На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Экскурсия, как один из основных способов увеличения привлекательности туристского продукта

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное государственное  образовательное 
учреждение  высшего 
профессионального образования 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ 
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУЛЬТУРЫ  И ИСКУССТВ 
 
 

Факультет культуры семьи и детства 
 
 

Маркетинг в СКК и туризме 

Экскурсия, как один из основных способов увеличения
привлекательности туристского продукта 
 
 
 
 
 

Проверил: Жигунов Э.А. 

Выполнил: Баранцева  О.И. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург
2010 год 
 
 

Содержание: 

    Введение  ………………………………………………………………… 3
    Понятие туристского продукта ………………………………………… 4
    Понятие экскурсионной деятельности ………………………………… 9
    Мотивы, побуждающие развитие экскурсионного туризма ………… 15
    Увеличение привлекательности туристского продукта через показ
          экскурсионных объектов ………………………………………………. 19
6.       Перспективы развития экскурсионного туризма ……………………... 29
7.       Меры, необходимые для привлечения туристских потоков в регион... 31
8.       Вывод …………………………………………………………………….. 33
9.       Экскурсовод – ключевая фигура  экскурсионного дела ………………. 37
10.   Заключение ………………………………………………………………. 41
11.     Список использованной литературы ………………………………..…. 43 
 
 
 

 


    Введение 

    Одна  из важнейших задач деятельности любой турфирмы – продвижение  на рынок собственного туристского  продукта. Менеджер в этом случае должен обеспечить привлекательность туристского продукта для потребителя. Именно этим и определяется актуальность данной работы.
    Привлекательность туристского продукта – это маркетинговая  категория, которую можно рассматривать  в различных аспектах. Привлекательность  можно повысить, например, снижая цену, или «индустриализация сервиса» за счет улучшения технического оснащения и стандартизации процесса предоставления услуг (например, использование стандартизованных информационных систем заказа туров и бронирования гостиничных мест).
    В соответствии с Законом РФ «Об  основах туристской деятельности в  Российской Федерации» туристский продукт - это комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта. Таким образом, как мы видим из определения, экскурсионное обслуживание является важным компонентом туристского продукта. Отсюда вывод: одним из основных способов увеличения привлекательности туристского продукта является правильное включение и организация в нём экскурсии.
    В связи с изложенным, целью данной работы является изучение экскурсии в аспекте увеличения привлекательности туристского продукта.
     В соответствии с поставленной целью в данной работе решены следующие взаимосвязанные задачи теоретического характера:
    изучение понятия «туристский продукт»;
    изучение понятия «туристско-экскурсионная деятельность»;
    изучение основных аспектов формирования туров туроператором.
 
 
    Понятие туристского продукта
 
    Успех любой фирмы (в том числе и туристкой) на рынке зависит в первую очередь от привлекательности производимого продукта, который является основополагающим компонентом всего маркетингового комплекса. Именно привлекательность определяет продвижение продукта на рынке и его распространение.
    Всё сказанное непосредственным образом  относится и к туристскому  продукту. Термин «продукт» отражает качество или суть конкретных и абстрактных вещей (например, пища, приготовленная поваром ресторана, либо услуги гида, знакомящего туриста с данной местностью или музеем). Но туристский продукт одновременно представляет собой совокупность весьма сложных разнородных элементов:
    · природные ресурсы, исторические, культурные, архитектурные достопримечательности, которые могут привлечь туриста и побудить его совершить путешествие;
    · оборудование (средства размещения туристов, рестораны, оборудование для отдыха, занятий спортом и т.д.), которое  само по себе не является фактором, влияющим на мотивацию путешествия, но при его отсутствии возникают многочисленные препятствия для возможного путешествия;
    · возможности передвижения, которые  в определенной мере зависят от моды на различные виды транспорта, используемые туристами. Такие возможности оцениваются  скорее с точки зрения их экономической доступности, чем с точки зрения быстроты передвижения.
    В большинстве случаев туристский продукт – это результат усилий многих предприятий. Маркетинг в туризме как раз и нацелен на изучение совокупного продукта различных сфер деятельности. Сюда добавляются также информационные связи, необходимые для поиска компромисса между наилучшим удовлетворением запросов потребителей и получением большей прибыли производителями.
    При анализе туристского продукта необходимо получить ясный ответ на вопрос: «Что в действительности будет покупать турист?». Ведь до определенного момента туристский продукт не имеет для потребителя абсолютно никакой ценности. Люди приобретают на рынке не товары, а их функциональную способность удовлетворять определенную человеческую потребность.
    По  аналогии с товарами, имеющими материально-вещественную форму, в туристском продукте также выделяют три уровня:
    - продукт по замыслу;
    - продукт в реальном исполнении;
    - продукт с подкреплением.
    В основе любого туристского продукта лежит необходимость удовлетворения какой-либо потребности. Поэтому сердцевину продукта, его сущностную сторону представляет так называемый замысел, т.е. его направленность на решение определенной проблемы, удовлетворение конкретной нужды. Что же на самом деле приобретает турист? В действительности, как уже отмечалось, он приобретает не продукт как таковой, имеющий определенный набор свойств, а его способность удовлетворить некоторую свою потребность. Следовательно, для туристского предприятия огромное значение имеет предоставление и распространение не свойств своего продукта, а реальной пользы и выгоды от него для своего клиента.
    Если  замысел туристского продукта выступает  как его содержательная сторона, то по форме туристский продукт в  реальном исполнении представляет собой именно определенный набор свойств, позволяющих реализовать этот замысел, т.е. удовлетворить некую потребность клиента. Поэтому на втором уровне туристского продукта рассматриваются его свойства и характеристики: уровень качества, комфорт, престиж, экономичность, безопасность, впечатление и т.д.
    Третий  уровень – это туристский продукт с подкреплением. Деятельность туристского предприятия должна быть направлена на формирование дружеских отношений с клиентом, оказание ему всесторонней помощи, дополнительных и символических выгод. Это может быть достигнуто путем высокого уровня качества и скорости обслуживания, консультациями и информацией, неформальным общением и т.д.
    Подкрепление  туристского продукта в значительной степени способствует поиску и закреплению клиентов. Так, качество обслуживания определяется:
    1) оперативностью работы по подбору и организации туров по запросам клиентов;
    2) вежливостью обслуживания, которое выражается в радушии сотрудников турфирмы, их внимании к запросам каждого клиента, терпении при обсуждении маршрута;
    3) соответствием предлагаемого тура реальному содержанию;
    4) наличием согласования всех составных частей комплексного обслуживания.
    Скорость  обслуживания в комплексе определяет степень удовлетворения каждого клиента:
    1) сроками подбора маршрута;
    2) сроками оформления необходимых документов (загранпаспорта, виз, билетов и пр.);
    3) сроками получения справочной информации.
    Несмотря  на то что информационные услуги предоставляются  бесплатно, именно благодаря им туристские фирмы в значительной степени обеспечивают реализацию своего туристского продукта.
    Для информирования потребителей обычно используются каталоги, проспекты, брошюры, информационные листы, в которых содержатся подробные  сведения о содержании и качестве пакета услуг, ценах и т.д. Эти материалы должны быть предоставлены каждому клиенту, заявившему о своем желании приобрести тот или иной тур. Кроме того, потребитель должен получить дополнительную информацию и консультации о порядке бронирования, оплаты, изменения и аннулирования тура, а также обо всех других особенностях (паспортно-визовом, таможенном и валютном регулировании, природно-климатических достопримечательностях, медицинской помощи, страховании и т.д.), связанных с туристской поездкой.
    Наличие информационного материала, его знание персоналом туристского предприятия и свободное предоставление по запросу туриста является безусловным требованием создания туристского продукта и его успешной реализации на рынке.
    Идея  подкрепления туристского продукта заставляет пристально взглянуть на систему поведения клиента, на то, как он комплексно подходит к проблеме, которую пытается решить благодаря приобретению туристского продукта. С точки зрения конкуренции такой подход позволяет туристскому предприятию изыскать возможности подкрепить свое товарное предложение наиболее эффективным способом.
    «Новая  конкуренция» - это конкуренция между собой не того, что предлагается турфирмами, а того, чем они дополнительно снабжают свои продукты в виде специфических услуг, консультаций, информации, особенностей обслуживания и прочих ценимых людьми вещей. Поэтому турпредприятия должны постоянно искать эффективные пути подкрепления предлагаемых на рынок продуктов.
    Каждое  туристское предприятие может с  помощью достаточно простых средств заниматься анализом, который поможет ему лучше узнать свой собственный продукт. Такой анализ многим руководителям и специалистам кажется слишком очевидным, ведь каждый из них полагает, что он лучше, чем кто-либо другой, знает собственное туристское предложение. Однако необходимо посмотреть на туристский продукт со стороны, определить его сильные и слабые стороны. Выявление отличий продуктов фирмы от продуктов конкурентов на языке маркетинга называется позиционированием.
    Позиционирование  туристского продукта – фундаментальная концепция маркетинга для привлечения специфической клиентуры и более полного удовлетворения запросов определенного сегмента рынка.
    Позиционирование  направлено на разработку и создание имиджа туристского продукта таким  образом, чтобы он занял в сознании клиентов достойное место, отличающееся от положения продуктов конкурентов. Значительный вклад в развитие стратегии позиционирования внесли два специалиста в области рекламы: Эл Раис и Джек Траут. Они рассматривают позиционирование как творческий процесс выделения достоинств существующего продукта и отмечают, что «позиционирование не относится к вашим действиям по отношению к продукту. Позиционирование – то, что вы делаете с образом мыслей потребителя, вы позиционируете продукт в сознании потребителя».
    Реализация  рыночного интереса туристского  предприятия к своему товару (туристскому  продукту) предопределяет необходимость  детального изучения его потребительских  качеств и свойств, выявления  наиболее привлекательных сторон для туристов.
    Одной из таких привлекательных сторон является экскурсионная деятельность. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Понятие экскурсионной деятельности
    Экскурсионный туризм является на сегодняшний день важным объектом изучения, так как  он является существенным комплексом мирового хозяйства.
    Согласно  определению, данному в «Энциклопедии  туризма» экскурсия представляет собой:
    -туристскую  услугу, обеспечивающую удовлетворение  духовных, эстетических, информационных  потребностей туристов (ГОСТ Р. 50690-94 «Туристские услуги»):
    -процесс  наглядного познания окружающего мира: особенностей природы, современных и исторических ситуаций, элементов быта, т.е. достопримечательностей определенного города или региона - заранее избранных объектов, которые изучаются на месте их расположения;
    -тематический маршрут с целью посещения достопримечательных объектов и местностей.
    В.С. Сенин трактует туристско-экскурсионную  деятельность как деятельность по организации  ознакомления туристов с туристскими  ресурсами в стране (месте) временного пребывания, которая не предусматривает предоставления услуг по размещению (ночевке).
    Б.В.Емельянов, как теоретик экскурсионного дела, дает более развернутую формулировку: "Экскурсия представляет собой  целенаправленный наглядный процесс  познания окружающего мира, процесс, построенный на заранее подобранных объектах в естественных условиях или расположенных в цехах промышленных предприятий, помещении, лаборатории НИИ, залах музея, выставки, мастерской художника и др. Показ чувственно воспринимаемых объектов происходит под руководством квалифицированного руководителя - экскурсовода и подчинен задаче раскрытия четко определенной темы".
    Всемирная туристская организация считает  экскурсантом временного (однодневного) посетителя местности, населенного  пункта или страны, независимо от его гражданства, пола, языка и религии, находящегося в данной местности в целях туризма менее чем 24 часа. К категории экскурсантов относятся пассажиры яхт и других круизных судов, участники туристских железнодорожных маршрутов. Экскурсанты не учитываются в статистике туризма.
    Есть  люди, для которых скучнее пляжного отдыха на свете ничего нет. Для них  одна мысль о том, что можно  целыми днями жариться на раскаленном  песке уже ненавистна. Есть и другие - они пляжи не ненавидят, им в  голову подобный вид отдыха просто не приходит. Этим подавай, чтоб «мелькали города и страны, параллели и меридианы». Есть и третья категория - промежуточная: они готовы и бока на солнце погреть, и мир посмотреть. Это экскурсионный туризм.
    Каждая  экскурсия имеет определенные элементы или признаки, отличающие ее от других видов туристского обслуживания:
    -протяженность  по времени проведения (от одного  академического часа до одних  суток);
    -наличие  экскурсантов (группа или индивидуально);
    -наличие  экскурсовода, проводящего экскурсию; показ экскурсионных объектов, первичность зрительных впечатлений;
    -передвижение  участников экскурсии по заранее  составленному маршруту;
    -целенаправленность  показа объектов, рассказа экскурсовода:
    -наличие  определенной темы;
    -активная  деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).
    Экскурсия выполняет функции информации, расширения кругозора и познания, организации  культурного досуга, отдыха, общения.
    К экскурсиям также предъявляется  ряд требований, определяющих их значимость, а именно - полнота и достоверность информации, культурно-познавательная значимость, законченность и точность композиции и исполнения экскурсии, удовлетворение эстетических и морально-психологических потребностей экскурсантов.
    В целом, туристско-экскурсионное обслуживание можно представить как составную часть системы туристско-рекреационного обслуживания. Соответственно, в качестве системных функций выполняется организация экскурсионного обслуживания местного населения и посещающих данную местность туристов, а также туристов плановых маршрутов, групп маршрутов выходного дня и туристов транспортных маршрутов экскурсионными организациями и учреждениями.
    Создание  и реализация экскурсии как услуги регламентируется несколькими технологическими документами. Технологическая карта экскурсии определяет содержание программы и условия Обслуживания экскурсантов на конкретном маршруте и включает в себя пространственно-временные характеристики отдельных этапов экскурсии (продолжительность, протяженность, место расположение остановок, точек обзора и т.д.), а также основные творческие задачи экскурсовода на каждом этапе. Контрольный лист экскурсии включает научное, актуализированное содержание информации, предоставляемой экскурсантам. На основе контрольного текста экскурсовод составляет индивидуальный текст, отображающий особенности и возможности экскурсовода и отвечающий интересам конкретных экскурсантов. «Портфель экскурсовода» представляет собой комплект информационных материалов (фотографий, копий документов, географических карт, схем и т.д.), используемых экскурсоводом в ходе экскурсии. При проведении транспортной экскурсии также разрабатывается схема трассы маршрута экскурсии.
    Перечисленные технологические документы разрабатываются  в результате проектирования экскурсии. В работе по проектированию новой экскурсии необходимо принимать во внимание тематическую направленность, определить объекты осмотра, продолжительность экскурсии и объем предоставляемой информации, разработать формы и способы перемещения по маршруту. Подготовка новой экскурсии поручается творческой группе. В ее состав включается от 3 до 7 человек. В большинстве своем это работающие в учреждении экскурсоводы. Подготовка новой экскурсии проходит три основных стадии.
    1. Предварительная работа - подбор  материалов для будущей экскурсии, их изучение. Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия.
    2. Непосредственная разработка самой  экскурсии включает в себя: составление  экскурсионного маршрута; обработку  фактического материала; работу над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из нескольких основных вопросов; написание контрольного текста; работу над методикой проведения экскурсии; выбор наиболее эффективных приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовку методической разработки новой экскурсии; написание экскурсоводами индивидуальных текстов.
    3. Заключительная стадия - прием (защита  экскурсии) на маршруте.
    Таким образом, экскурсия представляет собой  сложный процесс работы специалиста-экскурсовода с группой туристов, нацеленный па донесение последним определенного объема информации. С другой стороны, туристско-экскурсионное обслуживание является результатом взаимодействия лиц и предприятий, непосредственно организующих и проводящих экскурсию (экскурсионное бюро или компания), и объектов культурно-исторического наследия, природного или антропогенного характера, также чаще всего являющихся субъектами предпринимательской деятельности.
    В 1994 году были разработаны стандарты  на туристскую деятельность и Правила сертификации туристских услуг и услуг гостиниц, утвержденные постановлением Госстандарта РФ от 14.10.1994 г. № 18, где в разделе определений приводится толкование экскурсии как "туристской услуги продолжительностью не более одного дня, с целью ознакомления с культурными, историческими, архитектурными и др. объектами". В то же время общероссийский классификатор услуг населению (изменение 5/99 ОКУН) выделяет экскурсионные услуги, а именно организацию экскурсий (код 061701) и услуги экскурсовода (код 061702), подлежащие добровольной сертификации, в отдельный от туристских услуг раздел.
    Современный состав услуг, подразумеваемый под  экскурсионным обслуживанием как  видом экономической деятельности, определяется Общероссийским классификатором  услуг населению, разделом 6 «Туристские и экскурсионные услуги». В данном разделе выделяется подраздел Экскурсионные услуги, имеющий следующую структуру:  

    Экскурсионные услуги:
    1. Реализация услуг бюро экскурсий:
    -бронирование  услуг; 
    -доставка  экскурсионных билетов заказчикам;
    -услуги  рекламно-экскурсионного бюро и  представительств;
    -организация  экскурсий (групповых, индивидуальных); -услуги экскурсовода.
    2. Экскурсии: обзорные экскурсии;  тематические экскурсии; музейные  экскурсии; пешеходные экскурсии;  экскурсии городские; экскурсии загородные; экскурсии на маршрутах выходного дня; экскурсии с использованием транспортных средств теплоходные, авиационные (на самолетах, вертолетах), автобусные, другие.
    Добавляют определенности утвержденные Постановлением Министерства труда и социального развития от 17.05.1999 г. № 8 "Квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям работников туриндустрии". Они разработаны для трех секторов туриндустрии: турагентств, туроператоров и экскурсионных бюро. Обычно термин "бюро" используется для обозначения "структурного подразделения организации. В Законе "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" названы только два типа туристских предприятий - турагентство и туроператор. Значит, экскурсионное бюро может быть в составе туроператора.
    Окончательный вывод может быть таким: формулировка "экскурсия" должна быть включена в текст Закона "Об основах  туристской деятельности в Российской Федерации"" и включать признаки, отличающие ее от других видов деятельности.
    Таким образом, туристско-экскурсионное обслуживание можно охарактеризовать как неотъемлемую часть индустрии туризма, одну из наиболее массовых рано возникших составляющих. Экскурсионная деятельность имеет  достаточно сложную структуру, как и весь туризм в целом, подразделяется по нескольким классификационным признакам и имеет возможности предложить свои услуги разнообразным группам потребителей. Сложность объясняется многообразием форм и методов работы, необходимостью и возможностями взаимодействия при оказании туристско-экскурсионных услуг с другими предприятиями и объектами.
    В настоящее время развитие туристско-экскурсионной  деятельности напрямую зависит от развития туризма в данном регионе в  целом, поскольку именно туристы  являются основными потребителями экскурсионных услуг (на местном уровне представляется возможной работа главным образом с образовательными учреждениями). С другой стороны, именно развитие туристско-экскурсионной деятельности и расширение числа объектов показа позволяет разнообразить пребывание туриста и влияет на его впечатление от поездки, что, в свою очередь повышает привлекательность и конкурентоспособность региона на рынке туристских услуг в целом. 
 
 
 
 

    Мотивы, побуждающие развитие экскурсионного туризма
    Различные области деятельности способны вызвать сильный мотив к путешествию и интерес к экскурсионному направлению в туризме. Важными переменными, влияющими на привлекательность этого туристского направления для различных групп и категорий туристов, являются его культурные и социальные характеристики. Наибольший интерес у туристов вызывают такие элементы культуры народа, как искусство, архитектура, история, наука и др.
    Изобразительное искусство - один из важнейших элементов культуры, способный сформировать убедительный мотив к туристской поездке.
    История. Культурный потенциал региона выражен в его историческом наследии. Большинство туристских направлений бережно относится к своей истории как фактору привлечения туристских потоков. Наличие уникальных исторических объектов может предопределить успешное развитие туризма в регионе. Знакомство с историей и историческими объектами - сильнейший побудительный туристский мотив.
    В числе интересных нововведений в  сфере презентации исторического  наследия и привлечения туристов можно выделить специальные светозвуковые шоу-программы, получившие распространение в Европе и странах Средиземноморья. Специфика таких шоу заключается в особом воспроизведении отдельных страниц истории с использованием различных спецэффектов.
    Целесообразно проводить культурные мероприятия (фольклорные, фестивальные и др.), традиционные для мест туристского назначения и способные заинтересовать туристов из разных уголков мира.
    Народные  промыслы. Регион, принимающий туристов, должен предлагать им широкий ассортимент сувениров, выполненных (фабричным или кустарным способом) местными мастерами и ремесленниками. Сувениры - хорошая память о стране. Однако следует помнить, что памятный сувенир, изготовленный не в стране посещения, а в другой, теряет для туриста свою значимость и воспринимается как подделка.
    Все виды сувенирной продукции, а также  другие, необходимые туристу товары (туристское снаряжение, пляжные аксессуары), должны быть доступны, и продаваться  в удобно расположенных магазинах  и других торговых точках. Мотивы покупки и свободной траты денег достаточно сильны во время путешествия, и потому туристские товары должны изготавливаться в ассортименте, пользующемся особым спросом у туристов. В некоторых туристских центрах создаются специальные магазинчики в национальном стиле, где местные мастера изготавливают изделия непосредственно в присутствии покупателей. Эта форма торговли сувенирной продукцией является своеобразной достопримечательностью региона и вызывает немалый интерес у туристов.
    Религия. В мире существует ряд выдающихся по своей значимости памятников культовой архитектуры: собор Нотр-Дам де Пари во Франции, собор святого Петра в Италии и др., которые выступают как важнейшие объекты туристского интереса и привлечения туристов всего мира.
    Наука. Научный потенциал может выступать побудительным мотивом для посещения региона. В век научно-технической революции научные комплексы являются важным ресурсом познавательного туризма.
    К числу наиболее популярных научных  объектов следует отнести специализированные музеи и выставки, планетарии, а также атомные станции, космические центры, заповедники, акванариумы и т.д. Экскурсии на научные объекты могут быть организованы как для специалистов в конкретной области знаний, так и для массовых туристов.
    Национальная  кухня. Национальная кухня составляет важный элемент культуры региона. Туристы любят пробовать национальные блюда той страны, по которой путешествуют. Некоторые рестораны, предлагая иностранным туристам национальные блюда, поясняют, из каких продуктов и как они приготовлены. Особый интерес у туристов вызывают кафе, рестораны, трактиры, оформление которых гармонирует с предлагаемым меню.
    Таким образом, культура региона способна вызвать у потенциальных туристов сильнейший побудительный мотив  к путешествию. Поэтому сохранение культурного наследия и его рациональное использование имеют определяющее значение для устойчивого привлечения туристских потоков и сохранения популярности экскурсионного туризма.
    Литература. Литературные памятники региона имеют более ограниченную по сравнению с другими элементами культуры привлекательность, но все же составляют существенный туристский мотив и основу организации разноплановых туристских программ и маршрутов. Литературные произведения обладают силой создавать впечатление о стране и ее культуре. Доказано, что наличие или отсутствие определенного рода литературы в стране указывает на состояние ее культурной и политической систем. В рамках познавательного туризма рекомендуется организовывать литературные туры по местам, связанным с именами авторов и героями известных литературных произведений.
    При разработке экскурсий с целью  увеличения привлекательности туристского продукта должны учитываться следующие принципы:
    1. Освобождение. В процессе обслуживания  клиент должен быть освобожден  от всяких неприятных моментов (долгого ожидания размещения, транспорта  и т. д.).
    2. Оптимальное обслуживание. Клиент  должен почувствовать соответствие всех услуг одному уровню.
    3. Активность. Инициатива при обслуживании, в какой-то степени предупредительность,  а также способность сделать  для клиента то, что он не  ожидает.
    4. Уважение к клиенту. Уважительное  отношение к его желаниям, склонностям, увлечениям.
    5. Индивидуальный подход. Подход к  обслуживанию клиентов, который  не предусматривает обязательный  набор услуг, а строится с  учетом вкусов и потребностей клиента.
    6. Свобода от тенденций. Клиент  должен чувствовать, что обслуживание - не цель, а желание удовлетворить его потребности.
    7. Наглядность объема обслуживания. Клиент должен заранее знать  перечень услуг, подобранных для него.
    8. Корректность обслуживания и  продажи. Клиент должен быть  уверен, что, купив тур, он сделал  правильный выбор.
    9. Наличие бесплатной информации (консультаций, буклетов и пр.) об имеющихся  турах и услугах. Это очень  привлекательно для клиентов.
    Основой экскурсионной программы является цель путешествия. Турист не считает программу и обслуживание качественными, если цель путешествия не достигнута. Основой туристского обслуживания являются вкусы, привычки и желания клиентов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Увеличение  привлекательности  туристского продукта через показ экскурсионных объектов 

    Показ объектов является частью занимающей главенствующее положение в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии. Этими проблемами занимаются такие науки, как педагогика, краеведение, история.
    Проблема  показа экскурсионных объектов связана  с философской проблемой познания, как обыденного, так и научного.
    Экскурсионный объект - это предмет или явление, несущие информативную функцию. Объект в экскурсии - это не только внешняя сторона, но и конкретное помещение, где происходили конкретные события, где действовали живые конкретные лица. Если анализировать объект со стороны познавательных аспектов, то мы должны признать, что это, в первую очередь знак, символ невербальной коммуникации, которая проходит между различными культурами и социальными слоями общества.
    Классификация экскурсионных объектов может в значительной степени повлиять на привлекательность туристского продукта.
    В трудах Б.В.Емельянова для оценки объектов, которые включаются в экскурсию, рекомендуется использовать следующие показатели: познавательную ценность, известность, необычность или экзотичность объекта, выразительность объекта, сохранность и месторасположение объекта, его функциональное и качественное (в каком качестве показывается) значение в экскурсиях.
    Итак, объект может классифицироваться по его качественному значению. Вот  эта классификация:
    1. памятные места, связанные с  историческими событиями в жизни нашего народа, развитием общества и государства;
    2. здания и сооружения, мемориальные  памятники, связанные с жизнью  и деятельностью выдающихся личностей,  произведения архитектуры и градостроительства, жилые и общественные здания, здания промышленных предприятий, инженерные сооружения (крепости, мосты, башни), мавзолеи, здания культурного назначения и другие постройки;
    3. природные объекты - леса, рощи, парки,  реки, озера, пруды, заповедники,  заказники, отдельные деревья,  реликтовые растения;
    4. экспозиции государственных и  народных музеев, картинных галерей,  постоянных и временных выставок;
    5. памятники археологии - городища, древние  стоянки, поселения, курганы с  захоронениями, земляные валы, дороги, горные выработки, загоны, святилища, каналы и др.;
    6. памятники искусства - произведения  изобразительного, декоративно-прикладного  искусства, скульптура, садово-парковое  и др. искусство. 
                                     
    Следующая классификация объектов дана по содержанию:
    1. одноплановые - это произведения живописи, река, растение, животное, дом;
    2. многоплановые - это архитектурный  ансамбль, лес, улица, поле, площадь  города.
    Предлагается  классифицировать объекты по их функциональному  назначению:
    1. основные - эти объекты служат  основой для раскрытия подтем;
    2. дополнительные - показываются во  время переездов (переходов) между  основными объектами в ходе логических переходов в рассказе.
    Довольно  важна классификация по степени  сохранности:
    1. полностью сохранившиеся, например,
    2. дошедшие до наших дней со значительными изменениями;
    3. частично сохранившиеся, утраченные.
    Иногда  предлагается классифицировать объекты  по познавательной ценности и по выразительности. Но данная классификация, скорее всего  не совсем оправдана, т.к. и познавательная ценность, и выразительность при показе объекта зависят от квалификации экскурсовода.
    Правильный  отбор объектов обеспечивает зрительную основу восприятия экскурсионного материала  и глубокое раскрытие темы. Желательно, чтобы одни и те же объекты не кочевали из экскурсии в экскурсию. По возможности у каждой экскурсионной темы должны быть свои объекты. Разнообразие объектов дает возможность обеспечить правильное чередование впечатлений у экскурсантов, позволяет сохранить элемент новизны при изучении различных тем.
    Если  невозможно исключить тот или  иной объект из экскурсии предполагаемого  маршрута ввиду его уникальности, которые показываются в ряде экскурсий (обзорной, исторической, искусствоведческой и т.д.), то такой объект должен быть раскрыт особо. При его показе должны быть выявлены те характерные черты, которые не нашли отражения в экскурсиях на другую тематику. При показе таких объектов в рассказе должен быть использован иной материал. Поэтому интерес экскурсантов при их повторном осмотре, как правило, не снижается.
    В практике подготовки экскурсий выработана определенная методика оценки экскурсионных объектов. Применение этой методики особенно важно в тех случаях, когда создатели новой экскурсии, встречаясь на маршруте с несколькими объектами, сходными по содержанию, могут выбрать те из них, которые наиболее интересны для данной темы. Для оценки объектов, которые включаются в экскурсию, рекомендуется использовать следующие критерии:
    1. связь объекта с конкретным  историческим событием, с определенной  эпохой, жизнью и творчеством определенного деятеля науки и культуры, художественные достоинства памятника, возможность их использования с целью эстетического показа;
    2. известность объекта, его популярность среди населения;
    3. необычность, экзотичность объекта,  его особенность, неповторимость памятника истории и культуры, здания, сооружения. Экзотичность может быть природного характера. Необычность объекта может быть связана с каким-то историческим событием, которое произошло в данном здании, на месте установления данного памятника, легендой или историческим событием.
    Важно оценить выразительность объекта, его взаимодействие с фоном, окружающей средой - зданиями, сооружениями, природой. Здесь важно для осмотра подобрать  правильное расположение группы, нужное время суток, учесть влияние природных условий и времен года. Благодаря отсутствию заранее заданной определенности единиц визуальное сообщение несет большее число информационных прочтений. Известно, что на визуальном уровне существуют предварительные нормы, определяющие форму необходимого сообщения. Изучив примеры А. Маслоу, можно то же самое сделать и в экскурсионном процессе. А. Маслоу смотрит на проблему еще шире, когда говорит, что нехватка красоты может быть патогенным фактором. "Чтобы доказать это положение, я предпринял ряд экспериментов, связанных с красивым и уродливым. Так, например, я предъявлял испытуемым фотографии обычных людей, снятых в неприглядной обстановке, и испытуемые склонны были описывать этих людей как психотиков, параноиков или преступников. Это говорит за то, что в уродливом окружении лица людей и, вероятно, сами люди будут казаться нам плохими, уродливыми, неприглядными.
    Местонахождение объекта играет важную роль в процессе отбора его для показа. При отборе объектов должны учитываться расстояния от памятника до памятника, удобство подъезда к объекту, пригодность дороги для автотранспорта, возможность подвоза к объекту экскурсантов, природная обстановка, окружающая данный объект, наличие места, пригодного для расположения группы с целью наблюдения.
    Временное ограничение показа объекта может  происходить тогда, когда посещение  и осмотр объекта невозможны из-за плохой видимости или сезонности.
    Экскурсия не должна быть перегружена большим  количеством посещаемых объектов, так  как это увеличивает ее длительность и вызывает утомляемость экскурсантов, а внимание и интерес при этом ослабевают. Оптимальная продолжительность городской экскурсии составляет 2 - 4 часа, при этом экскурсанты воспринимают не более 15 - 20 экскурсионных объектов.
    В экскурсию могут входить объекты  как одной группы, так и нескольких групп (памятные места, исторические памятники, жилые здания, природные объекты). Набор объектов зависит от темы экскурсии, ее содержания, состава экскурсионной группы. Неправильно, когда вся обзорная экскурсия построена на показе памятников скульптуры и монументов. Следует избегать построения однообразия зрительного ряда. Зрительные впечатления экскурсантов будут неполными, если в маршрут наряду с памятниками и монументами не будет введен показ отдельных зданий и улиц, объектов природы.
    В ходе подготовки экскурсии следует  внимание изучать показу объектов на месте, в их естественной обстановке. Необходимые исходные данные дает изучение объектов по источникам - книгам, альбомам, фотографиям. Встреча с экскурсионным объектом непосредственно на месте его расположения, изучение различных его сторон позволяют экскурсоводу в будущем, при его работе с группой, свободно ориентироваться у памятника, квалифицированно вести его показ. 

    Отбор объектов заканчивается составлением карточки (паспорта объекта) на каждый из них. Данные карточки (паспорта) используются как для конкретно разрабатываемой темы, так и для будущих экскурсий. 

    В паспорт объектов вносят следующие  данные:
    1. наименование объекта (первоначальное и современное), а также название, под которым объект известен у населения.
    2. историческое событие, с которым связан объект, дата события;
    3. местонахождение объекта, его  почтовый адрес, на чьей территории  объект расположен (город, поселок, промышленное предприятие, музей);
    4. описание объекта (подъезд к  нему, его автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемориальной надписи);
    5. источники сведений о памятнике  (литература, архивные данные, устные  предания);
    6. сохранность памятника;
    7. на кого возложена охрана объекта;
    8. в каких экскурсиях объект  используется;
    9. дата составления карточки и  личные данные ее составителя. 

    В карточки на архитектурные, природные, археологические объекты могут  быть включены другие сведения. Например, в карточку на памятник архитектуры (здание) включаются сведения о наличии скульптуры, изразцов, стенописи, в декоративном убранстве памятника (снаружи, внутри), у геологических памятников следует отметить эпоху, в которую формировался данный объект, у объектов животного и растительного происхождения - класс, вид, экологическое взаимодействие.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.