обслуживания) населения, который для многих изделий охватывает длительный период после приобретения товара (наладка и ремонт бытовой техники, автомобилей и т.п.).   

      Инструменты, устанавливающие равновесие на рынке
 
    Во-первых, это цены. Изменение относительных  цен послужило ориентиром для  производителя при определении  необходимости изменения объемов  производства. Изменение цен повлияло на выбор технологии производства. Цены в конечном итоге предопределили и то, кем при данном уровне доходов будет потреблен продукт.
    Во-вторых, это спрос и предложение. Спрос (платежеспособный) 
- это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах. Предложение - это количество товаров, которое имеется в продаже при данной цене. Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.

    Наконец, в третьих, это конкуренция. Цель каждого предпринимателя - максимизация прибыли, а следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности. Это с неизбежностью приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбытов товаров, рост объемов производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты. Если предложение какого-либо товара больше, чем спрос на него, то усиливается конкурентная борьба между продавцами. Каждый из них, чтобы продать свой товар, зачастую вынужден снижать цену, что, как правило, влечет за собой сокращение данного товара. Если спрос больше, чем предложение, то конкурировать друг с другом вынуждены уже покупатели. Чтобы иметь возможность приобрести дефицитный товар, каждый из них старается предложить по возможности более высокую цену, чем это могут сделать его соперники. Цена повышается, и это стимулирует увеличение предложение данного товара.
    Конкуренция является необходимым элементом  рыночного механизма. 
Однако характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия.

    Наиболее  эффективно рыночный механизм действует  в условиях свободной, или совершенной  конкуренции, т.е. когда ситуация на рынке характеризуется множеством покупателей и продавцов, однородностью продаваемой продукции, свободным доступом фирм на рынок. При совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.
    Экономисты  используют термин спрос для обозначения желания и способности людей покупать товары. Термин предложение обозначает желание и способность продавцов предоставлять товары для реализации на рынке. 

      Рыночная  цена
 
    В рыночной системе у всего есть цена, которая определяет ценность блага в денежном выражении. Цены показывают условия, при которых люди и фирмы добровольно обмениваются различными товарами.  Цены координируют решения производителей и потребителей на рынке. Более высокие цены снижают количество покупок потребителями и стимулируют производство. Низкие цены стимулируют потребление и сдерживают производство. Цены – это маятник рыночного механизма.
    Цены  в той или иной мере имеют общее  свойство – они изменяются под  воздействием конъюнктуры (стечение разных обстоятельств) рынка. В свою очередь, цены закономерно влияют на экономическое положение продавцов и покупателей, их заинтересованность в купле – продаже товаров. Давайте проанализируем это взаимодействие.
    Существует  три основных уровня рыночной цены. Они характеризуют свойственное свободному рынку стихийное колебание спроса, предложения и цен.
    Первый  уровень: нормальная  цена. Это равновесная  цена, которая устанавливается, когда  спрос и предложение уравновешиваются в точке Р.
    Второй  уровень: выше величины равновесной  цены. В этом случае предложение благ превышает спрос на них. В итоге в рыночном пространстве образуется зона избытка товаров.
    Третий  уровень: ниже величины равновесной  цены. Это означает, что спрос  превышает предложение. Следствием того возникает дефицит товаров. 

      Динамика  равновесной цены, как результат изменения спроса и предложения
 
    Равновесная цена – цена, складывающаяся на рынке  в результате взаимодействия спроса и предложения, по которой объем  покупок, которые готовы совершить  покупатели, будет равным объему продаж товаров, который устраивает поставщиков.
    Рыночное  равновесие и отклонение от него показаны на рис.1.

Рис.1. Рыночное равновесие 

      Если на рынке по какой-либо причине будет установлена цена выше или ниже равновесной – возникает разбалансировка рынка и несовпадение объемов рыночного спроса и предложения (рис.2,3).
    Избыток товара. Рассмотрев ситуацию, когда продавцы и покупатели ожидают цены, более низкой, чем равновесная, можно перейди к анализу противоположного случая. Предположим, что по какой-то причине покупатели и продавцы ожидают, что цена будет выше, и соответственно этим ожиданиям планируют свою деятельность. Когда величина предложения превосходит величину спроса на товар, то возникает избыток.
    Избыток и товарные запасы. Когда существует избыток продукта, то продавцы не могут продать все, что они надеялись продать по данной цене. В результате их товарные запасы увеличиваются и вскоре превышают тот уровень, который был запланирован на случай нормальных изменений спроса.
    Продавцы  ответят на рост запасов изменением своих планов. Одни из них сократят выпуск товара. Другие понизят цены, чтобы поощрить покупателя потреблять больше, и таким образом уменьшат свои чрезмерные запасы. Третьи сделают и то, и другое. В результаты этих изменений произойдет перемещение влево и вниз по кривой предложения.
    Так как чрезмерные товарные запасы «давят»  на цену сверху, то покупатели также  меняют свои планы. Когда это происходит, рынок возвращается в состояние равновесия.
    Избыток и очереди. На рынках, где не существует товарных запасов, избыток приводит к формированию очередей продавцов, ищущих покупателя. 
Хороший пример — очереди такси перед аэропортами. Иногда плата за проезд из аэропорта в город достаточно велика, чтобы привлечь избыточное количество таксистов. В некоторых городах таксисты, находящиеся далеко в конце очереди, пытаются привлечь пассажиров, предлагая свои услуги за пониженную плату. Однако часто существуют правила, запрещающие брать плату меньше тарифа. В этом случае очередь растет до наступления следующего часа пик (т. е. до резкого возрастания спроса).

     
Рис.2. Графическая иллюстрация избытка товаров  

    Дефицит и товарные запасы. На большинстве рынков первым признаком дефицита является резкое уменьшение фондов товара, которые уже произведены и готовы к продаже или использованию. Продавцы обычно держат часть товаров в запасе, чтобы оперативно реагировать на незначительные изменения спроса. Когда количество запасов уменьшается и падает ниже запланированного уровня, то продавцы меняют свои планы. Они могут попытаться восполнить запасы, наращивая выпуск или, если они сами не производят товар, они могут увеличить заказ производителю. Некоторые продавцы будут извлекать выгоду из возросшего спроса, увеличивая цену, т. к. они знают, что покупатели готовы заплатить больше. Но каковы бы ни были детали, в результате произойдет движение вверх по кривой предложения, так как цена и количество товара возрастут.
    Так как дефицит оказывает давление на цену снизу, то покупатели тоже будут  вынуждены менять свои планы: будут урезать свое потребление. В результате изменения планов покупателей и продавцов рынок приходит к равновесию.
    Дефицит и очереди. На большинстве рынков продавцы обладают товарными запасами. Однако существуют и исключения. Запасы невозможны на рынках услуг - в парикмахерских, прачечных и тому подобных предприятиях. Также и многие товары, такие как здания, строящиеся по заказу, машинное оборудование для специальных целей, не могут храниться в запасе. Продавцы на рынках этих товаров не начинают производства, пока не заключают договор с покупателями.
    На  рынках, где не существует товарных запасов, признаком дефицита является очередь покупателей. Очередь может принимать как форму толпы людей, ожидающих, чтобы их обслужили, так и форму списка имен в книге заказов. Очередь—это признак того, что при существующей преобладающей цене покупатели желают потреблять товар быстрее, чем производители планируют его предлагать на рынок. Однако покупательские запросы не всегда могут быть удовлетворены сразу. Покупатели обслуживаются в порядке очереди.
     
Рис.3. Графическая иллюстрация дефицита товаров  

  1) Равновесная цена устанавливается для любого варианта соотношения спроса и предложения и представляет собой вариант удовлетворения реального платежеспособного спроса населения. Суть рыночного равновесия состоит в том, что любой потребитель, которого устраивает данная цена товара, без каких-либо проблем находит товар на рынке и одновременно любой производитель, которого данная цена устраивает, без каких-либо проблем реализует свой товар. Другими словами, даже при абсолютной нехватке товаров, с точки зрения степени удовлетворения физической потребности в товаре, экономическая потребность в товаре удовлетворяется полностью, и товар постоянно присутствует на рынке.
  2) Равновесные цены находятся в постоянном движении, они меняются в результате изменения спроса и предложения. Для каждого нового соотношения спроса и предложения  рынок определяет свой новый вариант равновесия – новую рыночную цену и новый равновесный объем продаж.
  3)Законы спроса и предложения объективно и точно объясняют динамику рыночных цен в условиях изменения спроса и предложения. Однако  законы спроса и предложения не могут объяснить динамику цен в условиях, когда спрос и предложение остаются постоянными, или в тех ситуациях, когда спрос и предложение, точнее, производство и потребление  оказываются абсолютно сбалансированными, т.е. когда в отрасли складывается ситуация, при которой структура и объем производства полностью соответствуют структуре и объему потребностей, а население имеет достаточные доходы, чтобы полностью удовлетворить свои потребности в данном товаре.  

      Спрос
 
    Закон спроса формально может быть изложен  следующим образом: на любом рынке, при прочих равных условиях, существует обратная зависимость между ценой  товара и величиной спроса, предъявляемого покупателями на этот товар. 
Таким образом, величина спроса имеет тенденцию расти при падении цены и уменьшаться при ее повышении. Это происходит по двум причинам.

    Во-первых, если цена одного товара падает, а цены других товаров остаются прежними, то покупатель стремится замещать дешевым товаром те товары, которые он использовал ранее. Во-вторых, когда цена одного товара падает при постоянстве цен других товаров и неизменных доходах покупателей, то люди начинают чувствовать себя более богатыми. Они используют свою возросшую покупательную способность, приобретая больше различных вещей, и, чаще всего, покупая больше именно того товара, который подешевел.
    Термины «спрос» и «величина спроса»  в том смысле, в каком они  употребляются в экономике, не означают то же самое, что желание или потребность. Эти термины объединяют понятия желания и возможности купить товар.
    Спрос – это платежеспособная потребность, то есть сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за какие-то нужные им изделия. На спрос  воздействуют ряд рыночных факторов, например доходы покупателей, их вкусы и предпочтения. Закон спроса выражает следующую функциональную (математическую) зависимость спроса (С) от цены (Ц): С=F (Ц), где – F показатель количественной зависимости. Чем выше цена товара, тем меньше спрос на него со стороны покупателей. Действует и обратная зависимость: чем ниже цена, тем больше спрос. Рассмотрим ее на примере спроса обуви.
    Шкала спроса и кривая спроса отражают обратную зависимость между уровнем цен  и объемом продукции (табл.1, рис.4). Эта зависимость является постоянной, устойчивой, повторной и поэтому представляет собой закон спроса. 

Цена Объем спроса
 
100 200
300
400
500
600
 
6 5
4
3
2
1
 Таблица 1 - Шкала спроса на обувь                 Рис.4 – Кривая спроса               

    Степень количественного изменения спроса в ответ на динамику цен характеризует эластичность (или неэластичность) спроса. Под эластичностью спроса подразумевается степень изменения спроса (“чувствительность” его объёма) в зависимости от цены.
    Эластичным  спрос бывает тогда, когда величина спроса изменяется на больший процент, чем цена. Величина эластичности спроса по цене всегда отрицательное число, ибо числитель и знаменатель дроби всегда имеют разные знаки. В США опытным путем были получены такие оценки эластичности по цене (за долгосрочный период, со знаком “минус”): канцелярские принадлежности – 0,6, бензин – 1,5, жильё – 1,9, кино – 3,9.
    Неэластичный  спрос проявляется, если платежеспособность потребность покупателей не чувствительна  к изменению цен. Скажем, как бы ни возрастали или не понижались цены на соль, спрос на неё неизменен. Знание коэффициента эластичности спроса имеет важное значение для прогнозирования объема спроса населения при изменении уровня рыночных цен. Теперь проанализируем зависимость предложения от цены.  

      Предложение
 
    Предложение показывает, какие количества продукта будут предъявлены к продаже по разным ценам, притом все прочие факторы остаются неизменными. Наше определение понятия "предложение" показывает, что предложение обычно рассматривается с точки зрения выгодности цены. Иными словами, мы считаем, что предложение указывает на количество продукта, которое производители станут предлагать по разным возможным ценам. Однако в равной мере правильно, а в ряде случаев даже полезнее рассматривать предложение с точки зрения его величины. Вместо того чтобы спрашивать, какое количество будет предлагаться по разным ценам, мы вправе спросить, какими должны быть цены, которые побудят производителя предлагать разное количество товара.
    Предложение – это сумма товаров, которые продавцы готовы продать при разной динамике рыночной цены.
    Закон предложения находится в полном соответствии с логикой экономического и хозяйственного интереса производителей. Чем выше цена, при прочих равных условиях, тем выше валовой доход, а значит, и прибыль производителя.
Таблица 2 – Шкала  предложения продукции               Рис.5– Кривая предложения
Цена  Кол-во предл. прод.
10 20
30
40
50
60
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.