На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Контрольная работа по "Менеджменту"

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 07.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Процесс и технология  принятия управленческих  решений в организации.  Классификация управленческих  решений. Требования  к управленческим решениям. Факторы, оказывающие влияние на процесс принятия управленческих решений. Оценка эффективности управленческого решения

 
 
     Управленческое  решение - это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.
     Импульсом управленческого решения является необходимость ликвидации, уменьшения актуальности или решения проблемы, то есть приближение в будущем  действительных параметров объекта (явления) к желаемым, прогнозным.
     Комплексные проблемы следует формализовать, т.е. количественно определять разницу  между фактическим и желаемым состояниями объекта по его параметрам, а также структуризовать проблему построением для ее решения дерева целей.
     Поскольку ресурсы для решения проблемы ограничены, следует ранжировать (определять важность, весомость, ранг) проблемы по их актуальности, масштабности, степени  риска.
     Для повышения качества решений рекомендуется  анализировать их на основе классификации по следующим признакам:
    стадия жизненного цикла товара (стратегический маркетинг, НИОКР, ОТПП и др.);
    подсистема системы менеджмента (целевая, обеспечивающая и т.д.);
    сфера действия (технические, экономические и др. решения);
    цель (коммерческие и некоммерческие решения);
    ранг управления (верхний, средний, низший);
    масштабность (комплексные и частные решения);
    организация выработки (коллективные и личные решения);
    продолжительность действия (стратегические, тактические, оперативные решения);
    объект воздействия (внешние и внутренние);
    методы формализации (текстовые, графические, математические);
    формы отражения (план, программа, приказ, распоряжение, указание, просьба);
    сложность (стандартные и нестандартные);
    способ передачи (вербальный, письменный, электронный)1.
     Основные  факторы, влияющие на качество управленческого  решения: применение к системе менеджмента  научных подходов и принципов, методов  моделирования, автоматизация управления, мотивация качественного решения  и др.
     Обычно  в принятии любого решения присутствуют в разной степени три момента: интуиция, суждение и рациональность.
     При принятии чисто интуитивного решения  люди основываются на собственном ощущении того, что их выбор правилен. Здесь присутствует "шестое чувство", своего рода озарение, посещающее, как правило, представителей высшего эшелона власти. Менеджеры среднего звено больше полагаются на получаемую информацию и помощь ЭВМ. Несмотря на то, что интуиция обостряется вместе с приобретением опыта, продолжением которого как раз и является высокая должность, менеджер, ориентирующийся только на нее, становится заложником случайности, и с точки зрения статистики шансы его на правильный выбор не очень высоки.
     Решения, основанные на суждении, во многом сходны с интуитивными, вероятно, потому, что на первый взгляд их логика слабо просматривается. Но все же в их основе лежат знания и осмысленный, в отличие от предыдущего случая, опыт прошлого. Используя их и опираясь на здравый смысл, с поправкой на сегодняшний день выбирается тот вариант, который принес наибольший успех в аналогичной ситуации в прежнее время. Однако здравый смысл у людей встречается редко, поэтому данный способ принятия решений тоже не очень надежен, хотя подкупает своей быстротой и дешевизной.
     Другая  слабость в том, что суждение невозможно соотнести с ситуацией, которая прежде не имела места, и поэтому опыта ее решения просто нет. Кроме того, руководитель при таком подходе стремится действовать преимущественно в тех направлениях, которые ему хорошо знакомы, в результате чего рискует упустить хороший результат в другой области, сознательно или бессознательно отказываясь от вторжения в нее.
     Поскольку решения принимаются людьми, то их характер во многом несет на себе отпечаток  личности менеджера, причастного к  их появлению на свет. В связи с этим принято различать уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные решения.
     Уравновешенные  решения принимают менеджеры, внимательно  и критически относящиеся к своим  действиям, выдвигаемым гипотезам  и их проверке. Обычно прежде чем приступить к принятию решения они имеют сформулированную исходную идею.
     Импульсивные  решения, авторы которых легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения поэтому оказываются недостаточно обоснованными и надежными, принимаются "с наскока", "рывками".
     Инертные  решения становятся результатом  осторожного поиска. В них, наоборот, контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство.
     Рискованные решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в  тщательном обосновании своих гипотез  и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей.
     Осторожные решения характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в еще меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью.
     Перечисленные виды решений принимаются, в основном, в процессе оперативного управления персоналом. Для стратегического и тактического управления любой подсистемы системы менеджмента принимаются рациональные решения, основанные на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации.
     В большинстве источников выделяется две ключевые стадии в процессе принятия решений в организации. Определение проблемы: отслеживается информация о внешней среде и о самой организации с целью определить ее эффективность и выявить причину недостатков. Решение проблемы: рассматриваются альтернативные варианты действий, затем выбирается и внедряется один вариант, который представляется наиболее оправданным.
     Решения проблемы бывают запрограммированными и незапрограммированными. Запрограммированные  решения четко определены, в организации  уже имеются процедуры работы с данной проблемой, имеется полная информация по проблеме. В любой организации имеется очень много действий, которые определяются запрограммированными решениями. Например, оплата по больничному листу или наложение взыскания за прогул. Но запрограммированные решения могут быть и сложными, трудоемкими, например составление годового отчета или определение бюджета.
     Незапрограммированные решения имеют следующие характеристики:
    они новые, слабо определены и нет устоявшегося метода их решения;
    нет достаточной информации о проблеме;
    нет четких критериев эффективности решения;
    альтернативы решений не ясны;
    существует неопределенность относительно того, будет ли выдержан предложенный путь действий;
    обычно возможно разработать несколько вариантов действий.
     Незапрограммированные решения играют большую роль при  разработке и реализации стратегии. Например, такие решения, как реорганизация  подразделений организации или  системы премирования, носят незапрограммированный  характер.
     Принятие  решения представляет собой многоступенчатый процесс.
     Обозначим основные ступени или шаги этого  процесса: постановка цели решения;  установление критериев решения; разделение критериев; выработка альтернатив; сравнение альтернатив; определение  риска; оценка риска; принятие решения2.
     Процесс разработки управленческого решения  относится к разряду управленческих процессов.
     Аналогично  производственным процессам на основные, вспомогательные и обслуживающие  подразделяются управленческие процессы. Только здесь в качестве предмета труда выступает управленческое решение, информация, нормативно-технический или управленческий документ. Если операция направлена на изменение любого параметра управленческого предмета труда, то этот процесс будет основным. К обслуживающим управленческим процессам относятся процессы по накоплению, контролю и передаче предмета труда. К вспомогательным — все те, которые создают нормальные условия для протекания основных и обслуживающих процессов: изготовление, приобретение или ремонт средств технического оснащения и т.п.
     Рассматривая  процесс принятия решений как  последовательность двух взаимосвязанных, но в то же время самостоятельных  стадий - разработки решения и его  реализации — необходимо отметить в соответствии с этим две модификации  управленческого решения: теоретически найденного и практически реализованного. По отношению к первому следует применять понятие качества, а ко второму — эффективность. Таким образом, качество управленческого решения возможно и необходимо оценивать еще на стадии его принятия, не дожидаясь получения фактического результата, используя для этого совокупность характеристик, выражающих основные требования к решению. Другими словами, качество управленческого решения — это степень соответствия параметров выбранной альтернативы решения определенной системе характеристик, удовлетворяющая его разработчиков и потребителей и обеспечивающая возможность эффективной реализации. К числу таких характеристик следует отнести: научную обоснованность; своевременность; непротиворечивость; адаптивность; реальность.
     Научная обоснованность решения определяется прежде всего степенью учета как  закономерностей функционирования и развития объекта управления, так  и тенденций развития экономики  и общества в целом. Другим важнейшим  фактором, обусловливающим научную обоснованность управленческого решения, является компетентность лица, принимающего решение (ЛПР). Менеджер может быть компетентным и в состоянии принять высококачественное решение, а также реализовать его эффективно лишь в том случае, если он обладает специальными знаниями в той области деятельности, которой руководит. Решение будет компетентным, если в нем достаточно полно отражены цели и задачи управления конкретным объектом в сочетании со знанием природы и специфики этого объекта, а также тенденций его развития во взаимодействии с окружающей средой. Кроме того, знание дела, конкретного объекта и решаемой проблемы должно дополняться знанием менеджмента и, в частности, теории принятия решений.
     Обоснованным  может быть лишь то решение, которое  принято на основе достоверной, систематизированной и научно обработанной информации, что достигается использованием научных методов разработки и оптимизации решений.
     Таким образом, научная обоснованность, решения  обеспечивается следующими основными  факторами:
    учетом требований объективных экономических законов и закономерностей;
    знанием и использованием тенденций развития объекта управления;
    наличием полной, достоверной и научно обработанной информации;
    наличием специальных знаний, образования и квалификации у ЛПР;
    знанием и применением ЛПР основных рекомендаций менеджмента и теории принятия решений.
     Как видим, научная обоснованность управленческого  решения требует универсальности  познаний ЛПР, что связано с нарастающей  сложностью и все более комплексным  характером решаемых проблем и последствий принимаемых решений. Очевидно, что удовлетворение этого требования приводит к все более широкому распространению коллегиальных форм принятия решений.
     Непротиворечивость. Единство управления современными сложными организациями, осуществляемого глубоко специализированным аппаратом, не может достигаться иначе, чем последовательностью взаимодополняющих, непротиворечивых частных решений, носящих целеполагающий, организующий, мотивирующий, контролирующий и регулирующий характер. То, чем в действительности руководствуются исполнители, обычно есть их обобщенное представление о решениях, заданиях, инструкциях и нормативах, доведенных до них разными органами управления и менеджерами и в разное время. Положение осложняется тем, что прогнозные сценарии развития объекта управления, как правило, отсутствуют, и аппарат управления реагирует только на текущие проблемы. Кроме того, каждый менеджер, принимая решение, преследует и свои собственные цели и интересы, что требует оценки каждого из разрабатываемых решений с позиции интересов организации в целом. Все это свидетельствует об огромной важности непротиворечивости и согласованности управленческих решений. При этом следует различать внутреннюю непротиворечивость решения, под которой понимается соответствие целей и средств их достижения, а также соответствие сложности решаемой проблемы и методов разработки решения, и непротиворечивость внешнюю - преемственность решений, их соответствие стратегии, целям организации и ранее принятым решениям (действия, необходимые для реализации одного решения, не должны мешать выполнению других). Достижение сочетания этих двух условий и обеспечивает согласованность и непротиворечивость управленческого решения.
     Своевременность. Качество решения многих проблем очень часто определяется его своевременностью. Даже оптимальное решение, рассчитанное на получение наибольшего экономического эффекта, может оказаться бесполезным, если будет принято поздно. Более того, оно может даже принести определенный ущерб. Таким образом, фактор времени оказывает существенное влияние на содержание управленческого решения.
     Если  необходимость обоснованности и  непротиворечивости решения увеличивает  время, затрачиваемое на его разработку, то требование своевременности, оперативности, напротив, существенно ограничивает этот период.
     Адаптивность. Фактор времени, существенно влияющий на процесс принятия решений, диктует необходимость выполнения еще одного условия, определяющего качество управленческого решения, - адаптивности. Не следует забывать, что решение всегда носит временный характер. Срок его эффективного действия может быть принят равным периоду относительной стабильности проблемной ситуации, на разрешение которой оно направлено, и за пределами этого периода решение может превратиться в свою противоположность - не способствовать разрешению проблемы, а обострять ее. В связи с этим окончательное разрешение проблемы «раз и навсегда» не представляется возможным и качество выбранной альтернативы следует оценивать с учетом того, что через некоторое время, возможно, придется корректировать действующее или принимать новое решение. Управлять нужно так, чтобы оставалась определенная свобода выбора решений в будущем, когда ситуация изменится и будет разрабатываться новое решение. Между тем недостаток многих решений в том и заключается, что они не учитывают необходимости подобной адаптации и носят излишне «жесткий» характер.
     Реальность. Решение должно разрабатываться и приниматься с учетом объективных возможностей организации, ее потенциала. Другими словами, материальные возможности, ресурсы организации должны быть достаточны для эффективной реализации выбранной альтернативы.
     Итак, управленческое решение может считаться  качественным, если оно отвечает всем перечисленным выше требованиям. Причем речь идет именно о системе условий, поскольку несоблюдение хотя бы одного из них приводит к дефектам качества решения и, следовательно, к потере эффективности, трудностям или даже невозможности его реализации.
     В ООО “Стройтрест” отдел снабжения  включает в себя небольшое подразделение внешней кооперации. Основная задача этого подразделения состоит в своевременном, равномерном и комплексном обеспечении потребности предприятия в строительных материалах, а также в обеспечении наиболее полного и экономного их использования.
     Планирование  материального обеспечения предприятия  является основанием для принятия решения  о закупке материальных ресурсов. Процесс принятия решения о закупке  материальных ресурсов включает несколько  этапов (рис. 1).
     Процесс закупки начинается с осознания какой-либо нужды производственного процесса, которая может возникнуть по разным причинам: необходимость сырья и материалов, обслуживание оборудования и т.д. После осознания проблемы дается обобщенное описание нужды с четким определением количества и качества закупаемых материальных ресурсов. Тут важно хорошее знание специфических технических данных сырья и материалов, их ценностных характеристик.
       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 1. Этапы  принятия решения о закупке материальных ресурсов 

     На  следующем этапе проводится оценка характеристик каждого материала. Здесь в большинстве случаев используются приемы функционально-стоимостного анализа, основанные на сопоставлении необходимых затрат с величиной достигаемой полезности.
     Решается  задача минимизации издержек путем  использования более дешевых материалов и технологий при сохранении основных показателей полезности.
     Поиски  поставщиков связаны с изучением  торговых справочников, поиски информации с помощью ЭВМ, запроса по телефону, получением рекомендаций.
     На  следующем этапе запрашиваются предложения от квалифицированных поставщиков. Некоторые из них могут прислать в ответ свой каталог или менеджера по продажам.
     Важный  момент процесса принятия решений о  закупках - выбор поставщика. Работники  службы снабжения выбирают поставщика, используя различные критерии, например, качество материала, полноту ассортимента, цену материала, оперативность поставок, дополнительные услуги, возможность кредита, репутацию поставщика, личные с ним отношения.
     Разработка  процедуры выдачи заказа связана  с окончательным определением технических характеристик материальных ресурсов, потребного их количества, условий поставок, гарантии.
     Проявляется потребность в формировании долговременных контрактов, направляемых на комплексное  обеспечение производственных нужд.
     На  заключительном этапе, связанном с  оценкой работы поставщика, выясняется действительный результат совершенной  закупки, и при необходимости, вносятся соответствующие корректировки.
     Критериями  выбора поставщика могут быть надежность поставки, возможность выбора способа доставки, время на осуществление заказа, возможность предоставления кредита, уровень сервиса и др. Причем соотношение значимости отдельных критериев с течением времени может меняться.
 

2. Понятие  системного подхода  в менеджменте

 
     Понятие “система” широко используется в науке, технике и повседневной жизни, когда говорят о некоторой упорядоченной совокупности любого содержания. Система является фундаментальным понятием, как системотехники, так и базовых теоретических дисциплин (теории систем, исследования операции, системного анализа и кибернетики). Система — это объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений, сведений, а также знании о природе, обществе и т. п.
     Каждый объект, чтобы  его можно было считать системой, должен обладать четырьмя основными свойствами или признаками (целостностью и делимостью, наличием устойчивых связей, организацией и эмерджентностью).
     1. Целостность и делимость. Система  — это прежде всего целостная  совокупность элементов. Это означает, что, с одной стороны, система - целостное образование и, с другой — в ее составе отчетливо могут быть выделены целостные объекты (элементы). При этом следует иметь в виду, что элементы существуют лишь в системе. Вне системы это в лучшем случае объекты, обладающие системнозначимыми свойствами. При вхождении и систему элемент приобретает системноопределенное свойство взамен системнозначимого. Для системы первичным является признак целостности, т. е. она рассматривается как единое целое, состоящее из взаимодействующих частей, часто разнокачественных, но одновременно совместимых.
     2. Наличие устойчивых связей. Наличие  существенных устойчивых связей (отношений) между элементами или (и) их свойствами, превосходящих по мощности (силе) связи этих элементов с элементами, не входящими в данную систему, является следующим атрибутом системы. Система существует как некоторое целостное образование, когда мощность (сила) существенных связей между элементами системы на интервале времени, не равном нулю, больше, чем мощность связей этих же элементов с внешней средой. Для информационных связей оценкой потенциальной мощности может служить пропускная способность данной информационной системы, а реальной мощности - действительная величина потока информации. Однако в общем случае при оценке мощности информационных связей необходимо учитывать качественные характеристики передаваемой информации (ценность, полезность, достоверность и т. п.).
     3. Организация. Это свойство характеризуется  наличием определенной организации, что проявляется в снижении энтропии (степени неопределенности) системы H{S} по сравнению с энтропией системоформирующих факторов H{F), определяющих возможность создания системы.
     4 .Эмерджентность. Эмерджентность предполагает  наличие таких качеств (свойств), которые присущи системе в целом, но не свойственны ни одному из ее элементов в отдельности3.
     Наличие интегрированных качеств показывает, что свойства системы хотя и зависят  от свойств элементов, но не определяются ими полностью. Отсюда можно сделать выводы:
     1) система не сводится к простой совокупности элементов;
     2) расчленяя систему на отдельные  части, изучая каждую из них  отдельности, нельзя познать все свойства системы в целом.
     Любой объект, который обладает всеми рассматриваемыми свойствами можно называть системой. Одни и те же элементы (в зависимости от принципа, используемого для их объединения в систему) могут образовывать различные по свойствам системы. Поэтому характеристики системы в целом определяются не только и не столько характеристиками составляющих ее элементов, сколько характеристиками связей между ними. Наличие взаимосвязей (взаимодействия) между элементами определяет особое свойство сложных систем — организованную сложность. Добавление элементов в систему не только вводит новые связи, но и изменяет характеристики многих или всех прежних взаимосвязей, приводит к исключению некоторых из них или появлению новых.
     Система управления — это совокупность элементов (подсистем), объединенных информационными связями и процессами, направленными на достижение некоторых целей. А это позволяет считать, что система создается для достижения целей, которые направлены на решение проблем. Проблемы служат фактором, инициирующим менеджмент на повышение эффективности производства и управления. Системы управления предприятиями, как правило, характеризуются сложностью, вероятностным проявлением параметров состояния управляемых объектов и неопределенностью принятия решений.
   Основные  элементы принципы «черный ящик»  системного подхода
                                                   Внешняя среда 
         

     Вход                                                                                                       Выход 
 

                                                            Обратная связь 

     В данном примере в виде системы  может выступать любая фирма ее подразделение, отдел, машина и т.д. Для обеспечения высокого качества выхода системы сначала необходимо обеспечить высокое качество  входа, а затем высокое качество процесса и внешней среды, если, например, качество входа машиностроительного предприятия удовлетворительно, то какие бы не были на предприятие технологии, оборудование, кадры и т.д. качество выхода тоже будет удовлетворительно4.
     Если  качество входа отличное, а качество процесса удовлетворительное, то и  качество выхода будет удовлетворительным, т.е. оценка качества выхода равна низшей оценки предыдущих элементов. При этом сначала формируются требования к выходу системы, затем к выходу и внешней среде, и только потом к процессу.
     И субъект, и объект управления исследуются  для установления оптимального их взаимодействия в достижении целей. Любое исследование, и тем более использование результатов исследований в практике, основывается на анализе и синтезе изучаемых явлений и процессов, которые всегда можно представить системой. Главные характеристики любых систем — состав, структура и функции элементов и самой системы. Для организационно-экономических систем характерна способность элементов воспринимать, хранить, перерабатывать информацию и использовать ее для управления в условиях взаимодействия с окружающей средой в соответствии с выработанными целями.
     Задачи  выявления элементов или частей системы, их структуры, т.е. организации связей и отношений между элементами, моделей функционирования элементов — это задачи анализа, а определение модели и оптимальных параметров функционирования системы — задачи синтеза.
     Задача  анализа состоит, например, в установлении производственных функций, т.е. зависимости между результатом производства и затратами ресурсов. Задача синтеза — формирование экономико-математической модели, решение которой позволит составить производственную программу (очередность процессов, затраты ресурсов и др.).
     Вопросы обоснования принятия решений рассматриваются  в научных дисциплинах кибернетического направления: исследование операций, теория оптимального управления, теория принятия решений, системотехника, системный анализ и др. Понятия «системный подход» и «системный анализ» наиболее часто используются в научной литературе применительно к исследованию сложных систем и управлению.
     Системный подход представляет собой одну из форм методологии исследования, проектирования и конструирования объектов как систем. По своей природе системный подход является междисциплинарным, общенаучным и в своем современном виде позволяет органически соединить задачи анализа и синтеза. Системный анализ — наиболее ориентированное направление системных исследований, синтезировавшее методы исследования операций и системотехники, это дисциплина, занимающаяся проблемами принятия решений в условиях, когда выбор альтернативы требует анализа сложной информации различной природы. Истоки системного анализа лежат в исследовании операций и общей теории оптимального управления.
     Развитие  математических методов исследований операций стимулировалось задачами планирования военных и экономических операций, а теории оптимального управления — задачами, возникающими в технических системах. Сложные кибернетические системы исследуются методами обще математической теории оптимизации системного анализа. Обычно считают, что структуризованные задачи, т.е. допускающие формализацию и построение модели, решаются в исследовании операций, слабоструктуризованные — в системном анализе, а неструктуризованные — в теории принятия решений. Поэтому две последние дисциплины считают иногда синтезом науки и искусства.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.