Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Воображение и его роль в деятельности исполнителя

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание 
 

     Введение           3
1     Воображение и его роль в деятельности исполнителя    5
1.1 Воображение и его механизмы        5
1.2 Виды воображения          10
1.3 Связь музыкального воображения с жизненным опытом
слушателя            14
2     Пути развития воображения у учащихся среднего звена и его роль в формировании исполнительской культуры      17
2.1 Развитие музыкального воображения       17
2.2 Характеристика объекта исследования      19
2.3 Анализ и интерпретация данных       20
       Заключение           23
       Список используемой литературы        24 

 

      Введение 
 

     Актуальность  темы: В последнее время в нашем обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности. Чем настоятельнее потребность в творческой инициативе, тем острее необходимость в научной теории творчества, изучении его природы и форм проявления, его источников, стимулов и условий. В связи с этим возникает особая необходимость в изучении развития творческих процессов и нахождения путей их оптимизации. О воображении как основе, ядре творчества говорят как о влиятельном факторе не только художественного творчества, но и современного научного знания. Психологи доказали, что воображение широко включено в творческую деятельность человека на различных этапах его жизни. Воображение превращается в объект и средство научного познания. Особенно значимым становится выявление специфики творческого воображения, закономерностей его развития и становления при изучении подросткового возраста.
     Художественное  воображение воплощено, во-первых, непосредственно в художественных произведениях. (В.Ф. Одоевский считал художественные произведения единственными материалами для понимания жизни художника и особенностей его личности). Действительно, художественные произведения - это творческая биография автора. Будучи неотделимыми от всей его жизнедеятельности, они, однако, не сводимы к ней. Во-вторых, в воспоминаниях художников о своем собственном творчестве, их высказываниях и суждениях о тех или иных сторонах творческого процесса. Их, однако, недостаточно для познания механизма художественного воображения на уровне всеобщих закономерностей творческого процесса. Ведь возникает практически неразрешимая проблема интерпретации подобных высказываний - они могут использоваться для подтверждения любой теории.
     Воображение справедливо называют «королевской дорогой в подсознание», а также  «центральным звеном творческого процесса», а отсюда оно является главным  объектом формирования и развития творческих способностей [6, 156]. Оно лежит в основе вдохновения - как соединения в одну точку всех способностей. Воображение интегрирует в себе эмоциональное и рациональное начало, оно сочетает все познавательные процессы, зрительно-образное восприятие реальности с воспроизведением и трансформацией ее в памяти, построением модели потребного будущего. Воображение необходимо во всех видах и фазах творчества.
     Музыкальное произведение существует в трех ипостасях, а именно: в виде записанных композитором нот, живого звучания, создаваемого исполнителем на основе этих нот, взаимодействия художественных образов музыки с жизненным опытом слушателя. Во всех этих видах деятельности -создании музыки, ее исполнения и восприятии обязательно присутствуют образы воображения, без работы которых невозможна полноценная музыкальная деятельность.
     Создавая  музыкальное произведение, композитор конструирует воображаемыми звуками, продумывает логику их развертывания, отбирает интонации, передающие чувства  и мысли в момент создания музыки.
     Когда исполнитель начинает работать с текстом, предоставленным ему композитором, то основным средством в передаче музыкального образа является его техническое мастерство, с помощью которого он находит нужный темп, ритм, динамику, агогику, тембр. Успех исполнителя связан с тем, насколько хорошо он чувствует и понимает целостный образ музыкального произведения.
     Слушатель сможет понять то, что хотел выразить композитор, исполнитель, если в его внутренних представлениях звуки музыки смогут вызывать те жизненные ситуации, образы и ассоциации, которые отвечают духу музыкального произведения. Часто человек с более богатым жизненным опытом много переживший и повидавший, даже не имея особого музыкального опыта, откликается на музыку более глубоко, нежели человек с музыкальной подготовкой, но мало переживший. [12, 209]
     Для художественного творчества, продукты которого направлены на пробуждение  воображения мыслей и чувств потребителей «духовной пищи», знание происхождения  и структуры этого процесса особенно необходимо. Отсюда и выбор данной темы: это попытка рассмотреть функционирование механизм развития воображения у исполнителя.
     Цель  исследования: выявление наиболее продуктивных методов развития воображения в процессе формирования исполнительской культуры.
     Объект  исследования: музыкальное образование учащихся среднего звена общеобразовательной школы.
     Предмет исследования: особенности воспитания воображения учащихся.
     Задачи  исследования:
     1 Рассмотреть понятие воображения;
     2 Охарактеризовать функции данного процесса;
     3 Дать классификацию воображения;
     4 Выявить связь музыкального воображения с жизненным опытом
     слушателя;
     5 Проанализировать методы развития музыкального воображения.
     Гипотеза: рамки данного исследования предполагают, что развитие воображения повлечет за собой развитие и рост исполнительской культуры.
     Практическое  значение данной работы в том, что она может быть использована как методическое пособие для учителей музыки в общеобразовательной школе и в сфере дополнительного образования в помощь педагогам ДМШ и ДШИ.
 

      1 Воображение и его роль в деятельности исполнителя 
 

      Воображение и его механизмы
 
     Воображение - психическое свойство человека. Возникло и развивалось воображение в  процессе труда. Прежде чем сделать  какую-либо вещь, человек представляет, что именно надо сделать, как он будет  делать, как будет выглядеть вещь. Это и отличает человеческую деятельность от поведения животных.
     «Физиологический  процесс воображения - есть процесс  образования новых сочетаний  из уже сложившихся нервных временных  связей в коре головного мозга. В  процессе воображения сказывается взаимосвязь первой и второй сигнальной системы, так как образы воображения вызываются речевыми сигналами, словами, слышимыми и видимыми, осознаются эти образы также в речевой форме» [4,39].
     Наряду  с восприятием, памятью и мышлением, воображение играет важную роль в деятельности человека. В процессе отражения окружающего мира человек наряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы. Воображение — это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.
     Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет делать. Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будем изготовляться в его последующей практической деятельности. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, как процесс создания материальной вещи, резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной.
     Физиологическую основу воображения составляет образование  новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте. При этом простая актуализация, имеющихся временных связей еще не ведет к созданию нового. Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом большое значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс воображения представляет собой совместную работу обеих сигнальных систем. Все наглядные образы неразрывно связаны с ним. Как правило, слово служит источником появления образов воображения, контролирует путь становления их, является средством их удержания, закрепления, их изменения.
     Воображение - это своеобразный отход от действительности. Человек воображает то, чего он еще  не видел, чего нет в действительности, но источник воображения всегда в объективной реальности, во внешнем мире. Воображение - одна из форм отражения действительности. Всё что создано фантазией человека, неизбежно исходит из того, что имеется в действительности, опирается на неё. Писатели и художники, создавая свои произведения, исходят из имеющихся у них наблюдений, взятых из жизни. В играх детей, придуманных ими самими, используется то, что видят они вокруг себя.
     В процессе воображения новые образы создаются из хорошо известного прошлого опыта, но элементы этих образов человек часто комбинирует, соединяя то, что в жизни никогда не соединяется. Такой синтез составляющих, взятых из окружающей действительности, всегда производит впечатление нереальности. И чем более необычных сочетаний этих элементов, тем более фантастичен образ.
     В фантастических образах в закодированном виде воспроизводятся потребности, чувства, настроение, желания, симпатии и антипатии человека. В свою очередь, сказки, мифы, легенды отражают стремление предвосхитить будущее; преобразовать действительность; объяснить непонятное. Так, герои народных поверий прибегали к помощи ковра-самолёта, в финале сказок добро всегда торжествовало над злом, а огоньки болотных газов, например, древние люди, толковали как души погибших неестественной смертью.
     Чем больше знаний и наблюдений у человека, тем богаче у него воображение. Когда  мы видим что-либо неясно и нечётко, мы всегда обращаемся к воображению  и с помощью догадки пытаемся узнать то, что плохо видим. Здесь  воображение ускоряет процесс познания.
     Всякий  новый образ, новая идея соотносятся  с действительностью и в случае несоответствия отбрасываются или  исправляются как ложные, а далее  сопоставляются с объективной реальностью. Так происходит до тех пор, пока не будет достигнуто правильное её отражение. Учитель, планируя воспитание и формирование определённых личностных качеств у ученика, очень внимательно присматривается к результатам своих воспитательных воздействий и в случае необходимости изменяет их.
     Практика  является критерием правильности образов воображения. Сам процесс воображения связан с практической деятельностью: человек создает образы, уточняет, обогащает, изменяет их. Практика позволяет конкретизировать замыслы, делает их более чёткими, определёнными, содействует их реализации. Творческий замысел обогащается, проверяется и выясняется в процессе реального осуществления. Для учителя имеет большое значение самостоятельное и тщательное продумывание, планирование каждого нового урока в ходе его подготовки.
     Воображение тесно связано со всеми проявлениями личности: с индивидуальными особенностями восприятия и мышлением человека, со своеобразием его эмоций и чувств, с его интересами, способностями. Связано воображение и с волевыми качествами личности. Особенно ярко это наблюдается в процессе творческого труда, когда человек сознательно в соответствии со своим идейным замыслом воспроизводит прежде полученные образы и создает новое. Для этого требуются большие волевые усилия, и тогда достигается поставленная цель - создается новое. Таким образом, процесс воображения охватывает всю личность в целом.
     Функция воображения разнообразна:
     Первая  функция — эмпатическое виденье — сопереживающее виденье. Это виденье возникает тогда, когда человек начинает «входить» при помощи воображения в состояние другого человека, начинает сопереживать ему. Особенно это ярко проявляется у детей, бурно переживающих все события, происходящие на сцене или в читаемой ими книге. Такое же вхождение в образ характерно для многих писателей, композиторов, художников. Именно благодаря этому умению входить в объект изображения происходит слияние индивидуального и всеобщего. Умение входить в состояние других людей, воображать себя на их месте строится тренировка эмпатического виденья и творческого отношения.
     Вторая  функция воображения - хранение опыта в эмоционально-образной форме. Такой тип хранения информации в обыденной жизни необходим как для предупреждения по принципу «что будет, если», так и в качестве ожидания положительных переживаний. Такое предвиденье тех или иных эмоциональных переживаний способствует «выбору пути» и служит основой воспитания.
     Для художника образы воображения, хранящиеся в памяти как трансформированная реальность, являются тем материалом, на базе которого рождаются замыслы  и идет творческий поиск их решения. Чем больше и разнообразнее это «креативное поле», тем больше на нем можно вырастить творческих продуктов.
     Третья  функция воображения — творческая. Все фазы творчества — подготовительная, поисковая и исполнительная — базируются на работе воображения. Воображение выполняет роль главного инструмента мыслительного поиска. Это касается и выбора общего направления и собственной функции в искусстве, и решения конкретного замысла.
     Воображение имеет свою главную резиденцию в  стране детства. По мнению 3.В. Навлянской, оно компенсирует у детей недостаток знаний. Не имея возможности понять природу явлений, ребенок строит фантастические предположения о причинах их по принципу мифологии, как это было у первобытных народов. Они охотно одушевляют все непонятное и верят в сказочных героев, имеющих вполне доступный для их воображения облик [6, 178].
     Фрейд строит на детской потребности в  фантазии и воображении своеобразную теорию творчества. Когда ребенок  начинает ходить, то он встречается  с большим количеством запретов и в потреблении им количества сладостей, и самостоятельно топать по лужам, и пр. И тогда он начинает мечтать стать взрослым, когда все его желания будут исполняться. Когда же он взрослеет, то оказывается, что далеко не все его желания выполняются, и он снова начинает жить будущим. И эта привычка у человека сохраняется до тех пор, пока он не начинает жить прошлым. Некоторые люди уходят от несбывшихся мечтаний в болезнь, а другие — в творчество. В продуктах литературного творчества читатели также изживают свои детские грезы, когда в произведении появляется «непотопляемый» герой, который невредимым выходит из любых ситуаций.
     Очищающая, катарсическая сила искусства заключается  в том, что человек постоянно, на уровне подсознания, отождествляет себя в воображении с героями произведений. Так как каждое художественное произведение есть конкретное отображение всеобщего, то у зрителя, наблюдающего ту или иную картину, происходит присоединение к всеобщему через восприятие и осознание новых его сторон.
     В философии воображение традиционно  рассматривалось в рамках теории познания - античная философия, философия  эпохи Возрождения, немецкая классическая философия. Затем творческое воображение  предстало перед наукой в качестве психического и психоэвристического феномена, причем именно эта проблематика обусловила становление психологии как самостоятельной отрасли научного знания. С этого времени (конец XIX в.) гносеологическое (собственно философское) исследование проблемы уступает место психологическому, предпринявшему серьезные и систематические попытки проникнуть в тайны психического механизма творческого процесса.
     Психологический подход доминировал и при анализе  отдельных аспектов творческой деятельности в сфере науки, техники, искусства. Пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания (математики, кибернетики, медицины, физиологии высшей нервной деятельности и т. д.) к проблеме творчества способствовало всестороннему пониманию его природы. Психологический анализ творчества, по признанию самих же психологов, не может претендовать на абсолютное решение проблемы и нуждается в «руководящем» и «направляющем» действии со стороны философии.
     Разумеется, изучение механизма воображения  невозможно без учета закономерностей  психологической деятельности, индивидуально-психологических особенностей личности и ее структуры. Если говорить о психологическом аспекте, то следует заметить, что в большинстве случаев воображение рассматривается как разновидность лишь чувственного познания, а не собственно мышления. Правда, существует, иной взгляд на природу воображения, согласно которому фантазия и мышление представляют собой не два раздельных процесса, а единственную умственную деятельность, в ходе которой субъект может и в большей или меньшей мере, явно или неявно руководствоваться требованиями логики. Таким образом, под воображением понимается либо психологический процесс, состоящий в создании новых образов на основе переработки прошлых восприятий, либо сложный психический процесс, заключающийся в создании новых представлений и мыслей на основе имеющегося опыта.
     Однако, если создание новых мыслей или чувственных образов является привилегией непосредственно воображения, то, во-первых, деятельность мышления становится необязательной, оно лишается своей основной функции (поскольку всякая мыслительная деятельность, подчеркивает А.В. Брушлинский, является продуктивной, творческой, открывающей нечто новое, то специфику воображения надо, очевидно, искать непосредственно в пределах только чувственного познания. Во-вторых, тем самым фактически признается, что формы чувственности (ощущения, восприятие, представления) не открывают ничего нового, то есть они чисто механичны, пассивны. Поэтому, совершенно справедливо замечает А.В. Брушлинский, «если воображение все же существует, то его специфика заключается в чем-то другом, пока неизвестном» [5, 36].
     Несмотря  на многообразие психологических теорий воображения, большинство из них  ведут спор главным образом вокруг вопроса о значении каждого из факторов: одни настаивают на том, что главной детерминантой воображения есть чувственность; другие рассматривают природу воображения как разновидность рациональной умственной деятельности. Однако при всем различии высказываемых взглядов, исключая самые крайние, все они сохраняют позицию двойной природы воображения, так как просто игнорировать один из факторов (чувственный или рациональный) означало бы идти против эмпирически и теоретически доказуемого влияния обоих. Это положение и нашло свое отражение в определении воображения как сложного психического процесса, заключающегося в создании новых представлений и мыслей. Конечно, в реальном познавательном процессе понятия и чувственные наглядные компоненты (восприятие и т. д.) функционируют в единстве и взаимопроникновении. Этим, однако, нисколько не снимается реальное глубокое различие между мышлением и чувственным познанием. Представления и мысли - разные качества, но характеризующие в данном случае природу воображения.
     Тем не менее, если специфика воображения  заключается в своеобразном соединении чувственного и рационального, то при анализе творческого воображения, прежде всего, должен встать вопрос: как при помощи чувственного можно выразить рациональное, или, если говорить конкретнее, каков механизм этого соединения? Последний будет составлять основу, логическое ядро воображения. Следовательно, требуется понять воображение как новообразование, формирующееся в результате деятельности индивида, а не как продукт совокупного действия различных способностей. Собственно эта, по-разному трансформированная эмпиризмом и рационализмом проблема, ставилась и решалась еще И. Кантом.
     И. Кант пытается найти такие формы  познания, которые определенным образом  сочетали бы в себе чувственное и  рациональное, то есть были бы ни тем, ни другим в отдельности, а чем-то третьим: «Должно существовать, - пишет он, - нечто третье, однородное, с одной стороны с категориями, а с другой - с явлениями и делающее возможным применение категории к явлениям. Это посредствующее представление должно быть чистым (не заключающим в себе ничего эмпирического) и, тем не менее, с одной стороны интеллектуальным, а с другой стороны чувственным» [5, 37].
     Характеризуя  воображение со стороны его механизмов необходимо рассмотреть способы  создания образов воображения. Воображение или фантазия - это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Процессы воображения носят аналитико-синтетический характер. Синтез в процессах воображения осуществляется в различных формах:
     - агглютинация - соединение несоединимых в реальности качеств, свойств, частей;
     - гиперболизация - это увеличение  или уменьшение объекта или  изменение количества отдельных  частей или их смещение;
     - схематизация - сглаживание, слияние отдельных представлений и выявление между ними черт сходства;
     - типизация - выделение существенного,  повторяющегося в однородных  явлениях и воплощение его  в конкретном образе;
     - заострение - подчёркивание каких-либо  отдельных признаков. 
     Особую  роль играет фантазия, а именно - творческое воображение в художественном и научном творчестве. Воображение - необходимый элемент творческой деятельности на всех её этапах.
     В художественном творчестве воображения  реализуется такая важнейшая  особенность воображения как  его значительная эмоциональность. Переживая различные чувственные настроения и воплощая их в художественные образы, музыкант заставляет зрителей, слушателей страдать, радоваться, переживать вместе с ним.
     В научном творчестве воображению  принадлежит решающая роль на ранних стадиях изучения научной проблемы, оно нередко ведёт к замечательным и гениальным догадкам. 
 

     1.2 Виды воображения 

     Приведем классификацию воображения, изложенную в работе Р.С. Немова [9]:
     I. Пассивное воображение. Первоначальной формой воображения являются те образы, которые возникают без специального намерения с нашей стороны. Это непроизвольное воображение (сон, галлюцинации). Произвольное воображение проявляется в тех случаях, когда новые образцы или идеи возникают в результате специального намерения человека вообразить что-то определённое, конкретное (грёзы).
     II. Активное воображение. Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, их перемещением в различных комбинациях относительно друг друга. Стимуляция этого процесса создает объективные возможности для возникновения оригинальных новых связей между зафиксированными в памяти человека и общества условиями. В активном воображении мало мечтательности и «беспочвенной» фантазии. Активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (то есть человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств). Активное воображение, наконец, пробуждается задачей и ею направляется, определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.
     Основной  формой активного воображения является воссоздающее воображение - это представление человека чего-либо нового для него; такое представление опирается на словесное описание или условное изображение этого нового (например, для музыканта – это нотная запись). В процессе воссоздающего воображения происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т. д.
     Несмотря  на то, что продуктами воссоздающего  воображения являются совершенно новые, ранее не воспринимаемые человеком  образы, этот вид воображения основан  на прежнем опыте. К.Д. Ушинский рассматривал воображение как новую комбинацию былых впечатлений и прошлого опыта, считая, что воссоздающее воображение является продуктом воздействия на мозг человека материального мира [16, 195].
     Главным образом воссоздающее воображение  — это процесс, в ходе которого происходит реконструкция прежних восприятий в новой их комбинации. Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека — предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т.д. Этимологически слово «предвидеть» тесно связано и происходит из одного корня со словом «видеть», что показывает важность осознания ситуации и перенесения определенных элементов ее в будущее на основе знания или предугадывания развития событий.
     Таким образом, благодаря этой способности, человек может «мысленным взором» увидеть, что произойдет с ним, с другими людьми или окружающими вещами в будущем. Ф. Лерш назвал это прометеевской (глядящей вперед) функцией воображения, которая зависит от величины жизненной перспективы: чем моложе человек, тем больше и ярче представлена ориентация его воображения вперед. У пожилых и старых людей воображение больше ориентировано на события прошлого. Этот вид воображения широко используется в обучении.
     Чтобы создать у учащихся правильное представление о новом материале, надо не только ясно и точно, но и эмоционально рассказывать о нём. Тогда у детей возникнут живые образы, правильно отражая новый материал. В работе воссоздающего воображения значительна роль наглядных пособий. Они помогают ученикам уточнить и уяснить то новое, что они узнали от учителя. Воссозданный образ становится более точным, он правильнее воспроизводит реальную действительность.
     III. Творческое воображение. В процессе творческого воображения создаются новые образы без опоры на готовое описание или изображение их. Этот вид воображения играет важную роль во всех видах творческой деятельности людей. «Творчество - это деятельность, которая даёт новые, впервые создаваемые, оригинальные продукты: создание произведений искусства, литературы и т.п. Источником творческой деятельности является
общественная  необходимость в том или ином новом продукте. Именно потребность  общества в чём-то обуславливает  возникновение творческой идеи, творческого  замысла, что и ведет к созданию нового» [4,6].
     Образы  творческого воображения создаются  посредством различных приемов  интеллектуальных операций. В структуре  творческого воображения различают  два типа таких интеллектуальных операций. Первый — операции, посредством которых формируются идеальные образы, и второй — операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.
     Один  из первых психологов, изучавших эти  процессы, Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация — отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание.
     Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация  — первый этап творческого воображения, этап подготовки материала.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.