На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Графический дизайн в ОУ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение………………………………………………………………………….2 

    Графический дизайн как отрасль дизайн……………………………….4
    Композиция в графическом дизайне…………………………………….8
    2.1 Средства  построения графической композиции………………………9
    (точка,  пятно, линия, цвет)
    2.2 Средства  гармонизации художественной формы
    (метр/ритм,  статика/ динамика, нюанс/контраст, размер/масштаб, симметрия/асимметрия)…………………………………………………….11
    Графический дизайн в образовательных учреждениях……………..….20
 
Заключение………………………………………………………………………26
Список  литературы……………………………………………………………..28 
 
 
 
 
 

 

Введение
     Родившийся  на рубеже XIX-XX, как один из результатов промышленной революции, постоянно развиваясь на протяжении уже больше чем века, дизайн стал одним из самых модных, актуальных и влиятельных видов проектно-художественной деятельности. Теперь уже трудно представить себе хоть одну сферу, которую бы не обнимало это понятие. Особенной популярностью пользуется его древнейшая отрасль – графический дизайн, плоды которого трудно не заметить, они встречаются буквально на каждом шагу. Афиши, постеры, рекламы, визитки и даже фантики от конфет  - далеко не весь перечень услуг, оказываемых графическим дизайнером. Этот вид проектной деятельности еще и самый популярный в быту, ведь если задуматься, он существовал всегда, вот только имя «графический дизайн» обрел не так давно. В любом случае сейчас о нём говорят намного больше, вот только по-настоящему грамотных людей в графическом дизайне по-прежнему не так уж много. В данной работе поднимается именно этот вопрос: грамотное применение графического дизайна.
     Заглянув  в уже далёкое прошлое, непосредственно  во времена великого СССР, хотелось бы обратить внимание на то, что называлось громким слово «пропаганда». Для  подкрепления красивых речей о светлом  будущем и «стройке коммунизма» всегда использовалась наглядность. Это всевозможные транспаранты и плакаты, которые были обязательным атрибутом в местах скопления большой массы людей. Особое место плакаты с лозунгами занимали в учебных учреждениях. Такое словосочетание как «стенгазета» было знакомо каждому школьнику и студенту. Ни раз, на общественных началах, им давалось задание сотворить ту самую стенгазету. Но по сути, никто не давал детям понятий графического дизайна, не объяснял правила выполнения того или иного задания, связанного с графическим предоставлением информации, не посвящал в тайны композиции.
     По  сравнению с теми временами человечество сейчас сделало огромный шаг вперед, и даже не один, его возможности  стали почти безграничны. Все  отрасли дизайна получили огромное распространение. Да и графический дизайн преуспел, но, несмотря на все те изменения, которые он претерпел, на мой взгляд, эта сфера по-прежнему занимает не достойное место в школьной или вузовской среде.
     Актуальность  своей работы, я и хотела бы аргументировать  тем, что не смотря на широкий спектр средств выразительности графического дизайна, они не используются или же применяются случайно и неосознанно. Возникает необходимость грамотного изложения основных средств выразительности и законов композиции графического дизайна,  раскрыв основные средства выразительности, законы композиции и объяснив людям задачи этого направления, его суть и представив его «во всей красе», мы получим грамотный дизайн, грамотное оформление школы. Таким образом, я выдвигаю следующую гипотезу: правильное графическое оформление учебного заведения влияет на восприятие информации детьми, повышая уровень усвоения и заинтересованности.
     Для написания своей курсовой работы я использовала различную литературу, как широкопрофильную, в которой  говориться о дизайне в общем и целом, так и узкопрофильную о графическом дизайне конкретно в школе. Изучая разные источники, я смогла всесторонне рассмотреть проблему графического дизайна в оформлении учебных заведений. Книга «Художественное оформление в школе» П. Г. Демчева и Г. В. Черемных помогла мне рассмотреть графический дизайн непосредственно с его практической стороны, о чём говориться в третьей главе.
     Разумное использование средств графического дизайна, знание их в полном объёме, даёт возможность организовать более успешный учебный и воспитательный процесс.
 

1.Графический дизайн как отрасль дизайна 

     Дизайн - это сложный многоступенчатый процесс,  который посвящен созданию (описанию, изображению) модели некоего  еще  не существующего явления, объекта, прибора с наперед заданными характеристиками или свойствами. И как столь обширный, многогранный вид деятельности  строиться на основе системы знаний целых наук. Чтобы создать дизайн-продукт, необходим комплекс научно-технических знаний о работе данных приборов или механизмов, о свойствах материалов, из которых они сделаны, о способах их изготовления и т.д. и есть ещё одна структура, пронизывающая дизайнерское решение - эргономическая.  Все эти аспекты (а их огромное множество), благодаря которым рождается дизайнерский продукт, требуют системы, определенного порядка, выстроенности и логичности.
     На  протяжении многих веков предметно-пространственная среда человека была рукотворной, все  предметы, окружавшие его, были результатом  кропотливого и длительного труда  мастеров-ремесленников. Все стало иначе, когда к началу XIX в. начали появляться предметы массового потребления, изготовленные промышленным способом. Предметно-пространственная среда перестала быть рукотворной, теперь и далее ее создают машины. Машинный труд по производительности во много раз превосходит труд ремесленника, но, вместе с тем, обнажилась и новая проблема - то, чем бережно наполнялся предмет в ремесленной мастерской, невозможно «поместить» в каждый из тысячи предметов-близнецов, выбрасываемых из машины конвейером. Промышленный подъем привел к нарушению неторопливого многовекового ритма в развитии предметно-пространственного окружения человека. Возникли новые предметы, еще не укоренившиеся в культуре, что породило проблему их адаптации к вкусам потребителей, возник интерес к психологии покупателя. Кроме этого, быстрые изменения в предметно-пространственном окружении привели к тому, что становится необходимостью не только адаптация к вкусам потребителя, но и к прогнозированию этих вкусов. Проектируя, дизайнеру приходится учитывать множество факторов – это характеристики потребителя (пол, возраст, национальность, социальное положение, и т.д.), географическое положение; необходимо знание производственного процесса, материалов. За последние полвека практика дизайна претерпела множество изменений: работа индивидуальных художников в большинстве случаев сменилась работой целых коллективов или отделов дизайна в системе фирмы, или независимых дизайнерских фирм.
     Но  как бы люди не рассматривали дизайн, все они сводятся к одному, что дизайн – это система, сложный процесс, совокупность множества отраслей и операций. Таким образом, любое проектирование в дизайне — это сложный многоступенчатый процесс, который посвящен созданию (описанию, изображению) модели некоего еще не существующего явления, объекта, прибора с наперед заданными характеристиками или свойствами. В таком проекте обосновывается возможность осуществления задачи, описываются принципы ее реализации, и предлагается «рабочая документация», рассказывающая, как это можно сделать практически. Чаще всего проектные работы ориентированы на достижение какого-либо одного результата — инженерного, технологического, социального. Особенности дизайнерского проектирования состоят в его двойном целеполагании — произведение дизайна призвано соединить в целостной конструкции (структуре, материально-физическом «теле») и утилитарно-практическое, и художественное начало. Поэтому «рабочими категориями» дизайнерского процесса являются три взаимосвязанных позиции:
    функция, реализованная в технологии действия изделий или их системы (практическая сторона);
      эстетическая красота (художественное содержание);
      экономичность - максимум пользы при минимальных затратах.
     Обе стороны находят воплощение в  объемно-пространственном построении и детальной проработке особенностей формы объекта проектирования. Их совокупность носит название морфология. Все три исходных позиции настолько переплетены, что заранее невозможно указать, что из чего следует: в реальном проектировании начинать работу «с любого конца», все равно без остальных не обойдется. Однако понимание природы конечного продукта художественного конструирования — дизайнерского образа — помогает увидеть некоторые закономерности этих переплетений. Суть дизайнерского творчества состоит в предчувствии, предвидении образа и в последовательном приближении к нему в ходе проектирования – «образном схватывании». Основой этого является проектное воображение, в глубине сознания оценивающее причины и обстоятельства её противоречий, прежде всего – через ожидаемое у будущего потребителя впечатление от реализации этих идей.
     Дизайн  это, действительно, система, которая  соединяет множество наук и процессов. Интересно отметить, что эта относительно стройная система теоретических  положений в жизни не выглядит столь определенно. Хотя бы потому, что в дизайнерском творчестве нет устойчивых предпочтений, каких- либо средств выразительности — они легко подменяют друг друга. И при проектировании, скажем, светильника желательный автору эффект достигается и целенаправленным использованием оригинальной формы, и необычной раскраской его отдельных частей, и неожиданным выбором конструктивных материалов и т.п.
     Знакомство  с искусством дизайна лучше всего  осуществлять через изучение специфики  и художественных достоинств отдельных его видов. Как правило, в дизайне выделяют следующие основные виды: промышленный дизайн, графический дизайн, визаж, дизайн одежды, фитодизайн, дизайн среды, экологический дизайн. Но в рамках своей работы я рассматриваю наиболее подробно графический дизайн.
       Это старейшая и одна из наиболее распространенных областей дизайнерской деятельности. К графическому дизайну относятся и искусство оформления книги, рекламно-информационного проспекта, буклета, плаката, промышленная графика и упаковка, разработка этикетки и торговых марок, фирменных знаков и шрифтовых гарнитур, рекламной продукции на щитах и фасадах в городе. Сегодня к традиционной работе дизайнера-графика добавилась работа со сложными графическими системами, становящиеся основой фирменного стиля предприятия, визуальными коммуникациями в интерьерах и городской среде.
     Графический дизайн — художественно-проектная  деятельность по созданию гармоничной  и эффективной визуально-коммуникативной  среды. Графический дизайн вносит инновационный  вклад в развитие социально-экономической и культурной сферы, способствуя формированию визуального ландшафта современности. Графический дизайн как дисциплину можно отнести к числу художественных и профессиональных дисциплин, фокусирующихся на визуальной коммуникации и представлении. Для создания и комбинирования символов, изображений и/или слов используются разнообразные методики с целью сформировать визуальный образ идей и посланий. Графический дизайнер может пользоваться типографским оформлением, изобразительными искусствами и техниками вёрстки страниц для производства конечного результата. Графический дизайн как термин часто применяют при обозначении самого процесса дизайна, с помощью которого создаётся коммуникация, так и при обозначении продукции (результатов), которые были получены по окончании работы. Графический дизайн можно классифицировать по категориям решаемых задач:
    типографика, каллиграфия, шрифты, в том числе дизайн газет, журналов и книг;
    фирменный стиль, в том числе фирменные знаки, логотипы, брендбуки;
    визуальные коммуникации, в том числе системы ориентации;
    плакатная продукция;
    визуальные решения для упаковок продукции, в том числе кондитерской и пищевой.
     Графический дизайн - самый универсальный вид  искусства. С произведениями графики - объясняющими, украшающими, предупреждающими - мы сталкиваемся всю свою жизнь.
     Графика присутствует буквально везде - на улице, в книгах, а подчас и на нашем  собственном теле. Мы познаем дизайнерское искусство через дорожные знаки, рекламные объявления, иллюстрации  в журналах, упаковки для разнообразных товаров, включая сигареты и таблетки от головной боли, логотипы фирм-производителей на футболках и даже ярлыки с инструкциями по стирке тех или иных видов изделий. И это отнюдь не феномен современного мира. По улицам, пиарящим указателями, эмблемами, вывесками магазинов, лозунгами и объявлениями, ходили и древние египтяне, и средневековые итальянцы, и советские граждане.
     Графическому  дизайну присущ целый ряд функций. И первая из них - различительная. Дизайн сортирует и дифференцирует: он помогает отличить одну компанию, организацию и даже целую отрасль от другой.
Вторая  функция дизайна - информативная. Многие дизайнерские продукты призваны разъяснять потребителю самые различные  вопросы: как разделывать утку или  что нужно для регенерации новорожденного.
Наконец, третьей функцией графического дизайна  является эмоциональное воздействие. Дизайнерские работы вызывают у нас  определенные чувства, помогают нам  осознать свою причастность к окружающему  предметному миру и сформировать определенное мнение о нем.
     Среди графических дизайнеров бытует старая шутка: «Плохая графика еще никого не убивала». Под этим подразумевается, что дизайн выполняет, прежде всего, декоративную функцию, а дизайнерский процесс - это скорее вопрос правильного  выбора шрифта и цвета во имя главной цели: чтобы конечный продукт получился удачным и приобрел «художественный» характер.
     Представьте теперь на минуту, что дизайн запретят или он попросту исчезнет за одну ночь из нашей жизни. Исчезнет реклама, web дизайн, не будет газет и журналов, не будет Интернета, не будет науки - всего того, что служит нам пищей для обсуждения. Останутся книги, доступные только богатым людям, ракушки и скорлупки вместо денег, толика произведений литературы, горстка университетов и лишь самые простые лекарства, не требующие инструкций к применению.
     И мы вернемся к кропотливому рукописанию. Без дизайнерского процесса конструирования  предметного мира и его составляющих - структуры и организации, слова  и образа, дифференцирования предметов  и понятий - единовременным средством передачи информации для нас останется устная речь. Если бы все это случилось, то мы вступили бы в новое «смутное время»: мрачные годы невежества, предрассудков, суеверий и низкой продолжительности жизни.
     Графический дизайн и по своим целям, и по сферам применения - вовсе не легкомысленное излишество, призванное сделать красивее окружающие нас предметы. Это неотъемлемая часть нашего современного мира. 

2. Композиция в графическом  дизайне 

     Творческая  деятельность человека развивается в двух различных
направлениях, выражая, с одной стороны, стремление отразить в рисунке, скульптуре или  цвете некоторые объекты и  явления окружающего мира: людей, животных, события, с другой ? стремление к созданию форм, не существующих в  природе, творимых воображением и фантазией людей.
     Круг, квадрат, треугольник, шар, цилиндр, конус  и другие простые
формы человек  повседневно наблюдал в природе: круглая луна,
шарообразное  яблоко, конусообразные полевые цветы  и т. п. Все эти
формы используются при изготовлении различных предметов. Так
возникает проблема сочетания простых форм – проблема композиции.
Слово «композиция» в переводе с латинского означает сочинение,
составление, соединение, связь, построение, структура. Различают три
основных  вида композиции: фронтальную, объемную и глубинно-
пространственную. Такое разделение в какой-то мере условно, так как на практике мы имеем дело с сочетанием различных видов композиции.
Например, фронтальная и объемная композиции входят в состав
пространственной, объемная композиция часто складывается из
замкнутых фронтальных поверхностей и в  то же время является
неотделимой частью пространственной среды.
     Создание  любого объекта предметно-пространственной среды, будь то спичечная этикетка, костюм, прибор, машина, интерьер или городская среда с ее дизайнерскими элементами, ? это обязательно работа с формой. В своей основе она направлена на поиск того важного и существенного, что в полной мере отвечает строгим функциональным (утилитарным, конструктивным, экономическим и др.) требованиям. Конечная же ее цель ? достижение художественной выразительности формы. В целом ход такой работы представляет собой сложный и неразрывный процесс формообразования, из которого можно лишь условно, в чисто учебных (или познавательных) целях выделить стадию исключительно художественного формообразования или построения формальной композиции. Эффективность прохождения этого процесса определяется как достижение сдержанности в построении композиции или логически обоснованный выбор композиционных средств. Эти средства чрезвычайно разнообразны. Каждое из них обладает специфическими композиционными свойствами или художественными возможностями. Разделяются они на два основных вида: графические средства, или в целом графика, и пластические средства, или пластика. 

2.1 Средства построения графической композиции 

     Графика используется как средство передачи на плоскости той или иной смысловой (текстовой или изобразительной) информации, а также чисто художественной (декоративной) разработки формы. Графические средства включают в себя такие компоненты, как: точка, линия, пятно (или тон) и цвет. Рассмотрим каждый из них более подробно.
     Точка выделяется как графический акцент на плоскости. Несмотря на свои относительно малые размеры, обладает весьма широкими возможностями в построении композиции. Очень часто именно она является центром всего ее строя. Рассматриваемая в качестве композиционного средства, точка может фокусировать на себе внимание зрителя. Все зависит от ее свойств выявленных в композиции: расположения на плоскости, относительного размера, силуэта, плотности заполнения, яркости и др. В этом смысле она вплотную смыкается с другими графическими средствами построения композиции, их художественными свойствами. Если точка резко отличается по свойствам от этих средств, она выделяется в композиции более всего. Если же приближается к ним, ее доминантное значение снижается. Тогда она включается в ряд прочих средств, составляя равнозначную часть общей композиции. Так художественные свойства точки прямо связываются со свойствами линии, пятна и цвета, образуя в целом гармонично организованную, графическую плоскость.
     Линия по форме характеризуется протяженностью или развитием на плоскости в одном координатном направлении (в длину). Характер
линейно-графической  формы во многом определяется материалом и
техникой  ее исполнения.
     Пятно в отличие от точки и линии пятно, как правило, заполняет большую часть графической плоскости. С использованием пятна значительно расширяется палитра средств построения графической композиции. В эту палитру включаются и те многочисленные и разнообразные формы тоновой графики, которые получаются при использовании столь же многочисленных и разнообразных приемов ее разработки. Каждая такая форма обладает своими специфическими композиционно- художественными свойствами. «Заливка», например, дает ровную,  тоновую поверхность. «Отмывка» характеризуется плавным переходом от светлого тона к темному и обратно, «размывка» ? мягкими затеками и т. д.
     Особое  внимание хотелось бы уделить такому средству графической композиции как цвет. Не так давно возникла такая наука, как колористика, наука о цвете. Цвет самый сильный по воздействию из наших элементов и самый сложный, именно поэтому к его изучению надо подходить серьезно.
 Каждый цвет, или сочетание цветов мы воспринимаем по-разному: 

      Оптически и физически (например, предметы, окрашенные в красный цвет, кажутся нам  ближе, именно поэтому его часто  можно встретить на дорожных знаках, глаз заметит и воспримет такие  знаки быстрее, чем, допустим зеленые, красный цвет для нас сигнал опасности, тревоги).
      Эмоционально, психологически (определенные цвета и гаммы вызывают у нас определенные эмоции и чувства, так природные синий и зеленый вызывают в нас ощущение спокойствия и умиротворенности, ведь синий – это цвет ясного неба, или спокойного моря, а зеленый напоминает о лесе, о луге, о теплом времени года, когда трава и деревья были зелеными).
     С композиционной точки зрения цвет представляет собой специфическое средство, вызывающее у зрителя дополнительные эмоциональные ощущения по поводу графической формы. Он способствует достижению ее большей выразительности.
     По  физическому состоянию цвет —  составная часть света. Его физические свойства раскрываются в зависимости  от двух факторов: спектрального излучения  или «испускания» света, а точнее, прохождения его сквозь призму или прозрачную поверхность и отражения от предметной поверхности. Эти факторы (излучение и отражение) предопределяют образование двух основных видов цветов. Первый вид представляют излучаемые (назовем их условно так) или световые, «невещественные», и отражаемые, «вещественные» или красочные цвета. Первые характерны для цветов, передаваемых компьютерной графикой, вторые — для используемых в традиционном графическом дизайне и современной полиграфии.
     Цвет - одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Тот или иной цвет "присваивается" человеком объектам в процессе их зрительного восприятия.  Восприятие  цвета может частично  меняться  в зависимости от психофизиологического состояния наблюдателя, например, усиливаться в опасных ситуациях, уменьшаться при усталости.
     Цвет  служит средством общения. Цвет помогает торговать. Цвет - это сила, которая  стимулирует продажи практически  любого потребительского продукта. Профессионалы дизайна, графики и полиграфисты прекрасно знают, что цвет является ключевым фактором в процессе торговли, поскольку играет важную роль при принятии решения о покупке. Он пробуждает в покупателе целую вереницу эмоций, притягивающих его к тому или иному товару.
     Восприятие  цвета субъективно, оно зависит  от психологического состояния человека. Существует и обратная связь. С древнейших времен известно специфическое воздействие  цвета на человека. Цвет влияет на аппетит, работоспособность, внимание, кровяное давление и многоемногое другое. По утверждению психологов, человек наделяет каждый цвет определенными свойствами, и это очень важно учитывать в дизайне. В комнате, освещенной лампой под красным абажуром, уютно и тепло; представьте теперь, что произойдет, если заменить лампу на синюю. Светлые стены классов и школьных коридоров дольше остаются чистыми, поскольку не "провоцируют" учеников пачкать. Привлекателен и вызывает положительные эмоции ярко-голубой, т.к. этот цвет устойчиво ассоциируется с летним небом.
     Цвет  обладает эмоциональной выразительностью, он может создавать впечатление  легкости и тяжести, торжества и  уныния, печали и радости. Восприятие размера и глубины пространства также зависит от цвета: одни краски "выступают вперед", другие "уходят назад". Красный, оранжевый, желтый цвета и их оттенки человек ощущает как теплые; синий и фиолетовый — как холодные. Зеленый цвет — нейтральный, у него есть холодные и теплые оттенки. Теплые цвета, как правило, вызывают бодрое настроение - их называют активными; холодные (пассивные), наоборот, успокаивают.
     Конечно, нельзя отрицать того, что каждый художник и дизайнер, работая с цветом, руководствуется и своими субъективными чувствами, однако, стоит заметить, что даже великие мира сего подходили к работе с цветом серьезно, так, например, такие мастера, как Роден, Матисс и многие другие логически продумывали и рассчитывали цветовую композицию, которую процессе работы либо осуществляли, либо отбрасывали, как ненужную. Но тем не менее, если художник подходит к цвету в своей работе не только субъективно, но и логически, то для дизайнера это жизненно необходимо, для успешной работы.
 
2.2  Средства гармонизации художественной формы  

     Гармония  в композиционном плане есть согласованность,
соразмерность частей (элементов) и целого. Это поиск и есть выражение
того  общего характера формы, который  обуславливает достижение
наиболее  целостного и глубокого от нее  впечатления. Согласованная в частях, гармоничная форма убеждает, выглядит совершенной, собранной, красивой. Гармоничность ? важнейший, не зависящий от вкуса признак выразительной композиции. Гармонизация в композиции достигается путём использования таких приёмов как: метр/ритм, статика/динамика, нюанс/контраст, размер/масштаб, симметрия/асимметрия. Об этих средствах далее подробно.
     Гармонизация  на основе использования метра и ритма предполагает установление закономерного порядка в расположении частей композиции. Чтобы такой порядок состоялся, в форме должно быть не менее трех элементов, хотя начало ему могут положить и два элемента. Каковы же объективные закономерности его установления?
     Метр ? простейший порядок, основанный на повторении равных
элементов. Он подобен чередованию тактов в  музыке. Повтор облегчает
восприятие  формы, делает ее четкой и ясной. Однако при большой протяженности метрическая композиция может выглядеть монотонной.
     Устранению  монотонности способствует:
- сочетание  в композиции нескольких метрических  рядов разного
построения;
- выделение  в метрическом ряду групп элементов;
- установление  разрядок между группами;
- «оживление»  метрического ряда за счет  включения в него акцентов;
- изменение  отдельных свойств повторяющихся  элементов.
     Добавлю, что наиболее активным средством  устранения
монотонности  в метрическом строе является его сочетание с ритмом или просто ? ритмизация формы.
     Ритм ? более сложный, чем метр, порядок чередования элементов
композиции (размерных элементов, порядок сочетания  линий, объемов
плоскостей). Он основан на неравномерном изменении  их свойств. Это
изменение может касаться как самих элементов, так и интервалов между ними. При постоянном их изменении образуется непрерывное множество, которое может носить разный характер ? резко или плавно
изменяющийся. Резкое изменение типично для  простых «жестких»
геометрических  форм. Это ? квадраты, треугольники, ромбы и т. п.
Плавное изменение характерно для более  сложных и «мягких» форм ?
парабол, овалов, спиралей и т. п., окружность в ряд вторых не включается: она  образуется на основе формирования метрического, т. е. равномерно изменяющегося множества. Если одним из полюсов ритмического построения является приближающийся к равномерному строю строгий ритмический порядок, то другим ? порядок, основанный на свободном расположении элементов. Второй полюс граничит с аритмией или хаотичным расположением разных по своим свойствам композиционных элементов, но не сводится к нему. Он остается средством гармонизации при условии создания крайне динамичной, но все же собранной композиции. Элементы в нем, при кажущейся случайности расположения, определенным образом упорядочены. Если порядок вовсе отсутствует, композиция распадается.
     Наиболее  характерный прием построения ритма  ? изменение
величины  элементов. На таком изменении строятся нарастающие и
убывающие ритмические ряды. Плавное нарастание ведет к построению
«спокойной» ритмической композиции, резкое ?  «напряженной». За
чрезмерно резким изменением величины элементов  кроется разрушение
композиционно-ритмического строя. Другой распространенный прием  ? изменение интервалов между  элементами. С его использованием связано построение сужающихся и расширяющихся ритмических рядов. Первые ряды образуются за счет сокращения расстояний между элементами, вторые ? за счет их увеличения. Степень изменения в данном случае будет определять замедление или ускорение ритма. Постепенное увеличение размеров интервалов ведет к зрительному утяжелению формы в направлении этого увеличения, и наоборот, уменьшение ? к ее облегчению ритму могут подчиняться такие средства построения композиции, как линия, цвет, геометрический вид, рельеф и др. Они в еще большей степени, чем величины и интервалы, подвержены эмоционально - зрительной оценке. Их восприятие основывается на ощущении постепенного нарастания или резкого убывания тех или иных свойств элементов композиции, например насыщенности цвета.
       Как и метр, ритм может быть  составлен из одного или нескольких
рядов, т. е. быть простым или сложным (многорядным). Сложные
ритмические ряды могут быть образованы сочетанием разных
метрических, метрических и ритмических или  одних ритмических рядов. Ритмическая  направленность сочетающихся рядов  относительно друг друга может быть разной:
- параллельной  направленностью ? когда свойства элементов в рядах
одинаково изменяются, например возрастает яркость, увеличивается
величина  и т. д.;
- встречной  ? когда свойства изменяются  неодинаково, например,
яркость возрастает, а величина уменьшается.
     От  такой направленности во многом зависит  характер композиции. Он становится либо подчеркнуто стремительным, либо более успокоенным, построенным на пересечении «двигающихся» в разных направлениях ритмических рядов. При случайном, «броуновском» расположении элементов композиция разрушается. Важно учитывать, что ритм, может развиваться в разных координатных направлениях ? по вертикали, горизонтали и в глубину. При совмещении рядов разной координатной направленности образуется чрезвычайно сложный ритмический строй композиции. Он особенно ярко проявляется при использовании ритмических элементов в линейной форме. Важным средством его раскрытия служит так называемая ритмическая партитура композиции. Это графическое изображение формы, фиксирующее ритмическое расположение главных ее элементов. Такая схема в принципе должна сопровождать всякую дизайнерскую разработку.
     Не  менее важным средством гармонизации композиции являются статика и динамика. Динамика ? это зрительное восприятие движения, стремительности формы. Динамичность делает форму броской, активной, заметной, выделяя ее среди других. Статика ? состояние покоя, равновесия формы, устойчивость во всем ее строе, в самой геометрической основе.
     Данная  пара средств гармонизации используется для выражения
степени стабильности композиционной формы. Такая  стабильность
оценивается чисто эмоционально, по тому впечатлению, которое форма
производит  на зрителя. Это впечатление может  исходить как из
физического состояния формы ? стабильного  или динамичного,
связанного  с движением объекта в целом  или его частей, так и чисто
композиционного (формального). По степени зрительной и
физической  стабильности формы можно разделить  на следующие четыре вида. К первому  виду относятся зрительно и физически  статичные формы. По производимому  впечатлению они оцениваются  как предельно стабильные. К ним можно отнести: квадрат, прямоугольник, параллелепипед, положенный на широкое основание, куб, пирамиду и т. п. Композиция, составленная из подобных форм, носит монументальный, предельно статичный характер.
     Второй  вид представляют физически статичные, но зрительно
динамичные  формы, оцениваемые так по впечатлению  их некоторой
неуравновешенности. Эта оценка касается стационарных форм,
устремленных, например, в одном направлении, с  нарушенной
симметрией  и другими специфичными для динамичных композиций
свойствами. Третий вид представляют зрительно  статичные, но физически частично динамичные формы. Они имеют устойчивую основу, в которой «двигаются» отдельные  элементы. Часто в практике дизайна  такое «движение» обусловлено особенностями  функционирования объектов, реальным движением в них отдельных деталей. При этом их композиция в целом носит статичный характер. Пример из практики дизайна – форма ткацкого станка с движущимся челноком. В формальной композиции ? это зрительное движение в статичной форме отдельных элементов. И, наконец, последний вид ? зрительно и физически полностью динамичные формы. Они типичны для форм многих современных движущихся дизайн-объектов, прежде всего различных транспортных средств. Часто эти формы в действительности перемещаются в пространстве. Часто изменяется вся их структура. В композиционном плане им присущ предельно динамичный, стремительный характер. В формальной композиции ? это так называемые гибкие, открытые, изменяющиеся по структуре, комбинаторные формы.
     Статика и динамика могут быть выражены в композиции разными
средствами: расположением элементов, цветом, пластикой  и др. При этом они могут придавать  композиционной форме неоднозначный  характер. Одни элементы могут зрительно  выявлять ее стремительность, другие ?  наоборот, «останавливать» ее. Так, неустойчивые вертикали могут пересекаться устойчивыми горизонталями, «падающие» диагонали ? «подпираться» вертикалями или противоположными по направлению диагоналями, яркий цвет может «успокаиваться» сдержанными тонами и т. д. При решении таких сложных композиционных задач нужна предельная четкость в установлении зрительного равновесия между элементами сложной композиции.
     Еще одна пара средств графической гармонизации – симметрия и асиммерия. Эта пара средств определяет расположение элементов композиции относительно главной оси. Если оно одинаково, то композиция выступает как симметричная, если в нем есть небольшое отклонение в ту или иную сторону ? как дисимметричная. При значительном отклонении она становится асимметричной. Симметрия является одним из важных средств достижения единства и художественной выразительности композиции в художественном проектировании. С симметрией человек встречается повсеместно в природе и технике, ее широко используют архитекторы.
     Симметрия с древних времен считалась одним  из условий красоты, поскольку она  обеспечивает равновесие композиции. Древние греки полагали, что Вселенная  симметрична просто потому, что симметрия  прекрасна. Слово «симметрия» в  переводе с греческого означает «соразмерность». Существуют три основных вида симметричной композиции: зеркальная, осевая и винтовая. Зеркальная симметрия образуется при одинаковом расположении элементов относительно главной оси, проходящей по центру горизонтальной или вертикальной композиционной плоскости (графической или пластической). Пример ? квадрат с перекрестием по середине.
     Осевая  симметрия типична для объемной формы, имеющей
центральную, как правило, вертикальную ось симметрии  и равномерное
расположение  элементов вокруг этой оси. Характерная симметрично-
осевая  форма ? цилиндр. Винтовая симметрия  характерна для объемной формы, имеющей  ту же центральную ось и неравномерное  развитие элементов в продольном направлении, их сокращение и смещение относительно этой оси. Типичный ее пример ? форма, подобная форме раковины. Симметрия обеспечивает предельно четкое зрительное равновесие композиционной формы. Всякое ее нарушение ведет к тому, что эта форма приобретает неуравновешенный характер. Однако дисимметричная, как и асимметричная, композиция сохраняет целостность в том случае, когда фактическая их неуравновешенность устраняется общим зрительным равновесием формы. При этом ось в форме проходит не через ее физический центр (посередине), а через композиционный центр.
     Широко  применяется также асимметрия, т. е. сочетание и расположение элементов, при котором ось или плоскость симметрии
отсутствует. В такой композиции особенно важна  зрительная уравновешенность всех ее частей по массе, фактуре, цвету. Асимметрия ? принцип организации, который основывается на динамической уравновешенности элементов, на впечатлении движения их в пределах целого. Если симметричная форма воспринимается легко и сразу, то асимметричная читается постепенно. Следует отметить, что очень часто симметрия, как и асимметрия, выражается в сопоставлении нескольких композиционных осей. Самый простой случай ? соотношение главной оси и подчиненных ей осей, определяющих положение второстепенных частей композиции. При значительном расхождении второстепенных осей с главной осью композиция может разрушиться. Для достижения ее целостности используются разные приемы: сближение осей, их слияние, принятие общего направления и др.
     Композиция  может включать в себя симметрию  и асимметрию
одновременно. Тогда она строится на основе соподчинения второстепенных, асимметричных частей и главной симметричной формы. При таком соподчинении устанавливается зрительное равновесие всей композиции. Оно может быть достигнуто при положении, в котором главный элемент асимметричен относительно общей формы, а ее части ? симметричны, и наоборот. Наиболее трудный случай ? установление композиционного равновесия между элементами, имеющими оси симметрии, расположенные в разных координатных направлениях. Он типичен для построения сложных объемно-пространственных композиций. Нужно иметь глубокое чувство гармоничной формы и понимание закономерностей симметричного формообразования, чтобы придать этим композициям уравновешенность. В частности, важно учитывать особенности восприятия пластической формы с разных точек зрения пространства и в разных ракурсах. При таком восприятии даже фактически симметричная композиция может зрительно восприниматься асимметричной, и задача ее гармонического построения приобретает в таком случае дополнительную сложность. Решение этой задачи требует повышенного внимания и глубокого чувства гармоничной композиции.
     Другие  средства гармонизации – размер и масштаб характеризуют собой внешнее состояние или величину формы. Размер выражает абсолютную величину формы. Эта величина ни с чем не сравнивается. Она оценивается просто как большая или малая.
     Исходной  для него является некая абстрактная  единица, включаемая в ту или иную систему мер ? метр, дюйм и  т. д. В зависимости от размера
форма характеризуется  в композиционном плане как высокая  или низкая, длинная или короткая и т. д. Масштаб же выражает относительную величину формы, соразмерную в той или иной степени с другой исходной величиной или, в композиционном плане, с тем впечатлением, которое производит эта форма на человека. В распространенном значении такая величина заключает отношение натурального размера к изображаемому размеру. В этом смысле о такой величине можно говорить как о размерном
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.