На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Формирование и распределение прибыли предприятия в современных условиях хозяйствования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования  «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» 

Филиал  Санкт-Петербургского государственного
инженерно-экономического университета  в  г. Апатиты 
 
 
 
 
 
 

              Кафедра: Экономики и менеджмента 

              Дисциплина: Экономика предприятия         

              Руководитель: Цай Е.Л. 
               
               
               
               

КУРСОВАЯ   РАБОТА 

Тема: Формирование и распределение  прибыли предприятия  в современных  условиях хозяйствования 
 
 
 
 
 

Студентка Абдурахманова Евгения 

Группа      51/861                     Форма обучения очная 

Специальность Экономика и управление на предприятии туризма и ГХ 
 
 
 
 
 

Апатиты
2007
Содержание
    Введение……………………………………..…………………………………………………………..3
1. Система налогообложения в РФ…………………………………………………………………....4
      1) Теоретические основы налогообложения…………………………………………………….…4
            1.1. Элементы налога  и основная налоговая терминология……………………….…....4
            1.2. Сущность и  функции налогов……………………………………………………..….8
            1.3. Критерии для  подразделения налогов………………………………………….…....11
      2) Система налогообложения на примере  РФ…………………………………………………..…15
            2.1. Налоговая система  и её структура……………………………………………………15
            2.2. Этапы развития  налоговой системы РФ……………………………………………..17
            2.2. Состояние налоговой  системы РФ в сравнении с  другими странами Европы…....20
       Заключение…………………………………………………………………………………………….....25
      Список используемых источников…………………………………………………..………….……....26
2. Расчёт себестоимости и прибыли продукции ЗАО «Стелла»……………………………….27
     Описание  предприятия……………………………………………………………………………..27
               Таблицы для расчётов……………………………………………………………………………...28
               Смета затрат на производство и реализацию продукции………………………………………...31
      Калькуляция себестоимости продукции………………………………………………………….32
     Таблица расчёта прибыли предприятия…………………………………………………………...33 

     Заключение………………………….……………………………………………………….…………….34 
 

            
    Введение          
      Налоги  – понятие очень распространенное не только теоретически, но и практически. Каждый гражданин РФ сталкивается с этим на протяжении всей жизни.
Налоговая структура по своей природе очень  сложна и разнообразна различными видами тех или иных налогов, сборов, платежей. До настоящего времени она претерпела множество реформ, которые значительно повлияли на экономику страны в целом за последние 15 лет. В настоящее время, РФ как сильное государство ставит перед собой задачу сравняться в экономических показателях с развитыми европейскими странами, проводя совершенствование экономического механизма, в т.ч. и налоговой структуры.
Налогообложению на любом предприятии, в любой  организации уделяется много  внимания, и поэтому, чтобы быть грамотным  экономистом – нужны знания и  навыки не только в расчётах, но и в теории.
   Задачи теоретической части курсовой работы:
    Раскрыть сущность и функции налогов;
    Определить критерии для подразделения налогов;
    Рассмотреть структуру налоговой системы РФ;
    А также выявить сходства и различия налоговой системы РФ с налоговыми системами европейских стран.
   Цель  практической части курсовой работы:
    Расчёт полной себестоимости продукции (услуг) в сметном и калькуляционном разрезе;
    Расчёт прибыли предприятия, по результатам расчета сделать выводы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Теоретические основы  налогообложения
1.1. Элементы налога и основная налоговая терминология
     Развивающиеся в течение нескольких тысячелетий  налоговые теория и практика выработали огромное количество специальных налоговых терминов, которые достаточно прочно укоренились и широко используются в разработке налогового законодательства. В большинстве стран мира получили распространение следующие общепризнанные названия элементов налогов и налоговая терминология.
     Элементы  налога — отражают социально-экономическую сущность налога, его родовые признаки. Характеристика элементов налога (налоговая терминология) используется в законодательных актах и нормативных документах государства, определяющих условия налогообложения, его организации, порядок исчисления и взимания налогов, его администрирование.
     Налогообложение — процесс установления и взимания налогов в стране, определение видов, объектов величин налоговых ставок, носителей налогов, порядка их уплаты, круга юридических и физических лиц в соответствии с выработанной налоговой политикой принципами их установления.
     Субъект налога (налогоплательщик) — это физическое либо юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность по внесению оклада налога в бюджетный фонд. При определенных условиях субъект налога может переложить уплату налога на другого субъекта, который и будет действительным носителем налога, или фактическим конечным плательщиком.
     Носитель  налога — физическое или юридическое лицо, уплачивающее оклад налога субъекту налога, а не государству.
     Объект  налога (объект обложения) — имущество, доход, предмет, добавленная стоимость, отдельные виды деятельности и др., которые служат основанием для обложения налогом. К ним относятся: недвижимое имущество — земельные участки, дома, строения и т.п.; движимое имущество — ценные бумаги, денежные средства (на счетах в банке, в кассе хозяйствующего субъекта); предметы потребления — чай, сахар, соль и т. д.; доходы — заработная плата, прибыль, рента и др.
     Источник  налога — доход субъекта либо носителя налога, из которого вносится оклад налога. Например: источником налога на прибыль является прибыль; подоходного налога — заработная плата, доходы лиц, работающих не по найму, дивиденды по акциям и т.д.
     Единица (масштаб) налога — единица измерения объекта налога, принятая за основу для исчисления оклада налога. Такой единицей по подоходному налогу может служить один рубль дохода, по поземельному налогу — единица измерения площади (0,01 га, квадратный метр).
     Ставка  налога — размер налога, установленный на единицу налога. Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах (в рублях) либо в процентах. Различают: твердые (или равные), пропорциональные, прогрессивные, регрессивные ставки.
     Оклад налога — сумма налога, исчисленная на весь объект налога за определенный период времени, подлежащая внесению в бюджетный фонд.
     Налоговый период — время, определяющее период исчисления оклада налога, и сроки внесения последнего в бюджетный фонд (например, ежеквартально, один раз в месяц, один раз в квартал, один раз в год).
     Налоговая квота — доля оклада налога в источнике налога. Она может быть исчислена по конкретному налогу, а также в целом но субъекту налога (по совокупному налогу). Налоговая квота отражает тяжесть налогового бремени, она показывает, какую часть доходов плательщика изымает каждый отдельный налог и все налоги в совокупности.
     Налоговая льгота — снижение размера (тяжести) налогообложения. Могут применяться следующие льготы: введение налогооблагаемого минимума — освобождение от налога части объекта налога; установление налогового иммунитета ~ освобождение от налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение ставок налога; уменьшение оклада налога; предоставление налогового кредита (отсрочка внесения оклада налога); изъятие из налогообложения части объекта налога; освобождение от отдельных видов налогов и ряд других.
     Налоговая политика — комплекс мероприятий в области налогов, направленных на достижение каких-либо целей.
     Налоговый кадастр — перечень объектов налога с указанием их доходности. Применяют земельный, подомовой и другие кадастры; они служат для определения средней потенциальной доходности объекта налогов — земли, строений и т. д.
     Налоговая система (англ. taxation system) — совокупность налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по их уплате, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства. Различают следующие элементы налоговой системы: совокупность налогов, принципы построения налоговой системы, способы уплаты и методы формирования налогов, порядок изменения и отмены налогов, формы осуществления налогового контроля.
     Переложение налогов — полное или частичное перенесение налога его плательщиком на другое лицо, с которым оно вступает в различные экономические отношения и которое становится носителем налога. Проблема переложения — одна из самых сложных в финансовой науке. Механизмы переложения налогов весьма разнообразны. В частности, различают прямое и обратное переложение налогов. Прямое переложение налогов совершается посредством включения налога в цену. Так происходит с налогами на потребление, когда фигурирующий в качестве налогоплательщика производитель или торговец перекладывает налог на потребителя путем повышения цены. Обратное переложение налогов выражается в понижении цены и имеет место, например, при продаже земли, домов, акций, облигаций, когда налог переносится на продавца посредством вычета из продажной цены капитализированной суммы налога. Проблемами переложения налогов занимались такие видные российские ученые, как Н. Тургенев, И. Озеров, А. Тривус и др.
     Налоговый иммунитет — освобождение лиц, занимающих особо привилегированное положение, от обязанности платить налоги.
     Налоговая декларация — официальное документальное заявление налогоплательщика о полученных им подлежащих налогообложению доходах за определенный период о распространяющихся на них налоговых скидках и льготах.
     Налоговое бремя — обобщенная характеристика действия налогов, указывающая на долю изъятий в совокупном доходе государства, а также в доходах отдельных категорий плательщиков. Наиболее распространенным показателем налогового бремени является доля налогов в ВВП.
     Налоговое обязательство  — экономическое отношение, в силу которого налогоплательщик обязан выполнить все необходимые требования по исчислению и уплате налога, а государство в лице уполномоченных органов вправе требовать от налогоплательщика исполнения этого обязательства. Налоговое обязательство существует при наличии обстоятельств, установленных налоговым законодательством страны.
    по плательщикам;
    по объектам обложения;
    по компетенции властей в сфере установления и введения налогов и сборов;
    по адресности зачисления налоговых платежей;
    по целевой направленности;
    периодические и разовые налоги;
    регулярные и чрезвычайные налоги.
   В зависимости  от плательщиков все налоги можно подразделить на три группы:
    налоги, уплачиваемые физическими лицами;
    налоги, уплачиваемые юридическими лицами;
    налоги, уплачиваемые физическими и юридическими лицами.
    К налогам и сборам, уплачиваемым только физическими лицами, относятся: налоги на доходы физических лиц; налоги на имущество физических лиц; налоги на наследство и дарение; социальные налоги (взносы), взимаемые непосредственно с доходов, полученных физическими лицами; а также отдельные виды сборов. В Российской Федерации к таким налогам относятся: налог на доходы физических лиц; налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения (взимался до 1 января 2006 г.); налог на имущество физических лиц.
    К налогам и сборам, уплачиваемым только юридическими лицами, относятся: налоги на доход, прибыль и поступления от капитала юридических лиц (обществ с ограниченной ответственностью); налоги на имущество юридических лиц. В Российской Федерации к таким налогам относятся: налог на прибыль организаций; налог на имущество организаций.
    Наиболее  многочисленную группу составляют налоги и сборы, плательщиками которых могут одновременно выступать как физические (не все, а только физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица), так и юридические лица. В Российской Федерации к таким налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; единый социальный налог; транспортный налог; таможенная пошлина; государственная пошлина; единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности; земельный налог.
    В зависимости от объекта обложения налоги подразделяются на следующие группы:
      налоги на доходы;
      налоги на имущество;
      налоги на реализацию товаров (работ, услуг);
      налоги на определенные виды расходов;
      налоги на совершение определенных операций;
      налоги и сборы за право осуществления определенных видов деятельности.
    По  компетенции властей  в сфере установления и введения налогов и сборов налоги можно подразделить на взимаемые на всей территории государства и взимаемые только на определенных территориях. Налоги, взимаемые на всей территории государства, — это, как правило, налоги, вводимые на общегосударственном (федеральном и кон-федеральном) уровне.
    Распределение налоговых полномочий между различными уровнями государственной власти и местного самоуправления — одна из сложнейших проблем при создании и реформировании налоговых систем. Наделение региональных и местных властей широкими полномочиями в сфере налогообложения позволяет максимально учитывать специфику той или иной территории, расширяет возможности по проведению этими органами самостоятельной налоговой, бюджетной, финансовой, экономической, социальной политики.
    В Российской Федерации установлена  трехуровневая налоговая система. Налоги и сборы подразделяются на федеральные, региональные и местные.
    Федеральные налоги и сборы  устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
    Региональные  налоги и сборы  устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ. Эти налоги обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.
    Местные налоги и сборы  устанавливаются НК РФ и нормативными актами представительных органов муниципальных образований о налогах.
    В зависимости от адресности зачисления платежей все налоги и сборы подразделяются на закрепленные и регулирующие. Закрепленными налогами и сборами называются налоги и сборы, поступления по которым на длительный период полностью или частично закрепляются в качестве доходного источника определенных бюджетов.
    По  критерию использования налоговых  поступлений по целевой направленности налоги и сборы подразделяются на общие и целевые. К общим относятся налоги и сборы, не предназначенные для финансирования какого-либо конкретного расхода. Такие налоги составляют подавляющее большинство, так как установление налогов обычно не имеет целью покрытие какого-либо конкретного расхода государственного бюджета.
    К целевым относятся налоги и сборы, поступления по которым могут быть использованы только для финансирования конкретных расходов. К целевым обычно относятся налоги и сборы, поступления по которым зачисляются в специальные внебюджетные фонды.
    Все налоги и сборы можно подразделить на периодические и разовые. Под периодическими налогами обычно понимаются те налоги, платежи по которым осуществляются с определенной регулярностью. По периодическим налогам всегда устанавливается налоговый период. К разовым налогам обычно относятся налоги уплата которых связана с какими-либо особыми событиями, не образующими систему.
    Налоги  также бывают регулярные и чрезвычайные. К регулярным обычно относятся налоги и сборы, действующие в течение длительного периода времени. При установлении регулярных налогов и сборов обычно никогда не определяется срок их действия. К чрезвычайным налогам и сборам относятся налоги и сборы, установление которых вызвано наступлением каких-либо чрезвычайных обстоятельств (войны, стихийные бедствия и т.п.) [5].
    Налоговая система состоит  из структуры различных  видов налогов, которые  классифицируются по различным признакам  и критериям:
По  плательщикам:
    налоги, уплачиваемые физическими лицами;
    налоги, уплачиваемые юридическими лицами;
    налоги, уплачиваемые физическими и юридическими лицами.
От  объекта обложения:
      налоги на доходы;
      налоги на имущество;
      налоги на реализацию товаров (работ, услуг);
      налоги на определенные виды расходов;
      налоги на совершение определенных операций;
      налоги и сборы за право осуществления определенных видов деятельности.
По  компетенции властей в сфере установления и введения налогов и сборов:
    на всей территории РФ;
    на определенных территориях
   Распределение налоговых полномочий между различными уровнями государственной власти и местного самоуправления — одна из сложнейших проблем при создании и реформировании налоговых систем. В Российской Федерации установлена трехуровневая налоговая система: федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
Региональные налоги и сборы обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.
Местные налоги и сборы, вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.
От  адресности:
    закрепленные
    регулирующие.
По  целевой направленности:
    общие  (не предназначенные для финансирования какого-либо конкретного расхода);
    целевые (используются только для финансирования конкретных расходов, например, федеральный единый социальный налог)
Все налоги и сборы  можно подразделить:
    на периодические (на них всегда устанавливается налоговый период);
    разовые (уплата которых связана с какими-либо особыми событиями, не образующими систему).
Налоги  также бывают
    регулярные (действующие в течение длительного периода времени. При их установлении никогда не определяется срок их действия);
    чрезвычайные (их установление вызвано наступлением каких-либо чрезвычайных обстоятельств).

2. Система налогообложения  на примере РФ

2.1. Налоговая система и ее структура

     Налоговая система представляет собой единую совокупность однородных элементов, объединенных в единое целое и выполняющих единую задачу — изъятие налогов и сборов с субъектов налога в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды территориальных образований.
     Налоговая система должна быть рациональной системой с единой законодательной базой  налогообложения в пределах всего  экономического пространства государства, с правовым механизмом регулирования всех ее элементов и минимальным количеством нормативных документов, регулирующих и определяющих порядок взимания (изъятия, уплаты) платежей (налогов, сборов, пошлин), и контролем за их уплатой в соответствующие бюджеты: федеральный, региональные и местные.
     В настоящее время налоговая система  России, с точки зрения структуры (элементов системы), представлена:
    видами налогов и сборов (федеральные, региональные, местные);
    законодательной базой (Налоговый кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, законы, подзаконные акты, инструкции, распоряжения, письма и т. д.), определяющей функционирование налоговой системы;
    Налоговой службой РФ, структурно входящей в состав Министерства финансов РФ;
    Таможенной службой РФ, структурно входящей в состав Министерства экономического развития и торговли РФ;
    субъектами налога (юридическими и физическими лицами) как основными участниками и носителями налогового бремени;
    органами государственных внебюджетных фондов и их региональными и местными подразделениями и другими государственными структурами.
   Требование  рациональности системы является одним  из составляющих, которое позволяет  оптимизировать структуру системы, минимизировать расходы на ее содержание и оснащение средствами автоматизации процессов сбора, учета, обработки и хранения налоговой информации.
    Налоговая система должна носить стабильный характер на протяжении определенного периода  времени. Стабильность подразумевает, что в налоговое законодательство не должны вводиться новые налоги (сборы), вноситься изменения и дополнения, в том числе в налоговую базу и налоговые ставки, особенно в сторону их увеличения, что приводит к ухудшению положения налогоплательщиков и усугубляет противоречие между властью и гражданами. Период стабильности должен по продолжительности сохраняться минимально хотя бы в течение одного срока работы законодательного собрания государства (территориального образования).
    Налоговое законодательство должно предусматривать  минимально возможное количество платежей (налогов, сборов, пошлин) - снижение налогового бремени: замену всех видов налогов единым налогом на доход, что будет означать упрощение системы налогообложения, сделает систему понятной, доступной, простой в расчетах, прозрачной, контролируемой и эффективной по собираемости налогов, упрощенной по организационной структуре.
    Налоговая система должна носить справедливый распределительный характер налогового бремени по отношению ко всем субъектам налога. Требование означает, что все налогоплательщики должны иметь одинаковые права и исполнять одинаковые обязанности на всем экономическом пространстве государства.
    Налоговая система должна быть экономичной по своему организационно-структурному построению и эффективной по собираемости налогов в соответствующий бюджет территориального образования: федеральный, региональный, местный [2].
     Задача  налоговой системы - изъятие налогов  и сборов с субъектов  налога в соответствующие  бюджеты и внебюджетные фонды территориальных образований.
     Налоговая система должна быть рациональной системой с единой законодательной базой налогообложения, с правовым механизмом регулирования всех ее элементов и минимальным количеством нормативных документов, регулирующих и определяющих порядок взимания различных видов налогов и сборов.
     Элементами  налоговой системы  являются:
    все виды налогов и сборов (федеральные, региональные, местные);
    законодательная база (Налоговый кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, законы, подзаконные акты, инструкции, распоряжения, письма и т. д.), определяющей функционирование налоговой системы;
    Налоговая служба РФ (входит в состав Министерства финансов РФ);
    Таможенная служба РФ (входит в состав Министерства экономического развития и торговли РФ);
    субъекты налога (юридические и физические лицами);
    органы государственных внебюджетных фондов;
Рациональность  системы позволяет  оптимизировать структуру системы, минимизировать расходы на ее содержание и оснащение средствами автоматизации процессов сбора, учета, обработки и хранения налоговой информации.
Налоговая система должна носить справедливый распределительный, стабильный характер налогового бремени по отношению ко всем субъектам налога.
 

    2.2. Этапы  развития налоговой системы РФ
    Структура доходов бюджетов Российской Федерации начала складываться лишь в конце 80-х - начале 90-х гг. XX в., когда появились ростки зарождающихся рыночных отношений и начала формироваться налоговая система страны.
    В развитии налоговой системы Российской Федерации можно выделить несколько  основных этапов:
    Этап становления. Первые признаки формирования налоговой системы появились только во второй половине 80-х гг., когда начали образовываться предприятия других форм собственности (акционерные, с участием иностранного капитала, совместные и другие) и началось постепенное изменение экономического строя общества.
    Этап неустойчивого налогообложения. На протяжении последующих лет экономических реформ в законодательство о налогах ежегодно, а нередко и по несколько раз в год вносились многочисленные поправки. Но они решали лишь отдельные узкие вопросы, не затрагивая основных положений построения налоговой системы. К сожалению, вносимые законодательные изменения были не всегда обоснованными. Так, в декабре 1993 г. предоставлением права региональным и местным органам вводить неограниченное число новых налогов был нарушен один из важнейших принципов построения налоговой системы - принцип ее единства. В результате сложившаяся к концу 90-х гг. в Российской Федерации налоговая система в большей степени из-за несовершенства ее отдельных элементов препятствовала экономическому развитию страны.
    Этап подготовки налоговой реформы. Начиная с 1996 г. последовательно сокращалось число многочисленных налоговых льгот исключительного характера, отменялись отдельные налоги, которые искажали суть налоговой системы. Был восстановлен нарушенный принцип единства налоговой системы, ликвидировано право региональных и местных органов к установлению неограниченного числа новых налогов. Одновременно осуществлялись разработка НК РФ и подготовка к его принятию.
    Этап реформирования (современный этап развития). В 1998 г. была принята и с 1 января 1999 г. вступила в действие первая, или так называемая общая, часть НК РФ, которая регламентирует  важнейшие положения налоговой системы России, в частности перечень действующих в России налогов и сборов, порядок их введения и отмены, а также весь комплекс взаимоотношений государства с налогоплательщиками и их агентами.
          Налоговый кодекс Российской Федерации - это единый, взаимосвязанный и комплексный документ, учитывающий всю систему налоговых отношений в Российской Федерации. С его принятием в России будет окончательно сформирована единая налоговая система.
    Первой  частью НК РФ установлено в целом  пятнадцать видов налогов и сборов, в том числе десять федеральных, три региональных и два местных налогов. Кроме того, НК РФ предусмотрена возможность применения специальных налоговых режимов, при которых устанавливаются соответствующие федеральные налоги с одновременным освобождением от уплаты отдельных федеральных, региональных и местных налогов.
    Одновременно  с этим следует отметить, что из всего многообразия видов налогов, установленных в налоговой системе России, фактически четыре налога (налог на прибыль, НДС, акцизы и налог на доходы физических лиц) и таможенная пошлина с фискальной точки зрения являются решающими. Они играют на протяжении всех лет создания основ механизма рыночных отношений в России решающую роль в формировании доходов российской бюджетной системы.
    Установленный в НК РФ перечень налогов является не только исчерпывающим, но и обязательным для законодательных (представительных) органов власти.
    Структура российской налоговой системы в части субъекта уплаты налогов имеет определенную специфику, которая характеризуется следующими обстоятельствами:
    низким жизненным уровнем абсолютного большинства населения Российской Федерации и вызванной этим недостаточной налоговой базой;
    в структуре населения страны высокий удельный вес занимают лица предпенсионного и пенсионного возраста, доходы которых объективно ниже доходов остальной части населения;
    существенную роль играет и созданная в стране система уклонения от уплаты налогов, используемая преимущественно лицами, имеющими наиболее высокий уровень доходов. В результате этого отсутствует реальная налоговая база налогоплательщиков - физических лиц. При этом важно подчеркнуть, что в России степень сокрытия личных доходов значительно выше, чем доходов корпораций.
    По  способу обложения  налоги российской налоговой системы классифицируются по трем группам в зависимости от способов взимания налогового оклада: «у источника», «по декларации» и «по кадастру».
    По  способу «у источника» в российской налоговой системе взимается налог на доходы физических лиц, а также облагаются отдельные виды доходов по налогу на прибыль организаций (акциям и другим ценным бумагам). Этот способ нередко сопровождается подачей декларации в налоговые органы.
    Российское  налоговое законодательство предусматривает  взимание налога «по декларации», в частности, при уплате налогов физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (нефиксированные доходы). В отношении юридических лиц применение декларационной формы уплаты налога предусматривается по таким видам налогов, как налог на прибыль, налог на имущество, налог на добавленную стоимость, акцизы и др.
    Способ  взимания налогов «по кадастру» применяется при обложении транспортным налогом, налогом на отдельные виды имущества.
    В отличие от других стран в российской налоговой системе весьма редко  используется прогрессивное налогообложение. Прогрессивные ставки применяются в отношении лишь отдельных налогов, не играющих существенной фискальной или регулирующей роли. Прогрессивное же налогообложение применяется практически в двух случаях.
    при налогообложении имущества физических лиц, когда ставки налога возрастают в зависимости от стоимости принадлежащего гражданам недвижимого имущества;
    прогрессивные ставки применяются при налогообложении транспортных средств в зависимости от мощности двигателя.
    Регрессивное  налогообложение возникло в России с принятием НК РФ и начало действовать с 2001 г. только в отношении единого социального налога. По данному налогу ставка уменьшается по мере возрастания размера денежных выплат и других форм компенсаций работникам организации. Введение регрессивных ставок было вызвано необходимостью стимулирования работодателей в части реального отражения производимых работникам выплат и ликвидации получившей широкое распространение в стране теневых форм выплаты заработной платы и других вознаграждений работникам [4].
    Налоговая система РФ начала складываться лишь в  конце 80-х - начале 90-х гг. XXв., когда появились ростки зарождающихся рыночных отношений и начала формироваться налоговая система страны. Затем на протяжении нескольких лет по несколько раз в год вносились многочисленные поправки. Но они решали лишь отдельные узкие вопросы, не затрагивая основных положений построения налоговой системы. с 1996 г начали предполагаться попытки к восстановлению нарушенного принципа единства налоговой системы. Одновременно осуществлялась разработка НК РФ и подготовка к его принятию. С 1 января 1999 г. вступила в действие первая часть НК РФ, установившая в целом пятнадцать видов налогов и сборов, в том числе десять федеральных, три региональных и два местных налога. Фактически четыре налога (налог на прибыль, НДС, акцизы и налог на доходы физических лиц) и таможенная пошлина с фискальной точки зрения являются решающими. Они играют на протяжении всех лет создания основ механизма рыночных отношений в России решающую роль в формировании доходов российской бюджетной системы.
    Таким образом, налоговая система России прошла несколько этапов развития и в настоящее время по своей общей структуре, принципам формирования и перечню налоговых платежей в основном соответствует системам налогообложения, действующим в странах с рыночной экономикой. Основным ее недостатком являются устойчивые тенденции увеличения доли косвенного налогообложения. Одновременно система классификации налогов в Российской Федерации отражает особенности национальной экономики. 

2.3. Состояние налоговой системы РФ в сравнении со странами Европы
    Учитывая  общемировую тенденцию гармонизации налоговых систем различных стран, потенциальную возможность интеграции России в мировое экономическое  сообщество и необходимость привлечения  иностранного капитала в экономику  РФ, вопросы совершенствования налогового законодательства согласно принципам, принятым в странах с рыночной экономикой, должны прорабатываться уже сегодня. В этой связи игнорирование норм международного налогового права с мотивацией национальных особенностей развития России вряд ли правомерно.
    Международные нормы налогового права являются приоритетными при построении национальных налоговых систем ввиду необходимости обеспечения развития международного экономического сообщества и свободного передвижения капитала, товаров и услуг в рамках, например, Европейского Союза. Поэтому налоговые системы различных стран строятся на основе общепринятых принципов.
    Принципы  построения эффективной налоговой  системы достаточно обоснованы в  налоговой теории и включают в  себя следующее.
    ?    Экономическую эффективность. Налоговая система не должна мешать развитию предпринимательства и эффективному использованию ресурсов (материальных, трудовых и финансовых).
    ?    Определенность налогообложения. Налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы налоговые последствия принятия экономических решений предпринимателем (и юридическим, и физическим лицом) были определены заранее и не изменялись в течение длительного периода времени. Таким образом, этот принцип практически смыкается с принципом стабильности налоговой системы.
    ?    Справедливость налогообложения. Этот принцип является основным при построении налоговой системы и предполагает справедливый подход к различным налогоплательщикам, а также приоритет интересов налогоплательщика в отношениях между ним и налоговой администрацией.
    ?    Простоту налогообложения и низкий уровень издержек по взиманию налогов. Налоговое законодательство должно содержать простые формулировки, понятные большинству налогоплательщиков, а процедура взимания налогов должна быть относительно дешевой.
    Перечисленные принципы построения эффективной налоговой  системы недостаточно точно соблюдаются  в действующей налоговой системе  РФ, что подтверждает ее анализ.
    Уровень налогового бремени в России значительно  выше, чем в экономически развитых странах. Несмотря на то, что ставка налога на прибыль в целом соответствует мировому уровню (РФ — 35%, Германия — 45%, Бельгия — 39%, Великобритания — 33%, Нидерланды — 35%, Италия — 52%), уровень реального изъятия прибыли в Российской Федерации значительно выше. Это связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, с более широкой налогооблагаемой базой, так как в нее включаются многие виды расходов, которые в международной практике принято исключать из налогооблагаемой базы. Во-вторых, отечественной методикой определения налогооблагаемой прибыли не учитывается фактор инфляции, в результате чего налогооблагаемая прибыль неоправданно завышается, что влечет уклонение от налогообложения.
    К традиционно критикуемым недостаткам  налоговой системы относится нестабильность налогового законодательства, которая оказывает негативное воздействие на мотивацию деятельности потенциальных инвесторов, особенно иностранных. Кроме того, наблюдается нестыковка налогового и других видов законодательства, в частности Гражданского права. В связи с этим существует безусловный приоритет норм, установленных в налоговом законодательстве, над нормами, затрагивающими налоговые вопросы в иных законодательных актах Гражданского права.
    Налоговая система страны характеризуется серьезной асимметричностью. Она не является нейтральной по отношению к различным категориям налогоплательщиков. Основную тяжесть налогового бремени несут юридические лица, в частности крупные предприятия, вследствие меньшей возможности уклонения от налогов, существующего порядка уплаты налогов, усиленного контроля налоговых органов.
    Наконец, налоговая система России является одной из самых громоздких в мире, что делает ее функционирование значительно  дороже. Множественность взимаемых  налогов, сложная методика определения налогооблагаемой базы, наличие многочисленных льгот не только удорожает стоимость бухгалтерского труда на предприятиях, но и требует все увеличивающегося числа работников налоговых органов, дополнительных расходов по компьютеризации их деятельности. Кроме того, сложное и постоянно меняющееся налоговое законодательство определенным образом дискриминирует права налогоплательщиков, так как при применении различных санкций за нарушение налогового законодательства не принимается во внимание умышленность того или иного нарушения закона (т.е. не делается различий между ошибкой или умышленным сокрытием или занижением налогооблагаемого дохода).
    Совершенствование действующей налоговой системы  проводится в рамках налоговой реформы. Целью налоговой реформы должно стать усиление влияния налоговой политики на укрепление рыночных начал в экономике и развитие предпринимательства.
    Резкие изменения в налоговой системе лишь породят неуверенность экономических агентов в своей будущей предпринимательской деятельности и чреваты дестабилизацией общей экономической ситуации. Поэтому стабильность налоговой системы является одной из важных предпосылок выхода страны из кризиса, роста предпринимательской активности и привлечения в страну иностранного капитала. Россия делает первые шаги в направлении интегрирования в мировую экономику, преследуя цель вступить в ЕС и заключить новые международные соглашения об избежание двойного налогообложения. Кардинальное изменение действующей налоговой системы ставит под сомнение выполнение этой задачи и сделает Россию закрытой для иностранных инвесторов.
    Основным  направлением совершенствования налоговой  политики, предусмотренным в проекте частей Налогового кодекса, должно стать изменение методологического подхода при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. В налоговых законодательствах всех стран, входящих в Европейский Союз, заложен единый подход к определению налогооблагаемой базы как юридических, так и физических лиц. Суть его состоит в том, что все расходы, связанные с бизнесом, исключаются из налогооблагаемой базы. При таком подходе сбор налогов должен осуществляться только на основе законов, без применения многочисленных подзаконных актов, инструкций и разъяснительных писем Министерства финансов.
    Ряд положений российского законодательства противоречит методике определения налогооблагаемой базы, применяемой в странах с развитой рыночной экономикой. Основные различия касаются:
    неполного отнесения на себестоимость расходов по уплате процентов за банковский кредит (лишь в пределах учетной ставки), а также отнесения командировочных, представительских и некоторых других расходов на себестоимость в пределах норм, установленных правительством;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.