На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Философия и другие формы мировоззрения: мифология и религия

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 07.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

1. Философия и жизненный мир человека 3
2. Функции философии в обществе. 5
3. Философия и наука. 7
4. Философия и другие формы мировоззрения: мифология и религия 9
Список литературы 12 

 

1. Философия  и жизненный мир  человека

 
     Философское значение термина «жизненный мир» изначально связано с поляризацией двух представлений  о мире. Первое из них предполагает различение между специфически человеческим миром, сформированным культурой и  наукой, и миром органической и  неорганической природы.
     Второе  основано на различии дорефлексивного  мира интерсубъективного существования  и мира предметной среды, сформированного  наукой и техникой.
     Еще до начала его собственно феноменологической истории термин «жизненный мир» (world of life, Lebenswelt) был введен в философию  к началу ХХ века американским прагматизмом (У. Джемс. Опыт деятельности. 1904), «философией  жизни» (Г. Зиммель. Религия. 1907), а также  другими немецкими авторами: протестантским философом Э. Трелчем (Перспективы  христианства в отношении к современной  философии, 1910) и представителем «позднего  идеализма» Р. Ойкеном (Человек и  мир, 1918).
     Данный  термин использовался в полемике как с позитивистскими, так и  с умозрительно-метафизическими  философскими учениями. Его употребляли  в критике эволюционизма, который  доминировал в понимании природы  человека (Ч. Дарвин, Г. Спенсер, Э. Геккель), а также универсалистского подхода  англо-американских неогегельянцев (Ф. Брэдли, Дж. Ройс).
     Феноменология, которая у позднего Э. Гуссерля как  раз и становится учением о  жизненном мире, впервые придает  данному термину концептуально-разработанную  форму. Кризис современной науки, идущей от Галилея, и тем самым европейской  духовности вообще, состоит, по Гуссерлю, в забвении того, что М. Хайдеггер  называет повседневным бытием (Alltaglichkeit des Daseins).
     В качестве терапии против научного объективизма, который обесценивает чувственный  жизненный опыт человека, Гуссерль выдвигает проект трансцендентальной феноменологии. Она призвана развенчать позитивистскую идею вещей самих по себе - объектов истинного познания, противопоставив ей открытие реальной человеческой субъективности.
     Впрочем, «жизненный мир» Гуссерля выступает  как идеальный конструкт, практически  не связанный с научными, эмпирическими  исследованиями повседневности, и это  противоречие надолго определяет дискуссии  в рамках феноменологической философии[3].
     Под их влиянием термин и понятие «жизненный мир» у М. Мерло-Понти, А. Шюца, Ю. Хабермаса  в дальнейшем находит разнообразные  интерпретации, все более погруженные  в эмпирические контексты.
       Так, уже в ранних работах  Шюц рассматривает жизненный  мир как многослойную сеть  интерсубъективных отношений, в  которой каждая область жизненных  смыслов характеризуется собственным  стилем и особенной «формой  релевантности».
     Шюц анализирует face-to-face-отношения в  рамках некоторой ограниченной пространственно-временной  области как нормальный случай повседневной коммуникации.
     Благодаря этому тематика жизненного мира частично освобождается от «эгологических», субъективистских импликаций. Это позволяет  использовать понятие жизненного мира в социологически ориентированных  исследованиях повседневности и  в микросоциологии вообще, благодаря  чему с середины ХХ в. феноменология  приобретает статус междисциплинарной  гуманитарной методологии.
     Вместе  с тем жизненный мир человека в контексте техногенной цивилизации  и постнеклассического типа рациональности получает более глубокое философское  понимание на пути выхода за пределы  простых дихотомических противопоставлений миру науки и техники.
     Здесь философия в свою очередь ориентируется  на междисциплинарные исследования жизненного мира как повседневной реальности и обыденного сознания на стыке социологии, психологии, лингвистики и социальной антропологии.
     Понимание сложности, многомерности повседневности происходит на пути перехода от субстанциалистской к ее функционалистской интерпретации.

2. Функции философии  в обществе.

 
     Достаточно  часто философию определяют как  систему воззрений, которая должна найти себе подтверждение в жизненном  опыте и проявить себя в реальных науках.
     И действительно, именно в том, что  философия есть рациональное, научно обоснованное мировоззрение, усматривают  её сущность многие исследователи. Но если суть философии в том, что  она есть мировоззрение, то как следует  понимать последнее? Мировоззрение  традиционно понимается как система  взглядов на мир в целом. Было время, когда никакой науки никогда  еще не существовало, но философия  находилась на высочайшем уровне своего творческого развития. Отношение  человека к миру – вечный предмет  философии. Вместе с тем предмет  философии исторически подвижен, конкретен, "Человеческое" измерение  мира изменяется с изменением сущностных сил самого человека.
     Сокровенная цель философии – вывести человека из сферы обыденности, увлечь его  высшими идеалами, придать его  жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.
     Органическое  соединение в философии двух начал  – научно-теоретического и практически-духовного  – определяет специфику ее как  совершенно уникальной формы сознания, что особенно заметно проявляет  себя в ее истории – в реальном процессе исследования, развития идейного содержания философских учений, которые  исторически, во времени связаны  между собой не случайным, а необходимым  образом. Все они – лишь грани, моменты единого целого.
     Последовательность  философских учений – в основном и главном – такова же, как  и последовательности в логических определениях самой цели, то есть история  познания соответствует объективной  логике познаваемого предмета.
     В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Философия  как едино цельное мировоззрение  есть дело не только каждого мыслящего  человека, но и всего человечества, которое, как отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь  во всей красочной полноте и цельности  ее многообразных моментов. Мировоззрение  существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и  убеждений, а также образа жизни  человека и общества.
     Философия является одной из основных форм общественного  сознания, системой наиболее общих  понятий о мире и о месте  человека в нем. Возникновение философии  как мировоззрения относится  к периоду развития и становления  рабовладельческого общества в странах  Древнего Востока, а классическая форма  философского мировоззрения сложилась  в Древней Греции.
     Философия относится к рефлексивному типу мировоззрения. Такому, в котором  содержатся размышления над собственными представлениями о мире и месте  человека в этом мире. Взгляд на свое мышление, свое сознание со стороны  – одна из черт философского сознания.
     Язык  философии – не образы, не картинки, а категории, понятия. Философия  обычно сводит дело к логичности, к  доказательствам. Положения философии  не просто утверждаются, а выводятся, доказываются в соответствующей  систематизированной, логически упорядоченной  форме.
     По  своей природе философия требует  размышления, сомнения, допускает критику  идей, отказ от веры в те догматы  и постулаты, которые утверждаются массовой практикой верующих. Философия  ставит под сомнение предельные основания  бытия, включая само существование  мира, в том числе такой вопрос – как возможен мир? Философия  формировалась в борьбе с религиозно- мифологическим сознанием, она рационально  объясняла мир.

3. Философия и наука.

 
     Выявление специфики философского знания предполагает исследование различных форм овладения  человеком действительности. Кроме   практического отношения к действительности существуют другие нормообразующие  способы объяснения, которые зафиксированы  в виде соответствующих форм общественного  сознания. Каждая из этих форм имеет  собственный набор категорий: в  науке – это, прежде всего, истина, в религии – вера, в политической идеологии – власть, в праве  – справедливость, в философии  – мудрость.
       Философское знание – это знание  «единого во всеобщем», оно  отличается от знания отдельных  предметов. Философия характеризуется  тем, что в ее границах обосновываются  способы, благодаря которым человек  объясняет мир.
     В чем состоит специфика научного и философского мышления?
     Прежде  всего, научное мышление предметно, встроено в четкие границы предмета данной науки. Философское мышление осуществляется на базе сопоставлений, сравнений, переходов от одной области  к другой. Научное мышление осуществляется в рамках норм конкретной науки. Оно  четко запрограммировано правилами  научного исследования. Философское  же мышление подчинено правилам логики и здорового взгляда, то есть запрограммировано  не так четко, как научное.
     Научное мышление осуществляется на базе научных  понятий, философское – на базе философских  категорий, которые не настолько  четкие как научные. Именно подобная «нечеткость» философских категорий  позволяет с их помощью определить направленность научного поиска в тех  ситуациях,  где научные понятия  не срабатывают.
     Философское мышление связано с целенаправленностью  и формированием ценностей, научное  – реализует уже поставленные задачи, цель или систему ценностей. Наука отвечает на вопросы почему, а философия – на вопросы: для чего, с какой целью?
     Научное мышление свободно от каких – либо проявлений, которые характеризуют  отношение человека к миру. В рамках науки действительность берется  в форме объекта. Философское  мышление рефлексивно, оно обращено не только к объекту, но и к процессу его исследования.
     Рефлексия – особое явление в сфере духовного освоения человеком мира, которое не совпадает с познанием. Предмет рефлексии – отношение внутреннего мира к внешнему.
     Философия и наука одинаковы по своей  структуре и различны по своему предмету и функциям. И философское, и научное  знание складывается из элементов (суждения, понятия, принципы, законы, гипотезы и  т.д.), которые организованы в систему, подчиняются законам логики и  образуют собственный теоретически сконструированный мир. В этом понимании  философия выступает как наука.
     Однако, если предметом науки является объект, который рассматривается как  природно–исторический феномен, то предметом философского исследования   является теоретическая модель отношения  человека к миру и мира к человеку. Философия во всех случаях выступает  как рефлексивная система, которая  включает предмет исследования дважды – как исследователя и как  элемент философского анализа. В  философии, как в форме мировоззрения, мир представлен целостно, выявлено место человека, его интересы, ценностные ориентации. Научная структура не делает философское мировоззрение  наукой, поэтому по предмету исследования философия не является наукой.
     Философию и науку объединяет стремление к  достоверному знанию, к рациональному  объяснению мира. Но если в науке  это ассоциируется со стремлением  к истине, то в философии достоверность  дополняется элементами убеждения. Иначе говоря, в философии происходит слияние знания и убеждения. И  еще законы науки позволяют прогнозировать, как будет развиваться объект. На базе философских принципов можно прогнозировать лишь пути, способы изучения исследуемого явления. Это обстоятельство указывает на различие между философией и наукой и в то же время на их жесткую взаимосвязь. Наука не может успешно развиваться без философии, которая выступает в функциях методологии и мировоззрения.

4. Философия и другие  формы мировоззрения:  мифология и религия

 
     Мифология – мировоззрение общества эпохи  охоты и собирательства, ранних форм земледелия. «Миф», в переводе с древнегреческого, – «слово», «рассказ». Мифы – это  рассказы о деятельности предков, богов, героев о происхождении мира различных  природных явлений и общественных установлений – норм, обычаев, правил поведения. С точки зрения современного человека мифы – это сказки, фантастические представления, выдумки, с помощью  которых человек пытался  и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.