На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблемы безработицы в современной России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Московский  государственный университет им. М.В. Ломоносова
Высшая  школа бизнеса 
 

Программа «Бакалавр» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Проблемы  безработицы в  современной России 
 
 
 

                                                              Выполнил:
                                                                                     Терлоев Р. Р. 
 

                                                                   Научный руководитель:
                                                                                    кандидат экономических наук,
                                                                                     Кононова В. Ю. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва
2011 год

Оглавление

Введение………………………...………..…………………………………………3
1. Экономические  и правовые основы борьбы с  безработицей ...……………….5
     1.1. Признаки и виды безработицы …………………………….…………..5
     1.2. Проведение государством активной  и пассивной политики 
     занятости ………………………………………………………………….….7
     1.3. Функции службы занятости …………………………………………….8
2. Состояние  безработицы в США и Скандинавских странах и меры
правительств  по увеличению занятости …………………………………………11
     2.1. Безработица в США и меры  правительства по увеличению 
     занятости …………………………………………………………………….11
     2.2. Безработица в Швеции и меры  правительства по увеличению 
     занятости ……………………………………………………………………14
     2.3. Безработица в Финляндии и  меры правительства по увеличению
     занятости …………………………………………………………………….15
3. Сравнительная  характеристика мер по снижению  безработицы
в России, США и Скандинавских странах ………………………………………18
     3.1. Безработица в России …………………………………………………18
     3.2. Меры правительства России по  увеличению занятости ……………20
     3.3. Сравнительная характеристика мер, принимаемых правительствами
     США, Скандинавских стран и России по снижению безработицы …….22
Заключение………………………………………………………………..………..26

Список  использованной литературы ……………………………..……..………..27

 
 
Введение

 
      Сохраняющийся в последние три года высокий уровень безработицы в мире резко контрастирует с восстановлением нескольких ключевых макроэкономических показателей - мировой ВВП, потребление, объем международной торговли и многие фондовые рынки восстановились в 2010 году, превысив докризисный уровень. Несмотря на продолжающийся экономический рост, глобальный уровень безработицы в 2010 году составил 6,2% против 6,3% в 2009 году и оставался значительно выше уровня 5,6% в 2007 году. Число безработных в мире в 2010 году достигло 205 миллионов, увеличившись на 27,6 миллионов по сравнению с показателем 2007 года. При этом остается мало надежд на то, что этот показатель в ближайшие 2-3 года вернется на докризисный уровень (по данным Росстата).
      Международная организация труда (МОТ) отмечает глобальные негативные тенденции, в частности, рост безработицы, незащищенность занятых работников, увеличение масштабов бедности. По оценкам МОТ, в 2009 году 630 миллионов работников (каждый пятый работник в мире) жили со своими семьями, зарабатывая не более 1,25 долл. США в день (из них около 40 миллионов работающих бедняков живут в городах). Число незащищенных занятых работников в 2009 году превысило 1,5 миллиарда, что составляет 50,1% от общего количества занятых (www.ilo.org)
      Следует также отметить тенденцию, характерную  для тех стран, где усилия правительств в 2010 году были направлены на снижение бюджетного дефицита в ущерб созданию новых рабочих мест, что ослабляет перспективы занятости для безработных. Следует отметить и тот факт, что 55% от общего увеличения глобальной безработицы в период между 2007 и 2010 годами пришлось на развитые страны, входящие в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). При том, что на страны ОЭСР приходится всего 15% рабочей силы в мире, уровень занятости в них сократился на 2,2% в 2009 году и на дополнительные 0,9% в 2010 году. Занятость в промышленности снизилась на 9,5 миллионов между 2007 и 2009 годами. Предполагается, что уровень безработицы может незначительно снижаться в 2011 году, но до уровня, который по-прежнему на 15 миллионов (более 50 процентов) выше, чем в 2007 году (Global Employment Trends 2011. www.ilo.org)
      Еще одним проявлением продолжения кризиса на рынке труда является быстрый рост неполной занятости и массовое увеличение безработицы среди молодежи, которое отмечено в большинстве экономически развитых стран и, в частности, в странах Европейского союза.
      Уровень безработицы в странах Центральной и Юго-Восточной Европы (не членах ЕС) и СНГ вырос на 1,7 процентных пункта и, достигнув в 2009 году пика в 10,4%, стал самым высоким региональным показателем в мире (www.newsland.ru/news/detail/id/612964/)
      Приведенные данные показывают, что меры по противодействию  безработице должны находиться в центре социально-экономической политики, как в развитых странах Запада, так и в странах СНГ, в частности, в Российской Федерации.
      Все вышесказанное обуславливает важность и актуальность выбранной темы курсовой работы.
      Цель курсовой работы – провести сравнительный анализ состояния занятости и мер борьбы с безработицей в Российской Федерации и в экономически развитых странах.
      Задачи курсовой работы заключаются в следующем:
     1. Раскрыть содержание понятия безработицы, ее признаков и видов.
     2. Рассмотреть основные меры активной и пассивной политики на рынке труда.
     3. Дать оценку состояния безработицы в США, Скандинавских странах и России.
      Объект курсовой работы – безработица как социально-экономическое явление.
      Предмет курсовой работы – меры борьбы с безработицей, принимаемые правительствами Российской Федерации и некоторых развитых стран.
      Методологической  основой послужило обобщение  полученных данных статистики и их сравнение для дальнейшего анализа и оценки.
      В качестве источников информации для  курсовой работы использовалась статистические данные Росстата, МОТ, OECD, правительственных органов США, Швеции и Финляндии, занимающихся вопросами регулирования рынка труда.
      Практическое  значение курсовой работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при выборе методов, мер и мероприятий, направленных на борьбу с безработицей в Российской Федерации. Также они были бы полезны для граждан Российской Федерации независимо от их трудоустройства, так как эти результаты дают представление о существующих угрозах и путях решения данных проблем. 

       
 

1. Экономические и правовые основы борьбы с безработицей 

      1.1. Признаки и виды  безработицы
      Безработица – это социально-экономическое  явление, при котором часть экономически активного населения не может трудоустроиться. По методологии МОТ к безработным относятся лица, которые, не имея в данное время работы, ищут ее, готовы к ней приступить и не имеют других источников заработка. В Российской Федерации, согласно закону «О занятости населения в РФ», безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. (Закон РФ «О занятости населения в РФ». 1991).
      С экономической точки зрения безработицу характеризуют ее уровень и средняя продолжительность. Уровень безработицы измеряется отношением числа зарегистрированных безработных к численности занятых в экономике (или экономически активного населения), выраженное в процентных долях. Продолжительность безработицы характеризует среднее время перерыва в работе.
      Многообразие  экономических отношений на рынке труда позволяет выделять различные виды безработицы. Так, различают открытую и скрытую безработицу. В первом случае работника увольняют официально, во втором - переводят на неполную рабочую неделю, отправляют в принудительный отпуск, не оплачивают (под различными предлогами) выполненную работу и т.п.
      Безработица может быть связана с текучестью кадров (смена места работы, переезд на другое место жительства, временное увольнение). В этом случае мы имеем дело с так называемой фрикционной безработицей. В условиях конкурентного рынка этот вид безработицы выполняет и полезные функции. Нередко работники переходят с низкооплачиваемой работы на более квалифицированную и высокооплачиваемую работу. Кроме того, этот вид безработицы сопутствует внедрению новых более производительных технологий, организационным изменениям (при слиянии, разделении, выделении и преобразовании компаний) (Б. Д. Бреев 2005).
      Со временем изменения в технологии меняют структуру спроса на рынке труда, в результате чего увеличивается спрос на новые профессии и уменьшается на старые. В результате фрикционная безработица (при которой опыт и квалификация уволенного работника может еще пользоваться спросом на рынке труда) переходит в структурную (когда потерявшие работу не могут ее получить без переподготовки по новой профессии). Таким образом, фрикционная безработица носит краткосрочный характер, а структурная – долговременный, что является более серьезной проблемой.
      Наступление кризисной фазы экономического цикла вызывает циклическую безработицу. Падение совокупного спроса на товары и услуги в условиях экономического спада ведет к уменьшению занятости и росту безработицы. Когда экономика выходит из кризиса, спрос оживляется, что обычно приводит к увеличению предложения, росту занятости и снижению числа безработных (Б. Д. Бреев 2005).
      При неэффективном функционировании рыночных институтов возникает институциональная безработица. Например, вследствие неудовлетворительной организации рынка труда работодатели не могут распространить, а работники получить актуальную информацию о вакансиях. Установление органами регулирования чрезмерно высокого уровня пособий по безработице или низких ставок налогов на доходы не стимулирует безработных к энергичному поиску работы, что ведет к увеличению продолжительность безработицы.
      Часть безработных в силу склада характера, психологических особенностей, образа жизни или по другим причинам не желают работать при любых обстоятельствах. Такой контингент формирует так называемую добровольную безработицу. Борьба с ней в любой стране чрезвычайно сложна и часто не приводит к положительным результатам.
      Уровень безработицы при полной занятости  (когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением) называется естественным уровнем безработицы. В разных странах и различных экономических условиях он изменяется в интервале 2-5% . (В. А. Павленков 2004 г.)
      С точки зрения экономической теории фрикционная и структурная безработица считается неизбежной. Тогда сумма значений их уровней равна уровню безработицы при полной занятости. В то же время можно говорить о том, что полная занятость достигается в том случае, если циклическая безработица равна нулю (Б. Д. Бреев 2005).
      Таким образом, различаются несколько видов безработицы: открытая и скрытая, естественная и вынужденная, фрикционная и структурная, институциональная и циклическая, а также добровольная.
      Наличие множества видов безработицы усложняет разработку мер противодействия этому социально-экономическому явлению. Прежде всего, оказывается невозможным выработать единый способ борьбы с безработицей, что приводит к необходимости использовать для решения этой проблемы различные методы и меры.
      1.2. Проведение государством активной и пассивной политики занятости
      Достижение  высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Инструментами государственного регулирования рынка труда является методы активной и пассивной политики. Отсюда различают государственную активную и  пассивную политику занятости.
      Активная  политика занятости (активная политика на рынке труда) — это:
      совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы;
      мероприятия, связанные с предупреждением и профилактикой увольнений работников для сохранения рабочих мест;
      обучение, переподготовка и повышение квалификации лиц, ищущих работу;
      активный поиск и подбор рабочих мест;
      финансирование создания новых рабочих мест;
      организация новых рабочих мест через систему общественных работ. (Адамчук В. В., 2000)
      В рамках такой политики осуществляются мероприятия, направленные на предотвращение увольнений работников, субсидирование создания новых рабочих мест и др.
      Пассивная политика занятости  (пассивная политика на рынке труда) обеспечивает в  основном  сглаживание  негативных  последствий  безработицы:
      выплату  гарантированного  государством  пособия  по   безработице, а по истечении срока его выплаты — социального пособия;
      выплату доплат на иждивенцев и  другие меры  помощи;
      предоставление услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости.
      Часто применяют термин — умеренно пассивная  политика, которая также предусматривает материальную поддержку безработных, но более разнообразные, чем в первом варианте, услуги по подбору рабочих мест. (Адамчук В. В., 2000)
      Внешне  оба этих варианта экономичны с точки зрения текущих государственных расходов. Однако, тактика пассивного ожидания экономического подъема может оправдать себя только при высокой гибкости рынка труда и рабочей силы в целом, позитивных экономических перспективах, при которых высока возможность самостоятельного трудоустройства. В  противном случае сдерживающие регуляторы пассивной политики на рынке труда окажутся  слабыми и могут только ухудшить реальную ситуацию.
      Проведение активной государственной политики занятости населения осуществляется путем разработки и реализации федеральной и региональной программ занятости, которые формируются исходя из ситуации на рынке труда и прогноза его развития. 

      1.3. Функции службы занятости
      Любое государство, ратифицировавшее Конвенцию МОТ о безработице 1919 года, устанавливает систему бесплатных государственных бюро занятости под контролем центрального органа. Этим органом учреждаются комитеты, в которых представлены предприниматели и трудящиеся, с целью консультаций по вопросам, относящимся к функционированию данных бюро (МОТ. 1919).
      Службы занятости создаются в качестве неотъемлемой части национальной программы достижения и поддержания полной занятости, развития и использования производительных сил. Служба занятости состоит из национальной системы бюро по найму, работающей под руководством государственной власти. Ее основной обязанностью является обеспечение (если необходимо, в сотрудничестве с другими заинтересованными общественными и частными учреждениями) наилучшей возможной организации рынка занятости (МОТ. 1948).
      В Российской Федерации создана Государственная служба занятости населения, которая представляет собой систему учреждений из трех уровней:
      1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров;
      2) органы исполнительной власти  субъектов Российской Федерации (см. табл. 3);
      3) государственные учреждения службы  занятости населения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 3
Основные  функции регионального органа Государственной службы занятости населения
№№ Содержание
1 Контроль за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения
2 Регистрация безработных  граждан, содействие гражданам в  поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников
3 Организация ярмарок  вакансий и учебных рабочих мест
4 Профессиональная  подготовка, переподготовка и повышение  квалификации безработных граждан
5 Осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными
6 Организация проведения оплачиваемых общественных работ
7 Содействие  самозанятости безработных граждан
8 Выдача работодателям  заключений о привлечении и об использовании иностранных работников
 
      Граждане  РФ (а также, иностранные граждане и лица без гражданства) вправе обратиться в государственные учреждения службы занятости населения по месту жительства в целях поиска подходящей работы. Если в течение 10 дней служба занятости не сможет предоставить подходящей работы, то эти граждане признаются безработными. Подходящей считается такая работа, которая соответствует уровню профессиональной подготовки безработного, условиям последнего места работы, состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места. Статус безработного не присваивается лицам, не достигшим 16-летнего возраста, а также лицам, которым назначена государственная пенсия.
      Граждане  имеют право на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации (в том числе и в электронной форме) и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения.
      Безработные граждане имеют также право на бесплатное получение услуг по психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости, на получение пособия по безработице (или стипендии), на участие в оплачиваемых общественных работах.
      Размер  пособия по безработице устанавливается в процентном отношении к среднему заработку (45-75%) в зависимости от трудовой деятельности по последнему месту работы.
Общий период выплаты пособия по безработице  гражданину не может превышать 24 календарных месяца (в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев) (www.ilo.org).
      Если безработный не имеет профессии или ему не найдена подходящая работа, служба занятости может направить его на общественные работы или в образовательное учреждение на профессиональная подготовку, переподготовку или повышение квалификации.
      Признанные в установленном порядке безработными инвалиды, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих, выпускники общеобразовательных учреждений, впервые ищущие работу и при этом не имеющие профессии, а также некоторые другие категории граждан имеют право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.
      Кроме выполнения установленных законом функций, федеральный орган службы занятости населения направляет в Международное Бюро Труда (Женева, Швейцария) не реже, чем каждые три месяца, всю имеющуюся информацию, содержащую статистические и иные данные относительно безработицы, включая доклады о мероприятиях, которые им проводятся или которые он намерен провести для борьбы против безработицы (МОТ. 1919). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Состояние безработицы в США и Скандинавских странах
и меры правительств по увеличению занятости 

      2.1. Безработица в  США и меры правительства  по увеличению  занятости
      В США уровень безработицы рассчитывается как отношение количества безработных старше 16 лет к общей численности рабочей силы. Безработными признаются трудоспособные жители, которые ищут работу на полный рабочий день.
      В отличие от РФ и скандинавских стран в США на федеральном уровне определяются общие правила, а конкретные программы помощи безработным разрабатывают и реализуют власти каждого штата в отдельности. Чтобы получить право на пособие, безработный должен иметь определенный рабочий стаж и месячный заработок не ниже установленного в данном штате минимума. Например, в штате Коннектикут – минимум 600 долл. в месяц, в штате Мэн – 3376, в штатах Виржиния и Делавэр подобных ограничений нет, в штате Вашингтон главный показатель - режим работы (не менее 680 часов в месяц). Во многих штатах пособие не назначают лицам свободных профессий; некоторым категориям сельскохозяйственных рабочих; лицам, уволенным за нарушение трудовой дисциплины или профнепригодность, а также работавшим по срочным контрактам (McKinsey, 2011)
      Размеры пособия значительно отличаются от штата к штату в зависимости от уровня зарплаты на последнем месте работы, стоимости жизни в данной местности, наличия в семье безработного детей и иждивенцев и других условий. В большинстве штатов размер пособия безработному ограничен 50% его последнего месячного заработка (в 2008 г. в среднем - 47% или 262 долл.). Как правило, не оплачиваются первые 7 дней пребывания без работы (Daniel A. Garcia 2011)
      Получив пособие, безработный обязан регулярно (обычно еженедельно) доказывать чиновникам, что он активно ищет работу, и не отказываться от предложенных вакансий. В противном случае выплаты могут быть остановлены, уменьшены или отменены.
      В большинстве штатов предельный срок выплаты пособия по безработице ограничен 26 неделями (в 2008 в среднем этот показатель составил 15,8 недель). Выплаты прекращались из-за нарушений безработным установленных правил или по причине получения им работы (Daniel A. Garcia 2011)
      В 2008 году Конгресс США принял ряд нормативных актов, которые увеличили срок получения пособия для большинства штатов на 7 недель (сверх 26), а для штатов, где уровень безработицы составил 6% и более - на 13 недель. В разных штатах существуют также другие возможности продлить сроки получения пособия. (Department of Labor, 2008).
      Поскольку медицинская помощь в США является одной из самых дорогостоящих в мире, для безработных важно сохранить свою медицинскую страховку, которую ранее оплачивал работодатель. Программа COBRA (принятая в соответствии с законом Consolidated Omnibus Budget Reconciliation Act в 2008 г.) позволяет это сделать обычно в течение 18 месяцев. Безработный получает право на участие в программе COBRA, если до увольнения он работал в компании численностью не менее 20 человек, которая перечислила не мене половины страховых взносов в год, предшествовавший увольнению (Washington ProFile, 2008).
      Ситуация  на рынке труда США остается одной из самых тяжелых. На рис. 1 представлен график, отражающий уровень безработицы в США в 2005-2010 гг. 


Рисунок 1. Уровень безработицы в США  в 2005-2010 гг., % (Washington ProFile, 2011) 

      Во  время рецессии 2007-2009 гг. экономика США потеряла около 8 миллионов рабочих мест. Несмотря на завершение рецессии в середине 2009, создание новых рабочих мест шло крайне вяло, а уровень безработицы существенно не снижался. В качестве меры активной политики Президент США Б. Обама 19 марта 2010 года подписал закон о борьбе с безработицей в стране. Этот закон освободил работодателей от уплаты налога на заработную плату нового персонала компаний, а также предоставил налоговые льготы при различных капиталовложениях предприятий, в частности при закупке оборудования. (Congressional Budget Office, 2011) 

      Закон также продлил существующие меры правительства по борьбе с безработицей. Выплата льготных пособий по безработице и субсидий на здравоохранение продолжилась до конца 2010 года, компании вновь получили налоговые льготы на общую сумму 25 миллиардов долл., срок действия которых истек в конце 2009 года. Общие затраты правительства на стимулирование рынка занятости в 2010 году составили 17,6 млрд. долл. (McKinsey, 2011)
      Акт «О стимулах найма для восстановления занятости» начал действовать с мая 2010 года. Изначально был ориентирован на оказание помощи тем слоям населения, которые оказались менее всего защищены от последствий спада в экономике США. В качестве основного стимула для создания новых рабочих мест администрация страны использовала значительное снижение уровня выплат в фонды социального страхования, которые работодатели должны делать за своих новых работников. Такая мера направлена на то, чтобы обеспечить работой людей, не имеющих ее в течение продолжительного времени. (McKinsey, 2011)
      Ситуация  с безработицей в США в 2011 году остается чрезвычайно острой. Без работы к середине 2011 года остаются 20% мужчин (в 1970 году – 7%). Один из десяти американцев ежегодно теряли работу. С 2007 года число созданных предприятий снизилось на 23%, что равносильно потере 1,8 миллиона рабочих мест. Почти 58% служащих относят себя скорее к временным работникам или сотрудникам с частичной занятостью. (McKinsey, 2011)
      Таким образом, несмотря на то, что в США продолжается экономический рост и создание новых рабочих мест имеет небольшую позитивную динамику, ситуация в экономике страны не настолько прочна, чтобы опустить безработицу до приемлемого уровня.
      По  прогнозам АБУ (Административно-Бюджетное Управление), уровень безработицы составит в среднем 9,1% в 2011 году, снизится до 9% в 2012 году и до 8,5% - в 2013 году. До уровня ниже 6% безработица не опустится ранее 2016 года. Для достижения полной занятости (естественного уровня безработицы в 5%) к 2020 году в США потребуется создать 21 миллион рабочих мест. (McKinsey, 2011).
      Первым  шагом к достижению поставленной цели станет новый план создания рабочих мест, который президент США Б. Обама намерен предложить Конгрессу 8 сентября 2011 года. Ключевой идеей президента будет создание специального банка по финансированию строительства и обновления объектов инфраструктуры. Тем самым правительство вновь обращается к методам активной политики (см. табл. 1). Строительство автодорог, мостов, туннелей и плотин является одним из самых быстрых способов увеличить занятость.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.